Научная статья на тему 'РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ'

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронные таблицы / сложные проценты / финансовые функции / персональные финансы / цифровая финансовая грамотность / spreadsheets / compound interests / financial functions / personal finance / digital financial literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Е. Ю.

Цель статьи — показать ведущую роль экономической информатики в актуализации финансового образования, повышении его результативности и практической направленности. Обсуждаются возможности обогащения школьного курса информатики мини-кейсами экономического содержания, закрепляющими на практике базовые элементы цифровой финансовой грамотности и основы информационной предпринимательской культуры. Исследование опирается на анализ работ отечественных и зарубежных исследователей проблем повышения финансовой грамотности, также используются ключевые результаты трехлетней серии онлайн-опросов посетителей портала «Государственные и муниципальные услуги в Санкт-Петербурге» по уровню финансовой грамотности, проведенной в 2019–2021 годах Комитетом финансов Санкт-Петербурга. Работа добавляет информационно-аналитический акцент в уточнение определения «цифровая финансовая грамотность», которая включает в себя осознанную компетентность на уровне принятия финансовых решений в высокотехнологичной цифровой информационной среде. Анализ информации, получаемой в результате обработки данных, актуальных на момент заключения контракта, необходим участнику рынка для успешного достижения своей финансовой цели. Базовыми и общедоступными инструментальными средствами для моделирования финансовых решений являются электронные таблицы. В рамках межпредметной интеграции обязательных дисциплин предлагается дополнить вновь вводимый в школьную программу теоретический курс финансовой грамотности экспериментальной работой старшеклассников (и студентов среднего профессионального образования) с экономическими расчетами в электронных таблицах. Данный подход будет полезен преподавателям-предметникам, заинтересованным в междисциплинарном сотрудничестве, развитии функциональной грамотности учащихся, реализации деятельностного и проектного подходов к закреплению теоретических знаний. С точки зрения углубления цифровой зрелости широкого финансового просвещения он может быть также рекомендован для организации факультативной внеурочной работы старшеклассников и практик самообразования для выпускников прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SCHOOL INFORMATICS IN DIGITAL FINANCIAL LITERACY

The purpose of the article is to show the leading role of economic informatics in updating financial education, increasing its effectiveness and practical orientation. The possibilities of enriching the school course in computer science with mini-cases of economic content are discussed, which enshrine in practice the basic elements of digital financial literacy and the foundations of information entrepreneurial culture. The study is based on an analysis of the work of domestic and foreign researchers on the problems of improving financial literacy, and the key results of a three-year series of online surveys of visitors to the State and Municipal Services in St. Petersburg portal in terms of financial literacy conducted in 2019–2021 by the St. Petersburg Finance Committee are also used. The article adds information and analytical emphasis to the refinement of the definition of “digital financial literacy”, which includes conscious competence at the level of financial decision-making in a high-tech digital information environment. The analysis of information obtained from the processing of data relevant at the time of the conclusion of the contract is necessary for the market participant to successfully achieve his financial goal. The basic and publicly available tools for modeling financial decisions are spreadsheets. As part of the inter-subject integration of mandatory disciplines, it is proposed to supplement the theoretical financial literacy course newly introduced into the school curriculum with the experimental work of high school students and students of secondary vocational education with economic calculations in spreadsheets. This approach will be useful for subject teachers interested in interdisciplinary cooperation, the development of functional literacy of students, the implementation of activity and project approaches to consolidating theoretical knowledge. From the point of view of deepening the digital maturity of broad financial education, it can also be recommended for organizing optional after-school work for high school students and selfeducation practices for school graduates.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Е. Ю. Смирнова

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 4 (94). С. 60-74. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 4 (94). P. 60-74.

Научная статья УДК 364.464

doi: 10.24412/2224-0772-2023-94-60-74

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Елена Юрьевна Смирнова

Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. Цель статьи — показать ведущую роль экономической информатики в актуализации финансового образования, повышении его результативности и практической направленности. Обсуждаются возможности обогащения школьного курса информатики мини-кейсами экономического содержания, закрепляющими на практике базовые элементы цифровой финансовой грамотности и основы информационной предпринимательской культуры.

Исследование опирается на анализ работ отечественных и зарубежных исследователей проблем повышения финансовой грамотности, также используются ключевые результаты трехлетней серии онлайн-опросов посетителей портала «Государственные и муниципальные услуги в Санкт-Петербурге» по уровню финансовой грамотности, проведенной в 2019-2021 годах Комитетом финансов Санкт-Петербурга. Работа добавляет информационно-аналитический акцент в уточнение определения «цифровая финансовая грамотность», которая включает в себя осознанную компетентность на уровне принятия финансовых решений в высокотехнологичной цифровой инфор-

© Смирнова Е. Ю., 2023 60

мационной среде. Анализ информации, получаемой в результате обработки данных, актуальных на момент заключения контракта, необходим участнику рынка для успешного достижения своей финансовой цели.

