Научная статья на тему 'РАЗНИЦА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ'

РАЗНИЦА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / иностранные студенты / система образования / факторы / motivation / international students / education system / factors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Лобанов, А.Е. Воронцова

Статья посвящена проблеме мотивации к обучению у иностранных студентов в условиях новой образовательной системы. Вопросы мотивации к обучению остаются актуальными среди студентов по сей день. Российская система образования для иностранных студентов стран СНГ чаще всего не является весомым препятствием в образовательном процессе ввиду схожести с системой образования родной страны и отсутствия языкового барьера. К сожалению, обратная ситуация складывается со студентами стран Дальнего зарубежья. Система высшего образования Замбии, Ганы, Филиппин и России отличается условиями, методологией и организацией учебного процесса, что вызывает у студентов трудности в языковой и социальной сферах. Существующая литература о мотивации иностранных студентов, решивших учиться в России, минимальна. Чтобы восполнить этот пробел, в данном исследовании используются результаты интервью с иностранными студентами, чтобы выяснить разницу в системе образования и как эта разность влияет на мотивацию к обучению в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Лобанов, А.Е. Воронцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENCE IN THE EDUCATION SYSTEM AS A FACTOR INFLUENCING THE MOTIVATION TO STUDY AMONG STUDENTS FROM ABROAD

The article is devoted to the problem of motivation to study with international students in the context of a new educational system. The issues of motivation to study remain relevant among students to this day. The Russian education system for international students of the CIS countries is most often not a significant obstacle in the educational process due to the similarity with the education system of their native country and the absence of a language barrier. Unfortunately, the opposite situation is developing with students from foreign countries. The higher education system of Zambia, Ghana, the Philippines and Russia differs in the conditions, methodology and organization of the educational process, which causes students difficulties in the linguistic and social spheres. The existing literature on the motivation of international students who decide to study in Russia is minimal. To fill this gap, this study uses the results of interviews with international students to find out the difference in the education system and how this difference influences motivation to study in Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗНИЦА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

РАЗНИЦА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Н.А. Лобанов, студент А.Е. Воронцова, преподаватель Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-219-224

Аннотация. Статья посвящена проблеме мотивации к обучению у иностранных студентов в условиях новой образовательной системы. Вопросы мотивации к обучению остаются актуальными среди студентов по сей день. Российская система образования для иностранных студентов стран СНГ чаще всего не является весомым препятствием в образовательном процессе ввиду схожести с системой образования родной страны и отсутствия языкового барьера. К сожалению, обратная ситуация складывается со студентами стран Дальнего зарубежья. Система высшего образования Замбии, Ганы, Филиппин и России отличается условиями, методологией и организацией учебного процесса, что вызывает у студентов трудности в языковой и социальной сферах. Существующая литература о мотивации иностранных студентов, решивших учиться в России, минимальна. Чтобы восполнить этот пробел, в данном исследовании используются результаты интервью с иностранными студентами, чтобы выяснить разницу в системе образования и как эта разность влияет на мотивацию к обучению в России.

Ключевые слова: мотивация, иностранные студенты, система образования, факторы.

Россия в настоящее время занимает шестое место по количеству иностранных студентов в мире, темпы ее роста одни из самых быстрых по сравнению с ее предыдущим положением на мировом рынке. На момент 2024 года в ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» числится около 115 иностранных студентов, 20 человек из которых являются иностранными гражданами Дальнего зарубежья. В отличие от иностранных студентов из стран СНГ, где системы образования схожи или практически идентичны актуальной системе образования РФ, некоторые студенты из более удалённых стран (Замбия, Гана, Филиппины, Египет) испытывают значительные трудности в понимании устройства местного образовательного процесса. Данный фактор представляется одним из важных аспектов мотивации к обучению у субъекта в новой среде. Необходимо выяснить основные различия в образовательной системе РФ и стран Дальнего зарубежья, и как эти различия влияют на мотивацию.

