Научная статья на тему 'ПОЛЬША И ВЕНГРИЯ: КРИЗИС В ОТНОШЕНИЯХ С ЕС В 2021 ГОДУ'

ПОЛЬША И ВЕНГРИЯ: КРИЗИС В ОТНОШЕНИЯХ С ЕС В 2021 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА / ВЕНГРИЯ / ПОЛЬША / КОНФЛИКТ С БРЮССЕЛЕМ / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ВИКТОР ОРБАН / МАТЕУШ МОРАВЕЦКИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Русакова Мария Юрьевна

В статье автор отслеживает развитие конфликта Брюсселя с Варшавой и Будапештом в 2021 г. Показаны основные составляющие кризиса и то, как стороны аргументируют свою позицию. В частности, рассмотрены такие проблемы, как применение ЕС Регламента о механизме верховенства права; ликвидация Дисциплинарной палаты для судей в Польше; конфликт ценностей, который в польском случае включает в себя отношение к абортам и правам сексуальных меньшинств; недовольство ЕС подавлением свободы прессы в данных странах. В статье показано, как конфликт в рамках Европейского союза фактически толкает правящие партии Польши и Венгрии на формирование внутри него новой правой коалиции. В 2021 г. кризис обострился не только между Брюсселем и странами Центральной Европы, но и спровоцировал внутренний конфликт между институтами ЕС. Автор приходит к выводу, что Европейский союз приблизился к черте, когда ему нужно решить, готов ли он к началу реформ с учетом специфики центральноевропейских стран. В противном случае он рискует вступить в эпоху усиливающейся мировой турбулентности в состоянии внутриполитической раздробленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLAND AND HUNGARY: CRISIS IN RELATIONS WITH THE EU IN 2021

The article tracks the development of the conflict between Brussels, Warsaw and Budapest in 2021. The main components of the crisis and how the parties argue their position are shown. In particular problems such as: the application of the Rule of Law Conditionality Regulation, the liquidation of the Disciplinary Chamber of Poland’s Supreme Court, Conflicting values, such as in the Polish case, attitudes towards abortion and the rights of sexual minorities and EU dissatisfaction with the level of press freedom. The author shows how the conflict within the European Union has pushed the ruling parties of Poland and Hungary to form a new right-wing coalition within it. In 2021 the crisis escalated not only between Brussels and Central European countries, but also provoked a conflict between EU institutions. The author concludes that the European Union has approached the line when it needs to decide whether it is ready to start reforms, considering the specifics of Central European countries, or risks entering an era of increasing global turbulence in a state of internal political fragmentation.

Текст научной работы на тему «ПОЛЬША И ВЕНГРИЯ: КРИЗИС В ОТНОШЕНИЯХ С ЕС В 2021 ГОДУ»

ВИШЕГРАДСКИЙ РЕГИОН СЕГОДНЯ

УДК 327

Мария Русакова

Польша и Венгрия: кризис в отношениях с ЕС в 2021 году

Аннотация. В статье автор отслеживает развитие конфликта Брюсселя с Варшавой и Будапештом в 2021 г. Показаны основные составляющие кризиса и то, как стороны аргументируют свою позицию. В частности, рассмотрены такие проблемы, как применение ЕС Регламента о механизме верховенства права; ликвидация Дисциплинарной палаты для судей в Польше; конфликт ценностей, который в польском случае включает в себя отношение к абортам и правам сексуальных меньшинств; недовольство ЕС подавлением свободы прессы в данных странах. В статье показано, как конфликт в рамках Европейского союза фактически толкает правящие партии Польши и Венгрии на формирование внутри него новой правой коалиции. В 2021 г. кризис обострился не только между Брюсселем и странами Центральной Европы, но и спровоцировал внутренний конфликт между институтами ЕС. Автор приходит к выводу, что Европейский союз приблизился к черте, когда ему нужно решить, готов ли он к началу реформ с учетом специфики центральноевропейских стран. В противном случае он рискует вступить в эпоху усиливающейся мировой турбулентности в состоянии внутриполитической раздробленности.

Ключевые слова: Центральная Европа, Венгрия, Польша, конфликт с Брюсселем, верховенство права, Виктор Орбан, Матеуш Моравецкий.

© Русакова Мария Юрьевна - научный сотрудник Центра Вишеградских исследований ИЕ РАН. E-mail: mjrusakova@gmail.com

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31799.

The reported study was funded by RFBR and EISR according to the research project № 21-011-31799.

Введение

2020 год завершился для Польши и Венгрии компромиссом с Брюсселем по поводу принятия проекта бюджета Европейского союза на 2021-2027 гг. и фонда восстановления после пандемии. Сняв свое вето (16 ° ноября 2020 г. на заседании Комитета постоянных представителей стран ш ЕС Польша и Венгрия заявили о том, что накладывают вето на проект бюджета Европейского союза на 2021-2027 гг. и фонд восстановления ¡j после пандемии в качестве ответных мер на соглашение Европейско-< го парламента, Европейской комиссии и Совета ЕС включить в проект