Базовыми и общедоступными инструментальными средствами для моделирования финансовых решений являются электронные таблицы. В рамках межпредметной интеграции обязательных дисциплин предлагается дополнить вновь вводимый в школьную программу теоретический курс финансовой грамотности экспериментальной работой старшеклассников (и студентов среднего профессионального образования) с экономическими расчетами в электронных таблицах. Данный подход будет полезен преподавателям-предметникам, заинтересованным в междисциплинарном сотрудничестве, развитии функциональной грамотности учащихся, реализации деятельностного и проектного подходов к закреплению теоретических знаний. С точки зрения углубления цифровой зрелости широкого финансового просвещения он может быть также рекомендован для организации факультативной внеурочной работы старшеклассников и практик самообразования для выпускников прошлых лет.

Ключевые слова: электронные таблицы, сложные проценты, финансовые функции, персональные финансы, цифровая финансовая грамотность

Для цитирования: Смирнова Е. Ю. Роль школьной информатики в цифровой финансовой грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 4 (94). С. 60-74. doi: 10.24412/2224-0772-2023-94-60-74

Original article

THE ROLE OF SCHOOL InformatICs IN DIGITAL FINANCIAL LITERACY

Elena Yu. Smirnova

RANEPA, Saint Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. The purpose of the article is to show the leading role of economic informatics in updating financial education, increasing its effectiveness and practical orientation. The possibilities of enriching the school course in computer science with mini-cases of economic content are discussed, which enshrine in practice the basic elements of digital financial literacy and the foundations of information entrepreneurial culture.

The study is based on an analysis of the work of domestic and foreign researchers on the problems of improving financial literacy, and the key results of a three-year series of online surveys of visitors to the State and Municipal Services in St. Petersburg portal in terms of financial literacy conducted in 2019-2021 by the St. Petersburg Finance Committee are also used. The article adds information and analytical emphasis to the refinement of the definition

of "digital financial literacy", which includes conscious competence at the level of financial decision-making in a high-tech digital information environment. The analysis of information obtained from the processing of data relevant at the time of the conclusion of the contract is necessary for the market participant to successfully achieve his financial goal.

The basic and publicly available tools for modeling financial decisions are spreadsheets. As part of the inter-subject integration of mandatory disciplines, it is proposed to supplement the theoretical financial literacy course newly introduced into the school curriculum with the experimental work of high school students and students of secondary vocational education with economic calculations in spreadsheets. This approach will be useful for subject teachers interested in interdisciplinary cooperation, the development of functional literacy of students, the implementation of activity and project approaches to consolidating theoretical knowledge. From the point of view of deepening the digital maturity of broad financial education, it can also be recommended for organizing optional after-school work for high school students and self-education practices for school graduates.

Keywords: spreadsheets, compound interests, financial functions, personal finance, digital financial literacy

For citation: Smirnova E. Yu. The role of school informatics in digital financial literacy. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(4):60-74. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-94-60-74

Введение. Действующая «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [22] определяет финансовое просвещение как процесс, благодаря которому потребители финансовых услуг улучшают свое понимание продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки, повышают осведомленность о рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего материального положения. Результатом финансового образования выступает рост финансовой грамотности населения. Это включает в себя повышение осведомленности, знаний, умений и моделей поведения участников рынка до достижения ими компетентности [9], достаточной для практического выбора успешных финансовых решений с точки зрения повышения благополучия. Согласно определению ООН, молодежь составляют люди в возрасте от 15 до 24 лет, в том числе подростки (15-19 лет) и молодые люди (20-24 года). Молодежь формирует существенную долю учащихся по

всем видам профессионального образования, поэтому именно она обычно [18] используется в качестве целевой группы для приложения институциональных усилий, направленных на повышение финансовой культуры населения в целом. Молодые люди ведут себя как «аборигены цифрового мира», но одновременно являются и «амбассадорами новых технологий», способствуя их внедрению.

