ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ BASED ON THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
УДК/UDC 336:377 Н. П. Сенченков, А. Н. Цыганкова
N. Senchenkov, A. Tsygankova
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОГО ТЕХНИКУМА ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
ASSESSMENT OF THE FINANCIAL LITERACY OF FIRST-YEAR STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF THE SMOLENSK TECHNICAL SCHOOL OF INDUSTRIAL TECHNOLOGIES)
Введение. В статье обосновывается актуальность проблемы финансовой грамотности обучающихся и выпускников образовательных организаций. Финансовая грамотность рассматривается как часть функциональной грамотности обучающихся. Целью работы является оценка уровня финансовой грамотности студентов 1-го курса Смоленского техникума отраслевых технологий.
Методология. Для определения уровня финансовой грамотности студентов-первокурсников Смоленского техникума отраслевых технологий было проведено диагностическое исследование. Разработанный инструментарий исследования соответствует международным представлениям о содержании финансовой грамотности (по материалам Организации экономического сотрудничества и развития в рамках международной программы по оценке образовательных достижений) и системе финансовой компетентности для учащихся школьного возраста (15-18 лет), разрабо-
танной в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Результаты. Результаты исследования показали, что степень финансовой грамотности первокурсников техникума находится на низком уровне. В среднем студенты набрали 9,8 балла (36 %) из 27 возможных. Если соотносить этот уровень с международной тысячебалльной шкалой финансовой грамотности, то респонденты находятся на самом низком - первом (базовом) - уровне по шкале PISA, что существенно ниже общероссийских показателей.
Заключение. Выявленный низкий уровень финансовой грамотности первокурсников техникума затрудняет их успешную социализацию и полноценное существование в окружающем мире. В связи с этим повышение уровня необходимо проводить постоянно и комплексно.
Introduction. The article substantiates the relevance of the problem of financial literacy for students and graduates of educational organizations. Financial literacy is considered as part of the functional literacy of students. The purpose of the work is to assess the level of financial literacy of 1st-year students of the Smolensk Technical School of Industrial Technologies.
Methodology. To determine the level of financial literacy of first-year students of the Smolensk Technical School of Industrial Technologies, a diagnostic study was conducted. The developed research tools correspond to international ideas about the content of financial literacy (based on the materials of the Organization for Economic Cooperation and Development in the framework of the Programme for International Student Assessment) and the system of financial competence for school-age students aged 15-18 years, developed as part of the joint project of the Ministry of Finance of Russia and the World Bank "Raising the Level of Financial Literacy of the Population and Financial Education in the Russian Federation".
Results. The results of the study showed that the degree of financial literacy of first-year students of the technical school is at a low level. On average, students scored 9.8 points (36 %) out of a possible 27. If we compare this level with the international 1000-point scale of financial literacy, the respondents are at the lowest first (basic) level on the PISA scale, which is significantly lower than the nationwide indicators.
Conclusion. The revealed low level of financial literacy of first-year students of the technical school makes it difficult for them to successfully socialize and fully exist in the world around them. In this regard, it is necessary to improve the level continuously and comprehensively.
Ключевые слова: финансовая грамотность, функциональная грамотность, финансовое образование, студенты профессиональной образовательной организации, профессиональное образование.
Keywords: financial literacy, functional literacy, financial education, students of vocational education, professional education.
Введение
Современные жизненные реалии диктуют выпускникам системы среднего профессионального образования (СПО) свои условия и требования. Сегодня недостаточно обладать только профессиональными компетенциями, но и необходимо быть функционально грамотным.
А. М. Новиков подчеркивает, что функциональная грамотность напрямую связана с понятием «ком-
петентности, пришедшим на смену профессионализму» [2, с. 6]. Одной из важных составляющих функциональной грамотности является финансовая грамотность.
Бесспорно, все стороны жизни человека сегодня охвачены финансовыми отношениями. Например, трудовая деятельность напрямую связана с получением дохода, а семейная и личная жизнь - с планированием и распределением полученных денежных средств. Молодые люди должны ориентироваться в мире финансов, быть готовыми к взрослой самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики, должны уметь оптимизировать свои потребности и возможности; грамотно использовать и развивать человеческий капитал; оценивать и распределять свои материальные и трудовые ресурсы; понимать ответственность за принимаемые решения и их возможные последствия. Ведь последствия неграмотного финансового поведения могут отражаться не только на жизни самого индивида, но и на обществе в целом.
