Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО БРЕНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА'

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО БРЕНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
307
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / АЛГОРИТМ / ШАГИ СОСТАВЛЕНИЯ БРЕНДА / ИМИДЖ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / PERSONAL BRAND / TEACHER / ALGORITHM / BRAND BUILDING STEPS / IMAGE / TARGET AUDIENCE / CONCEPT / POSITIONING / COMPETITORS / TOOLS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухов Владимир Дмитриевич, Киселев Александр Александрович

В современном обществе, в эпоху цифровой экономики, интерес к персональному бренду преподавателя вуза постоянно возрастает. Если алгоритм разработки бренда продукта достаточно подробно описан в литературе, то создание алгоритма персонального бренда преподавателя вуза, как показывает практика, нуждается в определенной доработке. В связи с этим авторы работы, обобщив имеющиеся в литературе сведения и собственный опыт, предлагают алгоритм создания преподавателю вуза собственного бренда. Предлагаемый алгоритм включает в себя несколько последовательных шагов, которые необходимо выполнить, чтобы получить персональный бренд, который позволит сформировать профессиональный имидж преподавателя, создаст о нем необходимое представление в глазах различных видов целевой аудиторий. Каждый шаг алгоритма имеет свое описание и объяснение, как его следует выполнять, как избежать возможных ошибок, какими инструментами целесообразно пользоваться. Кроме того, авторы предлагают несколько рекомендаций, применение которых поможет позиционировать преподавателя и привлечь к нему дополнительное внимание людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ALGORITHM FOR CREATING PERSONAL BRAND OF UNIVERSITY TEACHER

In modern society, in the era of the digital economy, interest in the personal brand of a university teacher is constantly increasing. If the algorithm for developing a product brand is described in sufficient detail in the literature, then the creation of an algorithm for a personal brand of a university teacher, as practice shows, needs some refinement. In this regard, the authors, summarizing the information available in the literature and their own experience, propose an algorithm for creating an own brand for a university teacher. The proposed algorithm includes several sequential steps that must be performed in order to get a personalized brand that will allow you to form a professional representation of teachers. To avoid errors, you must use any algorithm. In addition, the authors offer several recommendations that will help position teachers and attract people’s attention to them.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО БРЕНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО БРЕНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Сухов Владимир Дмитриевич

кандидат химических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», кафедра Управление предприятием, г. Ярославль , Российская Федерация. E-mail: sukhovvd@ystu.ru

Сухов Сергей Владимирович

кандидат экономических наук,

руководитель проекта Sukhov Group, официальный спикер Google, основатель агенства персонального интернет-маркетинга Halley,

г. Ярославль , Российская Федерация. E-mail: svsukhov@gmail.com

Киселев Александр Александрович

кандидат педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», заведующий кафедрой кафедрой Управление предприятием, г. Ярославль , Российская Федерация. E-mail: kiselevaa@ystu.ru

Аннотация: В современном обществе, в эпоху цифровой экономики, интерес к персональному бренду преподавателя вуза постоянно возрастает. Если алгоритм разработки бренда продукта достаточно подробно описан в литературе, то создание алгоритма персонального бренда преподавателя вуза, как показывает практика, нуждается в определенной доработке. В связи с этим авторы работы, обобщив имеющиеся в литературе сведения и собственный опыт, предлагают алгоритм создания преподавателю вуза собственного бренда. Предлагаемый алгоритм включает в себя несколько последовательных шагов, которые необходимо выполнить, чтобы получить персональный бренд, который позволит сформировать профессиональный имидж преподавателя, создаст о нем необходимое представление в глазах различных видов целевой аудиторий. Каждый шаг алгоритма имеет свое описание и объяснение, как его следует выполнять, как избежать возможных ошибок, какими инструментами целесообразно пользоваться. Кроме того, авторы предлагают несколько рекомендаций, применение которых поможет позиционировать преподавателя и привлечь к нему дополнительное внимание людей.

Ключевые слова: Персональный бренд, преподаватель, алгоритм, шаги составления бренда, имидж, целевая аудитория, концепция, позиционирование, конкуренты, инструменты.

JEL: E22, С91; I24

DEVELOPMENT OF THE ALGORITHM FOR CREATING PERSONAL BRAND OF UNIVERSITY TEACHER Sukhov Vladimir Dmitrievich

Candidate of Chemical Sciences, Professor, Yaroslavl State Technical University, Department of Enterprise Management, Yaroslavl, Russian Federation.

