Научная статья на тему 'РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ'

РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / финансовая культура / поведенческие практики граждан в финансовой сфере / концепция комплексного формирования финансовой культуры / модели формирования финансовой компетентности / financial literacy / financial culture / behavioral practices of citizens in the financial sector / the concept of comprehensive formation of financial culture / models for the formation of financial competence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Ирина Николаевна

Актуальность представленных материалов определяется современной задачей перехода на основе развития финансовой грамотности к формированию финансовой культуры граждан на различных ступенях образования. В статье обоснованы факторы, обусловливающие объективную потребность в комплексном разноуровневом формировании финансовой культуры. На основе анализа стратегических и нормативно-методических документов выявлены современные тенденции организации данного процесса. Предметом анализа стали модели освоения компетенций по финансовой грамотности, направленные на формирование финансовой культуры. Обосновано, что на уровне высшего образования данная модель предопределена требованиями ФГОС для уровня бакалавриата / специалитета и ориентирована на введение в образовательные программы отдельного учебного курса по экономической культуре и финансовой грамотности. На уровне среднего профессионального образования модель формирования финансовой компетентности в большей мере предусматривает развитие предпринимательства и связанных с ним вопросов финансовой культуры и может быть реализована на основе альтернативных подходов к формированию данных навыков в образовательных программах. Проведен анализ содержания предметных результатов по финансовой грамотности, ориентированных на обучающихся различных уровней общего образования, и сделан вывод о необходимости внедрения системной модели формирования финансовой компетентности школьников (от внеурочной и воспитательной деятельности в начальной школе к специальному курсу по финансовой культуре на уровне основного и среднего общего образования), что обеспечит последовательное приращение финансовых знаний и опыта их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-LEVEL APPROACH TO FORMING FINANCIAL LITERACY COMPETENCIES

The relevance of the presented materials is determined by the modern task of transition, based on the development of financial literacy, to the formation of a financial culture of citizens at various levels of education. The article substantiates the factors that determine the objective need for a comprehensive multi-level formation of financial culture. Based on the analysis of strategic and normative-methodological documents, modern trends in organizing this process have been identified. The subject of the analysis was models of developing financial literacy competencies aimed at creating a financial culture. It is substantiated that at the level of higher education, this model is predetermined by the requirements of the Federal State Educational Standard for the bachelor's/specialty level and is focused on introducing a separate training course on economic culture and financial literacy into educational programs. At the level of secondary vocational education, the model for the development of financial competence to a greater extent provides for the development of entrepreneurship and related issues of financial culture and can be implemented on the basis of alternative approaches to the formation of these skills in educational programs. An analysis of the content of subject-specific results on financial literacy for students at various levels of general education was carried out and a conclusion was made about the need to introduce a systematic model for the formation of financial competence of schoolchildren (from extracurricular and educational activities in primary school to a special course on financial culture at the level of basic and secondary general education), which will ensure a consistent increase in financial knowledge and experience in its application.

Текст научной работы на тему «РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Научная статья УДК 336.051

ИРИНА НИКОЛАЕВНА ОЛЕЙНИКОВА

Доктор экономических наук, профессор кафедры управления,

ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог e-mail: i.oleynikova@tmei.ru

РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Актуальность представленных материалов определяется современной задачей перехода на основе развития финансовой грамотности к формированию финансовой культуры граждан на различных ступенях образования. В статье обоснованы факторы, обусловливающие объективную потребность в комплексном разноуровневом формировании финансовой культуры. На основе анализа стратегических и нормативно-методических документов выявлены современные тенденции организации данного процесса. Предметом анализа стали модели освоения компетенций по финансовой грамотности, направленные на формирование финансовой культуры. Обосновано, что на уровне высшего образования данная модель предопределена требованиями ФГОС для уровня бакалавриата / специалитета и ориентирована на введение в образовательные программы отдельного учебного курса по экономической культуре и финансовой грамотности. На уровне среднего профессионального образования модель формирования финансовой компетентности в большей мере предусматривает развитие предпринимательства и связанных с ним вопросов финансовой культуры и может быть реализована на основе альтернативных подходов к формированию данных навыков в образовательных программах. Проведен анализ содержания предметных результатов по финансовой грамотности, ориентированных на обучающихся различных уровней общего образования, и сделан вывод о необходимости внедрения системной модели формирования финансовой компетентности школьников (от внеурочной и воспитательной деятельности в начальной школе к специальному курсу по финансовой культуре на уровне основного и среднего общего образования), что обеспечит последовательное приращение финансовых знаний и опыта их применения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, поведенческие практики граждан в финансовой сфере, концепция комплексного формирования финансовой культуры, модели формирования финансовой компетентности

