Научная статья на тему 'Комплексное сопровождение как средство прогнозирования угроз социального развития ребенка дошкольного возраста'

Комплексное сопровождение как средство прогнозирования угроз социального развития ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УГРОЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / SUPPORT / INTEGRATED SUPPORT / SOCIALIZATION / FORECASTING OF THREATS OF SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна, Виноградова Мария Аполлинарьевна, Смирнова Светлана Андреевна

В статье проведен анализ исследований феномена сопровождение, раскрыта сущностная характеристика понятия комплексное сопровождение, представлен подход к реализации принципов комплексного сопровождения в прогнозировании угроз социального развития ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное сопровождение как средство прогнозирования угроз социального развития ребенка дошкольного возраста»

за сохранение Отечества, их герои, деятели культуры и науки, мыслители и реформаторы относительно хорошо представлены в жанрах портрета и скульптуры в России. И тут нам, безусловно, есть чем гордиться и что показать нашим детям и внукам. А заодно и всему миру. И это, может быть, чем-то поможет изменить нынешнее, отчасти двойственное, отношение Запада к России» [3, с. 144 - 145].

Может быть, это и не есть главная задача медиаобразования в российском секторе Интернета, но знакомство с реальными российскими гражданами, безусловно, будет способствовать имиджу России за рубежом, особенно среди молодежи.

Следует отметить, что благодаря появлению новых медийных ресурсов, и, в частности, Интернет-ресурсов, медиабразование приобретает другие качественные черты. Прежде всего, информационная функция СМИ пополняется коммуникативной, что принципиально меняет форму общения. Как отмечает российский исследователь этой проблемы А. А. Калмыков, «данные процессы происходят на фоне формирования новой информационной парадигмы, характеризующейся усилением коммуникативного аспекта журналистской деятельности» [2, с. 4].

Диалог становится основной формой журналистского контента. Более того, журналист и герой его произведения в Интернет-ресурсе могут присутствовать одномоментно, и тогда пользователь этой информации получает не готовый продукт в виде очерка или интервью, а присутствует при процессе их общения. Он может стать и соучастником этого общения, что позволяют быстро изменяющиеся технические условия.

При таком понимании медиаобразование, существующее в виртуальном пространстве сети, «во

многом освободит нас от призраков прошлого, заполнит зияющие пустоты в познании отечественной истории и культуры, поможет понять трагедию нашей страны и, что самое главное, заглянуть в будущее. Прошлое, каким бы оно ни было, призвано помочь понять и оценить настоящее и будущее. Хочу надеяться, что культура новой, свободной России созрела для понимания необходимости этого общероссийского института знания и любви к нашей общей стране» [3, с. 144 - 145].

Профессионально общающийся с прессой человек, особенно молодой, будет более избирателен в выборе конкретного источника информации. Сделав свой выбор, он будет адекватно воспринимать предлагаемую информацию, то есть находиться в условиях информационного комфорта, информационной безопасности. Это, безусловно, важно для всех слоев общества, но наиболее в нем нуждаются дети и молодежь. Старшие поколения осваивали и осваивают азы медиаобразования практическим методом или методом проб и ошибок, полагаясь на свой личный опыт, а подрастающее поколение необходимо этому учить.

Литература

1. Вартанова, Е.Л. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели / Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский // Информационное общество. - 2003. -№ 3.

2. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: Авто-реф. ... д-ра филол. наук / А.А. Калмыков. - М., 2009.

3. Лобанов-Ростовский, Н.Д. Культура - лицо нации /

Н.Д. Лобанов-Ростовский // Наше наследие. - 2008. -№ 85.

УДК 371

Н.В. Иванова, МА. Виноградова, С.А. Смирнова

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УГРОЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», проект № 11-06-01 01065а

В статье проведен анализ исследований феномена сопровождение, раскрыта сущностная характеристика понятия комплексное сопровождение, представлен подход к реализации принципов комплексного сопровождения в прогнозировании угроз социального развития ребенка дошкольного возраста.

