—Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 371.21
Вопросы финансовой грамотности в школьном обществоведческом образовании Кировской области
Т. Ю. Ерёмина
Институт развития образования Кировской области, г. Киров
Аннотация. Введение. В статье обосновывается актуальность введения курса/модуля финансовой грамотности в образовательный процесс как на международном (исследования PISA), так и на федеральном уровне. Характеризуются отдельные аспекты формирования финансовой грамотности российских школьников, исследованные отечественными учёными.
Материалы и методы. Приводятся результаты мониторинга реализации образовательных программ по формированию финансовой грамотности в Кировской области. По результатам исследования видно, что введение курса/модуля финансовой грамотности в основную образовательную программу является актуальной задачей для всех видов образовательных организаций региона. Результаты исследования. Автор приводит основные направления научно-методического сопровождения деятельности по повышению финансовой грамотности педагогов и обучающихся региона в школьном обществоведческом образовании, осуществляемого Институтом развития образования Кировской области. Заключение. Курс/модуль финансовой грамотности может быть успешно введён в основную образовательную программу школы, в частности - в рамках обществоведческого образования.
Ключевые
слова: финансовая грамотность, курс/модуль финансовой гра-
мотности, основная образовательная программа, школьное обществоведческое образование.
Для цитирования: Ерёмина Т. Ю. Вопросы финансовой грамотности в школьном
обществоведческом образовании Кировской области // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 576-583. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-576-583
Дата поступления статьи в редакцию: 8 апреля 2019 г.
Введение
В рамках Международной программы оценки образовательных достижений обучающихся 15-летнего возраста PISA (Programme for International Student Assessment) происходит оценивание функциональной грамотности подростков - их способности использовать знания, умения и опыт для решения жизненных задач в ситуациях личност-но и социально значимых: читательская, математическая, естественнонаучная грамотность, а с 2012 г. - финансовая грамотность. Зарубежные исследователи полагают, что через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты: не столько знания и умения, сколько компетенции [11, с. 10]. Поэтому проблема введения курса/модуля финансовой грамотности в образовательный процесс является очень актуальной.
Эта проблема актуальна и для Российской Федерации. Так, после проведённых исследований и анализа мнений экспертного сообщества было установлено, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами [10, с. 7].
В этой связи в сентябре 2017 г. была принята Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. (далее - Стратегия). Под финансовой грамотностью понимается сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений [10, с. 3]. Приоритетными целевыми группами населения для реализации данной Стратегии являются педагоги и обучающиеся общеобразовательных организаций.
Кроме того, одной из задач Концепции учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, является формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа- и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности [4, с. 2]. А в Примерной основной образовательной программе основного/ среднего общего образования, в разделе «Экономика» учебного предмета «Обществознание», указаны дидактические единицы по финансовой грамотности [6, с. 320321; 7, с. 335-336].
Считаем, что в наибольшей степени внедрить основы финансовой грамотности в образовательный процесс можно через школьное обществоведческое образование. В последнее время отечественные учёные уделяли большое внимание формированию финансовой грамотности российских школьников как с точки зрения учёта международного опыта, так и проблем введения курса/ модуля финансовой грамотности в образовательный процесс.
Так, М. Ю. Романова сопоставила зарубежный и отечественный опыт по формированию финансовой грамотности школьников [8]. Анкетирование учителей нескольких регионов России, проведённое в 2017 г. научными сотрудниками Центра социально-гуманитарного образования ФГНБУ «Институт стратегии развития образования РАО», выявило, какие школьные предметы вносят наибольший вклад в формирование финансовой грамотности обучающихся: «Математика», «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «Экономика», «Право», «География». Поскольку около 90 % респондентов составили учителя обществознания, на вопрос: «Какие учебники вы используете при изучении финансовой грамотности?» - большинство указало на учебники обществознания издательства «Просвещение» под редакцией Л. Н. Боголюбова для основной и старшей школы [9]. Методические рекомендации по организации образовательного процесса, отдельных занятий на разных ступенях обучения по введению модуля «Финансовая грамотность» в обществоведческий курс даны в публикации Е. К. Калуцкой, И. А. Лобанова [3].
Материалы и методы
Институт развития образования Кировской области (далее - ИРО Кировской области, Институт) на протяжении последних лет осуществлял комплексное научно-методическое сопровождение введения курса/модуля финансовой грамотности в основную образовательную программу (ООП). На наш взгляд, курс «Основы финансовой грамотности» может быть реализован в общеобразовательной организации следующими способами:
- в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в виде отдельного курса/модуля за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;
- в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в интеграции с другими учебными предметами: «Обществознанием», «Экономикой», «Математикой», «Информатикой» и др.;
- в рамках программы дополнительного образования.
