Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА 2021 Г. НА ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ПОЛЬШИ'

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА 2021 Г. НА ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ПОЛЬШИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / БЕЛОРУССКО-ПОЛЬСКАЯ ГРАНИЦА / ПАРТИЯ «ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ» / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ПРОБЛЕМА БЕЖЕНЦЕВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михалев Олег Юрьевич

В статье утверждается, что начавшийся в августе 2021 г. миграционный кризис на польско-белорусской границе позитивно повлиял на внешнеполитические позиции Польши и укрепил положение правящей партии «Право и справедливость». Изначально рассматривая кризис как проблему, касающуюся безопасности страны, и настаивая на максимально жестких мерах по защите границ, польское правительство выиграло очередной раунд противостояния с оппозицией, которая не сумела выработать четкой позиции и ограничилась критикой действий властей. В то же время миграционный кризис позволил улучшить международные позиции Польши, особенно в Европейском союзе. Варшаве удалось поставить возникшую проблему в центр европейской политической повестки, создав ощущение нависшей над континентом опасности и выставив себя защитницей Европы от угрозы с Востока. Это позволило по крайней мере на время отодвинуть на второй план имеющиеся между Польшей и Брюсселем разногласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE 2021 MIGRATION CRISIS ON POLAND'S DOMESTIC AND FOREIGN POLICY

The article asserts that the migration crisis on the Polish-Belarusian border, which began in August 2021, had a positive impact on Poland's role in international relations and strengthened the position of the ruling Law and Justice party. The Polish government from the beginning considered the crisis as a problem concerning the country's security and insisted on the most stringent measures to protect the borders. Such an approach allowed it to win another round of confrontation with the opposition, which failed to work out a clear position and confined itself to criticizing the actions of the authorities. At the same time, the migration crisis made it possible to improve Poland's international position, especially in the European Union. Warsaw succeeded in placing the problem at the center of the European political agenda, creating a sense of a danger hanging over the continent and presenting itself as the defender of Europe against the threat from the East. This made it possible, at least for a while, to overshadow the disagreements between Poland and Brussels.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА 2021 Г. НА ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ПОЛЬШИ»

УДК 327.8

Влияние миграционного кризиса 2021 г. на внутреннюю и внешнюю политику Польши

Олег Михалев

Аннотация. В статье утверждается, что начавшийся в августе 2021 г. миграционный кризис на польско-белорусской границе позитивно повлиял на внешнеполитические позиции Польши и укрепил положение правящей партии «Право и справедливость». Изначально рассматривая кризис как проблему, касающуюся безопасности страны, и настаивая на максимально жестких мерах по защите границ, польское правительство выиграло очередной раунд противостояния с оппозицией, которая не сумела выработать четкой позиции и ограничилась критикой действий властей. В то же время миграционный кризис позволил улучшить международные позиции Польши, особенно в Европейском союзе. Варшаве удалось поставить возникшую проблему в центр европейской политической повестки, создав ощущение нависшей над континентом опасности и выставив себя защитницей Европы от угрозы с Востока. Это позволило по крайней мере на время отодвинуть на второй план имеющиеся между Польшей и Брюсселем разногласия.

Ключевые слова: Польша, белорусско-польская граница, партия «Право и Справедливость», миграционный кризис, проблема беженцев.

© Михалев Олег Юрьевич - к.и.н., доцент факультета международных отношений Воронежского государственного университета. E-mail: mikhalev2003@mail.ru ORCID: 0000-0003-0975-6536.

I

К истории вопроса

Проблема миграции из стран Ближнего Востока и Северной Африки возникла в политической повестке дня в Польше в 2015-2016 гг., в период острого кризиса, когда Комиссия ЕС пыталась принять план релокации беженцев, чтобы облегчить давление на страны Южной Европы, в наи-< большей степени страдавшие от наплыва мигрантов. Тогда Польша, поддержанная другими странами Вишеградской группы, выступила категорически против расселения беженцев, отказавшись принять 6 тыс. человек, выделенных ей по квоте. В Сейме требования ЕС были отвергнуты почти единогласно, как не соответствующие принципу субсидиарности, да и в целом не более 4% поляков соглашались на постоянное размещение беженцев в стране1.