О-

ш бюджета механизм привязки финансирования к верховенству права,

| которое было принято 5 ноября 2020 г.), две страны поддержали проект В

текста соглашения Совета ЕС, в котором указывалось, что применение механизма обусловленности будет объективным, справедливым и беспристрастным, а также гарантирует надлежащую правовую процедуру, недискриминацию и равное обращение с государствами-членами (Draft European Council... 2020.). Документ определил порядок запуска санкций: они не могут быть применены до тех пор, пока Европейский суд не вынесет решение, соответствуют ли новые правила основополагающему Лиссабонскому договору. Это дало возможность Варшаве и Будапешту обжаловать решение и отдалить введение санкций до окончания судебных тяжб, которые могут затянуться на несколько лет. В период рассмотрения дела в суде ЕС, Еврокомиссия обязалась продолжить выделять финансовую помощь странам, к которым у нее имелись претензии. В документе также было зафиксировано, что государство, которому угрожают санкции, может вынести вопрос на обсуждение в Европейский совет, который должен будет согласовать общую позицию, хотя и не обязан добиваться консенсуса для наказания «провинившейся» страны. Процедура подразумевает лишь возможность голосования в данном институте по поводу уместности принятия санкций в рамках механизма верховенства права. Таким образом, несмотря на то, что Венгрии и Польше не удалось убрать из текста формулировку о принципе верховенства права при распределении нового бюджета ЕС, можно сказать, что они создали механизм для затягивания процесса. Следует отметить, что вето Польши и Венгрии не явилось сюрпризом, как не стало неожиданным и решение ЕС пойти на ^ компромисс ради начала распределения бюджетных денег с целью спа- о сения экономик 27 стран и сохранения в своих рядах Польши и Венгрии (Шишелина, 2020).

Выступая после завершения саммита на совместной пресс-конференции с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, Матеуш Мо-равецкий заявил, такое решение их устроило и что у Польши и Венгрии теперь есть «гораздо более сильные гарантии в отношении механизма

обеспечения верховенства закона, чем две недели или два месяца назад» (Poland's PM says... 2020.). Оба лидера подтвердили, что они передадут в суд свои возражения по поводу сформулированных в их адрес претензий Брюсселя для отмены соответствующего постановления. Варшава ° и Будапешт считали, что обладают иммунитетом от возможных санк-ш ций, ведущих к приостановке финансирования ЕС на время процедуры аннулирования. К тому же, Матеуш Моравецкий заявил, что выводы ¡j Европейского совета имеют более высокую юридическую ценность, чем < «Положение о верховенстве права» (BQE, 2020: 12620). Но далеко не все

О-

ш в ЕС согласились с такой трактовкой. Так, председатель группы Европейская народная партия (ЕНП) в Европарламенте Манфред Вебер напротив заявил, что политическая декларация Европейского совета не является юридически обязательной в отличие от правового регулирования (BOE, 2020: 12620).

Однако несмотря на то, что возможности для получения средств из бюджета ЕС всеми 27 странами-членами были, наконец-то, созданы путем компромисса, сам конфликт Брюсселя с двумя центральноевропейскими столицами на протяжении всего 2021 года только набирал обороты.

Конфликтный список

В 2021 г. в Евросоюзе развернулись нешуточные баталии по поводу применения Регламента о механизме верховенства права. Причем споры шли не только между Брюсселем и двумя странами Вишеградской группы, но и внутри самих институтов ЕС.

Как и было обещано, 11 марта 2021 г. Польша и Венгрия подали в Европейский суд иск об отмене Регламента. В заявлении утверждалось, что Регламент должен быть отменен в полном объеме на основании нескольких юридических доводов: отсутствие правовой основы; подмена Регламентом правил, предусмотренных статьей 7 Договора о ЕС; противоречие положений документа принципам соразмерности и правовой определенности (Skarga do Trybunaiu Sprawiedliwosci... 2021.). Приняв заявление, суд ЕС заявил, что планирует вынести решение по данному делу в 2022 г.

Однако уже в марте стало ясно, что всё идет не по тому плану, на который рассчитывали Варшава и Будапешт, соглашаясь снять своё вето ^ с проекта бюджета ЕС. В дело вмешался Европарламент, настаивая на о том, что Еврокомиссия обязана применять положения закона, не дожидаясь заключения суда. Так, в ходе пленарного заседания, проходившего < 11 марта (в тот же день, когда Польша и Венгрия подали в Европейский суд иск об отмене Регламента) депутаты от фракций ЕНП, Зеленые/Европейский свободный альянс и Обновляя Европу направили в Европейскую комиссию запрос, в котором призвали её утвердить основные руково-

дящие принципы, касающиеся применения Регламента о механизме верховенства права к 1 июня 2021 г., и проинформировали Комиссию о том, что если «она не выполнит свои обязательства и не предоставит вышеуказанную информацию в срок, Европейский парламент сочтет это ° бездействием и примет меры против Комиссии в соответствии со статьей 265 Договора» (ВОЕ, 2021: 12686).

