Научная статья на тему 'РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чубыкина Ольга Анатольевна

Введение. Ставится проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста как базовой метапредметной компетентности, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В качестве основного способа ее развития предлагается разновозрастное сотрудничество между обучающимися второго и четвертого классов. Цель - описать опыт проведения разновозрастных уроков и положительное влияние разновозрастного сотрудничества на формирование учебной самостоятельности. Материал и методы. Анализ литературных источников с целью вычленения эффективных способов разновозрастного сотрудничества, разработка и апробация этапов данной технологии, наблюдение за деятельностью детей в разновозрастном коллективе, проведение и анализ диагностической работы. Результаты и обсуждение. Показано, как можно организовать разновозрастные учебные занятия по теме «Фонетика». Выделены три этапа учебной работы: подготовительный, на котором конструируются и оформляются интересные задания; основной, когда дети взаимодействуют в разновозрастной паре, и рефлексивный. Приводятся результаты выполнения итоговой контрольной работы, показана взаимосвязь предметных результатов с той позицией, в которой проявлялась учебная самостоятельность школьника. Заключение. Взаимодействие детей разных возрастов, при котором и у старшего, и у младшего ученика есть возможность проявить свою активную (обучающую) позицию, положительно влияет на внутреннюю мотивацию, коммуникативные и регулятивные действия, а также на предметные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чубыкина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENT-AGE COOPERATION AS A FORM OF LEARNING INDEPENDENCE DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL

Introduction. The problem of the development of educational independence of children of primary school age is posed as the basic meta-subject competence, indicated in the educational standard. As the main way of developing educational independence, it is proposed to organize cooperation of different ages between students of the second and fourth grades. Aim. Description of the experience of conducting different-age lessons and presentation of the positive impact of different-age cooperation on the formation of educational independence. Material and methods. Analysis of literature sources in order to identify effective ways of different-age cooperation; development and testing of the stages of this technology; monitoring the activities of children in differentage groups; conducting and analyzing diagnostic work. Results and discussion. The pedagogical tasks that are realized by educational communication of children of different ages are highlighted. It is shown how it is possible to organize educational sessions of different ages on the topic «Phonetics», in which schoolchildren will communicate in a pair «second grader - fourth grader», completing tasks compiled for each other. There are three stages in the organization of such educational work: preparatory, at which interesting tasks are designed and drawn up; the main one, when children interact in a couple of different ages, and the reflexive one, where educational successes and difficulties are discussed together. The cycle of classes ends with a test on a topic with an educational content common to all children. Conclusion. The results of this work are given and the relationship between the subject results and the position in which the student’s academic independence was manifested is shown. It is concluded that the interaction of children of different ages, in which both the older and younger students have the opportunity to show their active (teaching) position, has a positive effect on internal motivation, communicative and regulatory actions, as well as on subject skills.

Текст научной работы на тему «РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 371. 31

DOI 10 . 23951/1609-624Х-2021-2-88-93

РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О. А. Чубыкина

Томский государственный педагогический университет, Томск

Введение. Ставится проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста как базовой метапредметной компетентности, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В качестве основного способа ее развития предлагается разновозрастное сотрудничество между обучающимися второго и четвертого классов.

Цель - описать опыт проведения разновозрастных уроков и положительное влияние разновозрастного сотрудничества на формирование учебной самостоятельности.

Материал и методы. Анализ литературных источников с целью вычленения эффективных способов разновозрастного сотрудничества, разработка и апробация этапов данной технологии, наблюдение за деятельностью детей в разновозрастном коллективе, проведение и анализ диагностической работы.

Результаты и обсуждение. Показано, как можно организовать разновозрастные учебные занятия по теме «Фонетика». Выделены три этапа учебной работы: подготовительный, на котором конструируются и оформляются интересные задания; основной, когда дети взаимодействуют в разновозрастной паре, и рефлексивный. Приводятся результаты выполнения итоговой контрольной работы, показана взаимосвязь предметных результатов с той позицией, в которой проявлялась учебная самостоятельность школьника.