Sukhov Sergey Vladimirovich

Candidate of Economic Sciences, Project Manager Sukhov Group, Official Speaker of Google, Founder of the Agency of Personal Internet Marketing Halley, Yaroslavl, Russian Federation.

Kiselev Alexander Alexandrovich

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department, Yaroslavl State Technical University, Department of Enterprise Management, Yaroslavl, Russian Federation.

Abstract: In modern society, in the era of the digital economy, interest in the personal brand of a university teacher is constantly increasing. If the algorithm for developing a product brand is described in sufficient detail in the literature, then the creation of an algorithm for a personal brand of a university teacher, as practice shows, needs some refinement. In this regard, the authors, summarizing the information available in the literature and their own experience, propose an algorithm for creating an own brand for a university teacher. The proposed algorithm includes several sequential steps that must be performed in order to get a personalized brand that will allow you to form a professional representation of teachers. To avoid errors, you must use any algorithm. In addition, the authors offer several recommendations that will help position teachers and attract people's attention to them.

Keywords: Personal brand, teacher, algorithm, brand building steps, image, target audience, concept, positioning, competitors, tools.

В современном обществе, в эпоху цифровой экономики, интерес к персональному бренду, в том числе и к бренду преподавателя вуза, постоянно возрастает [1 - 9]. Ранее нами был поставлен вопрос «нужен ли преподавателю высшего учебного заведения свой персональный бренд?» [10] и на него был получен однозначный ответ: да - нужен.

Анализ литературы показал, что для создания собственного персонального бренда сегодня имеется много возможностей, причем созданием бренда может заниматься каждый преподаватель самостоятельно или прибегнуть к услугам сторонних специалистов. При этом стоит понимать, что и в том, и в другом случаях создание персонального бренда - это довольно долгий, трудоемкий процесс, требующий профессионального подхода и постоянной работы над ним.

Единственное обязательное условие при создании бренда - преподаватель должен быть профессионалом, располагать определенными коммуникационными навыками, любить свою профессию и, конечно, иметь немного (а ещё лучше - много) везения. Профессионал в своей деятельности, талантливый ученый, медийная персона, эмоциональный человек всегда будет интересен целевой аудитории слушателей, коллегам, студентам, интернет-пользователям. Персональный бренд позволит сформировать профессиональный имидж преподавателя, создаст о нем необходимое представление в глазах различных видов аудиторий.

Если алгоритм разработки бренда продукта достаточно подробно описан в литературе [5 - 9], то создание алгоритма персонального бренда преподавателя вуза нуждается в определенной доработке. В связи с этим целью настоящего исследования явилось разработка последовательности создания собственного бренда преподавателя.

Для достижения поставленной цели, наверно, целесообразно начать с того, что «какой-то» персональный бренд уже имеется у каждого из нас, более того, каждый человек строит свой бренд, причем это даже от него не зависит и он вообще даже может быть незнаком с таким понятием. Не следует удивляться и тому, что у человека может быть вообще не один, а сразу несколько личных брендов, в зависимости от сферы его жизнедеятельности. Например, бренд в семье, на работе или отдыхе и др. Однако, для своего развития, продвижения, признания необходим совершенно иной бренд - профессиональный персональный бренд, - который позволит стимулировать мгновенный интерес к компетенциям личности, показать ее незаурядность и конкурентные преимущества [3].

Сегодня авторы предлагают выделить следующие основные последовательные шаги по созданию персонального бренда преподавателя вуза.

Шаг 1. Принятие решения о создании персонального бренда преподавателя вуза. Для принятия такого решения сегодня у преподавателя имеется много причин, поскольку персональный бренд повышает его самооценку; создает конкурентное преимущество своему владельцу, расширяет интересы, круг его общения и т.д. [11 - 12]. В основе принятия решения должна быть заложена идея

бренда, поскольку персональный бренд преподавателя может быть ориентирован одновременно на несколько целевых аудиторий, например, для студенческой среды, для коллег, предоставляющих образовательные услуги, для руководства вуза, для научного сообщества по своему профилю исследовательской деятельности. Выбрав одну или несколько из них впоследствии сосредоточить на ней свою работу. В этом случае структура бренда, наполнение, идеология будут одинаковыми, а вот цели и инструменты будут существенно отличаться.

Шаг 2. Разработка концепции бренда. Концепция - это история про осознанность, рациональное понимание, аргументацию, это взгляд на любой проект (в данном случае на конкретного преподавателя) с точки зрения ряда принципов. Это история про способ продемонстрировать характер преподавателя, его взгляды, профессионализм, убеждения.

