Научная статья на тему 'Национально-психологические и культурные особенности иностранных студентов как фактор, влияющий на их академическую адаптацию'

Национально-психологические и культурные особенности иностранных студентов как фактор, влияющий на их академическую адаптацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национально-культурные особенности / национально-психологические особенности / социально-психологический портрет / индивидуально-личностные особенности / иностранные студенты / высшее образование / речевое общение / национальное коммуникативное поведение / этносоциокультурные особенности / академическая адаптация / national-cultural characteristics / national-psychological characteristics / socio-psychological profile / individual personal attributes / international students / higher education / speech communication / national communicative behavior / ethno-sociocultural features / academic adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоркина Кира Сергеевна

В настоящее время процессы глобализации затрагивают образовательные системы во всем мире. Обучение иностранных студентов в российских высших учебных заведениях обеспечивает установление и укрепление международных связей, способствует росту престижа российского образования, а также выступает фактором повышения качества и эффективности высшего образования в нашей стране. Таким образом, организация эффективного и качественного процесса обучения иностранных студентов является приоритетной задачей российских высших учебных заведений во всех регионах Российской Федерации. Процесс обучения иностранных студентов на всех этапах необходимо организовывать с учетом их национально-психологических, культурных, этносоциальных особенностей. Кроме того, индивидуальные национально-психологические и этносоциальные особенности могут влиять на скорость и качество процессов адаптации иностранных студентов к новой социокультурной и академической среде российских высших учебных заведений. Следует отметить, что образовательное пространство российских высших учебных заведений в свою очередь является средой, оказывающей значительное влияние на адаптационные процессы иностранных студентов дальнего зарубежья, что напрямую связано с академической успешностью иностранных студентов. Поэтому организованное должным образом образовательное пространство российских высших учебных заведений, учитывающее национально-психологические, культурные, этносоциальные особенности иностранных студентов, является важным педагогическим условием их качественной и эффективной профессиональной подготовки. Следовательно, рассмотрение данного вопроса является актуальным и своевременным, что позволит в дальнейшем разработать необходимые рекомендации для профессорско-преподавательского состава российских высших учебных заведений по организации учебного процесса для иностранных студентов дальнего зарубежья. Цель статьи обобщение и характеристика специфических национальных, психологических, культурных, этносоциальных особенностей иностранных студентов из стран дальнего зарубежья (Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, арабских стран Ближнего Востока). В статье скомпонованы основные национальные, психологические, культурные, этносоциальные характеристики иностранных студентов из стран дальнего зарубежья (Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, арабских стран Ближнего Востока).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоркина Кира Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National-psychological and cultural characteristics of international students as a factor influencing their academic adaptation

Currently, the processes of globalization affect educational systems all over the world. Teaching of international students in Russian higher education institutions ensures establishing and strengthening of international bonds, contributes to the growth of the status value of Russian education, and also acts as a factor in improving the quality and effectiveness of higher education in our country. Thus, the organization of an effective and high-quality learning process for international students is a priority task of Russian higher educational institutions in all regions of the Russian Federation. The process of teaching international students at all stages should be organized taking into account their national-psychological, cultural, ethno-social characteristics. In addition, individual national-psychological and ethno-social characteristics can influence the speed and quality of the adaptation processes of international students to the new socio-cultural and academic environment of Russian higher educational institutions. It should be noted that in its turn, the educational space of Russian higher educational institutions is an environment that influences significantly the adaptation processes of international students from far-abroad countries, which is directly related to the academic success of international students. Therefore, a properly organized educational space of Russian higher educational institutions, taking into account the national psychological, cultural, ethno-social characteristics of international students, is an important pedagogical condition for their high-quality and effective professional training. Therefore, consideration of this issue is relevant and timely, which will allow to develop further the necessary recommendations for the teaching staff of Russian higher educational institutions on the organization of the educational process for international students from far-abroad countries. The purpose of the article is to summarize and describe specific national, psychological, cultural, ethno-social characteristics of international students from far-abroad countries (Asia-Pacific region, Southeastern Asia, Africa, Latin America, Arab countries of the Middle East). Academic novelty: the article combines the main national, psychological, cultural, ethno-social characteristics of international students from far-abroad countries (Asia-Pacific region, Southeastern Asia, Africa, Latin America, Arab countries of the Middle East).

Текст научной работы на тему «Национально-психологические и культурные особенности иностранных студентов как фактор, влияющий на их академическую адаптацию»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 6 (230). С. 69-76.

Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2023, vol. 6 (230), pp. 69-76.

