СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фоменков С. А. и др. Моделирование и автоматизированное использование структурированных физических знаний. - Волгоград, 2004.
2. Коробкин Д.М. Выделение структурированной предметной информации из текстов пер-
вичных источников на примере физических знаний.: дис. ... канд. тех. наук: 05.13.12: защищена 26.12.06: утв. 13.04.07.
3. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям. - М., 2002.
О.А. Даниленко, Ю.Р. Нурулин
РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ОБРАБОТКИ ВОЗВРАТНЫХ КНИЖНЫХ ПОТОКОВ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСАХ
Для всех субъектов книжного дела существует два материальных потока: входящий и исходящий. Для издательства входящим потоком являются книги, поступающие из типографии, а также возвращаемые от партнеров непроданные экземпляры. Исходящий поток книг направлен оптовым компаниям, торговым сетям, автономным магазинам, корпоративным покупателям, интернет-магазинам. Структура потоков приведена на рис.1. Для реализации всех указанных взаимодействий издательству в своем составе необходимо иметь оптовое подразделение по продажам с развитой логистической системой.
Для оптовых компаний к входящему потоку относятся книги:
- поступающие от издательств;
- поступающие от других оптовых поставщиков;
- приобретаемые непосредственно у авторов;
- возвращаемые от покупателей.
К исходящему потоку оптовых компаний относятся:
- поставки книг в торговые сети, автономным магазинам, интернет-магазинам;
- прямые поставки книг корпоративным покупателям (организации, предприятия, библиотеки, школы и т.д.);
- поставки книг другим оптовым поставщикам;
- возвраты книжной продукции изда-
тельствам, оптовым поставщикам и авторам. Структура потоков для оптовых предприятий показана на рис.2.
Существенным и главным отличием структуры материальных потоков издательства и оптовой компании является транзит-ность книжной продукции. Для издательства возврат литературы является конечной точкой в товаропроводящей цепочке. Для книги, потерявшей свой товарный вид, склад издательства является финишным в жизненном цикле продукции. При правильной организации оптовой компании все возвраты от покупателей транзитно передаются поставщику и далее по цепочке в издательство. Это главные риски издательства в их инвестиционной деятельности по выпуску книжной продукции.
Одной из главных тенденций, наблюдаемых в последние года не только в отечественной книготорговле, но и в зарубежных странах, является всевозрастающий объем возвратов книжной продукции на всехуров-нях интегрированных систем и в автономных магазинах. Этот объем в России еще не достиг тех размеров, который считается общепринятым для мировых лидеров издательской деятельности. Тем заметнее динамика роста. Если в начале90-х годов при тотальном дефиците книг эта составляющая материального потока между предприятиями была практически равной нулю, то в настоящее время объем возвратов достигает 5-
10%.Некоторые розничные сети в договорах поставки определяют допустимый показатель 20-25%. Это связано с перепроизводством книг и желанием максимально поднять эффективность розничной торговли. Опыт книжной торговли в зарубежных странах показывает, что 25% -это не предел.
Выполним анализ основных причин возвратов в книжной торговле.
1. Низкий уровень продажи того или иного издания. Это связано со многими факторами: с перепроизводством книг, с покупательским спросом, с маркетинговыми ошибками издательств, с недостаточным рекламным продвижением литературы, с выкладкой книг на стеллажах и т.д. В розничной торговле по уровню спроса книги, как правило, делятся на три-четыре категории по уровню продаж. Особое внимание уделяется первой категории с наивысшим рейтингом покупательского спроса. Именно эти книги дают наибольший доход от продаж, и менеджеры по закупкам стараются обеспечить постоянное присутствие данного товара торговом зале.
2. Существенное снижение товарного вида книги вследствие открытого доступа для покупателей. Многократный просмотр книги посетителями книжного магазина приводит к существенному ухудшению
внешнего вида особенно для литературы в обложке. Для книг в переплете эта проблема не так значима, но также как и в первом случае, внутренние книжные блоки пачкаются от рук, заламываются, надрываются, выцветают. Книга не в полной мере отражает уровень покупательского спроса.
3. Моральное старение литературы. Особенно это относится к нормативной, экономической, компьютерной и технической литературе. Новые версии программного обеспечения, новые модели цифровых фотоаппаратов, мобильных телефонов, игровых приставок, бытовой техники и т.д. предопределяют необходимость выпуска новых книг и естественным образом снижают потребность в ранее изданной литературе. Учитывая высокую динамику обновления законодательной базы в стране, можно сказать, что обеспечение актуальности нормативной литературы задача не из простых. Книги по экономике и финансам тесно связаны с нормативной базой в стране, поэтому любые изменения приводят практически к необходимости изъятия книг, в противном случае читатель получает ошибочные знания, последствия применения которых могут быть крайне неприятными и связаны со штрафами и пенями при предпринимательской деятельности.
Рис. 1. Структура материальных потоков издательства
4. Закрытие или перепрофилирование предприятия розничной торговли. Процесс открытия и закрытия книжных магазинов постоянно наблюдается в различных городах страны. Это связано с оценкой эффективности деятельности предприятия. Если оно не оправдывает надежд по прибыльности, а приносит только убытки, то магазин закрывается. В крупных сетях класса «ТОП-книга» такой динамике подвержены десятки магазинов в год. В условиях экономических и финансовых трудностей процесс закрытия книжных магазинов может усилиться, что приведет к существенному увеличению потока возвратов из розничного звена в адрес издательств и оптовых поставщиков.
На возвраты оказывает влияние и условия договорных отношений между покупателем и поставщиком. Рассмотрим варианты этих отношений.