В октябре - ноябре 2018 г. ИРО Кировской области провёл мониторинг реализации образовательных программ по формированию финансовой грамотности в регионе. В нём приняли участие 831 образовательная организация, из них 452 - общеобразовательные организации (далее - ОО), 307 - дошкольные образовательные организации (далее - ДОО), 43 - организации дополнительного образования (далее - ОДО), 29 - профессиональные образовательные организации (далее - ПОО).
Общее количество классов/групп в образовательных организациях, изучающих курс/модуль по основам финансовой грамотности, составляет 992. Из них 622 класса в ОО, 90 групп - в ДОО, 23 - в ОДО, 257 - в ПОО. Мониторинг показал, что изучение финансовой грамотности в общеобразовательных организациях, по сравнению с ДОО, возрастает в 7 раз.
Из 452 общеобразовательных организаций, принявших участие в мониторинге, в 116 (25,7 %) вопросы финансовой грамотности рассматриваются в рамках учебного предмета «Обществознание» (для сравнения: в 282 школах (62,4 %) подобные вопросы в рамках каких-либо учебных предметов не изучаются).
Результаты исследования
По результатам мониторинговых исследований видно, что введение курса/ модуля финансовой грамотности в основную образовательную программу является актуальной задачей для всех видов образовательных организаций Кировской области. Поэтому они нуждаются в научно-методической поддержке указанного процесса со стороны Института.
Во-первых, ИРО Кировской области осуществлял сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных организаций по введению курса/ модуля финансовой грамотности в ООП. Формами участия в указанной деятельности являлось присуждение образовательным организациям статуса региональной инновационной площадки (РИП) либо базовой площадки Института.
В 2018 г. статус РИП получила МКОУ СОШ д. Шихово Слободского района по проблеме «Создание модели образовательной среды по повышению финансовой грамотности: развитие компетенций финансовой грамотности обучающихся в условиях реализации проекта» (научный консультант - Т. Ю. Ерёмина). Отметим, что с апреля 2017 г. данная школа стала пилотной площадкой Центрального банка Российской Федерации по апробации учебно-методического комплекта (УМК) «Основы финансовой грамотности» издательства «Просвещение» (авторы: В. В. Чумаченко, А. П. Горяев) и введению занятий по финансовой грамотности в образовательную программу в различных формах основного и дополнительного образования. В рамках пилотной площадки сотрудники Банка России консультировали педагогов школы, участвовали в проведении различных мероприятий по финансовой грамотности.
Школа представила презентацию существующей модели по внедрению курса/модуля финансовой грамотности в ООП в декабре 2018 г. в ходе областного семинара. В рамках урочной формы изучения вопросов финансовой грамотности был представлен урок обществознания в 9-м классе (А. Н. Виноградова, учитель истории, обществознания) и занятие элективного курса «Основы финансовой грамотности» в 10-м классе (А. Н. Хохряков, учитель обществознания, директор). В рамках внеурочной формы работы были проведены классный час в 7-м классе по теме «Карманные деньги» (И. А. Устюгова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе) и занятие внеурочной деятельности в 4-м классе «Кто умеет всё считать?» (Н. А. Шалагинова, учитель начальных классов).
В семинаре приняли участие около 30 педагогов из 13 муниципальных образований Кировской области, а также представители базовых образовательных организаций Института по финансовой грамотности. Кроме того, в работе семинара активно участвовали социальные партнёры школы: представители зверохозяйства «Вятка», сотрудники Банка России.
С 2018 г. Институт осуществлял научно-методическое сопровождение деятельности базовых образовательных организаций по введению курса/ модуля финансовой грамотности в образовательный процесс. Базовыми площадками Института стали следующие общеобразовательные организации:
КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей», КОГОАУ «Кировский физико-математический лицей», МБОУ СОШ № 57 г. Кирова, КОГОАУ СШ с УИОП г. Белой Холуницы (с 2019 г. - МБОУ многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка, МБОУ СОШ с УИОП № 10 г. Кирово-Чепецка).