Тематический рубрикатор e-Library: 06.73.02

IRINA N. OLEINIKOVA

Doctor ofEconomics, Professor, Professor of the Department of Management Taganrog Institute ofManagement andEconomics, Taganrog

MULTI-LEVEL APPROACH TO FORMING FINANCIAL LITERACY COMPETENCIES

Abstract. The relevance of the presented materials is determined by the modern task of transition, based on the development of financial literacy, to the formation of a financial culture of citizens at various levels of education. The article substantiates thefactors that determine the objective needfor a comprehensive multi-level formation offinancial culture. Based on the analysis of strategic and normative-methodological documents, modern trends in organizing this process have been identified. The subject of the analysis was models of developing financial literacy competencies aimed at creating a financial culture. It is substantiated that at the level of higher education, this model is predetermined by the requirements of the Federal State Educational Standard for the bachelor’s/specialty level and is focused on introducing a separate training course on economic culture and financial literacy into educational programs. At the level of secondary vocational education, the model for the development of financial competence to a greater extent provides for the development of entrepreneurship and related issues of financial culture and can be implemented on the basis of alternative approaches to the formation of these skills in educational programs. An analysis of the content of subject-specific results on financial literacy for students at -various levels of general education was carried out and a conclusion was made about the need to introduce a systematic model for the formation of financial competence of schoolchildren (from extracurricular and educational activities in primary school to a special course on financial culture at the level of basic and secondary general education), which will ensure a consistent increase infinancial knowledge and experience in its application.

Keywords: financial literacy, financial culture, behavioral practices of citizens in the financial sector, the concept of comprehensiveformation of financial culture, modelsfor the formation of financial competence

© И.Н. Олейникова, 2024

Введение. Актуальность вопросов формирования и углубления уровня финансовой грамотности населения обусловлена рядом обстоятельств:

• расширением индивидуальной вовлеченности граждан в совокупность финансовых операций;

• развитием инвестиционных интересов граждан, формирующих дополнительные доходы за счет инвестиций в различных сегментах финансового рынка;

• ростом масштабов цифровых сервисов в платежном обороте и в сфере доступа к различным финансовым услугам;

• увеличением количества и видового разнообразия финансовых институтов, предлагающих различные виды финансовых продуктов и услуг;

• необходимостью управления уровнем личного налогообложения посредством грамотного применения налоговых льгот и вычетов;

• появлением новых угроз сохранности доходов и сбережений ввиду расширения разнообразия рисков и развития различных форм мошенничества на финансовом рынке.

Это перечень лишь основных факторов, которые определяют необходимые и достаточные условия «вхождения» принципов финансовой грамотности в жизнедеятельность каждого современного человека и формирования комплекса институциональных условий развития финансовой грамотности граждан

различных возрастных групп на уровне государства. Именно государство в современных условиях формирует ключевые направления и механизм повышения финансовой грамотности во взаимодействии государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений различного уровня, финансовых институтов, общественных и частных организаций. Представляется, что прямая заинтересованность государства в решении вопросов развития финансовой грамотности заключается не просто в защите имущественных интересов граждан, но и в формировании культуры осуществления финансовых операций в рамках ключевых направлений частного инвестирования, платёжного оборота, налогового администрирования, кредитования. Всё это, с одной стороны, формирует устойчивый интерес населения к финансовым операциям и обеспечивает приток частных инвестиций на финансовый рынок, способствует институционализации сбережений граждан. С другой стороны, данные процессы способствуют росту качества жизни за счет дополнительных доходов, формируемых в результате эффективного и риск-осознанного осуществления финансовых операций.

