Научная статья на тему 'Качество жизни детей подросткового возраста, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании'

Качество жизни детей подросткового возраста, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADOLESCENTS / QUALITY OF LIFE / CLOSED ADMINISTRATIVE TERRITORIAL UNIT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соснина Светлана Фаридовна, Волосников Д. К.

Представлены результаты исследования качества жизни у подростков 15-17 лет, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании (г. Озёрск), с помощью опросника PedsQL 4.0. Проведено анкетирование 309 детей и их родителей, группу сравнения составили 298 семей из соседнего города. В целом не выявлено различий по суммарной оценке показателей качества жизни в обеих группах, что указывает на отсутствие воздействия специфичности города на данную категорию населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of life of adolescents living in a closed administrative territorial unit

The article illustrates results from a study of the quality of life of adolescents aged 15-17 living in a closed administrative territorial unit (town of Ozersk) using the questionnaire PedsQL 4.0. It describes the questionnaire survey of 309 children and their parents with the comparison group made up of 298 families from a nearby town. On the whole, no differences were identified in the overall assessment of quality of life indicators in both groups, which indicates there is no impact of a specific town on this category of population.

Текст научной работы на тему «Качество жизни детей подросткового возраста, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

С.Ф. Соснина1, Д.К. Волосников2

1 Центральная медико-санитарная часть № 71, Озёрск, Челябинская область

2 Челябинская государственная медицинская академия

Качество жизни детей подросткового возраста, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании

Контактная информация:

Соснина Светлана Фаридовна, заведующая педиатрическим отделением № 2 детской больницы ЦМСЧ №71, аспирант кафедры педиатрии №2 ЧГМА Адрес: 456780, г. Озёрск, Челябинская область, ул. Строительная, д. 1, тел.: (35130) 2-36-40, e-mail: [email protected] Статья поступила: 18.05.2010 г., принята к печати: 11.10.2010 г.

Представлены результаты исследования качества жизни у подростков 15-17 лет, проживающих в закрытом административно-территориальном образовании (г. Озёрск), с помощью опросника PedsQL 4.0. Проведено анкетирование 309 детей и их родителей, группу сравнения составили 298 семей из соседнего города. В целом не выявлено различий по суммарной оценке показателей качества жизни в обеих группах, что указывает на отсутствие воздействия специфичности города на данную категорию населения.

Ключевые слова: подростки, качество жизни, закрытое административно-территориальное образование.

Подростковый возраст — один из критических этапов жизни человека. Изучение здоровья подростков имеет важное значение для прогнозирования трудового, репродуктивного и оборонного потенциала страны [1]. В последние десятилетия нарастают негативные тенденции в состоянии здоровья детей подросткового возраста, так что зачастую приходится говорить не о его сохранении и укреплении, а о спасении [2]. Значительное ухудшение состояния здоровья детей, рост частоты факторов риска определили формирование выраженных медико-социальных последствий этих процессов. Среди старшеклассников, имеющих хронические заболевания, в 2,5-3 раза чаще, чем среди здоровых, выявля-

ется социальная и психологическая дезадаптация [3]. Негативные тенденции показателей здоровья населения России требуют поиска новых путей для скорейшего восстановления здоровья нации [4].

В условиях современной жизни вопрос о новых подходах определения здоровья с учетом качества жизни ребенка встает очень остро. Оценка качества жизни, сделанная самим человеком — ценный и надежный показатель его общего состояния. Показатели качества жизни могут являться, в свою очередь, критериями качества оказываемой медицинской помощи и инструментом оценки действенности мероприятий, направленных на улучшение здоровья детей [5]. В международной

S.F. Sosnina1, D.K. Volosnikov2

1 Central Clinic № 71, Ozersk, Chelyabinsk Region

2 Chelyabinsk State Medical Academy

The quality of life of adolescents living in a closed administrative territorial unit

The article illustrates results from a study of the quality of life of adolescents aged 15-17 living in a closed administrative territorial unit (town of Ozersk) using the questionnaire PedsQL 4.0. It describes the questionnaire survey of 309 children and their parents with the comparison group made up of 298 families from a nearby town. On the whole, no differences were identified in the overall assessment of quality of life indicators in both groups, which indicates there is no impact of a specific town on this category of population.

Key words: adolescents, quality of life, closed administrative territorial unit.

практике изучение качества жизни является общепринятым, высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки состояния здоровья как населения в целом, так и его отдельных социальных групп. В настоящее время в России изучение качества жизни приобретает особую актуальность в свете реализации приоритетных национальных проектов [6].

