Научная статья на тему 'ВИШЕГРАДСКИЕ СТРАНЫ И БРЮССЕЛЬ: СПОР О ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННОСТЯХ'

ВИШЕГРАДСКИЕ СТРАНЫ И БРЮССЕЛЬ: СПОР О ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННОСТЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ПРОТИВ ВЕНГРИИ / ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЕНГРИИ / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В ПОЛЬШЕ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕХИИ В СОВЕТЕ ЕС / АНДРЕЙ БАБИШ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Русакова Мария Юрьевна

В статье рассматривается процесс противостояния Вишеградских стран с Евросоюзом по вопросам верховенства права в конце 2022 - начале 2023 года. Особое внимание уделяется процессу лишения финансирования Венгрии из Фонда сплочения ЕС, начатому в соответствии с Регламентом обусловленности верховенства права, что является первым подобного рода случаем в истории ЕС. Автор также показывает, какую роль чешское председательство в Совете ЕС сыграло при подписании соглашения с Венгрией и как Чехии удалось добиться компромисса по сразу нескольким сложным вопросам, споры о которых шли между Брюсселем и Будапештом уже на протяжении многих месяцев. Освещается ситуация, связанная с вмешательством исполнительной и законодательной властей в компетенцию судебной власти в Польше, что уже на протяжении нескольких лет является главной причиной недовольства ЕС. Автор также останавливается на ситуации с завершением дела о мошенничестве с субсидиями ЕС, главным фигурантом которого несколько лет был бывший премьер-министр Чехии Андрей Бабиш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISEGRAD COUNTRIES AND BRUSSEL: DISPUTE OVER EUROPEAN VALUES

The article examines the process of confrontation between the Visegrad countries and the European Union on the rule of law in late 2022 - early 2023. Particular attention is paid to the process of depriving Hungary of funding from the EU Cohesion Fund, initiated in accordance with the Rule of Law Conditionality Regulation, which is the first such case in the history of the EU. The author shows what role the Czech presidency of the EU Council played in signing the agreement with Hungary and how the Czech Republic managed to reach a compromise on several difficult issues at once, disputes about which have been going on between Brussels and Budapest for many months. The article highlights the situation related to the interference of the executive and legislative authorities in the competence of the judiciary in Poland, which has been the main cause of dissatisfaction with the EU for several years. The scandalous case of fraud with EU subsidies, the main person involved in which was the former Prime Minister of the Czech Republic Andrei Babis, has been summed up.

Текст научной работы на тему «ВИШЕГРАДСКИЕ СТРАНЫ И БРЮССЕЛЬ: СПОР О ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННОСТЯХ»

ш

и <

1= О

УДК 327

Мария Русакова

CL СО Ш

Вишеградские страны и Брюссель:

спор о европейских ценностях

Аннотация. В статье рассматривается процесс противостояния Вишеградских стран с Евросоюзом по вопросам верховенства права в конце 2022 - начале 2023 года. Особое внимание уделяется процессу лишения финансирования Венгрии из Фонда сплочения ЕС, начатому в соответствии с Регламентом обусловленности верховенства права, что является первым подобного рода случаем в истории ЕС. Автор также показывает, какую роль чешское председательство в Совете ЕС сыграло при подписании соглашения с Венгрией и как Чехии удалось добиться компромисса по сразу нескольким сложным вопросам, споры о которых шли между Брюсселем и Будапештом уже на протяжении многих месяцев. Освещается ситуация, связанная с вмешательством исполнительной и законодательной властей в компетенцию судебной власти в Польше, что уже на протяжении нескольких лет является главной причиной недовольства ЕС. Автор также останавливается на ситуации с завершением дела о мошенничестве с субсидиями ЕС, главным фигурантом которого несколько лет был бывший премьер-министр Чехии Андрей Бабиш.

Ключевые слова: Европейский союз, Вишеградская группа, верховенство права, финансовые санкции против Венгрии, план восстановления экономики Венгрии, судебная реформа в Польше, председательство Чехии в Совете ЕС, Андрей Бабиш.