Взаимодействие на финансовых рынках сегодня перемещается в формат сетевой коммуникации на цифровых платформах, благодаря чему расширяется охват участников сделок, растет технологическая доступность финансовых продуктов и услуг. Так, по данным международного опроса EY Global FinTech Adoption Index [25], на развивающихся рынках (Китай, Индия, Россия и Южная Африка) в 2019 году, то есть еще до пандемии, 80% активных потребителей цифровых услуг использовали хотя бы один финтех-сервис. В таблице 1 перечислены основные технологические инновации, преобразующие структуру финансового рынка, обеспечивая цифровое посредничество, доступное молодежи. Доступ к финансовым услугам — важный жизненный стимул для социализации, способствующий расширению прав и финансовых возможностей для повышения благополучия в соответствии с потребностями человека на конкретном этапе жизни.

Таблица 1

Технологические разработки в связи с финансовыми услугами

Финансовая услуга Цифровая реализация и доступ к услуге

Сбережения Автоматический электронный кошелек

Банковские операции Электронный, мобильный, цифровой банкинг

Приложения для бюджетного учета и контроля расходов Чат-боты с полезными советами по учету и контролю расходов и приложения для ведения персонального бюджета

Денежные переводы Мобильные деньги, цифровые кошельки Электронный обмен валюты в частном порядке Трансграничные денежные переводы

Платежи Карты предоплаты, электронные кошельки, системы мобильных платежей (на основе NFC, облачных вычислений или QR-кода), бесконтактные платежи, карты с хранимой суммой, биометрические платежи, мобильные приложения, единый платежный интерфейс (UPI)

Страхование Цифровое страхование и на основе приложений (мобильное страхование, авто-, мотострахование, страхование здоровья, страхование путешествий);

интернет вещей; роботизированный советник; машинное обучение; применение больших данных и телематики; онлайн-страхование

Кредитование Альтернативное финансирование онлайн (долговые, долевые и неинвестиционные продукты); платформы онлайн-кредитования; краудфандинг; альтернативные цифровые банки; использование данных социальных сетей, альтернативный скоринг заемщика, нейросетевые алгоритмы оценки рисков

Определение цифровой финансовой грамотности еще находится в процессе осмысления [27] современными исследователями и до сих пор окончательно не сформировалось [6]. ОЭСР [28] определяет цифровую финансовую грамотность как сочетание знаний, навыков, сознательного отношения и рационального поведения, обеспечивающих осознанное и безопасное использование цифровых технологий и финансовых продуктов для содействия финансовому благополучию. В 2022 году Аналитический центр НАФИ, пользуясь методологией ОЭСР, дополнил свои исследования «индексом цифровой финансовой грамотности» [13], измеряя его такими компонентами, как цифровые финансовые навыки, цифровые финансовые знания и цифровое финансовое поведение, а также самооценка респондентов. Нам представляется, что при таком подходе внимание фокусируется только на высокотехнологичных сетевых аспектах рыночной коммуникации, правах потребителя и экономической безопасности, но остается в тени фундаментальная роль базовых информационных технологий обработки данных для принятия решений, цифровые аналитические компетенции.

По нашему мнению, универсальное определение цифровой финансовой грамотности [29] объединяет и способность человека принимать целесообразные финансовые решения на разных этапах жизненного цикла (финансовая грамотность), и использование для этого современных информационно-аналитических технологий принятия решений и средств сетевой коммуникации (компьютерная грамотность). Уместно вспомнить, что экономика настолько давно «оцифрована» деньгами, что первая известная человечеству форма письменности (клинопись Месопотамии) была порождена необходимостью ведения хозяйственного учета людей, скота, продуктов, добычи, семян, урожая, расхода материалов [12], использовалась для регистрации и хранения сведений

о количественной оценке [2] материальных благ с их наименованиями и качественными характеристиками.

Материалы онлайн-опросов: учет расходов и долгосрочное планирование. В 2019-2021 годах Комитет финансов Санкт-Петербурга проводил онлайн-опросы [19] посетителей портала «Государственные и муниципальные услуги в Санкт-Петербурге» (www.gu.spb.ru) для измерения финансовой грамотности. В 2019 году в этом опросе приняли участие 10 792 человека, в 2020-м — 15 704, а в 2021-м — уже 26 815. Исследование проводилось в пилотном режиме, поэтому респондентам были предложены простые вопросы на проверку теоретических знаний, практических навыков и поведенческих установок. Распределение полученных ответов на трехлетнем интервале оказалось достаточно стабильным и позволяет делать содержательные выводы о сохранении актуальности задачи развития финансового просвещения.

