ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПАРИРОВАНИЯ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ. СУДЬБА ПРЕПАРИРОВАНИЯ В НАШЕ ВРЕМЯ Александров Д.Н.1, Бусарин Д.Н.2 Email: Alexandrov17152@scientifictext.ru
'Александров Денис Никитович — студент, лечебный факультет;
2Бусарин Дмитрий Николаевич - доцент, кафедра морфологии человека, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в 2020 году препарирование в медицинских вузах как метод изучения анатомии не является массовой практикой и зачастую доступен лишь небольшим группам заинтересованных студентов. На то есть 2 причины: нарушение поставки трупного материала после распада СССР и реформирование современного медицинского образования (ФГОС-3 и ФГОС ВО). Ввиду этого во многих учебных программах препарирование в традиционном курсе анатомии игнорировалось. С годами эта проблема укоренилась, но можно ли найти компромиссное решение?
Ключевые слова: препарирование, метод обучения, образование, образовательные технологии.
RELEVANCE OF THE PREPARATION AS A METHOD OF STUDYING ANATOMY. DESTINY OF THE PREPARATION AT OUR TIME Alexandrov D.N.1, Busarin D.N.2
'Alexandrov Denis Nikitovich - Student, FACULTY OF MEDICINE; 2Busarin Dmitry Nikolaevich - Associate Professor, DEPARTMENT OF HUMAN MORPHOLOGY, NORTHWEST STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER I.I. MECHNIKOV, SAINT-PETERSBURG
Abstract: in 2020, dissection in medical schools in Russia as a method of studying anatomy is not a mass practice and is often available only to small groups of interested students. There are 2 reasons for this: violation of the supply of cadaveric material after the dissolution of the USSR and the reform of modern medical education. In view of this, in many training programs, dissection in the traditional course of anatomy was ignored. This problem has taken root over the years, but can a compromise be found?
Keywords: preparation, teaching method, education, educational technologies.
УДК: 378.147; 611.08
Цель: Разобрать проблему препарирования как метод изучения анатомии, повысить эффективность качества подготовки студентов-медиков
Материал и методы исследования: изучение литературы, опрос (интервьюирование) преподавателей анатомии, метод экспертных оценок
В чём заключается проблема?
Анатомия - это первая ступень, обеспечивающая формирование врачебного мышления, закладывающая основы специальных знаний. Обучение анатомии включает не только теоретическую подготовку студентов, но и работу с влажными препаратами, освоение практических навыков и умений. Важную роль в освоении практических навыков и умений играет самостоятельная работа студентов с влажными препаратами и препарирование.
Однако невозможность проведения традиционного препарирования требуют поиска новых видов обучения на кафедре анатомии. Препарирование является наиболее трудоёмким занятием на кафедре анатомии. Оно мало подойдёт неусидчивым студентам, а дела обстоят зачастую так, что даже теоретический материал даётся с трудом. Тем не менее, из-за недостатка погружённости у студентов может падать мотивация и интерес предмету потому как он нередко превращается в обычную зубрёжку по учебнику, что категорически противоречит
правильному обучению студента-медика. В данной статье мы рассмотрим основные направления решения этого вопроса.
Многолетний опыт показывает, что студенты, которые готовятся без использования трупного материала, значительно хуже запоминают учебный материал.
Возможные варианты решения проблемы:
1) Собственный анатомический музей и активное его использование в образовательном процессе.
Большое значение для обеспечения наглядности преподавания анатомии приобретает анатомический музей кафедры. В музее должны быть натуральные анатомические препараты по всем разделам анатомии, в том числе уникальные по сложности изготовления и наглядности препараты. Но мало иметь музей, надо ещё организовать посещение этого музея так, чтобы студенты ничего не испортили и могли свободно им пользоваться.
2) Создание качественного видеоматериала по препарированию от преподавателей.
Таким образом, мы сможем познакомить студента с реальной анатомией. Видеоматериал
послужит университету долгую службу, так как он не требует особых вложений и частично решает проблему отсутствия препарирования на кафедре в виде практики. Использование цветных фотографий, схем, рентгеновских изображений органов, графических и анимационных рисунков и видеороликов делает материал более доступным, способствует формированию у студента целостного представления о строении и функциях органов.
3) Несколько практических занятий должны быть посвящены препарированию анатомических образований, на которых студенты под руководством преподавателя. Однако более реальный вариант звучит иначе: преподаватель препарирует и показывается материал наглядно, знакомит с техникой препарирования. Такой подход не требует больших затрат и мотивирует студента.
4) Инновационные технологии:
Анатомический стол «Пирогов» - аппаратно-программным комплексом для виртуальной работы с трехмерной моделью человеческого тела. Для работы с большой аудиторией комплекс подключен к мультимедийному проектору, дополнительно программа установлена на нескольких персональных компьютерах.
«Вивид» - система визуализации анатомии человека в трехмерном формате, которая позволяет демонстрировать все органы в стереоскопическом ЗД-формате с использованием специальных очков виртуальной реальности.
