Научная статья на тему 'Соловьёвский семинар в ретроспективе и перспективе'

Соловьёвский семинар в ретроспективе и перспективе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соловьёвский семинар в ретроспективе и перспективе»

эти недостатки и пробелы. Участвуя в заседаниях Семинара, изучая труды самого B.C. Соловьёва и современных исследователей его творчества (прежде всего, по сборникам «Соловьёвские исследования»), студенты не только получают представление о русской философии периода ее наивысшего расцвета, но и проникаются уважением к отечественной культурной традиции, к современной гуманитарной науке. Огромное воспитательное значение имеют лекции и беседы со студентами выдающихся представителей отечественной и зарубежной науки, культуры. Если бы не семинар, едва ли студенты «провинциального» технического вуза получили бы возможность послушать таких замечательных лекторов и крупных ученых-гуманитариев мирового уровня как Н.В.Мотрошилова, П. де Лобье, А.П.Козырев. А беседы-воспоминания М.Г. Шпет стали для молодежи, надо надеяться, уроком общения с носителем той высочайшей отечественной культуры, основы которой, к сожалению, сегодня почти полностью утрачены...

Соловьёвскому семинару остается пожелать дальнейшего расширения тематики и состава участников, более широкого привлечения студентов к его работе (в том числе - в качестве докладчиков). Себе, как и коллегам, я желаю новых интересных встреч, знакомств в процессе академического и неформального общения в Семинаре. Такое общение дает мощный творческий импульс для научной работы, расширяет интеллектуальные горизонты и подтверждает слова Цицерона о том, что философия есть культура духа.

О.Б. КУЛИКОВА

канд. филос. наук, доцент кафедры философии Ивановского государственного энергетического университета

СОЛОВЬЁВСКИЙ СЕМИНАР В РЕТРОСПЕКТИВЕ И ПЕРСПЕКТИВЕ

Соловьёвский семинар в Ивановском энергоуниверситете возник из вполне традиционной для вузовской деятельности инициативы - наладить творческое общение преподавателей

социально-гуманитарного профиля и расширить представления о научных интересах кафедры как в рамках регионального научно-педагогического сообщества, так и по возможности и шире. В нашем регионе, как известно, восемь государственных учреждений высшего образования со сложившимися в течение многих десятилетий традициями. Даже на гербе Ивановской области нашло равноправное выражение двух градообразующих видов деятельности: текстильного производства (его символизирует челнок) и высшего профессионального образования (в виде факела, символизирующего свет знаний). Вполне логично было предположить, что в крупном вузовском центре, входящем по числу студентов на душу населения в группу лидеров среди федеративных субъектов, сама среда благоприятствует творческому общению, взаимному обмену идеями в пространстве университетской науки.

Межличностные контакты, конечно же, существовали всегда в преподавательской среде нашего края, чаще на уровне микрогрупп, и не всегда на почве совместного научного творчества. Годы так называемой перестройки и дальнейших глубоких социальных трансформаций, безусловно, не способствовали развитию научно-исследовательской деятельности: место научных поисков заняли поиски средств к существованию. Повышение исследовательской активности в сфере отечественной университетской науки (в том числе и в Ивановском регионе) начинает отмечаться лишь в последние несколько лет.

Это относится в равной мере к творческим разработкам и технического, и социально-гуманитарного профилей. Однако, с учетом ориентации современного высшего профессионального образования на запросы конкретного производства приходится констатировать, что исследования, выходящие на высокий абстрактный уровень, все более оттесняются в разряд второстепенных. Социально-гуманитарные проекты

оказываются менее востребованными, а значит, их необходимая административная и финансовая поддержка достигается существенно большими усилиями, чем это требуется в отношении проектов технико-технологического плана.

И тем более удивительным оказывается тот факт, что на протяжении уже десяти лет существует феномен постоянно действующего Соловьёвского семинара! Он стал действии-тельным и активно действующим Центром по изучению наследия В.С.Соловьёва, а точнее было бы сказать -Центром по изучению самого духа русской философии.

