Научная статья на тему 'Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Барнаула Алтайского края'

Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Барнаула Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / РОДИТЕЛИ / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / TEENAGE-GIRLS / THE QUALITY OF LIFE / PARENTS / HEALTH GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Строзенко Людмила Анатольевна, Гордеев Виктор Витальевич, Лобанов Юрий Федорович

В публикации представлены результаты исследования состояния здоровья и качества жизни девочек подросткового возраста, учащихся общеобразовательных школ города Барнаула. Разработаны региональные «нормативные» параметры по шкалам качества жизни для девочек-подростков 15-16 лет. Установлено, что родители оценивали качество жизни девочек-подростков статистически значимо ниже. Доказано значительное снижение качества жизни у девочек с III группой здоровья и страдающих хроническими болезнями в стадии клинической ремиссии. Наиболее высокие показатели, как у здоровых, так и у больных, девочек наблюдались по шкалам физического и социального функционирования. Низкие значения показателей эмоционального функционирования отмечены у всех подростков. Распределение по группам здоровья показало, что среди обследованных с первой (I) группой здоровья было всего 6 % девочек, со второй (II) - 49,5 %, с третьей (III) - 44,5 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Строзенко Людмила Анатольевна, Гордеев Виктор Витальевич, Лобанов Юрий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF HEALTH AND QUALITY OF LIFE OF TEENAGE-GIRLS OF BARNAUL, ALTAY TERRITORY

This publication presents results of a study of health status and quality of life of teenage-girls, students of secondary schools in the city of Barnaul. Developed regional «normative» settings on the scales of the quality of life for teenage-girls 15-16 years. Found that parents rated significantly lower quality of life of teenage-girls. It is proved significant reduction in the quality of life of the girls from the third group-health and suffering from chronic diseases in the stage of clinical remission. The highest rates of both healthy and girls were observed in patients on physical and social functioning. Low values of indicators of school functioning were seen in all adolescents. Grouping Health showed that among individuals with first (I) group of health was only 6 % of teenage-girls, with the second (II) 49,5 %, and the third (III) 44,5 %.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Барнаула Алтайского края»

■ РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ПРИМЕР МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Строзенко Л.А., Гордеев В.В., Лобанов Ю.Ф.

Алтайский государственный медицинский университет,

г. Барнаул

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В публикации представлены результаты исследования состояния здоровья и качества жизни девочек подросткового возраста, учащихся общеобразовательных школ города Барнаула. Разработаны региональные «нормативные» параметры по шкалам качества жизни для девочек-подростков 15-16 лет. Установлено, что родители оценивали качество жизни девочек-подростков статистически значимо ниже. Доказано значительное снижение качества жизни у девочек с III группой здоровья и страдающих хроническими болезнями в стадии клинической ремиссии. Наиболее высокие показатели, как у здоровых, так и у больных, девочек наблюдались по шкалам физического и социального функционирования. Низкие значения показателей эмоционального функционирования отмечены у всех подростков. Распределение по группам здоровья показало, что среди обследованных с первой (I) группой здоровья было всего 6 % девочек, со второй (II) - 49,5 %, с третьей (III) - 44,5 %.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:девочки-подростки; качество жизни; родители; группы здоровья.

Strozenko L.A., Gordeev V.V., Lobanov Y.F.

Altai State Medical University, Barnaul

STATE OF HEALTH AND QUALITY OF LIFE OF TEENAGE-GIRLS OF BARNAUL, ALTAY TERRITORY

This publication presents results of a study of health status and quality of life of teenage-girls, students of secondary schools in the city of Barnaul. Developed regional « normative» settings on the scales of the quality of life for teenage-girls 1516 years. Found that parents rated significantly lower quality of life of teenage-girls . It is proved significant reduction in the quality of life of the girls from the third group-health and suffering from chronic diseases in the stage of clinical remission. The highest rates of both healthy and girls were observed in patients on physical and social functioning. Low values of indicators of school functioning were seen in all adolescents. Grouping Health showed that among individuals with first (I) group of health was only 6 % of teenage-girls, with the second (II) - 49,5 %, and the third (III) - 44,5 %.

KEY WORDS: teenage-girls; the quality of life; parents; health groups.

Изучение региональных особенностей состояния здоровья и качества жизни здоровых и больных детей — одна из актуальнейших задач современной педиатрии [1, 2]. Качество жизни охватывает физическое, психологическое и социальное благополучие так, как его воспринимает сам пациент, и позволяет количественно оценить влияние на перечисленные составляющие болезней, травм и методик лечения [3, 4]. Исследование качества жизни в педиатрии — это восприятие и оценка ребёнком различных сфер жизни, имеющих для него значение, и те ощущения, которые связаны для него с проблемами в функционировании.