Заключение. Взаимодействие детей разных возрастов, при котором и у старшего, и у младшего ученика есть возможность проявить свою активную (обучающую) позицию, положительно влияет на внутреннюю мотивацию, коммуникативные и регулятивные действия, а также на предметные умения.

Ключевые слова: разновозрастное сотрудничество, учебная самостоятельность, совместная деятельность, предметные и метапредметные действия.

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на системно-деятельностный подход [1] как базовую методологию современного образования. Задачей учителя становится не передача готовых узкопредметных знаний, а включение ученика в учебно-познавательную деятельность. При этом организация процесса строится с позиции самостоятельного овладения детьми новым знанием, обучающийся должен уметь применить полученные знания в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя на практике сталкиваются с трудностями, связанными с низкой мотивацией учащихся к процессу получения новых знаний, преобладанием репродуктивной активности в ущерб конструктивной и творческой. Все эти факторы препятствуют формированию учебной самостоятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке и внеурочном занятии, а также при организации самостоятельной деятельности младших школьников.

Развитию учебной самостоятельности школьников способствует такая форма организации обучения, как учебное сотрудничество: сотрудничество детей со сверстниками, сотрудничество с учителем (или другим значимым взрослым) и сотрудничество с самим собой (самообучение, образовательная самостоятельность). По мнению А. Б. Воронцова и Е. В. Чудиновой, исходной формой учебного сотрудничества в классе является взаимодействие «учитель - группа совместно действующих детей» [2]. Этот тип сотрудничества считается базовым для практики развивающего обучения в системе Д. Эльконина - В. Давыдова, где групповая форма является основной в организации учебной деятельности.

Важной составляющей формирования учебной самостоятельности у обучающихся, на наш взгляд, является ситуация разновозрастного сотрудничества, ресурсы которой еще недостаточно используются педагогами. Под разновозрастным сотрудничеством понимается совместное решение учебно-познавательных задач учениками разного возраста, в результате которого каждый из группы получает

свой «продукт» от их решения [3]. Учителя начальной школы избегают ситуаций встречи с обучающимися не из их класса и по этой причине не используют разновозрастное учебное общение. В лучшем случае на занятиях внеурочной деятельности могут перемешиваться ученики из разных классов одной возрастной параллели, но крайне редко - ученики разных возрастов.

Педагоги часто забывают, что школьнику, чтобы овладеть деятельностью ученья, нужно попробовать себя в роли учителя по отношению к другому («учу других») или к самому себе («учу себя»). Первоначально такая деятельность воспринимается как игра, но позже становится достаточно ответственной и серьезной для ребенка, так как ставит перед ним вполне реальные цели: научить кого-то чему-то. Оказавшись в ситуации разновозрастного сотрудничества, юные «учителя» начинают по-новому видеть труд собственных учителей, вклад сверстников (младших) в общую деятельность. У детей формируется способность понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. Самое главное: у ребенка, выступающего в роли учителя, повышается осознанность и прочность усвоения предметных знаний и умений, а также формируются коммуникативные действия и позитивные социальные отношения.

Материал и методы

Представлен опыт проведения разновозрастных уроков, участниками которых были школьники второго и четвертого классов среднеобразователь-ной школы (СОШ) № 49 г. Томска. Основная идея школы заключается в обучении детей совместной деятельности, т. е. эффективному учебному взаимодействию, от вовлеченности в которое выигрывают все участники. Одной из образовательных технологий в этом контексте является разновозрастное сотрудничество. При подготовке статьи использовались следующие методы: анализ литературных источников с целью вычленения эффективных способов разновозрастного сотрудничества; разработка и апробация этапов данной технологии с учетом концепции педагогики совместной деятельности, а также возрастных особенностей детей 8 и 10 лет; наблюдение за деятельностью детей в разновозрастном коллективе; проведение и анализ диагностической работы по учебной теме «Фонетика».

