Научная статья на тему 'Роль музея кафедры анатомии человека в образовательном процессе'

Роль музея кафедры анатомии человека в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОМИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ / ANATOMICAL PREPARATIONS / КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА / DEPARTMENT OF HUMAN ANATOMY / МУЗЕИ / MUSEUMS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. И. РАЗУМОВСКОГО / SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY N.A. V. I. RAZUMOVSKY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бугаева И. О., Алешкина О. Ю., Бикбаева Т. С.

Изложены сведения об истории становления фундаментального учебно-научного музея кафедры анатомии человека Саратовского медицинского университета имени В. И. Разумовского. Представлены основные коллекции фонда анатомического музея. Описаны особенности регистрации и учета анатомических препаратов, обозначена цель их экспонирования. Показано значение музея в образовательном и научном процессе кафедры анатомии человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Бугаева И. О., Алешкина О. Ю., Бикбаева Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of museum of Department of Human Anatomy in the educational process

The article contains information on the history of the formation of the fundamental educational and scientific museum of Human Anatomy department of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. The main collections of the fund of anatomy museum are presented. Features of registration and registration of anatomical preparations, as well as the purpose of their exposure, are described. The importance of the museum in the educational and scientific process of the department of human anatomy is considered.

Текст научной работы на тему «Роль музея кафедры анатомии человека в образовательном процессе»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 611.01 (045)

роль музея кафедры анатомии человека в образовательном процессе

И. О. Бугаева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по учебно-воспитательной работе, заведующая кафедрой гистологии, профессор, доктор медицинских наук; О. Ю. Алешкина — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой анатомии человека, профессор, доктор медицинских наук; Т. С. Бикбаева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры анатомии человека, кандидат медицинских наук.

THE ROLE OF MUSEUM OF DEPARTMENT OF HUMAN ANATOMY in the educational PROCESS

I. O. Bugaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-Rector for Education Work, Head of Department of Histology, Professor, Doctor of Medical Sciences; O. Yu. Aleshkina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Human Anatomy, Professor. Doctor of Medical Sciences; T. S. Bikbaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Human Anatomy, Assistant, Candidate of Medical Sciences.

Дата поступления — 14.06.2017 г. Дата принятия в печать — 20.02.2018 г.

Бугаева И. О., Алешкина О.Ю., Бикбаева Т. С. Роль музея кафедры анатомии человека в образовательном процессе. Саратовский научно-медицинский журнал 2018; 14 (1): 97—l0o.

Изложены сведения об истории становления фундаментального учебно-научного музея кафедры анатомии человека Саратовского медицинского университета имени В. И. Разумовского. Представлены основные коллекции фонда анатомического музея. Описаны особенности регистрации и учета анатомических препаратов, обозначена цель их экспонирования. Показано значение музея в образовательном и научном процессе кафедры анатомии человека.

Ключевые слова: кафедра анатомии человека, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского, музей, анатомические препараты, образовательный процесс.

Bugaeva IO, Aleshkina OYu, Bikbaeva TS. The role of museum of Department of Human Anatomy in the educational process. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2018; 14 (1): 97-100.

The article contains information on the history of the formation of the fundamental educational and scientific museum of Human Anatomy department of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. The main collections of the fund of anatomy museum are presented. Features of registration and registration of anatomical preparations, as well as the purpose of their exposure, are described. The importance of the museum in the educational and scientific process of the department of human anatomy is considered.

Key words: Department of Human Anatomy, Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, museum, anatomical preparations, educational process.

Кафедра анатомии человека образована в 1909 г Ее основоположником является профессор Николай Григорьевич Стадницкий, возглавлявший кафедру до 1930 г К созданию анатомического музея приступили с первых дней работы кафедры, и уже к началу занятий (23.09.1909 г.) на кафедре было мацерирова-но 6 трупов и изготовлено 6 скелетов. За первый год существования кафедры изготовлено 25 полных скелетов и большое количество изолированных костей. В 1910 г учебный музей пополнился препаратами мозга, мочевыми, мужскими и женскими половыми органами, изготовленными профессором Н. Г. Стад-ницким и прозектором Я. Ф. Павличеком, который

Ответственный автор — Алешкина Ольга Юрьевна

Тел.: (8452) 669765

E-mail: [email protected]

приготовил уникальные анатомические препараты и разнообразные художественные анатомические картины, написанные масляными красками на линолеуме. До наших дней сохраняются первые экспонаты музея: модель головного мозга в натуральную величину, модель эмбриона двух недель, препарат глубоких сосудов лица и шеи, скелет новорожденного на естественных связках. В дар музею кафедры тогда же поступили два гипсовых препарата мозга, изготовленных профессором Московского университета Д. Н. Зерновым [1].

