Научная статья на тему 'РАЗНОГЛАСИЯ ВИШЕГРАДСКИХ СТРАН С ЕС НА ФОНЕ УКРАИНСКИХ СОБЫТИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 2022 Г'

РАЗНОГЛАСИЯ ВИШЕГРАДСКИХ СТРАН С ЕС НА ФОНЕ УКРАИНСКИХ СОБЫТИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 2022 Г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ПРОТИВ ВЕНГРИИ / ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЕНГРИИ / ВИКТОР ОРБАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Русакова Мария Юрьевна

В статье исследуется текущий конфликт Вишеградских стран с Брюсселем по вопросам верховенства права. Автор рассматривает предпринимаемые Европейской комиссией шаги в рамках возбужденной против Венгрии процедуры в соответствии со статьей 7 Договора о ЕС, а также оценку, который дает этим действиям Европейский парламент. Выделяется первое в истории применение Регламента обусловленности верховенства права с целью не допустить выплаты из бюджета ЕС в пользу Будапешта. Автор приходит к выводу, что конфликт между Брюсселем и двумя центральноевропейскими столицами, точно так же, как и напрямую связанные с этим разногласия между институтами ЕС (парламентом и Еврокомиссией) продолжатся в 2023 г., несмотря на внешнеполитические потрясения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFLICT BETWEEN VISEGRAD COUNTRIES AND THE EU AGAINST THE BACKGROUND OF EVENTS IN UKRAINE DURING THE SECOND HALF OF 2022

The author explores the current conflict between the Visegrad countries and Brussels on the rule of law. Showing the steps taken by the European Commission within the framework of the procedure initiated against Hungary in accordance with article 7 of the EU Treaty, as well as the assessment given to these actions by the European Parliament. The article examines the first-ever application of the Rule of Law Conditionality Regulation in order to prevent payments from the EU budget reaching Hungary. It is concluded that the conflict between Brussels and the two Central European capitals and the disagreements between EU institutions (Parliament and the European Commission) are directly related and that both will continue in 2023 despite the foreign policy turmoil.

Текст научной работы на тему «РАЗНОГЛАСИЯ ВИШЕГРАДСКИХ СТРАН С ЕС НА ФОНЕ УКРАИНСКИХ СОБЫТИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 2022 Г»

УДК 327

Мария Русакова

Разногласия Вишеградских стран с ЕС во второй половине 2022 года

Аннотация. В статье исследуется текущий конфликт Вишеградских стран с Брюсселем по вопросам верховенства права. Автор рассматривает предпринимаемые Европейской комиссией шаги в рамках возбужденной против Венгрии процедуры в соответствии со статьей 7 Договора о ЕС, а также оценку, которую дает этим действиям Европейский парламент. Обращается внимание на то, что это первое в истории Евросоюза применение Регламента обусловленности верховенства права с целью не допустить выплаты из бюджета ЕС в пользу Будапешта. Автор приходит к выводу, что конфликт между Брюсселем и двумя центральноевропейскими столицами, точно так же, как и напрямую связанные с этим разногласия между институтами ЕС (парламентом и Еврокомиссией) продолжатся в 2023 г., несмотря на внешнеполитические потрясения.

Ключевые слова: Европейский союз, Вишеградская группа, верховенство права, финансовые санкции против Венгрии, план восстановления экономики Венгрии, Виктор Орбан.

© Русакова Мария Юрьевна - научный сотрудник Отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН. E-mail: mjrusakova@gmail.com