Сопровождение, комплексное сопровождение, социализация, прогнозирование угроз социального развития.

The paper analyzed the phenomenon of research support, revealed the essential characteristics of the concept «integrated support» and presented an approach to the principles of integrated support in predicting the risk of preschool children’s social development.

Support, integrated support, socialization, forecasting of threats of social development.

Социализация ребенка протекает в сложно орга- ности среде. Социальная среда, представленная сис-

низованной, разнообразной по формам и направлен- темой взаимоотношений ребенка с другими людьми:

родителями, педагогами, сверстниками, является транслятором человеческих норм и ценностей, стимулирует их проявление через его поступки и поведение. Взаимодействуя со средой, ребенок усваивает ее содержание, которое представлено характеристиками людей, участвующими в его социализации, системой норм и правил, принятых в том или ином обществе. При этом дошкольник не застрахован от стихийного влияния среды, последствия которого могут неблагоприятно сказаться в дальнейшем на его социальном развитии.

Ряд исследований посвящен проблемам социального развития ребенка в разных микросредах. Вопросы социального развития в контексте обеспечения социальной безопасности ребенка в детском доме изучают: В.И. Блинов, И.Н. Богданов, Л.П. Гончаренко, Красницкая Г.С.; опасность депривации ребенка в семье анализируется в исследованиях Г.И. Саранцева, М. Хейдметс и др., на угрозы формирования аддиктивного поведения ребенка в дворовой компании указывают работы Н.И. Кузнецовой, Н.Ю. Максимовой, В.Д. Менделевич, В.С. Собкина. Многолетние исследования Л. М. Митиной показали, что невротизирующая, психологически опасная среда обитания детей в условиях школы создается чаще всего учителями как значимыми субъектами воздействия на ребенка.

Однако данные исследования в большей степени обращены к детям младшего школьного возраста и подросткам. Дошкольный возраст уникален еще и тем, что ряд угроз его социального развития наиболее ярко выражен именно в этом возрасте и перестает быть значимым на следующих этапах социального развития. Результаты пилотажного исследования позволяют констатировать, что у дошкольников наиболее выражены угрозы, связанные с системой взаимоотношений в семье и в дошкольном образовательном учреждении, тогда как у подростков наибольшие угрозы идут от группы сверстников, например, дворовой группы. Исходя из этого, нецелесообразно использовать средства прогнозирования угроз социального развития младших школьников и подростков на дошкольный возраст, так как в этот период проявляются особенности социализации.

Все вышеперечисленное актуализирует необходимость поиска новых средств, позволяющих прогнозировать основные угрозы социального развития ребенка дошкольного возраста. В связи с тем, что социализация дошкольника происходит в процессе взаимодействия с разными субъектами образовательного процесса, наиболее эффективным средством, на наш взгляд, выступает комплексное сопровождение развития ребенка.

Комплексное сопровождение позволяет преодолеть, во-первых, проблему дублирования в работе специалистов по преодолению трудностей и проблем в развитии ребенка, во-вторых, активизировать родителей как активных субъектов воспитательнообразовательного процесса и, в третьих, сместить акценты в работе специалистов на детей с нормальным развитием, также подвергающимся факторам риска в своем развитии.

Служба «Сопровождение в образовании» развивается в России как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода, обретает свою методологию и организационную форму. Служба сопровождения становится неотъемлемой частью образовательной системы России, так как без нее трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, создать условия для полноценного развития детей, обеспечить их психическое и соматическое здоровье.

Сфера ответственности системы комплексного сопровождения включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, развитие субъ-ектности, реализуемое в рамках медицинского, социально-педагогического и психологического сопровождения.