Материалы и методы. Отразим ключевые подходы к определению значимости вопросов повышения финансовой грамотности, которые нашли отражение в нормативных и стратегических документах последнего десятилетия(табл. 1).

Таблица 1

Обоснование значимости вопросов формирования компетенций в сфере финансовой

грамотности в нормативных и стратегических документах (составлено автором)

Наименование нормативного документа Обоснование роли вопросов финансовой грамотности

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [1] Стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством развития финансовой грамотности, должно быть одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса

Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 г. [2] Повышение финансовой грамотности - стратегический фактор обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка

Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг. [3] В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей

Стратегия развития финансового рынка РФ до 2030 г. [4] В качестве одной из ключевых целей развития российского финансового рынка рассматривается повышение уровня и качества жизни граждан за счет использования инструментов финансового рынка и повышения финансовой грамотности посредством предоставления населению доступа к достоверной и надежной информации о финансовых услугах

Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г. [5] Поставлена задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, определяет качество использования гражданами финансовой грамотности. Важнейший принцип - характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры на отдельных стадиях жизненного цикла гражданина

Рис. 1. Концепция комплексного формирования финансовой культуры еразличных сферах

Концептуально современный методологический подход к решению задачи повышения финансовой грамотности отразим на рис. 1.

Таким образом, в среднесрочной перспективе должен быть реализован переход от знаний в сфере финансовых отношений к поведенческим навыкам и умениям как базовой составляющей финансовой культуры. На предыдущих этапах решения государственной задачи повышения финансовой грамотности населения были сформированы основополагающие институциональные компоненты данного процесса:

• определены функции профильных регулирующих финансовых институтов в формировании финансовой культуры. Банк России участвует в подготовке и актуализации образовательных материалов для школ и вузов, проводит вебинары и очные мероприятия, выпускает информационные ролики и обучающие игры, с 2023 года идет цикл вебинаров «Финтрек» для студентов вузов. Министерством финансов РФ совместно с Банком России разработан план мероприятий (дорожная карта) реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры 2030; осуществляется методическое сопровождение деятельности субъектов РФ по разработке региональных программ повышения финансовой грамотности (в 85 регионах утверждены и реализуются собственные программы повышения финансовой грамотности, созданы координационные органы по вопросам финансовой грамотности, а в 53 регионах функционируют региональные центры финансовой грамотности);

• разработана система мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности населения. Их результаты предназначены для использования Минфином России, Банком России и Роспотребнадзором в процессе планирования и оценки эффективности соответствующих мероприятий;

• создана на базе ведущих российских вузов сеть федеральных методических центров повышения финансовой грамотности населения, осуществляющих образовательно-просветительскую работу с разными возрастными группами граждан.

В этой связи перспективной задачей является реализация системного подхода к формированию финансовой культуры, прежде всего в образовательных учреждениях различных ступеней образования по принципу «снизу - вверх», предусматривающему последовательное усложнение знаний в сфере финансовой грамотности и навыков финансовой культуры по мере получения образования в ходе жизненного цикла.

В настоящее время в соответствии с результатами реализации Стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023 элементы финансовой грамотности включены в федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях образования (финансовая грамотность преподается в 98% общеобразовательных организаций и 96% профессиональных образовательных организаций с охватом 78% учащихся и 69% студентов соответственно) [5]. Несмотря на это, вопросы обучения финансовой грамотности в настоящее время в большей мере проработаны и реализуются в системе высшего образования, поскольку являются обязательными.

С 2021 года освоение компетенций в области экономической культуры и финансовой грамотности является обязательным для всех обучающихся по программам бакалавриата и специалитета - УК-9/10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности. Введение данной компетенции в модель подготовки выпускников программ высшего образования стало результатом разработки единой рамки компетенций по финансовой грамотности для взрослых и учащихся школьного возраста (15-18 лет), её модель представлена на рис. 2.

