2. КузинМ. И., Шкроб О. С. Хирургические болезни. М.: «Медицина», 2002. 640 с.
3. Шимко В. В., Сысолятин А. А. «Грыжи живота» учебное пособие, Амурская государственная медицинская академия, 2010. 150 с.
4. Гарелик П. В., Макшанов И. Я., Мармыш Г. Г. Хирургические болезни, изд-во ГГМУ, 2003. 267 с.
PROBLEMS OF TEACHING GROSS ANATOMY IN MEDICAL
UNIVERSITIES Ivanenko G.1, Kuznetsov A.2 ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Иваненко Г. А.1, Кузнецов А. В.2
'Иваненко Галина Александровна /Ivanenko Galina — кандидат медицинских наук, профессор;
2Кузнецов Александр Вадимович /Kuznetsov Alexander — кандидат медицинских наук, доцент, кафедра нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Министерства здравоохранения Российской Федерации Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Аннотация: совершенствование системы профессионального образования является первоочередной задачей высшей медицинской школы. Расширение форм и технологий преподавания фундаментальных дисциплин, к которым, несомненно, относится анатомия человека, направлено на формирование у студентов профессиональной мотивации, закрепление полученных знаний и навыков, необходимых для осуществления их последующей профессиональной деятельности. В статье рассматриваются вопросы преподавания анатомии студентам 1 и 2 курсов в связи с переходом на программы ФГОС-3 и ФГОС ВО. Abstract: improvement of the system of professional education is a top priority of higher education. Diversity of the forms and educational technologies while teaching basic fundamental sciences, and Gross anatomy is one of them, is aimed at the formation of professional in students, broadening and deepening of professional knowledge necessary for the post diploma activities and future work. The article analyzes the issues concerning teaching Gross anatomy to the 'st and 2nd-year students in the light of transition to the new Federal educational standards, FSES-and FSED PE.
Ключевые слова: высшее образование, федеральный государственный стандарт, профессиональные компетенции, анатомия человека. Keywords: higher education, technology of teaching, human anatomy.
В течение последних лет структура высшего медицинского образования подверглась значительным изменениям. Были внедрены новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС). Введение стандартов образования преследовало глобальную цель повышение качества медицинского образования в целом. В федеральных образовательных стандартах предусмотрен компетентностный подход, который должен был способствовать систематизации образования, комплексной оценке результатов образования, расширял бы возможности самообразования и самоподготовки. На основе всего этого должны формироваться профессиональные и личностные навыки, позволяющие в дальнейшем специалисту самостоятельно принимать решения и выполнять профессиональные задачи разного уровня сложности.
Однако результатом всех этих реформ явилось сокращение педагогических кадров, возрастание как педагогической, так и организационной нагрузки на оставшихся преподавателей. В рамках ФГОС удалось разобщить единое образовательное пространство внутри страны на массу отдельных конгломератов, соответствующим отдельным учебным заведениям. Как итог на пути интеграции образовательной системы в европейское образовательное пространство сделано несколько существенных шагов назад.
В медицинском образовании, как и на этапах его зарождения много столетий назад, так и в настоящее время, ведущее место принадлежит анатомии человека, как его основополагающему компоненту. По мнению академика М. Р. Сапина анатомия представляет собой своеобразный стержень, на который наслаиваются приобретаемые в последующем знания [3, с. 96]. Анатомия человека - это трудная, сложная и в то же время конкретная наука. Трудность ее определяется
необходимостью изучения огромного количества специальных терминов на русском и латинских языках, познанием огромного количества анатомических образований. Сложность предусматривает умение устанавливать логическую связь между анатомическими образованиями, а также понимать их происхождение и функциональное назначение Конкретность определяется умением точно находить место расположения изучаемого органа, излагать особенности строения с использованием специальной анатомической номенклатуры [1, с. 17]. Однако, согласно ФГОС-3 и ФГОС ВО, при оставшейся прежней программе подготовки значительно сокращены сроки изучения данного предмета, что усложняет процесс обучения и создает определенные трудности его усвоения.
