Научная статья на тему 'Модель социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования'

Модель социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ / MODEL OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / THE MODEL OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щипова Ольга Владимировна

В статье анализируется модель социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования, раскрывается содержание, характеристика ее компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щипова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING

The article analyzes a model of socio-pedagogical support of students of secondary specialized colleges, reveals content and the main characteristics of its components.

Текст научной работы на тему «Модель социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования»

УДК 377.5

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013 О.В.Щипова

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 25.06.2013

В статье анализируется модель социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования, раскрывается содержание, характеристика ее компонентов. Ключевые слова: модель социально-педагогического сопровождения, компоненты модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования.

В настоящее время педагогический процесс в учреждениях среднего профессионального образования направлен на формирование личности способной самостоятельно, активно, инициативно, творчески организовывать свою деятельность, готовой к сотрудничеству, что отвечает новым требованиям предъявляемым обществом и рынком труда.

Необходимость создания модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования обоснована тем, что студенты сталкиваются с различными проблемами: сложность адаптации в учреждении среднего профессионального образования, неуверенность в выборе профессии, трудности взросления, недостаточный образовательный уровень. В своем исследовании, проведенном в 2009 - 2011 гг., Е.В.Иванушкина, О.В.Щипова выявили, что студенты учреждений среднего профессионального образования находятся в сложных материальных условиях, воспитываются в неполных семьях, проживают отдельно от своих семей, в учебной деятельности преобладает мотив получения аттестата и возможности работать1. Данное исследование подтверждает наличие целого ряда проблем студентов, которые возможно решить путем создания условий для профессионально-личностной самореализации студентов учреждений среднего профессионального образования.

Условием для профессионально-личностной самореализации студентов учреждений среднего профессионального образования является модель социально-педагогического сопровождения. В связи с этим возникает потребность в пересмотре и переосмыслении существующих

Щипова Ольга Владимировна, аспирант кафедры педагогики. E-mail: shipowa olja@mail.ru

1 Психология и педагогика на современном этапе: ма-

териалы III Международной научно-практической

конференции. - Ставрополь: 2012. - С. 136.

моделей социально-педагогического сопровождения, а также построении модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования. По мнению М.Д.Горячева, М.М.Горячева, в педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить проблемы молодого поколения2.

Анализируя проблему моделирования в педагогике, Г.К.Селевко даёт следующее определение модели: «Термин модель означает некую систему (образец, пример, образ, конструкцию), которая отображает и выражает определённые свойства и отношения другой системы, называемой оригиналом, и в указанном смысле заменяет его». Л.В.Мардахаев рассматривает «модель» как систему элементов, воспроизводящих определенные стороны, связи, функции предмета исследования. В разработанной нами модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования, мы опираемся на определение В.А.Штоффа, который прослеживая генезис понятия «модель», предложил следующее определение: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам информацию об этом объекте».

Конструированием модели социально-педагогического сопровождения занимались: Л.А.Жилина - модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в условиях вуза, М.И.Лазарева - модель социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье в условиях Центра

2 Горячев М.Д., Горячев М.М. Профессиональная подготовка студентов - будущих учителей в процессе педагогической практики (исторический аспект) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - №2 (3). - С. 593.

социальной помощи семье и детям, Т.А.Михайлова - функциональная модель социально-педагогического сопровождения студентов с особыми адаптивными возможностями, Х.Г.Юсупова - модель процесса социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях социального приюта.

Проектируя структурно-функциональную модель системы социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в период их адаптации к условиям вуза, Л.А.Жилина предлагает в качестве системообразующего компонента - создание в рамках объективно существующей образовательной среды высшего учебного заведения таких условий, при которых возможна успешная адаптация студентов-сирот. Модель системы социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в период их адаптации к условиям вуза включает в себя следующие компоненты: структурно-организационный, технологический, программно-методический, диагностический.

По содержанию деятельности все компоненты делятся на три блока, в соответствии с основными группами проблем, выявленными в ходе исследования у студентов-сирот: социальный, психологический, педагогический3.

М.И.Лазарева предлагает модель социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье в условиях Центра социальной помощи семье и детям, которая включает теоретико-методологический, задачно-целевой, проблемно-содержательный, организационно-технологический, оценочно-критериальный модули4. В основе разработки модели социально-педагогического сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье в условиях Центра социальной помощи семье и детям лежит социально-ориентированный подход. Такой подход рассматривает каждого субъекта социально-педагогического сопровождения как полноценного члена общества и предусматривает формирование у него адекватной самооценки, а также положительной оценки своего места в обществе; выработку необходимых навыков уверенного поведения; активную жизненную позицию; способность отстаивать свои права и интересы в социуме.

В своем исследовании Т.А.Михайлова представляет функциональную модель социально-

3 Жилина Л.А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в условиях вуза // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2008. - №54. -С. 359.

4 Лазарева М.И. Социально-педагогическое сопровождение воспитания ребенка в опекунской семье в условиях Центра социальной помощи семье и детям: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: 2009. - С. 84.