Предметная область 1. Деньги и операции с ними

Сущность и функции денег платежи и покупки цены на товары и услуги иностранная валюта финансовая безопасность цифровая среда

Предметная область 2. Планирование и управление личными финансами

Доходы и расходы семейного и личного бюджета

финансовое планирование личные сбережения займы и кредиты финансовая безопасность цифровая среда

Предметная область 3. Риск и доходность

Инвестиции страхование предпринимательство финансовая безопасность цифровая среда

Предметная область 4. финансовая среда

Права и обязанности пользователей финансовых услуг финансовые взаимоотношения с государством финансовая безопасность цифровая среда

Рис. 2. Модель единой рамки компетенций по финансовой грамотности для взрослых иучащихся школьного возраста

На уровне высшего образования с учетом требований к образовательным результатам взрослых рекомендована к применению вузами единая система индикаторов - результатов формирования финансовой грамотности (табл. 2).

К достоинствам единообразной модели формирования УК в области экономической культуры на основе комплексного подхода можно отнести:

• формирование компетенции в рамках специально включенной в учебные планы всех направлений подготовки дисциплины «Основы экономической культуры» / «Основы финансовой компетентности» / «Экономическая культура и основы финансовой грамотности»;

• построение модели формирования УК в области экономической культуры с использованием единообразного набора индикаторов и требований к результатам обучения;

• возможность преподавания дисциплины в потоке, что в определенной мере исключает «преподавательский субъективизм» при построении учебного материала для обучающихся различных направлений подготовки;

• включение данной компетенции в состав результатов обучения в ходе практической подготовки. Это позволяет обучающимся приложить знания базовых принципов функционирования экономики к конкретному экономическому объекту -

организации, в которой осуществляется практическая подготовка.

Тем не менее опыт вузов свидетельствует, что реализация данной модели формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, сталкивается с рядом проблем:

• включение данной компетенции в результаты изучения других дисциплин, что представляется избыточным и усложняющим компетентностную модель по направлению в целом. Например, в ЧОУ ВО «ТИУиЭ» по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент УК-10 закреплена дополнительно за такими дисциплинами, как «Экономическая теория» и «Экономика организации»;

• недостаточный уровень мотивации обучающихся неэкономических направлений подготовки к освоению УК в области экономической культуры и финансовой грамотности;

• различный «входной» уровень компетентности в сфере экономической культуры и финансовой грамотности выпускников общеобразовательных школ и колледжей. Формирование вертикально интегрированной системы обучения экономической культуре и финансовой грамотности в муниципальных образованиях региона не реализовано и часто имеет эпизодический характер;

Таблица 2

УК-9/10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях _______________жизнедеятельности, индикаторы-результаты обучения [7]______________

Индикаторы достижения компетенции

Планируемые результаты обучения

Знает основы поведения экономических агентов, в том числе теоретические принципы рационального выбора и наблюдаемые отклонения от рационального поведения (ограниченная рациональность, поведенческие эффекты и систематические ошибки, с ними связанные) (УК-10. УК-10.И-1. 3-1)______________________________________________

Знает принципы рыночного обмена и закономерности функционирования рыночной экономики, ее основные понятия, основные характеристики рынка, виды конкуренции и монополий, основные принципы экономического анализа для принятия решений (учет альтернативных издержек, изменение ценности во времени, сравнение предельных величин) (УК-10.И-1. 3-2)_______________________________________

Понимает базовые принципы функционирования экономики и

экономического развития, цели и формы участия государства в экономике УК-10.И-1

Знает факторы технического и технологического прогресса и повышения производительности, показатели социально-экономического развития и роста, ресурсные и экологические ограничения, принципы долгосрочного устойчивого развития (УК-10.И-1. 3-3)______________________________

Знает особенности циклического развития рыночной экономики, риски инфляции, безработицы, потери благосостояния и роста социального неравенства в периоды финансово-экономических кризисов (УК-10.И-1. 3-4)

Знает сущность и функции предпринимательской деятельности и риски, связанные с ней, особенности частного и государственного предпринимательства, инновационной деятельности (УК-10.И-1. 3-5)____

Знает понятие общественных благ и роль государства в их обеспечении, цели, задачи и инструменты регулятивной (в том числе бюджетноналоговой, денежно-кредитной, социальной и пенсионной) политики государства, последствия влияния государственного регулирования на экономическую динамику и благосостояние индивидов (УК-10.И-1. 3-6)

Умеет критически оценивать информацию об изменениях в экономике, в том числе перспективах экономического роста и технологического развития экономики страны, последствия экономической политики при принятии личных экономических решений (УК-10.И-1. У-1)______________

