Научная статья на тему 'Показатели качества жизни здоровых детей, проживающих в селах и городах Челябинской области'

Показатели качества жизни здоровых детей, проживающих в селах и городах Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сабирова А. В., Волосников Д. К., Киреева Г. Н., Рыкун Л. Ф.

Качество жизни является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень развития стран и наций. В последние годы Научным центром здоровья детей Российской академии медицинских наук проводятся исследования качества жизни детей и подростков для обоснования необходимости и возможности внедрения качества жизни, как критерия комплексной оценки их состояния здоровья. Большое значение уделяется популяционным, региональным "нормам" качества жизни детского населения, что в дальнейшем может использоваться для разработки новых возрастных нормативов детей и подростков. Целью нашего исследования было изучить показатели качества жизни здоровых детей, проживающих в городах и селах Челябинской области. В период с сентября 2014 г. по декабрь 2016 года проведено анкетирование 660 здоровых детей 8-18 лет, проживающих в селах и городах Челябинской области с анализом социально-демографических показателей и сравнительным анализом показателей качества жизни. Инструментом для оценки качества жизни был использован детский опросник PedsQLÔ Generic Core Scales (Дж. Варни, США) для 8-12 и 13-18 лет. Суммарный показатель качества жизни здоровых детей 8-18 лет, проживающих в городах Челябинской области 80,53±10,91 баллов, что соответствует среднему показателю по России, в селах Челябинской области достоверно ниже 78,65± 11,04 баллов (р<0.05). В возрастной группе 8-12 лет показатели качества жизни детей, проживающих в селах достоверно ниже, в сравнении с детьми, проживающими в городах, по шкалам Эмоциональное функционирование, Социальное функционирование, Психосоциальное функционирование, Суммарная шкала. Были выявлены гендерные особенности: качество жизни по шкалам Физическое функционирование, Эмоциональное функционирование, Психосоциальное функционирование и по Суммарному баллу оказались достоверно выше у мальчиков 13-18 лет, чем у девочек 13-18 лет, проживающих в городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сабирова А. В., Волосников Д. К., Киреева Г. Н., Рыкун Л. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF QUALITY OF LIFE HEALTHY CHILDREN LIVING IN VILLAGES AND CITIES OF THE CHELYABINSK REGION

Quality of life is one of the most important indicators characterizing the level of development of countries and nations. In recent years, the Scientific center of children health Russian Academy of medical Sciences conducted research of the quality of life of children and teenagers to justify the need and possibility of introduction of quality of life as a criterion of complex evaluation of their health status. Great importance is given to the population, regional "norms" of the quality of life of the child population which further can be used for the development of new age standards for children and teenagers. The aim of our research was to explore the indicators of quality of life of healthy children living in cities and villages of Chelyabinsk region. In the period from September 2014 to December 2016, was conducted a survey of 660 healthy children aged 8-18 years living in the villages and cities of the Chelyabinsk region with the analysis of socio-demographic indicators and comparative analysis of indicators of quality of life. Tool for assessment of quality of life was used the children's questionnaire PedsQLÔ Generic Core Scales (J. Varney, USA) for 8-12 and 13-18 years old. The total indicator of quality of life healthy children aged 8-18 years old living in cities of Chelyabinsk region of 80.53±10.91 points, which corresponds to the average for Russia, in the villages of Chelyabinsk region was reliably lower 78,65± 11.04 points (p<0.05). In the age group of 8-12 years, the indicators of the quality of life of children living in the villages are reliably lower in comparison to the children living in the cities, according to the scales of Emotional functioning, Social functioning, Psychosocial functioning, Total scale. Gender peculiarities were revealed: the quality of life on the scales Physical functioning, Emotional functioning, Psychosocial functioning and by the Total score were reliably higher in boys 13-18 years old than in girls 13-18 years old living in cities.

Текст научной работы на тему «Показатели качества жизни здоровых детей, проживающих в селах и городах Челябинской области»

индекса, нами не было получено достоверных отличий у сравниваемых групп (р > 0,05).

При оценке уровня иммуноглобулинов разных классов А, G, М как показателя гуморального звена иммунитета было выявлено, что уровень ^ А снижался у детей с диагнозом внебольничной пневмонии, а ^ G и ^ М повышались по сравнению с практически здоровыми детьми (достоверность р < 0,01).