Результаты и обсуждение

Разновозрастное сотрудничество школьников может решить ряд педагогических задач [4, 5]. Во-первых, работа ребенка в позиции «учитель» развивает учебную самостоятельность школьников, основанную на способности удерживать точку зре-

ния незнающего (неумелого), помочь ему перейти в позицию «знаю и умею». Во-вторых, учебное сотрудничество между младшими и старшими детьми дает возможность им вступать в коммуникацию и говорить на одном языке, лучше понимать друг друга, поскольку логика объяснения взрослого всегда отличается от детской. В-третьих, учебное разновозрастное сотрудничество дает возможность учителю приобрести новые профессиональные компетенции, связанные с развитием взаимодействия детей с разным учебным и личным опытом, с разным уровнем учебной успешности и организовать образовательный процесс так, чтобы младшие школьники, инициативно выстраивая учебные отношения, могли бы сами определить границы своих знаний и построить свою траекторию движения в учебном материале.

Методика построения разновозрастных уроков включает в себя обычно три этапа [6]:

1. Мотивационно-установочный: оформляется инициатива по оказанию учебной помощи детям младшего возраста, сама идея проведения разновозрастного урока, обсуждается его сценарий, состоящий из последовательности учебных заданий, готовится необходимый учебный материал и средства.

2. Исполнительный: проведение занятия в двух больших разновозрастных группах в разных помещениях с различными педагогами.

3. Рефлексивный: анализ и самоанализ деятельности учащихся, вычленение успешных способов взаимодействия, анализ возникших учебных и коммуникативных затруднений. При организации разновозрастного сотрудничества возможно использование парного (статические и динамические пары) и группового взаимодействия школьников, описанного в работах О. А. Ефремовой, И. Н. Зайдман, Е. И. Котовой (Павловой), Г. А. Цукерман [7, 8].

Возможны следующие типы разновозрастных уроков: уроки, на которых происходит конкретизация и отработка открытого младшими детьми способа учебных действий, которые они выполняют под наблюдением старших детей; уроки повтори-тельно-обобщающего типа, на которых старшие ученики помогают младшим систематизировать знания в рамках большой темы; уроки контроля и оценки (диктант, проверочная работа, зачет, урок-списывание), на которых старшие дети выступают в роли рефлексивных контролеров, указывающих на ошибки и способы их исправления; уроки-практикумы (совместное проведение практических, лабораторных, экспериментальных работ); уроки-конференции, на которых предъявляются результаты учебной или другой деятельности в виде докладов и выступлений [9, 10]. Возможна организация проектной деятельности в разновозрастных группах с использованием распределения функций для

создания ситуации успешности и условий для индивидуализации и самореализации.

Мы представляем опыт организации разновозрастных уроков русского языка по теме «Фонетика» с обучающимися второго и четвертого классов. Разработчиками стали Е. Б. Путинцева и О. А. Чу-быкина - учителя начальных классов СОШ № 49 г. Томска. Нами актуализирована идея В. В. Репкина (автора учебников по русскому языку в системе развивающего обучения Эльконина - Давыдова) о разновозрастных уроках по освоению детьми алгоритма списывания как базового орфографического упражнения, когда старшие ученики сопровождают выполнение младшими учениками (в паре) списывания.

Замысел урока состоял в том, что ученики 4-го класса разработают интересные задания для второклассников по разделу «Фонетика» и будут их консультировать и направлять при выполнении (через парную работу). Однако после проведения первой образовательной встречи с четвероклассниками обнаружился интересный эффект: второклассники тоже захотели стать учителями и подготовить учебные задания для старших учеников. В результате оформился цикл совместной работы в рамках разновозрастного сотрудничества (табл. 1).

Совместно с учителем ребята разработали план занятий, согласно которому проходили все встречи:

Цикл мероприятий в режиме рс

1. Введение: погружение в совместную деятельность, знакомство.

2. Целеполагание и планирование.

3. Образование разновозрастных пар.

4. Учебная работа в парах по выполнению предварительно подготовленных детьми заданий (пары сохранялись на протяжении всех встреч).

5. Взаимоконтроль и взаимооценка.

6. Рефлексивный итог урока: вычленение успехов и затруднений.