Во второй половине 2022 г. отношения между Венгрией и Европейским союзом были самыми турбулентными среди всех Вишеградских стран. Одним из главных камней преткновения, как и в предыдущие ~ месяцы, стало разногласие в вопросе верховенства права и напрямую § связанным с ним финансированием, выделяемым из бюджетных фондов ЕС. Весь год Будапешт пытался добиться одобрения Европейской комиссией своего национального плана по восстановлению экономики после пандемии, однако процесс постоянно затягивался из-за новых < вызовов и трудностей в виде усугубляющегося общеевропейского энергетического кризиса, скандалов, связанных с использованием шпионского программного обеспечения Pegasus, а порой и простого нежелания сторон идти на уступки. Так, 7 июля Еврокомиссия сократила финансирование венгерского плана восстановления с 7,2 млрд евро до 5,8 млрд евро из-за неудовлетворенности руководства ЕС усилиями Будапешта по борьбе с коррупцией. По мнению Брюсселя, Венгрия не выполнила в достаточной мере требование усилить антикоррупционную базу, в том числе за счет улучшения работы прокуратуры и доступа к общественной информации, а также обеспечения независимости судебной системы. Еврокомиссия хотела бы создать в Венгрии новый орган для защиты средств ЕС и контроля за их распределением. Она также призывает к усилению влияния антикоррупционных органов и созданию благоприятного пространства для работы связанных с этими процессами НПО. 18 июля пресс-секретариат Европейской комиссии заявил, что Венгрия потеряет 70% своего гранта, если Совет ЕС одобрит план к концу года (BOE, 2022: 12995). В ответ на это 19 июля парламент Венгрии принял резолюцию, призывающую ограничить полномочия Европарламента, обвинив его в том, что он завел европейскую демократию в тупик. Резолюция предлагает наделить парламенты стран Евросоюза правом налагать вето на любой законопроект, обсуждаемый на уровне ЕС, чтобы законотворческие возможности парламента тем самым были ограничены. Также венгерские депутаты предложили избирать в Европарламент депутатов путем голосования в национальных парламентах, а не на прямых выборах (BOE, 2022: 12997).

18 сентября 2022 г. Европейская комиссия запустила первый этап 2 механизма Регламента обусловленности верховенства права с целью о не допустить выплаты из бюджета ЕС в пользу Венгрии. Подведя итоги переговоров с венгерскими властями о мерах, которые правительство < Виктора Орбана готово предпринять для устранения озабоченностей Европейской комиссии по поводу соблюдения верховенства права, европейский институт пришел к выводу, что они являются недостаточными. На данном этапе сохраняется риск для бюджетных выплат, которые Евро-

союз усматривает в нарушениях в процедурах государственных закупок Венгрии, в «аномально высокой» доле единичных заявок на контракты Ё по ним, а также в отсутствии контроля за конфликтами интересов и воз-^ можным судебным преследованием в случае подозрения в мошенниче-§ стве. Европейская комиссия предлагает следующие санкционные меры: m приостановить 65% обязательств по трем программам в рамках политики ^ сплочения, что составляет 7,5 млрд евро или одну треть финансирования, 5 выделяемого из структурных фондов, запланированных для Венгрии на < 2021-2027 гг.; запретить заключать юридические обязательства с обще-

I ственными фондами по программам, реализуемым в прямом и опосре-Е

дованном управлении. До конца ноября Еврокомиссия будет анализировать предпринимаемые венгерским правительством шаги для решения проблемы, после чего она предоставит свой отчет в Совет ЕС, который в конце декабря примет решение квалифицированным большинством, основываясь на данной оценке.

В течение осени Венгрия обязалась принять 17 корректирующих мер по устранению рисков для бюджета ЕС. Среди них: образование нового независимого «Органа по неподкупности» с широкими полномочиями; создание целевой группы по борьбе с коррупцией; изменение уголовного кодекса, позволяющее судебный пересмотр решений прокуратуры; внедрение электронного инструмента сбора данных и оценки рисков Арахна (Arachne), который отслеживает, кто и какое финансирование получает от ЕС; реформа системы декларирования активов высокопоставленных чиновников. Комиссии предстоит оценить, как ключевые элементы этих реформ будут отражены в правовых текстах. Чтобы считать данные меры по исправлению положения адекватными, Еврокомиссия должна прийти к выводу, что они положат конец выявленным рискам для бюджета и финансовых интересов ЕС (BOE, 2022: 13024).

Несмотря на охлаждение отношений между Варшавой и Будапештом, вызванных разногласиями из-за оценки событий на Украине, премьер-министр Матеуш Моравецкий, выступая перед журналистами во время своей рабочей поездки по Польше объявил, что его страна будет выступать против санкций ЕС в отношении Венгрии, предложенных Европейской комиссией накануне. Он также выразил надежду, что рефор- < мы, выдвинутые венгерским правительством, приведут к разрешению о спора Будапешта с Брюсселем (Poland to oppose EU... 2022).