Проведены также анализы ЦИК как фактора неспецифической защиты, последние были существенно повышены у детей с вне-больничной пневмонией (100,01 ± 61,26) по сравнению с группой контроля (46,15 ± 23,6) (р < 0,01).

Выводы:

1. Заболеваемость пневмонией у детей чаще регистрируется в преддошкольном и дошкольном возрастных периодах, среди больных было больше мальчиков, пик заболеваемости приходится на зимний сезон.

2. Наиболее частой клинико-морфоло-гической формой внебольничной пневмонии у детей остается очаговая пневмония, при этом отмечается высокая распространенность правосторонних пневмоний.

3. Основными возбудителями внебольнич-ной пневмонии в исследованной группе детей от 1 года до 18 лет (п = 60) были стрептококки.

4. У детей с внебольничной пневмонией выявлен значимый дисбаланс клеточного и гуморального звеньев иммунитета: относительный нейтрофилез со сдвигом влево до палочкоядерных без значимого лейкоцитоза, снижение фактора местной защиты ^ А, повышение показателей фагоцитоза, ^ G, ^ М и ЦИК, что говорит об определенном дисбалансе иммунной системы у детей в исследуемой группе.

Литература

1. Аксенов А. В. Роль изменений микроэлементного состава сыворотки крови как фактора, участвующего в формировании ювенильного артрита у детей промышленного центра Южного Урала — города Челябинска: дис. ... канд. мед. наук. — Оренбург, 2013. — 213 с.

2. Ковтун Т. А., Тутельян А. В., Шаба-лина С. В. Современные представления об эпидемиологии и этиологии острых респираторных заболеваний у детей // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. — 2010.

— № 5. — С. 41-44.

3. Мейл Д. Иммунология: пер. с англ. -Москва: Логосфера, 2007. — 586 с.

4. Новиков Ю. К. Пневмонии: сложные и нерешенные вопросы диагностики и лечения // Рус. мед. журн. — 2004. — № 21. — С. 1226-1232.

5. Изюрова Н. В., Пушкарева О. С. Особенности анамнеза жизни и течения пневмонии у детей города Челябинска // Известия высших учебных заведений. — 2017. — № 1. — С. 118-122.

6. Пушкарева О. С., Изюрова Н. В. Особенности клинического течения пневмонии у детей города Челябинска // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2017. — Т. 1, № 1 (16). — С. 25-29.

7. Узунова А. Н., Никушкина К. В., Изюро-ва Н. В. и др. Состояние клеточного и гуморального звеньев иммунитета у детей с вне-больничной пневмонией города Челябинска // Рос. иммунол. журн. — 2017. — Т. 11, № 3.

— С. 538-540.

8. Peakman M., Vergani D. Basic and Clinical Immunology. — New York: Churchill Livingstone, 1997. — 338 p.

УДК 614.2-053(470.55)

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛАХ И ГОРОДАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Сабирова А. В. 1, Волосников Д. К. 1, Киреева Г. Н. 2, Рыкун Л. Ф. 2

1 ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

2 ГБУЗ ЧОДКБ, г. Челябинск, Россия

Аннотация. Качество жизни является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень развития стран и наций. В последние годы Научным центром здоровья детей Россий-

ской академии медицинских наук проводятся исследования качества жизни детей и подростков для обоснования необходимости и возможности внедрения качества жизни как критерия комплексной оценки их состояния здоровья. Большое значение уделяется популяционным, региональным «нормам» качества жизни детского населения, что в дальнейшем может использоваться для разработки новых возрастных нормативов детей и подростков.

Целью нашего исследования было изучить показатели качества жизни здоровых детей, проживающих в городах и селах Челябинской области. В период с сентября 2014 по декабрь 2016 г. проведено анкетирование 660 здоровых детей 8-18 лет, проживающих в селах и городах Челябинской области, с анализом социально-демографических показателей и сравнительным анализом показателей качества жизни. В качестве инструмента для оценки качества жизни был использован детский опросник PedsQL™ Generic Core Scales (Дж. Варни, США) для 8-12 и 13-18 лет.