Для реализации оценочной деятельности на уроках разработаны и использованы оценочные карты для учеников 2-го класса «Я-консультант», карта-путешествие с зоной оценивания. Все задания, реализованные на уроках, разработаны и предложены детьми. Кроме того, стоит обратить внимание на такую стихийно возникшую форму, как фонетические переменки. Это - абсолютная инициатива и идея детей, причем обоих классов, так как в процессе подготовки к урокам ребята приносили большое количество авторских заданий по фонетике (с пожеланием их все продемонстрировать товарищам). Все задания оказалось невозможно вместить в лэпбук и карту-путешествие, поэтому был выбран вариант обмена заданиями на переменках. Стоит отметить, что детям была предоставлена свобода выбора партнера, но пары сохранились в прежнем составе. Оценка не была фиксированной, ребята словесно высказывались

Таблица 1

новозрастного сотрудничества

№ Этап Реализация Результат

1 Подготовка 4-го класса к первой встрече с учениками 2-го класса Создание лэпбука по теме «Фонетика» для второклассников Лэпбук по теме «Фонетика» как имитация методической разработки. Разработка алгоритма выстраивания работы с второклассниками с учетом возрастных особенностей и содержания учебной темы

2 Разработка и проведение первого разновозрастного урока - первой встречи Совместное написание сценария урока. Проведение двух совместных занятий параллельно в двух учебных кабинетах Наблюдение за деятельностью старших и младших детей, вычленение продуктивных учебных заданий. Фиксация первичных результатов в картах оценки

3 Подготовка учеников 2-го класса ко второй встрече Создание обучающей карты «Путешествие в страну Фонетика» для четвероклассников Обучающая карта «Путешествие в страну Фонетика» как имитация методической разработки. Разработка алгоритма выстраивания работы с четвероклассниками

4 Разработка и проведение второго разновозрастного урока - второй встречи Совместное написание сценария урока. Проведение двух совместных занятий параллельно Фиксация результатов в разработанной карте

5 Фонетические переменки Обмен заданиями, составленными учениками (во время перемен), их выполнение Выстраивание коммуникации между учениками разных возрастных категорий; отработка фонетических умений

6 Третий урок - урок контроля Написание единой контрольной работы по теме «Фонетика» во 2-м и 4-м классах Выявление предметных результатов по итогам проведения серии встреч; сравнительный анализ предметных фонетических умений во 2-м и 4-м классах

7 Итоговая рефлексивная встреча Анализ учениками своих индивидуальных достижений по итогам проведенных встреч: составление диаграмм и написание рефлексивных текстов Заполнение рефлексивных листов для открытого образовательного портфолио

Таблица 2

Динамика результатов по итогам всей работы

Уровень Результаты 2 А класса Результаты 4 А класса

1-я встреча 2-я встреча 3-я встреча 1-я встреча 2-я встреча 3я встреча

Специалист 4 % 30 % 26 % 38 % 58 % 50 %

Знаток 22 % 49 % 57 % 35 % 30 % 38 %

Начинающий 74 % 21 % 17 % 27 % 12 % 12 %

насчет работы и результата, корректировали деятельность друг друга в процессе выполнения. Это послужило дополнительной тренировкой предметных навыков в теме «Фонетика» и помогло закрепить алгоритм выстраивания общения в ролевой позиции консультанта, а также укрепило коммуникативные связи между детьми разного возраста. Ребята выделяли, что самыми интересными и полезными заданиями стали задания на выполнение фонетического разбора.

Заключение

На итоговом этапе технологического цикла для детей обоих классов была предложена одинаковая контрольная работа в виде теста. Стоит заметить, что некоторые слова для второго класса представляют повышенную трудность. Например, слова с непроизносимым согласным, так как данная тема по плану изучается позже. Поэтому для второго класса несколько заданий имели вид вариативной части, т. е. были не обязательны к выполнению. Это учитывалось при проверке работ. Но при этом все ученики 2-го класса проявили инициативу в выполнении всех заданий. Проверку работ осуществляли классные руководители. После того, как была реализована целая серия встреч (а не один урок, запланированный в начале), встала задача обобщения результатов детей обоих классов по итогам всей работы. Было решено разработать рефлексивные карты, которые потом войдут в портфолио и, соответственно, составить сценарий урока рефлексии по заполнению данных карт. Для оценки мы разработали три позиции овладения фонетическим материалом: «начинающий», «знаток» и «специалист». Нами проведена диагностика рефлексивных карт, результаты по итогам трех встреч представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что наблюдается положительная динамика в овладении детьми предметными и метапредметными умениями. Большинство второклассников уже на второй встрече оказались на позицию выше (например, 1-я встреча, позиция «начинающий» - 74 %, вторая встреча: на этой позиции 21 %). С этим связан и высокий показатель в позиции «знаток» во вторую и третью встречи, что дает нам право говорить об эф-