Сущность концепции, как в бизнесе, так и в деятельности преподавателя, состоит в осмыслении отношений между людьми и тех потребностей, которые они стремятся реализовать через эти отношения. Следует понимать, что без хороших взаимоотношений между субъектами любой бренд вряд ли будет успешным. А его успешность зависит от того, как бренд отвечает реальным запросам и ожиданиям людей, на которых он ориентирован. Залогом успеха бренда всегда будут выступать постоянные и стабильные контакты со своими потребителями, а это студенты, коллеги по работе, научные сотрудники, представители других целевых аудиторий. Ключевым звеном концепции является ее стратегическая идея. Задачей концепции бренда является формализация того, как маркетинговая идея бренда будет донесена до целевой аудитории.

На этом шаге могут использоваться разнообразные виды концепций бренда, которые решают различные задачи. С использованием концепции продвижения бренда осуществляется выбор каналов маркетинговых коммуникаций. Для каждого канала устанавливаются цели, задачи, разрабатывается стратегия их использования и взаимодействия, выбираются способы продвижения персонального бренда.

Креативная концепция бренда - это своеобразный переводчик идеи бренда в соответствующие образы, символы, фразы, слова, понятные целевой аудитории. Именно эти составляющие формируют имидж бренда преподавателя, поскольку они позволяют создавать единство визуальных и вербальных образов.

Визуальная концепция бренда при помощи названия, слогана, фирменного стиля, дизайна, «языка» общения бренда с аудиторией, рекламной идеи, описывает стиль и характер, колористику и ассоциативность, то есть наполнение визуального контента бренда, определяет специфику его визуальной составляющей.

Вербальная концепция устанавливает такие вербальные аргументы бренда, как описания и слоганы, речевая стилистика, характер, тон и окраска речи, впечатление, которое нужно создать, и какие ассоциативные ряды должны выстраиваться в сознании потенциальных потребителей.

Здесь следует уделить большое внимание позиционированию персонального бренда, его перспективам развития на несколько лет вперед. Позиционирование позволит сформировать в сознании целевого потребителя желаемое восприятие или «определенный» образ бренда.

Для этого необходимо найти ответы на три простых вопроса:

- что преподаватель хочет донести?

- до кого преподаватель это хочет донести?

- зачем он хочет это донести?

После того как ответы будут получены необходимо выбрать конкретную нишу, при этом лучше всегда начинать с узкой ниши, где можно достаточно легко стать лидером, а затем уже развивать свой личный бренд в другие ниши.

Шаг 3. Разработка видения и образа персонального бренда. Видение - это образ будущего. Оно включает представление о профессиональной и личной жизни преподавателя. Фактически, это

описание жизненного пути. Для этого следует выбрать свой путь достижения поставленных целей, но важно и шире использовать опыт и знания коллег. После выбора пути необходимо переходить к созданию эффективного, профессионального и уникального образа. Для этого необходимо выбрать критерии, среди которых чаще всего применяются следующие.

Постоянство - это важная профессиональная черта преподавателя, которая особенно ценится как в бизнесе, так и в образовательной среде. Образ преподавателя должен быть единым и последовательным на всех платформах.

Креативность - это уровень и способность творческой одаренности человека. Человек ищет креативность в тех людях, с которыми он хочет работать. Достичь креативности позволяют современные технологии. Для демонстрации креативности преподавателю необходимо составить свое портфолио.

Запоминаемость, для этого используются различные ритуалы, которые будут тесно ассоциироваться с образом преподавателя. Ритуалы будут оказывать воздействие на формирование и утверждение общественного мнения о личности.

Профессиональные фото. В своем портфолио преподаватель должен иметь несколько качественных снимков, которые позволят сформировать о нем хорошее мнение. В этом случае любительские фото вряд ли будут полезны, поскольку не позволят оказать на аудиторию положительного впечатления в полном объеме.

Профессиональный сайт - это самое необходимое условие для создания персонального бренда.

Доверие является социальным капиталом человека, оно способствует повышению конкурентоспособности, что является важной составляющей персонального бренда. Доверие подтверждает профессионализм преподавателя, его постоянно надо поддерживать и укреплять, что достигается сотрудничеством с экспертами из образовательной отрасли.