Реформирование современного медицинского образования наиболее существенно отразилось в системе обучения анатомии человека. Сокращение часов, отводимых на изучение предмета, привело к тому, что такой фундаментальный медицинский предмет оказался в условиях жестких временных рамок, когда определенная часть часов пришлась на самостоятельную работу студента, что совершенно не учитывает контингент обучающихся студентов.
В настоящее время значительная часть студентов не может адаптироваться к работе с достаточно большим объемом устного материала, с работой с анатомическими препаратами. Для вчерашних школьников, прошедших через систему ЕГЭ, более знакомой формой обучения являются тестовые задания или подготовка реферативного сообщения с использованием интернет-источников, зачастую содержащих анатомические знания на уровне «домохозяйки». Поступив в высшее учебное заведение большинство студентов-первокурсников, сохраняют школьный стереотип мышления. Воспроизводя «вызубренный» материал, студенты зачастую не могут дать осмысленные ответы на вопрос преподавателя.
Очень важным для активного отношения студентов к обучению являются: 1) осознание ценности знаний для практической деятельности врача; 2) осознание цели обучения и самостоятельная формулировка учебных задач; 3) учебная мотивация; 4) самооценка процесса и результатов учебной деятельности. К сожалению, подавляющее число студентов младших курсов не обладают такими способностями. Таким образом, первокурсник, не успев адаптироваться, оказывается в среде с другими требованиями, установками, большим объемом учебного материала. Отсюда и большой процент отчисления студентов младших курсов.
В работе кафедры анатомии человека самостоятельная работа студентов традиционно заключалась, прежде всего, в препарировании трупа. В настоящее время существенной проблемой в обеспечении наглядности учебного процесса является оснащение практических занятий и лекционного курса натуральными анатомическими препаратами, которые имели бы высокую информационную значимость и соответствовали санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям [2, с. 293]. Препарирование - это довольно тяжелый труд, но обнаруженные студентом в ходе препарирования факты самым надежным образом откладываются в его памяти. Во многих зарубежных странах студенческая группа из 5-6 человек должна отпрепарировать 3 мышечных и 3 сосудисто-нервных трупа, описать увиденное и отметить варианты строения отдельных систем [4, с. 254]. Слова профессора В. Н. Тонкова: «Путь в хирургическую клинику лежит через анатомический зал» до настоящего времени не потеряли своей актуальности. Трупный материал в учебном процессе кафедры анатомии человека является объектом изучения, и его нельзя заменить никакими муляжами, планшетами, электронно-наглядными пособиями. Еще в середине 19 века основатель первой отечественной анатомической школы, академик П. А. Загорский подчеркивал, что следует изучать препарат, а не учебник. Исключение из учебного процесса трупного материала отбрасывает нас в начало 19 века, или еще дальше в историю.
Не менее важной проблемой является поиск новых экологически чистых способов консервации биологических объектов, поскольку традиционные методы фиксации материала не удовлетворяют в полной мере адекватности обеспечения учебного процесса, прежде всего в силу вредного воздействия на организм профессорско-преподавательского состава и обучаемых, а также в связи со значительными проблемами консервации, хранении и использования таких препаратов.
Компетентностный подход в настоящее время объявлен приоритетной задачей преподавания любой дисциплины, в том числе и анатомии человека. Следуя концепции модернизации российского образования, его новым качеством является не только ориентация на усвоение определенной суммы знаний, но и развитие личности студента, его познавательных и созидательный способностей, переход от так называемой «знаниевой» парадигмы к системно-деятельной. Это становится возможным при участии студентов в работе студенческого научного кружка, в выполнении дипломных работ и выступлению на научных конференциях в рамках СНО.
