Научная статья на тему 'Логистика возвратных потоков в книжном деле'

Логистика возвратных потоков в книжном деле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистика возвратных потоков в книжном деле»

Логистика

возвратных

потоков

в книжном деле

М.Д. Крылова,

к. и. н., доцент, зав. лабораторией НИЦ «Экономика», доцент кафедры книжного дела

На всех этапах движения книжной продукции к покупателю (от издательства к оптовому предприятию, от оптового предприятия к розничному, от розничного предприятия к конечному покупателю) бывают случаи, когда покупатели возвращают товары (не пользующиеся спросом, бракованные, устаревшие и пр.) продавцам.

При организации обратного движения материального потока участники цепи поставок должны решать массу проблем, связанных с установлением дефектов и причин их возникновения, финансовыми расчетами, транспортировкой, утилизацией некачественной продукции и т. д.

В связи с этим в последнее время быстро развивается направление логистики, которое называют «обратная логистика» или «логистика возвратных потоков». Если основным объектом внимания логистики является движение материальных потоков от точки их зарождения до точки потребления, то объектом логистики возвратных потоков должно быть движение ресурсов от точки потребления в точку зарождения. С учетом этого, можно дать следующее определение: Логистика возвратных потоков — это процесс планирования, выполнения и контроля эффективного (с точки зрения издержек) движения потока товаров и прочих ресурсов, от точки потребления до точки производства с целью возмещения части их стоимости или правильного размещения.

При этом следует учитывать, что «прямая» и «обратная» логистика существуют в неразрывном единстве. У этих составляющих управления книжными потоками одинаковые цели — сделать движение издательской продукции более быстрым, более качественным и менее затратным.

В книжном деле можно выделить следующие виды возвратных товарных потоков:

• возврат продукции, поставленной с нарушением условий договора, ошибочно, в ненадлежащем количестве;

• возврат розничным книготорговцем товаров поставщику, если они не были проданы в течение срока, установленного в договоре;

• возврат некачественной (бракованной) продукции продавцу;

• возврат книжных товаров в повторное обращение из личных библиотек.

Все виды возвратных потоков, за исключением последнего, являются следствием недостатков в работе звеньев цепи поставок издательской продукции конечному покупателю.

Возврат товаров требует дополнительных затрат, которые

включают:

• затраты на выявление книг, подлежащих возврату;

• затраты на связь с поставщиками;

• затраты на документальное оформление процесса;

• затраты на упаковку и транспортировку книг.

Основными операциями, составляющими логистику возвратных потоков, являются: повторная обработка товаров, ремонт, уничтожение, обслуживание возвратов, перепродажа. Понятно, что возвратные потоки оказывают существенное влияние на себестоимость книжной продукции.

Самым нерациональным и дорогостоящим является возвратный поток некачественной продукции. Кроме всех указанных выше видов затрат бракованная продукция для производителя является прямыми убытками, так как в основной своей массе она не может быть продана. Лишь часть бракованной продукции может быть реализована после ее уценки.

Существуют следующие виды брака: полиграфический, брак упаковки, брак складирования и хранения, брак транспортировки, брак, возникший в ходе продажи. Мешает своевременному и быстрому выявлению некачественных товаров то, что в книжном деле нет четких нормативных документов, в которых были бы определены критерии видов брака, требования к сохранению товарного вида книжной продукции и ответственность за их несоблюдение.

Наиболее эффективным направлением сокращения непроизводительных затрат на бракованную продукцию и ее возврат производителю является внедрение системы всеобщего управления качеством на всех этапах производства и распространения книжных товаров. Ее внедрение является все более насущным, так как покупатели становятся более требовательными к качеству книжных товаров.

Разнообразие книжных товаров по тематике, читательскому назначению, оформлению, жанру литературных произведений и другим признакам значительно усложняет определение оптимального тиража каждого издания и правильное его размещение по книготорговым предприятиям. В связи с этим основная часть книжных магазинов берет у поставщиков книжные товары на реализацию с условием оплаты по мере продажи и правом возврата непроданной продукции по истечении оговоренного периода. Этот вид возвратных потоков также требует затрат, но возвращенная продукция еще может быть продана в других книготорговых точках, за исключением той ее части, которая не отвечает спросу покупателей или устарела.

