Научная статья на тему 'Стратегические аспекты модернизации преподавания анатомии человека'

Стратегические аспекты модернизации преподавания анатомии человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА / СТРАТЕГИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнов Тагир Сайдуллахович, Гусейнова Сабина Тагировна, Эседова Анжела Эседовна

Целью статьи является изучение способов усовершенствования преподавания анатомии человека. Метод. Анализ психолого-педагогической, медицинской литературы. Результаты. Авторами определены и приведены современные и перспективные направления преподавания и улучшения качества знаний по анатомии человека, как фундаментальной дисциплины в медицинской подготовке студентов и врачей. Выявлены основные проблемы студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе и пути их решения. Вывод. Профессорско-преподавательский состав должен помочь первокурснику в оформлении отношения к врачебной деятельности, воспитании и умении преодолеть отчужденность, пассивность и мнимую легкоусвояемость и т. д. При работе со студентами преподаватели вырабатывают общую тактику, исходя из требований педагогики и психологии высшей школы с учетом дидактики и контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнов Тагир Сайдуллахович, Гусейнова Сабина Тагировна, Эседова Анжела Эседовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты модернизации преподавания анатомии человека»

Теория и методика обучения / Theory and Methods of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 37.611

Стратегические аспекты модернизации преподавания анатомии человека

© 2017 Гусейнов Т. С., Гусейнова С. Т., Эседова А. Э.

Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: zarema150198@gmail.com

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является изучение способов усовершенствования преподавания анатомии человека. Метод. Анализ психолого-педагогической, медицинской литературы. Результаты. Авторами определены и приведены современные и перспективные направления преподавания и улучшения качества знаний по анатомии человека, как фундаментальной дисциплины в медицинской подготовке студентов и врачей. Выявлены основные проблемы студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе и пути их решения. Вывод. Профессорско-преподавательский состав должен помочь первокурснику в оформлении отношения к врачебной деятельности, воспитании и умении преодолеть отчужденность, пассивность и мнимую легкоусвояемость и т. д. При работе со студентами преподаватели вырабатывают общую тактику, исходя из требований педагогики и психологии высшей школы с учетом дидактики и контекстного обучения.

Ключевые слова: анатомия человека, стратегия, качество образования.

Формат цитирования: Гусейнов Т. С., Гусейнова С. Т., Эседова А. Э. Стратегические аспекты модернизации преподавания анатомии человека // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 101-104.

Strategic Aspects of Modernization the Human Anatomy Teaching

© 2017 Tagir S. Guseinov, Sabina T. Guseinova, Anzhella E. Esedova

Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: zarema150198@gmail.com

ABSTRACT. The aim of the article is to study the ways of improving the Human Anatomy teaching. Method. Analysis of psycho-pedagogical and medical literature. Results. The authors define and give the modern and promising areas of teaching and improving the knowledge of Human Anatomy as the fundamental discipline in the training of medical students and doctors. The authors identify also the main problems of the students at the initial stage of training in medical university and the ways of solutions. Conclusion. The professors and lecturers should help the first year students in relation to medical activities, education and ability to overcome the alienation, passivity and imaginary light learning and etc. When working with students, teachers develop common tactics, based on the requirements of Pedagogy and Psychology of higher school due to didactics and contextual learning.

Keywords: Human Anatomy, strategy, the quality of education.

For citation: Guseinov T. S., Guseinova S. T., Esedova A. E. Strategic Aspects of Modernization the Human Anatomy Teaching. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. T. 11. No. 3. Pp. 101-104. (In Russian)

Введение

Известные отечественные ученые анатомы [1; 3] указывали, что изучение структурной основы деятельности человеческого организма - это не только

познание анатомии и физиологии, но и обязательная часть предмета медицины. Анатомия - фарватер, по которому путешественник входит в широкую гавань медицины. Кафедра анатомии - первый

важнейший рубеж, который надлежит преодолеть вступающему в медицину. В соответствии с проектом стратегии развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации (РФ) на период до 2025 г. (письмо Министерства здравоохранения [МЗ] РФ от 16 февраля 2017 г. № 16 0//0/2-/057) актуальным вопросом для морфологических кафедр, в частности, анатомии человека, является улучшение качества преподавания дисциплины с учетом реализации колебаний и мировых тенденций развития медицинского образования в медицинских вузах: 1) качественный прием; 2) усиление профориентированной работы среди абитуриентов; 3) совершенствование