Идея сопровождения возникла на основе опыта выдающихся педагогов и выработанных принципов помощи ребенку, сохранения его индивидуальности и самоценности в процессе свободного воспитания (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Д.И. Писарев, СТ. Шацкий и др.), идей педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Б. Крылова и др.). В современной науке проблема комплексного сопровождения разрабатывается в различных аспектах: теоретические положения психологического

сопровождения, проблемы психологического сопровождения в различных образовательных учреждениях (Г. Бардиер, М.Р. Битянова, А.А. Дергач, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, А.К. Ко-леченко, А.П. Коновалова, И. Ромазан, А.П. Тряпи-цына, Т. Чередникова Т.И. Чиркова и др); различные виды сопровождения: сопровождение социализации ребенка (Н.В. Бочкина, З.И. Васильева, В.В. Горшкова, И.А. Колесникова, П.А. Эльканова и др.), сопровождение отношений (Н.В. Иванова и др.); социально-педагогическое сопровождение (М.И. Рожков); педагогическое сопровождение (Н.Л. Коновалова, Н.Н. Михайлова, Л.Г. Субботина, Т.М. Чурекова, С.М. Юсфин и др.); валеологическое сопровождение (С.Ю. Толстова и др.).

Этимологию термина «сопровождение» можно проследить по словарям. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [5]. Идеи поддержки и сопровождения активно разрабатывалась теория в трудах отечественных и зарубежных выдающихся педагогов в аспекте помощи ребенку в сохранении его индивидуальности и самоценности в процессе воспитания.

Генезис понятия «сопровождение» раскрывается в процессе историко-философского анализа. К ведущим идеям сопровождения в педагогике можно отнести видение в ребенке человека, гуманное отношение и любовь к нему, учет возрастных особенностей и природных задатков, знаний, развивающихся особенностей, способностей, взаимопонимание и сопровождение развития. Эти идеи встречаются в трудах выдающихся мыслителей прошлого.

В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать - значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. В русском языке значение слова «сопровождение» многозначно. Т.И. Чиркова приводит следующие примеры: от «сопровождения под конвоем», до совместного согласованного типа музыкального модулирования; от значения корня этого слова - «вождение», до «проводить», «оставить идти самостоятельно и независимо»; не привязать к себе, а наоборот «проводить в путь», при необходимости и «сопроводить» как немощного и поддержать. В ее исследованиях сопровождение рассматривает как «позиция психолога по отношению к субъектам взаимодействия» и в качестве основных принципов его работы выделяет «осторожное, обоснованное, продуманное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие ребенка и педагогический процесс взрослых; вмешательство, предполагающее постепенную передачу функций управления на саморегуляцию, самоконтроль самих субъектов взаимодействия с психологом» [6.].

Сопровождение, по Н.Л. Коноваловой, понимается как «взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого» [4]. Т.М. Чурекова под сопровождением понимает «систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений» [7]. М.Р. Битянова определяет «сопровождение» как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [1].

Е.И. Казакова предлагает рассматривать сопровождение развития личности широко - как отдельную функцию системы образования, исходя из ориентации современной образовательной политики на развитие, предполагающей свободный выбор субъектом ориентационного поля своего развития. В контексте данного подхода под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом понимается как развивающийся человек (ребенок), так и развивающая система (его родители и педагоги, которые, выступая на стороне ребенка, не решают проблему за него, но помогают ему найти способ ее решения), а под ситуациями жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [2].

Таким образом, из приведенных определений видно, что авторы трактуют сопровождение как особо организованное взаимодействие (Н.Л. Коновало-

ва), как позицию сопровождающего (Т.И. Чиркова), как метод создания условий (Е.И. Казакова), систему профессиональных действий (Т.М. Чурекова, М.Р. Битянова). Исходя из того, что в процессе комплексного сопровождения детей в ДОУ участвует ряд субъектов, то мы будем придерживаться точки зрения Н.Л. Коноваловой.

Сопровождение - это система взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленная на оптимизацию процесса социализации и индивидуализации развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. В практике образования содержание сопровождения рассматривают как создание благоприятных социальных, психологических, педагогических и медико-физиологических условий для развития личности.