УДК 378.4

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-6-69-76

Национально-психологические и культурные особенности иностранных студентов как фактор, влияющий на их академическую адаптацию

Сидоркина Кира Сергеевна

Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия, https://orcid. org/0000-0002-5660-5346, sidorkinaks@mail. ru

Аннотация

В настоящее время процессы глобализации затрагивают образовательные системы во всем мире. Обучение иностранных студентов в российских высших учебных заведениях обеспечивает установление и укрепление международных связей, способствует росту престижа российского образования, а также выступает фактором повышения качества и эффективности высшего образования в нашей стране. Таким образом, организация эффективного и качественного процесса обучения иностранных студентов является приоритетной задачей российских высших учебных заведений во всех регионах Российской Федерации. Процесс обучения иностранных студентов на всех этапах необходимо организовывать с учетом их национально-психологических, культурных, этносоциальных особенностей. Кроме того, индивидуальные национально-психологические и этносоциальные особенности могут влиять на скорость и качество процессов адаптации иностранных студентов к новой социокультурной и академической среде российских высших учебных заведений. Следует отметить, что образовательное пространство российских высших учебных заведений в свою очередь является средой, оказывающей значительное влияние на адаптационные процессы иностранных студентов дальнего зарубежья, что напрямую связано с академической успешностью иностранных студентов. Поэтому организованное должным образом образовательное пространство российских высших учебных заведений, учитывающее национально-психологические, культурные, этносоциальные особенности иностранных студентов, является важным педагогическим условием их качественной и эффективной профессиональной подготовки. Следовательно, рассмотрение данного вопроса является актуальным и своевременным, что позволит в дальнейшем разработать необходимые рекомендации для профессорско-преподавательского состава российских высших учебных заведений по организации учебного процесса для иностранных студентов дальнего зарубежья. Цель статьи - обобщение и характеристика специфических национальных, психологических, культурных, этносоциальных особенностей иностранных студентов из стран дальнего зарубежья (Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, арабских стран Ближнего Востока).

В статье скомпонованы основные национальные, психологические, культурные, этносоциальные характеристики иностранных студентов из стран дальнего зарубежья (Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, арабских стран Ближнего Востока).

Ключевые слова: национально-культурные особенности, национально-психологические особенности, социально-психологический портрет, индивидуально-личностные особенности, иностранные студенты, высшее образование, речевое общение, национальное коммуникативное поведение, этносоциокультурные особенности, академическая адаптация

Для цитирования: Сидоркина К. С. Национально-психологические и культурные особенности иностранных студентов как фактор, влияющий на их академическую адаптацию // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 6 (230). С. 69-76. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-6-69-76

National-psychological and cultural characteristics of international students as a factor influencing their academic adaptation

Kira S. Sidorkina

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation, https://orcid. org/0000-0002-5660-5346, sidorkinaks@mail. ru

Abstract

Currently, the processes of globalization affect educational systems all over the world. Teaching of international students in Russian higher education institutions ensures establishing and strengthening of international bonds,

© К. С. Сидоркина, 2023

contributes to the growth of the status value of Russian education, and also acts as a factor in improving the quality and effectiveness of higher education in our country. Thus, the organization of an effective and high-quality learning process for international students is a priority task of Russian higher educational institutions in all regions of the Russian Federation. The process of teaching international students at all stages should be organized taking into account their national-psychological, cultural, ethno-social characteristics. In addition, individual national-psychological and ethno-social characteristics can influence the speed and quality of the adaptation processes of international students to the new socio-cultural and academic environment of Russian higher educational institutions. It should be noted that in its turn, the educational space of Russian higher educational institutions is an environment that influences significantly the adaptation processes of international students from far-abroad countries, which is directly related to the academic success of international students. Therefore, a properly organized educational space of Russian higher educational institutions, taking into account the national psychological, cultural, ethno-social characteristics of international students, is an important pedagogical condition for their high-quality and effective professional training. Therefore, consideration of this issue is relevant and timely, which will allow to develop further the necessary recommendations for the teaching staff of Russian higher educational institutions on the organization of the educational process for international students from far-abroad countries. The purpose of the article is to summarize and describe specific national, psychological, cultural, ethno-social characteristics of international students from far-abroad countries (Asia-Pacific region, Southeastern Asia, Africa, Latin America, Arab countries of the Middle East). Academic novelty: the article combines the main national, psychological, cultural, ethno-social characteristics of international students from far-abroad countries (Asia-Pacific region, Southeastern Asia, Africa, Latin America, Arab countries of the Middle East).