Подросток, не умеющий грамотно фильтровать потоки информации, столкнется с проблемами и трудностями в финансовом плане. Например, пропаганда в СМИ «роскошной жизни», соблазн «легких денег» для подростка, имеющего неверные установки в личном финансовом поведении, приводит к распространению преступности и различного рода девиациям в обществе. Так, в Смоленском техникуме отраслевых технологий периодически наблюдаются случаи вовлечения студентов в мошеннические схемы нелегального заработка путем распространения наркотических веществ и нелегальной табачной продукции. Интересный факт, что сами ребята зачастую не являются потребителями, а выступают лишь в качестве посредника с целью получения обещанного высокого дохода. Или, к примеру, отсутствие элементарных навыков личного финансового планирования, несомненно, приведет к жизни не по средствам и, как следствие, к проблемам с кредитными и финансовыми организациями. Особенно это касается подростков из семей «группы риска». Ведь именно в семье закладываются модели поведения личности. Однако не каждая семья может обеспечить надлежащие условия для социализации ребенка. Эти вопросы особенно остро стоят в системе профтехобразования. Так, в Смоленском техникуме отраслевых технологий в 2018/19 учебном году на первый курс очного обучения было зачислено 150 обучающихся, из которых 57 подростков (38 %) из малообеспеченных, неполных семей и семей, состоящих на учете в органах опеки.
В 2019/20 уч. г. было зачислено также 150 человек, из них 68 обучающихся (45 %) из семей «группы риска». В текущем учебном году на первый курс поступили 125 человек, 54 (43 %) из которых - подростки из семей «группы риска». Важно отметить, что в нашем техникуме 14 % от общего количества обучающихся - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таким студентам в разы сложнее получить правильные модели и установки в финансовом поведении. Они зачастую даже не имеют возможности попросить у своих родных помощи или совета в сложных жизненных ситуациях, в бытовых и финансовых вопросах. Поэтому необходимость и важность формирования финансовой грамотности как составляющей функциональной грамотности у обучающихся системы профтехобразования сложно переоценить. Более того, сформированная финансовая грамотность будет служить социальным ориентиром для данных категорий молодежи. А повышение уровня функциональной грамотности через формирование финансовой, несомненно, способствует выравниванию возможностей, помогает тем, кто оказался в социально и экономически невыгодном положении. От уровня финансовой грамотности человека напрямую зависят его благосостояние и качество жизни в целом.
Следует отметить, что сегодня проблема повышения финансовой грамотности населения обсуждается на региональном, государственном и международном уровнях.
Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг. Целью данной Стратегии является «создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества» [1].
В соответствии с данной Стратегией, «достаточный уровень финансовой грамотности - это, в первую очередь, результат процесса финансового образования» [1]. Здесь подчеркивается, что такое образование должно быть непрерывным, а элементы финансовой грамотности необходимо включать в образовательные программы начиная с дошкольных учреждений и, в том числе, в образовательные программы СПО. Данный процесс в итоге должен привести к достижению финансового благополучия населения через формирование моделей грамотного финансового поведения и к повышению уровня финансовой дисциплины и, как следствие, финансовой культуры.
Нужно отметить, что обучающиеся техникумов и колледжей выделены в целевую приоритетную группу Стратегии. Поэтому в ФГОС СПО уже включена общая компетенция «ОК-11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» [4].
Выпускник СПО, обладающий данной компетенцией и достаточным уровнем финансовой грамотности, должен уметь: оптимально распределять и планировать личные финансы, вести учет трат и поступлений в бюджет домохозяйства на краткосрочный и долгосрочный период; сбалансировать соотношение между потребностями и возможностями; использовать финансовые инструменты накопления и сбережения; анализировать и сопоставлять различные финансовые продукты и услуги; определять финансовые риски; отличать выгодные финансовые предложения от финансового мошенничества; принимать обоснованные решения и осознанно нести ответственность за такие решения; а также рационально пользоваться страховыми, пенсионными и инвестиционными инструментами финансового рынка [6].
Для того чтобы сформировать финансовую грамотность на достаточном уровне, необходимо учитывать специфику целевой аудитории. К сожалению, первокурсники нашего техникума в основной массе имеют низкий стартовый уровень общеобразовательной подготовки и мотивации к обучению в целом. К нам зачастую приходят ребята, имеющие трудности в освоении общеобразовательной программы, пробелы в школьных знаниях. Нередко обучающиеся техникума имеют проблемы и с учебной дисциплиной, а также пробелы в воспитании и общей культуре поведения.