Суммарный показатель качества жизни здоровых детей 8-18 лет, проживающих в городах Челябинской области, — (80,53 ± 10,91) балла, что соответствует среднему показателю по России; в селах Челябинской области достоверно ниже — (78,65 ± 11,04) балла (р < 0,05). В возрастной группе 8-12 лет показатели качества жизни детей, проживающих в селах, достоверно ниже в сравнении с детьми, проживающими в городах, по шкалам «Эмоциональное функционирование», «Социальное функционирование», «Психосоциальное функционирование», «Суммарная шкала».

Были выявлены гендерные особенности: качество жизни по шкалам «Физическое функционирование», «Эмоциональное функционирование», «Психосоциальное функционирование» и по «Суммарному баллу» оказалось достоверно выше у мальчиков 13-18 лет, чем у девочек 13-18 лет, проживающих в городах.

Ключевые слова: качество жизни, здоровые дети, региональные нормы

INDICATORS OF QUALITY OF LIFE HEALTHY CHILDREN LIVING IN VILLAGES AND CITIES OF THE CHELYABINSK REGION

Sabirova A. V. 1, Volosnikov D. K. 1, Kireeva G. N. 2 Rykun L. F. 2

1 FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia

2 CRCCH, Chelyabinsk, Russia

Abstract. Quality of life is one of the most important indicators characterizing the level of development of countries and nations. In recent years, the Scientific center of children health Russian Academy ofmedical Sciences conducted research of the quality of life of children and teenagers to justify the need and possibility of introduction of quality of life as a criterion of complex evaluation of their health status. Great importance is given to the population, regional "norms" of the quality of life of the child population which further can be used for the development of new age standards for children and teenagers.

The aim of our research was to explore the indicators of quality of life of healthy children living in cities and villages of Chelyabinsk region. In the period from September 2014 to December 2016, was conducted a survey of 660 healthy children aged 8-18 years living in the villages and cities of the Chelyabinsk region with the analysis of socio-demographic indicators and comparative analysis of indicators of quality of life. Toolfor assessment of quality of life was used the children's questionnaire PedsQL™ Generic Core Scales (J. Varney, USA) for 8-12 and 13-18 years old.

The total indicator of quality of life healthy children aged 8-18 years old living in cities ofChelyabinsk region — of (80.53 ± 10.91) points, which corresponds to the average for Russia, in the villages of Chelyabinsk region was reliably lower — (78,65 ± 11.04) points (p < 0.05).

In the age group of 8-12 years, the indicators of the quality of life of children living in the villages are reliably lower in comparison to the children living in the cities, according to the scales of Emotional functioning, Social functioning, Psychosocial functioning, Total scale.

Gender peculiarities were revealed: the quality of life on the scales Physicalfunctioning, Emotional functioning, Psychosocial functioning and by the Total score were reliably higher in boys 13-18 years old than in girls 13-18 years old living in cities.

Keywords: quality of life, healthy children, regional standards

Актуальность. В последние годы Научным центром здоровья детей РАМН проводятся исследования качества жизни детей и подростков для обоснования необходимости и возможности внедрения качества жизни как критерия комплексной оценки их состояния здоровья. Большое значение уделяется популяционным, региональным «нормам» качества жизни детского населения, что в дальнейшем может использоваться для разработки новых возрастных нормативов детей и подростков [1, 2, 4]. Актуальность популяционных исследований качества жизни детей обусловлена необходимостью совершенствования системы контроля здоровья детского населения, анализа показателей качества жизни у детей в разных странах для разработки единых рекомендаций по улучшению медицинской помощи и формированию подходов к совершенствованию системы детского здравоохранения [3].

Цель исследования. Изучить показатели качества жизни здоровых детей, проживающих в городах и селах Челябинской области.

Задачи исследования:

1. Провести анализ социально-демографических показателей здоровых детей, проживающих в селах и городах Челябинской области.

2. Изучить качество жизни здоровых детей 8-12 лет и 13-18 лет, проживающих в селах и городах Челябинской области.

3. Оценить гендерные особенности показателей качества жизни здоровых детей.

Материалы и методы. В период с сентября 2014 по декабрь 2016 г проведено анкетирование 660 детей 8-18 лет, проживающих в селах (п = 250) и городах (п = 410) Челябинской области (села: Аргаяш, Бродокал-мак, Каратабан, Новобатурино, Сухоруково; поселки: Зауральский, Злаково, Красногорский, Никольский, Октябрьский, Саргазы; города: Еманжелинск, Еткуль, Златоуст, Кор-кино, Миасс, Челябинск).