педагогического сопровождения студентов с особыми адаптивными возможностями, которая включает диагностический, проектно-целевой, организационный, содержательный, технологический, мониторинговый и результативный ко-мпоненты5. Своеобразие функциональной модели социально-педагогического сопровождения студентов с особыми адаптивными возможностями заключается в том, что его содержание реализуется посредством функций их обучения, воспитания и образования, каждая из которых имеет свое институциональное оформление, обеспечивается кадрами. Такое понимание функций социально-педагогического сопровождения отражает его функциональную сторону; с точки зрения структурной они играют роль его форм. Так возникает социально-педагогическое сопровождение учащегося в процессе обучения, как часть более общего процесса социально-педагогического сопровождения его развития.

Проектируя модель процесса социально-педагогического сопровождения ресоциализации подростка в условиях социального приюта, Х.Г.Юсупова опирается на системный, деятель-ностный, интегрированный, рефлексивный подходы. Компонентный состав модели, обеспечивающий социальное обучение и создание условий для социального самоопределения, преодоление трудностей социализации задается структурно-функциональным инвариантом педагогической системы и морфологически представлен следующими компонентами: субъектный, содержательный, организационный, ре-зультативный6.

На основе анализа научной и методической литературы, содержания моделей социально-педагогического сопровождения, изучения опыта работы учреждений среднего профессионального образования, мы разработали модель социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования. При разработке модели мы учитывали следующие этапы процесса социально-педагогического моделирования: 1) мотива-ционный этап включает в себя совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий, установление эмоционального

5 Михайлова Т.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: 2008. - С. 60.

6 Юсупова Х.Г. Роль социально-педагогической поддержки подростков по их ресоциализации в условиях интернатных учреждений // Проблемы развития ювенальной юстиции: взаимодействие федерального и регионального уровней: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 28 октября 2009 г. - М.: 2011. - С. 303.

контакта между всеми субъектами социально-педагогического сопровождения; 2) целепола-гающий этап заключается в раскрытии смысла и содержания предстоящей деятельности, выработке общего языка, определении роли, статуса и общей профессиональной позиции педагога, педагога-психолога, социального педагога, куратора, мастера производственного обучения относительно студента, распределении между ними функциональных обязанностей, формировании общей цели, задач, мотивов и смыслов сотрудничества; 3) проектировочный этап состоит из разработки модели социально-педагогического сопровождения, на основании ориентировочной диагностики, ознакомления с моделью социально-педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса; 4) практический этап содержит практическую реализацию модели, специалистами одновременно проводится текущая социально-педагогическая диагностика, анализ и рефлексия, при затруднениях проводится диагностика для определения причин и направлений разрешения затруднений; 5) рефлексивно-диагностический этап включает в себя завершение процесса, итоговую диагностику, совместный анализ результатов, рефлексию, внесение предложений по проектированию.

Методологической основой проектирования модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования явились следующие теоретические принципы и положения: 1) социально-педагогическая деятельность системна и основана на принципах гуманизма, индивидуализации, целостности; 2) личность как целостная психологическая структура, формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения; 3) развитие и формирование личности, происходит в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей; 4) социокультурное развитие личности проходит через его соприкосновение с окружающей средой и освоение этой среды7.

Модель социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования имеет следующие признаки: сопровождение является особым видом помощи студенту в поиске путей разрешения противоречий личностного развития; комплексный подход, который реализуется субъектами социально-педагогического сопровождения (социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, учителя-предметники, кура-

7 Жилина Л.А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в условиях вуза .... -С. 358.

тор, мастер производственного обучения, воспитатели, родители).

Структурно-организационный, содержательный, процессуальный и аналитико-резуль-тативный компоненты составляют модель социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования.

Структурно-организационный компонент модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования содержит систему мер по улучшению социально-психологического климата, оказание необходимой социально-педагогической помощи студенту, формы и методы сопровождения.

Содержательный компонент модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования включает в себя направления деятельности специалистов, обеспечивающих социально-педагогическое сопровождение, условия и принципы социально-педагогического сопровождения, а также комплекс форм, методов и приемов работы со студентами учреждений среднего профессионального образования.

Процессуальный компонент модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования характеризуется этапами социально-педагогического сопровождения: социально-пе-дагогическая диагностика студента; проведение анализа полученной информации; совместная разработка рекомендаций для студента, педагогов, куратора, мастера производственного обучения, родителей; консультирование всех субъектов сопровождения о путях и способах решения проблем; выполнение рекомендаций каждым субъектом сопровождения; анализ выполнения рекомендаций всеми субъектами; дальнейший анализ развития студента.

Аналитико-результативный компонент модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования содержит в себе анализ результатов социально-педагогического сопровождения, контроль за социально-педагогическим сопровождением, извлечение выводов при сравнении фактического состояния с намечавшимися по плану результатами.

Проводимое нами исследование по изучению результативности разработанной модели социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования состояло из констатирующего и формирующего эксперимента. Результаты эксперимента, проведенного нами в ГАОУ СПО Самарском техникуме городского хозяйства и

строительных технологий им. П.Мачнева г.о. сопровождения студентов учреждений среднего Самара, подтверждают результативность разра- профессионального образования. ботанной модели социально-педагогического

THE MODEL OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING

© 2013 O.V.Shchipova

Samara State University

The article analyzes a model of socio-pedagogical support of students of secondary specialized colleges, reveals content and the main characteristics of its components.

Key words: model of socio-pedagogical support, the model of socio-pedagogical support of students of establishments of average vocational training.

Olga Vladimirovna Shchipova, the Dept. of Pedagogics. E-mail: shipowa_olja@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.