В свою очередь Европейская комиссия заявила, что, хотя она и работает над данным вопросом, разрабатывая руководящие принципы, призванные окончательно разъяснить, как будут применяться новые правила механизма верховенства права, она ждет решения Суда ЕС по иску Венгрии и Польши, «чтобы иметь возможность включить относящиеся к делу выдержки из этих судебных решений в новый механизм» (ВОЕ, 2021: 12689). Заверений Европейской комиссии в том, что все нарушения верховенства права, произошедшие с 1 января 2021 г., будут взяты ею на контроль, оказалось недостаточно для представителей Европейского парламента. По просьбе его председателя Дэвида Сассоли 29 октября Европарламент подал иск в Суд ЕС против Европейской комиссии по поводу неприменения Регламента. «Государства-члены ЕС, нарушающие верховенство права, не должны получать средства ЕС. В прошлом году парламент настойчиво боролся за механизм, который бы это обеспечил. Однако до сих пор Европейская комиссия неохотно использовала его», — заявил Сассоли.

Впрочем, следует отметить, что Комиссия не совсем бездействовала. 19 ноября она направила в Польшу и Венгрию письма, подписанные главой Генерального директората по бюджету Еврокомиссии Герт-Яном Купманом, в качестве неофициального первого шага на пути к запуску механизма по сокращению финансирования этих стран из-за проблем с верховенством права. В них Комиссия просит Польшу объяснить проблемы независимости судебной системы в стране и несоблюдение законодательства ЕС. От венгерской же стороны потребовали разъяснений по поводу коррупции в сфере государственных закупок и конфликта интересов (ВОЕ, 2021: 12837). Как объяснили в Еврокомиссии, соответствующие службы начали собирать данную информацию, чтобы создать соответствующее досье по Польше и Венгрии для начала процедуры по ^

П

применению Регламента (ВОЕ, 2021: 12837). о

к

Спор о Дисциплинарной палате <

Недовольство ЕС на протяжении всего 2021 года вызывали действия польских властей относительно Дисциплинарной палаты для судей и «закона о наморднике» (4 февраля 2020 г. Анджей Дуда подписал законопроект о дисциплинарном наказании судей за критику прово-

димых правительством реформ в сфере юстиции, оспаривание новых назначений судей и их общественную деятельность. Польская оппозиция окрестила его «законом о наморднике»). Уже несколько лет Брюссель в той или иной форме призывал польское правительство закрыть палату ° или пересмотреть закон о её деятельности, однако окончательно судьей ба данного судебного органа решилась только летом 2021 г. 14 июля 'I Суд Европейского союза постановил, что Варшава обязана немедленно ¡j приостановить деятельность Дисциплинарной палаты до вынесения < окончательного решения Суда ЕС по этому делу. В тот же день польский ш Конституционный суд ответил, что данное решение Суда Европейского I союза несовместимо с Конституцией Польши и, следовательно, может быть проигнорировано. В этой связи Европейская комиссия предъявила польскому правительству ультиматум: до 16 августа уведомить EC «о мерах, принятых для выполнения решений Суда ЕС». В случае отказа ЕС заявил о готовности наложить санкции на Польшу (BOE, 2021: 12766). 5 августа председатель Верховного суда Польши Малгожата Мановская издала два постановления, ограничивающие деятельность Дисциплинарной палаты в связи с решением суда ЕС от 14 июля. Наконец, 17 августа польское правительство направило свой ответ в Брюссель, заявив, что распустит Дисциплинарную палату в ее нынешнем виде «в рамках дальнейшей реформы судебной системы, которая начнется в ближайшие месяцы» (Poland promises to dissolve... 2021). При этом Варшава просила Суд Европейского союза отказаться от своего июльского постановления и подчёркивала, что конституция Польши является «высшим законом», ссылаясь на правила в других странах ЕС и постановление Конституционного суда Польши. Комментируя данное решение польских властей в своем в интервью государственному информационному агентству «PAP», Ярослав Качиньский, лидер правящей партии «Право и справедливость», заявил, что данный шаг будет проверкой того, «есть ли у ЕС хотя бы видимость проявления доброй воли». Он также подчеркнул, что правительство вынуждено было начать действовать не из-за постановления Суда ЕС, а потому, что Дисциплинарная палата «не выполняет свои обязательства» (Poland promises to dissolve. 2021).

Однако, несмотря на подобные заявления, осенью палата всё еще 2 продолжала функционировать. В ответ на это Суд Европейского союза о 27 октября вынес свой окончательный вердикт: Польша должна будет выплачивать ежедневный штраф в размере 1 млн евро за то, что вовремя не прекратила деятельность Дисциплинарной палаты Верховного суда, вопреки постановлению Суда, вынесенному середине июля. Штрафные санкции в отношении Варшавы останутся в силе, пока страна не удовлетворит требования или до окончательного решения Суда ЕС по этому

ск I

о

делу. Даже несмотря на то, что польское правительство летом уже внесло некоторые изменения в функционирование палаты, эти шаги были расценены Еврокомиссией и Судом как недостаточные.

С

ш

Права женщин и меньшинств

Еще одним важным пунктом в споре Брюсселя с Варшавой и Буда->| пештом является т.н. «ценностный конфликт», который нашел свое ^ отражение в протестах по поводу запрета абортов в Польше, а также < ущемления прав ЛГБТ. После признания 22 октября 2020 г. Конститу-ш ционным судом Польши несоответствующим Конституции положения | законодательства, допускающего прерывание беременности в случае обнаружения у плода тяжелого и необратимого дефекта или неизлечимой болезни, угрожающей его жизни, в стране начались массовые забастовки, которые то стихали, то вспыхивали с новой силой в 2021 г.