Исследований качества жизни девочек-подростков крайне мало. Так, по данным [5], качество жизни девочек-подростков города Оренбурга характеризо-

Корреспонденцию адресовать:

СТРОЗЕНКО Людмила Анатольевна,

656066, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Малахова, д. 113, кв. 58. Тел.: 8 (3852) 46-72-03.

E-mail: strozen@mail.ru

валось низким значением показателя эмоционального функционирования; наиболее высокие оценки получены по шкалам физического и социального функционирования; наличие хронических заболеваний существенно снижало параметры качества жизни, особенно в отношении школьного функционирования, не влияя при этом на социальную адаптацию; отдельные показатели по оценке девочек были ниже, чем по оценке родителей (эмоциональное функционирование).

Цель исследования — изучить состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста города Барнаула Алтайского края.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на базе средних образовательных учреждений г. Барнаула, в него включены 547 девочек в возрасте 15-16 лет. Инструментом изучения качества жизни служил общий опросник — Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQL™ 4.0) [6]. Для нашего исследования был выбран вариант опрос-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

ника PedsQL для детей в возрасте от 13 до 18 лет, который девочки-подростки заполняли независимо друг от друга и от родителей. Условия проведения исследования соответствовали стандартам локального Биоэтического комитета при Алтайском государственном медицинском университете и «Правилам клинической практики в РФ», утвержденным Приказом МЗ РФ № 266 от 19.06.2003 г. Перед началом опроса респондентами было подписано информированное согласие на участие в исследовании. Состояние здоровья девочек оценивали по результатам ежегодных профилактических осмотров путем выкопировки данных из «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и «Медицинской карты школьника» (форма № 26/у).

Статистическая обработка результатов проводилась посредством статистической программы БТА-Т1БТ1СА 6.1. Распределение значений количественных показателей оценивали с помощью критерия Шапиро-Уилка. Для каждого показателя вычисляли 95% доверительный интервал (95% ДИ), величина которого характеризует степень доказательности данных, в то время как значение р указывает на вероятность отклонения нулевой гипотезы. Достоверность различия количественных показателей между двумя группами документировали посредством и-критерия Манна-Уитни и точного критерия Фишера. Статистически значимыми считали различия при р < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты анкетирования 260 респонденток с I и II группами здоровья позволили установить «нормативные» значения показателей качества жизни для здоровых девочек-подростков в возрасте 15-16 лет города Барнаула. Полученные данные демонстрирует таблица 1, из которой следует, что наиболее высоко девочки подросткового возраста оценивают социальное (90,1; 95% ДИ от 88,8 до 91,5 балла) и физическое (83,5; 95% ДИ от 82,1 до 84,9 балла) функционирование. Интегральная характеристика качества жизни (общий балл) по самооценке девочек составила 79,5; 95% ДИ от 78,3 до 80,7 баллов.

Обращает на себя внимание низкий уровень эмоционального благополучия (68,4 баллов), обусловленный, вероятнее всего, гендерными особенностями периода полового созревания, его интимными «тайнами», которые девочки стесняются обсуждать не только со сверстницами, но и с мамами. В конечном итоге это приводит к образованию у девочек-подростков значительной разницы между показателем эмоционального функционирования и другими параметрами качества жизни (22 балла по отношению к соци-

Таблица 1

Показатели качества жизни у здоровых девочек-подростков в возрасте 15-16 лет (баллы)

Показатель качества жизни М 95% ДИ ± а

Физическое функционирование (ФФ) 83,5 82,1-84,9 11,7

Эмоциональное функционирование (ЭФ) 68,4 66,6-7G,3 15,1

Социальное функционирование (СФ) 9G,1 88,8-91,5 11,G

Школьное функционирование (ШФ) 73,G 71,2-74,9 15,2

Психосоциальное здоровье (ПСЗ) 77,2 75,9-78,9 1G,7

Общий балл (ОБ) 79,5 78,3-8G,7 9,8

альному функционированию и 15 баллов — к физическому). В то же время, высокая самооценка социального функционирования свидетельствует об отсутствии у девочек-подростков проблем в процессе общения с одноклассниками и сверстниками.

По ранговым местам показатели качества жизни распределились следующим образом: 1-е — социальное, 2-е — физическое, 3-е — школьное и 4-е — эмоциональное функционирование. Значения суммарного балла психосоциального здоровья и интегральной характеристики качества жизни не достигали 80 баллов.