Шаг 4. Определение целевой аудитории. Разработка персонального бренда проводится с нацеленностью на определенную целевую аудиторию, с учётом того, как она будет воспринимать бренд. Задачей персонального бренда является оказание помощи целевой аудитории в выборе конкретной личности, конкретного преподавателя. Целевая аудитория преподавателя - это потребители, заинтересованные в получении образовательных услуг. Любой бренд существует только в своей профессиональной области и может существовать только там, где востребованы его профессиональные качества. Чтобы целевая аудитория выбрала преподавателя, необходимо выявить, кто в нее входит. Это очень важное условие, поскольку оно позволяет понимать, на каком языке эта аудитория разговаривает и где она сконцентрирована.

Обычно у персоны имеется несколько целевых аудиторий. Применительно к персоне преподавателя можно назвать следующие целевые аудитории - это студенты, коллеги по предоставлению образовательных услуг, коллеги по проведению совместных научных исследований, будущие его работодатели и работодатели молодых специалистов. С каждой аудиторией необходимо использовать разные каналы коммуникаций.

Чтобы целевая аудитория выбрала преподавателя вуза, необходимо определить, кто в нее входит. Если выбрать «широкую» нишу для построения персонального бренда, то целевая аудитория будет достаточно разнообразной. Для такой ниши будет сложно подобрать эффективные инструменты работы. И наоборот: выбрав узкую нишу, с ограниченным кругом лиц, можно привести себя к проблеме «потолка аудитории», когда выяснится, что дальше развиваться некуда. Поэтому приходится выбирать такую целевую аудиторию, с которой имеется возможность работать в течение нескольких лет.

Важным фактором при выборе целевой аудитории является ее лояльность. Она определяется преданностью к выбору преподавателя и означает субъективное психологическое расположение к ней. Чем надежнее выбраны личности, для которых предназначен бренд, тем легче его создавать, и

тем он будет стабильнее. Такой коммуникационный инструмент поможет преподавателю получить большее внимание целевой аудитории, которая будет представлять, что за личность находится перед ней, какова ее деятельность, направленность, к чему она стремится. Именно в этом состоит суть брендовых отношений преподавателя и целевой аудитории.

Шаг 5. Исследование конкурентов персонального бренда преподавателя является важной частью его успеха. Рекомендуется такой анализ осуществлять регулярно, что позволит находиться всегда в курсе всех изменений, которые происходят на рынке образовательных услуг. В сети Интернет присутствует достаточно большое количество конкурентов, поэтому нецелесообразно пытаться мониторить их сразу всех. Для анализа достаточно выбрать 3-5 основных конкурентов, которые хорошо известны или, наоборот, пора с ними познакомиться.

После того, как конкуренты будут выбраны, необходимо их проанализировать во всех поисковых системах и социальных сетях. Для этого анализируются площадки, которые выводятся в первые позиции поисковой выдачи. Затем полученные результаты следует заносить в таблицу адресатов всех их аккаунтов в социальных сетях, блогах и персональных сайтах. Здесь самое главное - определиться, как ваши коллеги по образовательной деятельности позиционируют себя, какая у них концепция, философия, какие у них ссылки на их профили. Затем исследуются направления движения трафика с каждой площадки, анализируются призывы к дальнейшим действиям. Большое значение имеет вовлеченность и активность целевой аудитории, какие имеются отклики у подписчиков, какая реакция конкурента на обратную связь, особенно, если она негативная.

На основании собранной информации в открытых источниках составляется представление о ситуации на рынке образовательных услуг, и затем делаются выводы о поведении конкурентов, их сильных и слабых сторонах. Для полноценного конкурентного анализа необходимо систематизировать всю собранную информацию. Как показывает практика, - это долгий и сложный процесс, поэтому его целесообразно автоматизировать с применением ряда инструментов для анализа конкурентов (табл.1).

Таблица 1 - Инструменты для анализа брендов конкурентов

Название Характеристики инструмента

advse.ru предоставляет отчет по сайтам, чья реклама была найдена в результатах поиска Яндекса и Google

adbeat.com сервис предоставляет данные по более чем 100 000 сайтов: рекламные кампании, размещения, объявления, примерные бюджеты для мобильных и десктопных кампаний

ahrefs.com комплексный анализ ссылочной истории конкурентов

allpositions.ru анализ и проверка позиций сайта в поисковых системах

atrends.ru полный анализ конкурентов в Яндекс.Директе: объявления, ключевые слова, домены