За последний год Европарламентом было принято сразу четыре резолюции в защиту прав на аборты в Польше. В последней, принятой 11 ноября, парламент подтвердил свое решительное осуждение почти полного запрета на данную медицинскую услугу в стране. Ссылаясь на мнение экспертов ООН, парламентарии подчеркивают, что право на аборт «не может быть подчинено культурным, религиозным или политическим соображениям» (ВОЕ, 2021: 12830). После дебатов Европарла-мента, прошедших 21 октября и посвященных непосредственно данной теме, ситуация в стране стала еще более напряженной. 6 ноября в Варшаве прошла большая демонстрация после смерти молодой беременной женщины, которая, по мнению правозащитных организаций и адвоката семьи, стала прямым следствием нового законодательства. Эти события происходили на фоне принятия польским парламентом решения рассмотреть в первом чтении инициативу, предусматривающую тюремное заключение на срок от 5 до 25 лет за аборты. По мнению Европейского парламента, данная ситуация является следствием эрозии демократических институтов в стране, в том числе незаконного назначения судей в Конституционный суд (ВОЕ, 2021: 12830).

Что касается польской стороны, то Варшава энергично защищает решение польского Конституционного трибунала в вопросе абортов, несмотря на критику, звучащую от подавляющего большинства Евродепута- о тов в течение многих месяцев. Выступая 24 февраля 2021 г. на заседании комитета Европейского парламента по правам женщин и гражданским свободам, посол Польши в Европейском союзе Анджей Садош заявил, что Польша «последовательно борется за право на жизнь» и не ожидает «какого-либо политического вмешательства со стороны институтов ЕС в этом вопросе» (ВОЕ, 2021: 12665). Он напомнил, что именно государ-

ства-члены должны принимать законодательство в данной сфере и сослался на подписанную Польшей в 2003 г. в рамках процедуры ее присоединения к ЕС декларацию общественной морали, в которой говорится, что «ничто в положениях Договора о функционировании ЕС [...] не будет ° представлять собой препятствия для польского государства в процессе регулирования вопросов, которые имеют моральное и нравственное значение» (BOE, 2021: 12665).

Тема прав сексуальных меньшинств также лежит в основе спора ЕС с Польшей и Венгрией о ценностях. 5 декабря 2020 г. парламент Венгрии принял поправки к Конституции страны, ограничивающие право однополых пар усыновлять детей. Также законодательно было закреплено, что матерью ребенка может считаться только женщина, а отцом — мужчина (Ruling Parties Vote. 2020). Другой законопроект, принятый парламентариями, защищает «право ребенка на идентификацию своего пола при рождении и на воспитание, основанное на конституционной идентичности Венгрии и христианской культуре» (BOE, 2020: 12623). По мнению авторов законопроекта, это будет способствовать защите венгерской идентичности, суверенитета, укрепит роль христианства в общенациональном масштабе. Летом Венгрия продолжила свой курс на изменения законодательства в этой сфере: 15 июня парламент одобрил поправки к законодательству, запрещающие пропаганду ЛГБТИ в школах. Закон подразумевает запрет демонстрации материалов, поощряющих изменение пола или гомосексуальность лицам, не достигшим 18 лет. Кроме того, был установлен список организаций, которым будет разрешено проводить уроки полового просвещения. Данные поправки к законопроекту, основной целью которого является борьба с жестоким обращением с детьми, были внесены правящей партией ФИДЕС.

Принятие этого законопроекта парламентом Венгрии вызвало ожидаемое возмущение в Европарламенте. Политические группы Обновляя Европу, Прогрессивный альянс социалистов и демократов, Зеленые/Европейский свободный альянс и Европейские объединённые левые / Лево-зелёные Севера выразили свою поддержку венгерскому сообществу ЛГБТ и призвали европейские институты отреагировать на ситуацию. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и член Комиссии по вопросам равенства Хелена Далли также публично выразили свою озабоченность о по поводу принятия дискриминационных законов в Венгрии, подтвердив, что Комиссия изучит совместимость венгерских мер с законодательством ЕС (BOE, 2021: 12743).

Венгерский законопроект стал предметом оживленного и весьма откровенного неформального диалога между главами государств и правительств на прошедшем в Брюсселе 24-25 июня саммите ЕС. Практи-

чески все лидеры стран-членов (за исключением Словении и Польши) сочли венгерскую инициативу о запрете пропаганды гомосексуализма среди лиц моложе 18 лет неприемлемой и высказали свою критику премьер-министру Венгрии Виктору Орбану. В частности, премьер-министр ° Нидерландов Марк Рютте повторил венгерскому премьер-министру ш при закрытых дверях то, что он уже публично заявил прессе накануне, а именно — предложил Венгрии покинуть Европейский союз, если она ¡j не сможет уважать его ценности (BOE, 2021: 12748). Рютте поддержал < премьер-министр Португалии Антониу Кошта, заявив, что в ЕС должны

О-

ш оставаться только государства, разделяющие ценности, закрепленные в

| статье 2 Договора о ЕС. Гораздо более дипломатична в своих высказываВ

ниях была Ангела Меркель. Канцлер Германии отметила, что ЕС — это не просто внутренний рынок, призвала уважать общие ценности и вести диалог с теми, кто не соблюдает нормы. По её мнению, Венгрия не единственная страна, где существует данная проблема. Канцлера Германии поддержал президент Франции Эммануэль Макрон, отметив, что «этот вопрос касается не только венгров, но и всех европейцев» (BOE, 2021: 12749). Он считает, что нежелательно ссылаться на Статью 50 Договора о Европейском союзе о процедуре выхода из ЕС всякий раз, когда возникает проблема с государством-членом. Наконец, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Венгрия — член ЕС и останется в нем. Однако участники саммита настояли на том, что настало время для более глубокого обсуждения в Европейском совете вопросов верховенства права и дискриминации (BOE, 2021: 12749).