Следовательно, качество жизни здоровых девочек-подростков 15-16 лет г. Барнаула Алтайского края характеризуется высоким уровнем социального и физического функционирования при сравнительно низком уровне эмоционального.

Анализ показателей качества жизни у 292 дево-чек-подростков 15-летнего возраста и у 245 девочек в возрасте 16 лет позволил констатировать следующее: у девочек-подростков в возрасте 16 лет по отношению к девочкам 15 лет повышается уровень эмоционального (68,5; р = 0,011) и школьного (72,4; р = 0,011) функционирования, физическое (81,8; р = 0,185) и социальное (88,9; р = 0,792) функционирования остаются на исходно высоком уровне (табл. 2).

Статистически значимое повышение зафиксировано в отношении суммарных показателей: психосоциальное здоровье (р = 0,013) и общий балл (р = 0,024). Ранговые места показателей изменений не претерпели.

Таким образом, представленные выше данные позволяют сделать вывод о том, что для девочек-под-ростков в возрасте 16 лет в целом характерно повышение показателей качества жизни, которые, с учетом 95% доверительного интервала, достигают «нормативных» значений, установленных нами для девочек подросткового возраста г. Барнаула.

Определенный интерес представляют данные сравнительного изучения показателей качества жизни, полученные в результате самооценки девочек под-

Сведения об авторах:

СТРОЗЕНКО Людмила Анатольевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра педиатрии № 2, ГБОУ ВПО «АГМУ Минздравсоцразвития России», г. Барнаул, Россия. E-mail: strozen@mail.ru

ГОРДЕЕВ Виктор Витальевич, доктор мед. наук, доцент, профессор, кафедра педиатрии № 2, ГБОУ ВПО «АГМУ Минздравсоцразвития России», г. Барнаул, Россия. E-mail: gordeev-victor@jandex.ru

ЛОБАНОВ Юрий Федорович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой педиатрии № 2, ГБОУ ВПО «АГМУ Минздравсоцразвития России», г. Барнаул, Россия. E-mail: luf@list.ru

с/^иьтз^пявсу^узбассе №3(5G) 2G12

■ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Таблица 2

Показатели качества жизни у девочек-подростков с учетом возраста

Показатель качества жизни Возрастдевочек-подростков р

15 лет(n = 292) 16 лет (n = 245)

Физическое функционирование (ФФ) 80,0 (78,4-81,6) 81,8 (80,3-83,4) 0,185

Эмоциональное функционирование (ЭФ) 65,1 (63,3-66,9) 68,5 (66,5-70,5) 0,011

Социальное функционирование (СФ) 88,7 (87,3-90,2) 88,9 (87,5-90,4) 0,792

Школьное функционирование (ШФ) 68,8 (67,0-70,7) 72,4 (70,4-74,3) 0,011

Психосоциальное здоровье (ПСЗ) 74,1 (72,8-75,5) 76,6 (75,1-78,1) 0,013

Общий балл (ОБ) 76,4 ( 75,1-77,7) 78,6 (77,2-79,9) 0,024

Примечание: U-критерий Манна-Уитни; в скобках - 95% доверительный интервал.

росткового возраста и анкетирования их родителей (табл. 3).

Анализ итоговых значений показателей по шкалам опросника свидетельствует о том, что по основным аспектам качества жизни статистически значимо ниже родители оценивали только физическое функционирование девочек-подростков (р = 0,009), вследствие чего снизился уровень общего балла [75,9 (73,877,9) против 78,7 (77,0-80,5) по ответам девочек; р = 0,028]. Следует отметить, что родители, как и девочки, дали низкую оценку эмоциональному функционированию — 66,0 баллов (63,368,8) и 68,1 баллов (65,3-71,0), соответственно (р = 0,145). Ранговые места показателей не изменились. Следовательно, по суммарному баллу психосоциального здоровья, включающего эмоциональное, социальное и школьное функционирование, разногласия в ответах девочек подросткового возраста и их родителей не наблюдаются.

Развитие любого хронического заболевания в разной степени, но всегда, ограничивает функциональные возможности организма, что, несомненно, должно отразиться на качестве жизни ребенка.

Анализ распространенности хронической патологии у 486 девочек-подростков показал, что наиболее часто выявляли сколиоз (43,4 %), плоскостопие (38,7 %), болезни глаза (34,4 %), в том числе миопию (25,7 %), вегето-сосудистую дистонию (28,4 %), хронический тонзиллит (11,3 %), аритмии (10,1 %), нарушения менструального цикла (7,6 %), хронический гастрит и гастродуоденит (7,6 %).