Keywords: national-cultural characteristics, national-psychological characteristics, socio-psychological profile, individual personal attributes, international students, higher education, speech communication, national communicative behavior, ethno-sociocultural features, academic adaptation

For citation: Sidorkina K. S. Natsional'no-psikhologicheskiye i kul'turnyye osobennosti inostrnnykh studentov kak faktor, vliyayushchiy na ikh akademicheskuyu adaptatsiyu [National-psychological and cultural characteristics of international students as a factor influencing their academic adaptation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 6 (230), pp. 69-76 (in Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-6-69-76

Введение

Успешность адаптационных процессов иностранных студентов связана с их активным приспособлением к условиям новой социокультурной и академической среды российских высших учебных заведений. Профессиональное становление иностранных студентов зависит от длительности и специфики адаптационных процессов, обусловленных национально-психологическими особенностями иностранных обучающихся [1, с. 66].

Так, Т. Р. Рахимов выявил национально-психологические особенности иностранных студентов из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, арабских стран Ближнего Востока, влияющие на успешность их учебной деятельности в российском вузе. 1. Национально-психологические особенности англоговорящих студентов из стран Африки: медленное обучение и усвоение новых понятий; усиленная реакция в ответ на опасные ситуации; размышления о смысле жизни, склонность к мечтаниям, значительный уровень внутренней жизни. 2. Национально-психологические особенности франкоговоря-щих студентов из стран Африки: открыты к общению, легко идут на контакт; предрасположенность к тревожности; недостаточно развит навык самоконтроля. 3. Национально-психологические особенности студентов из стран Юго-Восточной Азии: высокий уровень разви-

тия абстрактного мышления; высокий уровень нравственности, достойное поведение; высоко развиты навыки самоконтроля и дисциплины; склонны к замкнутости, неконтакности, неуступчивости; спокойно относятся к переменам. 4. Национально-психологические особенности студентов из стран Латинской Америки: практичность, реалистичность, склонность откладывать решение неприятных вопросов на неопределенный период времени; медленно усваивают знания. 5. Национально-психологические особенности студентов из арабских стран Ближнего Востока: коммуникабельность, интерес к окружающим людям; не опасаются критики; низкий уровень дисциплинированности, предрасположены к конфликтам и раздражительности [2, с. 125].

По результатам исследования особенностей межкультурной адаптации представителей стран Африки (Гвинея, Нигерия, Марокко, Гана, Замбия), Азии (Йемен, Иордания, Мьянма, Бангладеш), Центральной и Южной Америки (Гаити, Эквадор) Е. Д. Максимчук составила обобщенный социально-психологический портрет иностранного студента: недостаточно развиты навыки планирования и организации собственной деятельности, склонность ограничивать контакты с социальной средой, присутствует культурная дистанция с представителями других национально-

стей, устойчивое отношение к будущей профессии, интерес к предметной области, связанной с обучением, потребность в освоении лексики выбранной специальности и языка страны пребывания, высокий уровень тревожности из-за новых условий окружающей среды, психологическая напряженность, чувство неопределенности, фрустрации [3, с. 38-39].

Е. И. Гейченко, Л. И. Васецкая, В. Д. Хейлик выделили наиболее типичные черты характеров иностранных студентов: арабских студентов (Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Сирия, Ирак, Ливан), студентов из стран Центральной Африки (Нигерия, Кения, Танзания, Конго, Замбия), студентов из Юго-Восточной Азии (Китай, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Индия, Бангладеш, Шри-Ланка). Арабские студенты обладают эмоциональностью, экспрессивностью, многословием, используют в своей речи метафоры и образность. Студенты из стран Центральной Африки отличаются прагматичностью, сдержанностью, конкретностью, придерживаются дистанции в общении с другими иностранными студентами. В связи с историческими реалиями наблюдаются различия в образовательных системах у арабого-ворящих студентов из стран Магриба (Марокко, Тунис, Алжир и др.) и представителей Египта, Сирии, Ирака, Ливана. Представители стран Ма-гриба обучаются по европейской системе образования. Для представителей Египта, Сирии, Ирака, Ливана в системе образования характерно усвоение знаний в той же форме, в которой они преподносились, стиль письма обладает чертами художественной литературы, авторитет преподавателя непререкаем. Процесс подготовки к экзаменам основан восточной образовательной традицией. Так, представителям Судана свойственно механическое запоминание изучаемого материала с применением дословного пересказа прочитанного и многократным переписыванием материала. Однако при сдаче экзаменов не всегда становится возможным воспроизвести информацию, выученную подобными способами, в связи с отсутствием ассоциативной памяти [4, с. 7879]. Представители Юго-Восточной Азии (Китай, Малайзия, Таиланд, Вьетнам и др.) характеризуются некоторой пассивностью выражения мыслей, боязнью потерять лицо, поэтому они активно используют коллективное заучивание материала с опорой на текст, письменную фиксацию, хоровое произношение. Так, школьная система Таиланда организована следующим образом: учебные группы содержат по 35 учащихся и более; используется общеклассное обучение с хоровыми ответами; отсутствуют такие виды работ, как индивидуальная, семинарская, наставниче-