Знает основные виды личных доходов (заработная плата, предпринимательский доход, рентные доходы и др.), основные виды расходов (индивидуальные налоги, обязательные платежи, страховые взносы, коммунальные платежи и др.), понимает целесообразность личного экономического и финансового планирования и принципы ведения личного бюджета (УК-10.И-2, 3-1)_________________________

Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски УК-10.И-2

Знает основные финансовые организации и принципы взаимодействия с ними, основные финансовые инструменты и возможности их использования в личном финансовом планировании (УК-10.И-2, 3-2)____

Знает виды и источники возникновения экономических и финансовых рисков для индивида, способы управления ими (УК-10.И-2, 3-3)

Умеет вести личный бюджет, в том числе используя существующие программные продукты (УК-10.И-2, У-1)_______________________

Умеет решать типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на разных этапах жизненного цикла, и выбирать инструменты для достижения финансовых целей (УК-10. И-2, У-2)_____________________________________________________

Умеет оценивать индивидуальные риски, в том числе риск мошенничества, и применять способы управления ими (УК-10.И-2, У-3)

Умеет оценивать свои права, в том числе на налоговые льготы, пенсионные и социальные выплаты, пользоваться источниками информации о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, анализировать основные положения договора с финансовой организацией (УК-10.И-2. У-4)_____________________________________________________

• недостаточный уровень готовности преподавателей данной дисциплины в сфере цифровой финансовой грамотности по различным направлениям финансовых отношений, что в определенной мере снижает интерес обучающегося к материалу дисциплины;

• отсутствие методических рекомендаций по универсализации формирования комплекта оценочных средств. Данный вопрос отдан «на откуп» преподавателю, что не всегда обеспечивает достаточность оценочных материалов с точки зрения комплексного освоения компетенции и приводит к разному уровню её освоенности.

Задачей предстоящего среднесрочного периода в контексте формирования финансовой культуры является системное обеспечение обучения на всех уровнях образования молодёжи. В частности, в

новых ФГОС по различным профессиям СПО предусмотрено формирование общей компетенции ОК 03 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. Формулировка компетенции учитывает тот факт, что обучающиеся СПО часто уже работают и имеют собственные доходы, поэтому они должны обладать более глубокими знаниями из области финансов с точки зрения организации собственного бизнеса, разработки инвестиционной идеи (табл. 3).

Особенность подхода к формированию финансовой культуры обучающихся СПО предопределяет, в отличие от вузов, множественный подход к реализации (рис. 3).

Таблица 3

Формулировка результатов формирования компетенции ОК-ОЗ в образовательных программах среднего профессионального образования [8]

Компетенция Код Знания и умения

Умения:

ОК 03 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях Уо 03.01 определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности

Уо 03.02 применять современную научную профессиональную терминологию

Уо 03.03 определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Уо 03.04 выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи

Уо 03.05 презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план

Уо 03.06 рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования

Уо 03.07 определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности

Уо 03.08 презентовать бизнес-идею

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уо 03.09 определять источники финансирования

Знания:

Зо 03.01 содержание актуальной нормативно-правовой документации

Зо 03.02 современная научная и профессиональная терминология

Зо 03.03 возможные траектории профессионального развития и самообразования

Зо 03.04 основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности

Зо 03.05 правила разработки бизнес-планов

Зо 03.06 порядок выстраивания презентации

Зо 03.07 кредитные банковские продукты

Рис. 3. Модели формирования общей компетенции по использованию знаний по финансовой грамотности, планированию предпринимательской деятельности в профессиональной сфере (составлено по [8])

Фундаментом развития финансовой грамотности и формирования финансовой культуры является системный разноуровневый подход именно в общеобразовательной школе, обеспечивающий последовательно-преемственное накопление знаний и опыта поведенческой практики в финансовой сфере. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры 2030 предусматривает, что дети и подростки осваивают базовые основы финансовой грамотности и финансовой культуры через образование, воспитание и опыт с учетом следующего содержательного объёма [5]:

• базовое понимание того, что такое деньги, как их можно заработать и как их правильно тратить, как планировать личный бюджет, ставить финансовые цели и достигать их;