© Русакова Мария Юрьевна - научный сотрудник Отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН. E-mail: mjrusakova@gmail.com

Претензии к Венгрии

Собравшийся 6 декабря на очередное заседание Совет по экономическим и финансовым вопросам ЕС не смог принять решение по четы-^ рем ключевым политически связанным между собой вопросам: защита § финансовых интересов ЕС в Венгрии; план восстановления экономики

00 Венгрии после пандемии COVID-19; принятие налогового соглаше-^ ния с ОЭСР, которое летом 2022 года было заблокировано Будапештом; 5 выделение Украине 18 млрд евро в 2023 году в рамках единого пакета < макрофинансовой помощи ЕС. Обсуждение именно последнего пункта

1 стало самым громким событием прошедшего заседания после того, как

I м

^ министр финансов Венгрии Михай Варга заявил, что его страна наложит вето на оказание финансовой помощи Украине. Таким образом Венгрия в очередной раз использовала свои возможности в качестве члена ЕС для давления на другие страны, блокируя принципиально важные для Брюсселя решения с целью добиться восстановления своего финансирования из Фонда сплочения ЕС, а также утверждения национального плана восстановления экономики после пандемии (ВОЕ, 2022: 13078). Следует отметить, что именно по настоянию Чехии, председательствующей в данный период в Совете ЕС, все четыре проблемных кейса, связанных с Венгрией, были объединены между собой в один пакет, чтобы найти комплексное решение, устраивающее все стороны. По заявлению министра финансов Чехии Збинека Станюры, все элементы данного пакета должны рассматриваться и быть приняты вместе (ВОЕ, 2022: 13078).

За день до заседания Совета по экономическим и финансовым вопросам ЕС лидеры проевропейских фракций Европарламента (Европейская народная партия, Прогрессивный альянс социалистов и демократов, Обновляя Европу, Зеленые-Европейский свободный альянс, Левые) направили в Совет открытое письмо с призывом одобрить предложенные 18 сентября Еврокомиссией санкционные меры против Венгрии. Парламентарии продолжили оказывать давление на Совет, настаивая на том, что дело не только в Венгрии, но и в целом в способности ЕС поддерживать основные демократические стандарты и верховенство закона во всех государствах-членах и за их пределами (ВОЕ, 2022: 13077).

По просьбе Совета ЕС Европейская комиссия направила 9 декабря государствам-членам обновленную аналитику мер, принятых Венгрией о во избежание приостановки выделения стране 7,5 млрд евро из Фонда

к

сплочения ЕС. Данная аналитика ничего не изменила по существу: Ко- < миссия придерживается мнения, что меры, принятые правительством ¡^ Орбана в период с 19 ноября (дата первой аналитической оценки, данной ЕК) по 7 декабря, не устраняют сомнений в необходимости защиты финансовых интересов ЕС в Венгрии. В частности, Комиссия ссылается

на проблемы с независимостью недавно созданного Венгрией антикоррупционного «Органа по неподкупности», а также на недостатки в про-2 цедуре пересмотра судебных решений и в декларировании некоторых ^ видов активов. Поэтому ЕК не предлагает Совету ЕС вносить какие-либо § поправки в меры, озвученные ею в конце ноября в соответствии с Регла-m ментом обусловленности верховенства права (BOE, 2022: 13077).

12 декабря, после нескольких месяцев споров между институтами 5 ЕС, странами-членами и Венгрией, Совет Европейского союза представил < на обсуждение соглашение, призванное урегулировать противоречия I с Будапештом по четырем главным вопросам, объединённым председа-