ская; ориентация только на учебник, что снижает авторитет преподавателя, сдерживает развитие творческих способностей учащихся; на всех этапах обучения преподаватель выполняет руководящую и контролирующую роль; учащиеся выполняют пассивную роль в учебном процессе, механически заучивая материал. Студенты из Китая характеризуются развитой интуицией, способностями к запоминанию, классифицированию, зрительным каналом восприятия информации [4, с. 79].

Национально-психологические особенности студентов из стран Юго-Восточной Азии (Китая, Вьетнама, Южной Кореи) были обобщены Н. Ю. Филимоновой и Е. С. Романюк. Национально-психологические особенности вьетнамских студентов: проявляют открытость в общении, социально активны, имеют развитое мышление, способны анализировать ситуацию, учебный материал, независимы от преподавателя, однако подчиняются иерархии в своей общине, стремятся достичь результата, ответственны, упорны в достижении целей, самостоятельны в учебе, однако постоянно ориентированы на социальное одобрение, дисциплинированны, точны в выполнении социальных требований, заботятся о репутации, ответственны, обладают адекватной самооценкой. Национально-психологические особенности китайских студентов: придерживаются дистанции в общении, обладают привычкой механического заучивания материала, независимы от всех, являются абсолютными индивидуалистами, в социуме проявляют пассивность, полностью самостоятельны в учебе, однако обладают индифферентностью и низким самоконтролем, завышенная самооценка, самоуверенность. Национально-психологические особенности южнокорейских студентов: замкнуты, настороженны, неохотно контактируют с окружающими, способны обобщать материал, однако отступают при наличии трудностей, зависимы как от преподавателя, так и от членов своей общины, проявляют низкую (девушки) и среднюю (юноши) социальную активность, сознательны, выдержанны, обязательны, однако ограниченны своими целями, стремятся к самостоятельным решениям и действиям, однако для них важно мнение социума, обладают сильной волей, контролем над эмоциями, заботятся о своей репутации, неадекватно низкая самооценка, неуверенность в своих способностях [5, с. 17-18].

Психологические и культурные особенности иностранных студентов из Китая, Вьетнама, арабских стран также исследовались Т. Г. Колосовой. Характеристики представителей арабских стран: обладают интровертным мыслитель-

ным типом, деловиты, предприимчивы, честны, порядочны в отношении людей, к которым они проявляют симпатию, нетерпимы к любой форме принуждения, однако поддаются косвенному воздействию на них [6, с. 122-123]. Характеристики представителей Китая: интровертны, ориентированы на внутренние личностные факторы; оценивают людей на основе впечатлений о них; придерживаются ценностей своей страны и культуры; репутация крайне значима, является постоянным фактором регуляции поведения и общения [6, с. 123-124]. Характеристики представителей Вьетнама: высоко развиты такие качества, как коллективизм, патриотизм, трудолюбие, стойкость, выносливость, целеустремленность, практичность в повседневной жизни, дисциплинированность, сохранение самообладания в критических ситуациях, дипломатичность; воспринимают новые идеи, оставаясь на своих национальных позициях [6, с. 124-125].

С точки зрения С. И. Шевелевой, студенты из Китая и Вьетнама обладают следующими национально-культурными характеристиками: трудолюбивы, дисциплинированны, наблюдательны, любознательны, проявляют упорство в достижении целей, однако замкнуты и сдержанны в проявлении эмоций; обладают развитым чувством коллективизма, стереотипным общинным мышлением, заключающимся в идеях равенства между всеми представителями общества и подчинения индивида группе; низкий уровень адаптивности в незнакомых ситуациях; большое значение придается вежливости, уважению в общении; предпочитают спокойно и молча слушать собеседника, концентрируют внимание на том, что им говорят, не спешат с ответом, не высказывают определенного мнения [7, с. 116-117].

Согласно исследованию Т. Б. Кашпиревой, представители Китая обладают следующими характеристиками: проявляют уважение к старшим, обладают чувством национального достоинства, патриотизмом, спокойствием, позитивной этнической идентичностью. Специфическими особенностями системы образования в Китае являются: авторитарное положение преподавателя, строгое подчинение ему, выполнение всех его требований, отсутствие свободы действий и собственного мнения, чтение и письмо приоритетны в процессе обучения, запись текста в большом объеме и механическое заучивание его; лучше усваивается зрительная информация, чем слуховая [8, с. 20-21].