нет, моя семья не ведет семейный бюджет нн в какой форме

2021 " в нашей семье принято

планировать по крайней мере крупные расходы, соотнося их с доходами

Так, на рисунке 1 представлена структура ответов посетителей портала на вопрос о практике регулярного учета расходов. Более половины участников выбрали мягкий вариант «принято планировать по крайней мере крупные расходы, соотнося их с доходами». Менее трети респондентов подтвердили тщательный учет доходов, расходов и сбережений при планировании семейного бюджета. Около 15% опрошенных петербуржцев живут в семьях, где бюджет ни в какой форме не ведется. И это происходит в крупнейшем мегаполисе Северной Европы

в современную нам высокотехнологическую эпоху, когда «дневник наблюдений» за расходами на банковском счете формируется в цифровом виде проактивно и по запросу клиента доступен для выгрузки. Не проводя анализа расходов за прошлые периоды, человек не учится на своих ошибках, не меняет приоритеты, не устанавливает лимиты использования средств, не откладывает часть заработка в резерв, не формирует накопления, не выстраивает свое финансовое благополучие. Хорошим стартом для перехода к учету расходов является расчет индекса годовой продовольственной инфляции по базовому набору продуктов, например, входящих в рецептуру традиционных праздничных блюд (винегрет [8], оливье, селедка под шубой [16], блины с начинками [21]). Оценка годового роста расходов при фиксированной рецептуре дает представление о временной стоимости денег, мотивирует на поиск источников дохода для реализации долгосрочных целей. На рисунке 2

представлено распределение участников опроса по их наличию.

1111

Вопрос: Имеются ли у Вас долгосрочные финансовые цели?

100%

50%

0%

36,0% 35,4% 34,7%

39,4% 37,6% 38,5%

24,5% 26,9% 26,7%

2019

2020

2021

Как любой человек, я мечтаю о том, чтобы в будущем достичь более высокого качества жизни

У меня есть долгосрочные финансовые цели, как и план по их достижению

• В наше время бесполезно загадывать далеко вперед

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос о наличии долгосрочных

финансовых целей

Порядка четверти респондентов ответили, что в наше время в принципе бесполезно загадывать далеко вперед. Более конструктивно настроена большая часть опрошенных, подтверждающая наличие и целей, и плана их достижения. А более трети ответов дали люди, не переходящие в прак-

тическую плоскость формализации финансовых целей и разработки долгосрочного плана улучшения благосостояния.

В международных тестах на финансовую грамотность базового уровня первым пунктом проверки знаний стандартно предлагается расчет по формуле сложных процентов. В 2009 году по США доля справившихся с заданием составляла 64,9% населения [26]. В 2021 году в Санкт-Петербурге — 60,5%, то есть 39,5% участников теста ошиблись с ответом в задаче на процентную арифметику, где требуется возвести в пятую степень коэффициент наращения (1 + 7%), причем в режиме онлайн, в диалоге с цифровым устройством. Четыре способа решения этой задачи средствами электронной таблицы в облачном редакторе «Яндекс. Документы» представлены на рисунке 3.

-м Риште ХЛииедкх

Формула Данные Сводная таблица Совместная работа Защу

с,

- и - А- А-

О 7 У Ь А, - Д - й - Ш ~

Т + и Е - д| Финансовый » 1а - <2 - й -

Ж I 3 в в • 55- ТТ. % ^ » Та - ■? Ш -

Р7 - /х :БС(В2;В7;;-С2)

Л А В С й Е Р

1 2 3 Депозит

Ставка 7% 10 000,00 Р

1 10 700,00 Р

4 2 11 449,00 ¥

5 3 12 250,43 ¥

6 4 13 107,96 ¥

7 Срок 5 14 025,52 Р 14 025,52 £ 14 025,52 £ 14 025,52?

8 =С6*(1+$В$2) =С2*(1+В2)ЛВ7 =С2*РО\/УЕ1?(1+В2;В7) =П/(В2;В7;;-С2)

9 10 многократное умножение множитель со степенью математическая степенная функция финансовая функция

Рисунок 3. Варианты расчета будущей стоимости депозита

В последнем варианте применена функция =FV(0,07;5;0;-10000) с нулевым значением промежуточного платежа. В таблице 2 далее приводится соответствие имен параметров основных финансовых функций, которые используются для оценки показателей равномерного периодического потока платежей (аннуитет, или финансовая рента) по известным исходным данным. Решим для примера задачу с долгосрочной финансовой целью: в каком возрасте станет миллионером молодой человек, вносящий ежемесячно по 15 тысяч рублей в банк на накопительный счет с еже-

месячной капитализацией по номинальной ставке 7% годовых, если он начал это делать с 15-летнего возраста? Ответ (и плановый горизонт накопления первого взноса по ипотеке) дает формула = 15+NPER(0,07/12;-15;0;1000)/12, использующая встроенную финансовую функцию NPER. Без обращения к ней срок можно найти через логарифм по формуле = L0G(7%/12*1000/15+1;1+7%/12)/12.