Это направление в котором медицина должна развиваться так, как такие технологии способны показать строение тела человека и способствуют повышению качества знаний студентов-медиков. Однако базовой основой должен быть метод препарирования, дающий весь комплекс необходимых сведений об органах, тканях и используемых инструментах.
5) Повысить мотивацию студентов к глубокому изучению анатомии помогает работа студенческого научного общества (СНО). В СНО работа ведется по нескольким направлениям. Одно из них - препарирование и изготовление натуральных анатомических препаратов, муляжей; лучшие из них пополняют коллекцию экспонатов анатомического музея. Благодаря СНО студенты углубляют знания и развивают практические навыки, что говорит об эффективности работы кафедры.
6) Пластинаты, обучение на основе взаимодействия с препаратами (в том числе и с целым трупом). Увеличение банка пластинатов , которые отличаются своей долговечностью и надёжностью, может стать одним из лучших решений. Силиконовые пластинаты обладают высокой наглядностью, удобством в использовании и отсутствием токсичных консервирующих веществ. Они являются самыми лучшими препаратами по планке качества. Необходимо расширение и полное переоснащение кафедр анатомического профиля с учетом современных требований.
7) Недостаточность объема планового аудиторного времени на изучение препарирования можно решить внедрением межкафедральных элективных или вариативных курсов, которые способны восполнить пробелы в плановом обучении и расширить возможности самообразования и самоподготовки. На основе всего этого должны формироваться профессиональные и личностные навыки, позволяющие в дальнейшем специалисту самостоятельно принимать решения и выполнять профессиональные задачи разного уровня сложности.
Насколько важно препарирования, учитывая весь учебный процесс?
Анатомия представляет собой своеобразный стержень, на который наслаиваются приобретаемые в последующем знания [6, с. 96].
Исходя из опыта и опираясь на всю известную литературу, мы можем сказать, что изучение анатомии немыслимо без препарирования. Лишь личный мануальный труд, позволяет студенту закрепить теоретические знания так, как работа над препаратами включает в себя элементы исследовательской деятельности. Обучающийся знакомится с индивидуальными и возрастными морфологическими особенностями строения организма, изучает вариабельность расположения анатомических структур и их пространственные взаимоотношения. Препарирование - это не только обучение технике, но и воспитание коллегиальности и духовное приобщение к медицине.
Выводы: Препарирование - это кропотливая работа, которая требует много времени и отличного знания материала. Обнаруженные студентом в ходе препарирования факты самым надежным образом откладываются в его памяти.
В сравнении с Германией, в которой проблем с поставкой трупов нет, Россия имеет совершенно другой подход к обучению. В нашей стране студенты медицинского университета тратят время на изучение гуманитарных наук вместо ещё более углублённого изучения профильных предметов, когда в зарубежных развитых странах на препарирование выделяют по 2 часа в неделю. Согласно данным Rodrigo E. Elizondo-Omana и соавторов, опубликованным в 2005 г. в журнале «The Anatomical Record» (Part B: New Anat.), в США, Англии и Канаде метод препарирования при изучении анатомии используется большинством медицинских факультетов (76-97%) [4, с. 215].
Совершенствование системы профессионального образования является первоочередной задачей высшей медицинской школы. Только сохраняя лучшее из прошлого, развиваясь и видоизменяясь, дисциплина «анатомия» будет способствовать формированию необходимых профессиональных компетенций у будущего врача.
Подводя итоги, стоит отметить, что, несмотря на имеющиеся сложности, существуют пути и способы их решения, которые делают возможным изменить сложившуюся ситуацию в подготовке будущих специалистов в лучшую сторону и поставить учебный процесс на уровень стандартов международного образовательного сообщества.
Список литературы / References
1. Мамадиев Е.А., Клименко Е.С., Лесовая А.А., Денисова Г.Н., Карелина Н.Р. Препарирование как традиционный метод изучения анатомии // Единство науки, образования и практики в медицине будущего, поев. 110-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора Д.А. Жданова и 260-летию Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2018. С. 285-288.
2. Меркулова Л.М., Михайлова М.Н., Стручко Г.Ю., Шорников А.И. Использование возможностей мультимедийных технологий в преподавании анатомии // Морфология, 2009. Т. 136. № 4. С. 98а.
3. Иваненко Г.А., Кузнецов А.В. Проблемы преподавания анатомии человека в медицинском вузе // Проблемы современной науки и образования, 2017. 2 (84): 99-102.
4. Путалова И.Н., Борзяк Э.И. Метод препарирования в изучении анатомии человека // Астраханский медицинский журнал, 2012. Том 7. № 4. С. 214-216.
5. Хайруллин Р.М. Нужны ли трупы в высшем медицинском образовании? // Морфологические ведомости, 2014. № 4. С. 6-10.
6. Сапин М.Р. Анатомия человека - базовая наука в медицинском образовании // Мед. образование и проф. Развитие, 2011. № 2. С. 96-97.