За первые шесть лет существования кафедры изготовлены 225 скелетов, множество отдельных препаратов конечностей, частей тела, внутренних органов, а также музейные препараты [2]. В течение последующих пятнадцати лет благодаря первым прозекторам Ярославу Францевичу Павличеку и Ва-

Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2018. Vol. 14, № 1

Учебный зал кафедры анатомии человека

лериану Генриховичу Рамляу кафедра регулярно пополнялась музейными препаратами и анатомическими рисунками.

С 1930 г. кафедрой заведовал профессор Владимир Вадимович Масловский, уделявший большое внимание расширению фонда анатомического музея. В том же году он специально выезжал в Государственный Дарвиновский музей (Москва) для изучения постановки музейного дела. Профессор В. В. Масловский организовал на кафедре кружок по изучению строения центральной нервной системы. Под его личным руководством кружковцы учились изготавливать и анализировать топографические срезы на определенных уровнях головного мозга, окрашивать базальные ядра, кору полушарий. После смерти Владимира Вадимовича директор Саратовского медицинского института К. Я. Шхвацабая подписал приказ (№30 от 14.02.1935) о присвоении музею кафедры нормальной анатомии имени профессора Масловского, но это предписание так и осталось невыполненным [3].

В последующие годы анатомический музей регулярно пополнялся анатомическими препаратами. Так, если в 1927 г. в учебном музее имелся только 81 препарат, то в 1934 г. уже 429 препаратов по всем разделам анатомии. В настоящее время в фонде музея насчитывается более 2500 экспонатов, большая часть которых приготовлена руками преподавателей и студентов, так как неотъемлемой составной частью учебного процесса кафедры анатомии человека является изучение строения тела человека на сухих и влажных анатомических препаратах. Музейные экспонаты наглядно демонстрируют строение отдельных органов и частей тела человека, их индивидуальную, возрастную и половую изменчивость и являются главной составляющей в освоении анатомического материала.

В течение последних 35 лет мацерацией и бальзамированием трупного материала занимался доктор медицинских наук, доцент Ю. А. Гладилин, обеспечивая кафедру учебными и научными анатомическими препаратами. Уже со студенческой скамьи, с 1-го курса (1959 г.) Саратовского медицинского института,

Юрий Александрович, посещая студенческий анатомический кружок, осваивал методы исследования, применяемые в анатомии, и самостоятельно создавал анатомические препараты человека и животных, пополняя коллекцию музея кафедры. Им подготовлено более 200 черепов для краниологической коллекции и около 1000 различных костей скелета человека, забальзамировано 100 трупов людей для учебного процесса. В настоящее время Ю. А. Гладилин охотно передает свои знания и опыт в изготовлении анатомических препаратов молодым преподавателям и студентам. Методы препарирования и мацерации, используемые для изготовления анатомических препаратов, позволяют студентам осваивать анатомию, выявляя индивидуальные морфологические особенности, варианты изменчивости строения отдельных органов и частей тела человека и животных [4]. Под руководством Ю.А. Гладилина студентами подготовлено более тридцати анатомических экспонатов, украшающих учебный музей кафедры.

В настоящее время фундаментальный учебно-научный музей кафедры анатомии человека Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского, так же как и 100 лет назад, располагается в IV корпусе, на фронтоне которого под барельефным изображением черепа была надпись «Анатомическш институтЪ» [3]. Музей кафедры занимает четыре зала, экспозиции которых объединены согласно тематическим разделам дисциплин «Анатомия человека» и «Медицинская антропология», так как основными и постоянными посетителями музея являются студенты 1-го и 2-го курсов всех факультетов. Экспозиция — это основная форма музейной коммуникации, образовательные цели которой достигаются путем демонстрации анатомических экспонатов, размещенных в витринах музея в соответствии системным пониманием строения тела человека, что способствует наглядному восприятию учебного материала.

В первом зале представлены экспонаты внутренних органов, головного и спинного мозга, органов чувств, а также уникальные препараты с вековой историей существования, приготовленные первыми

анатомами кафедры ассистентами К. А. Кошкиной, К. Н. Делициевой, Н. В. Чистовой и студентом В. Ви-деманом: «труп взрослого мужчины, с отпрепарированными сосудами и нервами».

