Научная статья на тему 'Теоретические основы социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования'

Теоретические основы социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1375
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щипова О. В.

В статье раскрывается сущность социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASICS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING

The article reveals the essence of social-pedagogical support of students of establishments of average vocational training.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования»

УДК 377

O.B. Щипова*

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается сущность социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, сущность социально-педагогического сопровождения студентов, социально-педагогическая поддержка, принципы социально-педагогического сопровождения.

Идея социально-педагогического сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX в. Не будучи названными с помощью данного термина, идеи сопровождения представлены в работах многих известнейших педагогов, таких как A.C. Макаренко, В.И. Сухомлинский и т.д. Сейчас мысль о необходимости «сопровождения развития» как очевидная высказывается современными педагогами, развивающими идеи «педагогики успеха». «Под сопровождением, — пишут авторы, — понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [1, с. 124].

В современной педагогической практике парадигма сопровождения является одной из самых распространенных в оказании помощи людям с различными проблемами. Ее суть заключается в том, что специалист сопровождения вырабатывает такие методические приемы, которые включают в себя целостный комплекс мероприятий. Понятие сопровождения очень часто используется в социально-педагогической литературе, но его четкое определение до сих пор не сформулировано.

Так, например, Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына считают, что сопровождение — это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

В работах Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой, М.Р. Битяновой, Т.В. Дво-рецкой, Н.Л. Коноваловой, Ю.В. Слюсарева сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности специалиста сопровождения (социального педагога), направленная на создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности.

И.А. Липский, анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которой является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. Такое сопровождение может носить различный характер, который в каждом конкретном случае определяется категорией

* © Щипова О.В., 2012

Щипова Ольга Владимировна (shipowa_olja@mail.ru), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

"отдельное". Этот вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия "медицинское сопровождение", "психологическое сопровождение", "научное сопровождение", "финансовое сопровождение", "социально-педагогическое сопровождение" и др.» [2, с. 41]

Многомерный характер социально-педагогической ситуации делает необходимым организацию социально-педагогического сопровождения развития человека (с младенческих лет и до глубокой старости) как особой социальной технологии, обладающей социально-педагогическим содержанием и характером.

В концепции педагогической поддержки О.С. Газмана педагогическая поддержка является функцией социально-педагогического сопровождения. Ее предметом выступает процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

С точки зрения экзистенциальной педагогики, представителем которой является М.И. Рожков, социально-педагогическое сопровождение — это метод, направленный на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации [3, с. 66].

Важным для нашего исследования является взгляд на теорию сопровождения Е.И. Казаковой. По ее мнению, исходным положением для формирования модели социально-педагогического сопровождения является системно-ориентационный подход. Сопровождение трактуется как помощь субъекту в формировании ориен-тационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Под сопровождением, согласно данной теории, понимается «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [4, с. 185].

С точки зрения педагогики М.А. Губанова рассматривает сопровождение как помощь студенту в его личном росте, установку на эстетическое понимание студента, на открытое общение, как особую среду деятельности, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и правовым условностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития, как пролонгированную педагогическую поддержку, как направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи, когда учащимися создаются условия для профилактического решения возрастных проблем, чтобы они смогли понять смысл, назначение, ценности, содержание их социальной деятельности, особенности ее реализации [5, с. 35].

С.А. Расчетина, уточняет понимание сущности процесса социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования, которая, по ее мнению, заключается во взаимодействии сопровождающего и сопровождаемого, направленном на реализацию потенциальных возможностей личности последнего, раскрытие его индивидуальных особенностей, на поддержание оптимально значимых качеств личности и коррекцию недостатков развития; на предоставление субъекту воспитательной деятельности права самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность, на оказание помощи субъекту развития в формировании ориентационного поля развития. На взгляд ученого, индивидуальное сопровождение — это не просто метод, это целостный процесс, в рамках которого осуществляется поддержка. В основу этого процесса закладывается единство диагностики, анализа информации, коррекционных мероприятий и отслеживания развития ребенка. Идея сопровождения состоит в том,

чтобы посредством социально-психологических и педагогических мероприятий помочь детям и подросткам, членам их семей активно справляться с трудностями. В ситуации «социальный педагог — ребенок» собственно поддержка ребенка, посредничество и сопровождение образуют целостный процесс усиления социализирующих возможностей взаимодействия (идентификации, диалогичности, рефлексии) , нацеленный на разрешение проблемы и обеспечение условий для полноценного социального развития. В рамках данного исследования мы опираемся на представленную концепцию, основной акцент делается на педагогической ситуации в многодетной семье с детьми подросткового возраста.

