РЕГИОНЫ РОССИИ
Некоторые аспекты
системы распределения продовольствия в Чувашии
В.Г. Балашов, С.В. Паршина, С.И. Иванова
Компания «РОЭЛ Менеджмент»
Создание условий для максимально полного удовлетворения потребностей населения в товаре или услуге с учетом имеющихся в регионе ресурсов - задача рыночной инфраструктуры региона. Если для рыночной инфраструктуры региона это возможно за счет объединения сфер производства, распределения, обращения и потребления в одну единую цепочку с помощью ускоренного оборота материальных, финансовых и информационных потоков в региональном хозяйстве, то для торгово-посреднической инфраструктуры, как части рыночной, это возможно за счет объединения сфер производства, обращения и потребления. Рассмотрим некоторые аспекты организации сферы обращения продукции в регионе на примере потребительского рынка колбасных изделий.
Как и на любом другом товарном рынке, на рынке колбасных изделий первый акт обращения продукции совершается при продаже ее самими предприятиями-производителями. Так, у мясокомбинатов образуется оптовый товарооборот. В тех каналах распределения, где в оптовых покупках участвует только одно розничное звено, товар продается уже 2 раза: первый раз - производителем розничному предприятию и второй - розничным предприятием конечному покупателю. Но в этом случае еще не образуется звенности в оптовой торговле, она получается одноактной или непосредственной, т. е. совершаемой в порядке прямых связей между мясокомбинатами и розничными предприятиями.
Но одноактная оптовая торговля на исследуемом нами рынке - явление редкое, по большей части колбасная продукция проходит через три ступени оптового звена, и дистрибуция продукции усложняется. На основе имеющихся данных о внутренней отчетности мясокомбинатов, их статистической отчетности, данных ГКС Чувашской Республики, экспертных оценок профессиональных участников рынка, а также некоторых других сведений представилось возможным собрать информацию, отражающую звенность в системе распределения колбасной продукции. Так, из имеющихся семи видов оптово-
розничных посредников, выделяемых в сфере обращения на рынке колбасных изделий Чувашии, крупный опт осуществляет поставки продукции в четыре канала: средний опт (сюда уходит 47 % от объема продаж крупного опта региона); мелкий опт (8 % от валового объема продаж крупного опта региона); розница-стандарт (19 % от валового объема продаж крупного опта региона); розница-райпо (25 % от валового объема продаж крупного опта региона).
Средний опт в регионе работает с другими каналами, а именно: мелким оптом (сюда приходится большая часть поставок - 40%); розницей-стандартом (7 % от объема поставок из среднего опта); розницей-райпо (максимальная доля в общем объеме поставок из среднего опта - 53 %).
В свою очередь, региональная особенность в поставках мелкооптовых организаций - в преобладании поставок в магазины райпо (подавляющий удельный вес в общем объеме мелкооптовых поставок - 91 %); затем идут поставки в магазины типа «розница-стандарт» (их удельный вес всего 9 %).
И наконец, розничная торговля, закупая продукцию, в том числе у всех видов посредников, продает ее непосредственно конечным потребителям.
В экономике сферы обращения звенность оптового товарооборота принято измерять с помощью специального коэффициента, показывающего, сколько раз товар продавался внутри сферы обращения. (Вычисляется путем отнесения всех сумм оптового и розничного товарооборота к сумме розничного товарооборота.) Для исследуемого нами регионального рынка колбасных изделий данный показатель составил 2,8, что означает, что колбасная продукция проходит внутри сферы обращения в среднем 2,8 раза, прежде чем ее купит конечный покупатель. Причем за счет прохождения через оптовое звено цена увеличивается в среднем на 11 %, а прохождение через розничное звено добавляет еще 17 %. Такова особенность организации физического распределения на данном рынке.
Следующая особенность распределения состоит в том, что короткие сроки реализации на отдельные товарные группы колбасных изделий вынуждают искать самый короткий путь доставки продукции от производителя до конечного покупателя. Чаще всего это цепочка: производитель - розничное предприятие- конечный покупатель. По данным анализа всей системы распределения, чуть более 70 % продукции на рынке колбасных изделий Чувашии доставляется до конечных покупателей короткими цепочками: производитель - розничное предприятие. Что касается продукции, которая оборачивается в сфере обращения два и более раз, то это прежде всего продукция с высокими сроками реализации (45 сут и более). В последние годы ассортимент колбасных изделий на региональном рынке развивается в двух направлениях: первое - это «розничный» ассортимент, обращающийся по коротким цепочкам с короткими сроками реализации, второе - это так называемый оптовый ассортимент, распределяемый на рынке длинными цепями в основном посредством трех уровней оптового канала: крупным, средним, мелким (иногда и более). В конечном итоге данная продукция преимущественно поступает в розничные магазины сети потребкооперации и в небольшом объеме в розничные магазины, относящиеся по предложенной нами классификации к типу розница-стандарт.