Здесь же в витрине расположен сухой препарат всего желудочно-кишечного тракта взрослого человека, изготовленный в 1927 г. профессором Н. Г. Стадницким по предложенной и разработанной им методике (метод изготовления желудочно-кишечного канала в сухом виде опубликован в Казанском медицинском журнале в 1928 г.).

Во втором зале демонстрируется опорно-двигательный аппарат: строение, форма и изменчивость костей, суставов, в которые вмонтированы оси движения, мышц. В центе зала расположен мышечный труп, приготовленный в 1938 г. ассистентами кафедры Т. П. Адлиной, К. Н. Делициевой и Н. В. Чистовой, где отпрепарирована каждая мышца, пронумерована и снабжена русским и латинским термином, что дает студенту возможность не только изучить определенную мышцу, но и увидеть ее местоположение в теле человека и понять функциональную взаимосвязь с рядом расположенными мышцами.

Третий зал посвящен антропологии. В витринах размещены черепа доисторических людей и современного человека. Здесь же представлены фотографии и художественные репродукции, помогающие понять исторический процесс становления человека. Кроме того, в данном зале размещены препараты, иллюстрирующие и подтверждающие общность происхождения человека и животных.

Четвертый зал посвящен изменчивости органов различных систем в детском возрасте, а также аномалиям и уродствам (пороки развития центральной нервной системы и органов чувств, головы и шеи, внутренних органов).

В последнее десятилетие, наряду с классической фиксацией органов, в приготовлении анатомических препаратов используются инновационные технологии, например полимерное бальзамирование. Так, в витринах третьего зала размещены пластинаты внутренних органов человека, суставы и связки,

мышечные препараты конечностей. В четвертом зале представлен мужской мышечный труп с отпрепарированными органами, сосудами и нервами, изготовленными в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии им. С. М. Кирова Министерства обороны РФ заведующим кафедрой нормальной анатомии человека доктором медицинских наук, профессором И. В. Гайворонским.

На каждом экспонате музея имеется табличка с информацией, включающей русское и латинское название препарата, описание его визуальных характеристик и индивидуальных анатомических особенностей, а также дату и фамилию, имя, отчество лица, приготовившего его.

В фонде анатомических препаратов музея кафедры собрана богатая краниологическая коллекция, насчитывающая более семисот паспортизированных черепов детей и взрослых людей, тотальных шлифов 150 черепов и фронтальных распилов на девяти стандартных уровнях 250 черепов [6].

Экспонируется коллекция позвоночных столбов, тазов, плечевых и бедренных костей, костей предплечья и голени, органов мочевой системы, мужских половых желез, а также артериальных комплексов «Артериальный круг (Виллизиев) головного мозга», изготовленных профессором В. И. Биком. У всех коллекционных препаратов имеется инвентарный номер, являющийся их постоянным учетным обозначением, который зарегистрирован в систематической (предметной) кафедральной картотеке музейных препаратов. Главным предназначением анатомических коллекций кафедры является их экспонирование и использование для учебной, научной и профо-риентационной целей [5].

Профориентационной работой сотрудники кафедры занимаются в течение учебного года, проводя познавательные профильные экскурсии для учащихся средних школ, лицеев и тем самым повышая общекультурный уровень будущих абитуриентов, студентов университетов, медицинских колледжей Саратова и области. Основная цель такой работы: с помощью демонстрации анатомических экспона-

Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2018. Vol. 14, № 1.

тов, размещенных в соответствии с разработанной научной концепцией, показать основные периоды видового и индивидуального развития организма, а также изменчивость и аномалии развития отдельных органов, систем.

В заключение важно подчеркнуть, что, с одной стороны, анатомические музейные препараты используются кафедрой как наглядные пособия для изучения студентами строения тела человека, а с другой — коллекционный материал служит источником для проведения научных исследований. Таким образом, фундаментальный анатомический учебно-научный музей кафедры анатомии человека СГМУ является неотъемлемой частью учебного процесса, способствуя пониманию единства структуры и функции органов и систем человека, их изменчивости в процессе фило- и онтогенеза, что необходимо для освоения профессиональных компетенций будущими высококвалифицированными специалистами.

Авторский вклад: написание статьи — О. Ю. Алешкина, Т. С. Бикбаева; утверждение рукописи — И. О. Бугаева, О. Ю. Алешкина.