Если же поставить задачу определения такой депозитной ставки, при которой желаемая сумма накопится за указанный срок, то возникнет известная алгебраическая проблема с выводом самой формулы. Дело в том, что для потока платежей процентная ставка является корнем многочлена высокой степени, то есть неявной функцией, значения которой подбираются итеративно. То есть при помощи арифметических функций процентную ставку вычислить нельзя. Но в любой офисной программе электронных таблиц (и на финансовых калькуляторах) представлена стандартная встроенная функция RATE, где алгоритм подбора реализован.

Таблица 2

Аннуитетные финансовые функции электронных таблиц

Финансовый термин Англоязычный формат Русифицированный формат MS Excel

Будущая стоимость [Future Value] =FV(RATE; NPER; PMT; PV) =БС(СТАВКА; КПЕР; ПЛТ; ПС)

Приведенная стоимость [Present Value] =PV(RATE; NPER; PMT; FV) =ПС(СТАВКА; КПЕР; ПЛТ; БС)

Платеж [Payment] =PMT(RATE; NPER; PV; FV) =ПЛТ(СТАВКА; КПЕР; ПС; БС)

Количество периодов [Number of Periods] =NPER(RATE; PMT; PV; FV) =КПЕР(СТАВКА; ПЛТ; ПС; БС)

Процентная ставка [Interest Rate] =RATE(NPER; PMT; PV; FV) =СТАВКА(КПЕР; ПЛТ; ПС; БС)

Предложение по развитию цифровой финансовой грамотности.

На вавилонских глиняных табличках до нас дошли не только описи имущества, но и такие математические артефакты, как расчет сложных процентов по формуле геометрической прогрессии. Владеет ли современный российский школьник этой темой с практической точки зрения? Программные средства электронных таблиц теперь общедоступны, и ноутбуки для учебы есть практически в каждой семье. Нам представляется, что цифровой блок практических расчетов по моделям типичных экономических ситуаций, предваряющий курс финансовой грамотности в старшей школе, будет весьма продуктивен для развития функциональной грамотности [17] молодежи, с 15 лет уже вступающей в трудоспособный возраст. Сегодня в 9-м классе (третья четверть, перед сдачей ОГЭ) подростки одновременно, но независимо изучают геометрическую прогрессию в курсе алгебры и электронные таблицы на информатике. Здесь открывается потенциал метапредметной интеграции, закрепления математических знаний и навыков обработки информации в задачах с экономическим содержанием, реализации практико-ориентированного подхода к обучению [14]. Вместе с тем в «Методических рекомендациях по достижению требований к содержанию и результатам освоения образовательных программ по финансовой грамотности в основной школе в соответствии с ФГОС ООО и Единой рамкой компетенций по финансовой грамотности» [11] в курсе алгебры школьникам предлагается «решать задачи, связанные с числовыми последовательностями, в том числе задачи из реальной жизни с использованием цифровых технологий (электронных таблиц), решать задачи на сложные проценты, в том числе задачи из реальной практики (с использованием калькулятора)», а далее в курсе информатики «создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчетов с использованием встроенных арифметических функций».

В качестве положительного примера методической разработки для закрепления основ процентной арифметики как базового компонента знаний в составе финансовой грамотности можно привести образовательный проект ПАКК «Финансы и информатика» [23]. Автором настоящей статьи также было разработано базовое учебное пособие по технике финансовых вычислений [20], которое прошло апробацию в режиме школьного факультатива [7]. Не интересующихся математикой гуманитариев можно привлечь к несложным финансовым расчетам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одновременным погружением в англоязычную терминологию [5] или решением задач с содержательным анализом экономического положения литературных героев [4] и самих авторов [3], чьи произведения изучаются в программе по литературе, а также реальных исторических персонажей.

Заключение. Компьютерная грамотность вместе с информационно-аналитическими навыками моделирования рациональных решений являются центральной частью зонтичного понятия «цифровая финансовая грамотность». Финансово и информационно образованный человек умеет решать вопросы распределения ресурсов для заработка денег, сохранения и приумножения благосостояния, сравнивает и оценивает существующие на рынке предложения, выбирая наиболее приемлемый вариант. Рациональное поведение подразумевает целесообразный выбор решения в типичных ситуациях, анализ возможных альтернатив в условиях неопределенности. В реальной жизненной ситуации решать эти задачи помогает информатизация (и автоматизация, и цифровизация).

