нению знания в новых условиях, вскрывать единство фундаментальных теорий и законов природы при различных способах их выражения.
Итак, самостоятельные работы выступают как средство обучения и теоретическим знаниям, и умениям планировать собственную деятельность, контролировать ее ход.
Разработка теоретических основ самостоятельной работы учащихся опиралась не только на материалы исследований дидактов, методистов, психологов, но и на передовую практику обучения в ее лучших образцах и результатах.
УДК 37.0
С. А. Смирнова
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Демократизация нашего общества и гуманизация парадигмы общего образования требуют пересмотра подходов к организации учебновоспитательного процесса, усиления внимания к развитию субъектности ребенка, индивидуализации его развития.
Однако на современном этапе организация педагогического процесса в образовательном учреждении не позволяет администрации и педагогам реализовать гуманистическую, поддерживающую, демократическую позицию, что обусловлено рядом объективных причин.
Историко-культурное наследие позволило придти к пониманию необходимости гуманного отношения к ребенку, сохранения его индивидуальности и самоценности, поддержки и помощи ребенку в его самостроительстве. Поэтому в последнее десятилетие усилиями учёных и практиков складывается один из вариантов преодоления возникшего противоречия - особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе -комплексное сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, дошкольные службы сопровождения, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).
Служба «Сопровождение в образовании» развивается в России как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода, обретает свою методологию и организационную форму. Она становится
сродством оптимизации целостного педагогического процесса. Служба комплексного сопровождения позволяет более эффективно решать задачи гуманизации образования, обеспечивать личностно-ориентированное обучение и воспитание, создавать условия для полноценного развития детей, раскрытия их потенциала, сохранения их психического и физического здоровья.
Несмотря на то, что термин «сопровождение» имеет в педагогике глубокие корни, в современной науке его определение не устоялось. Исследователи трактуют сопровождение как особо организованное взаимодействие (Н. Л. Коновалова и др.), как позицию сопровождающего (Т. И. Чиркова и др.), как метод создания условий (Е. И. Казакова и др.), систему профессиональных действий (М. Р. Битянова, Т. М. Чурекова и др.).
Выделяются различные виды сопровождения: теоретические положения психологического сопровождения (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, А. А. Деркач, И. В. Дубровина, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, А. К. Коле-ченко, А. П. Коновалова, И. Ромазан, А. П. Тряпицына, Т. Чередникова Т. И. Чиркова и др); сопровождение социализации ребенка (Н. В. Бочкина,
3. И. Васильева, В. В. Горшкова, И. А. Колесникова, П. А. Эльканова и др.), сопровождение отношений (Н. В. Иванова, И. Казакова и др.); социальнопедагогическое сопровождение (М. И. Рожков и др.); педагогическое сопровождение (М. А. Иваненко, Н. Л. Коновалова, Н. Н. Михайлова, Л. Г. Субботина, Т. М. Чурекова, С. М. Юсфин и др.); валеологическое сопровождение дошкольников (С. Ю. Толстова и др.) и т. д. Однако выделенные виды сопровождения не позволяют комплексно решать задачи развития личности ребенка на всех этапах. Поэтому, опираясь на подход Ю. К. Бабанского комплексность утверждается как главный принцип сопровождения.
Комплексность сопровождения позволяет обеспечить:
- целостность воспитательно-образовательных задач;
- единство всех сторон развития, воспитания, обучения и социализации;
- участие специалистов разного профиля в процессе комплексного сопровождения ребенка на всех этапах сопровождения;
- единообразие в применении методов и форм сопровождения.
Таким образом, комплексное сопровождение — это система взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленная на оптимизацию процесса социализации и индивидуализации развития личности ребенка в образовательном учреждении.
Цель комплексного сопровождения ребенка: оптимизация процесса социализации и индивидуализации развития личности ребенка в образовательном учреждении.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. создание условий для развития индивидуальных особенностей детей -интересов, способностей, склонностей, жизненных планов и др.;
2. создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
3. создание условий для развития субъектной позиции ребенка;
4. создание условий для поддержки ребенка в решении им актуальных задач развития, обучения, воспитания, социализации;
5. оказание своевременной психологической, социально-педагогической, медицинской помощи и поддержки, детям, их родителям, педагогам.
Благодаря сформулированным задачам определено содержание комплексного сопровожден ия детей в образовательном учреждении;
— во-первых, обеспечение развития ребенка, через создание благоприятных социальных, психологических, педагогических и медикофизиологических условий для раскрытия скрытых задатков и способностей, успешного вхождения в «зону ближайшего» и «актуального развития»;
— во-вторых, поддержку естественного развития, поддержку развития индивидуальности и субъектности ребенка через систему диагностической и консультативной работы;
— в-третьих, помощь в решении различного рода проблем (развития, обучения, воспитания и социализации) через систему коррекционной и консультативной работы.