Принимает подобные законы и Польша. В 2019 и 2020 гг. порядка 100 населенных пунктов в Польше, объявили себя «зонами, свободными от идеологии ЛГБТ» и утвердили «Хартию семьи», согласно которой семья — это союз мужчины и женщины. В Хартии также содержится пункт, запрещающий усыновление детей однополыми парами и пропаганду ЛГБТ идеологии в общественных местах. В ответ на это 11 марта 2021 г. депутаты Европарламента подавляющим большинством голосов поддержали резолюцию, символически объявляющую ЕС «Зоной свободы ЛГБТ» (BQE, 2021: 12676).

Помимо обычных осуждений и резолюций, Европейский союз начал оказывать давление на Польшу непосредственно в финансовом плане: о еще в 2020 г. Брюссель стал отказывать в выделении средств из структурных фондов и Фонда сплочения муниципалитетам, которые вошли в «зону, свободную от ЛГБТ». Так, именно по этой причине в рамках ¡^ проекта Евросоюза о городских партнерствах были отклонены заявки на участие в программе шести польских городов (Refusal to grant EU... 2020). Европейская комиссия также остановила транш в размере 120 млн евро

из программы REACT EU, который должен был поступить в первом квартале текущего года и предназначался местным властям для поддержки бизнеса и нужд службы здравоохранения (Михалёв О.Ю., 2021).

Дискриминационная по мнению ЕС политика Польши и Венгрии ° в отношении ЛГБТ привела к тому, что 15 июля 2021 года Европейская комиссия открыла дело против этих стран за несоблюдение основных прав Европейского союза. Соответствующие официальные уведомления о начале санкционной процедуры Еврокомиссия направила в Варшаву и в Будапешт (BOE, 2021: 12763).

В качестве ответа на действия Европейской комиссии 21 июля премьер-министр Венгрии Виктор Орбан объявил, что его правительство проведет референдум по закону о запрете пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних. Когда именно пройдет референдум, премьер-министр не сказал, но попросил венгров сказать жесткое «нет» пропаганде гомосексуализма среди молодежи, как они сказали «нет» 5 лет назад, когда Брюссель хотел заставить Венгрию принимать мигрантов. «В то время референдум и общая воля народа остановили Брюссель», — заявил Виктор Орбан в видео, опубликованном в его социальных сетях (BOE, 2021: 12767).

Польша и Венгрия по-прежнему выступают против использования понятия «гендер» в текстах, согласуемых на европейском уровне. Варшава и Будапешт выразили это несогласие в заявлениях, направленных послам государств-членов в Совете ЕС 3 и 4 мая. В частности, Польша и Венгрия выразили сожаление по поводу использования этого термина в решении по Механизму гражданской защиты ЕС. Польша также отреагировала на включение слова «гендер» в новое положение о Европейском институте инноваций и технологий и в решение об учреждении его стратегической программы. Обе страны считают, что данный термин относится именно к «полу» человека, и намерены толковать любое положение о гендерном равенстве как «равенство между женщинами и мужчинами» (BOE, 2021: 12713).

К вопросу о СМИ

Еще одной стабильной составляющей конфликта, к которой апеллирует Брюссель, являются атаки на плюрализм и независимость СМИ в ^ Польше и Венгрии. 9 марта неправительственная организация «Европей- о ский союз гражданских свобод» опубликовала доклад о демократических тенденциях в ЕС, в котором рассматривался вопрос о свободе прессы и < условиях, в которых работают журналисты. В докладе утверждается, что политическое давление на средства массовой информации в Венгрии, Польше, а также в Чешской Республике возросло или остается на тревожном уровне (ВОЕ, 2021: 12675). В своем втором ежегодном докладе о

состоянии верховенства права в ЕС-27, опубликованном 20 июля, Европейская комиссия также подтвердила «серьезную озабоченность» атаками на свободу СМИ в Польше и Венгрии (Communication — 2021... 2021). На пленарном заседании Европарламента, проходившем в Страсбурге с ° 13 по 16 сентября, депутаты приняли новую резолюцию об ухудшении положения с верховенством закона и свободой СМИ в Польше, поддержанную пятью основными политическими партиями в Европейском парламенте и призывающую правительство Матеуша Моравецкого прекратить свои нападки на средства массовой информации и правовой порядок ЕС (BOE, 2021: 12790).

