УДК 37.013.73
ББК Ч4в ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.02
Пономарева Людмила Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики дошкольного образования, Шадринский государственный педагогический институт; 641870, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3; e-mail: [email protected]
СООТНОШЕНИЕ ПАРАДИГМ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ В ПЕДАГОГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое сопровождение; педагогическая поддержка; субъект.
АННОТАЦИЯ. Раскрыта сущность педагогических понятий «сопровождение» и «поддержка»; на основе анализа современных психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме определены соотношение и взаимосвязь этих понятий. Рассмотрены возможности парадигмы сопровождения в вопросах развития субъектных качеств, свойств, позиции ребенка дошкольного возраста.
Ponomareva Liudmila Ivanovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Theory and Methods of Preschool Education, Shadrinsk State Pedagogical Institute.
CORRELATION OF THE PARAGIGMS OF ASSISTANCE AND SUPPORT IN THEORY AND PRACTIVE OF PEDAGOGY
KEY WORDS: pedagogical assistance; pedagogical support; subject.
ABSTRACT. The meaning of pedagogical notions of "assistance" and "support" is disclosed; on the basis of the analysis of contemporary psychological and pedagogical research works on the problem studied, correlation and interdependence of these notions is revealed. The possibilities of the paradigm of support in the process of development of the subject's qualities, attitudes of a preschooler are discussed.
Переориентация современного образования с субъект-объектного характера взаимодействия с детьми на субъект-субъектный позволяет осуществить переход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий для развития у него субъектных качеств, свойств, позиции в разных видах деятельности (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева, В. А. Деркунская, Л. М. Кларина, В. И. Сло-бодчиков, Е. И. Исаев, О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе и др).
В связи с этим, довольно популярной становится парадигма сопровождения (Э. М. Александровская, И. А. Баева, М. Р. Би-тянова, Е. И. Казакова, С. Г. Косарецкий, Н. Н. Михайлова, Р. В. Овчарова, Т. И. Чиркова, С. М. Юсфин, Е. В. Коротаева). Ребенок, оказываясь под влиянием факторов, сдерживающих и деформирующих его развитие, нуждается в сопровождении для их преодоления.
Однако понятие «педагогическое сопровождение» тесно связано с понятием «педагогическая поддержка, помощь». Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день в педагогической науке не сложилось единого подхода к вопросу о соотношении этих понятий: одни исследователи рассматривают их как синонимичные, другие находят между ними определенные различия. Поэтому, на наш взгляд, необходимо выявить сущность этих понятий и определить их взаимосвязь и соотношение.
Рассмотрение исследуемых понятий начнем с термина «поддержка».
Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля, «поддерживать» означает «служить подпорой, подставкой, укрепой; подпирать, не дать рушиться и пасть, держать в прежнем виде». Таким образом, имеется в виду оказание помощи по поддержанию устойчивого, стабильного состояния чего-либо.
Основы теории педагогической поддержки разработал О. С. Газман. Семантический и педагогический смысл понятия поддержки, по мнению исследователя, заключается в следующем: поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть поддерживается развитие самостоятельности человека. Исследователь связывает педагогическую поддержку детей непосредственно с процессами индивидуализации и самоопределения ребенка. При этом под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионалов -представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением [2].
Цель педагогической поддержки, по мнению Г. М. Коджаспировой, заключается
© Пономарева Л. И., 2014
в формировании свободоспособной личности, свободной индивидуальности, реализующейся через ответственное служение другим.
Для нашего исследования наибольшую значимость имеет понятие «сопровождение». Переходя к его рассмотрению, следует отметить, что оно очень часто используется в научной литературе, однако на сегодняшний день исследователи не пришли к единому мнению относительно определения и сущности сопровождения.
В словаре В. Даля сопровождение означает «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». Слово «сопровождать», по словарю русского языка С. И. Ожегова, означает «следовать рядом вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Таким образом, изучение этимологии термина «сопровождение» с помощью разнообразных словарей позволяет нам рассматривать его как совместные действия людей по отношению друг к другу.