Сложной проблемой является продажа книжных товаров по сниженным ценам, т. е. организация распродаж. Здесь требуется вовремя найти оптимальное решение о целесообразности продажи книг с минимальной прибылью или даже с убытком для предприятия, чтобы не оказаться впоследствии перед необходимостью нести еще большие убытки в связи с образованием запасов товаров, которые не могут быть проданы.

Особенностью книжной продуции является возможность ее длительного хранения в личных собраниях и многократного использования. В связи с этим особой областью книжного дела является антикварно-букинистическая торговля, т. е. возврат книг из сферы потребления и их повторная продажа. Поскольку личные библиотеки рассредоточены в пространстве, то в возникает логистическая проблема организации сбора (покупки) и при необходимости реставрации товаров. Различают два метода сбора: пассивный (когда сдатчик приходит в пункт сдачи) и активный (когда сбор производится в местах проживания сдатчиков).

Таким образом, некоторые виды возвратных потоков связаны с логистикой домашнего хозяйства. В последнее время появляются публикации, посвященные логистике домашнего хозяйства. Исследования показали1, что производители и торговцы, принимая логистические решения в сфере производства и распределения, должны ориентироваться на движение потоков в сфере потребления. Так, выявлена тенденция снижения запасов в домашних хозяйствах (которая видимо будет характерна и для домашних библиотек). Улучшение обеспечения населения собственными транспортными средствами существенно изменяет привычки посещения магазинов. Проникновение компьютерных средств передачи и обработки информации расширяет возможности поиска и покупки товаров, не выходя из дома.

1 Зуева О.И. Логистика взаимодействия потоковых процессов домашних хозяйств и организаций торговли : автореф. докт. дисс. Екатеринбург, Уральский гос. экономич.ун-т, 2008.

Как было отмечено, книжные товары возвращаются к поставщику (издателю или дистрибутору) в силу разных причин. Иногда отправитель товаров делает ошибку, выполняя заказ. Иногда товары могут получить повреждение в пути. Персонал компании-поставщика должен быть готов разрешить проблемы, возникающие в связи с претензиями клиентов, и постоянно совершенствовать процедуры их устранения. Лучше всего удовлетворить претензии быстро, чтобы не портить отношения с партнером по каналу распределения.

Некоторые компании стремятся снизить издержки на распределительную логистику путем ужесточения политики возвратов. Однако покупатель рассматривает возможность возвратов в качестве одного из важных критериев выбора поставщика и принятия решения о покупке.

В распределительной логистике важно снижать риск каждого участника цепи поставок на всем ее протяжении. Либеральная политика возвратов является критическим условием снижения этого риска.

Эффективная логистика возвратных потоков повышает конкурентоспособность компании-поставщика, способствует очищению канала распределения, позволяет соблюдать законодательные аспекты, способствует восстановлению стоимости возвращаемых товаров2.

Возвраты играют важную роль в обновлении запасов. Если ритейлер хранит на дефицитных торговых площадях устаревшие или медленно продающиеся товары, то в интересах производителя удалить этот продукт из торгового зала ритейлера и заменить современным, имеющим больше шансов быть проданным.

В том случае, если книжные товары не могут быть проданы в книжном магазине по установленным ценам, то спрос на них может существовать в более низкой ценовой нише, поэтому они могут быть проданы на вторичном рынке. Специальные компании покупают продукт для перепродажи на стоковом книжном рынке. Однако в этом случае издатель не может контролировать, где и как товар продается конечному потребителю. Некоторые компании вкладывают большие ресурсы в создание своего бренда и не хотят снижать ценность инвестиций, продавая книжную продукцию со своей издательской маркой на дешевых распродажах.

До сих пор для большинства поставщиков издательской продукции обработка возвращаемых книготорговцами товаров - не самая важная операция. Новые издания приносят прибыль, и все внимание уделяется их продажам. В большинстве компаний возвраты не приносят существенной прибыли, поэтому мало кто стремится заниматься этим видом потоков.