Нарастание конфликта

Перечисленные выше основные составляющие конфликта между Брюсселем и двумя вишеградскими странами поставили под серьезный вопрос выделение Польше и Венгрии средств из Фонда восстановления и устойчивости ЕС, предназначенного для помощи экономикам стран-членов после пандемии. Крайний срок для рассмотрения планов восстановления Венгрии и Польши, назначенный на 30 сентября, прошел, но решение об их одобрении принято не было. 29 сентября, накануне переговоров, такие организации, как «Transparency International», «Open Society European Policy Institute» и «Access Info Europe» направили в Европейскую комиссию письмо с призывом не принимать венгерский план восстановления до тех пор, пока страна не предоставит более строгие гарантии в отношении мониторинга бюджетных расходов. В частности, организации требуют, чтобы Венгрия присоединилась к базе данных бюджетного надзора ЕС «Арахна» для предотвращения мошенничества; обнародовала информацию о конечных бенефициарах плана восстановления; усовершенствовала свое законодательство о государственных закупках (BOE, 2021: 12801). Что касается Польши, то Еврокомиссия обусловила выделение аванса выполнением постановлений Суда ЕС, однако встретила отказ Варшавы. «Мы хотим включить в План восстановления и устойчивости четкое обязательство ликвидировать Дисциплинарную палату, реформировать дисциплинарный режим и начать процесс переназначения судей», — сказала Урсула фон дер Ляйен 28 октября на 2 заседании министров финансов стран-членов ЕС (BOE, 2021: 12822). о Таким образом, в 2021 г. лишь Польша и Венгрия остались государствами, чьи национальные планы восстановления не получили одобрения < Еврокомиссии.

Надежды на какие-либо перспективы разрешения конфликта до конца 2021 г. окончательно рухнули 7 октября, когда Конституционный суд Польши принял резонансное постановление, согласно которому не-

которые статьи основного договора о Европейском союзе (в частности статьи 1 и 19) противоречат польской конституции. Таким образом, суд поставил под сомнение принцип верховенства права ЕС над польским. На повестке стоял и еще один важный вопрос: могут ли польские судьи ° ссылаться на решения Суда ЕС, которые противоречат нормам польско-ш го права и ставят под сомнение легитимность других польских судей.

В итоге Конституционный суд постановил, что такие решения Суда ЕС ¡j противоречат польской конституции, т.к. в этом случае Польша не может < функционировать как суверенное государство.

Подобный демарш Варшавы вызвал явное раздражение не только

I у представителей всех институтов власти ЕС, но и непосредственно В

у лидеров влиятельных стран Союза. Так, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан и его немецкий коллега Хайко Маас 8 октября опубликовали на сайтах своих министерств совместное заявление, в котором подчеркнули, что Польша, как член Европейского союза, несет юридическое и моральное обязательство полностью и безоговорочно соблюдать правила блока (France and Germany say. 2021). Два государства-члена ЕС также полностью поддержали президента Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен в том, чтобы дать «быстрый ответ» полякам. В опубликованном на сайте Еврокомиссии заявлении госпожа фон дер Ляйен пообещала «использовать все имеющиеся в ее распоряжении полномочия», чтобы заставить Польшу следовать правилам ЕС, а также попросила Еврокомиссию начать тщательную проверку и анализ решения польского Конституционного суда, на основании чего будет принято решение о дальнейших шагах (Statement by European Commission. 2021).

Встреча 19 октября главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого и депутатов Европарламента, собравшихся в Страсбурге для пятичасовой дискуссии о кризисе верховенства права в Польше, показала, что обе стороны конфликта так и не готовы услышать аргументы друг друга. В ходе дебатов депутаты Европарламента призвали Еврокомиссию принять оперативные меры, в частности, посредством выдвижения условий для предоставления средств ЕС для обеспечения примата европейского права над национальным законодательством Польши. Абсолютное большинство депутатов и

0

CN

<

еврочиновников заявили о неприемлемости польской позиции. Урсула о

фон дер Ляйен наметила три возможных варианта ответа на вызов правовому порядку ЕС: открытие производства по делу о нарушении; введение в действие Регламента, обуславливающего привязку выплаты средств из фондов ЕС к соблюдению верховенства права; продолжение процедуры по Статье 7 Договора ЕС. Со своей стороны, премьер-министр Польши защищал действия Конституционного суда. Он подчеркнул, что в Польше

к

<

доверие к Европейскому союзу «намного сильнее, чем в других странах, таких как, например, Франция». Матеуш Моравецкий настаивает на том, что Польша имеет четкое место в ЕС и хочет остаться в нем, подчеркивая, что страна сделала «цивилизационный выбор» присоединившись к ° организации в 2004 году. Однако, по его словам, Еврокомиссия ошибается ш в отношении решения польского трибунала. Ибо нет никаких сомнений в примате европейского права «там, где ЕС обладает компетенцией» — ^ добавил он. По мнению польской стороны, если действия ЕС выходят за < рамки его компетенции, то страны-члены обязаны реагировать. «ЕС не ш является государством. 27 стран ЕС являются его членами, оставаясь су-| веренными и гарантируя соблюдение Договоров», добавил премьер-ми-

В

нистр, подтвердив, что конституции государств-членов всегда остаются выше европейских (ВОЕ, 2021: 12815).