Brandspotter.ru-мониторинг социальных медиа BrandSpotter позволяет мгновенно оценить уровень репутации вашего бренда, увидеть негативные и позитивные высказывания о вашей компании в социальных сетях, выявить поклонников и ненавистников бренда и получить удобный и функциональный отчет

builtwith.com сервер, скрипты, виджеты, сервисы - в общем, все, что нужно знать о технической стороне сайта конкурентов. Также есть глобальные отчеты по различным трендам

compete.com инструмент для мониторинга онлайн-конкурентов и отрасли

feedspy.net сервис аналитики контента в социальных сетях

Название Характеристики инструмента

iqbuzz.pro сервис мониторинга соцмедиа

linkprospector. citationlabs.com инструмент для проверки беклинков на сайт и линкбилдинга

majestic.com позволяет загрузить профиль любого конкурирующего сайта по обратным ссылкам

mentionmapp.com инструмент для поиска упоминаний пользователя в Twitter. Строит интерактивную карту упоминаний и визуально демонстрирует социальные связи пользователей

monitorbacklinks. com инструмент для отслеживания обратных ссылок, ключевых слов. Можно также отслеживать входящие ссылки по ключевым словам с параметрами dofollow или nofollow. Полученные в результате фильтрации данные можно скачивать или сравнивать с предыдущими периодами и разными конкурирующими проектами

popsters.ru инструмент для анализа контентной политики конкурента и оценки коэффициента вовлечения в сообществах конкурента

serpstat.com очень удобный подробный сервис для комплексного анализа конкурентов

raventools.com сервис, предоставляющий обширный анализ сайта, начиная от показателей тИЦ и PR, заканчивая дизайном

semrush.com сервис позволяет провести анализ конкурентных сайтов, источников трафика, ключевых слов, по которым конкуренты продвигаются в Google

spywords.ru все о конкурентах в контекстной рекламе

Megaindex крупнейший в России сервис, предоставляющий онлайн-инструменты для анализа как своего сайта, так и конкурентов

Шаг 6. Исследование лучших мировых практик. Важно обратить внимание на опыт не только отечественных, но и зарубежных специалистов. Их анализ делается по тому же алгоритму (см. шаг 5), но задачей является поиск лучших практик, которые можно использовать для развития собственного бренда.

Шаг 7. Исследование трендов развития отрасли, внутри которой работает персона. В настоящее время развитие современной образовательной отрасли претерпевает существенные изменения. Сегодня исследователи выделяют ряд основных трендов, которые оказывают существенное влияние на развитие и изменения в системе высшего образования.

Тренд 1. Влияние глобальных изменений на экономику страны. Глобализация становится определяющим фактором, влияющим на увеличение количества потенциальных студентов во всем мире. Нынешние студенты желают учиться в лучших университетах и, что немаловажно, у лучших профессионалов-преподавателей.

По мнению известного американского учёного Митио Каку, новые образовательные процессы в будущем будут базироваться не на процессах заучивания и запоминания, а на ускоренных и упрощенных процессах получения всей необходимой информации из доступных и актуальных источников информации, работа с которыми станет максимально удобной для пользователей.

Тренд 2. Перевод образования в виртуальное пространство, причем эта ситуация сейчас меняется достаточно быстро, а сама система онлайн-образования уже сегодня получила достаточно широкое распространение по всему миру, и можно вполне обоснованно утверждать, что за ней -будущее.

Тренд 3. Меняется ценность самих дипломов. Для работодателей важным становится не наличие диплома, пусть даже магистра, а компетенции и умения, которыми должен обладать молодой специалист, чтобы получить место в компании.

Тренд 4. В ближайшее время, следует полагать, что накапливаемые знания студентов будут выступать одним из основных элементов системы образования, при этом роль коммуникаторов и интеграторов совокупного объема информации и знаний будут выполнять информационные технологии. По-видимому, дипломы будут заменены на портфолио, в котором будет отражена активность студента. Она в последующем позволит работодателю составить комплексное представление о способностях и навыках соискателя.

Тренд 5. Переход общества от индустриального к постиндустриальному потребует от современных студентов формирования у них основ и навыков инновационного мышления, умения самостоятельно принимать необходимые решения, логического целеполагания.

Тренд 6. В условиях конкурентоспособности высшего образования существенно возрастает уровень мобильности студенческой молодежи. К сожалению, в этих процессах Россия пока принимает не такое активное участие в отличие от других стран.