Влияние хронических заболеваний в стадии клинической ремиссии на составляющие качества жизни изучено у 209 девочек подросткового возраста. В контроль-

ной группе проанкетированы 260 здоровых девочек-подростков (табл. 4).

Из таблицы 4 следует, что хронические заболевания в стадии клинической ремиссии оказывают выраженное негативное влияние, прежде всего, на физическое (р = 0,0001) и школьное (р = 0,007) функционирование девочек-под-ростков, а также на психосоциальное здоровье (р = 0,029) и общий балл (р = 0,001). Показатели эмоционального и социального функционирования в обеих группах девочек не различались. Ранговые места аспектов качества жизни не изменились. Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что у девочек подросткового возраста хронические заболевания в стадии клинической ремиссии существенно снижают большинство параметров качества жизни.

Распределение ответов обследуемых по интервалам баллов предоставляет возможность для использования статистических методов анализа степени нарушений по шкалам качества жизни. Применение

Таблица 3

Показатели качества жизни по ответам девочек-подростков и родителей

Показатель качества жизни Девочки (n = 136) Родители (n = 136) р

Физическое функционирование 83,2 (81,3-85,1) 78,4 (75,9-80,9) 0,009

Эмоциональное функционирование 68,1 (65,3-71,0) 66,0 (63,3-68,8) 0,145

Социальное функционирование 89,1 (87,1-91,5) 88,4 (86,0-90,7) 0,807

Школьное функционирование 71,0 (68,4-73,6) 68,4 (65,5-71,4) 0,178

Психосоциальное здоровье 76,1 (74,1-78,1) 74,3 (72,2-76,5) 0,182

Общий балл 78,7 (77,0-80,5) 75,9 (73,8-77,9) 0,028

Примечание: U-критерий Манна-Уитни, в скобках - 95% доверительный интервал.

Таблица 4

Показатели качества жизни у здоровых девочек-подростков и у девочек с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии (самооценка, баллы)

Девочки-подростки

Показатель качества жизни Здоровые (n = 260) C хроническими болезнями (n = 209) р

Физическое функционирование (ФФ) 83,5 (82,1-84,9) 79,0 (77,4-80,7) 0,0001

Эмоциональное функционирование (ЭФ) 68,4 (66,6-70,3) 66,1 (63,9-68,3) 0,256

Социальное функционирование (СФ) 90,1 (88,8-91,5) 87,9 (86,1-89,7) 0,087

Школьное функционирование (ШФ) 73,0 (71,2-74,9) 68,9 (66,8-71,0) 0,007

Психосоциальное здоровье (ПСЗ) 77,2 (75,9-78,5) 74,3 (72,7-76,0) 0,029

Общий балл (ОБ) 79,5 (78,3-80,7) 76,1 (74,6-77,6) 0,001

Примечание: U-критерий Манна-Уитни, в скобках - 95% доверительный интервал.

Information about authors:

STROZENKO Lyudmila Anatoljevna, candidate of medical sciences, docent, Department of Pediatrics N 2, Altai State Medical University, Barnaul, Russia. E-mail: strozen@mail.ru

GORDEEV Viktor Vitaljevna, doctor of medical sciences, docent, professor, Department of Pediatrics N 2, Altai State Medical University, Barnaul, Russia. E-mail: gordeev-victor@jandex.ru

LOBANOV Yuri Fedorovich, doctor of medical sciences, professor, head of the Department of Pediatrics N 2, Altai State Medical University, Barnaul, Russia. E-mail: luf@list.ru

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

данной методики у 260 здоровых девочек подросткового возраста и у 209 больных хроническими заболеваниями выявило, что среди здоровых девочек-подрос-тков высокие значения ответов (интервал 100-91 баллов) встречались чаще: шкалы физического (30,46 %, р = 0,0003) и школьного (12,3 %, р = 0,016) функционирования. У больных девочек-подростков преобладание ответов с низким уровнем (интервал 8071 баллов) зафиксировано для социального функционирования (10,4 %, р = 0,040). По шкале эмоционального функционирования и психосоциальному здоровью в обеих группах опрошенных девочек статистически значимые различия не установлены.

Общий балл — это интегральная характеристика качества жизни респондента. Распределение ответов по интервалам общего балла показало, что 14,2 % ответов здоровых девочек-подростков находились в интервале 100-91 баллов (р = 0,017). В то же время, значительное число девочек с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии имели низкие показатели (29,2 % в интервале 70 баллов и менее, р = 0,017).

