НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
УДК 611.01:929
ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ КАФЕДРОЙ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДО НАЧАЛА И В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
О. Ю. Алешкина — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой анатомии человека, доктор медицинских наук; Ю. А. Гладилин — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры анатомии человека, доктор медицинских наук; О. А. Фомкина — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры анатомии человека, кандидат медицинских наук.
TRAINING OF DOCTORS AT THE DEPARTMENT OF NORMAL ANATOMY OF THE SARATOV
UNIVERSITY DURING WORLD WAR I
O. Yu. Aleshkina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Human Anatomy, Doctor of Medical Science; Yu. A. Gladilin — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Human Anatomy, Assistant Professor, Doctor of Medical Science; O. A. Fomkina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Human Anatomy, Assistant, Candidate of Medical Science.
Дата поступления: 1.07.2015 г. Дата принятия в печать — 28.08.15 г.
Алешкина О.Ю., Гладилин Ю.А., Фомкина О.А. Подготовка врачей кафедрой нормальной анатомии Саратовского университета до начала и в период Первой мировой войны. Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11(3): 354-359.
В статье изложены сведения об организации кафедры нормальной анатомии человека при Саратовском университете и ее работе в период с 1909 по 1916 год.
Aleshkina OYu, Gladilin YuA, Fomkina OA. Training of doctors at the department of normal anatomy of the Saratov university during World War I. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11(3): 354-359.
The article presents the data concerning the organization of department of Normal Human Anatomy at the Saratov University and its work during the period from 1909 to 1916.
Началом истории кафедры анатомии человека СГМУ можно считать 1 июля 1909 г., когда в числе первых семи профессоров Саратовского университета был назначен заведующим кафедрой нормальной анатомии первый прозектор и приват-доцент Новороссийского университета Николай Григорьевич Стадницкий, ученик знаменитого анатома Августа Раубера и профессора Н.А. Батуева. Летом того же года Н. Г Стадницкий назначен экстраординарным профессором, а 20 июня 1910 г стал ординарным профессором той же кафедры [1]. Первые шаги организации кафедры были самыми трудными и требовали наибольшего проявления энергии, так как приходилось создавать все с нуля. Краткость подготовительного этапа перед началом учебных занятий (23 сентября 1909 г.) требовала быстроты действий и учета самого главного и необходимого. Кафедре выделили две небольшие комнаты в земском анатомическом театре (ныне там размещается администрация 2-й городской больницы) и зал для
Ответственный автор — Алешкина Ольга Юрьевна
Тел.: (8452) 669791
E-mail: aleshkina_ou@mail.ru
вскрытий в прозекторской Александровской губернской земской больницы (ныне приемное отделение 2-й городской клинической больницы), которые требовали капитального ремонта и дооборудования. Правлением университета в короткий срок проводится ремонт помещений, меняется электропроводка, устанавливаются дополнительные водные стоки. Кафедрой заказываются 12 деревянных секционных столов, скамьи, табуреты, оборудуются небольшая мацерационная комната и подвал для хранения трупов. В мацерационной комнате устанавливаются куб и большая плита с котлом, отдельная печь для отопления помещения. Для мацерации костей были приспособлены две чугунные эмалированные ванны. В подвальное помещение для хранения трупов оборудован отдельный вход. Дальнейшее обустройство кафедры состояло в приобретении мебели, книг и всех необходимых лабораторных принадлежностей для преподавания и проведения анатомических работ [2].