Критерии включения:

- дети 8-12 и 13-18 лет с I, II группами здоровья;

- письменное информированное согласие на участие в исследовании, заполненное ребенком и одним из его родителей.

Изучение качества жизни проведено с помощью русской версии общего опросника PedsQL 4.0 Generic Core Scales оценки качества жизни у детей 8-12 лет и 13-18 лет, прошедшей культурную адаптацию и вали-дацию.

Оценка социально-экономических условий проживания детей проводилась по данным социально-демографических карт, заполненных родителями.

Опросник PedsQL 4.0 состоит из 23 вопросов, объединенных в следующие шкалы:

1. Физическое функционирование (ФФ) — 8 вопросов (оцениваются подвижность, ходьба, бег, болевой синдром).

2. Эмоциональное функционирование (ЭФ) — 5 вопросов (оцениваются сон, беспокойство, настроение, чувство страха, грусть).

3. Социальное функционирование (СФ) — 5 вопросов (оценивается взаимодействие с другими детьми).

4. Жизнь в школе (ЖШ) — 5 вопросов (оцениваются ролевое функционирование в коллективе, адаптация к учебной нагрузке, частота пропусков занятий в связи с болезнью или необходимостью посетить врача).

После процедуры шкалирования рассчитывается итоговая величина по 100-балльной шкале: чем выше балл, тем лучше качество жизни ребенка. Помимо заключений о физическом, эмоциональном, социальном, ролевом функционировании, оценивается показатель психосоциального здоровья (сумма баллов шкал ЭФ, СФ, ЖШ) и суммарный балл (СБ) по всем шкалам. Также использовалась социально-демографическая карта, содержащая следующие разделы: демографическая характеристика, образование родителей, оценка жилищно-бытовых условий,

материальная обеспеченность, трудовая занятость родителей, организация досуга.

Статистическая обработка результатов проведена с помощью программы Statisti-са 6.0. Достоверность различий оценивалась по критериям Колмогорова — Смирнова, Манна — Уитни. Статистически значимыми считались различия при р < 0,05.

Результаты исследования и обсуждение. Проведено анкетирование 410 семей, проживающих в городах, и 250 семей, проживающих в селах Челябинской области. Среди обследуемых детей в возрасте 8-12 лет мальчиков — 110, девочек — 130. Большинство детей проживало в городе — 146 (61 %), 94 (39 %) были сельскими жителями (табл. 1).

Таблица 1. Результаты анкетирования в городах и селах семей, имеющих детей в возрасте 8-12 лет

Вопросы Жители р

города (п = 146) села (п = 94)

Абс. % Абс. %

1. Состав семьи:

полная 122 83 66 70 р < 0,05

неполная 24 17 28 30 р < 0,05

2. Образование матери:

высшее 78 53 18 19 р < 0,05

среднее / неполное среднее 68 47 76 81 р < 0,05

3. Образование отца:

высшее 71 48 16 17 р < 0,05

среднее / неполное среднее 75 52 78 83 р < 0,05

4. Жилищные условия:

отдельная квартира, ребенок имеет свою комнату 82 56 25 27 р < 0,05

собственный дом, ребенок имеет свою комнату 36 25 40 42 р < 0,05

всего «некомфортного» жилья 28 19 29 31 р < 0,05

5. Материальное положение:

не ограничены в расходах 12 7 12 13 р > 0,05

среднее 98 63 65 69 р > 0,05

расходы на самое необходимое 36 27 17 18 р > 0,05

6. Занятость ребенка:

спортивная секция 62 42 27 29 р < 0,05

дополнительное образование, не связанное со спортом 51 35 33 35 р > 0,05

не посещает 33 23 34 36 р < 0,05

7. Проводит время у компьютера:

менее 1 часа 64 44 24 26 р < 0,05

1-2 часа 56 38 42 45 р < 0,05

более 2 часов 36 25 26 28 р < 0,05

Как видно из полученных данных, значительная доля из анкетируемых детей в возрасте 8-12 лет, проживающих на селе, из неполных семей — 30 % (28/94). При сравнении уровня образования родителей выявлено, что уровень образования родителей детей 8-12 лет, проживающих в городах, существенно выше, чем на селе. Жилищные условия являются одним из основных индикаторов качества жизни населения. Как видно из представленной таблицы, число детей

8-12 лет, проживающих в «некомфортных» условиях, на селе достоверно больше, чем в городе: 31 % (29/94). Достоверно большее число детей 8-12 лет, проживающих на селе, не посещают секции — 36 % (34/94) и более 2 часов проводят у компьютера — 28 % (26/94).

