УДК373
С. Н. Усова, А. С. Усов
Как развивать финансовую грамотность школьников — будущих активных пользователей финансовых услуг
Аннотация
В статье анализируются и обсуждаются результаты российских обучающихся по финансовой грамотности в трех циклах исследования — PISA-2012, PISA-2015 и PISA-2018. Делается вывод о том, что российские школьники хорошо владеют базовыми терминами и понятиями финансовой сферы, могут применить их на практике, но слабо владеют навыками управления финансами. Предлагается осуществлять развитие финансовой грамотности обучающихся в пространстве урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, в том числе с помощью электронных образовательных ресурсов и средств мобильного обучения. Авторы ориентируют педагогов-практиков на овладение профессиональными компетенциями деятельностной направленности, а также компетенциями в части применения электронных образовательных ресурсов при реализации образовательных программ по финансовой грамотности.
I Ключевые слова: PISA; финансовая грамотность; мобильное обучение (m-learning); мобильные приложения; финансовое образование.
S. N. Usova, A. S. Usov
The how of developing financial literacy in schoolchildren -active consumers of financial services in the future
Abstract
The article analyzes and discusses the results of Russian students in financial literacy in three research cycles — PISA-2012, PISA-2015 and PISA-2018. It is concluded that Russian schoolchildren have a good command of the basic terms and concepts of the financial sphere, they can apply them in practice, but they have little command of financial management skills. It is proposed to develop students' financial literacy in classroom and through extracurricular activities, additional education, including electronic educational resources and mobile learning tools. The authors guide practicing teachers to mastering activity-oriented professional competencies, as well as competencies in the use of electronic educational resources for implementing educational programs on financial literacy.
J Keywords: PISA; financial literacy; mobile learning (m-learning); mobile applications; financial education.
Оценка финансовой грамотности пятнадцатилетних обучающихся в рамках международного исследования PISA проводится с 2012 года. В 2018 году исследование проходило в третий раз, в нем приняли участие 20 стран1:
• 13 стран и экономик Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): Австралия, Испания, Италия, семь провинций Канады (Британская Колумбия, Манитоба, Нью-Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда), Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия, Соединенные Штаты Америки, Финляндия, Чили и Эстония;
• 7 стран-партнеров, не входящих в ОЭСР: Болгария, Бразилия, Грузия, Индонезия, Перу, Россия и Сербия.
Финансовая грамотность в исследовании PISA — это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных финансовых решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни [8, с. 4].
Следовательно, под финансовой грамотностью школьника понимается набор знаний, установок и практических навыков, которые помогают ему принимать взвешенные финансовые решения в жизненных ситуациях (семья, дом, образование, работа) и активно включаться в финансовую (индивидуальную и общественную) деятельность (совершать покупки, оплачивать налоги, размещать сбережения, эффективно пользоваться финансовыми услугами и др.).
Прежде чем перейти к обсуждению результатов российских обучающихся по финансовой грамотности в исследованиях PISA-2012, PISA-2015 и PISA-2018, обратим внимание на важное обстоятельство: в 2015 году исследование финансовой грамотности проходило как дополнительное к исследованию читательской, математической и естественно-научной грамотности. В 2012 и 2018 годах организация исследования финансовой грамотности была иной: все обучающиеся сначала проходили тестирование по читательской и математической грамотности, а затем они были разделены: часть тестировалась по финансовой грамотности, а часть — по естественно-научной грамотности. При этом в 2018 году были вопросы, которые совпадали с исследованием 2015 года (примерно 2/3), но были и новые (1/3).
По данным координаторов (ОЭСР), описанные выше различия в организации исследования могли
1 В исследовании финансовой грамотности РКА-2018 участвовала 21 страна. Однако выборка Нидерландов не была репрезентативной, поэтому результаты учащихся из Нидерландов не учитываются при подсчете средних значений по всему исследованию и средних значений для стран ОЭСР.