Повышенный интерес к проблеме изучения качества жизни подростков обусловлен тем, что его показатели отражают состояние здоровья детей и могут помочь в интегральной оценке эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий [7]. В данный момент практически отсутствуют популяционные медико-социальные исследования, позволяющие сравнить уровень качества жизни подростков в различных регионах.

Актуальной представляется оценка качества жизни детей в так называемых «закрытых» городах. Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) — модель малого российского города, отличающегося спецификой социального управления, режимными особенностями, накладывающими отпечаток на деятельность и поведение населения. ЗАТО являются своеобразными изолятами с особым статусом и замкнутым социумом. Для компенсации режимности, создающей определенный психологический дискомфорт, в закрытых городах ранее была создана полноценная инфраструктура с эксклюзивным обеспечением, способная компенсировать иллюзию «клаустрофобии» и препятствовать развитию «синдрома ЗАТО».

Целью настоящего исследования явилось изучение показателей качества жизни детей подросткового возраста (15-17 лет), проживающих на территории ЗАТО.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

Проведено анкетирование подростков в возрасте 15-17 лет и их родителей в г. Озёрске — ЗАТО, расположенном вблизи градообразующего предприятия атомной промышленности, с населением около 80 тыс. человек. Группу сравнения составили подростки того же возраста г. Кыштыма, расположенного в 10 км от ЗАТО, с населением 50 тыс. человек.

Исследование проведено на базе всех средних общеобразовательных учреждений г. Озёрска и г. Кыштыма. В опрос не включались подростки из специализированных школ (гимназии, коррекционные и частные школы), в итоге — анкетированием были охвачены 13 учебных заведений. Опросники раздавались непосредственно в школах на родительских собраниях. Перед проведением опроса подростки и их родители давали письменное информированное согласие на участие в исследовании. В целях соблюдения конфиденциальности заполненные анкеты возвращались в запечатанных конвертах. Анализу подвергались только «парные» опросники, заполненные подростком и одним из его родителей. В исследование не включали подростков, имеющих психическое заболевание или обострение хронического заболевания. Состояние здоровья детей оценивали по данным ежегодных профилактических осмотров путем выкопировки сведений из «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и «Медицинской карты школьника» (форма № 26/у).

Изучение качества жизни было проведено с использованием опросника PedsQL 4.0 (Pediatric Quality of Life Questionnaire) [8]. PedsQL 4.0 — один из наиболее популярных опросников в мире, прошедший испытания в мультицентровых исследованиях нескольких стран. Опросник состоит из 23 вопросов, позволяющих оценить физическое, эмоциональное, социальное и ролевое функционирование — жизнь в школе у детей разного возраста. Общее количество баллов рассчитывается по 100-балльной шкале: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка. Кроме того, в процессе шкалирования данных могут быть получены баллы психосоциального компонента качества жизни и рассчитан суммарный балл. Наличие параллельных форм опросника — детской (self-report) и родительской (proxy-report) версий — позволяет выявить различия в восприятии проблем ребенком и его родителями.

Анкетирование подростков проводилось нами после получения официального разрешения на использование русского варианта PEDsQL 4.0 для детей 13-18-летнего возраста от Международного института по изучению качества жизни MAPI RESEARCH TRUST (Франция). Заполнение опросника проводилось в соответствии с руководством по применению. Консультации по вопросам протокола исследования и расчет минимального объема выборки с учетом статистических данных по численности подростков были любезно предоставлены специалистом Межнационального Центра исследования качества жизни (Санкт-Петербург) Т. П. Никитиной.

Статистическая обработка результатов проведена с помощью программ STATISTICA 6.0 (StatSoft Inc., США). До проведения статистического анализа оценивался характер распределения каждого показателя с помощью вычисления критерия Шапиро-Уилкса. В связи с тем, что абсолютное большинство показателей имели распределение, отличное от нормального, при статистическом анализе применялись методы непараметрической статистики. При описании количественных данных в качестве меры центральной тенденции указывалась медиана, в качестве меры рассеяния — интерквартильный размах (25; 75 перцентиль). Достоверность различий между независимыми группами оценивалась по критерию Манна-Уитни (для двух групп) и Крускала-Уоллиса (для трех групп одновременно), в связанных выборках — с помощью парного критерия Уилкоксона. Соотношения величин, выраженных в процентах, оценивались с использованием критерия х2. Статистически значимыми считались различия при р < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Всего было роздано 1100 конвертов с анкетами, обратно получено 664 (60,4%). В исследование были включены ответы 607 подростков — 309 детей из г. Озёрска (59,9% девочек) и 298 подростков (58,7% девочек) — из г. Кыштыма.