Вопрос мотивации был актуален на протяжении многих лет и остаётся таковым по сегодняшний день. Существует множество

методов её изучения, а также подходов к пониманию её природы возникновения и развития. Учёные в области психологии, философии, социологии рассмотрели этот вопрос в своих трудах: Хегай В.К. (Роль мотивации в образовательном процессе на примере курсов «История России» и «Всеобщая история») [11], Куликова О.В. (Особенности мотивации учения иностранных студентов) [7], Попов Д.С., Кузьмина Ю.В. (Системное неравенство в образовании: сравнительная оценка грамотности в России и странах ОЭСР) [8], Тюфанова А.А., Шелаева М.И., Савкина НА.,

Баврина Ю.Н., Бадасян Р.А. (Корректировка мотивационно-фоновых характеристик иностранных студентов в процессе адаптации в высшей школе) [10], Рахимов Т.Р. (Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития) [9].

Первый задокументированный случай использования термина «мотивация» зафиксирован в трудах философа философа-иррационалиста Шопенгауэра А. [3]. Он предполагал, что любое действие, если оно не зависит от законов природы или других

факторов, производится волевым актом, у которого есть свой мотив. По мнению исследователя Божович Л.И., мотив - это сила побуждения к деятельности [1]. В свою очередь, в исследованиях Леонтьева А.Н. «мотив» характеризуется конкретизацией направления деятельности, исходя из имеющихся потребностей и условий [6].

Так и любой студент, поступая в университет, руководствуется мотивами, обусловленные личными потребностями. Мотивов может быть масса: желание получить высшее образования в интересующей сфере, иметь большой доход, заиметь хорошее положение в обществе. Впрочем, это больше относится к долгосрочным мотивам, тогда как краткосрочные могут быть довольно неочевидны в масштабе всей системы образования. Сама по себе возможность получения знаний и навыков и применения их на практике предоставляется второстепенным фактором мотивации для большинства студентов [4].

Рассматривая процесс обучения иностранных студентов в российских вузах следует понимать тот факт, что данный процесс происходит при участии двух сторон. Первой стороной выступают образовательные структуры (учреждения высшего образования), второй - иностранные студенты, заинтересованные в получении высшего образования. Мотивация и удовлетворённость образовательным процессом

напрямую зависит от качества и условий предоставляемых знаний в вузе, в связи с чем необходимо чёткое представление о целевой аудитории и причинах, по которым иностранные выбирают Россию в качестве страны обучения. Данная задача стоит наравне с изучением общих проблем образовательной миграции, создания единого образовательного пространства и образовательного престижа на мировой арене.

Мотивация иностранных студентов, как неотъемлемая часть адаптации, подлежит комплексному изучению, учитывая культурный код представителей конкретных стран Дальнего зарубежья. В российских вузах проводилось исследование среди иностранных студентов, посвящённое вопросам адаптации [2]. Исходя из происхождения иностранных студентов Югорского государственного университета, были взяты данные исследования по студентам регионов стран Африки, арабских стран Ближнего Востока и стран Юго-Восточной Азии. Согласно мнению автора исследования, эффективность процесса обучения иностранных студентов пропорциональна успешности интеграции в новое общество. В ходе исследования автор, используя для анализа многофакторную модель Р. Кет-телла, выявил отличительные традиционные факторы, влияющие на успех адаптации и силу мотивации (табл. 1).

Таблица 1. Традиционные факторы, влияющие на адаптацию и мотивацию иностранных студентов_

Регион Факторы

Африка - склонность к более медленному обучению и усвоению новых понятий; - повышенная реакция на «опасность»; - интенсивная внутренняя жизнь, мечтательность, мысли о смысле жизни; - открытость и мягкость в общении; - особое внимание к развитию навыков самоорганизации и дисциплины.