В то время много говорилось о том, что Польша, требуя от других стран солидарности в решении ее экономических проблем, сама отказывается помогать партнерам по ЕС в момент необходимости. Тогда вряд ли кто-то мог предполагать, что Польше спустя всего несколько лет самой придется столкнуться с наплывом мигрантов, причем не близких по культуре украинцев, к которым в стране все уже привыкли, а цивилизационно чуждых выходцев из стран Ближнего и Среднего Востока, тех самых, кого поляки так не хотели у себя видеть. В начале августа 2021 г. десятки мигрантов, главным образом из Афганистана и Ирака, начали предпринимать попытки нелегального пересечения польско-белорусской границы. Вскоре количество таких попыток превысило сотню в день, а к концу октября пограничная служба зафиксировала свыше 34 тыс. нелегальных пересечений границы (из них 3,5 тыс. в августе, 7,7 тыс. в сентябре, 17,3 тыс. в октябре и свыше 6 тыс. в ноябре) (Kryzys migracyjny... 2021).

С самого начала проблема беженцев была воспринята не как гуманитарная, когда речь идет о защите людей, нуждающихся в помощи, а как политическая, относящаяся к вопросу о безопасности страны. По утвердившемуся в Польше мнению, кризис был спровоцирован президентом А.Г. Лукашенко, который, при поддержке России решил отомстить ЕС за санкции, введенные против Минска после принудительной посадки 23 мая 2021 г. в аэропорту белорусской столицы 2 самолета, направлявшегося в Вильнюс. Как считают в Варшаве, Минск о развязал гибридную войну, целенаправленно привлекая мигрантов и

к

помогая им переправиться через границы Белоруссии с западными < соседями. В качестве доказательства СМИ неоднократно публиковали

<

Подробности взаимоотношений Польши и ЕС в период миграционного кризиса можно посмотреть, например, в статье: (Цекера Р., 2017: 413-424).

I

интервью с беженцами, как теми, которым удалось проникнуть в Европу, так и вернувшимися домой, которые рассказывали, как белорусские власти помогали им добраться до границы, а пограничники требовали двигаться в сторону Польши и указывали, где находились слабые места в возведенных заграждениях.

Воспринимая, таким образом, приток мигрантов в качестве акта ^ агрессии, польские власти решили принять жесткие меры с целью пере° крыть возможности нелегального проникновения через границу. 2 сено тября президент Анджей Дуда ввел режим чрезвычайного положения ¡^ в 183 населенных пунктах Люблинского и Подляского воеводств, нахо-™ дящихся в 3-километровой зоне вдоль границы с Белоруссией. Кроме 5 того, началось возведение забора из колючей проволоки (пока в качестве | временного, но в перспективе — постоянного сооружения в 5,5 метров £ высотой, которое планируется возвести к середине 2022 г.), чтобы затруднить мигрантам возможность пересечения границы. Тех, кому все-таки удавалось прорваться на польскую территорию, и кто попадал в руки пограничников, выдворяли обратно в Белоруссию.

Кризис на фоне внутриполитической борьбы

Хотя с пониманием причин кризиса были согласны все основные политические и общественные силы страны, жесткие действия погранслужбы встретили критику у оппозиции и правозащитников, которые заговорили о бесчеловечности властей, в нарушение гуманитарных норм, не оказывающих помощи нуждающимся в ней людям. Истории беженцев, которых пограничники вынуждали остаться на нейтральной территории, не представляя им помощи, отчего многие из них болели и даже умирали, всколыхнули общественное мнение.

Фактически миграционный кризис дал новый толчок неутихающей польско-польской войне2, поскольку власти и проправительственные СМИ в свою очередь обвинили своих противников в антипольской позиции, поддержке режима Лукашенко (и даже Путина) и возложили на них часть ответственности за кризис. Томаш Сакевич, главный редактор «Газеты польской» (Gazeta Polska) и телеканала «Република» (Republika) даже высказал предположение, что кризис связан с возвращением Дональда < Туска в польскую политику — в начале июля Д. Туск возглавил «Граж- о

данскую платформу», и в это же время у границы начинают появляться

к

<

и <

2 Термин отечественного полониста Л.С. Лыкошиной. См.: (Лыкошина Л.С., 2015).