Согласно данным приемной комиссии техникума, средний балл аттестатов об основном общем образовании абитуриентов 2018 года составил 3,27 балла, в 2019 г. - 3,24 балла, в 2020 - 3,3. Мы предположили, что и уровень финансовой грамотности данных категорий обучающихся достаточно низок. Для подтверждения этой гипотезы было проведено исследование среди студентов первого курса техникума, целью которого стало измерение и оценка уровня финансовой грамотности первокурсников и их мотивации к изучению отдельных финансовых тем. Кроме того, определение и анализ стартового уровня финансовой грамотности нам необходимы для выявления контрольных показателей, относительно которых будет определяться результативность обучения. Также с помощью такой диагностики можно определить существу-
ющие пробелы в знаниях и умениях целевой аудитории, определить некоторые установки в финансовом поведении. С такой информацией в дальнейшем можно грамотно подойти к организации учебного процесса и разработки программ, планов, учебной и методической литературы.
Для понимания и изучения финансовой грамотности как явления, в первую очередь, необходимо определить сущность самого понятия и базовые индикаторы. К тому же общепринятого научного определения понятия «финансовая грамотность» на сегодняшний день не существует. Оно отражает многообразие проявлений финансового поведения и является многомерным, что усложняет его эмпирическую интерпретацию. Зачастую сам термин «финансовая грамотность» отождествляется с такими терминами, как «финансовая культура», «финансовое просвещение», «финансовое образование», «финансовая компетентность», «финансовая осведомленность» и др.
Таким образом, на современном этапе изучения финансовой грамотности населения и процессов ее формирования посредством системы образования перед отечественными исследователями стоят первостепенные задачи научной интерпретации терминов и понимания смысловой природы данного феномена.
Логично предположить, что родовым понятием для термина «финансовая грамотность» является «грамотность». Как правило, им обозначают элементарные навыки и умения чтения, письма и счета. Отсюда можно сделать вывод, что изучаемое понятие представляет собой элементарные знания, умения и навыки в области финансов. Исходя из этого, для поведения исследования нами было выбрано определение финансовой грамотности как «сочетания финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке» [1].
Методология
На сегодняшний день существует достаточное количество практик измерения финансовой грамотности различных групп населения, в том числе детей и молодежи. Обращая внимание на зарубежные научные исследования, следует отметить методику, применяемую Организацией экономического сотрудничества и развития в рамках международной программы по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment (PISA)) [3; 5]. Цель методики - оценить финансовые компетенции 15-летних подростков (данная возрастная группа респон-
дентов соответствует возрастной группе обучающихся первого курса нашего техникума). Одна из важнейших особенностей данной методики - международная тысяче балльная шкала финансовой грамотности. Согласно данной шкале выделено пять уровней финансовой грамотности опрашиваемых:
«Уровень 1 (32,6-40 %) - базовый. Обучающиеся распознают типичные финансовые продукты и термины и понимают информацию, относящуюся к базовым финансовым понятиям.
Уровень 2 (40-47,5 %). Обучающиеся могут применять знания обычных финансовых продуктов. Они могут принимать финансовые решения, касающиеся их самих. Обучающиеся демонстрируют понимание взаимосвязи между различными финансовыми понятиями, такими как полезность и стоимость.
Уровень 3 (47,5-55 %). Обучающиеся применяют финансовые знания в типичных ситуациях. Они понимают последствия финансовых решений. Они могут делать правильные выводы из финансовых документов и могут выполнять более сложные математические операции (расчет процентов, расчет бюджета).
Уровень 4 (55-62,5 %). Обучающиеся имеют знания о сложных финансовых понятиях. Они могут оценить сложный финансовый документ и объяснить назначение нетипичных финансовых продуктов. Они могут принять финансовое решение, учитывающее отдаленные последствия.
Уровень 5 (от 62,5 %). Подростки могут применять свои знания широкого круга финансовых терминов и понятий, некоторые из них могут стать релевантными его опыту только в будущем. Также они могут анализировать сложные финансовые продукты и учитывать значимые, но неочевидные особенности финансовых документов, такие как стоимость сделки» [3].
Каждому уровню соответствуют определенный набор практических заданий на анализ финансовых продуктов, решение стандартных и нестандартных финансовых проблем, расчет финансовых показателей и др.
Учитывая приведенные уровни финансовой грамотности международного исследования PISA, в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» была разработана система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста 15-18 лет [7]. Она включает в себя девять предметных областей финансовой грамотности, выделен-
ных по принципу MECE (Mutually Exclusive Collectively Exhaustive - взаимно исключающая совместно исчерпывающая): «доходы и расходы; финансовое планирование и бюджет; личные сбережения; кредитование; инвестирование; риски и финансовая безопасность-защита прав потребителей; общие знания экономики и азы финансовой арифметики» [7].