По мнению С. А. Рыковой, И. Е. Киришевой, социально-культурными и личностными особенностями китайских студентов, обучающихся в российском вузе, являются: склонность к коллек-

тивизму при принятии решений; проявление социально одобряемых эмоций в конфликтных ситуациях; использование стратегии мягкой силы; завышенная самооценка, проявление независимости без достаточного усвоения материала. В связи с авторитарным стилем поведения преподавателей в Китае студенты подвержены пассивному восприятию информации, не склонны участвовать в диалоге с преподавателем, не переходят с ним на позицию равных при общении [9].

На основе изучения специфики эмоционального компонента коммуникации у представителей Латинской Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона А. В. Зубарева выявляет такую особенность латиноамериканских студентов, как эмоциональность, которая выражается с помощью неотъемлемого элемента испанского языка - междометий, отражающих различные побуждения, чувства и классифицирующихся на определенные группы [10, с. 49]. Представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона характеризуются чутким отношением к потребностям собеседника, сдержанностью в проявлении негативных эмоций (гнева, раздражения), а также несогласия, поскольку выражение негативных эмоций является признаком неумения контролировать себя, кроме того, может оскорбить или унизить собеседника. Однако представители Китая, Вьетнама, Кореи имеют различную степень эмоциональности речевого поведения: корейцы сдержанны в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций; в сравнении с корейцами и китайцами представители Вьетнама не выражают эмоции интенсивно и открыто, чтобы не ставить собеседника в неловкое положение [10, с. 50].

Особенности китайского, вьетнамского, корейского, японского речевого общения были исследованы Т. Е. Владимировой. Так, китайское речевое общение характеризуется строгой регуляцией принятых норм этикета, формализацией дружеского общения, умеренностью, подчеркнутым уважением к собеседнику, воздержанием от открытого выражения эмоций, завуалированно-стью намерений, негативным отношением к абстрактным умозаключениям [11, с. 575]. Вьетнамское речевое общение подразумевает соблюдение норм этикета, исключает проявление нетерпимости, эгоизма в беседе, прямолинейности в отношениях, уклонение от прямых оценок, выражения отрицательного отношения; особое значение имеют социальный статус и возраст собеседника [11, с. 576-577]. Корейская речевая культура характеризуется учетом возраста, семейного положения, социального статуса собеседника; неиспользованием негативных ответов,

употреблением уклончивых, двусмысленных фраз, что является признаком расположения к собеседнику [11, с. 577-578]. Японская речевая культура определяется деликатностью, исключающей внесение противоречий в беседу, ненавязчивым, косвенным выражением мыслей, чувств, строгим контролем мимики, использование безличной формы обращения, одобрение или эмоциональное восхищение не принимаются в связи с порицанием непосредственной похвалы собеседника; структура межличностных отношений строго регламентирована с учетом социального статуса, пола, возраста собеседника [11, с. 578-579].

Согласно Е. Н. Резникову, студенты из стран Латинской Америки характеризуются следующими этнопсихологическими особенностями: основными ценностями являются семья, положение в социуме, материальное положение, а также национальные и религиозные ценности, такие как приверженность религиозным традициям, обрядам, патриотизм, национальная гордость, свободолюбие, развитое чувство самоуважения, собственного достоинства. Для латиноамериканских студентов характерно независимое, непринужденное, тактичное поведение в процессе общения; обладают готовностью оказывать помощь людям, находящимся в затруднительном положении. Во время обучения за границей склонны формировать сообщества с эффективной системой взаимопомощи и неформальной структурой. Латиноамериканские студенты характеризуются высоким уровнем национального самосознания, адекватной личностной самооценкой, уверенным поведением, конкретным мышлением, отзывчивы, однако у них присутствуют трудности адаптации к длительным психическим нагрузкам (трудовым, учебным). Представители стран Латинской Америки жизнерадостны, оптимистичны, обладают развитым чувством юмора, холерическим типом темперамента, что проявляется в интенсивном выражении эмоций, быстрой речи, активном использовании жестов и мимики, повышенной коммуникабельности, относительно быстрой адаптации к новым ситуациям [12, с. 16, 19, 20].