Трудно было в самом начале поверить, что такое дело можно поднять до высот не только столичного и общероссийского, но и международного признания. Пройденный за десять лет путь в ретроспективе кажется поразительным и по трудностям, которые были преодолены и по свершениям, которые заняли вполне достойное место в ряду культурных событий нашего времени. Об этом свидетельствуют и публикации о семинаре в ведущих центральных изданиях (в журналах «Вопросы философии», «Новый мир») и даже упоминания на центральных каналах телевидения.

Значимость этого трудно переоценить. Многочисленные разговоры о поиске собственных культурных оснований (корней), о национальной идее и национальном самосознании, об аутентичных духовных традициях чаще всего ведутся отвлеченно, без стремления серьезно разобраться, в чем они состоят. Имеющееся наследие русской литературы и философии XIX в., убедительно доказавшее в свое время культурно-национальную подлинность, вполне может рассматриваться истоком, еще во многом не освоенным богатством, значимым для культуры современной России. Внимание к идеям Владимира Соловьёва можно считать в большой степени оправданным именно потому, что он является родоначальником профессиональных занятий философией в России, создателем оригинальной, русской по своему духу, философской системы.

Становление Соловьёвского семинара, формирование его собственного «лица» проходило постепенно. Первоначально, еще в 1998 году, по инициативе М.В. Максимова, возглавившего наш кафедральный коллектив, удалось организовать целый ряд встреч-заседаниий преподавателей-гуманитариев по широкому кругу вопросов. Проблемы, связанные с осмыслением творчества В.С.Соловьёва, только намечались как будущее фундаментальное направление научно-исследовательской деятельности кафедры. Только начали складываться некоторые предпосылки будущей серьезной работы: проходили презентации монографий, делались доклады по отдельным вопросам, касавшимся особенностей русской философии, обсуждалось при этом вообще положение дел в преподавании философии. Инициатива в целом нашла отклик.

Постепенно стало складываться то, что можно назвать кругом единомышленников. С первых заседаний была поставлена достаточно высокая интеллектуально-профессиональная планка для всех, кто стал постоянным участником форума. Конечно, увидеть во всем этом будущие масштабы того, чем станет позже проект, первоначально не мог, наверное, и сам его организатор. Соловьёвская проблематика приобрела ключевое значение, безусловно, благодаря усилиям М.В.Максимова, его огромной вере в достижимость и правильность поставленной цели. Помимо чисто организаторского аспекта этих усилий (чего стоит пригласить самых крупных специалистов России и зарубежья, а также добиться ежегодной финансовой поддержки в виде грантов со стороны РГНФ и РФФИ!), надо особенно отметить сам дух поиска в сфере соловьёвоведения, которым Михаил Викторович смог заразить всех участников семинара.

Здесь надо иметь в виду то, что специальный исследовательский интерес в отношении русской философии не был столь ярко выражен на кафедре вплоть до 90-х годов, когда по этой проблематике стали появляться работы (доклады и статьи) наших коллег - В.Г. Малой, А.В.Брагина, К.Л. Ерофеевой. Были даже разработаны и начали апробироваться спецкурсы по отдельным аспектам развития отечественной философии для

студентов некоторых специальностей. Таким образом, начальная поддержка проекту была в этом плане налицо.

Однако, не у всех из нас получилось сразу и в полной мере найти себя в соловьёвоведении, а также найти «своего» Владимира Соловьёва. В частности, круг моих научных интересов (а это в основном проблемы гносеологии и философии науки) менее всего, как представлялось, требовал обращения к русской философии, в том числе философии соловьёвской. Проблемы познания в широком их спектре в основном предполагали следование европейским философским традициям, как, собственно говоря, это и было представлено в подавляющем большинстве существующих учебников.

Соловьёвский семинар открыл всем нам широкие возможности для общения с крупнейшими исследователями творчества великого русского философа. То, что их подходы и смысловые срезы соловьёвского учения порой не совпадали, явилось крайне интересным и важным для понимания многомерности идейного наследия философа и особенностей русской философии в целом. В общем-то, происходило нечто похожее на вхождение в новый мир, в котором многое из уже продуманного и ясного предстало лишь деталью чего-то глубинного, стало видеться в иных ракурсах, чаще выводить в неожиданные плоскости размышлений.