Пока еще рано говорить о том, сможет ли ЕС в ближайшее время выработать конкретный план по выходу из данного кризиса, который устраивал бы все стороны. По сравнению с концом 2020 г., когда был найден компромисс относительно проекта бюджета Европейского союза на 2021-2027 гг. и фонда восстановления после пандемии, в 2021 г. ситуация значительно регрессировала практически по всем пунктам, где имелись противоречия между Брюсселем с одной стороны и Варшавой и Будапештом с другой. Наглядной иллюстрацией сложившейся ситуации является саммит глав государств и правительств ЕС, прошедший 21-22 октября. Лидеры стран-членов обсуждали ситуацию в Польше более двух часов, но так и не смогли согласовать общую позицию для принятия каких-либо конкретных мер. Часть стран (во главе с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте) в ультимативной форме настаивали на сокращении выделения финансирования Польше. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан ожидаемо поддержал Варшаву, заявив, что в Европе идет «охота на ведьм», направленная против Польши. По его мнению, сейчас в ЕС происходит «ползучее расширение полномочий» брюссельских комитетов, которое необходимо остановить. Позиция Германии была наиболее демократичной. Как сказала Ангела Меркель, вопросы, касающиеся проблемы верховенства права в Польше и Венгрии не могут быть решены исключительно в Суде ЕС и требуют политического диалога. Канцлер также

0

гч

<

высказалась против санкций и изоляционистских мер (ВОЕ, 2021: 12816). о

т

Е

Создание нового альянса правых <

В контексте конфликта ЕС с Польшей и Венгрией относительно вер- ¡^ ховенства права меняющийся баланс политических сил в Европарламенте выглядит вполне закономерно. 12 депутатов ФИДЕС 4 марта 2021 года покинули парламентскую фракцию ЕНП, тем самым положив конец

продолжавшимся многие годы разногласиям внутри фракции между её руководителями и входившей в нее правящей партией Венгрии. Следует отметить, что венгерский демарш был спровоцирован решениями, продиктованными политической волей непосредственно внутри самой фракции: 2 марта EНП проголосовала на онлайн-собрании за внесение поправок в свой Устав, согласно которым стало возможным приостанавливать членство во фракции не только отдельных депутатов, но и целых партий. Инициатором поправок был лидер фракции Манфред Вебер (ВОЕ, 2021: 12670).

1 апреля 2022 г. в Будапеште состоялась знаменательная встреча: премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, лидер итальянской партии Лига Севера, экс-глава МВД Италии Маттео Сальвини и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан договорились сформировать политический альянс, выступающий против нарушения семейных ценностей в ЕС, неограниченной миграции и мультикультурализма. Новый проект получил название «Европейский Ренессанс». Выступая на совместной пресс-конференции, Виктор Орбан, который стал инициатором данной встречи, заявил: «Мы хотим возрождения, европейского ренессанса; и в будущем мы будем работать вместе, чтобы достичь этого». В своем выступлении он отметил, что все три страны разделяют общие «евроатлантические» обязательства и привержены таким ценностям, как свобода, достоинство, христианство, семья и национальный суверенитет. По заявлению Виктора Орбана, в то время как Европейская народная партия «явно занята выстраиванием долгосрочного сотрудничества с европейскими левыми, многие миллионы европейских граждан остались без представительства». Он явно подразумевал, что такое «представительство» могут осуществить европейские христианские демократы. Примечательны и слова польского премьер-министра Матеуша Моравецкого: «Есть силы, которые отрезали себя от европейской традиции, от уважения к семье, к суверенному государству, к человеческому достоинству, к уважению истины, к праву наций на самоопределение. Мы хотим предложить противодействие этим силам» (ВОЕ, 2021: 12692).

За встречей последовала «Совместная декларация о будущем Европейского союза», подписанная 2 июля шестнадцатью европейскими ^ правыми партиями, которые выступили за сохранение в полном объеме о национального суверенитета своих стран и в защиту традиционных моральных ценностей, которые, по их мнению, оказались под угрозой. < Декларация, которая должна стать первым шагом к формированию большого националистического альянса в Европарламенте, помимо прочих, была подписана венгерской партией ФИДЕС, польской «Право и справедливость», французской Национальное объединение, а также итальянскими

Лигой и Братьями Италии. Данные партии в настоящее время рассеяны по нескольким фракциям, но в случае объединения они смогу набрать 115 мандатов, что сделает их третьей по величине политической группой в Европарламенте. По заявлению Марин Ле Пен, данная Декларация, ° адресованная всем партиям и группам, которые разделяют их взгляды, ш заложит основы для совместной культурной и политической работы (BQE, 2021: 12756). Таким образом, мы видим, как усилившийся в 2021 ^ г. латентный конфликт в рамках Европейского союза формирует внутри < него коалицию сторонников более свободной политической интеграции

Ь (Шишелина Л.Н., 2020). з

В

Выводы

В 2021 году конфликт Брюсселя с Польшей и Венгрией из-за вопросов верховенства права достиг своего апогея. Споры относительно применения Регламента о механизме верховенства права, польских судебных реформ, свободы СМИ, а также ценностные разногласия, выражающиеся в отношении к абортам и ЛГБТ привели в итоге к тому, что в 2021 г. Польша и Венгрия остались единственным государствами ЕС, чьи национальные планы восстановления экономики после пандемии коронавируса не получили одобрения Еврокомиссии. Напряжение усиливалось не только между Брюсселем и странами Центральной Европы, но и между различными институтами ЕС. Примером этого служит иск, который Европейский парламент подал в суд против Европейской комиссии, обвинив её в уклонении от применения механизма верховенства закона. Фактически действия Брюсселя подтолкнули правящие партии Польши и Венгрии к союзу с правым крылом в других странах.