«Венгрия больше не является демократической страной, т.к. она < превратилась в гибридный режим избирательной автократии» — такую резолюцию подавляющим большинством приняли депутаты Европарла-мента 15 сентября (433 голосов «за», 123 «против» при 28 воздержавшихся). Основой текста послужил промежуточный отчет, представленный

французским депутатом Гвендолин Дельбос-Корфилд (Зеленые — Европейский свободный альянс) в рамках возбужденной против Венгрии про-2 цедуры статьи 7 Договора ЕС (Existence of a clear... 2022). Для депутатов ^ Европарламента венгерский случай представляется как реальная угроза, § поскольку предполагается, что 27 государств-членов, принимающих ре-m шения в Совете ЕС, являются 27 демократическими государствами. «Тот ^ факт, что Венгрия больше не является полностью функционирующей 5 демократией, может повлиять на «общие решения», принятые Советом < ЕС, которые касаются всего Европейского союза» — заявила Гвендолин

I Дельбос-Корфилд во время пленарных дебатов с комиссаром юстиции Е

Дидье Рейндерсом, проходивших 14 сентября (BOE, 2022: 13022). В докладе выражается сожаление по поводу ухудшения ситуации в Венгрии с основными правами, а также с независимостью судебной системы, академической свободой или положением средств массовой информации, начиная с 2018 г., когда впервые было принято решение задействовать против Будапешта статью 7 Договора ЕС. К этому добавились такие скандалы, как прослушка политических оппонентов с помощью программного обеспечения Pegasus и недавнее выступление Виктора Обрана перед студентами в летнем лагере в Бейлэ-Тушнад (Румыния), где политик заявил, что миграция разделила Европу на две части, а сами венгры не хотят становиться «смешанной расой», хотя и не против взаимодействий с представителями других народов, добавив, что страны, где смешиваются европейцы и неевропейцы, «больше не являются нациями» (Viktor Orban sparks. 2022).

В своей резолюции от 15 сентября Европейский парламент продолжил критиковать бездействие Совета ЕС и его неспособность добиться значительных улучшений по вопросу соблюдения верховенства права и сдерживать «атаки на демократию». Депутаты также призывали Еврокомиссию отложить утверждение плана восстановления экономики Венгрии до тех пор, пока страна не выполнит все надлежащие решения Суда ЕС и Европейского суда по правам человека (BOE, 2022: 13022).

Министры по европейским делам 27 стран ЕС 20 сентября приняли участие в широкомасштабной дискуссии о состоянии верховенства права в ЕС, основанной на годовом отчете Еврокомиссии, опубликованном < 13 июля. Министры приветствовали качество и достоверность этого о

ежегодного отчета и высоко оценили наличие рекомендации, впервые адресованных государствам-членам. Некоторыми странами также было упомянуто решение Комиссии от 18 сентября об условиях предоставления средств ЕС Венгрии, в частности Польша выразила свои сомнения и опасения по поводу процедуры лишения финансирования (ВОЕ, 2022: 13025). Впрочем, присутствовавшая на встрече венгерский министр

к

<

Юдит Варга высказалась по данному вопросу весьма позитивно и приветствовала диалог с Комиссией. Она попросила у государств-членов ° время, чтобы позволить Венгрии осуществить объявленные реформы ^ (ВОЕ, 2022: 13025).

§ На следующий день после окончания встречи чешский министр по

т европейским делам Микулаш Бек заявил, что позиция государств-членов ^ относительно возможных финансовых санкций против Венгрии будет в 5 значительной степени зависеть от того, как Будапешт реализует меры < по защите финансовых интересов Европейского союза, а также от «его

I поддержки позиции ЕС на международной арене» (ВОЕ, 2022: 13026).

Е

^ По мнению министра, любая блокировка включения тех или иных лиц в санкционный список ЕС, любое препятствие подписания Соглашения пост-Котону, а также налогового соглашение ОЭСР, имеет тенденцию к усилению критически настроенного к Будапешту лагеря в Совете ЕС. Поведение Венгрии по отношению к конфликту на Украине будет иметь «решающее значение», — предупредил он, выступая перед журналистами в Брюсселе (ВОЕ, 2022: 13026).