Рассматриваемое понятие исследуется в разных аспектах. С философской точки зрения, сопровождение изучается на двух уровнях. На уровне всеобщего оно представляет собой циклическое непосредственное и опосредованное воздействие людей друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом в определенном пространстве и во времени.
В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие человека на его жизненном пути. По своей сути сопровождение является функциональной координацией следствий этих воздействий и имеет общей целью именно развитие человека среди других людей как непрерывно-прерывистый процесс его качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности и жизнедеятельности, социальных взаимосвязей и т. д. Сопровождение может носить различный характер и в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное». Поэтому в научной литературе и практической деятельности встречаются такие понятия, как «медицинское сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение », « социально-педагогическое сопровождение» и др.
На уровне отдельного человека одним из видов сопровождения становится педагогическое сопровождение, которое связано со спецификой функций окружающих человека других людей. Эта специфика заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится
целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении [7].
Активное развитие идеи сопровождения получают в психологии, которая рассматривает его как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (в работах Г. Бардиер, И. Рома-зан, Т. Чередниковой, М. Р. Битяновой, А. В. Волосникова, Н. Л. Коноваловой,
Ю. В. Слюсарева и др.).
Задача сопровождения развития детей состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы, а помогать ему делать осознанный и ответственный выбор (Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, В. В. Давыдова, О. В. Кар-дашина, Е. И. Казакова и др.)
По определению М. Р. Битяновой, сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
В научных исследованиях по валеоло-гии, медицине «сопровождать» - значит сохранять здоровье ребенка на протяжении всего его образовательного пути (в исследованиях А. В. Гордеевой). Учитывая предмет нашего исследования, такое понимание понятия «сопровождение» имеет для нас особую значимость и ценность.
Проблема сопровождения нашла отражение и в многочисленных педагогических исследованиях (К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Русина, Н. Зуева, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Л. Н. Проколиенко, В. К. Ко-тырло, А. В. Мудрик и др.).
Сегодня мысль о сопровождении развития высказывается педагогами, развивающими идеи «педагогики успеха». Под сопровождением в этом случае понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [5].
Педагогическое сопровождение, по определению Н. П. Спириной, представляет собой процесс взаимодействия следующих функций:
• функция направления - сопровождать вместе с кем-нибудь (спутник, охранник, указатель пути);
• функция взаимодействия - сопровождать, то есть напутствовать, выражать свое отношение к чему-либо, кому-либо;
• функция соучастия - принимать одновременное участие в деятельности (музыкальное, жестовое и другое сопровождение);
• функция стимулирования - дополнять, сопровождать;
• функция совершенствования - украшать, усиливать действие кого-, чего-либо.
Разделяя точку зрения Н. Л. Коноваловой, мы будем понимать под сопровождением взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого [6].
Теперь обратимся к вопросу о соотношении этих понятий.
Отождествляя исследуемые понятия, исследователи А. А. Ефимов, И. Трус определяют сопровождение как поддержку людей, испытывающих трудности личностного или социального плана [3].
По мнению А. А. Архиповой, поддержка и сопровождение могут рассматриваться как взаимопереходящие парадигмы педагогической деятельности, необходимые одному и тому же человеку на разных этапах его жизни. Исследуя социально-педагогическое сопровождение, она признает его элементом процесса педагогической поддержки, заключающимся в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи, способствующим более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности [1].
Ссылаясь на исследования О. С. Газма-на, исследователи Г. С. Птушкин и Т. Н. Дегтярева указывают на некоторые различия понятий «сопровождение» и «поддержка». По их мнению, если предметом сопровождения является процесс создания условий для проявления субъектом самостоятельности в принятии решений, то предметом поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем для достижения желаемых результатов в обучении, общении, самовоспитании, образе жизни. Однако ученые подчеркивают близость и неразрывность теорий педагогической поддержки и сопровождения, а также возможность объединения их в одну теорию.