Первым серьезным приближением к идеям русского философа стало вполне логичное для меня обращение к его труду «Критика отвлеченных начал», в котором и преобладает гносеологическая проблематика, а также представлена в развернутом виде его позиция в отношении науки. Кроме того, в «Критике...» достаточно четко выражена и позиция Соловьёва в отношении позитивизма, что также относилось к сфере моих научных интересов.

Первое прочтение оставило вполне определенное впечатление, которое, пожалуй, как тогда казалось, не требовало дополнительных обращений и уточнений, в целом позволяло высказать некоторое собственное мнение о сочинении Вл. Соловьёва. Но работа над статьей в уже далеком 1999 году продлилась неожиданно долго, несколько месяцев. Обнаружилось, что уже вычитанное обладает неким скрытым

смыслом, что у материала есть особое свойство: при каждом новом чтении подключать все новые контексты и выводить на новые грани проблем. Этим же свойством, что более всего удивляло, обладают и составленные по ходу работы конспекты соловьёвского труда; они тоже росли по мере неоднократного обращения к тексту. При этом поражало каждый раз и то, насколько мастерски Владимир Соловьёв использует русский язык в деле философствования, что порой просто завораживало.

Одновременно выяснялось, что даже такое объемное соловьёвское произведение не может дать в полной мере ответы на те вопросы, которые изначально предполагалось осветить в статье. Все больше возникало вопросов к самому Владимиру Сергеевичу, и, в конце концов, оказалось, что обращение к другим трудам мыслителя стало острой необходимостью.

Конечно же, уже сложившиеся интересы и взгляды определяли выбор и соловьёвских текстов, и способов их интерпретации, но в целом русский мыслитель как бы непрерывно приглашал к диалогу, который разворачивался в ключе развития современной философии в России и на Западе, а также в широком смысловом поле культуры и цивилизации конца XX - начала XXI вв.

Семинар вовлекал в непрерывное интеллектуальное действие. Можно с уверенностью сказать, что его деятельность довольно скоро переросла рамки просто систематического научного мероприятия. Он все более утверждает себя как полноценная научная школа со всеми присущими ей признаками: постоянно действующий исследовательский коллектив, собственные (общие) идейно-теоретических принципы исследования, специальное периодическое издание, подготовка молодых специалистов и др. А главное для любой научной школы - это наличие лидера, постоянно продуцирующего идеи, каковым и является профессор М.В.Максимов.

Как известно, выделяют три основных типа научных школ: научно-образовательный, научно-исследовательский и третий, особый тип - исследовательское направление. Эти разновидности обычно приходят на смену друг другу, а зарождается все, как правило, в университетской среде. Такую историю прошли почти все известные научные школы. Тем из

них, которым удается достичь стадии исследовательского направления, получают возможность в полной мере развить собственную теоретическую и методологическую программу, а также занять свое неповторимое место в общем пространстве научных поисков и традиций. Думается, что Соловьёвский семинар имеет все шансы для раскрытия своего концептуального исследовательского потенциала в высоком статусе - статусе научного направления, поскольку за десять лет своей продуктивной жизни он уже зарекомендовал себя и в научно-образовательном и в научно-исследовательском плане как оригинальная школа со сложившимися традициями.

В целом участие в этой жизни стало серьезной потребностью для тех, кто приобщился к ней, не только в профессиональном, но и в личностном плане. Очень хочется надеяться, что наш семинар всегда будет привлекать и иметь поддержку людей, заинтересованных в культурном возрождении отечества, в передаче высоких духовных образцов по эстафете поколений. Особенно хочется пожелать всем, кого искренне вдохновил самобытностью и многогранностью своей мысли B.C. Соловьёв, еще долгих и долгих лет успешного сотворчества.

Ю.Д. КУЗИН

доцент кафедры философии Ивановского государственного энергетического университета

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЛ. СОЛОВЬЁВЕ

Философия обладает, в числе многих своих удивительных свойств, и таким, которое, время от времени, словно повинуясь закономерностям раскачивающегося маятника, возводит её с земли на небеса, как бы отторгая мыслящий дух от всего прочего человечества. Правда, всегда находились люди, которым по плечу было совершить обратное движение, возвращая философию с небес на землю, тем самым делая мыслящий дух человечнее, а стало быть, свободнее. Такими мыслителями, к примеру, были Сократ, Декарт, Спиноза, Гегель. К этой же когорте относится и B.C. Соловьёв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.