References (Литература)

1. Aleshkina OYu, Gladilin YuA, Fomkina OA. Training of doctors at the Department of Normal Anatomy of the Saratov University during World War I. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11 (3): 354-359. Russian (Алешкина О. Ю., Гладилин Ю. А., Фомкина О. А. Подготовка врачей кафедрой нормальной анатомии Саратовского университета до начала и в период Первой мировой войны. Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11 (3): 354-359).

2. Nikolenko VN, Speransky VS. Milestones of history of department of human anatomy of the Saratov Medical University

(1909-1999). In: Makro- i Mikromorfologiya: Mezhvuzovskiy nauchno-tematicheskiy sbornik. Saratov, 1999; р. 12-33. Russian (Николенко В. Н., Сперанский В. С. Вехи истории кафедры анатомии человека Саратовского медицинского университета (1909-1999). В кн.: Макро- и микроморфология: межвуз. сб. науч. работ. Саратов: Изд- во СГМУ, 1999; с. 12-33).

3. Glybochko PV, Nikolenko VN. To the Saratov anatomic school — 100 years (1909-2009). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2009; 5 (3): 297-309. Russian (Глыбоч-ко П. В., Николенко В. Н. Саратовской анатомической школе — 100 лет (1909-2009). Саратовский научно-медицинский журнал 2009; 5 (3): 297-309).

4. Bikbaeva TS, Aleshkina OYu, Vohidova ShSh. Science — human anatomy. Journal of scientific conferences 2016; 3-7 (7): 29-30. Russian (Бикбаева Т. С., Алешкина О. Ю., Вохи-дова Ш. Ш. Анатомия человека как наука. Вестник научных конференций 2016; 3-7 (7): 29-30).

5. Bugaeva IO, Aleshkina OYu, Chernenkov YuV, et al. The organization of educational process at Human Anatomy Department of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (2): 306-308. Russian (Бугаева И. О., Алешкина О. Ю., Черненков Ю. В., Бикбаева Т. С., Заго-ровская Т. М. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека Саратовского ГМУ им. В. И. Разумовского. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 306-308).

6. Aleshkina OYu, Zaichenko AA. Personnel of Human Anatomy Department of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky as the participants ofthe Great Patriotic War. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11 (1): 11-15. Russian (Алешкина О. Ю., Зайченко А. А. Сотрудники кафедры анатомии человека Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского — участники Великой Отечественной войны. Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11 (1): 11-15).

УДК 61:378:316.4] 057.875 (045) Авторское мнение

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

В. М. Попков — ректор ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой урологии, профессор, доктор медицинских наук; И. О. Бугаева — ФГБОУ ВО «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по учебной работе, директор института подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования, заведующая кафедрой гистологии, профессор, доктор медицинских наук; А. А. Живайкина — ФГБОУ ВО «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, кандидат философских наук; В. С. Лойко — ФГБОУ Во «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по общественным связям и воспитательной работе, кандидат медицинских наук; Е. А. Андриянова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии, профессор, доктор социологических наук.

YOUTH POLICY AT MEDICAL UNIVERSITY IN CONCEPTUAL AND PRACTICAL REALIZATION

V. M. Popkov — Rector of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Urology, Professor, Doctor of Medical Sciences; I. O. Bugaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-Rector for Academic Work, Director of the Institute of Professional Training of Higher Qualification and Additional Professional Education, Head of Department of Histology, Professor, Doctor of Medical Sciences; A. A. Zhivaykina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Philosophy, Human Sciences and Psychology, Assistant Professor, Candidate of Philosophical Sciences. V. S. Loyko — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-rector for Public Relations and Educational Work, Candidate of Medical Sciences; E. A. Andriyanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Professor, Doctor of Sociological Sciences.

Дата поступления — 18.12.2017 г. Дата принятия в печать — 20.02.2018 г.

Попков В.М., Бугаева И. О., Живайкина А.А., Лойко В. С., Андриянова Е. А. Молодежная политика медицинского вуза: концептуальный подход и практика реализации. Саратовский научно-медицинский журнал 2018; 14 (1): 100-106.

Рассматриваются основные теоретические и практические аспекты реализации программы молодежной политики Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского. Авторы анализируют систему воспитания студентов, отвечающую современным вызовам и задачам развития российского общества. Особое внимание уделяется основным условиям и направлениям реализации молодежной политики в университете. Формулируются концептуальные основания молодежной политики вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.