Насколько полно удовлетворяет потребности рынка такая организация системы распределения? Ведь, как известно, с одной стороны, оптовые структуры обеспечивают эффективность торгового процесса, так как производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать собственное сбытовое предприятие; даже располагая достаточным капиталом, производитель, по понятным причинам, скорее предпочтет направить средства на развитие производства, а не на организацию оптовой торговли; эффективность деятельности оптовиков выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере средне-, мелкооптовой и розничной торговли.
С перечисленными тремя посылами перекликается позиция Ж.-К. Тарондо и Д. Ксарделя: «...Присутствие посредников имеет положительное значение, если оно регулирует потоки спроса, адресованные производителю, и если посреднику удается в своих операциях получить выигрыш в производительности, который иначе был бы недоступен производителю...» [1].
С другой стороны, посредники играют отрицательную роль, если они не
REGIONS OF RUSSIA
могут обеспечить услуги, которые должны сопровождать распределяемую продукцию, если их рентабельность слишком высока по отношению к поставляемым услугам и если они навязываются как экран между производителем и потребителем, тем самым лишая производителя возможности оставаться хозяином собственной экономической политики. Решение о выборе более или менее длинной цепи системы распределения основывается на многих критериях. В данном вопросе Ф. Котлер во главу угла ставит стоимость системы распределения, которую определяет как ОЗ = ЗТ + ФЗТ + ПЗТ + УВ, где ОЗ - общие затраты на продвижение продукции в системе распределения; ЗТ - общие затраты на транспортировку; ФЗТ - общие фиксированные затраты на хранение и складирование; ПЗТ - общие переменные затраты на хранение и складирование; УВ - общие затраты, связанные с упущенными из-за задержек продажами (упущенная выгода) [2].
Данный подход базируется на том, что любой производитель, имея целью своей деятельности извлечение максимальной прибыли, стремится организовать свою систему распределения таким образом, чтобы иметь минимальную стоимость доведения своей продукции до конечных покупателей, что в конечном итоге найдет отражение в розничной цене на продукцию.
Поскольку предмет исследования в данной статье - система распределения прежде всего на уровне отдельно взятого региона, а не предприятия, то необходимо ответить на вопрос, как действия всех участников системы распределения (и производителей, и посредников) отразятся на конечном результате функционирования распределительной системы? На уровне региона, с одной стороны, распределительной системы стоят все предприятия-производители с их определенной уже сложившейся структурой затрат, характерной для данной отрасли. С другой - огромное количество конечных покупателей с их реальной покупательской способностью, выражающейся в конкретных ценах, по которым они готовы приобретать определенное количество продукции. Соединяются две данные стороны посредством посредничества или сферы обращения. С точки зрения экономики региона не совсем правильно говорить о стоимости распределения с позиции каждого участника распределения, данную проблему необходимо рассматривать с позиции результата деятельности всего регионального хозяйства, включая сферу конечного потребления. Если точкой пересечения этих двух полюсов интересов на уровне отдельно взятого
предприятия является цена как некий компромисс между проданным и, соответственно, купленным товаром, то на уровне региона точка пересечения этих двух полюсов интересов выражается в степени удовлетворения совокупной потребности населения данного региона в продукции или в емкости рынка колбасных изделий, которая очень чутко реагирует на цену. На сегодняшний день данные проведенных исследований состояния сферы потребления колбасных изделий показывают, что емкость рынка колбасных изделий удовлетворена не в полном объеме.
Следующий интересующий нас аспект системы распределения в регионе - это влияние организации транспортных потоков и страховых запасов на общую эффективность. Физическое распределение можно разделить на два основных компонента: транспортировка и хранение [3]. Проанализируем, в чем состоят особенности организации транспортных потоков в региональной системе распределения колбасной продукции. Первая особенность проистекает из степени удаленности производителей от рынка сбыта. В этом отношении все производители, представленные на рынке колбасных изделий Чувашии, разделяются на два типа: производители, которые несут повышенные транспортные издержки на доставку продукции в связи с географической удаленностью от рынка сбыта: «Вурнарский мясокомбинат», «Звениговский мясокомбинат», «Йошкар-Олинский мясокомбинат», а также еще более удаленные производители: «КампоМос», «Парнас», «ИнкоФуд», «Микоян» и др.; производители, производственные площадки которых расположены непосредственно в географических пределах рынка сбыта: «Чебоксарский мясокомбинат», частные цеха и др.