При изучении состояния здоровья по данным медицинской документации морфофункциональные отклонения и хронические заболевания выявлены у 265 (85,7%) подростков г. Озёрска и 175 (58,7%) детей г. Кыштыма (р < 0,001). В группе респондентов г. Озёрска 44 ребенка (14,2%) имели I группу здоровья, 197 (63,8%) — II, 68 (22,0%) подростков были отнесены к III группе здоро-

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2010/ ТОМ 9/ № 5

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Таблица. Показатели качества жизни у подростков г. Озёрска (ЗАТО) и г. Кыштыма

Респонденты г. Озёрск, п = 309 г. Кыштым, п = 298 Значение P

Физическое функционирование

Подростки 84 (75-91) 84 (75-94) 0,449

Родители 81 (69-88)** 81 (69-88)** 0,626

Эмоциональное функционирование

Подростки 65 (55-80) 70 (55-80) 0,064

Родители 70 (60-85)** 70 (60-85) 0,619

Социальное функционирование

Подростки 90 (80-100) 95 (85-100) 0,382

Родители 90 (80-100) 95 (80-100) 0,465

Жизнь в школе

Подростки 70 (60-80) 70 (60-85) 0,693

Родители 65 (55-80)* 70 (55-80)* 0,927

Психическое здоровье

Подростки 75 (67-85) 78 (68-85) 0,099

Родители 75 (67-85) 78 (67-85) 0,791

Общий балл

Подростки 77 (69-85) 78 (71-86) 0,12

Родители 77 (68-85) 79 (69-86) 0,711

Примечание. * р < 0,05; ** р < 0,001 — по сравнению с оценкой качества жизни, данной подростками.

вья. В группе сравнения число детей с I группой здоровья составило 123 человека (41,3%; р < 0,001), со II — 89 (29,9%; р < 0,001) детей, с III группой — 86 (28,9%; р = 0,065). Эти различия можно связать с большими лечебно-диагностическими возможностями и медицинским обеспечением подростков, проживающих в г. Озёрске.

У подростков в г. Озёрске чаще всего обнаруживалась патология костной системы (сколиозы, нарушение осанки, плоскостопие) — у 226 (73,1%) детей-респондентов; 2-е ранговое место занимала патология органов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм) — у 88 (28,5%) анкетируемых. Кроме того, было установлено, что 67 (21,7%) подростков страдают вегетативными расстройствами, 31 (10,0%) — заболеваниями органов пищеварения. Структура морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний среди подростков г. Кыштыма была несколько иной: отмечено преобладание патологии органов зрения — у 75 детей (25,2%; по сравнению с показателем в группе подростков из г. Озёрска р = 0,407), болезни костно-мышечной системы были выявлены у 45 (15%; р < 0,001), хронические заболевания желудочно-кишечного тракта — у 42 (14,1%; р = 0,158), вегетативные нарушения — у 24 (8%; р < 0,001) опрошенных.

Как видно из таблицы, статистически значимых различий оценки качества жизни у подростков в сравниваемых группах не выявлено. При этом в обоих городах самое высокое число баллов было получено по шкале социального функционирования, а наиболее низкие показатели качества жизни — при оценке эмоционального функционирования. Это свидетельствует о наличии у некоторых подростков проблем в эмоционально-личностной сфере, повышенной тревожности, ранимости, эмоциональной неуравновешенности, чрезмерной чувствительности. Аналогичный результат по суммарному баллу получен при анализе параметров качества жизни у родителей подростков (в г. Озёрске — 77, в г. Кыштыме — 79; р = 0,711), максимальные значения также зарегистрированы по шкале социального функционирования (р = 0,465). По данным родительских версий, наименьшее число баллов получено по шкале «жизнь в школе» (р = 0,927), что отражает отношение родителей к проблемам обучения, их тревогу по поводу трудностей, испытываемых ребенком в школе, неблагоприятным особенностям школьной среды. Между тем при сравнении показателей качества жизни детей и родителей Озёрска получены статистически значимые различия по шкалам физического и эмоционального функционирования (р < 0,001) и по шкале «жизнь в школе» (р = 0,032). Подростки оценивают свои физические возможности и школьное функционирование выше, чем их родители, что может быть обусловлено как завышенной самооценкой, так и повышенными требованиями к ребенку со стороны родителей. Более низкие показатели по шкале «эмоциональное функционирование» детского опросника в сравнении с таковыми в родительской версии свидетельствуют о недостаточно адекватном представлении родителей об эмоциональном благополучии своих детей. Родители должны осознавать необходимость понимания природы детских проблем, т. к. эмоциональные расстройства неизбежно приводят к нарушению социальных контактов ребенка.