Содержание комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях реализуется в деятельности службы комплексного сопровождения, которая формируется в структуре типового штатного расписания, не требует привлечения дополнительных материальных средств и заключается в перераспределении обязанностей специалистов с учетом целей и задач сопровождения ребенка.
Комплексное сопровождение детей в образовательном учреждении будет эффективно при следующих условиях:
— Создание положительного психологического климата в образовательном учреждении, позволяющего максимально активизировать субъектную позицию всех участников образовательного процесса;
— Готовность субъектов к осуществлению комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях;
— Взаимодействие всех субъектов комплексного сопровождения на всех его этапах.
Реализация первого условия предполагает, прежде всего, изменения в системе руководства. Тактика руководства педагогическим коллективом в идеологии комплексного сопровождения должна быть направлена на создание таких условий, при которых педагоги, специалисты образовательного учреждения проявляют инициативу в своей деятельности, желание инте-
грировать свои педагогические усилия и при этом получают эмоциональное удовлетворение. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию слаженной «команды сопровождения», которая обеспечит результативность работы в условиях нововведений.
Необходимо отметить и изменения в управленческой деятельности, которая предполагает «сопровождение сопровождающих», и предполагает тесное взаимодействие между руководителями, заместителями, и другими субъектами комплексного сопровождения детей, осуществление которого предполагает расширение области профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении, что влечет внесение изменений в мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты готовности педагога к профессиональной деятельности.
Второе условие осуществления комплексного сопровождения детей связано с готовностью субъектов к осуществлению данной области профессиональной деятельности. Готовность к деятельности - это активное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в постановке и решении определенных задач с учетом конкретных условий и собственного опыта (В. А. Сластенин). Готовность педагога к осуществлению комплексного сопровождения детей основывается в первую очередь на мотивационных, ценностных, личностно-смысловых аспектах будущей деятельности, адекватных идеям личностного подхода и педагогической поддержки в образовании. Ядром мотивационной готовности к профессиональная деятельность по осуществлению комплексного сопровождения является определенная система профессионально-значимых личностных качеств (1ТЗЛК), т. е. существенных психологических характеристик личности, к которым избранная профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования (Коджаспиров). Исходя из специфики комплексного сопровождения, были определены три основных ПЗЛК для педагога его реализующего: способность к сотрудничеству, рефлексивность, эмпатийность. Безусловно, что существуют другие важные качества, но эти три являются первостепенными.
Способность к сотрудничеству дает возможность обеспечить психологическую поддержку друг друга, равенство психологических позиций субъектов взаимодействия и признать равную коммуникативную роль друг друга. Эмпатийность позволит понять эмоциональные состояния другого человека, что поможет более эффективно оказать своевременную поддержку или необходимую помощь. Рефлексивность поможет осмыслить свои профессиональные действия и поступки, даст возможность посмотреть на себя глазами других субъектов сопровождения, встать на их позицию, оценить осуществляемый процесс комплексного сопровождения, что позволит более конструктивно выстроить дальнейшее взаимодействие.
Третье условие осуществления комплексного сопровождения детей в образовательном учреждении связано с необходимостью координации усилий всех субъектов его реализующих. Проблема взаимодействия специалистов разного профиля в процессе осуществления целостного педагогического процесса практически не рассматривалась, в основном раскрыто взаимодействие между педагогами и детьми, педагогами и родителями, затронуто взаимодействие психолога или социального педагога с педагогами (при ведущей роли первых). Однако наиболее эффективно решить задачи комплексного сопровождения можно лишь при условии взаимодействия всех субъек тов педагогического процесса в образовательном учреждении (детей, педагогов, специалистов, родителей) и высокой степени их включенности в сотрудничество, принятии общей цели сопровождения ребенка.
Таким образом, осуществление комплексного сопровождения возможно только при активной, субъектной позиции всех участников сопровождения.
Субъекты, осуществляющие комплексное сопровождение ребенка, можно разделить на две большие группы по «территориальному» признаку: 1 - внеучрежденческие; 2 - внутриучрежденческие,
К первой группе относятся сотрудники учреждений образования (как основных, так и дополнительных) и здравоохранения, которые посещает ребенок.
Внеучрежденческие субъекты воспитания и обучения - это представители микросоциума, окружающего ребенка вне стен образовательных и оздоровительных учреждений. На первом месте, вне всяких сомнений, стоит семья.