Работа студенческого научного кружка имеет разнообразный и многоплановый характер. Одним из ее компонентов является препарирование и изготовление учебных и музейных препаратов. Однако привлечь к этой работе мы можем лишь небольшую часть успешно обучающихся студентов в виду недостаточности трупного материала и чрезмерной загруженности преподавателей, необходимых для "педагогического сопровождения", которое является примером личностно-ориентированного образования, направленного на преодоление трудностей на пути к намеченной цели. В ходе препаровки происходит неформальное общение преподавателя и студента, позволяющее мотивировать студента на изучение анатомии и к обучению в целом. Как показывает практика, студенты, занимающиеся в анатомическом кружке на 1-11 курсах, лучше осваивают предмет и на старших курсах продолжают заниматься в научных кружках других кафедр, а в последующем становятся высококвалифицированными специалистами.
Министр здравоохранения России В. И. Скворцова, открывая научную конференцию «Непрерывное медицинское образование и качество медицинской помощи» в Московском государственном медико-стоматологическом университете им. А. И. Евдокимова, 29 октября 2012 года [^'шм/уоиШЪе.сот 31.10.2012 г] констатировала факт, что уровень выпускников медицинских вузов «не просто снизился, а он бесстыдно низкий». Среди причин сложившейся ситуации министр видит проблему в состоянии преподавательского корпуса, а именно - старение преподавателей, неизменный уровень их подготовки, отсутствие молодежи. По мнению министра, если в течение 2 лет мы не сможем обновить и переквалифицировать преподавательский состав, то «мы ничему не сможем научить нашу молодежь». Трудно с этим не согласиться.
Перестройка учебного процесса требует по-новому рассчитывать штатное расписание кафедры с учетом времени, отводимой преподавателю на научную и методическую работу. Научно-исследовательская работа поднимает преподавателя в глазах студентов, привлекает их к работе в научном студенческом кружке и, в конечном счете, способствует профессиональной ориентации студентов как будущих преподавателей анатомии. Однако успех на этом направлении в значительной степени будет зависеть от сохранения преемственности разных поколений преподавателей, как главного канала передачи и сохранения педагогического опыта. Студенты, которые не видят трупа, не умеют его препарировать никогда не станут анатомами!
Поиски путей встраивания отечественной системы высшего медицинского образования в Европейское образовательное пространство, которые активно пропагандируются последние годы, к сожалению, сводятся в основном к формализации различных видов деятельности вузов. Они практически не затрагивают существенных сторон содержания, организации и обеспечения учебно-методической работы, совершенствования учебно-материальной базы на уровне западноевропейских вузов, материального обеспечения профессорско-преподавательского состава.
К сожалению, все внедряемые бюрократические инновации и очередные стандарты обучения реализуются в прежних условиях и на той же самой учебно-материальной базе. Они совершенно не затрагивают существенных сторон жизни анатомических кафедр медицинских вузов. Более того, после выхода новых законодательных актов о порядке работы с невостребованными трупами для учебных целей, вузы практически лишились анатомического материала, и учебный процесс обеспечивается благодаря запасам, сделанными в предшествующие годы.
Кроме того, с начала 1990-х годов качественно изменилась жизнь преподавателя фундаментальных и общемедицинских кафедр по сравнению с преподавателями-клиницистами. И эта пропасть продолжает расширяться, создавая условия для постоянного дефицита анатомических кадров. Мягко говоря, оплата труда преподавателя кафедры анатомии ставит его перед необходимостью совмещать преподавание не с научной, а с любой другой работой, что, безусловно, вредит преподавательскому процессу.
Резюмируя, можно отметить, что, несмотря на имеющиеся сложности, существуют пути и способы их решения, которые делают возможным изменить сложившуюся ситуацию в подготовке будущих специалистов и поставить учебный процесс на уровень стандартов международного образовательного сообщества.