Самый экономически выгодный для поставщика является договор, в котором оговорена предоплата за поставляемую литературу. В этом случае возврат не предусматривается за исключением брака продукции или пересортицы. Количество поставщиков с такими жесткими условиями поставки невелико. Не каждый покупатель способен пойти на предоплату, даже получая взамен существенные бонусы в виде скидок. Слишком велик риск не продать оплаченную книжную продукции и тем самым получить убытки.
Второй вариант связан с гарантированной оплатой поставки через фиксированный интервал времени. Как правило, диапазон составляет от 2-3 дней от момента получения покупателем книжной продукции до одного-двух месяцев с момента поставки. Такие условия взаимоотношений несколько легче для покупателя (оптового или розничного), особенно для двухмесячной отсрочки, так как часть продукции будет реализовано и появятся средства для оплаты. Но возвраты в этом варианте также не предусматриваются. Все риски на покупателе.
В следующем варианте в договоре прописывается оплата по мере реализации книжной продукции, но включается условие о предельном сроке оплаты поставки независимо от наличия товара на стеллажах. Этот срок для розничной продажи может составлять 9-12 месяцев. Возвраты не предусмотрены, и все финансовые проблемы на покупателе.
В четвертом варианте возвраты предусматриваются, но оговариваются рядом условий. Например, ограниченный интервал времени с момента поставки (9-12 месяцев), наличие книги в прайс-листе поставщика, товарный вид литературы (практически невыполнимое требование для розничных продаж, о чем говорилось выше), год издания, юридическая деятельность поставщика на момент возврата и другие. Условия более лояльные, чем рассмотренные выше, но требуют очень точных действий покупателя по отслеживанию каждой единицы продукции. Для этого требуется развитая информационная система с анализом всех поставок и выдачей предупреждений и рекомендаций о подготовке к возврату поставщику книжной продукции.
Наконец самый благоприятный вариант для покупателя, когда продукция поставляется на реализацию с правом возврата (выкупа) без каких либо условий. Именно такие договора в большинстве случаев заключаются с розничной торговлей. Все финансовые риски возлагаются на поставщика.
Если поставщиком является предприятие оптовой торговли, продвигающее книжную продукцию не только своего базового издательства (если такое имеется), но и других издательств, то оно стремится заключить симметричные контракты как с издательствами (или другими оптовыми предприятиями), так и с покупателями. Тогда возврат из розницы транзитом через оптовую структуру передается дальше. Выстроить такую схему получается не всегда, и часть рисков ложится на плечи поставщика.
Рис. 2. Структура материальных потоков оптовой компании
Рис. 3. Алгоритм сортировки возвратов книжной продукции в интегрированном комплексе
Для решения проблемы возвратов в интегрированном комплексе, включающем оптовое звено и розничную торговлю, был разработан алгоритм обработки возвратов. Он отражает реальную картину поведения субъектов книжной отрасли и возможности
минимизации потерь. Разработанный алгоритм приведен на рис.3.
Соответствие товарному виду определяет специалист склада, он же принимает решение о возможности восстановления обнаруженного дефекта силами сотрудников скла-
да. Обычно книжная продукция поступает из розницы с нанесенными штрих-кодами и противокражными этикетками. Задача состоит в ликвидации этих наклеек. Современные пленки, которыми покрыты обложки и переплеты, позволяют без особого труда смыть штрих-коды.
Следующий важный этап - определение актуальности тематики. Есть очевидные темы, не вызывающие сомнения у сотрудников склада, но во многих случаях требуется консультация у специалистов. Помощь оказывают менеджеры по закупкам оптового звена. Они прекрасно ориентируются в состоянии книжного рынка и могут практически безошибочно предопределить судьбу книги.
Еще один немаловажный аспект принятия решения состоит в определении перспективы продажи через оптовую структуру неактуальной книги, имеющий товарный вид. Главным образом такие книги находят своего покупателя через интернет-магазины. На складе они могут храниться в отдельном
месте. В этом вопросе экспертами выступают также менеджеры по закупкам. Смысл хранить книги для потенциального запроса из интернет-магазина, а не передать в розницу на распродажу состоит в существенной разнице в цене, которая может отличаться в несколько раз. Степень уценки книги также зависит от возможности восстановления дефектов. Низкий уровень товарного вида вызывает необходимость существенной уценки книги.
Предложенный алгоритм обработки возвратов нашел свою апробацию в интегрированном комплексе, состоящем из оптового звена («Издательские компьютерные системы») и розничного звена (магазин «Новая техническая книга»). Такая схема включена в регламент функционирования оптового складского комплекса, используется на протяжении ряда лет и показала свою эффективность для достижения минимизации потерь.
А.Г. Гусев
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
СИСТЕМОЙ СНАБЖЕНИЯ
Инновационное развитие экономики предполагает не только внедрение передовых технологий в области техники, производства и сбыта продукции, а также применение новых схем и технологий в управлении бизнесом. Поставленный вопрос наиболее актуален для сферы материально-технического снабжения, безответственная система управления которой определяет значительные финансовые потери и убыточность отрасли в целом. В современных условиях рыночной экономики, успешная деятельность компаний во многом зависит от способности каждого хозяйствующего субъекта контролировать, анализировать, своевременно и адекватно реагировать на изме-
нения во внешней среде.
Одной из основных задач логистического менеджмента в области материально-технического обеспечения является выбор оптимального варианта организации его деятельности с наименьшими финансовыми и временными затратами. Общая схема хозяйственных связей и экономических отношений, складывающихся у торговых организаций задействованных в снабжении, представлена на рисунке 1. Она наглядно иллюстрирует специфику логистических потоков в данной сфере и позволяет определить ее главные стратегические задачи.
Как видно из рисунка, внешняя среда деятельности организации является источ-