ш

тельствующей Чехией в один пакет. В своем решении Совет ЕС поддержал обновленный аналитический доклад Европейской комиссии от 9 декабря, рекомендующий приостановить выделение Венгрии средств поддержки ЕС. Однако, принимая во внимание масштабы осуществленных Венгрией мер по исправлению положения, а также её безусловное желание сотрудничать, государства-члены снизили денежный штраф с 7,5 млрд евро до 6,3 млрд евро, что составляет 55% наличных средств, которые Венгрия должна получить до 2027 года из Фонда сплочения ЕС. Согласно условиям соглашения, Венгрия отзывает свое вето, наложенное на выделение Украине 18 млрд евро помощи из бюджета ЕС, а также снимает блокировку с законопроекта о введении минимального 15% налога на прибыль транснациональных корпораций (налоговое соглашение с ОЭСР) (BOE, 2022: 13083). Фактически именно снятие венгерского вето на решение ЕС-27 о макрофинансовой помощи Украине привело к общему соглашению. По условиям сделки Европейская комиссия также должна до конца 2022 г. одобрить план восстановления экономики Венгрии после пандемии в размере 5,8 млрд евро, однако эти средства будут предоставлены только после проведения Будапештом всех 27 реформ по обеспечению независимости судебной системы и противодействию коррупции. Одобрение ЕС имело решающее значение, потому что, если бы план восстановления экономики не был согласован к концу года, Будапешт безвозвратно потерял бы 70% от общей суммы. Совокупная помощь ЕС составила более 8% ВВП Венгрии в 2022 году (EU strikes deal... 2022). Таким образом, можно сказать, что именно чешскому председательству в ЕС удалось добиться 2 компромисса по сразу нескольким сложным вопросам, споры о которых о шли между Брюсселем и Будапештом уже на протяжении многих месяцев. Большинство фракций Европарламента также были удовлетворены достигнутым 12 декабря Советом ЕС соглашением с Венгрией (BOE, 2022: 13084).

15 декабря Совет ЕС официально утвердил путем письменной процедуры текст договора по всем четырем кейсам, согласованным с Венгрией. Таким образом, как только будут одобрены новые оперативные

программы политики сплочения, 55% венгерских бюджетных обязательств по этим программам будут приостановлены. К ним относятся: «Оперативная программа по охране окружающей среды и энергоэффек-^ тивности Плюс»; «Комплексная транспортная оперативная программа § Плюс»; «Оперативная программа развития территорий и поселений

00 Плюс». В соглашении четко указывается, что приостановление бюджет-^ ных обязательств носит временный характер. Как говорится в документе, 5 данная мера может быть отменена без потери финансирования ЕС, если < ситуация будет полностью исправлена в течение двух лет. Венгрия долж-

1 на будет отчитываться перед Комиссией каждые три месяца с момента

I м

^ принятия решения о соблюдении ею этих обязательств (ВОЕ, 2022: 13084).

22 декабря Европейская комиссия одобрила Соглашение о партнерстве с Венгрией на бюджетный период с 2021 по 2027 год в рамках Политики сплочения на сумму 22 млрд евро. Венгрия стала последней из 27 стран-членов ЕС, с которой было подписано данное соглашение. Документ содержит «дорожную карту» по улучшению административных процедур Венгрии по вопросам прозрачности и конкуренции в сфере государственных закупок, предотвращению коррупции, мошенничества и конфликта интересов, а также наращиванию количества бенефициаров Фонда сплочения (ВОЕ, 2022: 13090). Что касается распределения средств, то 6,7 млрд евро будут потрачены на повышение энергоэффективности зданий и увеличение производства возобновляемой энергии; 250 млн евро пойдут на поддержку регионов, наиболее пострадавших от поэтапного отказа от угля; 4,3 млрд евро - на «умную» экономическую трансформацию страны; 1,5 млрд евро - на исследования и инновации; 670 млн евро - на цифровую трансформацию малого и среднего бизнеса; 1,7 млрд евро будут направлены на модернизацию национальной транспортной инфраструктуры; 5,3 млрд евро - на проекты по улучшение доступа к рынку труда (ВОЕ, 2022: 13090).