* первые мигранты3 (Mierzynska A., 2021). 16 ноября, после столкновений з на пограничном переходе Брузги-Кузница, Адам Андрушкевич, высо-§ копоставленный сотрудник канцелярии премьер-министра, заявил, что ш «за массовый штурм иммигрантами польской границы следует поблагодарить оппозицию, которая, требуя принятия мигрантов и оплевывая < пограничную службу и армию, побудила восточные службы к эскалации ^ действий» (Mierzynska A., 2021).

Профессор социологии Варшавского университета Пшемыслав Саду-о ра считает, что «для ПиС кризис на границе стал манной небесной как раз в момент, когда у них был целый ряд проблем, который мог обернуться потерями в рейтингах» (Glowacki W., 2021). Действительно, если еще в октябре отмечалась тенденция к снижению позиций правящей партии — в конце месяца она имела 28% поддержки (на выборах 2019 г. она получила свыше 43%), то в начале декабря она могла рассчитывать на 31% голосов. Главный противник ПиС, Гражданская коалиция (ГК), с 14% потеряла четыре пункта (Preferencje partyjne... 2021; Nowy sondaz CBOS... 2021).

В ПиС умело использовали страхи поляков перед мигрантами мусульманами, использовав не только комплекс уже сложившихся стереотипов (на территорию страны попадут лица, связанные с террористическими структурами, убийцы, насильники и пр.), но и добавив к ним новые обвинения. Не только полякам, но и всему миру правительство ПиС пыталось внушить, что, если пойти на уступки, то вслед за этими мигрантами приедут сотни тысяч, а то и миллионы других, которые уничтожат европейскую культуру и стандарты жизни. Польша же, не пропуская мигрантов, защищает не только свои рубежи, но и границы Евросоюза, в связи с чем рассчитывает на солидарность со стороны стран ЕС.

В свою очередь оппозиция тоже не стала снижать градус конфронтации, подвергая сомнению предпринимаемые правительством шаги. 14 октября во время голосования в сейме по поводу строительства стены, «против» голосовали ГК, левые и Польша 2050. ПиС и Конфедерация голосовали «за». Строительство будет стоить более 1,6 млрд злотых (Sejm wypowiedzial si^... 2021). 17 ноября ГК голосовала против изменений в закон об охране границы, т.к. он позволяет вводить режим чрезвычайного положения распоряжением министра внутренних дел на неопределен- <

к

Дональд Туск в качестве лидера партии «Гражданская платформа» руководил польским < правительством в 2007-2014 гг., в конце 2014 г. был избран председателем Европейского и совета, в 2019 г. возглавил фракцию Европейской народной партии в Европарламенте. < Летом 2021 г. он вернулся в польскую политику, чтобы попытаться спасти ухудшающиеся позиции «Гражданской коалиции», в которую, помимо «Гражданской платформы», входит еще одна либеральная партия - «Современная».

I

ный срок и на четко не определенную территорию. ПиС провела этот закон, т.к. не может продлевать чрезвычайное положение на границе на срок более 3 месяцев (т.е. до 2 декабря). И хотя правоведы считают, что он не соответствует конституции, 1 декабря 2021 г. он вступил в силу (Horbaczewski R., Koslicki K., 2021).

Однако кризис поставил оппозицию в непростую ситуацию. Призывать к коренному изменению подхода к мигрантам, т.е. их беспрепятственному пропуску через границу, она не могла, ввиду крайней непопулярности такой меры. Поэтому она сосредоточилась на критике слишком жестких, по ее мнению, действий пограничной службы, и отдельных решений правительства. Так, 8 ноября, после атаки на переход Бруз-ги-Кузница Д. Туск заявил, что надо задуматься об обращении к НАТО о введении в действие статьи договора о взаимопомощи, поскольку вся восточная граница блока оказалась под угрозой (правительство так и не воспользовалось инструментами блока, хотя в конце ноября президент Дуда встречался с генеральным секретарем альянса и получил уверения в солидарности). В свою очередь Адриан Зандберг, один из лидеров левого крыла оппозиции, говорил о необходимости более тесного сотрудничества с европейскими партнерами (Kowalska-Sendek M., 2021; Donald Tusk o sytuacji... 2021). В целом можно согласиться с оценкой газеты «Дзенник» (Dziennik), что «с одной стороны, оппозиционные партии оказались между молотом ожиданий лево-либеральных СМИ и элит, и наковальней потребностей общества»: они пытаются критиковать правительство за то, что оно проводит жесткую линию в отношении мигрантов, но, с другой — понимают, что обыватель даже во имя самых гуманных идеалов не согласится отказаться от собственной безопасности, будучи уверен, что беженцы с Ближнего Востока несут для него угрозу (Krajewski A., 2021).

