Научная статья на тему 'Различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки'

Различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1073
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Е. М.

В данной статье рассматриваются различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки, представленные в современных педагогических и социально-педагогических источниках. Рассмотрены отличительные особенности поддержки ребенка на уровне индивидуальной ситуации. Выделены общие тенденции к определению социально-педагогической поддержки в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки»

Нравственная философия В.С.Соловьева явилась вершиной развития русской этики. Она определила ее расцвет в первой четверти XX в. и в период создания этических систем русского зарубежья. Это - первая этическая система русского мыслителя» [6].

Таким образом, анализ этической составляющей личности человека не может обойтись без выделения двух образований - морали и нравственности. Сущность морали - оценка человеческого поведения извне, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков со стороны общества. Нравственность формируется вместе с личностью индивида, имеет отношение к его внутреннему миру и неотделима от его «Я». Нравственное поведение самодостаточно, не ориентируется на внешние стимулы, не предполагает каких-либо внешних наград.

Проблема нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих и общенаучных. Представители социальных и гуманистических наук разрабатывали различные этические учения; определяли роль общечеловеческих ценностей и моральных норм в жизни общества; вырабатывали требования к нравственной личности, как эталону, носителю моральных ценностей общества; ставили вопрос о моральных регуляторах поведения человека.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.

2. Ковалев А. Г. Психология личности. - Л.: ЛГУ, 1963.

3. Краткий психологический словарь. под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского М.: Прогресс, 1985.

4. Накайн С. «Особенности развивающейся личности». М.: 2006 г.

5. Психологический словарь-справочник. Минск Москва Харвест АСТ, 2001

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-Пресс, 1995.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Смирнова Е.М.

Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена

Санкт-Петербург, Россия

В данной статье рассматриваются различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки, представленные в современных педагогических и социально-педагогических источниках. Рассмотрены отличительные особенности поддержки ребенка на уровне индивидуальной ситуации. Выделены общие тенденции к определению социально-педагогической поддержки в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе.

Идея поддержки человека восходит к античной философии. Еще в V в. до н. э. древнегреческий философ Сократ выдвинул тезис «познай самого себя», рассматривая процесс воспитания с точки зрения самоорганизации и саморазвития человека. В его диалогах с учениками можно увидеть важность поддерживающего действия учителя в пробуждении у воспитанника активности и творческого начала, заложенных от рождения.

В настоящее время понятие поддержки активно исследуется в разных науках о человеке, в частности, в психологии, педагогике, социальной педагогике.

Анализ психологической литературы показал, что в разработке теории социально-педагогической поддержки авторы опираются на идеи гуманизма, под которыми понимается ценностное отношение к внутреннему миру человека и обеспечение условий, при которых возможно развитие потенций, присущих индивиду. Во многих психологических исследованиях подчеркивается, что поддержка процесса становления человека должна строится с ориентацией на индивидуальные особенности и качества личности. В психологии поддержка - это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности.

Анализ педагогической литературы показал, что основоположником педагогического подхода к исследованию феномена поддержки принято считать О.С. Газмана, с точки зрения которо-

го поддержка может рассматриваться как «превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным в продвижении в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональными, этическим выбором (самоопределением)» [1]. О С. Газман подчеркивал, что поддерживать можно лишь то, что у ребенка уже имеется в наличии. Поддержка - это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что существует, движется (находится в динамике) [1, с. 22]. По мнению автора, концентрация внимания на поддержке возникает в условиях трансформации педагогических идей, «движения» от педагогики необходимости к педагогике свободы. Педагогика свободы ставит перед ребенком проблему выбора, побуждает его к самостоятельности, независимости и творчеству. В условиях расширения степеней свободы поддержка выступает необходимым условием социального развития.

Социальная педагогика вносит свою лепту в понимание феномена социально-педагогической поддержки. Анализ исторической литературы показал, что отношение поддержки, вызванной к жизни нравственными потребностями общества в целом и его отдельными представителями, исторически прошло несколько этапов становления. Поддержка развивалась от форм милосердия (средневековье), призрения (XVIII век), филантропии и благотворительности (XIX век) к законодательно закрепленным формам обеспечения права ребенка на достойную жизнь, воспитание и образование (XX век). Применительно к ребенку этот вид практики прошел длительный путь исторического развития, характеризующегося интеграцией процессов призрения, воспитания и образования [3]. В историческом процессе поддержка ребенка принимала индивидуализированный характер (имела форму контакта двух лиц: помогающего взрослого и нуждающегося ребёнка); посреднический характер (была нацелена на установление более или менее приемлемых отношений между ребенком и обществом); педагогический характер (она чаще всего предполагала оказание помощи конкретному ребенку посредством включения его в процессы воспитания и обучения наукам и ремеслам) [3]. Исторический материал позволяет утверждать, что социально-педагогическая поддержка качественно менялась от форм авторитарного вмешательства в жизнь ребенка к формам демократического посредничества между ребенком и обществом.