оказать влияние на конечные результаты. В связи с этим ОЭСР рекомендовала для более корректного анализа динамики полученных результатов сравнивать и оценивать результаты за 2012 и 2018 годы.
Следуя этой рекомендации, в опубликованном отчете Рособрнадзора по результатам международного исследования финансовой грамотности представлены следующие итоговые выводы:
1) динамика баллов по финансовой грамотности российских обучающихся в двух циклах исследования — PISA-2012 и PISA-2018 — положительная, результат улучшился на 9 баллов;
2) результаты российских обучающихся в 2012 году были ниже среднего результата по странам ОЭСР [7, с. 2]; в 2018 году — Россия снова показала результат статистически значимо ниже среднего балла для стран ОЭСР, но при этом статистически не значимо отличающийся от среднего по ОЭСР [8, с. 10];
3) в 2018 году почти все страны улучшили свои результаты (за исключением Австралии) в сравнении с 2012 годом, и в целом прослеживается тенденция улучшения качества знаний и навыков, которые 15-летние обучающиеся демонстрируют в области финансов [Там же, с. 12].
Безусловно, нюансы регламента проведения исследований могут сказаться на результатах, поэтому осторожность в их интерпретировании с течением времени необходима. С этой точки зрения представляется интересным проанализировать результаты исследования PISA-2018 конкретно по странам, которые участвовали во всех трех циклах мониторинга финансовой грамотности (2012, 2015 и 2018 годов): Австралия, Испания, Италия, Польша, Россия, Словакия и США.
В 2012 году в рейтинге стран Россия заняла 10-е место среди 18 стран-участниц с общим количеством баллов 486; Австралия, Польша и США занимали, соответственно, 4, 7 и 9-е места, причём результаты российских учащихся статистически значимо не отличались от результатов США, а результаты учащихся Австралии и Польши превысили средний международный уровень.
Результаты России по финансовой грамотности в 2015 году оказались выше среднего значения шкалы PISA среди 15 стран-участников. Имея средний балл — 512, Россия тогда заняла 4-5-е места, обогнав США, Австралию, Испанию, Италию, Польшу, Словакию, пропустив вперёд только Китай, Бельгию и Канаду [3]. Более того, в 2015 году российские ученики продемонстрировали улучшение результата на 26 баллов в сравнении с результатом, полученным в исследовании PISA-2012, и это повышение результата было максимальным среди всех стран-участников.
Подобный «скачок» в результатах, с одной стороны, стал неожиданным для российских специалистов, поскольку было понятно, что он не связан
Усова С. Н., Усов А. С.
Как развивать финансовую грамотность школьников — будущих пользователей финансовых услуг
с содержанием действующих в то время образовательных программ учебных предметов (курсов) или с реализацией ФГОС, так как введение ФГОС в основной школе началось с 2015 года. С другой стороны, он вселял надежду и уверенность в том, что так называемая «диджитализация» («оцифровывание») нашей жизни способствует развитию финансовой грамотности учащихся, активному освоению и использованию ими в повседневной жизни цифровых финансовых инструментов и сервисов [6, с. 26].
В 2018 году средний балл России (495) был выше, чем среднее значение шкалы PISA (478 баллов) и ниже среднего балла по странам ОЭСР (509). Россия заняла 10-е место из 20 стран-участников. Выше в рейтинге — Польша, Австралия, США, при этом результаты учащихся Австралии и Польши превысили средний международный уровень. Отсюда следует, что 15-летние российские школьники в последнем цикле исследования показали средний результат.
Дополнительно проанализируем динамику результатов финансовой грамотности 15-летних учащихся по странам (табл.).