В свою очередь, каждая из девяти областей разделена на три составляющих: «знание и понимание; умения и поведение; личные характеристики и установки» [7].
Для определения начального уровня финансовой грамотности студентов-первокурсников Смоленского техникума отраслевых технологий, нами было разработано и проведено диагностическое исследование. В качестве группы исследуемых были определены студенты первых курсов всех учебных групп в количестве 125 человек. Используемые методы: наблюдение, тестирование.
Разработанный инструментарий исследования соответствует международным представлениям о содержании финансовой грамотности [3; 5] и вышеупомянутой системе (рамке) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста 15-18 лет [7] и охватывает все девять предметных областей данной системы. Тестирование включает в себя 27 вопросов (по три вопроса на каждую предметную область).
Результаты
По результатам исследования мы выяснили, что финансовая грамотность первокурсников Смоленского техникума отраслевых технологий находится на крайне низком уровне. В среднем студенты набрали 9,8 балла (36 %) из 27 возможных. Если соотносить такой уровень с международной тысячебалльной шкалой финансовой грамотности, то наши обучающиеся находятся на самом низшем первом (базовом) уровне по шкале PISA, что существенно ниже общероссийских показателей, так как, согласно результатам последнего исследования PISA-2018, более 60 % российских учащихся 15 лет достигают третьего уровня финансовой грамотности [3].
Отчасти такие низкие показатели студентов можно объяснить тем, что в нашем техникуме обучается значительная доля подростков из семей «группы риска» с низким уровнем социально-экономического и культурного статуса. Около половины (48 %) от общего количества обучающихся - подростки из малообеспеченных, неполных семей и семей, состоящих на учете в органах опеки. Кроме того, как отмечалось ранее, 14 % от общего количества студентов - это дети-
сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В отличие от своих сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях, такие ребята имеют трудности в социальной адаптации, зачастую не имеют возможности опереться на социальный и экономический опыт своих родителей или близких людей.
Тестирование показало, что опрашиваемые первокурсники не имеют представления даже об элементарных финансовых понятиях. Например, ребята до конца не понимают, что значат такие понятия, как «инвестирование», «депозит», «инфляция», «НДФЛ» и др. Они не разбираются в финансовых продуктах и услугах. Например, при выборе ответа на вопрос «Какой из годовых рублевых депозитов выгоднее для сбережения денег?» большинство респондентов затруднялись ответить, объясняя это тем, что никогда не встречали слово «депозит» ранее и не знают его значение. В процессе тестирования также выяснилось, что инвестирование ребята зачастую отождествляют со ставками на спорт, а страхование - «это пустая трата для тех, кто имеет лишние деньги». Большинство из них не могут выполнить простые финансовые расчеты в ситуационных заданиях, не владеют доступной актуальной информацией на финансовом рынке. У 72 % первокурсников планирование бюджета отсутствует как таковое, распоряжение личными финансами определено только текущими нуждами. Ребята в большинстве своем считают, что планировать траты и делать сбережения необязательно и необходимо лишь при доходе выше среднего. В ходе исследования также было установлено, что лишь немногие из них (23 %) имеют представления об оплате счетов и коммунальных услуг, и немалая часть (47 %) никогда не сталкивалась с покупками через интернет, хотя каждый первокурсник имеет банковскую стипендиальную карту.
Однако участие в исследовании обучающиеся принимали охотно и показали устойчивый интерес к финансовой тематике. На вопрос «Укажите одну или несколько финансовых тем, которые Вас интересуют в настоящее время?» практически все (92 % опрашиваемых) выбрали«личное финансовое планирование» и «накопление и приумножение собственных финансовых средств». Отсюда можно сделать вывод, что в части вопросов, касающихся персонального благосостояния, респонденты достаточно мотивированы.