Недовольство Варшавой

Выступая 10 января по центральному польскому телевидению, президент Анджей Дуда заявил, что согласованный с Еврокомиссией закон о Верховном суде был передан в Конституционный суд. На практике это < означает, что законопроект не вступит в силу до тех пор, пока Конститу- о ционный суд не вынесет решение о его соответствии Конституции. Новый закон о Верховном суде предполагает передачу дисциплинарных дел < судей из Верховного суда в юрисдикцию другого учреждения — Высшего административного суда, который считается более независимым. Именно эта реформа была предметом многолетнего спора между Варшавой и Брюсселем. Она является главным условием для разблокировки средств

в соответствии с Планом восстановления экономики Польши. 15 февраля ЕК приняла решение подать в Суд на Польшу за нарушения законода-Ё тельства ЕС польским Конституционным судом в связи с принятыми им ^ постановлениями от 14 июля и 7 октября 2021 года, в которых он счёл § положения договоров Европейского союза несовместимыми с польской

00 Конституцией. Помимо предыдущих нарушений, ЕК усмотрела в данных ^ постановлениях противоречие статье 19 (1) Договора о ЕС, гарантирую-5 щей право на эффективную судебную защиту (ВОЕ, 2022: 13122).

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Польшу при-

1 остановить перевод против их воли трех судей, выносивших решения

ш

^ в уголовном отделе Апелляционного суда Варшавы, в Отдел труда и социального обеспечения данного учреждения. Трое судей утверждают, что должностные переводы являются возмездием за их судебные решения, принятые в соответствии с прецедентным правом ЕСПЧ и решениями Суда Европейского Союза, а также за их последовательный отказ выносить решения в коллегиях, состоящих из судей, назначенных по рекомендациям нового Национального совета судебной власти. Данное обязательство, наложенное на Варшаву, дополняет предыдущие решения ЕСПЧ и Суда Европейского союза относительно вмешательства исполнительной и законодательной властей в компетенцию судебной власти в Польше (ВОЕ, 2022: 13080).

Впрочем, несмотря на продолжающиеся разногласия с Варшавой по вопросам верховенства права, Брюссель продолжает принимать активное участие в поддержке польской экономики, что имеет для страны ключевую роль в контексте происходящих на Украине событий. Так Еврокомиссия начала выплаты польским компаниями, занимающимся энергоемким производством, которые понесли убытки в связи с боевыми действиями на территории Украины. 20 декабря ЕК одобрила пакет помощи в размере 1,1 млрд евро в рамках Временной антикризисной программы государственной помощи ЕС, которая была принята Комиссией 23 марта 2022 года. Помощь будет осуществляться в форме прямых грантов и доступна для малых, средних и крупных предприятий (ВОЕ, 2022: 13088). Также ЕК приняла решение о выделении 3 млрд евро на поддержку компаний, работающих на польском газовом рынке, в частности продавцов последней инстанции и юридических лиц, обязанных, соглас- о но договорам, продавать природный газ на газовом биржевом рынке (ВОЕ, 2022: 13090).

Следует также отметить, что Польша окончательно превратилась ¡^ в главный плацдарм Евросоюза по оказанию гуманитарной помощи Украине. Новый «логистический хаб» ЕС, недавно созданный в стране для ускоренной доставки важнейшего энергетического оборудования

в Украину, был торжественно открыт 26 января комиссаром ЕС по кризисному управлению Янезом Ленарчичем и премьер-министром Польши Ё Матеушем Моравецким во время совместного посещения стратегиче-^ ского склада. Польский логистический центр облегчит транспортировку § и хранение пожертвованного оборудования из третьих стран и ускорит

00 их доставку, как объявила глава Европейской комиссии Урсула фон дер ^ Ляйен на международной конференции «Солидарность с украинским 5 народом» в Париже 13 декабря 2022 г. Из 80 тыс. тонн чрезвычайной < помощи и оборудования, которые были доставлены на данный момент

1 всеми странами-членами, участвующими в программе помощи Украи-

I м

^ не в рамках Механизма гражданской защиты ЕС, 80% были доставлены из Польши. Также в Польше недалеко от Жешува открыт центр эвакуации пациентов украинских больниц, благодаря которому 18 тыс. человек были эвакуированы в госпитали в 20 европейских странах для надлежащего медицинского лечения (ВОЕ, 2022: 13108).