• получение первого опыта откладывания денег на самостоятельные покупки;

• получение базовых представлений об основах безопасного пользования цифровыми финансовыми технологиями;

• обучение базовым навыкам математических расчетов и критического мышления, необходимых для действий в финансовой сфере;

• получение базовых представлений о том, как устроен финансовый рынок, какие на нем сущест-

вуют организации и финансовые продукты, получение первого опыта использования

доступных финансовых продуктов;

• получение базовых представлений о том, как устроены бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, получение первого опыта работы с информацией в формате «Бюджет для граждан»;

• выработка установки на участие в практиках

школьного инициативного бюджетирования,

иных практиках;

• получение базовых представлений о том, какие риски существуют в сфере финансов и как с ними справляться.

Общеобразовательные школы могут использовать различные модели формирования финансовой компетентности обучающихся (рис. 4).

Данные модели, как привило, применяются на уровне начального общего и основного общего образования. Для обучающихся на уровне среднего общего образования, где содержательные требования к объёму знаний в сфере финансовой грамотности и навыков экономической культуры более существенны, целесообразно введение в учебные планы элективных курсов (курсов по выбору) в зависимости от ресурсов образовательной организации.

Рис. 4. Модели формирования общей компетенции по использованию знаний по финансовой грамотности, планированию предпринимательской деятельности в профессиональной сфере (составлено по [9—11])

Таблица 4

Тематические особенности программ учебных курсов в сфере финансовой культуры по уровням общего образования

Начальное общее образование Основное общее образование (5-9 классы) Среднее общее образование (10-11 классы)

1. Труд, обмен, деньги 2. Первые правила использования денег 3. Деньги и место, где мы живем (ценность и полезность товаров и услуг, магазины, цифровые финансовые услуги, основы экономики города и села, государственный бюджет, налоги) 4. Деньги и риски (карманные деньги, риски и финансовая безопасность, долги. Ответственность и права участников финансовых отношений) 1. Финансовое планирование 2. Сбережения и способы увеличения доходов семейного бюджета 3. Экономическая активность личности 4. Деньги в повседневной жизни 5. Финансовые инструменты и услуги 6. Банковские услуги 7. Небанковские организации и их услуги 8. Страховые услуги 9. Капитал и инвестиции 10. Деньги и их формы в цифровом обществе 11. Способы защиты от финансового мошенничества 1. Косударство и финансовая система 2. Человек и государство 3. Инвестиции, инвесторы, риски (портрет инвестора, сделки с инвестиционными активами, финансовые технологии для инвестиций, управление инвестиционным портфелем и рисками) 4. Профессия и финансовое благополучие человека (факторы выбора профессии, баланс финансового благополучия и работы, финансовые отношения с работодателем)

Специфика освоения образовательных программ на уровне общего образования предусматривает формирование для каждого возрастного уровня обучающихся требований к следующим категориям результатов обучения: личностным, метапредметным,

предметным, которые последовательно «наращиваются» в ходе освоения курсов в сфере финансовой грамотности и по мере формирования навыков экономической культуры. На основе анализа примерных рабочих программ для различных возрастных категорий обучающихся [12-14] сформулируем тематические особенности преподавания основ финансовой культуры (табл. 4).

Разрабатываемые общеобразовательными организациями программы по финансовой культуре должны быть основаны на применении образовательных технологий, базирующихся на системно-деятельностном подходе, применении информационнокоммуникационных технологий в сфере финансовой культуры для обеспечения практико-ориентированного и функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни. Содержание программ должно основываться на возрастных особенностях обучающихся и предусматривает в конечном итоге поэтапное и комплексное освоение компонентов финансовой культуры.

