Научная статья на тему 'Характеристика продуктивного взаимодействия специалистов по комплексному сопровождению семей, имеющих детей с задержкой психического развития'

Характеристика продуктивного взаимодействия специалистов по комплексному сопровождению семей, имеющих детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
444
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MEDICAL AND SOCIAL SUPPORT / СЕМЬИ / ИМЕЮЩИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / FAMILIES HAVING CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / COMPLEX / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронина Екатерина Алексеевна

В представленной статье описана характеристика продуктивного взаимодействия специалистов по комплексному психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению семей, имеющих детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронина Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика продуктивного взаимодействия специалистов по комплексному сопровождению семей, имеющих детей с задержкой психического развития»

УДК 376.42

Е.А. Воронина

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор О.А. Денисова

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОМПЛЕКСНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В представленной статье описана характеристика продуктивного взаимодействия специалистов по комплексному психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению семей, имеющих детей с задержкой психического развития.

Комплексное, психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение, семьи, имеющие детей с задержкой психического развития.

The paper describes the characteristics of productive interaction of experts on complex psycho-pedagogical and medico-social support of families with children with mental retardation.

Complex, psychological and educational, medical and social support, families having children with mental retardation.

Механизм продуктивного взаимодействия представляет собой совокупность форм, мер, средств и способов, обеспечивающих совместную работу учреждений и образовательных организаций различной ведомственной подчиненности при достижении общих целей комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семей, имеющих детей с задержкой психического развития (М.В. Удальцова, Д.В. Ушаков, Т. Парсонс)

[1], [4].

Каждое учреждение или образовательная организация в рамках своей компетенции отвечает за решение задач комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Субъекты пространства, контактируя со средой существования, осознают определенную потребность, связанную с интересами, ценностными ориентациями, формируют мотивацию. Субъект ставит цель, для решения которой отбираются соответствующие средства на основе оценки их эффективности, направляются усилия для достижения результата (Т.Н. Протасова, Л.Л. Шпак) [1], [5]. Межведомственное взаимодействие предполагает совместную деятельность учреждений и организаций по решению общезначимых для территории и субъектов социальных проблем и достижению взаимопересекающихся интересов (А.И. Сухарев) [1].

Условиями эффективного взаимодействия между учреждениями и образовательными организациями являются такие, как: выявление степени совпадения целей и совместных интересов; четкое разграничение прав, обязанностей, функций сторон; наличие единого информационного пространства, способствующего своевременному информированию о целях, задачах, действиях, направлениях работы; ранжирование связей и отношений, действий и взаимодействий на основе учета интересов и целей участников; постоянный контакт и обмен действиями между учреждениями и организациями различной ведомственной подчиненности.

Установление продуктивного взаимодействия

между учреждениями и образовательными организациями приводит к определенным изменениям в их структуре, что связано с появлением дополнительных функциональных обязанностей и включает в себя следующие этапы: возникновение проблемной ситуации и невозможность ее самостоятельного решения, без привлечения других структур; поиск выхода из проблемной ситуации, осознание необходимости взаимодействия; постановка цели и задач взаимодействия; поиск участников взаимодействия, имеющих интерес к данному сотрудничеству; установление договоренности о сотрудничестве и оформление договорных отношений на основе согласования общих интересов и постановки общей цели; разграничение прав, обязанностей и функций взаимодействующих сторон; обмен взаимообусловленной деятельностью; контроль и анализ работы (О.А. Денисова) [1], [12].

В связи с решением задач модернизации системы специального образования, изменениями в его структуре и содержании формируется особая система поддержки и помощи ребенку в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида - комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Концепция сопровождения как нового направления в оказании помощи детям и их окружению начала разрабатываться в нашей стране с середины 1990-х гг. прошлого века. В ее основе лежит отечественный опыт работы психолого-медико-педагогических комиссий, специализированных учреждений в системе образования и зарубежный опыт. Сопровождение рассматривается как один из ресурсов, создающих условия для повышения качества образования, гуманизации образовательного процесса, охраны и защиты прав его участников (Т.Е. Волосовец, А.В. Егорова) [2].

В настоящее время созданы разновариативные модели сопровождения детей (Ю.С. Галлямова, О.А. Денисова, Р.В. Демьянчук, Е.И. Казакова, А.А. Хилько, Л.М. Шипицина, Н.Н. Яковлева и др.) представлены разнообразные трактовки термина «сопровождение» (Е.И. Казакова, Р.М. Битянова,

М.М. Семаго, Л.М. Шипицина и др.) [3], [6].

Ценным для нашего исследования явилось определение М.М. Семаго, который трактует психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение как создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и психического здоровья [6].

Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, определяется как система профессиональной деятельности межведомственной «команды» специалистов, направленной на создание условий для полноценного развития, успешного обучения и воспитания каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Основные характеристики этой системы:

- законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей);

- мультидисциплинарность (комплексность), т.е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей, юристов и др.);

- учет перспектив дальнейшего обучения и развития ребенка, возможностей его социализации;

- реализация продуктивного взаимодействия специалистов при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком, при соблюдении и разграничении профессиональных компетенций каждого.

Для выстраивания комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семей, имеющих детей с задержкой психического развития, необходимо:

- создание координирующего органа, осуществляющего организационное управление всей системой сопровождения;

- разработка и реализация модели продуктивного взаимодействия различных ведомств;

- разработка и уточнение нормативно-правовой базы (Концепций, Законов и подзаконных актов о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории того или иного субъекта федерации);

- обеспечение кадровых ресурсов (сохранение ставок специалистов в образовательных организациях и учреждениях, расширение возможностей Центров психолого-медико-социального сопровождения, повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития);

- пополнение и реорганизация материально-технических ресурсов (компьютерное оборудование для дистанционного обучения, создание безбарьерной среды, оборудование образовательных учреждений средствами, необходимыми для конкретного ребенка);

- организация научно-методического сопровождения семей через сотрудничество с высшими образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами и др.);

- создание информационных ресурсов (единый межведомственный банк данных по детям с задержкой психического развития, по учреждениям, оказывающим помощь как детям, так и их семьям).