Точка в «чешском деле»

Пражский суд 9 января оправдал миллиардера и бывшего премьер-министра Чехии Андрея Бабиша по делу о мошенничестве с субсидиями ЕС. Это произошло всего за четыре дня до президентских выборов, на которых он баллотировался. Бабишу было предъявлено обвинение за то, что он помог вывести свою ферму «Гнездо аиста» из состава принадлежащего ему холдинга Agrofert с целью получить право на субсидию Европейского союза в размере 2 млн долларов. По мнению суда, данное деяние не является преступлением. Андрей Бабиш назвал судебный процесс «политическим делом», направленным на его отстранение от политики (ВОЕ, 2022: 13095). Наряду с генералом армии, бывшим председателем Военного комитета НАТО (2015-2018 гг.) Петром Павлом и экономистом Дануше Нерудовой, Андрей Бабиш являлся одним из фаворитов на выборах, которые прошли в два тура в январе 2023 года. По итогам голосования президентом Чехии был избран Петр Павел, набрав 58,32 % голосов против 41,67 % Андрея Бабиша. Явка составила 70,25%, что стало рекордом не только президентского голосования, но и вообще выборов всех уровней в Чехии за последние 20 лет (Уо1еЬш йсаБ^... 2023). < Что касается энергетической повестки, то, как и в случае с Польшей, о

Брюссель оказывает активную поддержку энергетическим компаниям страны в это непростое время. 16 декабря Европейской комиссией была одобрена программа помощи в размере 1,2 млрд евро для имплемен-тации экологически чистого и более эффективного централизованного теплоснабжения, основанного главным образом на возобновляемых источниках энергии. Эта мера будет способствовать реализации Наци-

<

и <

CK I Ч

о

и <

1= О

онального плана Чехии в области энергетики в рамках европейского «Зеленого курса» по достижению углеродной нейтральности к 2050 г. Ожидается, что эта схема сократит выбросы С02 в Чехии примерно на 889 550 тонн в год (ВОЕ, 2022: 13086).

m СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

ш

< Bulletin Quotidien Europe. December 2022-February 2023.

¡¡5 EU strikes deal with Hungary over Ukraine aid, tax plan, recovery funds. Reuters. 13.12.2022.

Available at: https://www.reuters.com/world/europe/eu-wrangles-with-hungary-over-ukraine-aid-tax-plan-billions-risk-2022-12-12/ (accessed 26.02.2023). ij Volebni ûcast: Data a historické srovnani pro vsechny volby. E15.cz. 28.01.2023. Available at: https://www.e15.cz/volebni-ucast-v-cr (accessed 26.02.2023).

VISEGRAD COUNTRIES AND BRÜSSEL: DISPUTE OVER EUROPEAN VALUES

Maria Rusakova

Institute of Europe, RAS, Moscow, Russia, e-mail: mjrusakova@gmail.com

Abstract. The article examines the process of confrontation between the Visegrad countries and the European Union on the rule of law in late 2022 - early 2023. Particular attention is paid to the process of depriving Hungary of funding from the EU Cohesion Fund, initiated in accordance with the Rule of Law Conditionality Regulation, which is the first such case in the history of the EU. The author shows what role the Czech presidency of the EU Council played in signing the agreement with Hungary and how the Czech Republic managed to reach a compromise on several difficult issues at once, disputes about which have been going on between Brussels and Budapest for many months. The article highlights the situation related to the interference of the executive and legislative authorities in the competence of the judiciary in Poland, which has been the main cause of dissatisfaction with the EU for several years. The scandalous case of fraud with EU subsidies, the main person involved in which was the former Prime Minister of the Czech Republic Andrei Babis, has been summed up.

Key words: European Union, Visegrad Group, rule of law, financial sanctions against Hungary, Hungarian economic recovery plan, judicial reform in Poland, Czech Presidency of the EU Council, Andrej Babis.

< о

к

<

и <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.