Хотя суммарная оценка качества жизни у детей и родителей г. Кыштыма не выявила статистически значимых различий, анализ отдельных составляющих показал, что, как и в г. Озёрске, по шкалам «физическое функционирование» (р < 0,001) и «жизнь в школе» (р = 0,022) подростками дана более высокая оценка, чем их родителями. Последние были больше обеспокоены вопросами обучения подростков, пропусками занятий, озабочены трудностями в усвоении ребенком учебного материала, его способностями к сосредоточению.

Анализ оценки качества жизни подростков в зависимости от возраста не показал статистически значимых различий. Исключение составил показатель социального функционирования в группе подростков г. Кыштыма, величина которого, согласно самооценке 15-летних подростков, была ниже значений, зарегистрированных в группах 16-17-летних (р = 0,032), что отражает неуверенность в отношениях между сверстниками в данной микросреде.

При сравнении параметров качества жизни у детей разного возраста, по данным анкетирования родителей, статистически значимое снижение показателей получено по шкале «социальное функционирование» в группе 17-летних подростков г. Озёрска (р = 0,029), что может

говорить о недостаточной осведомленности родителей о поведении их детей в коллективе. Достоверных различий по другим показателям у подростков разного возраста, по данным родительских версий в обеих группах, не найдено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на выявленные различия в состоянии здоровья, подростки, проживающие на территории ЗАТО, и их сверстники из контрольной группы в целом практически одинаково оценили уровень качества жизни. Это доказывает, что специфика «закрытого города» на параметры качества жизни подростков не влияет. Наибольшее число баллов отмечено при оценке подростками обеих групп социального функционирования, что отражает высокий уровень межличностных отношений, хорошую адаптацию в микросоциальной среде. Вместе с тем, наименьшая оценка была дана по шкале эмоционального функционирования, показывающая преобладание у ряда подростков негативных эмоций, наличие внутренней тревоги, страхов. У подростков и их родителей в г. Озёрске выявлены статистически значимые различия оценки физического, эмоционального и ролевого функционирования, свидетельствующие о разном восприятии проблем пубертатного периода взрослыми и детьми. Разницы в оценке показателей качества жизни подростков в г. Озёрске в зависимости от возраста не найдено. Таким образом, материалы исследования свидетельствуют об отсутствии влияния статуса ЗАТО на качество жизни подростков, проживающих на его территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альбицкий В. Ю., Макеев Н. И., Антонова Е. В. Теоретические подходы к составлению программы (анкеты) исследования здоровьесберегающего поведения подростков в возрасте 15-17 лет // Вопросы современной педиатрии. — 2009; 8 (4): 23-25.

2. Романова Т. А., Акиньшин В. И. Сравнительная оценка состояния здоровья детей подросткового возраста, проживающих в городской и сельской местности // Вопросы современной педиатрии. — 2008; 7 (3): 17-19.

3. Резолюция XII Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» // Вопросы современной педиатрии. — 2008; 7 (3): 118-121.

4. Мирская Н. Б. Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся средних классов в зависимости от их образа жизни // Вопросы современной педиатрии. — 2008;

7 (5): 11-15.

5. Павленко Т.Н., Калинина Е. А., Винярская И. В. Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга // Вопросы современной педиатрии. — 2009;

8 (5): 9-13.

6. Юрьев В. К., Сайфулин М. Х. Оценка динамики качества жизни детей как критерий эффективности стационарного лечения // Вопросы современной педиатрии. — 2009; 8 (6): 7-11.

7. Бахадова Е. В., Стерликов С. А. Показатели качества жизни как инструмент оценки действенности мероприятий по улучшению здоровья детей в современной России / Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М., 2007. — С. 63.

8. Varni J. M., Seid M., Kurtin P. S. The PedsQLTM 4.0: ratability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory™ Version 4.0 Generic Core Scales in healthy and patient population // Medical Care. — 2001; 39 (8): 800-812.

S

hi 7

I . , ,

'■.■a mm

ТРОЙНОЙ ЭФФЕКТ

ПРИ БОЛИ В ГОРЛЕ

Иммуномодулирующий препарат для местного применения при боли в горле (таблетки для рассасывания).

*0 та6п*т(* дня рдссасмммии

ИМУДОН

Восстанавливает иммунитет полости рта и глотки. Имеет приятный вкус.

Разрешен детям с 3-х лет.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЧИТАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.