Влияние кризиса на международные позиции Польши

В целом миграционный кризис позволил улучшить международные позиции Польши, особенно в Европейском союзе. Еще в начале осени они катились под гору: Брюссель обвинял Варшаву в невыполнении норм верховенства права и накладывал финансовые кары, но Польше удалось показать себя защитницей европейских границ и добиться заверений 2 в поддержке от ЕС и НАТО. о

7 октября 2021 г. Европарламент принял резолюцию, в которой в целом солидаризировался с позицией Польши и государств Балтии, испытывающих приток мигрантов. Он охарактеризовал миграционный кризис как форму гибридной войны, начатую режимом Лукашенко с целью дестабилизации Евросоюза, и выразил решительную солидарность с Варшавой, Ригой и Вильнюсом. В то же время евродепутаты выразили

I

обеспокоенность «отсутствием прозрачности на польско-белорусской границе» и призвали правительство Польши к разрешению доступа в районы, объявленные на чрезвычайном положении, средствам массовой информации, неправительственным организациям и представителям европейского пограничного агентства Frantex (PE wyrazil solidarnosc... 2021). < В выступлениях некоторых депутатов звучали и более суровые оценки действий польских властей. Практика так называемого «push back», т.е. выталкивания обратно тех, кто проник через границу, была охарактеризована как противоречащая законодательству ЕС, а Еврокомиссию призывали принять решительные меры к ее прекращению. Заместитель председателя Европарламента Катарина Барли и вовсе заявила, что Польша стала «жертвой собственной политики» и теперь расплачивается за то, что в предыдущие годы не хотела иметь ничего общего с проблемой беженцев (Wiceprzewodniczqca PE. 2021).

В конце ноября премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий перешел в дипломатическое контрнаступление: за неделю он объехал 9 европейских столиц и встретился с 11 лидерами, в том числе с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном, президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель. Особо следует отметить встречу 23 ноября в Будапеште с руководителями стран Вишеградской группы (В4), которое было целиком посвящено ситуации на польско-белорусской границе и угрозам безопасности на востоке Европы. После этих встреч М. Моравецкий подчеркнул «беспрецедентный» уровень солидарности (Rozmowy premierow Grupy... 2021).

На состоявшейся 29 ноября встрече глав государств В4 Польша вновь получила заверения в поддержке. Президент Венгрии Янош Адер сказал, что в случае необходимости Польша может рассчитывать на помощь техническими средствами и полицейскими силами, а также политическую поддержку государств Вишеградской группы. Его полностью поддержала президент Словакии Зузана Чапутова (Wyrazamy solidarnosc z Polskq... 2021). 13 декабря в Будапеште состоялась еще одна встреча В4 с участием президента Франции, в том числе посвященная миграционному кризису. На ней М. Моравецкий отметил, что «благодаря дипломатическим действиям удалось остановить приток новых мигрантов, и теперь они < возвращаются» (Rozmowa premierow Grupy. 2021). о

Дипломатическая активность Польши позволила ей добиться и практической помощи со стороны союзников. Еще в октябре Вели- < кобритания предложила в помощь по охране границы выслать роту ¡^ инженерных войск. В ноябре об этом было достигнуто двустороннее соглашение, а 13 декабря партия британских солдат прибыла в Польшу, чтобы участвовать в ремонте и строительстве защитных сооружений на

<

I

и

польско-белорусской границе. К ним могут присоединиться до 150 солдат из Эстонии (Kryzys migracyjny па gramcy... 2021).