Подготовлены первая анатомическая аудитория и кабинет заведующего кафедрой, который одновременно являлся местом для хранения анатомических препаратов и материальной комнатой. Секционный
Профессор Николай Григорьевич Стадницкий
зал прозектория Александровской губернской земской больницы, рассчитанный только на дневную работу, являлся местом не только для практических занятий студентов по анатомии, но и для патолого-анатомических и судебно-медицинских вскрытий, а также местом для занятий фельдшерско-акушерской школы. Наряду с организационной работой, заведующий кафедрой занимался подбором преподавательского персонала для ведения педагогической деятельности. Первым сотрудником, приглашенным на должность помощника прозектора, был Николай Евграфович Осокин, впоследствии профессор и директор клиники нервных болезней Саратовского университета. Однако работа Н. Е. Осокина на кафедре продолжалась только один год, так как летом 1910 г по заданию университета он отправлен за границу для освоения анатомо-физиологических вопросов, а осенью того же года переведен на кафедру физиологии к профессору И. А. Чуевскому. Несколько позже на должность препаратора был принят П. А. Ананьев, но его деятельность касалась только подготовки лек-ционно-демонстрационного материала. В этом же учебном году приглашается на должность прозектора доктор Ярослав Францевич Павличек — скульптор, живописец и молодой анатом. Рекомендуя его на кафедру, Н. Г. Стадницкий докладывал Совету университета, что прозектор кафедры анатомии кроме высшего образования должен иметь еще и практическую подготовку, а именно уметь мацерировать кости, вязать скелеты, готовить наглядные пособия для основного и учебного музея кафедры [3-11]. Впоследствии Я. Ф. Павличек обогатил кафедру анатомическими препаратами, рисунками, скульптурами, тем самым положив начало развитию музея кафе-
дры. Почти одновременно с Я. Ф. Павличеком на место помощника прозектора приглашается доктор Валериан Генрихович Рамляу, принимавший активное участие в изготовлении анатомических музейных препаратов. В конце 1913 г. в качестве сверхштатного помощника прозектора был приглашен доктор Н. А. Гайский [2].
Несмотря на короткий подготовительный срок, 23 сентября 1909 г. кафедра была готова к началу учебного года: штаты укомплектованы, изготовлен необходимый демонстрационный анатомический материал [12, 13]. К началу занятий на кафедре было мацерировано 6 трупов и изготовлено 6 скелетов. К обучению на вновь созданной кафедре приступили 92 студента и 15 вольнослушателей. Преподавание описательной анатомии, вплоть до революции состояло в чтении систематического лекционного курса и ведении практических занятий. Лекции читались профессором Н. Г. Стадницким по 6 часов в неделю. В течение осеннего семестра лекционный курс охватывал изложение нормальной анатомии костно-суставной системы (остеология, артрология и синдесмология), а практические занятия включали изучение костей, суставов и связок на готовых анатомических препаратах. В весеннем полугодии для студентов 1 курса читались лекции по миологии, общей анатомии внутренностей, частной анатомии сердца и дыхательных органов (по 6 часов в неделю). На практических занятиях, на готовых анатомических препаратах и путем самостоятельного препарирования, студенты изучали мышцы всего тела, полость лицевого черепа с мышцами языка, мягкого неба и глотки, топографию внутренних органов, серозные оболочки полостей тела, частную анатомию сердца [2]. Практические занятия со студентами велись ежедневно, за исключением субботы, с 5 до 8 часов вечера. В весеннем семестре первокурсникам для препарирования было выдано 20 препаратов верхней и 18 — нижней конечностей, а также 7 набальзамированных невскрытых трупов, в осеннем семестре — 21 препарат верхней и 20 препаратов нижней конечностей.
Однако ведение практических занятий осложнялось тем, что в препаровочном зале кафедры в часы занятий студентов производились вскрытия трупов для нужд земства и города другими службами (пато-логоанатомическая и судебно-медицинская). В связи с этим заведующий кафедрой нормальной анатомии профессор Н. Г. Стадницкий, пишет следующее представление: «Имею честь довести до сведения Вашего Превосходительства, что в препаровочном зале анатомического института при Александровской Губернской Земской больнице городовые врачи г. Саратова производят судебно-медицинские вскрытия городских трупов. Причем такие вскрытия производятся в дни и часы обязательных практических занятий со студентами, без всякого предупреждения и согласия с моей стороны, с совершенно посторонней разных сословий публикой (в шапках и с шумом), когда студенты одновременно изучают как расчлененные, так и нерасчлененные трупы. Само собой разумеется, что подобные судебно-медицинские вскрытия весьма нарушают нормальный ход практических занятий. Как на один из таких примеров нарушения практических занятий, укажу на 6-ое сего апреля (вторник): г. городовой врач д-р Сапожников производил судебно-медицинское вскрытие трупа г. Юренкова от 5 до 7 часов вечера в присутствии посторонней публики, числом около 20 человек (в шапках), когда происходили одновременно и обязательные практические
Здание бывшей Александровской больницы
занятия со студентами. Принимая во внимание, что упомянутые нарушения практических занятий крайне нежелательны и не могут быть допустимы на будущее время, — а равно и то обстоятельство, что вышеназванные вскрытия, как сказано выше, производятся в присутствии посторонней публики, без всякого уважения к трупам, выданным студентам с целью изучения, которая может распространять в городе всевозможные слухи по поводу производимых анатомических работ и тем самым возбуждать толпу, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство войти с надлежащим ходатайством о совершенном прекращении на будущее время судебно-медицинских вскрытий в препаровочном зале вышеупомянутого института...» [3-11].