электронных и дистанционных

образовательных технологий; 4) финансовое обеспечение учебно-методической и научной работы; 5)солидная средняя зарплата преподавателей в медицинских вузах; 6) практическая реабилитация преимуществ кластерного объединения вузов для выполнения постановления Правительства РФ и МЗ РФ; 7) укрепление и расширение научных, учебно-организованных,

воспитательных направлений с учетом специфики фундаментальных (анатомия человека и т. д.) и клинических кафедр;

8) улучшение преподавания анатомии человека с учетом запросов практического здравоохранения (ультразвуковое исследование [УЗИ], компьютерная томография [КТ], магниторезонансная терапия [МРТ], доплерография, сцинтиография, рентгенография, лапароскопия) т. е. лучевых методов исследования и создание курса лучевой анатомии с соответствующей материально-технической базой, как в ведущих медицинских университетах;

9) приобретение современного технологического оборудования (интерактивные анатомические столы, плакаты, муляжи и демонстрационные материалы, особенно когда поступление трупов в медицинские вузы резко сократилось и т. д.); 10) мобильность преподавателей и студентов на кафедре анатомии с командировкой в другие вузы; 11) возобновление повышения качества профессорско-преподавательского состава через ведущие вузы (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и кластерные объединения вузов);

12) модернизация системы профессионального образования среднего медицинского образования в колледже;

13) усиление социально-личностного и нравственного воспитания студентов, борьба с экстремизмом, терроризмом и другими асоциальными явлениями среди студентов;

14) оснащение анатомии симуляционными и тренажерными оборудованиями (Society in Europe for Simulation Appeted to Medicine -Европейское общество по применению симуляционных технологий и кейса в медицине); 15) анатомия относится к дисциплинам с непрерывным медицинским образованием (НМО) на протяжении всей жизни.

Цель работы - изучение и реализация эффективных способов преподавания анатомии человека.

Метод - анализ психолого-педагогической, медицинской литературы.

Обсуждение и результаты

Следует учесть опыт передовых медицинских вузов РФ, Содружества независимых государств (СНГ) и дальнего зарубежья. В РФ 46 государственных образований высшего образования МЗ РФ и необходимо сотрудничать с ними.

В новых рабочих программах Федерального государственного

образовательного стандарта-3 (ФГОС-3) + Высшее образование (ВО) выделено на анатомию человека 96 часов. По клинической анатомии лимфатической системы и клинической анатомии живого человека. Роль и значение их следует повысить среди студентов и работников деканата. Мы считаем, что им не уделяют должного внимания (отработка занятий, зачет и т. д). Эти предметы, элективные дисциплины, как говорят «гибкие навыки» (soft srills), следует проводить на кафедре анатомии с составлением рефератов, научных и учебных обзоров, проведением олимпиад и конкурсов на лучший анатомический рисунок и т. д.

Как указано в новой стратегии, высшая медицинская школа должна обеспечить выпускникам вузов систему

интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков, помочь освоить высокотехнологические методы и методики, сформировать способность к социальной адаптации специалиста[4].

Учеба в медицинских вузах имеет свои специфические особенности, в частности, изучение анатомии человека, латинского языка, биологии человека с генетикой, где студенту необходимо подготовиться к усвоению клинических дисциплин.

Изучение медико-биологических и медико-профилактических дисциплин

способствует фундаментальной подготовке и творческому развитию, идейно и нравственно вооружает будущего специалиста вести теоретические и прикладные исследования с учетом растущего рынка, спроса предложений и своевременного приспособления к конъюнктуре непредсказуемых явлений, кризисов, ситуаций, модернизации обучения. При этом студент должен понять единство научного познания, рыночных механизмов и глубокого профессионализма,

взаимодействие всех наук, взаимосвязи экспериментальных, клинических и абстрактно-теоретических приемов

исследования с учетом единых требований контекстного обучения. Для достижения выполнения требований вузовской жизни педагогическому коллективу необходимо знать особенности студенческой психологии от первого курса до выпускного, их адаптацию к специфике обучения, в частности в медицинских вузах.

Студент первого курса медицинского вуза сразу сталкивается с обилием информации, трудностями усвоения сложного материала (анатомия, гистология, биофизика, латинский язык, высшая математика, биоорганическая химия, биологическая химия и т. д.). При этом он еще не умеет целенаправленно, самостоятельно и разумно распоряжаться своим учебным, личным и свободным временем. По мнению некоторых студентов, им не хватает времени на это, хотя суточное время для всех жителей Земли одинаково. Искусство в умении рационально, экономно и умно распределять и распоряжаться своим и чужим временем. В помощь студентам мы издали книгу «Пути улучшения памяти» [2].