Польша предприняла дипломатическое наступление и за пределами Европы. По ее требованию в Ираке были закрыты консульства Белоруссии в Багдаде и Ирбиле. Турция согласилась не продавать билеты в Минск < гражданам Сирии, Ирака и Йемена ^о^аг: Ро1асу Лс^... 2021). Это позволило заметно сократить приток мигрантов из Ближнего Востока в Белоруссию. Более того, организуются рейсы, которые вывозят мигрантов в свои страны. Часть людей, убедившись в твердости намерений польской стороны удерживать границу закрытой и разуверившись в возможности ™ попасть в государства ЕС, соглашаются вернуться на родину. Это создает 5 предпосылки к затуханию кризиса.

Проявленную Польшей дипломатическую активность можно оце-£ нить как экстраординарную. Даже в разгар кризиса речь шла о переходе через восточную границу страны нескольких тысяч человек, которые не собирались задерживаться на польской территории, а в Западной Европе легко растворились бы в огромной массе мигрантов, прибывших из стран Ближнего Востока и Северной Африки в последние годы. Тяжесть ситуации нельзя поставить ни в какое сравнение с той, что складывалась в 2015 г. в Южной Европе, однако Варшаве удалось поставить ее в центр европейской повестки, создав ощущение нависшей над континентом угрозы.

В настоящее время Польша может смело рассчитывать на получение поддержки ЕС в защите его восточной границы, однако разницу в подходах Варшавы и Брюсселя трудно не заметить. Если первая стоит на том, что нелегальную миграцию следует жестко пресечь, т.к. она является скоординированной атакой со стороны Белоруссии, то второй призывает к сочетанию охраны границ с защитой прав человека. Характеризуя ситуацию на польско-белорусской границе, еврокомиссар по внутренним делам Илва Йоханссон уверила, что такой подход возможен, и сообщила, что Комиссия «получила множество тревожных сигналов о незаконном возвращении мигрантов на границе» (Europoslowie о kryzysie migracyjnym... 2021). Если кризис усугубится, и десятки людей застрянут в приграничной полосе в зимнем лесу без еды, тепла и лекарств, жесткая позиция польского правительства столкнется с еще более настойчивой о критикой. Не исключено, что сочувствие к Польше, борющейся с кризисом, сменится в Брюсселе недовольством ее действиями, и обвинения в незаконности выдворения мигрантов приведут к новым искам в Суде ЕС. Это может еще более усугубить отношения Варшавы и Брюсселя.

Таким образом, и во внешнеполитическом плане польскому правительству удалось обратить миграционный кризис в свою пользу. Экс-

^ плуатируя тему угрозы с Востока, ему удалось привлечь внимание других з стран Европы к своим проблемам, склонить их поддержке своей точки § зрения и отодвинуть на второй план в повестке дня разногласия с союз-ш никами, возникшими на фоне несоблюдения Варшавой принятых в ЕС норм верховенства права.

I

<

0

1

и

0

со <

1

и

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лыкошина, Л.С. «Польско-польская война»: Политическая жизнь современной Польши». М., 2015.

Цекера, Р. Польские отголоски миграционного кризиса // Swoj i obey w kontekscie wspol-czesnego kryzysu migracyjnego. Doswiadczenia i zadania Kosciolow i spoleczenstwa / red. Glaeser Z., Giemza G., Warszawa, 2017. S. 413-424. URL: https://www.researchgate.net/publi-cation/323835417_Polskie_otgoloski_migracionnogo_krizisa (дата обращения 29.10.2021).