В 1910 г. продолжается благоустройство кафедры, на баланс которой поступает 137 единиц мебели, 25 экземпляров книг и 2 модели.
В связи с увеличившимся в этом году количеством студентов и вольнослушателей, остро встал вопрос с обеспечением учебного процесса трупным материалом. Н. Г. Стадницкий писал: «Принимая во внимание, что с осеннего семестра этого года число студентов ИМПЕРАТОРСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО Университета удвоится и таким образом встретится большая необходимость в значительном количестве трупного материала, крайне необходимого как при ведении практических занятий в препаровочном зале со студентами, так равно и для заготовления многочисленных, разнообразных анатомических препаратов на лекции, а также для основного и учебного музеев, без чего невозможно вести правильное преподавание нормальной анатомии на медицинском факультете, — имею честь покорнейше просить Совет ходатайствовать перед Министерством Народно-
го Просвещения о том, что все трупы безродных, умирающих во всех больницах г. Саратова (городская, земская и тюремная), а равно и в родильных приютах, были бы передаваемы кабинету нормальной анатомии медицинского факультета ИМПЕРАТОРСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО Университета. Министерство Народного Просвещения при этом присовокупляет, что Саратовскому губернатору предложено оказывать содействие в деле снабжения кафедры нормальной анатомии трупным материалом» [3-11].
В ответ на данное обращение из местных больниц города поступило 103 трупа (из Александровской земской больницы — 69, городской больницы — 33, психиатрической — 1). Женских трупов было 29 (2 после вскрытия), мужских 74 (11 после вскрытия). В связи с печатным обращением заведующего кафедрой в газеты с просьбой присылать музею нормальной анатомии редкие анатомические препараты, имеющие учебный и научный интерес, саратовскими врачами переданы в дар кафедре несколько крайне редких экземпляров человеческих уродств.
Александровская губернская земская больница постоянно доставляла кабинету нормальной анатомии трупный материал, поэтому чтение лекций сопровождалось демонстрированием большого количества разнообразных анатомических препаратов, в приготовлении которых большую помощь кафедре оказал препаратор П. А. Антоньев (вскоре, к большому сожалению кафедры, перешедший в число студентов), допущенный к исполнению обязанности препаратора г. попечителем Казанского учебного округа.
Для студентов 2 курса в осеннем семестре лекционный курс включал частную анатомию внутренностей, сосудистую и нервную системы (по 4 часа в
неделю). На практических занятиях изучение частной анатомии органов пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем, а также сосудов и нервов частей тела, за исключением сосудов и нервов конечностей, осуществлялось на готовых препаратах и путем самостоятельного препарирования. В IV семестре читалась центральная нервная система и органы чувств (по 4 часа в неделю), а на практических занятиях студенты препарировали сосуды и нервы конечностей и изучали органы чувств на готовых препаратах. По окончании семестра по всему пройденному курсу студенты сдавали профессору зачет в виде подробного собеседования. Большинство студентов сдавали его весьма успешно [2].
В этом же году профессором Н. Г. Стадницким было организовано научное студенческое общество «Анатом». Активно работала секция препарирования. Студенты проводили самостоятельные исследования, помогали преподавателям в изготовлении музейных препаратов, среди которых необходимо отметить студентов первого приема в университет — Копелянского и Зверева, впоследствии ставших ассистентами одной из терапевтической клиник [2]. Всего за этот год на кафедре мацерировано и изготовлено 25 полных скелетов и большое количество изолированных костей.
Учебный музей кафедры в 1910 г пополнился препаратами мозга, мочевых, мужских и женских половых органов, изготовленных профессором Н. Г. Стадницким и прозектором Я. Ф. Павличеком, последний приготовил уникальные анатомические препараты и разнообразные художественные анатомические картины, написанные масляными красками на линолеуме, сохранившиеся до наших дней. В дар музею кафедры в этом же году поступили два гипсовых препарата мозга, две восковые модели таза с прилегающими органами, изготовленные профессором Московского университета Д. Н. Зерновым; в фонд будущей кафедральной библиотеки поступили его ученые труды [11, 14].