Динамика баллов финансовой грамотности по странам, PISA [8, с. 12]
Страны-участницы 2012 2015 2018
Эстония 529 4547
Канада 533 4532
Польша 510 4485 4520
Австралия 526 4504 4511
США 492 4487 4506
Латвия 501 501
Литва 449 4498
Россия 486 |512 4495
Испания 484 4469 4492
Словакия 470 4445 4481
Италия 466 4483 4476
Чили 432 4451
Бразилия 393 4420
Перу 403 4411
Оценка динамики результатов финансовой грамотности по странам приводит к следующим выводам:
1) динамика баллов России по финансовой грамотности в двух циклах исследования — PISA-2012 и PISA-2018 — положительная, результат улучшился на 9 баллов; однако динамика баллов в циклах PISA-2015 и PISA-2018 —
отрицательная, результат ухудшился на 17 пунктов;
2) из семи стран, участвовавших во всех трех циклах мониторинга финансовой грамотности (2012, 2015 и 2018 годов), только у России и Италии в 2018 году отмечено снижение результатов относительно результатов 2015 года;
3) почти все страны, за исключением Австралии, улучшили свои результаты в 2018 году по сравнению с 2012 годом (без учёта результатов исследования PISA-2015); при этом даже при снижении результатов на 15 баллов в 2018 году ученики Австралии продемонстрировали результат выше среднего по странам ОЭСР;
4) в 2015 году финансовая грамотность российских подростков превысила средний уровень по ОЭСР.
Отсюда следует, что для получения объективной картины состояния финансовой грамотности школьников и финансового образования в общеобразовательных организациях вполне правомерным будет поуровневый анализ результатов финансовой грамотности России в трёх циклах исследования: PISA-2012, PISA-2015 и PISA-2018.
Согласно результатам PISA-2018 самый распространенный уровень финансовой грамотности в России — третий (компетенция — «понимают распространённые финансовые понятия, термины и применяют эти знания в типичных ситуациях»), количество российских учеников, находящихся на третьем уровне финансовой грамотности, составляет 33%. Третий уровень финансовой грамотности — также самый распространенный уровень среди обучающихся в Канаде, Польше, Португалии, Австралии, Болгарии, США, Литве, Испании, Словакии и Италии [8, с. 17]. Для сравнения: в 2012 году с заданиями третьего уровня финансовой грамотности справились 33,1% российских школьников (в ОЭСР — 30,2%) [7, с. 4], в 2015 году — 32,2% россиян (в ОЭСР — 24,9%) [1, с. 6]. Это означает, что в исследованиях PISA-2012, PISA-2015 и PISA-2018 результаты российских школьников по третьему уровню финансовой грамотности являются величиной практически постоянной. Но в 2015 году российские ученики показали результаты выше среднего по сравнению с 10 странами ОЭСР.
В 2015 году было зафиксировано значительное повышение процента российских обучающихся с наивысшими результатами по финансовой грамотности (5-й уровень) в сравнении с результатами исследования PISA-2012 — с 4,3% ^^-2012) до 10,5% ^^-2015). В исследовании PISA-2018 количество российских учеников, достигших высокого уровня финансовой грамотности (компетенция — «применяют знания широкого круга финансовых терминов и понятий, могут анализировать сложные финансовые продукты, выполнять задания с высокой степенью точности и решать
нестандартные финансовые задачи»), составило лишь 6,3%. Это почти в два раза ниже, чем в среднем в странах ОЭСР (10,5%), в три раза меньше, чем в странах-лидерах — в Эстонии и Финляндии (19%), и ниже собственных же результатов, полученных в 2015 году.
В 2018 году в России число российских учеников с низким уровнем финансовой грамотности составило примерно 3%, относительно большой процент обучающихся показали второй уровень (85,6%). При этом не достигли 2-го (порогового) уровня финансовой грамотности — 14,4% (в 2012 году — 16,7%, в 2015 году — 11%). Таким образом, в 2018 году наблюдается некоторое снижение процента обучающихся, не достигших 2-го (порогового) уровня финансовой грамотности в сравнении с 2012 годом, и в то же время увеличение таких обучающихся в сравнении с 2015 годом.