Результаты. Как показал проведенный анализ, формирование финансовой культуры является неотъемлемым элементом жизнедеятельности современного человека, это один из компонентов личностного капитала, обеспечивающий свободу и безриско-вость осуществления финансовых операций и взаи-

модействия с различными финансовыми институтами. Формирование финансовой культуры не может носить дискретный характер, а основная роль в данном процессе отводится системе образования, которая поэтапно, от простого к сложному, и системно с учетом всего спектра финансовых отношений обеспечивает приращение финансовых знаний и опыта. Считаем, что модель формирования финансовой компетентности в школе должна реализовываться в следующем формате: в рамках внеурочной и воспитательной деятельности в начальной школе (с упором на игровые формы моделирования простейших финансовых знаний и опыта); в рамках отдельного курса на уровне основного и общего среднего образования с обязательным включением в образовательный процесс проектной деятельности соответствующей направленности. Ведь как показывают результаты мониторинга показателей финансовой грамотности молодежи (людей в возрасте от 14 до 22 лет), только 49% респондентов применяют планирование в распоряжении деньгами и только 33% могут сравнивать условия предоставления финансовых услуг [15]. В этой связи ключевая роль в формировании финансовой культуры отводится образовательным учреждениям, которые через подготовку педагогов соответствующих курсов и обеспечение постоянной актуализации их методических навыков, во взаимодействии с созданными ресурсными центрами финансовой грамотности и финансовыми институтами должны сформировать в ходе образовательного процесса базовые финансовые знания и навыки их применения.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). - Текст : электронный // СПС КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения:

18.02.2024).

2. Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р. - Текст : электронный II СПС КонсультантПлюс. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83914/ (дата обращения: 18.02.2024).

3. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р. - Текст : электронный II СПС КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/ (дата обращения:

18.02.2024) .

4. Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 № 4355-р (ред. от 21.12.2023). - Текст : электронный II СПС КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436693/ (дата обращения: 18.02.2024).

5. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 № 2958-р. - Текст : электронный II СПС КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_460597/ (дата обращения:

18.02.2024) .

6. Модели формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности II Финансовая грамотность в вузах. Федеральный сетевой методический центр. -URL: https://moodlefl.econ.msu.ru/my/courses.php (датаобращения: 19.02.2024)

7. Солдатова Р.Ф. Методические рекомендации по формированию общей компетенции: ОК 03 «Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях» для профессиональных образовательных организаций / К.Ф. Солдатова, Л.В. Азарова. - Текст : электронный II Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. - URL: https://app-dev.мoифинaнcы.pф/storage/62601/ofgip-metodiceskie-rekomendacii-po-ok-ll-fgos-spo-izm-na-11122023.pdf (дата обращения: 20.02.2024).

8. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразовательных организаций / Ю.Н. Корлюгова, Е.Е. Еоппе. - Москва : ВАКО, 2018. - 32 с. - ISBN 978-5-408-04168-8. - Текст: непосредственный.

9. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразовательных организаций / Е.А. Виг-дорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова - Москва: ВАКО, 2018. - 40 с. - ISBN 978-5-40804084-1. - Текст: непосредственный.

10. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова, И.В. Липсиц. - Москва: ВАКО, 2018. - 32 с. - ISBN 978-5-408-04117-6. - Текст: непосредственный.

11. Примерная рабочая программа учебного курса «Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Финансовая культура» (для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования). Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 3/22 от 23.06.2022). - Текст : электронный II Министерство просвещения РФ. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. - URL: https://fgosreestr.ru/oop/326 (дата обращения:

20.02.2024) .

12. Примерная рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» (для 5-9 классов образовательных организаций). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 3/22 от 23.06.2022). - Текст : электронный II Министерство просвещения РФ. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. - URL: https://fgosreestr.ru/oop/327 (дата обращения: 20.02.2024).

13. Примерная рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности. Финансовая культура» (для 10-11 классов образовательных организаций). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 3/22 от 23.06.2022). - Текст : электронный II Министерство просвещения РФ. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. - URL: https://fgosreestr.ru/oop/328 (дата обращения: 20.02.2024).

14. Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап. - Текст : электронный II Банк России:

официальный сайт. - URL: http://www.cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (дата обращения:

20.02.2024) .

REFERENCES

1. О Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020] rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 no. 1662-r. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_82134/ (date of access: 02.18.2024).

2. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya finansovogo rynka Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [On approval of the Strategy for the Development of the Financial Market of the Russian Federation for the period until 2020] rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2008 no. 2043-r. Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_83914/ (date of access: 02.18.2024).