Рисунок 4. Междисциплинарные аспекты цифровой финансовой грамотности

Рисунок 4 отражает наше интегративное представление о том, что в современных условиях цифровая финансовая грамотность становится актуальной концепцией образовательного пространства [15], связующего социально-экономический, информационно-технологический, утилитарно-прагматический и культурно-исторический контексты функциональной грамотности [24]. Существенную роль в процессе финансовой

социализации молодежи сегодня играет экспериментальное обучение и взаимодействие со сверстниками, родителями и учителями. Нам представляется, что большие резервы для актуализации тематики проектной работы [1], в том числе и междисциплинарного характера, сегодня лежат в области цифровой финансовой грамотности. Это направление охватывает и групповую коммуникацию участников проектных команд, и углубленную проработку своей части проекта, соответствующую способностям ученика. Практически любой проект — от школьного праздника до инициативного благоустройства городского пространства [10] — имеет бюджет, практический опыт планирования и анализа которого пригодятся человеку и в семейной жизни, и для развития индивидуального предпринимательства. Через навыки практического использования финансовых знаний закрепляются грамотные поведенческие установки, складывается экономическая и информационная культура общества.

Список источников

1. Алмазова Т. А., Никаноркина Н. В., Романова Н. В. Использование метода проектов для формирования финансовой грамотности обучающихся в процессе изучения математики в старшей школе // Вестник Калужского университета. 2018. № 4. С. 113-118.

2. Белобородько А. М. Письменность как эмерджентность института учета и контроля в III тысячелетии до н.э. // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2017. № 3. С. 116-123.

3. Белых А. А. Мог ли Пушкин вернуть долги? // Экономическая политика. 2019. Т. 14, № 3. С. 176-191. doi: 10.18288/1994-5124-2019-3-176-191

4. Белых А. А. Уроки Гоголя — анализ бизнес-плана Чичикова // Экономическая политика. 2009. № 2. С. 148-149.

5. ВербицкаяМ. В. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по английскому языку 10 класса. М.: Вентана-Граф, 2017. 24 с.

6. Гимранова Г. Х. Цифровая финансовая грамотность в эпоху цифровой трансформации экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. Т. 1, № 157. С. 98-102. doi: 10.34773/EU.2021.1.20

7. Иванова Н. И. Элективный курс по информатике «Техника финансовых вычислений на Excel». Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. Т. 15. С. 78-79.

8. Калькулятор инфляции / Банк России. Интернет-проект «Финансовая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://fincult.info/calc/inflation#personal-inflation (дата обращения: 20.06.2023).

9. Лавренова Е. Б. Концептуальные подходы к формированию культуры грамотного финансового поведения у обучающихся общеобразовательных организаций // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 1 (2). С. 8-21.

10. Лукьянова Н. Г. Особенности развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге // Финансовый журнал. 2021. Т. 13, № 2. С. 61-69. doi: 10.31107/2075-1990-2021-2-61-69

11. Методические рекомендации по обеспечению общеобразовательными организациями достижения результатов реализации основных образовательных программ по финансовой грамотности на уровне начального общего и основного общего образования / Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» НИУ ВШЭ. 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/recomend (дата обращения: 20.06.2023).

12. Муравьева Л. А. Финансово-экономическое развитие Месопотамии // Международный

бухгалтерский учет. 2012. Т. 27, № 225. С. 56-64.

13. НАФИ провел первый замер Индекса цифровой финансовой грамотности жителей России / Аналитический центр НАФИ. 01.02.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/ analytics/nafi-provel-pervyy-zamer-indeksa-tsifrovoy-finansovoy-gramotnosti-zhiteley-rossii/ (дата обращения: 20.06.2023).

14. Новожилова Н. В. Инструменты включения финансовой грамотности в школьные предметы. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. Т. 6, № 69. С. 43-48.

15. Попов А. А. Образовательное пространство и новое поколение образовательных программ // Образовательная политика. 2022. № 4 (92). С. 18-28.

16. Росстат рассчитал стоимость новогодних салатов / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/191060 (дата обращения: 20.06.2023).

17. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, вып. 4, № 61. С. 98-111.

18. Скляр М. А., Михеева С. А. Финансовая грамотность в России: результаты исследований последнего десятилетия // Финансы и бизнес. 2019. Т. 15, № 3. С. 23-40. doi: 10.31085/1814-4802-2019-15-3-23-40

19. Смирнова Е. Ю. Индекс финансовой грамотности петербуржцев (по результатам опроса) / Ключевые вызовы наступившего десятилетия: Сборник материалов XX Юбилейной международной научно-практической конференции «Смирновские чтения — 2021», 18.03.2021. Санкт-Петербург: АНО ВО «Международный банковский институт имени Анатолия Собчака». 2021. С. 206-215.