REFERENCES

Cekiera, R. (2017). Pol'skie otgoloski migracionnogo krizisa [Polish echoe of the migration crisis], in: Glaeser, Z., Giemza, G. (eds.) Swoj i obcy w kontekscie wspolczesnego kryzysu migracyjnego. Doswiadczenia i zadania Kosciolow i spoleczenstwa. Warszawa. S. 413-424. Available at: https://www.researchgate.net/publication/323835417_Polskie_otgoloski_ migracionnogo_krizisa (accessed 29.10.2021). Lykoshina, L.S. (2015)."Pol'sko-pol'skaya vojna": Politicheskaya zhizn' sovremennoj Pol'shi

["Polish-Polish War": Political Life of Contemporary Poland]. Moscow. Preferencje partyjne w drugiej polowie pazdziernika. Komunikat z badan CBOS Nr 133/2021. Centrum Badan Opinii Spolecznej (CBOS), 2021. Available at: https://www.cbos.pl/SPISKOM. P0L/2021/K_133_21.PDF (accessed 13.12.2021). Wiceprzewodniczqca PE: „Polska i W^gry zagrazajq UE. Deutsche Welle. 25.10.2021. Available at: https://www.dw.com/pl/wiceprzewodnicz%C4%85ca-pe-polska-i-w%C4%99gry-zagra%C5%BCaj%C4%85-ue/a-59618873 (accessed 3.11.2021). PE wyrazil solidarnosc z Polskq, Litwq i Lotwq ws. kryzysu migracyjnego. Do Rzeczy 07.10.2021. Available at: https://dorzeczy.pl/kraj/208525/wazna-rezolucja-parlamentu-europejskiego. html (accessed 23.11.2021). Giowacki, W. (2021). Sadura: „Polacy patrzq na granic^ i si§ bojq. Ten strach ratuje PiS — ale tylko tymczasowo. OKO.press. 20.11.2021. Available at: https://oko.press/polacy-patrza-na-granice-i-sie-boja-to-ratuje-pis-ale-tymczasowo/ (accessed 12.12.2021). Horbaczewski, R., Koslicki, K. (2021). Stan wyjqtkowy wprowadzany bocznymi drzwiami i na wi^kszym obszarze. Prawo.pl. 30.11.2021. Available at: https://www.prawo.pl/samorzad/ stan-wyjatkowy-plus-nowa-ustawa-o-bezpieczenstwie-na-granicy,511781.html (accessed 13.12.2021).

Sejm wypowiedzial si§ w sprawie budowy zapory na polsko-bialoruskiej granicy. InfoSecuruty24. 14.10.2021. Available at: https://infosecurity24.pl/bezpieczenstwo-wewnetrzne/sejm-wypowiedzial-sie-w-sprawie-budowy-zapory-na-polsko-bialoruskiej-granicy (accessed

12.12.2021). 5

<

Kowalska-Sendek, M. (2021). Prezydent Duda rozmawial z sekretarzem generalnym NATO. Pol-ska Zbrojna. 25.11.2021. Available at: http://polska-zbrojna.pl/home/articleshow/35866?t= Prezydent-Duda-rozmawial-z-sekretarzem-generalnym-NATO# (accessed 14.12.2021).

< о

к

<

I

<

0

1

и

0

со <

1

и

• Krajewski, A. (2021). Przez kryzys na granicy opozycja znalazla si§ mi^dzy mlotem a kowadlem. Dziennik.pl. 20.11.2021. Available at: https://gospodarka.dziennik.pl/news/ artykuly/8295900,granica-kryzys-migranci-opozycja-pis-media-bialorus-alaksandr-lukaszenka.html (accessed 14.12.2021). m Mierzynska, A. (2021). Kryzys na granicy pretekstem do wojny polsko-polskiej. Zaatakowano opozycja i media. OKO.press. 29.11.2021. Available at: https://oko.pressAryzys-na-granicy-pretekstem-do-wojny-polsko-polskiej-zaatakowano-opozycje-i-media/ (accessed 12.12.2021).