Профессорско-преподавательский состав должен помочь первокурснику в оформлении отношения к врачебной деятельности, воспитании и умении преодолеть

отчужденность, пассивность и мнимую легкоусвояемость и т. д. При этом в первую очередь необходимо обратить серьезное внимание на следующие проблемы студентов:

1) готовность и способность к учебе в медицинских вузах;

2) умение самостоятельно заниматься;

3) развитие самоконтроля и самоорганизации;

4) овладение своими эмоциями;

5) умение правильно распределять свое время и уважать чужое;

6) стремление к самообразованию, самовоспитанию;

7) кажущаяся легкость учения в вузе;

8) неумение выбирать и конспектировать нужный для себя учебный материал;

9) отсутствие опыта по анализу необходимой информации;

10) неумение четко, ясно и сжато излагать свои мысли;

11) недостаточно четко выбирать нужную мысль, идею, закономерность;

12) отсутствие навыков библиографии, компьютерных основ и т. д;

Для ликвидации указанных недочетов необходимо провести следующие мероприятия:

1) ознакомление первокурсников с историей и традициями вуза;

2) показ специфических особенностей обучения анатомии в медицинских вузах;

3) знакомство с работой ректората, деканата, профкома, спортклуба, кафедр, библиотеки, общежития, читальных залов, научных лабораторий, студенческого самоуправления и т. д;

4) рассказ о том, как слушать и писать лекции, составлять рефераты, конспекты;

5) раскрытие значения достижений ученых вуза, научных школ, их вклад в медицину, здравоохранение, науку.

Вывод

При работе со студентами преподаватели вырабатывают общую тактику, исходя из требований педагогики и психологии высшей школы с учетом дидактики и контекстного обучения. При этом большое значение имеет авторитет самого преподавателя, его эрудиция, профессионализм, доброта, понимание психологии студентов, их быта и т. д.

Литература

1. Гусейнов Т. С. Модернизация учебного процесса на кафедре анатомии человека. Махачкала: Наука плюс, 2011. 74 с.

2. Гусейнов Т. С. Пути улучшения памяти. Махачкала: Наука плюс. 2010. 106 с.

3. Куприянов В. В., Лейтес А. Л. Анатомия в науке и жизни. Фрунзе, 1975. 156 с.

1. Guseynov T. S. Modernizatsiya uchebnogo protsessa na kafedre anatomii cheloveka [Modernization of the educational process at the chair of Human Anatomy]. Makhachkala, Nauka plus Publ., 2011. 74 p. (In Russian)

2. Guseynov T. S. Puti uluchsheniya pamyati [Ways of improving a memory]. Makhachkala, Nauka plus Publ., 2010. 106 p. (In Russian)

3. Kupriyanov V. V., Laytes A. L. Anatomiya v nauke izhizni [Anatomy in science and life]. Frunze, 1975. 156 p. (In Russian)

4. Mamaev S. N., Gadzhiev R. S. Razrabotka i vnedrenie sistemy upravleniya kachestvom podgotovki spetsialistov (menedzhment kachestva) v Dagestanskom gosudarstvennom universitete. Innovatsionnyy proekt [Development and implementation of the quality management system of specialists' training (quality management) at the Dagestan State University. Innovative project]. Makhachkala, LOTOS Publ., 2017. 164 p. (In Russian)

4. Мамаев С. Н., Гаджиев Р. С. Разработка и внедрение системы управления качеством подготовки специалистов (менеджмент качества) в Дагестанском государственном университете. Инновационный проект. Махачкала: Лотос, 2017. 164 с.

References

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

5

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Гусейнов Тагир Сайдуллахович,

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии человека (АЧ), Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ), Махачкала, Россия; e-mail:

zarema150198@gmail.com

Гусейнова Сабина Тагировна, доктор медицинских наук, профессор, АЧ, ДГМУ, Махачкала, Россия; e-mail:

zarema150198@gmail.com

Эседова Анжела Эседовна, кандидат медицинских наук, доцент, АЧ, ДГМУ, Махачкала, Россия; e-mail:

zarema150198@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Tagir S. Guseinov, Doctor of Medicine, professor, the head of the chair of Human Anatomy (HA), Dagestan State Medical University (DSMU), Makhachkala, Russia; email: zarema150198@gmail.com

Sabina T. Guseinova, Doctor of Medicine, professor, HA, DSMU, Makhachkala, Russia; e-mail: zarema150198@gmail.com

Anzhella E. Esedova, Ph. D. (Medicine), assistant professor, HA, DSMU, Makhachkala, Russia; e-mail: zarema150198@gmail.com

Принята в печать 15.06.2017 г.

Received 15.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.