Прошедший год показал вишеградским странам, что ЕС готов проводить свою политику в противовес их интересам и им придется подумать о том, должны ли они умерить свой пыл или же попытаться продолжить борьбу с Брюсселем. Точно так же и Европейский союз приближается к черте, когда ему нужно решить, готов ли он к тому, чтобы начать учитывать специфику центральноевропейских стран не только в сугубо экономических категориях. В противном случае он рискует вступить в 2022 год без прочной политической основы, на которую можно было 2 бы опереться, чтобы справиться с продолжающимся энергетическим о кризисом, наплывом мигрантов и обостряющихся противоречиях между Россией и Украиной, Россией и США, а также НАТО.

к

<

• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Михалёв, О.Ю. Куда ведет Польшу кризис в отношениях с ЕС? // Вишеградская Европа. 2021. о

С

I

о

№ 2. С. 78-95.

Шишелина, Л.Н. Будапешт и Варшава: противостояние с Брюсселем // Современная Европа.

2020. № 7. С. 5-15. Bulletin Quotidien Europe. January — November 2021. £ Communication — 2021 Rule of law report — the rule of law situation in the European Union. An >s official website of the European Union. 20.07.2021. Available at: https://ec.europa.eu/info/

files/communication-2021-rule-law-report-rule-law-situation-european-union (accessed 17.01.2022).

<

Draft European Council Conclusions. Council of the European Union official website. 9.12.2020. Available at: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-13961-2020-INIT/en/pdf (accessed 17.01.2022).

France and Germany say Poland must abide by EU rules. Reuters. 08.10.2021. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/france-germany-say-poland-must-abide-by-eu-rules-2021-10-08/ (accessed 18.01.2022). Mikhalev, O.Yu. (2021). Kuda vedet Pol'shu krizis v otnoshenijah s ES? [Where is the crisis leading Poland in relations with the EU?], in: Visegrad Europe. Central European Journal. № 2. P. 78-95.

Poland's PM says he will take EU rule of law mechanism to European Court of Justice. Reuters.

20.12.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-eu-budget-morawiecki-orban-idUKKBN28K345 (accessed 18.01.2022).

Skarga do Trybunalu Sprawiedliwosci UE. Gov.pl. 11.03.2021. Available at: https://www.gov.pl/

web/premier/skarga-do-trybunalu-sprawiedliwosci-ue (accessed 15.01.2022). EU Parliament preps legal action against Commission over 'failure' to act on rule of law. Politico.

20.10.2021. Available at: https://www.politico.eu/article/eu-parliament-legal-action-against-commission-failure-action-rule-of-law-poland-hunary/ (accessed 16.01.2022).

Poland promises to dissolve judicial disciplinary mechanism under EU pressure. Politico. 17.08.2021. Available at: https://www.politico.eu/article/poland-dissolve-judicial-disciplinary-mechanism-eu-court-justice-pressure/ (accessed 16.01.2022). Ruling Parties Vote in 9th Constitutional Amendment. Hungary today. 15.12.2020. Available at: https://hungarytoday.hu/fidesz-kdnp-govt-vote-adopt-9th-constitutional-father-mother/ (accessed 17.01.2022).

Refusal to grant EU funds to cities in Poland which have established so-called LGBT-free zones. European Parliament official website. 30.07.2020. Available at: https://www.europarl.europa. eu/doceo/document/E-9-2020-004433_EN.html (accessed 17.01.2022). Shishelina, L. N. (2020). Budapesht i Varshava: protivostojanie s Brjusselem [Budapest and Warsaw: о Confrontation with Brussels], in: Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. № 7. P. 5-15. DOI: 10.15211/soveurope720200515 Statement by European Commission President Ursula von der Leyen. The official website of the European Commission. 08.10.2021. Available at: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/STATEMENT_21_5163 (accessed 18.01.2022).

к

<

• POLAND AND HUNGARY: CRISIS IN RELATIONS WITH THE EU IN 2021

Ds

I

Maria Rusakova

С

i

о

<

Institute of Europe RAS, Moscow, Russia, E-mail: mjrusakova@gmail.com

Abstract. The article tracks the development of the conflict between Brussels, Warsaw and Budapest in 2021. The main components of the crisis and how the parties argue their position are shown. In particular problems such as: the application of the Rule of Law Conditionality Regulation, the liquidation of the Disciplinary Chamber of Poland's Supreme Court, Conflicting values, such as in the Polish case, attitudes towards abortion and the rights of sexual minorities and EU dissatisfaction with the level of press freedom. The author shows how the conflict within the European Union has pushed the ruling parties of Poland and Hungary to form a new right-wing coalition within it. In 2021 the crisis escalated not only between Brussels and Central European countries, but also provoked a conflict between EU institutions. The author concludes that the European Union has approached the line when it needs to decide whether it is ready to start reforms, considering the specifics of Central European countries, or risks entering an era of increasing global turbulence in a state of internal political fragmentation.

Key words: Central Europe, Hungary, Poland, conflict with Brussels, Rule of law, Viktor Orban, Mateusz Morawiecki.

к

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.