На пленарной сессии, проходившей в Страсбурге с 3 по 6 октября большинство депутатов Европарламента призвали к скорейшему принятию предложения о введении финансовых санкций в отношении Венгрии в соответствии с положением Регламента верховенства права. Парламентарии настаивают на том, что предложенные Венгрией 17 мер по исправлению текущей ситуации, а также представленный на обсуждение Совета ЕС план Европейской комиссии по лишению Будапешта финансирования из фондов сплочения, являются недостаточными (ВОЕ, 2022: 13035). Парламентарии заявили, что оценка Еврокомиссией того, как Венгрия применила корректирующие меры, должна быть «безупречной» и «прозрачной», т.к. на карту поставлено не только доверие к ней, но также и ко всему европейскому проекту. Голландские депутаты от «Прогрессивного альянса социалистов и демократов» раскритиковали Еврокомиссию за то, что институт ведет какие-либо переговоры с Венгрией, заявив, что «она является хранителем договоров и не должна быть посредником» (ВОЕ, 2022: 13035).

На следующей пленарной сессии, прошедшей 17 ноября, выступив- < шие с докладом депутаты Петри Сарвамаа (Европейская народная пар- о тия, Финляндия) и Эйдер Гардиазабал Рубиал (Прогрессивный альянс социалистов и демократов, Испания) призвали Еврокомиссию признать, что риск для бюджета ЕС сохраняется, и попросили, чтобы предлагае- ¡^ мые меры против Венгрии (приостановление финансирования) были приняты Советом ЕС. Согласно анализу депутатов, только две меры, предложенные венгерским правительством, являются адекватными и

только три были реализованы. Депутаты от группы «Обновляя Европу» в свою очередь раскритиковали «потенциальное соглашение» между

о

Комиссией и венгерским правительством о мерах, которые позволят

^ разблокировать для страны миллиарды евро из фондов ЕС (BOE, 2022:

g 13065).

m 18 ноября на очередном заседании министров ЕС по европейским

^ делам состоялось пятое слушание по Венгрии в рамках процедуры ста-

5 тьи 7 Договора ЕС. Как отмечает чешский министр Микулаш Бек, дебаты

< были «более спокойными» по сравнению с предыдущими, однако го-

ï сударства-члены продолжили выражать обеспокоенность состоянием

Е

верховенства права в Венгрии, в частности Франция и Германия говорили о проблемах свободы СМИ, академической свободы и ущемления права на забастовку (BOE, 2022: 13066).

30 ноября Европейская комиссия представила долгожданное заключение о прогрессе венгерского правительства в выполнении 17 взятых им обязательств по повышению независимости судебной системы и борьбе с коррупцией. Комиссией было принято решение оставить в силе меры, предложенные ей в середине сентября, и приостановить выделение 7,5 млрд евро из фондов сплочения ЕС для Венгрии на том основании, что страна всё еще не соблюдает принципы верховенства права. В то же время институт ЕС решил утвердить план восстановления экономики Венгрии после пандемии COVID-19, выделив гранты в размере 5,8 млрд евро. Брюссель огласил новый список из 27 реформ, или «супер-вех», которые Венгрия должна провести, чтобы получить доступ к данным средствам. В число этих 27 реформ включены предыдущие 17 обязательств, которые обе стороны согласовали в ходе переговоров о сохранении 7,5 млрд евро. Другие условия включают выполнение обещанных Венгрией судебных реформ, а также принятие правил аудита и отчетности по фондам ЕС (Commission finds that... 2022). До тех пор, пока 27 реформ не будут выполнены в полном объеме, первый транш помощи в размере 800 млн евро выплачен не будет (BOE, 2022: 13074). Комиссия настаивает на том, чтобы «27 супер-вех» были достигнуты к концу первого квартала 2023 г.

