РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПРЕПОДАВАНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНСКИХ
ВУЗАХ
Гусейнов Тагир Саидуллахович Гусейнова Сабина Тагироовна
Дагестанский государственный медицинский университет
Для усиления профилактической работы и преемственности знаний анатомии врачам необходимо знать, что на строение органов и систем оргомное влияние оказывает вредные факторы экзо - и эндогенной природы, вызывая изменения морфогенеза. К вредным экзогенным факторам, относятся: чрезмерная урбанизация, гонка вооружения, испытания ядерного и атомного оружия, пыль, отходы производства, загрязнение почвы, воды, атмосферного воздуха, продукты химической промышленности (пестициды, ядохимикаты, гербициды и др. ), инфекции, вирусы, аллергены, курение, алкоголь, наркотики, производственные и бытовые отравления, климатические и метеорологические условия, гиподинамия, медикаменты и др..
Ключевые слова: анатомия, человек, медицинские вузы, преподавание, размышление.
REFLECTION ON THE TEACHING OF HUMAN ANATOMY IN MEDICAL SCHOOLS
To strengthen the preventive work and continuity of knowledge of anatomy, doctors need to know that the structure of organs and systems of organ influence has harmful factors of Exo - and endogenous nature, causing changes in morphogenesis. Harmful exogenous factors include: excessive urbanization, arms race, testing of nuclear and nuclear weapons, dust, industrial waste, pollution of soil, water, air, chemical products (pesticides, pesticides, herbicides, etc.), infections. Viruses, allergens, Smoking, alcohol, drugs, industrial and household poisoning, climatic and meteorological conditions, hypodynamia, medicines, etc..
Key words: anatomy, human, medical schools, teaching, meditation.
ТИББИЁТ ОЛИЙГОХЛАРИДАГИ ОДАМ АНАТОМИЯСИ БУЙИЧА ДАРС БЕРИШ БОРАСИДА
МУЛОХДЗА
Профилактика ишларини кучайтириш мацсадида хамда анатомия буйича билимларнинг узлуксизлигини ошириш учун шифокорлар аъзолар ва тизимларнинг тузилишига экзо-ва эндоген табиатнинг зарарли омиллари таъсирида морфогенездаги узгаришлар хакида билишлари зарур. Зарарли экзоген омилларга куйидагилар киради: хаддан ташцари урбанизация, куролланиш пойгаси, ядро ва атом куролларини синовдан утказиш, чанг, саноат чициндилари, тупрок, сув, атмосфера хавоси, кимёвий махсулотлар (пестицидлар, гербицидлар ва бошцалар)нинг ифлосланиши, вируслар, аллергия, спиртли ичимликлар, чекиш, гиёхванд моддалар, ишлаб чицариш ва маиший захарланиш, ицлим ва метеорологик шароитлар, жисмоний харакатсизлик, дори воситалари ва бошцалар.
Калит сузлар: анатомия, одам, тиббиёт олийгохлари, дарс бериш, мулохаза.
Актуальность проблемы. Анатомия - одна из древнейших наук, прародительница и повивальная бабка всех современных медицинских дисциплин. Она отпугивает слабых, и закаляет сильных. Она требует взора прирожденного аналитика, рук художника, сердце героя [8,9].
Министерство здравоохранения РФ, Национальная медицинская палата (НМП), ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК), совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов РФ, международная ассоциация морфологов (МАМ), Российское научное медицинское общество анатомов, гистологов и эмбриологов (РНМОАГЭ)» уделяют постоянно серьезное внимание на непрерывное перспективное
медицинское образование и качество медицинской помощи, включая анатомо-клиническую подготовку.
В этом плане велика роль анатомии человека, как фундаментальной дисциплины, необходимой в подготовке всех специальностей клинических наук. Здесь широко используются современные технологии, электронное обучение, дистанционное образование, УЗИ, КТ, МРТ, симуляционные технологии, эндоскопия, лапароскопия, доплерография и т.д. Российское общество симуляционного обучения в медицине (РОСОМ) уделяет серьезное внимание. Значительный обмен мнениями происходит с коллегами Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (АМЕЕ).
Анатомия человека, как фундаментальная наука, требует серьезного отношения со стороны студентов, медицинских работников и врачей. Основополагающие знания анатомии нужны врачу любой специальности, что как отмечают в народном изречении «Анатомия - есть «воздух» врача, физиология- «пища» его ума, патанатомия - «почва» под ногами, патфизиология - философия медицины».