Теснота помещений и ежегодное увеличение приема студентов на медицинский факультет заставляет в 1910 г. заведующего кафедрой Н. Г. Стадницко-го ходатайствовать об ускорении начала постройки университетских корпусов на Московской площади: «Невозможно обойти молчанием крайнюю тесноту временного помещения кафедры нормальной анатомии. Кафедра с открытием 2-го курса и с удвоившимся числом студентов поставлена в крайне тяжелые условия. Помещение кафедры и все стены последнего уже использованы; новых анатомических препаратов, в которых необходимость все увеличивается, негде хранить. Таким образом, если и в 1911 году постройка анатомического института не будет начата, несмотря на все старания Университета и Строительной комиссии, а равно и заведующего кафедрой, то последняя окажется в ближайшем будущем в критическом состоянии» [3-11].
13 ноября того же года в актовом зале университета Н. Г. Стадницкий следом за выступлением ректора В. И. Разумовского произнес речь на тему «Пирогов как анатом» в честь столетия великого ученого. Занятия со студентами в этот день были отменены.
Несмотря на все трудности, которые испытывала кафедра, вновь поступившие на 1 курс в 1911 г. студенты и вольнослушатели в осеннем полугодии в прежнем режиме изучали опорно-двигательный аппарат сначала по заранее изготовленным препаратам, а затем путем препарирования мышцы, связки и
суставы конечностей. Причем каждые три студента, как и в прошлом году, получали набальзамированную верхнюю или нижнюю конечность, другую же изучали готовую, обмениваясь последней с товарищами. Для препарирования мышц шеи и туловища, пахового и бедренного каналов, органов грудной и брюшной полостей каждой студенческой группе, состоящей из 12 человек, выдавали один невскрытый набальзамированный труп, тогда как для изучения мышц головы, за неимением подходящего трупного материала, студенты использовали препараты, заранее изготовленные профессором и его помощниками [2].
Студенты 2 курса в осеннем полугодии препарировали сосуды и нервы шеи, туловища и органов грудной и брюшной полостей. Каждой группе (12 человек) с этой целью также выдавался один набальзамированный труп. По окончании студентами 1 и 2 курсов обязательных анатомических занятий и изучения ими препаратов, профессором производился подробный опрос (зачет) в виде проверки знаний не только теоретически, но и практически. Значительное большинство студентов сдавали зачеты, как и в предыдущем 1910 г., весьма удовлетворительно.
Для подготовки студентов вплоть до 1928 г. рекомендовался «Курс лекций по анатомии и изучению препарированием на трупе» профессора Н. А. Бату-ева первоначально в одесском (1907 г.), а затем и в саратовском издании, под редакцией профессора Н. Г. Стадницкого (1920 г.) [2]. Также для изучения студентами был рекомендован многотомный учебник по анатомии профессора А. Раубера (1841-1917), выдержавший 20 изданий, и атлас по анатомии В. Шпальтегольца (1861-1940), переведенный на русский язык профессором Н. А. Батуевым.
Одновременно с учебной работой на кафедре проводились научные исследования. В 1911 г. профессором Н. Г. Стадницким изданы три научные статьи: «К первичной эктопии почек», «Два случая неправильного положения слепой кишки, важных в практическом отношении» и «Поражение костей черепа при сифилисе». Прозектор Я. Ф. Павличек, препарируя, обнаружил на телах четырех трупов необычные татуировки, в связи с этим им была подготовлена статья «Татуирование у русских моряков». Научная работа ведется не только сотрудниками, но и студентами, обучающимися на кафедре. Так, 8 декабря 1912 г. профессор Н. Г. Стадницкий докладывает на заседании Совета о присуждении студенту Бардину золотой медали за научную работу «Эластическая ткань в легких» [3-11].
В 1911 г. материально-техническая обеспеченность кафедры, по сравнению с 1910 г., значительно увеличилась за счет получения большого количества оборудования (158 единиц аппаратов, инструментов, моделей), мебели (210 единиц), научной и учебной литературы (66 экземпляров). Для учебного процесса и научных целей поступило 149 трупов.
Первоначально намеченный на 1912 г. переход кафедры в собственное здание не осуществился. Ощущалась крайняя теснота в помещениях из-за уже имеющегося и вновь поступающего оборудовании (аппараты, инструменты, модели), увеличившегося до 246 единиц, мебели — до 364 единиц и трупного материала (229 трупов). Свои научные труды в дар кафедре присылает из Одессы профессор Н. А. Батуев.