Следует отметить, что в своем докладе Еврокомиссия дала поло- ^ жительную оценку плану восстановления экономики Венгрии, который о предусматривает мобилизацию 48% ассигнований на борьбу с изменением климата с акцентом на сокращение зависимости от ископаемого топлива и производство возобновляемой энергии, а также почти 30% на переход к цифровым технологиям. Однако, вопреки практике утверждения других 26 национальных планов, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не поедет в Будапешт, чтобы лично передать правитель-

ству Венгрии положительную оценку национального плана восстановле-

I ния экономики (ВОЕ, 2022: 13074).

Ё Что касается ситуации с верховенством права в Польше, то эта ^ проблема 21 октября обсуждалась министрами по европейским делам § государств-членов ЕС. Они не стали официально заслушивать отчет Польем ши в соответствии с процедурой статьи 7 Договора ЕС, как предлагала ^ сделать Чехия в рамках своего председательства, к тому же слушание 5 было сокращено до часа вместо ранее предполагавшихся трёх. В ходе < дискуссии выступило около дюжины стран. Они вновь заявили о своей

I поддержке Европейской комиссии и приветствовали некоторые пози-Е

^ тивные события в Польше, такие как роспуск Дисциплинарной палаты Верховного суда и ее замену новой профессиональной палатой, а также восстановление в должности судей, на которых были наложены санкции. Государства-члены призвали Польшу продолжать идти по данному пути, а также выразили благодарность за её активное участие в оказании помощи Украине, надеясь, что другие проблемы, связанные с верховенством права, могут быть в скором времени решены. В свою очередь, новый польский министр по европейским делам Шимон Шинковский вель Сенк, выступивший в самом конце дискуссии, настаивал на том, что Варшава уже выполнила все требования, предписанные Судом, и отрицал какие-либо трудности с верховенством права, заявив, что по прошествии 5 лет процедура по статье 7 против Польши становится все менее и менее законной и должна быть прекращена (ВОЕ, 2022: 13045).

Однако, по мнению Еврокомиссии, ситуация с независимостью судебной системы в Польше продолжает вызывать серьезную озабоченность. Об этом заявила 18 октября заместитель председателя Евроко-миссии Вера Юрова после встречи министров по европейским делам ЕС. Она сообщила о продолжающихся дисциплинарных разбирательствах в отношении некоторых судей, а также о трудностях с Национальным судебным советом. К тому же Польша не выполнила все запросы, сделанные Судом ЕС в его различных решениях в 2021 г. Страна также все еще должна выплатить штраф в размере 1 млн евро в сутки, назначенный Судом ЕС в конце 2021 г. в рамках разбирательств по Дисциплинарной палате (ВОЕ, 2022: 13045). 4 ноября Европейская комиссия заявила, что получила новое письмо от польского правительства с просьбой отменить о штрафные санкции, но европейский институт вновь ответил отказом, настаивая на выполнении всех без исключения требований Суда. На < конец октября Еврокомиссия выпустила 10 уведомлений с требованием оплаты (ВОЕ, 2022: 13057).

Поскольку в 2022 году в Польше было сделано всего 107 легальных абортов, фактический запрет этой процедуры в стране продолжает бес-

CK I

ч

О

покоить депутатов Европарламента. Делегация Комитета Европейского парламента по гендерному равенству (ГЕММ) посетила Варшаву со 2 по 4 ноября, чтобы оценить ситуацию с правами женщин и правами на репродуктивное здоровье в Польше. Представители парламента осуди-

С

<

§ ли новое «регрессивное законодательство», в частности ограничение

m доступа к абортам или половому воспитанию (BOE, 2022: 13057). Вслед

^ за данным визитом, 17 ноября, Комитеты Европейского парламента по

5 гендерному равенству (FEMM) и гражданским свободам (LIBE) провели

< публичные слушания, приуроченные к годовщине принятия решения

i Конституционным судом Польши об ограничении абортов. Парламента-

Е

рии заявили, что имеют доказательства по меньшей мере шести случаев смерти женщин из-за принятия данного закона (BOE, 2022: 13065).