В процессе комплексного сопровождения специалисты оказывают специфическую помощь - не решают проблему за человека, а учат его выбирать правильное разрешение проблемной ситуации. Не вместо ребенка, родителей и педагогов, а вместе с ребенком, родителями и педагогами решают проблемы, то есть создают условия и оказывают необходимую и достаточную поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Содержание комплексного сопровождения детей в ДОУ может быть представлено:

- во-первых, как создание социальных, психологических, педагогических и медико-физиологических условий для раскрытия скрытых задатков и способностей, для успешного вхождения в «зону ближайшего» и «актуального развития», т.е. обеспечение развития, социализации, обучения и воспитания;

- во-вторых, как поддержку оказываемую в ходе естественного развития и возрастных кризисов, трудных жизненных ситуациях, поддержку развития индивидуальности и субъектности, собственной созидательной активности через систему диагностической и консультативной работы;

- в-третьих, как помощь в решении различного рода проблем, которая предполагает деятельность профессионалов, представителей как самого образовательного учреждения так и других учреждений (медицинских и т.д.), направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением (экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором).

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что реализация комплексного сопровождения в своей основе предполагает сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее

к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Комплексное сопровождение развития ребенка, как средство прогнозирования угроз социального развития, выступает в роли системы педагогических действий субъектов комплексного сопровождения, связанных с нейтрализацией прогнозируемых педагогических затруднений, обеспечивающих создание предпосылок для самостоятельного выхода из проблемной ситуации, организованных на принципах равнозначимости и дополнительности субъектов обучения в условиях совместного поиска, коопера-

Принципы организации

тивного выбора и партнерского принятия решений.

В качестве основных характеристик сопровождения выступают: его процессуальность, пролонгиро-ванность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека, особые отношения между участниками этого процесса [3].Анализ исследований позволяет выделить основные подходы к определению принципов комплексного сопровождения, которые могут быть положены в основу работы по прогнозированию угроз социального развития ребенка (см. таблицу).

Таблица

лексного сопровождения

Принципы организации комплексного сопровождения Автор Возможность реализации принципа в прогнозировании угроз социального развития

Мультилисципли-нарность, комплексность сопровождения М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.Л. Коновалова Изучение возможных проблем в социальном развитии ребенка в системе всех антропологических наук. Коллегиальность в прогнозировании угроз социального развития на основе анализа карт комплексного сопровождения развития ребенка. Единство целеполагания и деятельности всех субъектов, прогнозирующих траекторию социального развития дошкольника

Согласованность взаимодействия всех участников сопровождения И.И. Осипова, Г. Л. Бардиер, И. Ромазан, Т.В. Чередни-кова, Т.И. Чиркова, Л.М. Шипыцына, А.А. Хилько Своевременное информирование всех субъектов комплексного сопровождения о возможных угрозах социального развития ребенка через фиксацию траектории социального развития ребенка в карте комплексного сопровождения

Участие, включенность, содействие, обеспечение Т.И. Чиркова Определение содержания деятельности каждого субъекта сопровождения в прогнозировании угроз социального развития ребенка, а также меры его влияния на предупреждение этих угроз

Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка» Г. Л. Бардиер, И. Ромазан, Т.В. Чередникова, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Л.М. Шипыцына, А.А. Хилько, Т.В. Глазкова, Н.Л. Коновалова Целенаправленная диагностика социального развития ребенка. Объективная оценка зоны актуального и ближайшего развития дошкольника с учетом особенностей его личностного становления

Ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития Г. Л. Бардиер, И. Ромазан, Т.В. Чередникова, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Л.М. Шипыцына, А.А. Хилько, Т.В. Глазкова, Н.Л. Коновалова Формирование социальной компетентности ребенка как превентивной меры в дисгармонизации процессов социализации и индивидуализации

Непрерывность сопровождения Г. Л. Бардиер, И. Ромазан, Т.В. Чередникова, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Л.М. Шипыцына, А.А. Хилько, Н.Л. Коновалова Непрерывность диагностики социального развития ребенка в ДОУ в возможной перспективой отслеживания основных результатов на следующих этапах развития в школе

Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер Л.М. Шипыцына, А.А. Хилько Определение многообразного спектра рекомендаций с учетом субъектного опыта ребенка и его родителей, факторов, влияющих на его социальное развитие. Развитие субъектной позиции ребенка как необходимого условия в предупреждении влияния негативных факторов на его социальное развитие

Автономность Л.М. Шипыцына, А.А. Хилько Принятие мнения всех субъектов прогнозирования угроз социального развития ребенка

Сопровождающий обладает только совещательными правами Н.Л. Коновалова Ребенку и родителям транслируются возможные угрозы социального развития ребенка и предлагаются варианты профилактики негативных воздействий

Осуществление комплексного сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении в контексте прогнозирования угроз социального развития связано с необходимостью координации усилий всех субъектов, его реализующих. Это предполагает формирование единого отношения к ребенку со стороны всех специалистов сопровождения, постоянный информационный обмен между ними с четким распределением обязанностей, линий взаимодействия и координации усилий, взаимного контроля и ответственности

Для эффективной реализации комплексного сопровождения все его субъекты должны воспринимать цель и задачи предупреждения угроз социального развития ребенка как групповые, требующие кооперации при решении, иметь общие мотивы, побуждающие к совместной деятельности, действиям, результатам. Средством взаимодействия в данном случае может выступать совместное заполнение карты комплексного сопровождения развития ребенка в разделе «Социальное развитие». В данном документе с определенной периодичностью выставляются результаты освоения ребенком социального опыта, динамика в развитии социальной компетентности в соотвествии с возрастом, определяются основные проблемы во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, то есть все то, что может послужить основой для прогнозирования угроз социального развития ребенка.

Комплексное сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении представляет собой

систему взаимодействия специалистов, педагогов, администрации, родителей и детей. Спецификой деятельности субъектов комплексного сопровождения в прогнозировании угроз социального развития ребенка является необходимость вступать в равноправное, глубоко мотивированное, деловое взаимодействие на основе доверия и уважения.

Литература

1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 1997.

2. Казакова, Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): дис. ... д-ра пед. наук / Е.И. Казакова. - СПб., 1995.

3. Калиничев, Н.А. Педагогическое сопровождение дополнительного эколого-биологического образования учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Калини-чев. - Калуга, 2004.

4. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников / Н.Л. Коновалова. - СПб., 2000.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1994.

6. Чиркова, Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: дис. ... д-ра психол. наук / Т.И. Чиркова. - М., 1999.

7. Чурекова Т.М. Теоретико-методологические основы непрерывного образования личности в инновационных образовательных учреждениях: дис. ... д-ра пед. наук / Т.М. Чурекова. - Кемерово, 2002.

УДК 37

Л.В. Семилетенко

ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные тенденции формирования информационной культуры. Основное внимание уделено той роли информационно-коммуникативных технологий, которую они играют в отношении информационного поведения специалиста начала XXI в.

Культура, информационная культура, информационно-коммуникативные технологии, информационное общество, культура личности.

The article considers the main trends of formation of information culture. The focus is on the role of information and communication technologies (ICTs) in relation to the specialist’s information behavior at the beginning of the XXI-st century.

Culture, information culture, ICTs, information society, culture of the person.

Не случайно развитие культуры в обществе и воздействие на нее различных факторов (природы, техники, политики и др.) является одной из вечных проблем философской рефлексии. Ныне на первый план выдвигается проблема взаимоотношения культуры с бурно развивающимся научно-техническим прогрессом. Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность в условиях формирования информационного общества. Использование радио и телефонов, телевизоров и магнитофонов, принтеров и сканеров, калькуляторов и компьюте-

ров, глобальной информационной сети стали оказывать все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу материального производства и социально-политическую жизнь общества, но и на ее духовную жизнь, культурологическую составляющую общественного бытия.

Придерживаясь мнения об отрицательном воздействии техники на культуру, X. Ортега-и-Гассет отмечает, что «сама техника, являясь человеку, с одной стороны, в качестве некой, в принципе безграничной, способности, с другой - приводит к небыва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.