В 1913 г. вновь откладывается переезд кафедры в новое помещение, однако ее пополнение оборудованием на 11 единиц и мебелью на 129 единиц про-
358
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
должается. Регулярно поступает трупный материал (190 трупов).
Осень 1914 г., когда Россия вступила в Первую мировую войну, ознаменовалась для кафедры важным событием — переходом в собственное специально построенное помещение на Московской площади, где кафедра расположена и по сей день. В новом здании кафедра заняла все три этажа правого крыла. Переход совершается быстро, еще в то время, когда северная часть корпуса отделывалась, заканчивалось оштукатуривание стен и настилка полов в аудитории и в помещении музея. Одновременно с освоением помещений, для кафедры изготовлено все мебельное оборудование как специального, так и общего характера, поражающее своей художественной работой и добротностью выполнения (исключая музейные витрины, пополнение которыми происходило в 1928 и 1931 гг.). Закладывается основа для создания кафедральной библиотеки выпиской русских общеврачебных журналов и некоторых анатомических классиков, и, наконец, из-за границы был получен заказ от одной из парижских фирм муляжей уха, глаза, разветвление лицевого и тройничного нерва [2]. В этот год инвентарный каталог кафедры пополнился еще 221 единицей оборудования из числа аппаратов, инструментов и моделей. Продолжает регулярно поступать трупный материал (168 трупов). Студенты под руководством преподавателей препарировали много и с интересом, как на практических занятиях, так и в вечернее время. Наряду со студентами 1-2 курсов, к работе с трупным материалом допускались студенты выпускного курса. За первые шесть лет существования кафедры изготовлены 225 скелетов, множество отдельных препаратов конечностей, частей тела, внутренних органов, музейные препараты (в настоящее время анатомический музей насчитывает более 2500 экспонатов) [11, 15, 16, 17].
Период империалистической и гражданской войн был самым тяжелым временем в жизни кафедры. Постепенно нарастающая хозяйственная разруха страны, расстройство транспорта, падение денежной валюты не могли не отразиться на жизни молодого университета.
С началом войны в Саратовском университете, как и в других университетах России, встает вопрос о сокращении времени преподавания медицинских наук. Министерством образования предложено вместо 5-летнего образования (10-семестрового) сделать его 4-летним (8-семестровым), но Совет университета это решение не поддержал [3-11].
Начиная с 1914 г. обучение в университете осложнилось в связи с уходом многих преподавателей в действующую армию. На Совете университета профессор Н. Г. Стадницкий докладывал о критическом положении преподавания на кафедре, т.к. один из его помощников прозектор Я. Ф. Павличек уволился по собственному желанию (последнее место работы — преподаватель Боголюбского рисовального училища г. Саратова) [18], а другой помощник В. Г. Рамляу находится в действующей армии. В связи с этим все преподавание, включая вечерние практические занятия, перешло почти на два года к заведующему кафедрой. Большая административная занятость профессора Н. Г. Стадницкого (деканат, ректорство) свели всю работу на кафедре только к повседневной педагогической деятельности, а резкое уменьшение кредитов приостановило полностью и возможность дальнейшего ее оборудования [18]. Так, в 1914 г. ка-
федра пополняется только оборудованием (220 единиц), а мебель и книги не поступают вовсе.
В военные годы по сравнению с довоенным периодом для кафедры приобретаются в единичном количестве оборудование (1915 г — 28 единиц, 1916 г. — 5 единиц) и мебель (1915 г. — 24 единицы, 1916 г — 21 единица), а фонд кафедральной библиотеки не пополняется новой научной литературой, оставаясь на уровне 1912 г. (116 экземпляров).
Вследствие большой загруженности кафедры (на 1 курсе количество студентов превысило 450 человек), недостаточного количества преподавателей, а также уменьшения поступления трупного материала (111 трупов) изменилось его распределение. На занятиях для препарирования трупный материал выдавался в расчете на большее количество студентов: 1 конечность на 5 человек, вместо трех; 1 набальзамированный труп на 20 человек, вместо 12-ти [11].