Координаторы комитета Европарламента по расследованию использования программного обеспечения Pegasus возмущены отказом польского правительства встретиться с ними во время их миссии по выявлению фактов использования шпионской программы в стране. Завершив свой визит, проходивший с 19 по 21 сентября, депутаты заявили, что покидают Польшу «более обеспокоенными, чем когда они прибыли». По результатам расследования они пришли к выводу, что Pegasus был незаконно приобретен польским правительством, которое потратило не менее 5 млн евро из Фонда поддержки правосудия. По заявлению комиссии Европарламента, система правовых и институциональных сдержек и противовесов в Польше была демонтирована, «чтобы позволить нападать на людей, которые считаются политическими оппонентами». В результате были грубо нарушены основные демократические нормы и права граждан, закрепленные в европейском и польском законодательстве. Евродепутаты призвали NSO, материнскую компанию Pegasus, и правительство Израиля пролить свет на продажу программного обеспечения европейским правительствам и, в частности, подтвердить, были ли отозваны экспортные лицензии и контракты с польскими властями (BOE, 2022 13026).

12 октября в Братиславе произошло двойное убийство, вызвавшее волну возмущения в странах-членах и в Европарламенте: преступник опубликовал в соцсетях антисемитский и гомофобный манифест, а затем расстрелял двоих посетителей гей-бара. Выступая 19 октября с большой о речью в Европейском парламенте, президент Словакии Зузана Чапуто-

ва назвала убийства на почве гомофобии нападением на все словацкое <

общество и призвала европейских политических лидеров и граждан ¡^

<

осознать хрупкость демократии и неустанно защищать ее, иначе «она перестанет существовать». По словам президента Словакии, членство в ЕС всегда требует уважения к общим ценностям, таким как верховенство

права, разделение властей и независимость судебной системы, свобода средств массовой информации и защита меньшинств. Президент Слова-Ё кии высоко оценила европейский ответ на такие вызовы, как пандемия ^ COVID-19 и российскую СВО на Украине. Она выступила за продолжение § политической, финансовой, гуманитарной и военной помощи Украине, m которая, по ее словам, однажды присоединится к ЕС. Что касается энер-^ гетических вопросов, то президент Словакии призвала к «европейским, 5 совместным и сплоченным» решениям, поддержав создание общего по-< толка цен на газ, а также заявив о необходимости разорвать связь между

I ценами на электроэнергию и газ» (BOE, 2022: 13046).

Е

На пленарной сессии Европейского парламента 20 октября была принята резолюция, осуждающая растущее число случаев разжигания ненависти и преступлений в отношении ЛГБТ+ сообщества. В документе говорится, что совершенное в Братиславе преступление представляло «террористический акт», мотивированный крайне правой идеологией (BOE, 2022: 13047). Депутаты Европарламента выразили обеспокоенность гомофобной риторикой, в том числе со стороны нынешних и бывших членов словацкого правительства, и призвали Словакию добиться конкретного прогресса в борьбе с насилием в отношении сексуальных меньшинств.

На заседании Европейского совета 20-21 октября Польша, Литва, Латвия и Эстония выступили в роли главных «идеологов» новых санкций против России в рамках девятого пакета мер. Согласно документу, полученному Советом, данные санкции будут распространяться на многие секторы: энергетику, технологии, финансы, транспорт, услуги, импорт, недвижимость, пропаганду и предметы роскоши. Страны предложили ввести запрет на импорт продуктов сжиженного газа и сотрудничество с Россией в области атомной энергетики, а также ввести запрет на импорт урана. Варшава, Таллин, Рига и Вильнюс считали необходимым отключить от SWIFT дополнительные российские и белорусские банки, начиная с Газпромбанка, Альфа-банка, Росбанка и Тинькофф Банка. Они также предложили ввести запрет на передачу долларовых банкнот в Россию, на продажу недвижимости российским гражданам и компаниям и расширить санкционный список телевизионных каналов < и веб-сайтов, запрещенных в ЕС за пророссийскую пропаганду (BOE, о

2022: 13049).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что отношения между Вишеградскими странами (особенно это касается Венгрии и Польши) с ЕС всё еще находятся в состоянии турбулентности. Несмотря на то, что происходящие на Украине события дали импульс сплочению ЕС перед лицом самого серьезного на континенте военного конфликта последних

к

<

десятилетий, проблема верховенства права всё еще является главным яблоком раздора между Вишеградскими странами и Брюсселем, порож-Ё дающим несогласие между главными институтами власти ЕС, такими ^ как Европейская комиссия и Европейский парламент. Скорее всего, § в 2023 году данный латентный конфликт в рамках Евросоюза продолен жится, формируя внутри него коалицию сторонников более свободной

^ политической интеграции.