Тренд 7. Вузы постепенно будут превращаться в инновационные центры регионов и отраслей. Для этого потребуется передать имеющуюся в регионах инфраструктуру университетам, в которых будут реализовываться инновации. Из числа профессорско-преподавательского состава будут создаваться «виртуальные кафедры», в них будут сформированы конкурентоспособные научные школы ведущих российских университетов.

Тренд 8. Образование с применением онлайн-обучения студентов будет постепенно наращивать свой экспортный потенциал, что приведет к существенному росту конкурентоспособности вузов.

Практическая реализация перечисленных трендов позволит повысить продвижение российских высших учебных заведений на глобальном образовательном рынке.

Шаг 8. Разработка требований к фирменному стилю бренда преподавателя. Фирменный стиль обеспечивает узнаваемость товара, фирмы, компании и, конечно, личности. Это не какое-либо абстрактное понятие, это важный конкурентный элемент. Особенностью фирменного стиля является то, что он позволяет обеспечить запоминаемость объекта. К визуальным элементам стиля в работе [3] предлагается относить маркеры персоны: это внешний вид, окружение, проекты, увлечения, инструменты, референсы, мировоззрение и др.

Все перечисленные элементы в полной мере относятся к персональному стилю преподавателя высшего учебного заведения. Для него, прежде всего, надо быть не просто специалистом, умело и эффективно делать свое дело, а стать экспертом в образовательных вопросах. Персональный стиль преподавателя формируется путем его участия в различных форумах, конференциях, семинарах, тренингах. Преподавателю необходимо иметь хорошо оформленную свою страницу в социальной сети, сайт, для большего привлечения новых подписчиков постоянно выкладывать информацию о себе, в том числе свои личные фотографии.

Персональный стиль невозможно представить без наличия визитной карточки преподавателя. Именно с визитной карточки, начинается первое деловое представление персоны. Она должна быть достаточно простой и оригинальной. В ней должна содержаться только необходимая информация, но при этом очень важным является ее эксклюзивный дизайн, чтобы она не затерялась среди прочих других аналогичных карточек.

Шаг 9. Разработка линейки продуктов. В персональном бренде преподавателя должна быть хорошо продумана и представлена линейка его продуктов, в состав которой войдет все, что он может предложить своей целевой аудитории. Здесь же следует предложить механизм, как можно

воспользоваться предлагаемой линейкой продуктов.

К такого рода продуктам могут относиться:

- очные курсы, проводимые преподавателем;

- вебинары;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- курсы, реализуемые внутри онлайн-школ;

- книги, статьи и прочие публикации;

- подкасты;

- выступления на открытых и закрытых мероприятиях;

- консультационные услуги;

- коучинг;

- участие в экспертных советах.

Перечень продуктов далеко не полон и может существенно меняться в зависимости от компетенций и сферы деятельности.

Шаг 10. Разработка фирменного стиля и прочей атрибутики является основополагающим этапом позиционирования, продвижения любой личности. Фирменный стиль позволяет эффективнее обеспечивать продвижение персонального бренда преподавателя, является маркетинговым инструментом, создает положительный и привлекательный образ. Он позволяет повысить позиции в предоставлении образовательных услуг, сделать его узнаваемым в глазах целевой аудитории, сформировать положительное, лояльное к нему отношение со стороны потребителей. Как при создании фирменного стиля торговой марки или компании, фирменный стиль преподавателя включает в себя графические элементы, графические константы, образуя тем самым единую индивидуальность персоны. Здесь могут использоваться различные инструменты визуализации, позволяющие создать не только привлекательный, яркий образ, но и наполнить его смысловой составляющей.

Правильно разработанный стиль становится не просто «лицом» преподавателя, но и демонстрирует его «характер», обеспечивая эффективное построение диалога с целевой аудиторией. Разработка фирменного стиля включают в себя ряд этапов:

Этап 1. Постановка цели и на ее основе разработка задач, формулировка стратегии. На этом этапе выявляются основные отличия продвигаемого преподавателя, его сильные и слабые конкурентные стороны; проводится анализ целевой аудитории. Исходя из этих сведений, формируется идея фирменного стиля, то есть, обозначаются те качества продвигаемой персоны, которые станут ее ключевыми характеристиками.

Этап 2. Разработка базовых инструментов фирменного стиля. Этот этап является самым трудоемким, подразумевающим визуализацию выбранной концепции. На этом этапе формируются составляющие для эффективной визуализации образа, причем они могут быть, как вербальными, так и невербальными коммуникациями с целевой аудиторией (студентами, коллегами, партнерами, работодателями). Здесь основную идею следует доносить до аудитории посредством построения определенного ассоциативного ряда, с помощью психологического восприятия форм, цветов и прочего.