Указанные площадки в течение 2018-2019 гг. в рамках повышения квалификации учителей истории, обществознания провели 8 областных семинаров. На них они представили имеющуюся образовательную практику по введению финансовой грамотности в образовательный процесс в форме самостоятельного учебного курса и/или в интеграции с другими учебными предметами основной и старшей школы (как правило, с обществознанием, математикой).
Во-вторых, ИРО Кировской области осуществлял научно-методическое сопровождение системы повышения квалификации учителей истории, об-ществознания. Современные аспекты финансовой грамотности включены в следующие дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации): «Историческое и обществоведческое образование в условиях реализации ФГОС», «Особенности введения предметных Концепций по истории, обществознанию в условиях реализации ФГОС». Для информационно-методического обеспечения данных курсов сотрудниками кафедры предметных областей ИРО Кировской области в 2017-2019 гг. было опубликовано 2 учебно-методических пособия [2; 5] и несколько статей в сборниках конференций, семинаров и научно-методических журналах, в т. ч. 2 статьи в журналах, рецензируемых ВАК [1].
Кроме того, Институт участвовал в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (реализуется с 2011 г. Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком). Министерство образования Кировской области заключило соглашение с Межрегиональным методическим центром (ММЦ) по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г. Перми об обучении в 2018-2019 гг. на базе Института 250 педагогов Кировской области по программе повышения квалификации. Слушатели должны были выполнить групповой проект по актуальным аспектам внедрения курса/модуля финансовой грамотности в ООП. Доля учителей истории, обществознания на данных курсах составила 121 чел. (46,7 %).
Повышение предметной компетентности педагогов по основам финансовой грамотности осуществлялось ИРО Кировской области и в других формах. Например, сопровождение деятельности методических объединений учителей истории, обществознания: в августе - ноябре 2018 г. были проведены заседания окружных методических объединений (ОМО) по теме «Учебный курс «Основы финансовой грамотности» в обществоведческом образовании». Или проведение областных мероприятий соответствующей тематики: в марте 2018 г., марте 2019 г. на областных научно-практических семинарах учителей истории, обще-ствознания были обсуждены имеющиеся образовательные практики по введению указанного курса/модуля в рамках учебного предмета «Обществознание».
В-третьих, осуществлялось взаимодействие Института с организациями финансовой сферы (министерство финансов Кировской области, Центральный
банк Российской Федерации) по повышению финансовой грамотности педагогов и обучающихся региона.
Первую группу мероприятий в рамках указанного взаимодействия составили проводимые с сентября 2013 г. на базе ИРО Кировской области онлайн-уро-ки финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Всего было проведено 23 подобных урока.
В них участвовали сотрудники федеральных и региональных министерств и ведомств. Они информировали об имеющихся финансовых инструментах и услугах в пределах своей компетенции. Так, представители департамента (сейчас - министерства) финансов Кировской области представили презентацию бюджетной системы нашего региона (ноябрь 2013 г.); сотрудники Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области рассказали о налоговой системе Российской Федерации (апрель 2014 г., апрель 2018 г.); сотрудник Роспотребнадзора - о защите прав потребителей в сфере финансовых услуг (декабрь 2014 г.); представитель Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области - о пенсионной системе и расчёте будущей пенсии (март 2016 г.); помощник Прокурора Кировской области - об особенностях деятельности микрофинансовых организаций (апрель 2016 г.).
Следующая группа онлайн-уроков финансовой грамотности была посвящена банкам и банковской системе России, Кировской области. Сотрудники Центрального банка Российской Федерации охарактеризовали основы безопасного поведения потребителей финансовых услуг (май 2015 г., сентябрь 2016 г.). Представители иных банковских структур («Россельхозбанк», ПАО Сбербанк, ПАО «Норвик Банк» и др.) знакомили обучающихся с различными финансовыми инструментами, услугами: кредитные организации региона и их деятельность на рынке финансовых услуг (март 2014 г.); виды и способы использования банковских карт, мобильные платежи и онлайн-банкинг (декабрь
2016 г.), электронные деньги (апрель 2017 г.), личный финансовый план (сентябрь 2017 г.), инвестиции в реальные и финансовые активы (декабрь 2017 г.).
Большое внимание на подобных уроках было уделено также особенностям развития малого бизнеса, в т. ч. молодёжного, в нашем регионе. Так, в феврале
2017 г. сотрудники отдела поддержки предпринимательства министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области и отдела по работе с молодёжными организациями и объединениями управления молодёжной политики министерства образования Кировской области рассказали о мерах поддержки малого бизнеса. Далее опытом предпринимательской деятельности поделились генеральный директор компании «МиКо» и директор транспортно-логистической компании «ВТО-43». В марте 2019 г. такая встреча повторилась. На ней выступили представители указанных региональных министерств, а также руководитель салона красоты Bikini Room.