На кафедре анатомии с первого курса значительное внимание уделяется умению препарировать, обращаться с инструментами, бережному отношению к трупам и экспериментальным животным, соблюдением принципов биомеханических принципов биомедицинской этики и деонтологии с учетом преемственности знаний студентов и врачей. Упражнения на трупах учат нас оперировать изящно и строго анатомически (П.Дяконов), что им пригодится на старших курсах и во врачебной работе. Изучение анатомии в перспективе немыслимо без препарирования трупа и органов. По учебникам и атласам можно понять лишь общую организацию строения тела человека, но изучать анатомию можно только на трупе, учитывая базисные знания анатомии и их преемственности на всем протяжении вузовского обучения и в постдипломном образовании. Мы требуем успешного выполнения требований ФГОС -3+ВО и закона «Об образовании» (2013) и т.д. Как отмечал великий анатом, хирург и ученный Н.И.Пирогов: «Необходимо безукоризненно владеть суммой анатомических знаний для всех без исключения врачей» с учетом интерактивных досок, анатомических столов и иллюстраций.
В современных условиях для студентов медицинских вузов решающей задачей является научить их умению добывать знания, умения, навыки, компетенции и умению мыслить в перспективе своей и смежной специальностей.
Научиться учиться - это значит обучить каждого студента методике восприятия и переработки информации, умению ведения записей при слушании и чтении, принципам самоорганизации, соотнесению непонятного с известным и понятным, самопроверке, усвоения, технике преобразования и т.п. создать у него психологический настрой к учению, самостоятельной работе [5].
Великий русский писатель Л.Н.Толстой отмечает: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно...». Знания, умения, навыки, компетенции, умение мыслить и рассуждать, трудолюбие, любовь к интересным книгами профессии и умению к СИРС - залог успеха человека в его жизненной позиции.
Студенту необходимо помнить, что профессиональная высота врача в известной мере определяется хорошей анатомо-физиологической подготовкой и основой клинических знаний и мышления у постельного больного. В этом плане известный ученый, анатом и академик [3,4] писал, что врач, не знающий анатомии, бесплезен в элементарных практических действиях, не уверен и не может развить необходимую
наблюдательность. Анализ врачебных ошибок показывает, что не все они являются результатом невежества или небрежности.
Особая актуальность исследований в области управления высшим образованием обусловлена изменениями, происходящими в российском законодательстве в последние годы. Совокупность данных изменений, на наш взгляд, свидетельствует о появлении устойчивой тенденции в высшем образовании, направленной на активный поиск новых подходов к управлению людьми (сотрудниками, преподавателями, студентами), которые могли бы эффективно дополнить сложившиеся традиционные методы и сочетаться с административным управлением.
Более глубокое и всесторонее осмысление подходов к управлению в российских вузах должно, на наш взгляд, учитывать не только административно-экономические, но и организационно - педагогические реалии, в том числе специфические особенности подготовки студентов в различных образовательных средах. Заметим при этом, что ряд исследователей отмечают весьма заметное смещение вектора преобразований систем управления российскими вузами в сторону все более жесткой централизации и бюрократизации многих организационных проблем [6].
Происходящие в мировом образовательном пространстве интеграционные процессы формируют новую конкурентную среду высшей школы, для которой характерны повышенные требования к содержанию образовательной деятельности и управлению ею [7].
Организационно -методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) в медицинском вузе отмечают волгоградские ученые морфологи в учебном пособии [8].
В указанном учебном пособии представлены литературные обобщения с СРС в высшей школе, а также на основе собственного многолетного педагогического, научно-практического и административного опыта авторами приведены данные о СРС медицинского вуза. Описана специфика форм организации СРС, методические подходов к ее реализации, роли преподавателя, форм контроля СРС высшей медицинской школы. В литературе имеется большая дискуссия о роли, значении и методики проведения СРС [2,5,8 -13].