В августе 1915 г на заседании Совета декан факультета профессор Н. Г. Стадницкий поднимает вопрос о том, что необходимо немедленно возбудить ходатайство о возвращении всех призванных на воинскую службу младших преподавателей, т.к. при некоторых кафедрах, в том числе и на нормальной анатомии, осталось только по одному помощнику. В таких условиях крайне трудно вести преподавание. Однако в тот же год Совет университета вменяет в обязанность профессору Н. Г. Стадницкому, который, помимо анатома, был и успешным хирургом, проводить в весеннем полугодии 1915-1916 гг. занятия по топографической анатомии со студентами 3 курса по 5 часов в неделю (3 часа теоретических и 2 практических) с целью обучения их методике перевязки сосудов [19].
Таким образом, подводя итог развитию кафедры нормальной анатомии Саратовского университета с момента ее основания в 1909 г. до 1916 г., следует отметить колоссальный труд, проделанный заведующим кафедрой профессором Н. Г. Стадницким, его бессменными помощниками Я. Ф. Павличеком и В. Г. Рамляу, другими сотрудниками и студентами. В трудное для страны время, пору эпидемий и масштабных военных действий, опираясь большей частью только на энтузиазм и любовь к своему делу, они создали кафедру, которая до настоящего времени остается одной из самых красивых кафедр и является визитной карточкой Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского.
References (Литература)
1. Semenov VN. Nikolay Grigoryevich Stadnitsky. In: Rectors of the Saratov university: factors of life and activity. Saratov, 1999; р. 33-44. Russian (Семенов В. Н. Николай Григорьевич Стадницкий. В кн.: Ректоры Саратовского университета: факты жизни и деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999; с. 33-44).
2. Maslovsky VV. Department of Human Anatomy in 25 years: manuscript. Library of department of human anatomy Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, 1934; 7. Russian (Масловский В. В. Кафедра нормальной анатомии за 25 лет: рукопись. Библиотека кафедры анатомии человека СГМУ, 1934; 7 с.).
3. Izvestiya Saratovskogo universiteta 1910; 1 (1-4). Russian (Известия Саратовского университета 1910; 1 (1-4)).
4. Izvestiya Saratovskogo universiteta 1911; 2 (1-4). Russian (Известия Саратовского университета 1911; 2 (1-4)).
5. Izvestiya Saratovskogo universiteta 1912; 3 (1-4). Russian (Известия Саратовского университета 1912; 3 (1-4)).
6. Izvestiya Saratovskogo universiteta 1913; 4 (1-4). Russian (Известия Саратовского университета 1913; 4 (1-4)).
7. Izvestiya Saratovskogo universiteta 1914; 5 (1-4). Russian (Известия Саратовского университета 1914; 5 (1-4)).
8. Izvestiya Saratovskogo universiteta 1915; 6 (1-4). Russian (Известия Саратовского университета 1915; 6 (1-4)).
9. Izvestiya Saratovskogo universiteta 1916; 7 (1-4). Russian (Известия Саратовского университета 1916; 7 (1-4)).
10. Izvestiya Saratovskogo universiteta 1917; 8 (1-4). Russian (Известия Саратовского университета 1917; 8 (1-4)).
11. Izvestiya Saratovskogo universiteta 1918; 9 (1-4). Russian (Известия Саратовского университета 1918; 9 (1-4)).
12. Bik VI. Department of normal anatomy of the Saratov medical institute. Works of the Saratov state medical institute 1960; 31 (2): 9-25. Russian (Бик В. И. Кафедра нормальной анатомии Саратовского медицинского института. Труды Саратовского государственного медицинского института 1960; 31 (2): 9-25).
13. Bik VI, Kuznecova IA. Educational museum of department of normal anatomy of the Saratov medical institute. Saratov, 1957; 38 p. Russian (Бик В. И., Кузнецова И. А. Учебный музей кафедры нормальной анатомии Саратовского медицинского института. Саратов,1957; 38 с.).
14. Sapin MR, Klochkova SV, Nikityuk DB. The Department of human anatomy of the First Moscow state medical University. I. M. Sechenov 250 years (1764-2014). Morphology 2014; 146 (5): 88-91. Russian (Сапин М. Р., Клочкова С. В., Никитюк Д. Б. Кафедра анатомии человека Первого Московского медицинского университета им. И. М. Сеченова 250 лет (1764-2014 гг.). Морфология 2014; 146 (5): 88-91).
15. Speransky VS, Burdey GD, Yudin KA. Muzey and library of department of human anatomy of the Saratov medical institute. Archive of anatomy, histology and embryology 1980; 78 (6): 19-22. Russian (Сперанский В. С., Бурдей Г. Д., Юдин К. А. Музей и библиотека кафедры анатомии человека
Саратовского медицинского института. Архив анатомии, гистологии и эмбриологии 1980; 78 (6): 19-22).
