Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Резунков Андрей Геннадьевич

В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в другой стране. Сегодня в российских вузах учатся около 70 тыс. иностранных студентов из 150 стран мира, доминирующими среди которых являются выходцы из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Автор предлагает проект «Социально-психологическая и межкультурная адаптация иностранных студентов в рамках образовательной среды АНО ВО «МАИ» и ООО «Крина». Преимущество представленного алгоритма в том, что он содержит психологическую и социокультурную работу со всеми агентами интернационализации: 1) иностранными студентами, преподавателями и российскими студентами; 2) преемственно связанное психологическое сопровождение оказывается на всех трех этапах межкультурной адаптации, что способствует профилактике проявлений дезадаптации; 3) включает элемент волонтерского студенческого движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND INTERCULTURAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS WITHIN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the modern world, interstate educational contacts are intensively developing, the number of young people who want to get an education in another country is increasing. Today, about 70,000 foreign students from 150 countries of the world study in Russian universities, the dominant among them are people from Asia, Africa and Latin America. The author proposes the project “Socio-psychological and intercultural adaptation of foreign students within the framework of the educational environment of ANO VO “MAI” and NGO “Krina”. The advantage of the presented algorithm is that it contains psychological and sociocultural work with all agents of internationalization: 1) foreign students, teachers and Russian students; 2) successively connected psychological support is provided at all three stages of intercultural adaptation, which contributes to the prevention of manifestations of disadaptation; 3) includes an element of a volunteer student movement.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УДК 37.015.3

А. Г. Резунков

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в другой стране. Так, согласно данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2014/15 академическом году в России учились более 183-х тысяч иностранцев, в 2016/17 количество составило практически 230 тысяч человек, а уже в 2019 году поток иностранных студентов увеличился до 327,6 тысяч человек (по данным статистического сборника «Экспорт российских образовательных услуг»). Больше всего студентов традиционно приезжают из стран СНГ. Лидерами стали Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. Что касается дальнего зарубежья — увеличилось число абитуриентов из Азии. В этом регионе на первом месте Китай, Индия и Вьетнам. Российские вузы востребованы также в стра-

нах Ближнего Востока и Африканского континента. Больше всего студентов приезжают из Ирака, Марокко, Сирии, Египта, Нигерии и Ганы. И наконец, самый высокий показатель роста у стран Латинской Америки. Больше всего студентов приезжают в Россию из Эквадора, Колумбии и Бразилии (данные сайте Министерства науки и высшего образования РФ «Образование в России для иностранцев») [1—2].

Сотрудничество в области образования является важнейшей и актуальной задачей многих стран, поскольку именно обучению и воспитанию молодежи принадлежит существенная роль в процессе духовного сближения народов, интеграции мирового сообщества. Интернационализация образования обусловлена рядом факторов, среди которых особенно важны динамично развивающийся Бо-лонский процесс, новые глобальные структуры транснационально-

го образования и новые коммуникационные технологии с их неограниченными возможностями [5].

В такой ситуации все более актуальной становится проблема социальной адаптации и межкультурного взаимодействия иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения. Перед принимающей стороной всегда стоит задача оптимизации жизни и учебы иностранных студентов, которые проходят через сложный процесс адаптации к новым условиям их жизнедеятельности. Успешность обучения иностранных студентов в России, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависит от социальной адаптации студентов в стране пребывания [1, 7].

Следует отметить, что даже при самых благоприятных условиях международных контактов при вхождении в новую культуру, новую социо-коммуникативную и социо-бытовую среду у личности, как правило, возникают различного рода сложности и проблемы. Практика свидетельствует, что часто представители разных стран и культур очень мало знают друг о друге, руководствуются стереотипными представлениями, обладают недостоверной, а иногда и искаженной, негативной информацией о другой культуре и испытывают по отношению к ней предубежде-

ние, что не может не сказаться на длительности и сложности их адаптации к иной социокультурной среде. Все это также актуализирует проблему социальной адаптации иностранных студентов [2].

Кроме того, актуальность социальной адаптации иностранных студентов обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности российских вузов в сфере международных образовательных услуг, что будет способствовать, в свою очередь, сохранению высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава российских вузов, развитию инфраструктуры высшего образования в России. Так, по некоторым расчетам, обучение одного иностранного студента окупит бесплатное образование трех российских студентов.

Наконец, изучение вышеуказанной проблематики актуализируется общими потребностями оптимизации отечественной системы высшей школы, что, в конечном итоге призвано поддержать международный престиж России, подтвердить высокий уровень ее науки, культуры, образования [4, 6].

Важнейшим условием хорошего самочувствия, успешного обучения и социальной активности таких студентов является эффективная межкультурная адаптация. Соответственно, проблемы адаптации к новой социокультурной среде становятся актуальным на-

правлением психологических, педагогических, медицинских исследований. Межкультурная адаптация — это сложный, многосторонний процесс вхождения индивида в новую социокультурную среду, освоение ее норм, ценностей, образцов поведения, результатом которого являются психическое здоровье, чувство удовлетворенности, ясное чувство личностной и культурной идентичности, участие в социокультурной жизни новой группы, эффективное взаимодействие с представителями различных культур [1—2, 7].