При обобщении многочисленных сведений литературы и собственного опыта отмечается, что необходимо провести следующие мероприятия на кафедре анатомии человека медицинских вузов РФ:
1) разработка теоретических требований;
2) утвердить перечень учебной литературы и учебно-методических пособий;
3) обеспечить трупами и их препарирование, моделями, планшетами, органами, интерактивными демонстрационными столами и наглядными пособиями и т.д.;
4) выделять составы преподавателей при СРС;
5) компьютерное оснащение кафедры (компакт диски);
6) подключение интернета;
7) перечень морфологических навыков для студентов - медиков:
8) наличие снимков рентгенанатомии, УЗИ, КТ, МРТ;
9) конкурс анатомических препаратов, научных докладов и рисунков;
10) презентация различных тем и препаратов;
11) решение анатомических ситуационных задач с клиническим уклоном;
12) использование симуляционных средств;
13) изготовление таблиц, схем и электростендов;
14) составление кроссвордов по различным разделам анатомии;
15) организация конкурса "Лучший анатомический рисунок" и УИРС, изготовление музейных препаратов;
16) подготовка к олимпиаде "Всероссийскому конкурсу", "Знаток анатомии" и т.д.
17) стимуляция самообразования студентов (ССС);
18) реализация различных компетенций ФГОС -3ВО ++;
19) участие в деловых играх;
20) изготовление бумажных, гипсовых, пластмассовых и т.д. образцов органов (скелет, зубы, суставы, мышцы и т.д.);
21) выработка интереса генетическим, эмбриологическим и тератогенным аспектам анатомии человека;
22) завести и заполнить анатомические рабочие тетради с рисунками, викторинами и терминами;
23) использовать технические средства обучения (ТСО); электростенды, схемы проводящих путей и кругов кровообращения и т.д.
24) применение видеокассет лекций;
25) заполнение журналов по анатомической терминам-глоссарий;
26) активный набор баллов по портфолио;
27) составлять папку с рисунками по рентгенанатомии, УЗИ, КТ, МРТ, эндоскопии и т.д.
Кафедра анатомии приводит разнообразную методологическую, мировоззренческую и методическую работу как в плане обновления рабочей программы так и усовершенствования прохождения материала по трупам, путем препарирования органов. Используем элементы симуляционного обучения, компьютерного тестирования и лучевой анатомии (УЗИ, КТ,МРТ, рентгенанатомия, эндоскопия, лапароскопия и т.д.).
Особое внимание кафедра анатомии уделяет развитию желания у студентов заниматься самостоятельно по препаратам.
Значение базовой подготовки анатомии человека возрастает для врачей в связи с внедрением системы телемедицины, дистанционного и симмуляционного обучения. Можно и нужно для высокогорных районов проводить видеоконференции по программе модернизации здравоохранения. При видеоконференциях и телемедицинских передачах полезна для врачей информация о новых достижениях фундаментальных дисциплин (анатомия, физиология, биохимия, гистология, экология, патанатомия, иммунология и т.д.). Такие новшества помогут в подготовке врачей районного масштаба и муниципалитетов и поднять их уровень высококвалифицированной медицинской помощи сельским жителям и труднодоступным регионам.
При проведении практических занятий и чтении лекций студентам необходимо серьезное внимание уделять современным достижениям медицины и науки. Из современных высокотехнологических методов обучения следует уделять внимание и внедрять в учебный процесс ультразвуковую анатомию, компьютерную томографию органов и систем, лапароскопическое описание органов, артерий, вен, лимфатических коллекторов, протоколов и узлов, нервов, эндоскопическое состояние доступных трубчатых органов (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник, ирригоскопия, колоноскопия, мочевой пузырь, мочеточник, матка, влагалище, доплерография сосудов и т.д.).
Целью изучения анатомии является приобретение каждым студентом глубоких знаний по анатомии и топографии органов и тканей на основе современных достижений
макро- и микроскопической анатомии, физиологии, биологии, с учетом требований клиники, практической медицины, умения использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а так же будущей практической деятельности врача приобретение студентами углубленных, детальных знаний строения и функций органов и систем.
Начиная с 1970г. усиленно осуждают вопросы оптимизации обучения школьников, учащихся средних специальных заведений и студентов вузов. За прошедшие годы проповедовали в образовании накопление знаний и "повторение мать учения". В 1980-90 гг стали афишировать знания, умения и навыки (ЗУН).С 2010г. в связи введения ФГОС ВО впервые стали рекомендовать компетенции по специальностям .