Можно определить величину транспортных расходов, которую несут участники рынка с удовлетворительной степенью точности, располагая следующей информацией: среднемесячная емкость рынка; доли производителей, представленных на рынке колбасных изделий; среднемесячный объем отгружаемой продукции на рынке по производителям; объем междугородних перевозок по производителям; данные из транспортных цехов производителей (степень средней загруженности одной автомашины по производителям, число водителей-экспедиторов, их уровень заработной платы, количество и тип автомашин в рейсе и др.); расстояние от производителя до регионального рынка сбыта.
Отталкиваясь от вышеперечисленных показателей, рассчитаем величину
транспортных расходов в зависимости от удаленности производителя от рынка сбыта. Так, величина транспортных расходов в среднем будет колебаться от 1,13 до 2 руб. на 1 кг перевезенной продукции. Минимальны издержки у ОАО «Чебоксарский мясокомбинат» в силу того, что он расположен в черте города.
Для территориально удаленных (например, московских) мясокомбинатов данный показатель еще выше -4,07 руб. на 1 перевезенный условный килограмм колбасной продукции. Данный уровень удельного веса транспортных расходов в цене на продукцию обусловливается рядом причин:
• невысокая загруженность транспортных средств на доставке (например, по оценкам участников рынка, для «Вурнарского мясокомбината» характерна средняя степень загруженности транспортного средства - 0,5, для «Звениговского» - 0,8);
• производители берутся за неэффективный развоз по городам региона вследствие напряженной конкурентной борьбы за представленность в розничных магазинах;
• магазинам приходится иметь дело со многими десятками грузоотправителей, что значительно усложняет их работу по формированию товарного ассортимента;
• короткие сроки реализации отдельных товарных групп колбасных изделий накладывают ограничения на транспортировку, вынуждая производителей-поставщиков доставлять данные товарные группы со своих складов преимущественно напрямую в магазины;
• низкий уровень контроля над оптимизацией маршрутов в рейсе со стороны производителей приводит к завышению транспортных затрат;
• магазины работают, как правило, с двумя-тремя мясокомбинатами, которые одновременно осуществляют однонаправленные поставки в данные магазины продукции с низкой загруженностью транспортных средств;
• нерациональная организация по-грузочно-разгрузочных работ в магазинах в силу отсутствия (или невозможности) планирования графика доставки товаров. Часто машины поставщиков магазинов приходят в одно и то же время, образуются очереди под разгрузку, что влечет за собой не только дополнительные издержки для поставщика, но и порчу продукции с короткими сроками реализации.
На сегодняшний день система распределения продукции такова, что вопросом доставки до торговых точек в среднем каждый производитель занимается самостоятельно. При этом цель системы распределения для каж-
РЕГИОНЫ РОССИИ
дого производителя - организовать максимальную представленность в торговых точках своей продукции. Все затраты по доведению продукции производители, естественно, относят на счет себестоимости. Между тем расчеты показывают, что в целом по всей системе распределения на 1 условный килограмм колбасной продукции, доставленной до мест продажи конечному покупателю в системе распределения, приходится 2,09 руб. транспортных издержек, что составляет 2,5 % от средневзвешенной отпускной цены входа в звенья распределительной системы от производителей.
Вопрос транспортировки тесно связан с вопросом складирования и поддержания страховых запасов: если транспортировка определяет значение фактора места для продукции, то запасы - значение фактора времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах колбасной продукции, играющих роль буфера между поставщиками и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями готовой продукции - с другой. Данный буфер обеспечивает постоянное наличие товара на витринах магазинов. Снижая риски возникновения дефицита сырья в процессе производства продукции или неудовлетворенного спроса на колбасные изделия у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в системе распределения, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей. А если учесть такую особенность колбасных изделий, как короткие сроки реализации по отдельным товарным группам, то становится ясно, что важнейшая задача системы распределения - оптимизация уровней запасов в каналах реализации при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей.