фективности уроков. На момент третьей встречи при написании контрольной работы несколько снизился показатель «специалистов» (с 30 до 26 %), мы это связываем с высоким уровнем сложности одинаковой по содержанию контрольной работы, которая предлагалась и четвероклассникам, и второклассникам. Четвероклассники уже на начало проведения занятий имели высокий уровень знаний по теме «Фонетика» и обладали достаточным уровнем коммуникативных и регулятивных умений. Большинство детей, изначально находившихся на позиции «специалист» (38 %), удержали и повысили свой уровень, что говорит об устойчивых знаниях в теме «Фонетика». Произошел рост предметных знаний и умений у большинства ребят, находящихся в позиции «начинающий» (согласно уменьшению процентного показателя, здесь от занятия к занятию), увеличился процент детей в группе «знатоков». Видно, что ситуация с контрольной работой аналогична диаграмме второклассников: для некоторых ребят уровень работы оказался достаточно высок.

Кроме того, конечно, приоритет относительно двух первых встреч был отдан коммуникации, нежели предметным показателям. Но при этом видно, что метапредметные умения оказывают большое влияние на предметную составляющую, так как данный вид разновозрастного взаимодействия позволил повысить мотивацию к предмету «Русский язык». Работа с оценочными картами дала возможность повысить уровень по таким показателям, как самооценка и взаимооценка. Выступая в качестве консультантов, дети двух классов проявили высокий уровень умений планирования и организационных умений.

На основании анализа карт и наблюдения учителя можно сделать вывод, что такая форма сотрудничества помогла не только повысить мотивацию в учении, что является основой учебной самостоятельности, но и способствовала укреплению таких регулятивных умений, как планирование, контроль, оценка. Большая работа была проведена по формированию рефлексивных навыков детей, что было отражено в открытом образовательном портфолио ученика.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

2. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Эльконина - Давыдова. М.: Рассказов, 2004. 303 с.

3. Сафронова С. Н. Развитие ключевых и предметных компетенций учащихся в ходе разновозрастного сотрудничества на уроках русского языка // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3. С. 285-287.

4. Ширяева Г. В. Разновозрастное обучение в начальной школе // Народное образование. 2017. № 6-7. С. 115-121.

5. Аксютич С. А. Разновозрастное сотрудничество субъектов учебной деятельности // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. № 8. С. 107-110.

6. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и со сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18-35.

7. Сафронова С. Н. Концептуальные основы разновозрастного сотрудничества на уроках русского языка // Филология и человек. 2008. № 2. С. 177-181.

8. Батербиев М. М. Образовательный процесс в разновозрастных учебных группах: теория и методология // Народное образование. 2017. № 6-7. С. 104-115.

9. Грибанова Н. А. Педагогические условия организации разновозрастного обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 103-115.

10. Байбородова Л. В. Развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в разновозрастной группе // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. С. 58-64.

Чубыкина Ольга Анатольевна, ассистент кафедры педагогики и методики начального образования, Институт детства, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: olga_chubykina@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.12.2020.

DOI 10 . 23951/1609-624X-2021-2-88-93

DIFFERENT-AGE COOPERATION AS A FORM OF LEARNING INDEPENDENCE DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL

0. A. Chubykina

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

Introduction. The problem of the development of educational independence of children of primary school age is posed as the basic meta-subject competence, indicated in the educational standard. As the main way of developing educational independence, it is proposed to organize cooperation of different ages between students of the second and fourth grades.

Aim. Description of the experience of conducting different-age lessons and presentation of the positive impact of different-age cooperation on the formation of educational independence.