Вторая группа субъектов комплексного сопровождения ребенка — внутриучрежденческие субъекты. Практическое осуществление комплексного сопровождения невозможно без взаимодействия и равноправного общения всех субъектов комплексного сопровождения. Оно предполагает формирование единого отношения к ребенку со стороны всех специалистов сопровождения, постоянный информационный обмен между ними с четким распределением обязанностей, линий взаимодействия и координации усилий, взаимного контроля и ответственности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить три компонента взаимодействия: мотивационно-целевой, операциональнотехнологический и рефлексивно-оценочный. Мотивационноцелевой компонент предполагает осмысление совместной работы всех субъектов комплексного сопровождения, определение цели и мотивы сотрудничества, причем цели субъектов могут различаться даже при совпадающих мотивах.
Выяснение и уточнение приоритетных ценностей желательно проводить постепенно и регулярно, сверяя их с запросами общества, родителей, самих детей. Важны гуманистические ценности всех партнеров.
Операционально-технологический компонент предусматривает выбор и согласование стратегий и тактик взаимодействия с ребенком и родителями, вариантов поддержки, индивидуальных программ помощи и коррекции развития ребенка и способов организации взаимодействия: активное сотрудничество, противодействие, уклонение от взаимодействия, содействие.
Рефлексивно-оценочный компонент вызван необходимостью оценивать друг друга, себя, эффективность совместной деятельности.
Каждый из данных компонентов может проявляться на низком, среднем и высоком уровнях включенности. Включенность - это личностное состояние по отношению к событию. Чем выше включенность, тем более эффективно будет протекать взаимодействие. Низкий уровень включенности предполагает определенное первоначальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние субъектов комплексного сопровождения друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое может не достичь своей цели, а потому и не получить дальнейшего развития. Для низкого уровня характерно преобладание индивидуальной цели, которая расходится с общей целью комплексного сопровождения ребенка, преобладание личных мотивов, желание выделиться с личным результатом. Субъект избегает сотрудничества или проявляет отдельные элементы содействия, выбирает методы и средства реализации комплексного сопровождения не согласовывая их с другими субъектами. Рефлексивно-оценочный компонент не развит, в случае неудачи субъект снимает с себя ответственность
Средний уровень включенности предполагает совместную деятельность по реализации комплексного сопровождения детей при условии доброжелательных личных взаимоотношений субъектов. На данном уровне возможно принятие общей цели, при условии личной заинтересованности, мотивы ситуативны, в случае выделения значимости личного вклада субъекта возможна ориентация на общий результат. Тактики взаимодействия неустойчивы, вступает в сотрудничество, если личные взаимоотношения благоприятны. Методы и средства согласуются не во всех случаях, рефлексия проявляется ситуативно, в случае неудачи ответственность делится с другими, но не принимается полностью на себя.
Высоким уровнем включенности является совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Сходство мотивов и целей профессионального поведения делает их единомышленниками, включает их в одно общее дело. Сопоставление субъектами своих ценностных ориентиров, смыслов, мотивов, целей, задач способствует выработке их общего профессионального менталитета, т. е. системы общих профессиональных ценностей. Объективно оценивается свой вклад в достижении общей цели,
учитывается полученный опыт при последующей организации деятельности. Высокий уровень взаимодействия субъектов комплексного сопровождения - уровень творческого сотрудничества.
Таким образом, осуществление комплексного сопровождения является средством оптимизации целостного педагогического процесса в образовательном учреждении, так как позволяет более эффективно решать задачи развития, обучения, воспитания и социализации личности ребенка при снижении затрат времени. Конкретизация задач, выбор четкого содержания, определение методов, средств комплексного сопровождения ребенка позволяют более успешно решать поставленные задачи при сокращении затрат времени.
Комплексное сопровождение детей в образовательном учреждении будет эффективно решать поставленные задачи при соблюдении ряда условий к которым относятся создание положительного психологического климата в образовательном учреждении, готовность субъектов к осуществлению комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях и взаимодействие субъектов комплексного сопровождения на всех его этапах.
УДК37.0: 378
П. Д. Червинский
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Идея о том, что исследовательское поведение является важнейшим фактором развития интеллекта дошкольника, имплицитно присутствует в современной детской психологии и образовательной практике. Проблема исследования действенности исследовательского поведения как фактора развития когнитивных функций всех уровней традиционно рассматривается как одна из важнейших задач педагогической психологии. Однако в ряде специальных психологических работ неоднократно зафиксирован факт, признаваемый всеми как парадоксальный. Речь идет об эмпирических исследованиях, рассматривающих соотношения уровней развития интеллекта, с одной стороны, и исследовательского поведения с другой. Эти исследования свидетельствуют об отрицательной корреляции между интеллектом и исследовательскими способностями индивида.
Но свидетельствуют ли фиксируемые в данных исследованиях отрицательные корреляции о том, что дети дошкольного возраста, имеющие высокий коэффициент интеллекта, непременно должны демонстрировать