На наш взгляд серьезное внимание в медицинском вузе наряду со знанием, умением, навыками и компетенциями необходимо уделять выработке у студентов умение размышлять, рассуждать, сравнивать и делать заключения с учетом анатомо-физиологического анализа, Клинических рассуждений с использованием новых закономерностей в медицинской науке и практическом здравоохранении с учетом перспектив телемедицины, телеанатомии, дистанционной и цифровой анатомии и возрастной, индивидуальный морфометрии и т.д.
Не умаляя значения предыдущих подходов- 1стадия: знание, умения - 2 стадия; навыки - 3 стадия; компетенции - 4 стадия; тестирования - 5стадия; симуляционное и проблемное обучение - 6 стадия (2010). Следует поддерживать и широко внедрять в медицинское образование - умение рассуждать - 7 стадия, и научить учиться - 8 стадия. Негативно на качество образования студентов в медицинских вузах влияет ежегодное изменения в учебных планах и программах. Также нельзя, чтобы различные вузы занимались по своим учебным планам.
Все вузы обязаны соблюдать федеральный закон о образовании и единые учебные планы, а то при переводе студентов с одного мед вуза на другой разница составляет 8-12 дисциплин.
На многих кафедрах мед вузов анатомия человека проходит по разному: количество часов лекций и практических занятий, зачетов, экзаменов и т.д оценка знаний по итогам тестирования. В этом плане необходимо единые требования по оценке (по 70 % -уд; 80% - хор; 90% и выше отлично), перечень практических навыков, компетенций, клинико-анатомических ситуационных заданий, обязательная литература, перечень курсовых работ, список тем научных работ для студентов с учетом ФГОС ВО.
Нам кажется целесообразным ознакомление студентов с материалами учебных, методических, педагогических и научных конференций, симпозиумов и конгрессов. Студенты должны знать мнения ППС и ученых о насущных и перспективных задачах высшей школы, о направлениях деятельности государства в области образования и высшей медицинской школы. Студентам полезно и финансирование здравоохранения, зарплатах молодых врачей и о перспективе их трудоустройства. Как отмечает [9] выпускники медвузов должны иметь нормальную среду для профессионального роста и работы квалифицированных специалистов. Мы должны о них заботиться. Иначе о нас некому будет заботиться.
Заключение. Профессиональная высота врача определяется хорошей анатомо-физиологической подготовкой и основой клинических знаний. В основе врачебной деятельности лежит глубокое знание анатомии с учетом возраста, пола, профессии, конституциональной и вариантной особенностей. Врачевание способно не только
исцелить, но и быть причиной гибели человека, когда оно осуществляется людьми малоквалифицированными и полностью не осознающими ответственность за жизнь пациента (П.А.Герцен). Врачу или студенту - медику необходимо пересмотреть свои знания о строении различных органов и систем с учетом современных взглядов и достижений, накопленные отечественными и зарубежными учеными . Врач без глубоких знаний анатомии и физиологии и других фундаментальных медико-биологических дисциплин не сможет квалифицированно лечить больных.
При прохождении анатомии человека в медицинских и биологических вузах следует руководствоваться положением о том, что анатомия человека, как составная часть морфологии, имеет фундаментальный, прикладной , мировоззренческий характер с основами методологической подготовки студентов [1-5, 14,15].
На лекциях и практических занятиях по анатомии человека регулярно обсуждаются методологические, мировоззренческие , морально-этические , духовно-нравственные, воспитательные, толерантные положения. Серьезной критике подвергаются взгляды экстремистов, террористов, преступников, наркоманов, алкоголиков с демонстрацией анатомических и тератологических препаратов и уродств. На анатомических и музейных препаратах демонстрируются вредные последствия алкоголизма, наркомании, токсикомании (печень, органы иммунной системы и желудочно-кишечного тракта и т.д.).
Идеологическая и мировоззренческая работа среди студентов проводится комплексно с учетом современных достижений науки, здравоохранения, медицины, информационной и компьютерной технологий, интерактивных форм обучения [16-20].
Еще великий отечественный анатом, ученый, хирург Н.И.Пирогов указывал,что истину следует повторить рискуя даже надоесть.
Как указано в резолюции 11 Общероссийской конференции с международным участием "Медицинское образование - 2017"Неотъемлимой частью современного образовательного процесса является использование инновационных подходов, в том числе развитие системы симуляционного обучения, внедрение и оптимальное применение дистанционных обучающих технологий и интерактивных методов обучения".