К базовым инструментам фирменного стиля относятся:

- графические уникальные визуальные элементы, которые используются при создании и оформлении различной печатной продукции;

- палитра цветов, специфическое сочетание оттенков, используемых во всей визуальной атрибутике персонального бренда;

- фирменные шрифты для составления документации и других текстов;

- индивидуальный логотип, позволяющий визуально идентифицировать бренд преподавателя.

Все эти инструменты в совокупности, формируют общее визуальное пространство бренда.

Этап 3. Создание атрибутов фирменного стиля и/или разработка брендбука. На данном этапе осуществляется практическое применение подготовленных графических и других материалов для представления образа. Осуществляется печать полиграфической продукции, оформление рекламных материалов и т.д. Атрибутами фирменного стиля персонального бренда являются:

- визитки;

- бланки документов;

- конверты;

- сайт, другие материалы.

Перечень атрибутов фирменного стиля определяется индивидуально для каждого человека, в зависимости от специфики и сферы его деятельности.

Шаг 11. Выявление основных каналов продвижения в офф- и онлайн. Продвигать персональный бренд преподавателя лучше всего в интернете. Основными технологиями и инструментами раскрутки персонального бренда, будут следующие:

- ведение аккаунтов в социальных сетях;

- продвижение внутри уже сформированных онлайн-сообществ;

- подготовка рассылок;

- ведение блога.

Кроме этого необходимо поддерживать постоянное оффлайн присутствие. Для этого необходимо следить за своим внешним видом, подробно рассказать о себе, добавлять новые контакты, зарегистрировать свою рабочую электронную почту, привести примеры успешных проектов, разработать свой дизайн визитных карточек и других печатных материалов.

В таблице 2 представлены сравнительные характеристики онлайн и оффлайн-рекламы.

Таблице 2 - Сравнительные характеристики онлайн и оффлайн-рекламы

Онлайн-реклама Оффлайн-реклама

Больше методов привлечения клиентов, однако эффект воздействия на них непродолжителен. Меньше возможностей привлечь внимание покупателей, но информация надолго закрепляется в их сознании.

Очень широкий охват целевой аудитории (информация может распространяться в мировых масштабах). Охват ограничивается местностью, в пределах которой распространяется оффлайн-реклама.

Высокая скорость реакции, возможность откорректировать и оптимизировать рекламу в любой момент. На распространение информации и достижение результата может потребоваться довольно много времени. Необходим опыт и навыки по планированию эффективности продвижения.

Легко проверяется и контролируется. Информация об охвате потребителей и целевых действиях доступна в режиме онлайн. Невозможно отследить и проконтролировать показатели, а также узнать количество потребителей, видевших или слышавших объявление.

Время действия не ограничено, информация может отображаться 24/7. Трансляции по радио и телевидению, а также печатные издания выходят согласно установленному графику. Клиенты могут пропустить выпуск рекламы.

Онлайн-реклама Оффлайн-реклама

Корректируется разнообразными параметрами: таргетинг, время, содержание и пр. Внесение изменений в уже запущенную рекламную кампанию потребует больших финансовых, физических и временных затрат. Более выгодная с финансовой точки зрения по сравнению с оффлайн-рекламой. Материальные носители (баннеры, указатели), а также объявления по телевидению и радио обойдутся дороже цифровых.

Возможность отображать информацию только нужной целевой аудитории. Видна/слышна всем, вне зависимости от их заинтересованности.

Шаг 11. Запуск программы продвижения. Эффективнее всего начать продвижение персонального бренда с выбора социальной сети. Здесь целесообразно начать с одной социальной сети, на ней попытаться грамотно и полноценно раскрутиться. Ведь каждая такая сеть имеет свои особенности продвижения, разную востребовательность контента, а, следовательно, раскучиваться одновременно на нескольких сетях, да еще одному человеку физически трудно.

Сегодня в научной и образовательной среде наиболее часто используются четыре базовых социальных сети - это Facebook, В контакте, Instagram и YouTube. При выборе социальной сети используются три критерия отбора:

1.Какая социальная сеть нравится больше всего, в какой сети комфортнее всего находиться, где преподаватель общается с аудиторией чаще?

2.Какой контент преподаватель чаще всего предпочитает и в каком у него получается лучше реализовываться (писать статьи, тексты, изготавливать картинки, фото, видеоролики)?