3. Ob utverzhdenii Strategii povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017-2023 gody [On approval of the Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023] rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.09.2017 no. 2039-r. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 278903/ (date of access: 02.18.2024).

4. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya finansovogo rynka RF do 2030 goda [Development of the Financial Market of the Russian Federation until 2030] rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2022 no. 4355-r. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436693/ (date of access: 02.18.2024).

5. Ob utverzhdenii Strategii povysheniya finansovoj gramotnosti i formirovaniya finansovoj kul'tury do 2030 goda [On approval of the Strategy for Improving Financial Literacy and Forming a Financial Culture until 2030] rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24.10.2023 no. 2958-r. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_460597/ (date of access: 02.18.2024).

6. Modeli formirovaniya universal'noj kompetencii v oblasti ekonomicheskoj kul'tury, v tom chisle finansovoj gramotnosti [Models for the formation of universal competence in the field of economic culture, including financial literacy]. Available at: https://moodlefl.econ.msu.ru/my/courses.php (date of access: 02.19.2024).

7. Soldatova G.F., Azarova L.V. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu obshchej kompetencii: OK 03 «Planirovat1 i realizovyvat' sobstvennoe professional'noe i lichnostnoe razvitie, predprinimatel'skuyu deyatel'nost' v professional'noj sfere, ispol'zovat' znaniya po pravovoj i finansovoj gramotnosti v razlichnyh zhiznennyh situaciyah» [“Plan and implement your own professional and personal development, entrepreneurial activity in the professional field, use knowledge of legal and financial literacy in various life situations”]. Available at: https://app-dev.moifinansy.rf/storage/62601/ofgip-metodiceskie-rekomendacii-po-ok-ll-fgos-spo-izm-na-11122023.pdf (date of access: 02.20.2024).

8. Korlyugova Yu.N., Goppe E.E. Finansovaya gramotnost' [Financial literacy], Uchebnaya programma. 4 klass obshcheobrazovatel'nyh organizacij. Moscow, 2018, 32 p. (In Russ.)

9. Finansovaya gramotnost' [Financial literacy], Uchebnaya programma. 5-7 klassy obshcheobrazovatel'nyh organizacij. Moscow, 2018, 40 p. (In Russ.)

10. Lavrenova E.B., Ryazanova O.I., Lipsic I.V. Finansovaya gramotnost' [Financial literacy], Uchebnaya programma. 8-9 klassy obshcheobrazovatel'nyh organizacij. Moscow, 2018, 32 p. (In Russ.)

11. Primemaya rabochaya programma uchebnogo kursa «Obshchestvoznanie i estestvoznanie (Okruzhayushchij mir). Finansovaya kul'tura» [Social studies and natural sciences (The world around us). Financial culture], Odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya po obshchemu obrazovaniyu (Protokol no. 3/22 ot 23.06.2022). Available at: https://fgosreestr.ru/oop/326 (date of access: 02.20.2024).

12. Primemaya rabochaya programma uchebnogo kursa «Osnovy finansovoj gramotnosti. Finansovaya kul'tura» [Sample work program for the training course “Fundamentals of financial literacy. Financial culture”] (dlya 5-9 klassov obrazovatel'nyh organizacij). Odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya po obshchemu obrazovaniyu (Protokol no. 3/22 ot 23.06.2022). Available at: https://fgosreestr.ru/oop/327 (date of access: 02.20.2024).

13. Primemaya rabochaya programma uchebnogo kursa «Osnovy finansovoj gramotnosti. Finansovaya kul'tura» [Sample work program for the training course “Fundamentals of financial literacy. Financial culture”] (dlya 10-11 klassov obrazovatel'nyh organizacij). Odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya po obshchemu obrazovaniyu (Protokol no. 3/22 ot 23.06.2022). Available at: https://fgosreestr.ru/oop/328 (date of access: 02.20.2024).

14. Issledovanie urovnya finansovoj gramotnosti: chetvertyj etap [Study of the level of financial literacy: fourth stage]. Available at: http://www.cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (date of access: 02.20.2024).

Статья поступила в редакцию 21.02.2024; одобрена после рецензирования 29.02.2024; принята к публикации 20.03.2024. The

article was submitted 21.02.2024; approved after reviewing 29.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.