Национально-психологический портрет китайских студентов, изучающих русский язык, был определен Ю. А. Антоновой: под влиянием принципов Конфуция представители Китая стремятся сохранить репутацию, не принято публично обсуждать неудачи других людей; почти не проявляют речевой инициативы, поскольку опасаются допустить ошибку прилюдно; хорошо выполняют групповые задания, помогая друг другу; выступают в роли пассивно усваивающего

учебный материал объекта; натренированы на заучивание большого объема материала без его анализа и высказывания собственного мнения; многократно записывают и проговаривают материал для его запоминания, предпочитают работать с образцами, в учебном процессе ожидают четких указаний преподавателя, не обладают большой когнитивной гибкостью, не готовы сразу выполнять творческие задания и задания за ограниченный период времени, опасаются отрицательных результатов в новых делах, подвержены мнительности, робости, стеснительности, мыслят конкретно-символически, склонны детализировать, уточнять, поскольку правое полушарие головного мозга, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие объекта, является доминирующим [13, с. 163-165].

По результатам исследования специфики

национального коммуникативного поведения представителей Вьетнама Г. Ю. Тимошенкова и Н. В. Федотова выявили ряд их особенностей: в процессе беседы они стараются не смотреть собеседнику в глаза - таким образом проявляют вежливое отношение к людям с более высоким статусом, например к преподавателям; не принято сразу же сообщать о цели беседы, иначе это воспринимается как проявление бестактности; принято выражать отказ в форме мягкого отрицания; считается оскорблением выражать открытое несогласие с собеседником и критиковать его поведение. Представители Вьетнама обладают богатой мимикой, все эмоции отражаются на лице; употребление личных имен ограничено этикетом: допускается использовать имена в кругу родственников, близких друзей, при обращении к младшим; строго соблюдается семейная и родовая иерархия, обязательно проявление вежливости к старшим; запрещено близко подходить к собеседнику, прикасаться к его плечам и голове, чтобы не привлечь к нему различные негативные ситуации [14, с. 87-90].

На основе анализа этносоциокультурных особенностей представителей Японии и Китая А. А. Демин и О. Н. Дунаева дают следующие характеристики студентов из Китая: метафорическое, конкретное, образное мышление, целостность восприятия; при объяснении новой информации ссылаются на исторические факты и авторитеты, сложившиеся в социуме; в связи с традицией заучивания больших объемов текста отсутствует навык диалогичного общения с преподавателем, наблюдается неумение выделять наиболее значимую информацию; при общении стремятся показать уважение к собеседнику, вежливость является обязательной, проявляется в почтительном выражении лица; неприемлем

очень громкий разговор; избегают смотреть собеседнику в глаза, поскольку это воспринимается как враждебное отношение [15, с. 76]. Характеристики представителей Японии: обладают высокой степенью групповой сплоченности, патриотизмом, дисциплинированностью, преданностью, законопослушностью, а также чувством долга как необходимостью соответствовать определенному социальному эталону, поведение имеет практическую направленность, присутствует стремление к получению образования [15, с. 77].

Таким образом, основными специфическими национальными, психологическими, культурными, этносоциальными характеристиками иностранных студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона являются: групповая сплоченность, дисциплинированность, трудолюбие, стремление сохранить репутацию, воздержание от открытого выражения эмоций, пассивное восприятие информации, не высказывают определенного мнения. Среди национально-психологических особенностей студентов из стран Юго-Восточной Азии выделяются: высокий уровень развития абстрактного мышления, высокий уровень нравственности, достойное поведение, высоко развиты навыки самоконтроля и дисциплины, склонны к замкнутости, неконтактности, неуступчивости, некоторой пассивности в выражении своих мыслей, спокойно относятся к переменам. Этнокультурными особенностями студентов из стран Африки являются: прагматичность, сдержанность, конкретность, соблюдение дистанции в общении с другими иностранными студентами, более медленное обучение, усвоение новых понятий, усиленная реакция в ответ на опасные ситуации, размышления о смысле жизни, склонность к мечтаниям, значительный уровень внутренней жизни, предраспо-

ложенность к тревожности; недостаточно развит навык самоконтроля. Студенты из стран Латинской Америки обладают следующими национально-психологическими характеристиками: патриотизм, свободолюбие, развитое чувство самоуважения, адекватная личностная самооценка, конкретное мышление, присутствуют трудности адаптации к длительным психическим нагрузкам (трудовым, учебным), интенсивное выражение эмоций, быстрая речь, активное использование жестов и мимики, повышенная коммуникабельность. Студенты из арабских стран Ближнего Востока характеризуются следующими этносоциокультурными особенностями: коммуникабельность, низкий уровень дисциплинированности, предрасположенность к конфликтам и раздражительности, эмоциональность, экспрессивность, многословие, использование метафор и образности в своей речи, интро-вертный мыслительный тип, предприимчивость, нетерпимость к любой форме принуждения.