На совокупные издержки системы распределения большое влияние имеет количество обслуживаемых складов. На изучаемом нами рынке число складов соответствует числу торговых точек, так как большая часть розничных магазинов самостоятельно занимается планированием объема и ассортимента заявки (за исключением сетевых магазинов). Специалисты ОАО «Чебоксарский мясокомбинат» проводили маркетинговое исследование розничных точек Чувашии. Согласно полученным в ходе исследования данным объем недопоставленной продукции в продовольственные магазины региона значителен, причем в последнее время данная тенденция усилилась. Причина кроется в нестабильном поведении сырьевого рынка.
Как известно, поставки сырья происходят со значительными перебоями из-за его банальной нехватки на внутреннем рынке. В выигрыше оказываются те производители, которые работают на собственном сырье, однако и у них случаются подобные кризисы. В конечном итоге скрытые потери несут торговые точки, перепродающие продукцию непосредственно конечному покупателю. Ведь одно из главных составляющих успешной организации розничных продаж - это наличие ассортимента на витринах и на складе. На сегодняшний день на внутреннем рынке розничные торговцы не занимаются систематизированным анализом своих потерь, связанных с недопоставками, и скорее только интуитивно, лишь на основе сложившегося опыта могут оценить свои убытки от недопоставок продукции.
Попытаемся дать количественную оценку убыткам, связанным с недопоставками колбасных изделий, и определим потребный размер страховых запасов в магазине. Для этого обратимся к результатам проведенного обследования розничного звена распределительной системы по г. Чебоксары.
Итак, в качестве объекта наблюдения мы взяли 134 торговые точки города из имеющихся 450, занимающихся реализацией колбасных изделий. Наблюдение осуществляли в течение мая, июня, июля 2005 г. Полученные в ходе исследования данные говорят о том, что каждая торговая точка недополучает 88 кг продукции в месяц, что составляет 37 % от объема заявленной магазином колбасной продукции по всем поставщикам. При среднесложившей-ся цене на потребительском рынке 105 руб. недополученная выручка одной торговой точкой в месяц будет: 105 руб. х 88 кг = 9240 руб. Зная, что средняя по всем типам магазинов торговая наценка составляет 19 %, можно рассчитать недополученный одной торговой точкой размер прибыли: 9240 руб./100 % х 19 % = 1755,6 руб. Таков порядок недополученной прибыли по одной торговой точке. В силу данного обстоятельства особо актуальна проблема оптимизации размера страхового запаса. Недополучена прибыль по всем предприятиям розничной торговли г. Чебоксары в месяц, соответственно, составит: 450 торговых точек х 1755,6 руб. = 790020 руб.
В настоящее время большая часть руководителей розничных торговцев скорее не догадывается о размерах недополученной прибыли, так как специализированных расчетов ими не ведется. Между тем при емкости рынка колбасных изделий 700 тыс. кг в месяц и скрытых потерях на рынке от недопос-
тавок продукции в размере 790020 руб. оптимизация размера страховых запасов способствовала бы снижению отпускной цены на: 790020 руб./ 700000 кг = 1,13 руб. Таким образом, количественно фактор создания и поддержания страхового запаса выражается в 1,13 руб. на 1 условный килограмм колбасной продукции.
Система распределения колбасных изделий в регионе в рассмотренных аспектах организована далеко не эффективно. В то же время эффективность взаимодействия предприятий пищевой промышленности с предприятиями оптовой и розничной торговли по поводу доведения своей продукции до конечных покупателей влияет в конечном итоге на сферу потребления в регионе. Для рынка колбасных изделий Чувашии характерна такая ситуация, когда в отношении продукции с высокими сроками хранения действует система распределения, состоящая из трех и более звеньев.
Возможен рост конечного потребления колбасных изделий в случае уменьшения издержек, связанных с движением продукции из сферы производства в сферу потребления, за счет снижения звенности системы распределения региона в отношении продукции с высокими сроками хранения.
Организация транспортировки в регионе неэффективная. Территориальная удаленность и низкая степень загруженности транспортных средств, осуществляющих доставку продукции от производителей до мест продажи, способствуют росту цен и снижению потребления колбасных изделий в регионе.
Наличие единого распределительного центра позволило бы оперативно восполнять запасы недостающей продукции в розничных магазинах и избежать дефицита продукции на прилавках. Необходим консолидирующий распределительный центр, снижающий затраты на хранение у разрозненных розничных точек за счет перенесения функции организации и хранения запасов складирования на себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тарондо Ж.-К, Ксардель Д. Дист-рибьюция/Пер. с франц. Под ред. В.И. Черенкова. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс./Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2004.
3. Хисрик Роберт Д. Маркетинг/Пер. с англ. Под ред. Л.П. Куракова. - М.: Пресс-сервис, 1997.