Ближний Восток - открытость, интерес к другим людям; - отсутствие боязни критики; - недисциплинированность, конфликтность, раздражительность; - акцент на дискуссии в процессе обучения; - спокойствие и деликатность в общении; - развитие навыков самодисциплины.

Юго - Восточная Азия - сильно развитое абстрактное мышление; - высокая нравственность и хорошее поведение; высокий уровень самоконтроля и дисциплины; - замкнутость, неконтактность, упрямость; - спокойное восприятие перемен; - контроль своих эмоций, дисциплинированность; - наблюдение за своей репутацией; - не бояться обсуждения сложных вопросов дисциплины; - использование морально-этической мотивации; - мотивация личных достижений

Также существует схожее исследование, направленное на изучение динамики моти-вационных процессов у иностранных студентов в российских образовательных учреждениях [5]. Результаты исследования показывают, что иностранные граждане, ориентированные на продолжение построения карьеры в России, склонны к динамическим изменениям мотивации, чем те студенты, подобных планов не имеющие. Автор отмечает, что в первом случае первоначальная мотивация студентов изменяется спустя два года обучения, приближаясь к показателям силы мотивации уровня российских студентов.

Для того чтобы определить, как различия в системе образования влияют на мотивацию к обучению, были опрошены иностранные слушатели, которые в течение года проходят обучение в рамках подготовительного отделения Югорского государственного университета. Обучающиеся являются представителями Замбии, Ганы и Филиппин. Необходимо отметить, что все респонденты имеют разную возрастную категорию (от 18-33 лет).

Ниже в таблице представлены вопросы и ответы респондентов. Результаты исследования были впоследствии переведены на русский язык авторами статьи.

Таблица 2. Результаты интервью

Предложенные вопросы Страна Ответы студентов

Какие различия между образовательной системой РФ и образовательной системой вашей страны Вы заметили за время обучения? Гана «Разница в образовании в обеих странах заключается в том, что лекции проводятся бесплатно для студентов, здесь также проводится много практических работ, больше, чем в моей стране». «В России образование отличается от Ганы. Здесь больше внимания уделяют учебникам и теории, в то время как в Гане больше внимания уделяется практическим вещам. Также в двух странах различаются структура учебной программы и система оценок».

Замбия «Отличается организация проведения экзаменов и система оценивания»

Филиппины «Между моей страной и Россией нет существенных различий. Однако я обратил внимание на разницу в том, что предлагают учебные заведения. На Филиппинах, когда Вы хотите получить степень бакалавра, Вы можете поступить либо в университет, либо в колледж. Отличие университета в том, что он предлагает множество программ и имеет много кампусов. Колледж предлагает лишь ограниченное количество программ, хотя в нем также можно пройти 4-летний курс обучения и получить степень бакалавра.»

Считаете ли Вы, что система образования РФ сложнее, чем система образования в вашей Гана «С моей точки зрения, обучение более гибкое, это связано с тем, что студенты активно вовлечены в процесс обучения.»

Замбия «Да, она сложнее.»

стране? Филиппины «Я думаю, что нет, хотя у меня мало информации о российской системе образования.»

Какие плюсы и минусы Вы видите в системе образования РФ? Гана «Преимущество - сильные фундаментальные знания и навыки критического мышления. Недостатком же является уклон на теорию, однако хотелось бы больше практики.»

Замбия «Из преимуществ - доступность ресурсов для обучения, система образования сама по себе намеренно признана одной из лучших, что означает, что это очень сильная система образования, русские студенты хорошо взаимодействуют с иностранцами в различных сферах. Что касается недостатков, то я вижу только один, и это то, что русский язык очень трудно выучить...»

Филиппины «Для меня система образования может быть оценена только в том случае, если после окончания вуза человек имеет достаточно возможностей для работы по своей специальности.»

Разница в системе образования влияет на мотивацию к учебе в России? Гана «Да, я очень доволен. Подход к студентам, программа обучения, система оценивания - это положительно влияет на интерес к учебе.»