Е.О. Бабич отмечает, что общая целевая направленность социально-педагогического сопровождения, осуществляемая в совместной деятельности педагога и учащегося, разрешается через создание воспитательных ситуаций, смысловые и когнитивные связи, и это свидетельствует о многообразных вариативных проявлениях содействия в целостном учебно-воспитательном процессе [6, с. 39].

С.А. Расчетина рассматривает процесс социально-педагогической поддержки как триединство поддержки, посредничества и сопровождения.

Во-первых, автор выделяет в широко понимаемой социально-педагогической поддержке ее особую «часть», более узко понимаемую поддержку — процесс, осуществляемый взрослым и нацеленный на удовлетворение базовых потребностей ребенка в безопасности, принадлежности, самоуважении, любви. Это поддержка потребности ребенка в поддержании таких условий, которые позволяют ему без страха исследовать мир и искать свое место в отношениях с людьми, то есть самоактуализироваться, проявлять «самость».

Во-вторых, процесс посредничества. Ученый утверждает, что деятельность социального педагога, обращенная к решению социальных проблем ребенка, изначально посредническая. Она несет в себе тенденцию расширения контактов, вовлечения в процесс взаимодействия достаточно широкого круга лиц. Социальный педагог выступает как посредник между человеком (ребенком), обремененным проблемой, и различными жизненно важными структурами, обеспечивающими помощь. Это люди, с которыми ребенок связан непосредственно: родители, учителя, сверстники, друзья из неформальных объединений и др., это специалисты различных служб, способные оказать ребенку конкретную помощь в восстановлении права на достойный образ жизни. Профессиональный уровень решения проблемы в равной мере зависит от качества непосредственных контактов социального педагога с ребенком и его социальным окружением. Таким образом, в понятие социально-педагогической поддержки изначально закладывается представление о посредническом ее характере.

В-третьих, это процесс сопровождения, «В социальной педагогике сопровождение можно рассматривать как усиление внимания к ребенку в тех «узлах пересечения его с другими», которые драматизируют ситуацию, это предупреждение конфликта, снятие его остроты» [7, с. 72].

Анализ литературы позволяет выделить основные принципы социально-педагогического сопровождения, которые трактуются следующим образом:

— ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами;

— активная позиция студента: главным становится не решить проблемы за студента, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;

— автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику со своими ценностя-

ми и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка;

— независимость: в системе образования необходимым становится разделение линий административного и методического (содержательного) подчинения специалиста системы сопровождения;

— непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения студента на всем периоде его обучения в образовательном учреждении и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;

— комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

— сопровождение системно по своей сути, то есть участники сопровождения не изолированы друг от друга, а находятся в непрерывном взаимодействии;

— превентивность: необходимо обеспечить переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций [8, с. 112].

И. Трус определены функции социально-педагогического сопровождения студентов среднего профессионального образования. Они таковы:

— Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера.

— Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у подростка стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.

— Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.

— Корректирующая функция. Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением акцентуаций характера.

— Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания — формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности [9, с. 55].

Таким образом, мы пришли к выводу, что социально-педагогическое сопровождение студентов учреждений среднего профессионального образования следует рассматривать и как процесс, и как систему.

Библиографический список

1. Морозова H.A. Педагогическая поддержка семейного воспитания. М., 1999. 128 с.

2. Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М., 2004. Т. I. С. 39-47.

3. Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2006. 20 с.

4. Социальная реабилитация детей в условиях разных образовательных учреждений: спец. курсы по социальной педагогике. СПб.: Питер, 1998.

5. Губанова М.А. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2002. № 9. С. 32—39.

6. Бабич Е.О. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 2. С. 38—39.

7. Расчетина С.А. Феномен социально-педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние //Социально-педагогическая поддержка и сопровождение (материалы и статьи научных исследований кафедры социальной педагогики РГПУ им. Герцена и факультета «Экология детства» ТОГИРО). Тюмень: ТОГИРО, 2002. 182 с.

8. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. Л.М. Щипициной и Е.И. Казаковой. СПб., 2000. 234 с.

9. Трус И.Ю. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников. 2003. № 3. С. 23—26.

O.V. Shchipova*

THEORETICAL BASICS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING

The article reveals the essence of social-pedagogical support of students of establishments of average vocational training.

Key words: social and pedagogical support, essence of social and pedagogical support of students, social and pedagogical support, principles of social and pedagogical support.

* Shchipova Olga Vladimirovna (shipowa_olja@mail.ru), the Dept. of Pedagogics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.