Иностранные граждане, приезжающие в учебные заведения нашей страны, должны адаптироваться не только к условиям обучения в Вузе, к жизни в общежитии, но и в целом к жизни в чужой стране, привыкнуть к другому образу жизни, к необходимости общения на русском языке, к отсутствию родственников, к новым погодным условиям и т. д. Такого рода условия адаптации оказываются для них зачастую экстремальными, у них появляется так называемый «синдром иностранного студента». Этот синдром характеризуется обширными жалобами на физическое состояние, пассивным и замкнутым стилем общения, небрежным и неаккуратным внешним видом и как следствие, наличие депрессивных и «культурно шокированных» иностранных студентов. Трудности, с которыми 82

сталкиваются иностранные студенты, зависят от их национальных и религиозных характеристик и изменяются при переходе на последующие курсы обучения, то есть иностранные студенты испытывают трудности адаптации во многих сферах жизни и нуждаются в эффективной психологической помощи и поддержке.

Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы. Так, длительное время, находясь в чужой среде, иностранный студент вынужден к ней приспосабливаться, т.е. выполнять принятые нормы, правила, традиции, таким образом, приобретать определенные качества, свойственные представителям этой культуры. Часто такой процесс связывается с эффектом «аккультурации». Это можно отметить как положительный элемент межкультурной адаптации. Часто кроме внешних поверхностных изменений у человека происходят изменения и в психике под воздействием другой среды. При благоприятных условиях вхождения в новую культуру человек достигает стадии личностного роста, минуя «стресс» и саму стадию «адаптации». Однако межкультурная адаптация чаще всего протекает стихийно, ее результаты не всег-

да субъективно и объективно удовлетворительны, при этом наблюдается специфика данного процесса у иностранных студентов из разных регионов мира.

Наши предварительные исследования темы проекта показали, что для обучающихся в России иностранных студентов характерны стремление к идентификации со студенческой средой и наличие позитивной мотивации на учебную деятельность. Они стремятся адаптироваться в студенческой среде, желают обучиться путем по возможности полного погружения в языковую среду. При этом студенты отмечают, что еще не привыкли к новым социокультурным условиям и демонстрируют боязнь того, что они не смогут привыкнуть к новым для них бытовым условиям, и, как следствие, обнаруживают низкую адаптивность к этим условиям. Кроме того, отмечается тенденция формирования лояльного отношения к инокуль-турному обществу и объективная оценка студентами своего места в этом обществе [5].

Исходя из выше обозначенных проблем, автор предложил проект «Социально-психологическая и межкультурная адаптация иностранных студентов в рамках образовательной среды АНО ВО «МАИ»» и ООО «Крина». Уникальность программы заключается: 1) в прикладной направленности, основанной на оригинальной концеп-

ции межкультурной социально-психологической адаптации; 2) в центрированности на этнопсихологические особенности студентов, определяющие специфику их межкультурной адаптации; 3) во включении в процесс адаптации студентов-иностранцев, российских студентов и преподавателей; 4) в том, что психологическое воздействие осуществляется не посредством снятия негативных проявлений адаптации, а через раскрытие ресурсов личности и обретение устойчивых адаптивных паттернов, что приводит к принятию иной культуры, способствует формированию комфортного образовательного пространства и приводит к успешному обучению; 5) в преемственности социально-психологических мероприятий Программы в течение всего процесса адаптации.

Преимущество представленного алгоритма в том, что он содержит психологическую и социокультурную работу со всеми агентами интернационализации: 1) иностранными студентами, преподавателями и российскими студентами; 2) преемственно связанное психологическое сопровождение оказывается на всех трех этапах межкультурной адаптации, что способствует профилактике проявлений дезадаптации; 3) включает элемент волонтерского студенческого движения.

В рамках проекта планируется ряд интерактивных мероприятий,

которые будут иметь значимый социальный эффект. Так, в рамках проекта будет создан этнокультурный Городской центр адаптации иностранных студентов и трудовых мигрантов «Плеяда», включающий в себя: лингвистический центр обучения русскому языку, медицинский центр с возможностями социально-психологической адаптации иностранных студентов и трудовых мигрантов, а также межкультурный центр.

Предполагается заключение договоров о творческом сотрудничестве с диаспорами, землячествами, национальными обществами в Санкт-Петербурге для совместной организации концертов, творческих встреч, выставок и творческих мастерских. На территории АНО ВО «МАИ» будет создан музей «Национальная культура Руси» и при нем творческая ремесленная мастерская, где будут проводиться занятия со студентами.

Уже регулярно 2 раза в месяц проводится Городской семинар с мастер-классами, он позволит студентам свободно общаться друг с другом и в интерактивной форме познавать культуру страны, в которой они получают образование.