20. Смирнова Е. Ю. Техника финансовых вычислений на Excel. Издательство Санкт-Петербургского государственного ун-та. 2003. 126 с.

21. Стоимость блинов в Санкт-Петербурге / Петростат. 21.02.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/Press_releases (дата обращения: 20.06.2023).

22. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства от 25.09.2017 № 2039-р / Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/29441/ (дата обращения: 20.06.2023).

23. Финансы и информатика / Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс]. URL: https://edu.pacc.ru/finformatika/ (дата обращения: 20.06.2023).

24. Чигишева О. П., Солтовец Е. М., Бондаренко А. В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017. Т. 5, № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki. com/PDF/45PDMN417.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

25. Global FinTech Adoption Index 2019 / Ernst & Young Global Limited [Электронный ресурс]. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_gl/topics/banking-and-capital-markets/ey-global-fintech-adoption-index.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

26. Lusardi A. Financial literacy: do people know the ABCs of finance? Public Understanding of Science. 2015. Vol. 24, no 3. P. 260-271. doi: 10.1177/0963662514564516

27. Lyons A. C., Kass-Hanna J. A methodological overview to defining and measuring "digital" financial literacy. Financial Planning Review. 2021. e1113. doi: 10.1002/cfp2.1113

28. OECD/INFE Guidance on digital delivery of financial education / OECD. 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/financial/education/INFE-guidance-on-digital-delivery-of-financial-education.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

29. Prete A. L. Digital and financial literacy as determinants of digital payments and personal finance. Economic Letters. 2022. Vol. 213. P. 110378. doi: 10.1016/j.econlet.2022.110378

References

1. Almazova T. A., Nikanorkina N. V., Romanova N. V. Ispol'zovanie metoda proektov dlja formirovani-ja finansovoj gramotnosti obuchajushhihsja v processe izuchenija matematiki v starshej shkole // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. 2018. № 4. S. 113-118. [In Rus].

I E. №. CMMpHOBa

2. Beloborod'ko A. M. Pis'mennost' kak jemerdzhentnost' instituta ucheta i kontrolja v III tysjacheletii do n. je. // Nauchnyj vestnik: finansy, banki, investicii. 2017. № 3. S. 116-123. [In Rus].

3. Belyh A. A. Mog li Pushkin vernut' dolgi? // Jekonomicheskaja politika. 2019. T. 14, № 3. S. 176-191. doi: 10.18288/1994-5124-2019-3-176-191 [In Rus].

4. Belyh A. A. Uroki Gogolja — analiz biznes-plana Chichikova // Jekonomicheskaja politika. 2009. № 2. S. 148-149. [In Rus].

5. Verbickaja M. V. Sbornik special'nyh modulej po finansovoj gramotnosti dlja UMK po anglijskomu jazyku 10 klassa. M.: Ventana-Graf, 2017. 24 s. [In Rus].

6. Gimranova G. H. Cifrovaja finansovaja gramotnost' v jepohu cifrovoj transformacii jekonomiki // Jekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2021. T. 1, № 157. S. 98-102. doi: 10.34773/EU.2021.1.20 [In Rus].

7. Ivanova N. I. Jelektivnyj kurs po informatike «Tehnika finansovyh vychislenij na Excel». Vestnik MGPU. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija. 2008. T. 15. S. 78-79. [In Rus].

8. Kal'kuljator infljacii / Bank Rossii. Internet-proekt «Finansovaja kul'tura» [Jelektronnyj resurs]. URL: https://fincult.info/calc/inflation#personal-inflation (data obrashhenija: 20.06.2023). [In Rus].

9. Lavrenova E. B. Konceptual'nye podhody k formirovaniju kul'tury gramotnogo finansovogo pove-denija u obuchajushhihsja obshheobrazovatel'nyh organizacij // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2017. № 1 (2). S. 8-21. [In Rus].

10. Luk'janova N. G. Osobennosti razvitija iniciativnogo bjudzhetirovanija v Sankt-Peterburge // Finansovyj zhurnal. 2021. T. 13, № 2. S. 61-69. doi: 10.31107/2075-1990-2021-2-61-69 [In Rus].

11. Metodicheskie rekomendacii po obespecheniju obshheobrazovatel'nymi organizacijami dostizheni-ja rezul'tatov realizacii osnovnyh obrazovatel'nyh programm po finansovoj gramotnosti na urovne nachal'nogo obshhego i osnovnogo obshhego obrazovanija / Centr «Federal'nyj metodicheskij centr po finansovoj gramotnosti sistemy obshhego i srednego professional'nogo obrazovanija» NIU VShJe. 2022 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://fmc.hse.ru/recomend (data obrashhenija: 20.06.2023). [In Rus].