Необходимо расширение и полное переоснащение кафедр анатомического профиля с учетом современных требований к инфраструктуре учебно-материальной базы, создание экспериментальных лабораторий и вспомогательных подразделений, улучшение условий труда профессорско-преподавательского состава и лаборантского состава. Главное что успех на этом пути будет зависеть от сохранения преемственности разных поколений преподавателей как главного канала передачи и сохранения педагогического опыта преподавателя Анатомии!
Литература
1. Баженов Д. В. Совершенствование образовательного процесса на кафедрах анатомии человека в медвузах Российской Федерации в современных условиях / Д. В. Баженов, Л. Л. Колесников, М. Р. Сапин // Мат. Международной научн.-практич. конф. руководителей анатомических кафедр и институтов вузов СНГ и Восточной Европы / под. ред. А. К. Усовича. Витебск, 2009. С. 17-19.
2. Гайворонский И. В. Современные подходы к организации учебного процесса на кафедре анатомии человека / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, Л. П. Тихонова [и др.] // Журнал теоретической и практической медицины, 2010. Т. 8. С. 292-295.
3. Сапин М. Р. Анатомия человека - базовая наука в медицинском образовании / М. Р. Сапин // Мед. образование и проф. Развитие, 2011. № 2. С. 96-97.
4. Фомин Н. Ф. Проблемы подготовки профессорско-преподавательского состава анатомических кафедр в свете собственного и зарубежного опыта / Н. Ф. Фомин // Вестник российской военно-медицинской академии, 2016. № 2 (54). С. 254-256.
FROM THE HISTORY OF HEALTH VEYDELEVSKY DISTRICT BELGOROD REGION Vovk Ja.1, Linnik M.2, Kisteneva O.3 ИЗ ИСТОРИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Вовк Я. Р.1, Линник М. С.2, Кистенева О. А.3
'Вовк Яна Руслановна / Vovk Jana—студент;
2Линник Марина Сергеевна /Linnik Marina — студент, Медицинский институт;
3Кистенева Ольга Алексеевна /Kisteneva Olga — кандидат исторических наук, доцент, кафедра факультетской терапии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: в статье освещены вехи здравоохранения Вейделевского района Белгородской области. Выявлено, что с 1880 года при земстве Валуйского уезда Воронежской губернии, куда входила и Вейделевская волость, был сформирован санитарный совет, а территория уезда была разделена на четыре врачебных участка. В начале XX века с инициативой строительства современной больницы выступила великая меценатка графиня С. В. Панина и уже с 1905 года в слободе развернулось строительство одной из лучших в Воронежской губернии больниц. Abstract: the article highlights the milestones of health Veydelevsky district, Belgorod region. It is revealed that since '880, when the Council Valuysky County Voronezh province, which includes Veydelevsky district, was formed the sanitary Council, and the County was divided into four medical area. In the early twentieth century with the initiative of building a modern hospital was made by the great art patrons of the Countess S. V. Panina, and since '905 in the village saw the construction of one of the best in Voronezh province hospitals.
Ключевые слова: здравоохранение, земство, Вейделевский район, Белгородская область. Keywords: health, rural councils, Veydelevsky district, Belgorod oblast.
Население современного Вейделевского района Белгородской области ещё относительно недавно было абсолютно лишено квалифицированной медицинской помощи. Люди были вынуждены обращаться к местным знахарям и целителям с проблемами своего здоровья. Всё это приводило к высокой смертности, особенно среди детей. Наиболее встречаемыми болезнями того времени были корь, скарлатина, оспа, дизентерия, тиф, дифтерия, холера.
В 1880 году при земстве уезда Воронежской губернии, куда входила и Вейделевская волость, был сформирован санитарный совет. Территория уезда была разделена на четыре врачебных участка, в каждом из которых полагалось находиться фельдшеру и врачу. Приёмная врача долгое время размещалась в наёмном приспособленном доме, именуемой «больничкой». В «больничке» находились всего четыре койки [3]. С больных же брали плату в размере 10 копеек в сутки. Медицинского персонала для ухода за пациентами не было, и поэтому вопросами ухода занимались родственники.