В рамках Р18Л-2018 мальчики в России в среднем показали несколько более высокий результат по финансовой грамотности, чем девочки. В исследовании Р18Л-2012 и Р18Л-2015 не было выявлено значимых гендерных различий в финансовой грамотности учащихся, причём это было характерно практически для всех стран.
Приведённые выше конкретные данные являются основанием для следующих выводов:
1) в 2018 году российские школьники продемонстрировали результаты, статистически значимо ниже среднего балла ОЭСР, а также ниже своих же результатов, показанных в Р18Л-2015;
2) в настоящее время российские школьники хорошо владеют базовыми терминами и понятиями финансовой сферы, могут применить их на практике, но они не очень хорошо разбираются в сложных финансовых инструментах, долгосрочном финансовом прогнозировании, принятии сложных финансовых решений;
3) не представляется рациональным считать успешным в 2018 году улучшение результата России по финансовой грамотности на 9 пунктов по сравнению с 2012 годом, так как в 2018 году практически все страны улучшили свои результаты (за исключением Австралии);
4) представляется спорным вывод Рособрнадзора о том, что результаты 2018 года показывают «в целом тенденцию улучшения качества знаний и навыков, которые 15-летние обучающиеся демонстрируют в области финансов» [8, с. 12];
5) необходимо содействовать развитию финансового образования в России, в том числе создавать условия для повышения финансовой грамотности в общеобразовательных организациях;
6) при формировании финансовой грамотности обучающихся важно учитывать разный уровень подготовки школьников, их потребность в финансовой социализации и гендерные различия;
7) необходима целенаправленная помощь сельским школам, имеющим недостаточные возможности для полноценного финансового образования учащихся.
Более того, создание системы финансового образования учащихся, начиная с начальной школы, играет первостепенную роль с учётом задач Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы2.
Формирование и развитие финансовой грамотности школьников предлагаем осуществлять в пространстве урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования с акцентом на организацию познавательной деятельности обучающихся в таком векторе: «от жизненной ситуации — к теоретическому знанию» (Е. Л. Рутков-ская). Нам, как и Е. Л. Рутковской, «именно в этом видится сущностная особенность процесса формирования финансовой грамотности — в отличие от укоренившихся в практике педагогических ориентиров на исходное теоретическое знание, которое, зачастую, так и остаётся теоретическим, не обнаруживающим свой прикладной смысл и не применяемым в жизни» [4, с. 49].
В содержании учебных предметов («История России. Всеобщая история», «Обществознание», «Экономика», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика», «География» др.) желательно запланировать вопросы, связанные с финансовыми отношениями и финансовым поведением, а в промежуточной аттестации — проверочные задания и упражнения, предполагающие решение контекстных задач. Тем более что подобные материалы хорошего качества имеются в открытом доступе. Так, материалы для подготовки к урокам, в том числе в профильных классах, педагоги могут скачать с сайта издательства «Российский учебник» — https://rosuchebnik. ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmet-finansovaya-gramotnost/. Такие материалы есть и на электронном ресурсе Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и профессионального образования» — https://fmc.hse.ru/methodology.
Программы курсов «Финансовая грамотность» и «Основы финансовой грамотности» можно реализовывать во внеурочной деятельности, дополнительном образовании или через учебный план (часть, формируемую участниками образовательных отношений) как соответствующие факультативные и элективные курсы. В качестве базового ресурса при этом рекомендуем линейку учебно-методических комплектов (УМК), разработанных и апробированных в рамках проекта
2 Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVda BsQrk505szCcL4PA.pdf
Усова С. Н., Усов А. С.
Как развивать финансовую грамотность школьников — будущих пользователей финансовых услуг
Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования» для учеников 2-11-х классов. Все УМК (всего 17 УМК, которые включают 83 пособия) преемственны по тематике и методическому инструментарию. Они представлены как на бумажных, так и на электронных носителях с интерактивными элементами. УМК по финансовой грамотности и электронные учебные методические материалы размещены на портале ва-шифинансы.рф в разделе «Новые УМК» (https:// vashifinancy.ru/books/), на сайте Ы^://школа. вашифинансы.рф/ в библиотеке «Электронный учебник по финансовой грамотности».