Автор статьи имеет трехлетний опыт работы с иностранными студентами-медиками из стран дальнего зарубежья (Индия, Пакистан, Бангладеш, Египет, Марокко, Кот-д'Ивуар, Нигерия). Приобретенный опыт работы с иностранными студентами-медиками позволяет подтвердить рассмотренные выше национально-психологические и этносоциокультурные особенности иностранных обучающихся. Необходимо отметить, что исследование и учет национальных, культурных, психологических особенностей иностранных студентов из стран дальнего зарубежья позволит организовать эффективный образовательный процесс в российских университетах с использованием подходящих методов, техник и приемов, а также обеспечит успешную академическую адаптацию иностранных граждан.

Список источников

1. Крупнов А. И., Шептура А. В. Психологические различия в проявлении адаптивности у различных групп иностранных студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 3. С. 66-70.

2. Рахимов Т. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. 2010. № 4 (12). С. 123-136.

3. Максимчук Е. Д. Особенности межкультурной адаптации иностранных студентов и обоснование выбора методик для ее исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7, № 1. С. 34-40.

4. Гейченко Е. И., Васецкая Л. И., Хейлик В. Д. Этнопсихологические особенности иностранных студентов и национальные различия их образовательных систем // ScienceRise. 2015. Т. 2, № 1 (7). С. 77-82.

5. Филимонова Н. Ю., Романюк Е. С. Национально-психологические особенности студентов из Китая, Вьетнама и Южной Кореи // Актуальные вопросы профессионального образования. 2019. № 3 (16). С. 15-19.

6. Колосова Т. Г. О некоторых культурных особенностях представителей стран Арабского Востока, Китая и Вьетнама в контексте формирования межкультурной компетентности преподавателя // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2014. № 3. С. 122-125.

7. Шевелева С. И. Учет национальных особенностей студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 12 (102). С. 115-118.

8. Кашпирева Т. Б. Социально-культурные аспекты обучения русскому языку студентов из КНР в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 19-24.

9. Рыкова С. А., Киришева И. Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: https://science-education.ru/ra/article/view?id=8523 (дата обращения: 13.04.2023).

10. Зубарева А. В., Фролова О. А. К вопросу выражения эмоций в преподавании русского языка как иностранного обучающимся из стран Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона // Педагогическое образование в России. 2016. № 11. С. 47-51.

11. Владимирова Т. Е. Этнокультурная компетентность преподавателя как актуальная методическая проблема // Полилинг-виальность и транскультурные практики. 2018. Т. 15, № 4. С. 573-583.

12. Резников Е. Н. Этнопсихологические характеристики студентов из стран Латинской Америки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 3. С. 13-20.

13. Антонова Ю. А. Национально-психологический портрет китайского студента, изучающего русский язык // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 2. С. 161-171.

14. Тимошенкова Г. Ю., Федотова Н. В. Коммуникативно ориентированное изучение иноязычной и родной культур при формировании интегративных коммуникативных умений межкультурного общения // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2015. № 4 (18). С. 86-90.

15. Демин А. А., Дунаева О. Н. Этносоциокультурные особенности студентов из стран Восточной Азии обучающихся в российских вузах (на примере Китая и Японии) // Россия - Япония: политика, история и культура: сб. ст. и докл. участников междунар. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2018. С. 73-78. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/150936 (дата обращения: 15.04.2023).

References

1. Krupnov A. I., Sheptura A. V. Psikhologicheskiye razlichiya v proyavlenii adaptivnosti u razlichnykh grupp inostrannykh studentov [Differences in the manifestation of adaptability in international students]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika - RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2014, no. 3, pp. 66-70 (in Russian).

2. Rakhimov T. R. Osobennosti organizatsii obucheniya inostrannykh studentov v rossiyskom vuze i napravleniye yego razvitiya [Features of foreign students training organization at a Russian university and the direction of its development]. Yazyk i kul'tura - Language and culture, 2010, no. 4 (12), pp. 123-136 (in Russian).

3. Maksimchuk E. D. Osobennosti mezhkul'turnoy adaptatsii inostrannykh studentov i obosnovaniye vybora metodik dlya yeyo issledovaniya [Features of intercultural adaptation of foreign students and justification of the choice of methods for its study]. Vestnik Yuzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya - Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology, 2014, vol. 7, no. 1, pp. 34-40 (in Russian).

4. Geychenko E. I., Vasetskaya L. I., Kheylik V. D. Etnopsikhologicheskiye osobennosti inostrannykh studentov i natsional'nyye razlichiya ikh obrazovatel'nykh sistem [Ethnopsychological features of foreign students and national differences of their educational systems]. Science Rise, 2015, vol. 2, no. 1 (7), pp. 77-82 (in Russian).