<

Р

□с СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES Е

Михалёв, О.Ю. Куда ведет Польшу кризис в отношениях с ЕС? // Вишеградская Европа. 2021. № 2. С. 78-95.

Русакова, М.Ю. Польша и Венгрия: кризис в отношениях с ЕС в 2021 году // Вишеградская Европа. Центральноевропейский журнал. 2021. №4. С. 51-66.

Русакова, М.Ю. Венгрия и Польша: новый этап противостояния с Брюсселем // Современная Европа. 2022. № 7. С. 82-91.

Шишелина, Л.Н. Будапешт и Варшава: противостояние с Брюсселем // Современная Европа. 2020. № 7. С. 5-15.

Bulletin Ouotidien Europe, June-December 2022.

Commission finds that Hungary has not progressed enough in its reforms and must meet essential milestones for its Recovery and Resilience funds. An official website of the European Union. 30.11.2022. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_7273 (accessed 30.11.2022).

Existence of a clear risk of a serious breach by Hungary of the values on which the Union is founded. An official website of the European Parliament. 15.09.2022. Available at: https:// www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2022-0324_EN.html (accessed 30.11.2022).

Mikhalev, O.Yu. (2021). Kuda vedet Pol'shu krizis v otnoshenijah s ES? [Where is the crisis leading Poland in relations with the EU?], in: Visegrad Europe. Central European Journal. № 2. P. 78-95.

Poland to oppose EU rule of law sanctions on Hungary. Euractiv. 20.09.2022. Available at: https:// www.euractiv.com/section/politics/short_news/poland-to-oppose-eu-rule-of-law-sanctions-on-hungary/ (accessed 30.11.2022).

Rusakova, M. (2021). Pol'sha i Vengrija: krizis v otnoshenijah s ES v 2021 godu [Poland and Hungary: crisis in relations with the EU in 2021], in: Vishegradskaja Evropa. Central'noevropejskij zhurnal [Visegrad Europe. Central European Journal]. №4. pp. 51-66.

Rusakova, M.Ju. (2022). Vengrija i Pol'sha: novyj jetap protivostojanija s Brjusselem [Hungary and Poland: a New Stage of Confrontation with Brussels], in: Sovremennaja Evropa [Contemporary Europe]. № 7. P. 82-91.

Shishelina, L. N. (2020). Budapesht i Varshava: protivostojanie s Brjusselem [Budapest and Warsaw: Confrontation with Brussels], in: Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. № 7. P. 5-15. DOI: 10.15211/soveurope720200515

Viktor Orban sparks outrage with attack on 'race mixing' in Europe. The Guardian. 24.07.2022. Available at: https://www.theguardian.com/world/2022/jul/24/viktor-orban-against-race-mixing-europe-hungary (accessed 30.11.2022).

к

<

CK I Ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

С

<

i= о

THE CONFLICT BETWEEN VISEGRAD COUNTRIES AND THE EU DURING THE SECOND HALF OF 2022

Maria Yu. Rusakova Institute of Europe, RAS, Moscow, Russia, e-mail: mjrusakova@gmail.com

[¡3 Abstract. The author explores the current conflict between the Visegrad countries and Brussels

ck on the rule of law. Showing the steps taken by the European Commission within the framework

i of the procedure initiated against Hungary in accordance with article 7 of the EU Treaty, as well

^ as the assessment given to these actions by the European Parliament. The article examines the

^ first-ever application of the Rule of Law Conditionality Regulation in order to prevent payments

^ from the EU budget reaching Hungary. It is concluded that the conflict between Brussels and

^ the two Central European capitals and the disagreements between EU institutions (Parliament

and the European Commission) are directly related and that both will continue in 2023 despite the foreign policy turmoil.

Key words: European Union, Visegrad Group, Rule of law, financial sanctions against Hungary, Hungarian economic recovery plan, Viktor Orban.

к

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.