По мнению исследователя Е. А. Александровой, педагогическое сопровождение отличается от педагогической поддержки не столько уменьшением степени вмешательства взрослого человека в процесс индивидуального образования ребенка, сколько возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы. Роль пе-
дагога при этом заключается в создании для ребенка эмоционального фона уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть человек, к которому он сможет обратиться с вопросом. Словосочетание «чувство локтя», как отмечает исследователь, максимально отражает суть педагогического сопровождения: «мы рядом, но не вместе - у каждого свой путь».
В целом, под педагогическим сопровождением Е. А. Александрова понимает тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.
Указывая на предельную взаимосвязь поддержки и сопровождения как типов педагогической деятельности, Е. А. Александрова отмечает, что поддержка, с одной стороны, предваряет сопровождение, с другой же - следует за ним по запросу ребенка.
Исследуя проблему социально-педагогического сопровождения, С. А. Расчетина признает его частью процесса педагогической поддержки, связанной с усилением внимания к тем сторонам жизни поддерживаемого, которые являются потенциально проблемными.
По мнению Л. М. Шипицыной, введение термина «сопровождение» не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими -«помощь», «поддержка» или «обеспечение» - не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Рассматривая взаимосвязь понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», В. А. Сластенин и И. А. Колесникова отмечают, что это разные формы педагогической деятельности, которые объединяет общая ориентация на развитие индивидуальности.
Авторы распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота - малышам, помощь - младшим, поддержка - подросткам, сопровождение - старшеклассникам. Таким образом, педагогическая поддержка со временем пе-
рерастает в педагогическое сопровождение ребенка. Исходя из этого, они определяют педагогическую поддержку как процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.
Педагогическое сопровождение - это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога. Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Сопровождение рассматривается
В. А. Сластениным и И. А. Колесниковой как одна из форм педагогической поддержки, применимая к старшим школьникам [9].
Сопоставляя механизмы сопровождения и поддержки, Т. В. Антонова, Н. Г. Осу-хова, Н. Л. Полторацкая и др. считают, что эти термины не являются равными по значению, так как поддержка направлена на оказание помощи в решении индивидуальных проблем ребенка, а сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Следовательно, эти термины не являются синонимичными [4].
Исследуя проблему психолого-педагогического сопровождения, Т. Л. Лещин-ская определяет педагогическую поддержку как систему средств и деятельность педагога, обеспечивающие оказание профессиональной помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, самоактуализации и самореализации
ребенка. В свою очередь, психолого-педагогическое сопровождение ученый рассматривает как преодоление трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, успешное развитие, воспитание, социальная адаптация, социализация, самореализация, укрепление здоровья и защита прав ребенка [8].
Не признает тождественными рассматриваемые понятия и исследователь Г. В. Пичугина. Сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», она делает вывод о том, что педагогическая поддержка прежде всего связана с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей [10].
Разделяя точку зрения Г. В. Пичугиной и других исследователей в вопросе о соотношении рассматриваемых понятий, мы полагаем, что они не являются синонимами.
На наш взгляд, оказывая поддержку ребенку, педагог имеет дело с реальной проблемой, которая существует уже фактически, сопровождение же, носит превентивный, профилактический характер и позволяет предупредить появление подобных проблем.
Несмотря на разработанность теории педагогического сопровождения и педагогической поддержки в научной литературе, вопрос о соотношении этих понятий, на наш взгляд, изучен не в полной мере и требует дальнейшего более подробного исследования и уточнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. А. Архипова. СПб., 2005. С. 25-34
2. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. 1995- №3.
3. Ефимов А. А. Педагогическое сопровождение асоциально-криминальных групп подростков : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Ставрополь, 2003. С. 9-11.
4. Инновации Российского образования / под ред. Т. И. Оверчук. М., 2001. С. 27-35.
5. Казакова Е. И. Сопровождение региональных проектов развития образовательных систем: коротко о методологии // Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / ред. Е. И. Казакова, А. М. Моисеев. М., 2003. С. 7-13.
6. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000. С. 45-53.
7. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. Волгоград, 2004. С. 280-287.
8. Коноплева Л. Н., Лещинская Т. Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития : монография. Минск, 2004. С. 140-153.
9. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М., 2006. С. 250-258.
10. Пичугина Г. В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании / / Школа и производство. 2009. № 8. С. 3-6.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.