Material and methods. Analysis of literature sources in order to identify effective ways of different-age cooperation; development and testing of the stages of this technology; monitoring the activities of children in different-age groups; conducting and analyzing diagnostic work.

Results and discussion. The pedagogical tasks that are realized by educational communication of children of different ages are highlighted. It is shown how it is possible to organize educational sessions of different ages on the topic «Phonetics», in which schoolchildren will communicate in a pair «second grader - fourth grader», completing tasks compiled for each other. There are three stages in the organization of such educational work: preparatory, at which interesting tasks are designed and drawn up; the main one, when children interact in a couple of different ages, and the reflexive one, where educational successes and difficulties are discussed together. The cycle of classes ends with a test on a topic with an educational content common to all children.

Conclusion. The results of this work are given and the relationship between the subject results and the position in which the student's academic independence was manifested is shown. It is concluded that the interaction of children of different ages, in which both the older and younger students have the opportunity to show their active (teaching) position, has a positive effect on internal motivation, communicative and regulatory actions, as well as on subject skills.

Keywords: cooperation of different ages, educational independence, joint activity, subject and metasubject actions.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 31 p. (in Russian).

2. Vorontsov A. B., Chudinova E. V. Uchebnaya deyatel'nost': vvedeniye v obrazovatel'nuyu sistemu Ehl'konina - Davydova [Educational activity: introduction to the educational system of Elkonin - Davydov]. Moscow, Rasskazov Publ., 2004. 303 р. (in Russian).

3. Safronova S. N. Razvitiye klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy uchashchikhsya v khode raznovozrastnogo sotrudnichestva na urokakh russkogo yazyka [Development of key and subject competences of students in the course of multi-age cooperation in the lessons of the Russian language]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The world of science, culture and education, 2009, no. 3, pp. 285-287 (in Russian).

4. Shiryayeva G. V. Raznovozrastnoye obucheniye v nachal'noy shkole [Education of different ages in primary school]. Narodnoye obrazovaniye, 2017, no. 6-7, pp. 115-121 (in Russian).

5. Aksyuchits S. A., Chepurskaya A. S. Raznovozrastnoye sotrudnichestvo sub"ektov uchebnoy deyatel'nosti [Different age cooperation of subjects of educational activity]. XVI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: Mezhpokolencheskiye otnosheniya: sovremennyy diskurs i strategicheskiye vybory v psikhologo-pedagogicheskoy nauke i praktike [XVI International Scientific and Practical Conference: Intergenerational relations: modern discourse and strategic choices in psychological and pedagogical science and practice]. Moscow, Psychological Institute RAE Publ., 2020, no. 8, pp. 107-110 (in Russian).

6. Lisina M. I. Razvitiye poznavatel'noy aktivnosti detey v khode obshcheniya so vzroslymi i so sverstnikami [Development of cognitive activity of children in the course of communication with adults and with peers]. Voprosy psikhologii - Voprosy Psychologii, 1982, no. 4 (in Russian).

7. Safronova S. N. Kontseptual'nye osnovy raznovozrastnogo sotrudnichestva na urokakh russkogo yazyka [Conceptual foundations of multi-age cooperation in the lessons of the Russian language]. Filologiya i chelovek, 2008, no. 2, pp. 177-181 (in Russian).

8. Baterbiev M. M. Obrazovatel'nyy protsess v raznovozrastnykh uchebnykh gruppakh: teoriya i metodologiya [Educational process in different age study groups: theory and methodology]. Narodnoye obrazovaniye, 2017, no. 6-7, pp. 104-115 (in Russian).

9. Gribanova N. A. Pedagogicheskiye usloviya organizatsii raznovozrastnogo obucheniya [Pedagogical conditions for organizing education of different ages]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 9, pp. 103115 (in Russian).

10. Bayborodova L. V. Razvitiye regulyativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy mladshikh shkol'nikov v raznovozrastnoy gruppe [Development of regulatory universal educational actions of younger schoolchildren in a group of different ages]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik -Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2014, no. 4, pp. 58-64 (in Russian).

Chubykina O. A., Assistant Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation,

634061).

E-mail: olga_chubykina@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.