Научная статья на тему 'Размышления о Вл. Соловьёве'

Размышления о Вл. Соловьёве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Размышления о Вл. Соловьёве»

них, которым удается достичь стадии исследовательского направления, получают возможность в полной мере развить собственную теоретическую и методологическую программу, а также занять свое неповторимое место в общем пространстве научных поисков и традиций. Думается, что Соловьёвский семинар имеет все шансы для раскрытия своего концептуального исследовательского потенциала в высоком статусе - статусе научного направления, поскольку за десять лет своей продуктивной жизни он уже зарекомендовал себя и в научно-образовательном и в научно-исследовательском плане как оригинальная школа со сложившимися традициями.

В целом участие в этой жизни стало серьезной потребностью для тех, кто приобщился к ней, не только в профессиональном, но и в личностном плане. Очень хочется надеяться, что наш семинар всегда будет привлекать и иметь поддержку людей, заинтересованных в культурном возрождении отечества, в передаче высоких духовных образцов по эстафете поколений. Особенно хочется пожелать всем, кого искренне вдохновил самобытностью и многогранностью своей мысли B.C. Соловьёв, еще долгих и долгих лет успешного сотворчества.

Ю.Д. КУЗИН

доцент кафедры философии Ивановского государственного энергетического университета

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЛ. СОЛОВЬЁВЕ

Философия обладает, в числе многих своих удивительных свойств, и таким, которое, время от времени, словно повинуясь закономерностям раскачивающегося маятника, возводит её с земли на небеса, как бы отторгая мыслящий дух от всего прочего человечества. Правда, всегда находились люди, которым по плечу было совершить обратное движение, возвращая философию с небес на землю, тем самым делая мыслящий дух человечнее, а стало быть, свободнее. Такими мыслителями, к примеру, были Сократ, Декарт, Спиноза, Гегель. К этой же когорте относится и B.C. Соловьёв.

Будучи религиозным философом, стремившемся к своеобразному синтезу Христианского платонизма, классической немецкой философии и научного эмпиризма, B.C. Соловьёв свои взоры обращал к небу, в то же самое время твёрдо обеими ногами стоя на земной тверди. Нет, он не старался, подобно Сократу, объяснить «обычным» гражданам реальные, бытовые факты, события и явления, парадоксы жизни; - но он сознательно всю свою жизнь искал истину во всех важнейших сферах человеческого бытия. Биографию Вл. Соловьёва немыслимо искать вне истории его духа: она и есть эта история. Как мыслитель, Вл.Соловьёв до конца жизни был «в строительных лесах»: не в том смысле, что он не мог определиться в истине, а в том отношении, что он не был уверен в достижении абсолюта.

B.C. Соловьёв был достаточно общительным человеком и ничто человеческое не было ему чуждым, его трудно назвать кабинетным учёным в собственном смысле слова; однако между ним и внешней действительностью находилась известная дистанция, которую он никогда не преступал. Его поглощал главный жизненный интерес - философствование, который требовал максимального сосредоточения и отстраненности от житейской суеты. Обладая беспокойной натурой, смерть свою мыслитель встретил со стоическим величием, свидетельствовавшем как о гармонии с самим собой, так и о сознании выполненного долга.

Культура существует в основном в двух видах: как культура живая, востребованная своим временем, питаемая его животворными соками и творчески воспроизводящаяся, и как культура «мёртвая», точнее сказать, находящаяся в состоянии своеобразного анабиоза, - культура, отторгаемая временем, эпохой,

остающаяся вне творческих импульсов, могущих оплодотворить её потенциальные гуманитарные возможности. Русская философская культура прошлого в каких-то ипостасях и срезах своего духовного бытия, так или иначе, всегда жила в обществе, влияя в различной степени на развитие его менталитета и самосознания, высвобождая из пластов и наслоений времени новые идеи и новые имена. Научные семинары и конференции как раз и служат благодатным средством для «оживления» культуры, для превращения её из потенции в факт современного общественного сознания.

Постоянно действующий научный семинар «Философское наследие Вл. Соловьёва и современный мир», отмечающий в 2008 году свой своеобразный юбилей - 10 лет активной работы по всем основным направлениям соловьёвоведения, - является наглядным примеров в указанном отношении. Эта часть общероссийского (а точнее, мирового) философского сообщества представляет собой тот механизм, благодаря которому философская культура прошлого оживает, по-своему вливаясь в современность, творчески интерпретируется и воспроизводится в новых условиях общественного бытия. Эти процессы затрагивают не только научные и педагогические кадры, что само собой разумеется, но и студенческую молодёжь. Именно за ней, за молодёжью - будущее российской интеллигенции.

Вспоминается один эпизод из Абдуль-Фараджа: «- Понятно ли тебе то, что я объяснил? - спросил философ своего ученика.

- Всё понятно, - ответил он.

- Ты говоришь неправду, - сказал философ, - твои уста говорят «да», в то время, как выражение твоего лица говорит «нет». Верный признак понимания - это радость на лице ученика, а не ответ «да»».

Когда студент, приобщаясь к роднику отечественной философской мысли, рассматривает идею с десятка сторон и применяет её к множеству различных предметов, он убеждается, в её истинности, и на лице его появляется радость.

Думается, что давно назрела необходимость в создании своеобразного введения - справочника под названием «Тропа к Соловьёву», которое, несомненно, по плечу лишь коллективу

авторов. Ведь время, когда Вл. Соловьёв жил и творил - вторая половина XIX века - уже ушло в далёкое прошлое. За время, прошедшее от смерти философа до наших дней, произошли величайшие перемены во всех сферах общественной, политической и культурной жизни России. Надо объяснить молодому читателю основные вехи творчества философа, напомнить важнейшие даты его жизни, охарактеризовать его ближайшее окружение, указать места, где он жил и бывал, перечислить его основные работы и дать комментарий к ним, приложить словарь к его философским и поэтическим произведениям. Содержание каждого раздела можно раскрыть в кратком вступлении к нему. Материалы, кроме хронологического, целесообразно расположить в алфавитном порядке. В качестве базового можно использовать, скажем, брюссельское Собрание сочинений B.C. Соловьёва. Такая «Тропа к Соловьёву» сможет стать книгой и для всех лиц, интересующихся историей русской философии и культуры.

Ознакомление с учением Вл. Соловьёва - неплохое начало для изучения философии как таковой. Его идеи подверглись трансформации, но продолжают жить. В жизни соловьёвского духа происходила постоянная борьба, какие-то идеи крепли, мужали, какие-то исчезали, гибли в этой борьбе, мысль философа простиралась от беспредельных просторов России до метафизической безграничности универсума. Философ учит мыслить самостоятельно, живо, избегая шаблонов и трафаретов; учит трезво (не по «бентамовски», а по «русски») вглядываться и вдумываться в жизнь; наконец, он подаёт пример трепетной человеческой веры в прекрасное будущее России и всего мирового сообщества. Ну а тех, кто его не признаёт, Вл. Соловьёв побуждает ещё раз проверить свои взгляды и убеждения, глубже и критичнее мыслить, сильнее чувствовать требования времени и слышать так называемый «голос истории», гармоничнее сочетать душевные порывы и стремления с законами разума и рассудка, романтику идеала - с жёсткой тканью наличной действительности.

Немецкий мыслитель XVIII в. Г. К. Лихтенберг как-то заметил: «Если бы каждые десять лет от каждого писателя - философа мы получали только одну бесспорную истину, наша жатва была бы достаточно богатой». Вл. Соловьёв, бесспорно, относится к числу таких философов. Из того, что он успел написать и сказать, что-то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.