В календарных планах воспитательной работы общеобразовательных организаций и планах классных руководителей рекомендуется запланировать мероприятия по тематике финансовой грамотности: игры, квесты, ярмарки, конкурсы и т.п. Сценарии подобных мероприятий в интерактивном формате и идеи для их подготовки можно найти на сайте вашифинансы.рф в разделе «Библиотека» (https://vashifinancy.ru/materials/), а также на сайте ХочуМогуЗнаю.рф (Ы^://хочумогузнаю.рф/% D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B 0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2/).
В период ограничительных мер, связанных с пандемией, среди школьников и их родителей популярными стали мобильные приложения, используемые в образовательных целях: «Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России», «Финзнайка 6+», «Монеткины».
Мобильные приложения «Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России» и «Финзнайка 6+» разработали специалисты ООО «АйТиАгентство ОСЗ». Первое приложение адресовано учащимся 5-11-х классов, с его помощью предлагается изучать вопросы, связанные с финансовыми отношениями и финансовым поведением, через призму истории. Все материалы, представленные в приложении, можно использовать как для самостоятельного изучения тем и проверки собственных знаний, так и для взаимодействия с учителями истории в рамках реализации образовательных программ. Второе приложение — для детей начальных классов, с его помощью младшим школьникам предлагается проверить себя по следующим темам: «Деньги», «Налоги», «Семейный бюджет», «Семья и государство», «Банки», «Валюта», «Страхование», «Бизнес» и др. «Фишка» приложения — результатами прохождения тестов можно поделиться с друзьями.
«Монеткины» — это бесплатное приложение для самых популярных мобильных платформ Android, iOS и браузерная версия сервиса, созданного для обучения финансовой грамотности школьников 2-8-х классов. На сайте «Монеткины» (https://монеткины.рф/) также в бесплатном до-
ступе имеются полезные материалы не только для детей, но и для родителей и учителей.
В настоящее время мобильное обучение (mLearшng) является частью новой парадигмы российского образования в условиях цифровиза-ции, созданной технологиями, поддерживающими гибкое, доступное, индивидуальное образование [5, с. 460]. Вот только, к сожалению, не школьное образование. Поскольку согласно п. 3.5.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и моло-дежи"»3 с 1 января 2021 года мобильные средства связи для образовательных целей в общеобразовательных организациях использовать запрещается.
По мнению авторов статьи, мобильное обучение — это самый простой способ для учеников получить помощь, пополнить свои знания и развить навыки. Если правильно организовать мобильное обучение и использовать его уникальные преимущества и возможности в повседневной учебной практике, оно обязательно будет полезным для школьников. И, безусловно, интересным для них, поскольку современные дети — это дети сетевого поколения, родившиеся в эпоху стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. К сказанному добавим рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения: «Не следует полностью запрещать мобильные технологии. Всеобщий запрет, если он не продиктован вескими причинами, как правило, препятствует реализации возможностей в сфере образования, а также внедрению инноваций в процесс обучения и получения знаний» [2, с. 32].
Конечно, чтобы полностью реализовать преимущества мобильных технологий, необходимо подготовить учителей к их использованию в педагогической практике. Для этого педагогам-практикам необходимо овладеть профессиональными компетенциями деятельностной направленности, а также компетенциями в части применения электронных образовательных ресурсов при реализации образовательных программ по финансовой грамотности.
Полагаем, что решение этой задачи возможно в рамках системы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), а также неформального образования (мастер-классы, педагогические мастерские, научно-практические сессии по обмену и тиражированию опыта и др.).
3 Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
Литература
1. Новые достижения российских учащихся: финансовая грамотность (по результатам международной программы PISA-2015). — URL: http://www.ivege.
ru/uploads/files/deyatelnost/pisa/____PISA_2015.
pdf (дата обращения: 16.03.2021).