Заключение
Выявленный низкий уровень финансовой грамотности первокурсников техникума затрудняет их успешную социализацию и полноценное существование в окружающем мире. В связи с этим повыше-
ние уровня необходимо проводить постоянно и комплексно. Для чего нужно уже с первого года обучения студентов включить в учебные планы СПО дисциплину «Основы финансовой грамотности» как обязательный учебный курс; внедрять элементы финансовой грамотности в учебные предметы и во внеучеб-ную работу; привлекать к преподаванию отдельных тем финансовой грамотности экспертов (работников банка, предпринимателей, сотрудников Пенсионного фонда России, Федеральной налоговой службы и т. д.); проводить работу по повышению финансовой компетентности родителей. Кроме того, к разработке учебно-методических материалов необходимо подходить комплексно, с учетом специфики обучающихся, ориентируясь на их образовательные потребности. Для данной целевой аудитории особо важным являются принципы простоты, актуальности и доходчивости подаваемой информации. Информация должна быть интересной для студентов, содержать примеры из реальной жизни, носить не чисто теоретический, а больше прикладной характер. Таким образом мы сможем повысить мотивацию к учению, степень усвоения материала и, как следствие, сформировать рациональные модели финансового поведения. А грамотное финансовое поведение, в свою очередь, выступит важным фактором успешной социализации личности учащегося системы профтехобразования и будет способствовать развитию всей финансовой системы страны.
Литература
1. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг. [Электронный ресурс]. URL: https:// minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=118377proekt_natsionalnaya_ strategiya_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_2017-2023_gg (дата обращения: 16.03.2021).
2. Новиков А. М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. № 3. С. 3-8.
3. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Media/ Default/Documents/МСИ/Отчет%20ФГ%20PISA-2018.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
4. О методических рекомендациях по реализации «ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]: письмо Минпросвещения России от 02.07.2019 № 05-670. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc&base=EXP&n=536915&dst=100010#06811656484210282 (дата обращения: 16.03.2021).
5. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М., 2012. 112 с.
6. Русских Е. С. Проблема формирования функциональной финансово-экономической грамотности студентов кол-
леджа // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 39-43.
7. Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, разработанная в рамках совместного Проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov. ru/ru/document/?id_4=69544-sistema_ramka_finansovoL kompetentnosti_dlya_uchashchikhsya_shkolnogo_vozrasta (дата обращения: 19.03.2021).
References
1. Nacional'naya strategiya povysheniya finansovojgramotnosti 2017-2023 gg. [National strategy for improving financial literacy 2017-2023]. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/ document/?id_4=118377proekt_natsionalnaya_strategiya_povy-sheniya_finansovoi_gramotnosti_2017-2023_gg (accessed 16.03.2021). (In Russian).
2. Novikov A. M. Integraciya bazovogo professional'nogo obrazo-vaniya [Integration of basic vocational education]. Pedagogy, 1996, no. 3, pp. 3-8. (In Russian).
3. Otchet po rezul'tatam mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2018 [Report on the results of the international study of PISA-2018]. Available at: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ MWReport%20FG%20PISA-2018.pdf (accessed 20.03.2021). (In Russian).
4. O metodicheskih rekomendaciyah po realizacii «OK 11. Ispol'zovat' znaniya po finansovoj gramotnosti, planirovat' predprinimatel'skuyu deyatel'nost' v professional'nojsfere» v federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartah sred-nego professional'nogo obrazovaniya» [On methodological recommendations for implementation" OK 11. To use knowledge on financial literacy, to plan entrepreneurial activity in the professional sphere" in the federal state educational standards of secondary vocational education"]. Letter from the Ministry of Education of Russia dated 02.07.2019 No. 05-670. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= EXP&n=536915&dst=100010#06811656484210282 (accessed 16.03.2021). (In Russian).
5. Zelentsova A. V., Bliskavka E. A., Demidov D. N. Increasing financial literacy of the population: international experience and Russian practice [Improving financial literacy of the population: international experience and Russian practice]. Moscow, 2012, 112 p. (In Russian).
6. Russkih E. S. Problema formirovaniya funkcional'noj finansovo-ekonomicheskoj gramotnosti studentov kolledzha [Problem of formation of functional financial and economic literacy of college students]. Vestnik of the Mari State University, 2016, no. 1 (21), pp. 39-43. (In Russian).
7. Sistema (ramka) finansovoj kompetentnosti dlya uchashchihsya shkol'nogo vozrasta, razrabotannaya v ramkah sovmestnogo Proekt Minfina Rossii i Vsemirnogo banka «Sodejstvie povy-sheniyu urovnya finansovoj gramotnosti naseleniya i razvitiyu finansovogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii» [System (frame) of financial competence for school-age students, developed within the framework of the joint Project of the Ministry of Finance of Russia and the World Bank "Assistance to improving the level of financial literacy of the population and the development of financial education in the Russian Federation"]. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=69544-sistema_ ramka_finansovoi_kompetentnosti_dlya_uchashchikhsya_shkol-nogo_vozrasta (accessed 19.03.2021). (In Russian).