5. Filimonova N. Yu., Romanyuk E. S. Natsional'no-psikhologicheskiye osobennosti studentov iz Kitaya, V'yetnama i Yuzhnoy Korei [National psychological characteristics of students from China, Vietnam and South Korea]. Aktual'nyye voprosy profes-sional'nogo obrazovaniya - Current issues of vocational education, 2019, no. 3 (16), pp. 15-19 (in Russian).

6. Kolosova T. G. O nekotorykh kul'turnykh osobennostyakh predstaviteley stran Arabskogo Vostoka, Kitaya i V'yetnama v kontekste formirovaniya mezhkul'turnoy kompetentnosti prepodavatelya [About some cultural peculiarities of representatives of the countries of the Arab East, China and Vietnam in the context of the formation of intercultural competence of the teacher]. Polilingvial'nost' i transkul'turnyye praktiki - Polylinguality and Transcultural Practices, 2014 no. 3, pp. 122-125 (in Russian).

7. Sheveleva S. I. Uchyot natsional'nykh osobennostey studentov iz stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [Taking into account the national characteristics of students from the countries of the Asia-

Pacific region when teaching Russian as a foreign language]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, no. 12, pp. 115-118 (in Russian).

8. Kashpireva T. B. Sotsial'no-kul'turnyye aspekty obucheniya russkomu yazyku studentov iz KNR v pedagogicheskom vuze [Socio-cultural aspects of teaching Russian to students from China at a pedagogical university]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2016, no. 10, pp. 19-24 (in Russian).

9. Rykova S. A., Kirisheva I. E. Sotsial'no-kul'turnyye i lichnostnyye osobennosti sotsializatsii inostrannykh studentov [Socio-cultural and personal features of socialization of foreign students (on the example of Chinese students of Vladivostok State University of Economics and Service)]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2013, no. 1 (in Russian). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8523 (accessed 13 April 2023).

10. Zubareva A. V., Frolova O. A. K voprosu vyrazheniya emotsiy v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo obuchayu-shchimsya iz stran Latinskoy Ameriki i Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona [On the issue of expressing emotions in teaching Russian as a foreign language to students from Latin America and the Asia-Pacific region]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2016, no. 11, pp. 47-51 (in Russian).

11. Vladimirova T. E. Etnokul'turnaya kompetentnost' prepodavatelya kak aktual'naya metodicheskaya problema [Ethnocultural competence of a teacher as an actual methodological problem]. Polilingvial 'nost' i transkul 'turnyye praktiki - Polylinguality and transculturalpractices, 2018, vol. 15, no. 4, pp. 573-583 (in Russian).

12. Reznikov E. N. Etnopsikhologicheskiye kharakteristiki studentov iz stran Latinskoy Ameriki [Ethnopsychological characteristics of students from Latin America]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika - RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2009, no. 3, pp. 13-20 (in Russian).

13. Antonova Yu. A. Natsional'no-psikhologicheskiy portret kitayskogo studenta, izuchayushchego russkiy yazyk [National psychological portrait of a Chinese student studying Russian]. Filologicheskiy klass - Philological class, 2022, vol. 27, no. 2, pp. 161171 (in Russian).

14. Timoshenkova G. Yu., Fedotova N. V. Kommunikativno-oriyentirovannoye izucheniye inoyazychnoy i rodnoy kul'tur pri formi-rovanii integrativnykh kommunikativnykh umeniy mezhkul'turnogo obshcheniya [Communicative-oriented study of foreign language and native cultures in the formation of integrative communicative skills of intercultural communication]. Aktual 'nyye vo-prosy sovremennoy filologii i zhurnalistiki - Topical issues of modern philology and journalism, 2015, no. 4 (18), pp. 86-90 (in Russian).

15. Demin A. A., Dunayeva O. N. Etnosotsiokul'turnyye osobennosti studentov iz stran Vostochnoy Azii obuchayushchikhsya v rossiyskikh vuzakh (na primere Kitaya i Yaponii) [Ethnosociocultural features of students from East Asian countries studying at Russian universities (on the example of China and Japan)]. Rossiya - Yaponiya: politika, istoriya i kul'tura: sbornik statey i dokladov uchastnikov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Russia - Japan: Politics, history and culture : collection of articles and reports of participants of the international scientific and practical conference]. Kazan, Publishing House of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan Publ., 2018. Pp. 73-78 (in Russian). URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/150936 (accessed 15 April 2023).

Информация об авторе

Сидоркина К. С., аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Information about the author

Sidorkina K S., postgraduate student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

Статья поступила в редакцию 19.06.2023; принята к публикации 26.09.2023 The article was submitted 19.06.2023; accepted for publication 26.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.