Анатомия и физиология являются таблицей умножения для всех медицинских работников и врачей, без знания которых специалисты не могут квалифицированно оказать помощь больным. В медицине , биологии, антропологии существенное значение имеет анатомия человека с ее закономерностями и перспективами. В деятельности врача любой специализации каждый день встречаются случаи, где они сталкиваются с анатомо-физиологическими, неврологическими, иммунными, сосудистыми особенностями телесной организации человека в работе терапевта, хирурга, педиатра, акушер-гинеколога и т.д.
Таким образом, анатомия человека - важнейшая перспективная, фундаментальная дисциплина, объединяющая все медицинские науки в образовательном медицинском пространстве и все медицинские вузы РФ должны выполнять закон об образовании и все ФГОС 3 +ВО без локальных нарушений и исправлений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гончарова Н.И, Сперанский Л.С. Руководство по препарированию //Волгоград, 2-е издание, типография «Офсет», 1994 - 173с.
2. Гусейнов Т.С., Гусейнова С.Т. Анатомия и врачебная работа .// Махачкала ИД «Наука плюс» 2012 - 100с.
3. Куприянов В.В., Воскресенский Н.В, Анатомические варианты и ошибки в практике врача. // М., Медицина, 1970 - 184с.
4. Куприянов В.В., Никитюк Б.А. Методологические проблемы анатомии человека. // М., Медицина , 185-192с.
5. В.М.Рогинский . Азбука педагогического труда // М.Высшая школа 1990- 112с.
6. Буцык С.В. Горизонтальное управление в российском вузе: дань современности или насущная необходимость // Высшее образование в России, 2018, Т. 27, № 10, с. 2029.
7. Аничкин Е.С.Объединение вузов и образовательная конкурентная способность : Вопросы взаимосвязи // Высшее образование в России, 2018, т. 27, № 10, с.9-19.
8. Мандрыков В.Б., Краюшкин А.И., Петров В.А. Самостоятельная работа студентов.// Волгоград, 2006-114с.
9. Попович А. Аргументы и факты , 2018, № 30, с 4.
10. Виноградова Т.В. Результаты социологического исследования среди врачей и руководителей лечебно-профилактических учреждений о деятельности учреждений здравоохранения в условиях нестабильности // В. Кн.: Развитие информационных технологий и проблем управления здоровье и здровоохранением.// Тр. Росс. Науч. -практ. конф. Ижевск - 2006 - с. 100-102.
11. Воробьев А.А., Коневский А.Г, Дмитриенко С.В, Краюшкин А.И. Клиническая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи. // Санкт- Петербург, Элби - СПБ, 2008- 256с.
12. Гайворонский И.В. Инновационные технологии преподавания нормальной анатомии. // СПБ, 2007, -143с.
13. Максимов Т.М. Социальное расслоение в среде медицинских работников как проблема охрана здоровья населения // Здравоохранение РФ, 2004, № 3- с. 35-38.
14. Алексеева Н.Т., Ключкова С.В., Никитюк Д.Б. Вопросы экологической морфологии в преподавании анатомии // Морфология. - 2017 № 3 с .55.
15. Гусейнов Т.С., Гусейнова С.Т. Образовательное пространство анатомии человека для медицинских вузов // Махачкала, Экопресс, 2018. -76с.
16. Алексеева Н.Т., Ключкова С.В., Никитюк Д.Б. Отечественная экологическая морфология: традиции, опыт, перспективы, научные школы.- Журнал анатомии и гистопатологии. 2015. Т.4. № 3(15), с. 9-13.
17. Глыбочко П.В. Обеспечение инновационного характера непрерывного медицинского образования качественно нового уровня// Медицинское образование и вузовская наука, 2012,№ 2,с.6-9.
18. Гусейнов Т.С., Гусейнова С.Т. Размышления о врачебной деятельности // Махачкала, изд.дом "Наука плюс", 2011 -168с.
19. Котельников Г.П., Колсанов А.В., Яремин Б.И. Научно - образовательный центр -новая форма подготовки студентов и врачей в современных условиях // Медицинское образование и вузовская наука, 2012, № 2, с. 16-18.
20. Пальцев М.А, Денисов И.Н., Мелещко В.П. Высшее образование и высшая медицинская школа /\ М.издат ООО «Издательский дом», «Русский врач», «001 -280С.