В декабре 2017 г. между министерством образования Кировской области и Центральным банком Российской Федерации была подписана Дорожная карта (перечень мероприятий) в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций на 2017-2021 гг. Региональным оператором по реализации Дорожной карты определён ИРО Кировской области. В её рамках предусмотрены меры по развитию мотивации обучающихся и педагогических работников к изучению и преподаванию финансовой грамотности, а
также мероприятия в образовательных организациях всех уровней образования.
Заключение
Таким образом, курс/модуль финансовой грамотности может быть успешно введён в основную образовательную программу школы, в частности - в рамках обществоведческого образования. ИРО Кировской области в течение последних лет осуществлял комплексное научно-методическое сопровождение деятельности по повышению финансовой грамотности как педагогов, так и обучающихся общеобразовательных организаций.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Ерёмина Т. Ю. Информационные и учебно-методические ресурсы по курсу «Основы финансовой грамотности» в основной школе // Преподавание истории и обще-ствознания в школе. 2017. № 1. С. 40-47.
2. Ерёмина Т. Ю. Преподавание учебного курса «Основы финансовой грамотности» в основной школе: учебно-методическое пособие. Киров : Типография «Старая Вятка», 2017. 166 с.
3. Калуцкая Е. К., Лобанов И. А. Специфика изучения модуля «Финансовая грамотность» в курсе «Обществознание» // Преподавание истории в школе. 2019. № 1. С. 27-35.
4. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056 a57059c4266eaa78bff1f0bbe (дата обращения: 14.10.2019).
5. Першина Ю. В. Политология: учебно-методическое пособие для учителей обще-ствознания (8-11 кл.). Киров : КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2017. 59 с.
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию : протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. URL: http://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 14.10.2019).
7. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс] : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию : протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з. URL: http://mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 14.10.2019).
8. Романова М. Ю. Формирование финансовой грамотности школьников: зарубежный и отечественный опыт // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 2. С. 35-42.
9. Романова М. Ю., Французова О. А. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в процессе изучения предмета «Обществознание» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 2. С. 75-80.
10. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы [Электронный ресурс] : утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdL RrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 14.10.2019).
11. Schleicher A., Ramos G. Global Competency for an Inclusive World [Electronic resource]. OECD, 2016. URL: https://ru.scribd.com/doc/316127817/Global-Competency-for-an-Inclusive-World (mode of access : 14.10.2019).
Financial Literacy in Social Studies Education in Schools of the Kirov Region
Tat'yana Yu. Eremina
Institute of Education Development of the Kirov Region, Kirov
Abstract. Introduction. The paper demonstrates the importance of introducing a financial literacy course/module into the educational process both at the international (PISA research) and at the national level. The individual aspects of shaping the financial literacy in Russian schoolchildren, investigated by domestic researchers, are characterized.
Materials and methods. The paper presents the results of monitoring the implementation of educational programs for the development of financial literacy in the Kirov region. The findings suggest that the introduction of the financial literacy course / module into the main curriculum is an urgent task for all types of educational organizations in the region.
The results of the study. The paper presents the main areas of scientific and methodological support to be provided by the Institute for the Development of Education of the Kirov Region to enhance the financial literacy of Social Studies teachers and students in the schools of the region.
Conclusion. The course/module of financial literacy can be successfully introduced into the main curriculum of schools, in particular within the framework of Social Studies education.
Keywords: financial literacy, course / module of financial literacy, main curriculum, school Social Studies.
Ерёмина
Татьяна Юрьевна
старший преподаватель кафедры предметных областей
https://orcid.org/ 0000-0001-8268-4300 SPIN-код: 4906-5147 АшНогЮ: 837648
Eremina
Tat'yana Yur'evna
Senior Lecturer at the Department of Subject Areas
https://orcid.org/ 0000-0001-8268-4300 SPIN-код: 4906-5147 AuthorID: 837648
Институт развития образования Кировской области
610046, Россия, г. Киров, ул. Р. Ердякова, 23/2
тел.: +7(8332)523023 e-mail: [email protected]
Institute of Education Development of the Kirov Region
23/2 R. Yerdyakova St, Kirov, Russia, 610046
tel.: +7(8332)523023 e-mail: [email protected]