ООО «Крина» имеет уникальный опыт организации и проведения народных гуляний «Масленица» на территории музея-усадьбы «Приютино» и «Яр-живица», «Славянский спас» на холмах Суо-

ранды (ленинградская область), в рамках которых проходят выставки национальной культуры, концерты, мастер-классы, спортивные мероприятия [5].

Еще одна особенность проекта заключена в том, что авторы проекта убеждены, что снижению остроты межнациональной напряженности, развитию толерантности и укреплению межэтнических связей может служить национальная музыка и через нее понимание национальной культуры. Там, где не удается договориться политикам, договорятся музыканты, ибо язык музыки не требует перевода, он понятен каждому, идет от сердца к сердцу, от души к душе. Музыка оказывает влияние на уровне сознания в виде образов, возникают эстетические эмоции наслаждения искусством. Эстетические переживания необходимы человеку, это одна из незаменимых основ существования, помогающая справиться с негативными эмоциями и нереализованностью многих чувств. Музыка помогает воплотить чувства, приспособиться к миру и реализовать себя в нем. Она озвучивает голоса души, совести и воли, дает духовное очищение. Поющие люди толерантны всегда, они становятся лучше, добрее, чище, — и мир вокруг них становится таким же.

Данный проект дает уникальный шанс почувствовать особен-

ное, индивидуальное, неповторимое дыхание национальной культуры народов мира. Главная задача проекта

донести до понимания молодежи значимость сохранения самобытной культуры народов планеты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакумова И. В., Кагермазова Л., Генердукаева З. Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза / Российский психологический журнал. 2016. 13(3). С. 53-72 DOI:10.21702/rpj. 2016.3.4.

2. Косталес-Завгородняя А. И. Эмоционально-личностные факторы адап-тированности иностранных студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 27 с.

3. Резунков А. Г., Резункова О. П. Экологическое мировоззрение молодежи — основа устойчивого развития страны: Кол. монография «Ноос-ферное образование в евразийском пространстве», СПб.: Астерион, 2829.11.2016. С. 314-319.

4. Резунков А. Г., Резункова О. П. Программа экологического образования в Смольном институте Российской Академии образования: Монография «Ноосферное образование в

евразийском пространстве», СПб.: Астерион, 7-8.12.2017. С. 157-163.

5. Резунков А. Г., Резункова О. П. Народные календарные праздники — уклад здоровья нации. / В сборнике: Наука. Промышленность. Образование. Культура. Формирование духовно-нравственного и физического здоровья нации. Мат. X съезда Петровской академии наук и искусств. 2017. С. 178-181.

6. Резунков А. Г., Резункова О. П. К вопросу о воспитании экологической культуры студентов: опыт работы на базе Смольного института РАО / Акмеология. Методологические и методические проблемы. Монография. СПб.: 2018. Вып. 32. С. 92—95.

7. Шпет Е. Н. Механизмы социальной адаптации студентов-мигрантов, обучающихся по программам академической мобильности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 170—172.

REFERENCES

1. Abakumova I.V., Kagermazova L., Generdukaeva Z. Intercultural socio-psychological adaptation of students in the multi-ethnic educational space of the university / Russian Journal of Psychology. 2016. 13 (3). pp. 53-72 D01:10.21702/rpj.20l6.3.4. (In Russ.).

2. Kostales-Zavgorodnyaya A. I. Emotional and personal factors of adaptation

of foreign students: author. dis. ... cand. psychol. Sciences. M., 2013. 27 p. (In Russ.).

3. Rezunkov A. G., Rezunkova O. P. The ecological outlook of youth is the basis of the country's sustainable development: Kol. monograph "Noospheric formation in the Eurasian space", St. Petersburg: Asterion, 28-29.11.2016. P. 314-319. (In Russ.).

4. Rezunkov A. G., Rezunkova O. P. Environmental education program at the Smolny Institute of the Russian Academy of Education: Kol. monograph "Noospheric education in the Eurasian space", St. Petersburg: Asterion, 7-8.12.2017. P. 157-163. (In Russ.).

5. Rezunkov A. G., Rezunkova O. P. Folk calendar holidays are the way of the nation's health. / In the collection: Science. Industry. Education. Culture. Formation of the spiritual, moral and physical health of the nation. Mat. X Congress of the Petrovsky Academy of Sciences and Arts. 2017. P. 178-181. (In Russ.).

6. Rezunkov A. G., Rezunkova O. P. On the issue of educating students' ecological culture: work experience on the basis of the Smolny Institute of the Russian Academy of Education / Akmeologiya. Methodological and methodical problems. Collective monograph. St. Petersburg: 2018. Issue. 32. P. 92-95. (In Russ.).

7. Shpet E. N. Mechanisms of social adaptation of migrant students studying under academic mobility programs // Vestn. Tomsk State ped. university (TSPU Bulletin). 2014. Issue. 11(152). P. 170172. (In Russ.).

Поступила в редакцию 30.01.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.