Замбия «Сам факт того, что я учусь, используя другой подход, является плюсом, потому что это дает больше способов решения одной проблемы, а значит, и возможностей выбора, что приводит к лучшему выбору»

Филиппины «Не очень сильно. Я думаю, что филиппинские студенты хотели бы учиться в России, чтобы иметь стабильную работу после окончания учебы, так как в моей стране возможности ограничены»

Какие факторы влияют на мотивацию в учебе, по Вашему мнению? Гана «Я хочу учиться, когда мне нравится предмет, когда он поможет мне в будущем, когда преподаватели дружелюбны и когда я смогу использовать полученные знания в реальной жизни. Кроме того, если у меня есть цели и люди меня поддерживают, это помогает мне оставаться мотивированным.»

Замбия «Серьезность преподавателей, энергичность сокурсников, наличие материалов для учебы»

Филиппины «Образование мотивирует человека с добрыми намерениями вырваться из порочного круга бедности»

Анализ результатов интервью позволил Таким образом, адаптация к новой обра-

выявить высокий уровень мотивации у ино- зовательной среде - это длительный пространных студентов из Дальнего зарубежья цесс, в ходе которого человек формирует к обучению в Югорском государственном свой образ жизни. Успех и обстоятельства университете. Как правило, интерес к учебе этого процесса влияют на общую удовле-связан с преимуществами образовательной творенность образовательного процесса в системы в России, а именно: наличие пере- целом. Представляется важным и перспек-довых образовательных программ, сильная тивным проведение дальнейших исследо-фундаментальная база, высококачествен- ваний, направленных на изучение факто-ные профессиональные знания и гарантия ров, влияющих на мотивацию к обучению трудоустройства. иностранных студентов.

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 209 с.

2. Иванова М.И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001. - 353 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/383050/ (дата обращения: 15.04.2024).

4. Клепцова, Е.Ю. Проблемы мотивации студентов вуза / Е.Ю. Клепцова, Д.О. Рубцова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56665.htm (дата обращения: 15.04.2024).

5. Кравцов А.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 130 с.

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

7. Куликова О.В. Особенности мотивации учения иностранных студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №8.

8. Попов Д.С., Кузьмина Ю.В. Системное неравенство в образовании: сравнительная оценка грамотности в России и странах ОЭСР // ЖИСП. - 2015. - №4.

9. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. - 2010. - №4 (12).

10. Тюфанова А.А., Шелаева М.И., Савкина Н.А., Баврина Ю.Н., Бадасян Р.А. Корректировка мотивационно-фоновых характеристик иностранных студентов в процессе адаптации в высшей школе // Сервис +. - 2022. - №3.

11. Хегай В.К. Роль мотивации в образовательном процессе на примере курсов «История России» и «Всеобщая история» // Полилингвиальность и транскультурные практики. -2009. - №3.

THE DIFFERENCE IN THE EDUCATION SYSTEM AS A FACTOR INFLUENCING THE MOTIVATION TO STUDY AMONG STUDENTS FROM ABROAD

N.A. Lobanov, Student A.E. Vorontsova, Lecturer Yugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. The article is devoted to the problem of motivation to study with international students in the context of a new educational system. The issues of motivation to study remain relevant among students to this day. The Russian education system for international students of the CIS countries is most often not a significant obstacle in the educational process due to the similarity with the education system of their native country and the absence of a language barrier. Unfortunately, the opposite situation is developing with students from foreign countries. The higher education system of Zambia, Ghana, the Philippines and Russia differs in the conditions, methodology and organization of the educational process, which causes students difficulties in the linguistic and social spheres. The existing literature on the motivation of international students who decide to study in Russia is minimal. To fill this gap, this study uses the results of interviews with international students to find out the difference in the education system and how this difference influences motivation to study in Russia.

Keywords: motivation, international students, education system, factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.