16. Speransky VS, Anisimov NI, Burdey GD, Gladilin YuA, Labunsky YuV. To anatomy of a full return arrangement of interiors. In: Mezhvuzovskii nauchno-tematicheskii sbornik «Makro- i mikromorfologiya». Saratov, 1983; p. 76-81. Russian (Сп еранский В. С, Анисимов Н. И., Бурдей Г. Д., Гладилин Ю. А., Лабунский Ю. В. К анатомии полного обратного расположения внутренностей. В кн.: Межвузовский научно-тематический сборник «Макро- и микроморфология». Саратов: Изд-во Саратов. мед. ин-та. Саратов, 1983; с. 76-81).
17. Nikolenko VN, Speransky VS. Milestones of history of department of human anatomy of the Saratov medical university (1909-1999). In: Mezhvuzovskii nauchno-tematicheskii sbornik «Makro- i mikromorfologiya». Saratov, 1999; р. 12-33. Russian (Николенко В. Н., Сперанский В. С. Вехи истории кафедры анатомии человека Саратовского медицинского университета (1909-1999). В кн.: Межвузовский сборник научных работ. «Макро- и микроморфология». Саратов: Изд-во СГМУ, 1999; с. 12-33).
18. Bogolyubsky drawing school. In: The memorable book of the Saratov province for 1914. Saratov, 2015; p. 106. Russian (Боголюбское рисовальное училище. В кн.: Памятная книжка Саратовской губернии на 1914 г. Саратов, 2015; с. 106).
19. Solomonov VA. Professor of normal anatomy N. G. Stadnitsky. In: Pioneers of university science: Collective portrait of professors and students of the Saratov university. Saratov, 2000; p. 39-47 (Соломонов В. А. Профессор нормальной анатомии Н. Г. Стадницкий. В кн.: Первопроходцы университетской науки: Коллективный портрет профессоров и студентов Саратовского университета. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000; с. 39-47).
УДК 616-053.2:929 Мамыкина:378.4 (470.44) СГМУ (045)
ПРОФЕССОР ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА МАМЫКИНА — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И ОРГАНИЗАТОР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
А. И. Завьялов — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсами правоведения и истории медицины, доктор медицинских наук.
PROFESSOR LUBOV GRIGORYEVNA MAMYKINA AS A SCIENTIST, A PEDAGOGUE AND AN ORGANIZER OF PUBLIC HEALTH SERVICE (TO THE 100-TH ANNIVERSARY)
A. I. Zavyalov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Service Organization, Public Health and Health Care with the Courses of Law and History of Medicine, Professor, Doctor of Medical Science.
Дата поступления — 15.05.2015 г. Дата принятия в печать — 28.08.15 г.
Завьялов А.И. Профессор Любовь Григорьевна Мамыкина — ученый, педагог и организатор здравоохранения (к 100-летию со дня рождения). Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11 (3): 359-361.
В статье представлены биографические сведения о профессоре Л. Г Мамыкиной, отражающие её научно-практический вклад в развитие педиатрии, организацию здравоохранения и подготовку научно-педагогических кадров в Саратовском медицинском институте.
Ключевые слова: профессор Л. Г. Мамыкина, педиатрия, биография.
ZavyalovAI. Professor Lubov Grigorievna Mamykina as a scientist, a pedagogue and an organizer of public health service (to the100-th anniversary of his birth). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11 (3): 359-361.
The article presents biographical data of Professor L. G. Mamykina reflecting her scientific and practical contribution to the development of pediatrics, public health service and training of scientific staff at the Saratov Medical Institute.
Key words: Professor L. G. Mamykina, pediatrics, biography.
Исполнилось 100 лет со дня рождения Любови Григорьевны Мамыкиной, одного из видных педиатров Саратова, внесшей существенный вклад в раз-
Ответственный автор — Завьялов Аркадий Иванович
Тел. (8452) 223813
E-mail: ark.zavyalow@yandex.ru
витие отечественной медицинской науки и практики во второй половине ХХ столетия.
Л. Г. Мамыкина родилась 28 августа 1915 г. в г. Уральске Западно-Казахстанской области в семье рабочего. После окончания неполной средней школы в 1931 г. поступила в медицинский техникум г. Ураль-