Таким образом, сравнительный анализ степени нарушения по шкалам опросника позволил констатировать, что довольно низкие показатели качества жизни у девочек подросткового возраста с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии по отношению к здоровым сверстницам были обусловлены значительным уменьшением числа респон-денток с высокими показателями, особенно в интервале 100-91 баллов.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует приказ Министерства здравоохранения от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей», позволяющий распределять детское население и подростков по группам здоровья. Анализ данных от 469 девочек-подростков показал, что с I группой здоровья было 6 % респонденток, со II группой — 49,5 %, с III группой — 44,5 % (табл. 5). Сравнительный анализ показателей качества жизни у девочек-подростков с учетом групп здоровья свидетельствовал, что наиболее высокие значения были характерны для девочек I группы здоровья, особенно по отношению к респонденткам III группы здоровья. Отсутствие статистически значимых различий по всем группам здоровья констатировано для эмоционального функционирования, имевшего, кроме того, самый низкий уровень по шкалам качества жизни (табл. 5).

Таблица 5 Показатели качества жизни у девочек подросткового возраста по группам здоровья (самооценка, баллы)

Показатель качества жизни I группа (n = 28) II группа (n = 232) III группа (n = 209)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическое функционирование 89,8* (87,0-92,5) 82,7** (81,2-84,3) 79,0 (77,4-80,7)

Эмоциональное функционирование 71,2 (65,3-77,1) 68,1 (66,1-70,0) 66,1 (63,9-68,3)

Социальное функционирование 94,5* (91,2-97,6) 89,6 (88,2-91,1) 87,9 (86,1-89,7)

Школьное функционирование 77,7 (72,7-82,6) 72,5** (70,5-74,5) 68,9 (66,8-71,0)

Психосоциальное здоровье 81,1* (77,5-84,7) 76,7 (75,3-78,1) 76,1 (74,6-77,6)

Общий балл 84,3* (81,5-87,0) 79,0** (77,7-80,3) 76,1 (74,6-77,6)

Примечание: и - критерий Манна-Уитни; в скобках - 95% доверительный интервал; * статистически значимые различия между I и III группами здоровья; ** статистически значимые различия между II и III группами здоровья.

Так, разница между показателями социального и эмоционального функционирования в I группе здоровья составила 23 балла, во II группе — 21 балл, в III группе — 22 балла. Следовательно, низкий уровень эмоционального функционирования не оказывает влияния на социальную адаптацию девочек-под-ростков, поскольку, независимо от группы здоровья, социальное функционирование оценивалось респон-дентками самыми высокими баллами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных исследований установлено, что самую высокую оценку девочки-подростки 15-16 лет дали физическому и социальному функционированию, а самую низкую — эмоциональному благополучию. По сравнению с 15-летними, у 16летних девочек констатировано повышение уровня эмоционального (р = 0,011) и школьного (р = 0,011) функционирования, а также психосоциального здоровья (р = 0,013) и общего балла (р = 0,024). Разногласия в оценке девочками и родителями аспектов качества жизни зафиксировано только для физического функционирования. Наиболее низкие показатели качества жизни наблюдались у девочек-подрос-тков III группы здоровья.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Bинярская, KB. Показатели качества жизни здоровых подростков, проживающих в разных регионах России /KB. Bинярская //Обществ. здоровье и здравоохранение. - 2007. - № 3. - С. 37-40.

2. Баранов, А.А. Изучение качества жизни в педиатрии /А.А. Баранов, B^. Альбицкий, KB. Bинярская. - М., 2010. - 272 с.

3. Альбицкий, B^. Bозможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей ^.Ю. Альбицкий, KB. Bинярская //Рос. педиатрич. журнал. - 2007. - № S. - С. S4-S6.

4. Новик, А.А. Исследование качества жизни в педиатрии /А.А. Новик, Т.И. Ионова. - М., 2008. - 104 с.

5. Павленко, Т.Н. Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга /Т.Н. Павленко, Е.А. Калинина, И.И. Bинярская /^опр. соврем. педиатрии. - 2009. - Т. 8, № S. - С. 9-12.

6. Varni, J.W. The PedsQL as a patient-reported outcome in children and adolescents with Attention - Deficit/Hyperactivity Disorder: a population-based study /Varni J.W., Burwinkle T.M. //Health Qual. Life outcomes. - 2006. - V. 21, N 4. - P. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.