Представим характеристику межведомственного взаимодействия, осуществляющего комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение семей, имеющих детей с задержкой психического развития, реализуемым по следующим по направлениям (в таблице).

Таблица

Направления деятельности Статистика, диагностика Профилактика, просвещение, консультирование Коррекция, реабилитация, лечение Обучение, воспитание, социализация

Учреждения, образовательные организации

1 2 3 4 5

Учреждения здравоохранения - раннее выявление детей с ЗПР; - создание статистического банка данных по детям с ЗПР; - создание информационного банка данных о лечебно- профилактических учреждениях (ЛПУ) и их услугах - лектории, клубы для будущих мам по профилактике отклоняющегося развития плода; - встречи для родителей младенцев с ОВЗ по адекватному восприятию ребенка, мероприятиях первичной абилитации, информирование об учреждениях, оказывающих помощь детям с ОВЗ - расширение сети ЛПУ, услуг (в том числе стоматологических) для детей с ОВЗ; - обеспечение путевками «Мать и дитя» в санатории - обучение родителей правилам ухода за больным ребенком, знакомство с особенностями болезни и необходимыми способами лечения

Продолжение

1 2 3 4 5

Учрежде- - создание инфор- - информирование - расширение воз- - создание социаль-

ния труда и мационного банка семей, родителей о нор- можностей центров ного транспорта,

соцразвития данных о учреждениях мативных актах по за- комплексной помощи, обеспечивающего

социального обеспе- щите прав лиц с ОВЗ и в том числе по сопро- проезд малоимущим

чения и их услугах механизмах их реализа- вождению детей с родителям, детям с

ции через СМИ, букле- ОВЗ к месту отдыха и ОВЗ;

ты, памятки, распро- лечения; - организация со-

страняемые через учре- - создание программ циокультурных меро-

ждения здравоохране- реабилитации для ро- приятий (праздников,

ния и соцзащиты дителей детей с ОВЗ; - решение транспортных проблем по перемещению лиц с ОВЗ и сопровождающих к месту обучения, лечения, отдыха утренников, спортивных мероприятиий, посещение театров и кинотеатров и др.)

Образова- - раннее выявление - организация взаимо- - возможно более - разработка и реа-

тельные ор- детей с ОВЗ; действия с органами ранняя коррекция лизация в образова-

ганизации - создание единого здравоохранения (род- (сразу после выявле- тельной организации

банка данных с орга- домами, педиатрической ния) отклонений в индивидуальных

нами здравоохранения службой) по организа- развитии ребенка; маршрутов развития

и соцзащиты о лицах с ции встреч с родителя- - с этой целью со- ребенка с ОВЗ;

ОВЗ; ми по профилактике хранение ставок спе- - разъяснительная

- формирование се- вторичных отклонений циалистов (психоло- работа с родителями

ти образовательных в развитии; гов, логопедов, соци- по адекватному вос-

организаций, кадрово- - организация систе- альных педагогов) в приятию дефекта ре-

го потенциала специа- мы сопровождения се- образовательных ор- бенка, по необходимо-

листов исходя из ре- мей, имеющих детей с ганизациях; сти организации спе-

альных потребностей ОВЗ, в каждой образо- - создание центра по циального обучения и

по полному охвату вательной организации; сопровождению детей воспитания;

детей с ОВЗ; - психологическое с ОВЗ, групп времен- - максимальный ох-

- создание инфор- консультирование роди- ного пребывания в ват детей дошкольно-

мационного банка телей ребенка с ОВЗ в образовательных ор- го возраста коррекци-

данных об образова- условиях образователь- ганизациях раннего онной помощью с

тельных организаци- ной организации, цен- возраста; целью профилактики

ях, оказывающих ус- тров психолого-медико- - разработка алго- и выявления задержки

луги по психолого- социального сопровож- ритма деятельности по психического разви-

педагогическому со- дения; сопровождению ре- тия;

провождению; - организация теле- бенка с ОВЗ и его - организация дис-

- изучение педаго- фона доверия (горячей семьи как в специаль- танционного консуль-

гического потенциала линии) для кризисного ном (коррекционном) тирования родителей

семьи психологического кон- образовательном уч- по вопросам обучения

сультирования родите- реждении), так и в и воспитания детей с

лей и детей с ОВЗ общеобразовательном, реализующем инклюзивное образование задержкой психического развития

Таким образом, комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение семей, имеющих детей с задержкой психического развития, является неотъемлемой частью обеспечения прав семьи, материнства и детства, необходимым условием эффективного функционирования образовательной системы, определенном в Законе об образовании (2013 г.).

Литература

1. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / под ред. О.А. Денисовой. - М., 2012.

2. Волосовец Т.Е., Егорова А.В. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях медернизации образования / Приложение к письму

Минобразования России от 27.06. 2003. - № 28-51-513/16.

3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под научн. ред. проф. Л.М. Шипициной. - СПб., 2003.

4. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М., 2000.

5. Протасова, Т.М. Межведомственное взаимодействие учреждений социальной сферы при решении проблем сиротства на территории: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Т.М. Протасова. - Кемерово, 2004.

6. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Метод. пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М., 2005.

7. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / [Борисова Н.А. и др.]; под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.