2. Рекомендации по политике в области мобильного обучения / Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. 2015. — URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/ files/3214738.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
3. Рутковская, Е. Л. Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018: презентация / Е. Л. Рутковская. — URL: https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/ PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8% D0%BD%D0%B0%D1%80_5.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
4. Рутковская, Е. Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников / Рутковская Е. Л. // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 2 (37). — С.44-54.
5. Снурницына, Ю. М. Формирование финансовой грамотности младших школьников средствами мо-
бильных приложений / Ю. М. Снурницына // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — Москва: МАНПО, 5 за знания, 2020. — Ч. 1. — С. 457-460.
6. Усова, С. Н. Подготовка школьников к участию в международном исследовании качества образования PISA-2021 / С. Н. Усова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 6. — С. 48-55.
7. Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012). — URL: https://iro86.ru/images/documents/ RCOKO/Ocenka_kachestva_obrazobaniya/prez/PR_ FL_PISA2012.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
8. Финансовая грамотность: отчет по результатам международного исследования PISA-2018. — Москва: Рособрнадзор, 2020. — URL: http://rcmko.ru/wp-content/uploads/2020/05/0tchet-FG-PISA-2018_.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
1. Novye dostizheniia rossiiskikh uchashchikhsia: finanso-vaia gramotnost (po rezultatam mezhdunarodnoi pro-grammy PISA-2015) [New achievements of Russian students: financial literacy (based on the results of the international program PISA-2015)]. Available at: http://www.ivege.ru/uploads/files/deyatelnost/ pisa/__PISA_2015.pdf (accessed 16 March, 2021).
2. (2015). Rekomendatsii po politike v oblasti mobilnogo obucheniia. UNESCO. [UNESCO policy guidelines for mobile learning]. Available at: https://iite.unesco. org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (accessed 16 March, 2021).
3. Rutkovskaia, E. L. Otsenka finansovoi gramotnosti v ramkakh mezhdunarodnogo issledovaniia PISA-2018: prezentatsiia [Assessment of financial literacy in the framework of the international study PISA-2018: Presentation]. Available at: https://iro86.ru/images/Doc-uments/docs2018/PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0 %B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_5.pdf (accessed 16 March, 2021).
4. Rutkovskaya, E. L. (2017). Factors of formation of financial literacy of schoolchildren. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 1, 2 (37), 44-54. (in Russian)
5. Snurnitsyna, Yu. M. (2020). Formation of financial literacy of primary schoolchildren using mobile applications. Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v
References
usloviyakh sistemnykh izmeneniy i tsifrovizatsii: Sbornik nauchnykh trudov XII Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii: v 2 ch. [Perspectives and risks of education development in view of systemic changes and digitalization: proceedings of XII sc. conf.: 2 parts], ch. 1, 457-460. Moskva: MANPO, 5 za znaniia, 2020. (in Russian)
6. Usova, S. N. (2020). Preparing schoolchildren for participation in the international study of the quality of education PISA-2021. Innovative projects and programs in education, 6, 23-36. (in Russian)
7. Finansovaia gramotnost rossiiskikh uchashchikhsia (po rezultatam mezhdunarodnoi programmy PISA-2012) [Financial literacy of Russian students (according to the results of the international program PISA-2012)]. Available at: https://iro86.ru/images/documents/ RCOKO/Ocenka_kachestva_obrazobaniya/prez/PR_ FL_PISA2012.pdf (accessed 16. March, 2021).
8. (2020). Finansovaia gramotnost: otchet po rezultatam mezhdunarodnogo issledovaniia PISA-2018 [Financial literacy: report on the results of the international research PISA-2018]. Moscow, Rosobrnadzor. Available at: http://rcmko.ru/wp-content/uploads/2020/05/ 0tchet-FG-PISA-2018_.pdf (accessed 16 March, 2021).