В современных социально-педагогических источниках понятие "поддержка" рассматривается:

- как институциональный и индивидуальный процесс, направленный на оказание материальной и духовной помощи на уровне управленческой структуры и межличностного взаимодействия, возвращающей ребенка в русло полноценного социального развития (В.С. Кошкина);

- как особый способ взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечивающий актуализацию внутреннего потенциала личности, необходимого для выхода из проблемной ситуации [4, с. 13];

- как сущностная характеристика человека, особый пласт человеческих отношений, элемент бытия; как отношение человека к человеку, направленное на содействие благу, вытекающее из потребности "благотворящего сердца" или "благотворящего разума" (С.А. Расчетина).

Последний автор считает, что, по мере движения к нашему времени, этот феномен принимает все более независимое значение, переходит в ранг самостоятельных процессов, играющих, наряду с воспитанием и образованием, важную роль в социальном становлении ребенка.

В современных социально-педагогических работах подчеркивается адресный характер поддержки (Н.Л. Селиванова), направленность на предупреждение, либо решение проблем конкретного субъекта, нуждающегося в помощи, на поиск коммуникативных связей, средств эффективного общения, актуализирующих внутренний потенциал личности, обеспечивающий возможность самостоятельного выхода из проблемной ситуации (Л.И. Новикова, А.В. Мудрик). В целом анализ различных подходов к определению поддержки показал, что их объединяет направленность на бережное отношение к внутреннему миру ребенка как индивидуального и неповторимого существа, способного решить свои проблемы способом, адекватным его индивидуальности.

Литература

1. Педагогическая поддержка. Ульяновск, 2001. - 40 с.

2. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности. Учебное пособие / под общ. Ред. С.А. Расчетиной. СПб: Изд-во Буковского, 2005. - 244 с.

3. Расчетина С.А. Феномен социально педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние//Социально-педагогическая поддержка и сопровождение (материалы и

статьи научных исследований кафедры социальной педагогики РГПУ им. Герцена и факультета « Экологии детства» ТОГИРО).-СПб- Тюмень:ТОГИРО, 2002. - 182 с.

4. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение (материалы и статьи научных исследований кафедры социальной педагогики РГПУ им. Герцена и факультета « Экологии детства» ТОГИРО).-СПб- Тюмень:ТОГИРО, 2002. - 182 с.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА PEDsQL™4.0

Соснина С.Ф., аспирант

Федеральное государственное учреждение здравоохранения ЦМСЧ№ 71 Федерального медико-биологического агентства России г. Озёрск, Челябинская область, Россия Волосников Д.К., доктор медицинских наук, профессор

Тюков Ю.А., доктор медицинских наук, профессор Челябинская государственная медицинская академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

г. Челябинск, Россия

Статья посвящена изучению проблем отношений родитель-ребенок на возрастном промежутке с 15 до 17 лет. Посредством опросника PEDsQL™4.0 проведено анкетирование 607 семей из двух городов Челябинской области. Отмечена разница в ответах подростков и их родителей по различным шкалам оценки качества жизни, что может быть использовано для диагностики особенностей внутрисемейных отношений.

В социальной психологии семья понимается как естественная малая группа, уникальная в межличностном плане [1]. Большая часть проблем детства спровоцирована нарушением внутрисемейных отношений. Подростковый возраст - возраст резкого изменения поведения ребенка, когда он становится очень неудобным в общении [2]. Подростковость - это фактически биопсихосоциальный процесс [3].

Качество жизни (КЖ) является многомерной конструкцией, включающей в себя информацию об основных составляющих благополучия человека [4]. Анализ КЖ может стать дополнительным критерием оценки состояния здоровья, различных этапов развития ребенка, влияния окружения на детей. В современной медицине основными инструментами для изучения КЖ являются опросники, составленные с помощью психометрических методов.

Pediatric Quality of Life Questionnaire PEDsQL™4.0 (Vami et al., USA, 2001) - один из наиболее популярных опросников в мире, прошедший испытания в мультицентровых исследованиях нескольких стран, оценивающий физическое (ФФ), эмоциональное (ЭФ), социальное функционирование (СФ), жизнь в школе (ЖШ), психическое здоровье и суммарный балл (СБ) по 100-бальной шкале: чем выше итоговая величина, тем лучше КЖ ребенка. Наличие параллельных форм опросника - детской (self-report) и родительской (proxy-report) версий (РВ) - позволяет выявить различия в восприятии проблем ребенком и его родителями.

После получения официального разрешения от Международного института по изучению КЖ MAPI RESEARCH TRUST (Франция) на использование русского варианта PEDsQL™4.0 для детей 13-18-летнего возраста нами проведено анкетирование подростков 15-17 лет в двух городах Челябинской области - 309 детей из г. Озёрска и 298 из г. Кыштыма. Анкеты раздавались непосредственно в школах, анализу подвергались только «парные» опросники, заполненные подростком и одним из его родителей.

Примечательно, что родительские версии заполнили преимущественно матери подростков (89,3% (276/309) в г. Озёрске и 89,6% (267/298) в г. Кыштыме), что подчеркивает ведущую роль матери в процессе воспитания ребенка. Дети подросткового возраста практически одинаково оценили уровень КЖ (СБ у подростков г. Озёрска - 76,7, в г. Кыштыме - 78,2; p>0,05). При этом в обоих городах самое высокое число баллов отдано шкале СФ, а наиболее низкие показатели КЖ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.