12. Murav'eva L. A. Finansovo-jekonomicheskoe razvitie Mesopotamii // Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. 2012. T. 27, № 225. S. 56-64. [In Rus].

13. NAFI provel pervyj zamer Indeksa cifrovoj finansovoj gramotnosti zhitelej Rossii / Analiticheskij cen-tr NAFI. 01.02.2023 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://nafi.ru/analytics/nafi-provel-pervyy-zamer-indeksa-tsifrovoy-finansovoy-gramotnosti-zhiteley-rossii/ (data obrashhenija: 20.06.2023). [In Rus].

14. Novozhilova N. V. Instrumenty vkljuchenija finansovoj gramotnosti v shkol'nye predmety. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment. 2019. T. 6, № 69. S. 43-48. [In Rus].

15. Popov A. A. Obrazovatel'noe prostranstvo i novoe pokolenie obrazovatel'nyh programm // Obrazovatel'naja politika. 2022. № 4 (92). S. 18-28.

16. Rosstat rasschital stoimost' novogodnih salatov / Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/191060 (data obrashhenija: 20.06.2023).

17. Rutkovskaja E. L. Finansovaja gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti: podhody k razrabotke uchebnyh zadanij // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2019. T. 1, vyp. 4, № 61. S. 98-111. [In Rus].

18. Skljar M. A., Miheeva S. A. Finansovaja gramotnost' v Rossii: rezul'taty issledovanij poslednego des-jatiletija // Finansy i biznes. 2019. T. 15, № 3. S. 23-40. doi: 10.31085/1814-4802-2019-15-3-23-40 [In Rus].

19. Smirnova E. Ju. Indeks finansovoj gramotnosti peterburzhcev (po rezul'tatam oprosa) / Kljuchevye vyzovy nastupivshego desjatiletija: Sbornik materialov XX Jubilejnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Smirnovskie chtenija — 2021», 18.03.2021. Sankt-Peterburg: ANO VO «Mezhdunarodnyj bankovskij institut imeni Anatolija Sobchaka». 2021. S. 206-215. [In Rus].

20. Smirnova E. Ju. Tehnika finansovyh vychislenij na Excel. Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo un-ta. 2003. 126 s. [In Rus].

21. Stoimost' blinov v Sankt-Peterburge / Petrostat. 21.02.2023 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://78.ros-stat.gov.ru/Press_releases (data obrashhenija: 20.06.2023). [In Rus].

22. Strategija povyshenija finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017-2023 gody: rasporjazhe-nie Pravitel'stva ot 25.09.2017 № 2039-r / Pravitel'stvo Rossii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://gov-ernment.ru/docs/29441/ (data obrashhenija: 20.06.2023). [In Rus].

23. Finansy i informatika / Obrazovatel'nye proekty PAKK [Jelektronnyj resurs]. URL: https://edu.pacc. ru/finformatika/ (data obrashhenija: 20.06.2023). [In Rus].

24. Chigisheva O. P., Soltovec E. M., Bondarenko A. V. Interpretacionnoe svoeobrazie koncepta «funkcional'naja gramotnost'» v rossijskoj i evropejskoj teorii obrazovanija // Internet-zhurnal «Mir nauki» 2017. T. 5, № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf (data obrashhenija: 20.06.2023). [In Rus].

25. Global FinTech Adoption Index 2019 / Ernst & Young Global Limited [Электронный ресурс]. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/en_gl/topics/banking-and-capital-markets/ey-global-fintech-adoption-index.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

26. Lusardi A. Financial literacy: do people know the ABCs of finance? Public Understanding of Science. 2015. Vol. 24, no 3. P. 260-271. doi: 10.1177/0963662514564516

27. Lyons A. C., Kass-Hanna J. A methodological overview to defining and measuring "digital" financial literacy. Financial Planning Review. 2021. e1113. doi: 10.1002/cfp2.1113

28. OECD/INFE Guidance on digital delivery of financial education / OECD. 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/financial/education/INFE-guidance-on-digital-delivery-of-financial-education.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

29. Prete A. L. Digital and financial literacy as determinants of digital payments and personal finance. Economic Letters. 2022. Vol. 213. P. 110378. doi: 10.1016/j.econlet.2022.110378

Информация об авторе

Е. Ю. Смирнова — кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики Information about the author

E. Yu. Smirnova — PhD (Economics), Associate Professor of the Department of Business Informatics

Статья поступила в редакцию 21.03.2023; одобрена после рецензирования 16.05.2023; принята к публикации 28.06.2023. The article was submitted 21.03.2023; approved after reviewing 16.05.2023; accepted for publication 28.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.