3.В каких социальных сетях присутствуют клиенты преподавателя?

Самыми активными пользователями социальных сетей являются студенты. Нет такого студента, который не был бы зарегистрирован в какой-либо из популярных сетей. Как правило, в студенческих сетях обычно рассматриваются вопросы социальных связей, помощи вобучении, индивидуальных достижениях, поведении, убеждении.

После того, как была выбрана социальная сеть, на ней следует добиться получения положительных результатов. Для этого необходимо помещать в ней свои заметки, писать статьи, размещать картинки и различные ролики с мероприятий, в которых преподаватель принимал активное участие. Обязательным условием является непосредственная работа преподавателя со своими клиентами «вживую», что позволит получить от них обратную связь. Такое общение позволит выявить наиболее востребованные образовательные услуги, предоставляемые преподавателем. Все это вместе позволит эффективней позиционировать преподавателя, найти ему свою нишу.

Только после этого можно переходить к работе в других социальных сетях. Однако сделать это самому, одному преподавателю, чрезвычайно сложно, а, может быть, и невозможно, поэтому часто приходится обращаться за помощью к своим коллегам, которые будут помогать преподавателю раскручиваться. В этом случае рекомендуется зарегистрироваться сразу, например, в трех социальных сетях (В контакте, Instagram, Facebook). Очень часто целевые аудитории этих сетей совпадают, что позволит увеличить охват пользователя. Здесь не надо продумывать разные стратегии продвижения преподавателя, их можно просто дублировать.

Следует выделить следующие рекомендации, которые помогут позиционировать преподавателя и привлечь к нему дополнительное внимание людей:

- устанавливать личные контакты с людьми, посещать местные мероприятия;

- активно обсуждать актуальные темы в группах и на форумах;

- постоянно публиковать гостевые посты;

- принимать участие в интервью и писать статьи совместно с другими авторами;

- проводить партнерские вебинары;

- шире продвигать свой бренд при помощи онлайн-рекламы;

- высказывать свои собственные идеи, делать уникальные предложения, смело экспериментировать.

Шаг 12. Корректировка концепции. Когда персональный бренд преподавателя создан и функционирует некоторое время, требуется проведение его оценки результативности. Для этого необходимо:

- разработать критерии эффективности бренда;

- проведение постоянного мониторинга получаемых результатов;

- сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

После проведения оценки эффективности персонального бренда рекомендуется осуществлять его корректировку. Желательно такую корректировку проводить примерно один раз в полгода. Хотя очень часто принятие решения о корректировке функционирования бренда принимается преподавателем в связи с низкими показателями удовлетворенности целевой аудитории, в случае необходимости внесения изменений в коммуникационную стратегию или проведения репозиционирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 211 с.

2. Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Понятие «личный бренд», области его применения: теоретические аспекты // Молодой ученый. - 2015. - №2. - с. 294-297.

3. Сухов С.В. Катализатор величия. - М., Изд-во «Э», 2017. - 172 с.

4. Гуртовенко О.М., Леквин Г.Г. Бренд преподавателя высшего учебного заведения. Периодический всероссийский научный журнал «Основы экономики, управления и права». - Самара: «Институт анализа экономики города и региона», 2014. - № 6 (18). - с. 55-61.

5. Котлер Ф., Рейн И., Хэмлин М., Столлер М. Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности. - М.: Издат. Дом Гребенникова, 2008. - 400 с.

6. Перция, В., Мамлеева, Л. Анатомия бренда. — М., СПб.: Вершина, 2007. — 288 с.

7. Петров, Л. Бренд имени себя [Электронный ресурс]. URL: http://leonidpetrov.ru/blog/ articles?post=brend-imeni-sebja-sozdanie-i-prodvizhenie-lichnogo-brenda (дата обращения: 20.10.2014).

8. Рябых, А., Зебра, Н. Персональный бренд. Создание и продвижение. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 298 с.

9. Peters T. The Brand Called You. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fastcompany.com/28905/ brand-called-you (Дата обращения: 22.10.14).

10. Сухов В.Д., Сухов С.В., Киселев А.А. Особенности персонального бренда преподавателя вуза. // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика». - 2019. - № 4. - с. 68 - 72. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://theoreticaleconomy.

11. Сухов В.Д., Сухов С.В. Основы маркетинга. Практикум. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.

12. Киселев А.А., Сухов В.Д., Сазонов А.И. Основы теории менеджмента. - Ярославль: Издат. Дом ЯГТУ, 2018. - 292 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.