2 Логистика возвратных потоков. - http://www.haks-perevozki.ru/ ?r=stat&st=full&id=8

Однако такой подход не учитывает тот очевидный факт, что затраты на хранение возвращенной продукции на самом деле достаточно высоки. Очевидно, что при высоком проценте возвратов, существующем на книжном рынке, издатели в долгосрочном периоде не могут продолжать игнорировать необходимость эффективной логистики возвратных потоков.

Процессы возврата товаров сопровождаются оформлением большого числа документов, кроме того, автоматизация логистики возвратных потоков затрудняется большим числом нестандартных случаев, поэтому успешное функционирование логистики возвратных потоков требует гибкой информационной системы.

Розничные книготорговцы часто стремятся вернуть издателю больше товара, чем он хотел бы получить. Это вызывает разногласия по поводу того, что может быть возвращено, в каком количестве, в каком состоянии и через какое время после поставки. Такие конфликты препятствуют эффективной организации логистики возвратных потоков.

Существует три основных модели управления возвратными товарными потоками:

Минимизация издержек обслуживания возвратных потоков. Товары перемещаются на центральный склад поставщика, где принимается и реализуется решение об их дальнейшем движении.

Аутсорсингвозвратной логистики, т. е. передача управления возвратными товарными потоками сторонним компаниям. Такие услуги на книжном рынке предлагает, например, группа Magazine Logistics Group3.

Модель «нулевых» возвратов. Покупатель должен доказать поставщику факт необходимости возврата товаров. Поставщик, в свою очередь, обязуется предоставить скидку в размере стоимости некондиционного товара при следующей поставке товаров покупателю. При этом поставщик снимает с себя все обязательства по вывозу и приему некондиционной продукции. Данная модель распространена в компаниях, торгующих товарами с ограниченным сроком годности.

В зависимости от товарной группы и местонахождения некондиционного товара применяют одну или несколько типовых моделей управления возвратными потоками. Выбор модели происходит с учетом необходимости максимального снижения издержек и экономических потерь от обслуживания возврата товаров.

После получения возвратных потоков, поставщик должен принять решение о том, что с ним делать дальше. Наиболее распространенные методы управления возвращенным товаром включают:

3 Magazine Logistics Group. — http://www.mlgroup.ru/

Возврат товара производителю. Осуществляется оптовыми и розничными компаниями, а также конечным потребителем при выявлении некондиционных товаров (в книжном деле - полиграфический брак). Данный процесс требует наличия договоренности с поставщиком и трудовых затратах на комплектацию партии некондиционного товара, отправляемого обратно с соответствующими сопроводительными документами. Некондиционный товар чаще отправляют на транспортном средстве (поставщика или получателя), следующим за новой партией товара.

Утилизация. В этом случае предприятие книжного дела несет потери в размере закупочной стоимости утилизируемого некондиционного товара. К утилизации прибегают, если альтернативные процессы невыполнимы. Данный процесс является безальтернативным для некондиционного товара с ограниченным сроком годности (например, календари, газеты и пр.).

Уценка. Для книжных товаров с незначительными повреждениями или отклонениями от стандарта розничные продавцы производят уценку.

В крупных сетях книжных магазинов или оптовых предприятиях целесообразно выделять менеджера по обратной логистике. При этом необходимо учитывать, что работа этого специалиста в значительной мере отличается от работы обычного менеджера по логистике: она требует решения нестандартных задач. Необходимо провести анализ возвращаемой книжной продукции и определить ее дальнейшую судьбу. Кроме того, требуется выявить причины возникновения возврата: некачественное полиграфическое исполнение; несоблюдение условий транспортировки, хранения или продажи, моральное устаревание изданий, отсутствие спроса у покупателей конкретного книготоргового предприятия или на книжном рынке вообще, ошибки в количестве заказанных магазином книг или др. Только после тщательного анализа причин и с учетом товарного вида изданий (в т. ч. наличия ценников, противокраж-ных этикеток и пр.) менеджер принимает решение: утилизировать, уценить, направить в другой магазин. Понятно, что от правильности принятых решений зависит, насколько минимальными будут потери от работы с возвратными потоками книжных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.