Rozmowa premierow Grupy Wyszehradzkiej. Morawiecki: przes^dzilismy o tym, ze Lukaszenko nie wygral sporu. Onet Wiadomosci. 13.12.2021. Available at: https://wiadomosci.onet. pl/swiat/rozmowa-premierow-grupy-wyszehradzkiej-morawiecki-przesadzilismy-o-tym/ ynk72rz (accessed 18.12.2021). Kryzys migracyjny. Premier Mateusz Morawiecki spotka si§ z przedstawicielami klubow opozycyjnych. Polsatnews. 28.11.2021. Available at: https://www.polsatnews.pl/ wiadomosc/2021-11-28Aryzys-migracyjny-premier-mateusz-morawiecki-spotka-sie-z-przedstawicielami-klubow-opozycyjnych/ (accessed 13.12.2021). Kryzys migracyjny na granicy. Szef MON: Zolnierze brytyjscy wyl^dowali w Polsce. Pomog^ na granicy. Polsatnews.pl. 13.12.2021. Available at: https://www.polsatnews.pl/wiadomosc/ 2021-12-13/kryzys-migracyjny-na-granicy-szef-mon-zolnierze-brytyjscy-wyladowali-w-polsce-pomoga-na-granicy/?ref=aside_najnowsze (accessed 14.12.2021). Nowy sondaz CBOS. KO i Polska 2050 na rowni. PiS z duz^ przewag^. Polsatnews. 13.12.2021. Available at: https://www.polsatnews.pl/wiadomosc/2021-12-13/nowy-sondaz-cbos-ko-i-polska-2050-na-rowni-pis-z-duza-przewaga/?ref=aside_najnowsze (accessed 14.12.2021). Wyrazamy solidarnosc z Polsk^ i krajami baltyckimi". Prezydenci V4 o kryzysie na granicy z Bialorusi^. Polskie Radio 24. 29.11. 2021. Available at: https://polskieradio24.pl/5/1223/ Artykul/2858426 (accessed 12.12.2021). Sondaz: Polacy chc^, by opozycja wspolpracowala z rz^dem ws. kryzysu na granicy. Rzeczpospolita. 14.11.2021. Available at: https://www.rp.pl/spoleczenstwo/art19100251-sondaz-polacy-chca-by-opozycja-wspolpracowala-z-rzadem-ws-kryzysu-na-granicy (accessed 12.12.2021). Donald Tusk o sytuacji na polsko-bialoruskiej granicy: powinnismy si§ zastanowic nad uruchomieniem artykulu 4 NATO. TVN24. 08.11.2021. Available at: https://tvn24.pl/ polska/kryzys-na-granicy-z-bialorusia-donald-tusk-powinnismy-sie-zastanowic-nad-uruchomieniem-artykulu-4-nato-rzad-musi-rozmawiac-z-opozycja-i-obywatelami-5482028 (accessed 13.12.2021).

Europoslowie o kryzysie migracyjnym. Nikt nie powinien byc pozostawiony na pastw^ losu w zimnym lesie. TVN24. 20.10.2021. Available at: https://tvn24.pl/swiat/migranci-na-granicy-z-bialorusia-parlament-europejski-debata-na-temat-sytuacji-na-graniach-unii-europejskiej-5459971 (accessed 3.12.2021). Rozmowy premierow Grupy Wyszehradzkiej w Budapeszcie. Orban o "wielkim wyzwaniu dla

Unii. TVN24. 23.11.2021. Available at: https://tvn24.pl/swiat/budapeszt-premier-mateusz- < morawiecki-na-spotkaniu-szefow-rzadow-panstw-grupy-wyszehradzkiej-5499314 (accessed o 13.12.2021).

о i=

<

0

1

и

IMPACT OF THE 2021 MIGRATION CRISIS ON POLAND'S DOMESTIC AND FOREIGN POLICY

Oleg Yu. Mikhalev

Voronezh State University, Voronezh, Russia, e-mail: mikhalev2003@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0975-6536

Abstract. The article asserts that the migration crisis on the Polish-Belarusian border, which began in August 2021, had a positive impact on Poland's role in international relations and strengthened the position of the ruling Law and Justice party. The Polish government from the beginning considered the crisis as a problem concerning the country's security and insisted on the most stringent measures to protect the borders. Such an approach allowed it to win another round of confrontation with the opposition, which failed to work out a clear position and confined itself to criticizing the actions of the authorities. At the same time, the migration crisis made it possible to improve Poland's international position, especially in the European Union. Warsaw succeeded in placing the problem at the center of the European political agenda, creating a sense of a danger hanging over the continent and presenting itself as the defender of Europe against the threat from the East. This made it possible, at least for a while, to overshadow the disagreements between Poland and Brussels.

Key words: Poland, Belarusian-Polish border, "Law and Justice" party, migration crisis, the problem of refugees.

к

<

и <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.