Среди обследуемых детей 13-18 лет мальчиков — 197, девочек — 223. Большинство детей проживало в городе — 264 (63 %), 156 (37 %) были сельскими детьми (табл. 2).

Таблица 2. Результаты анкетирования в городах и селах семей, имеющих детей в возрасте 13-18 лет

Вопросы Жители р

города (п = 264) села (п = 156)

Абс. % Абс. %

1. Состав семьи:

полная 205 78 126 81 р > 0,05

неполная 59 22 30 19 р > 0,05

2. Образование матери:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высшее 67 25 72 46 р < 0,05

среднее 128 75 84 54 р < 0,05

3. Образование отца:

высшее 41 16 22 14 р > 0,05

среднее 223 84 134 86 р > 0,05

4. Жилищные условия:

отдельная квартира, ребенок имеет свою комнату 107 41 63 40 р > 0,05

собственный дом, ребенок имеет свою комнату 73 27 68 44 р < 0,01

всего «некомфортного» жилья 84 32 25 16 р < 0,01

5. Материальное положение:

не ограничены в расходах 20 8 28 18 р < 0,01

среднее 190 72 119 76 р > 0,05

расходы на самое необходимое 64 24 9 6 р < 0,01

6. Занятость ребенка:

спортивная секция 105 40 75 48 р > 0,05

дополнительное образование, не связанное со спортом 90 34 23 15 р < 0,01

не посещает 69 26 58 37 р < 0,05

7. Проводит время у компьютера:

менее 1 часа 38 14 52 33 р < 0,01

1-2 часа 126 48 69 44 р > 0,05

более 2 часов 100 38 35 22 р < 0,01

По результатам анкетирования семей в городах и селах, имеющих детей в возрасте 13-18 лет, при оценке жилищных условий выявлено, что большее количество детей в городе и в селе проживают в комфортных условиях, имеют средний доход. На селе большее количество детей 13-18 лет не посещают

секции — 37 % (58/156). В городе достоверно большее количество детей 13-18 лет проводят у компьютера более 2 часов — 38 % (100/264).

Показатели качества жизни детей 8-18 лет, проживающих в городах и селах Челябинской области, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительная оценка показателей качества жизни детей 8-18 лет в городах и селах Челябинской области (* р < 0,05)

Как видно из рисунка, достоверно более низкие показатели качества жизни отмечены у детей 8-18 лет, проживающих в селах Челябинской области, по шкалам «Эмоциональное функционирование», «Социальное функционирование», «Суммарная шкала». Суммарный показатель качества жизни здоровых детей 8-18 лет, проживающих в городах Челябинской области, — (80,53 ± 10,91)

балла, что соответствует среднему показателю по России [5]. В селах Челябинской области «Суммарный балл» составил (78,65 ± 11,04) балла (р < 0,05).

Далее представлены результаты сравнительного анализа показателей качества жизни для возрастных групп 8-12 и 13-18 лет (рис. 2, 3).

Рис. 2. Сравнительная оценка показателей качества жизни детей 8-12 лет в городах (п = 139) и селах (п = 69) Челябинской области (* р < 0,05)

Как видно из представленного рисунка, в возрастной группе 8-12 лет показатели качества жизни детей, проживающих в селах, достоверно ниже в сравнении в городскими по шкалам «Эмоциональное функционирование», «Социальное функцио-

нирование», «Психосоциальное функционирование», «Суммарная шкала». Возможно, условия и образ жизни в селах могут отражаться на данных показателях качества жизни. Мы определили, что большее число детей 8-12 лет, проживающих в селах, из неполных

семей и «некомфортных» бытовых условий. жизни детей 13-18 лет, проживающих в горо-Сравнительная оценка показателей качества дах и селах, представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Сравнительная оценка показателей качества жизни детей 13-18 лет в городах (п = 264) и селах (п = 156) Челябинской области (* р < 0,05)

Как видно из представленного рисунка, в возрастной группе 13-18 лет достоверных различий не выявлено. Наиболее высокий показатель для данной возрастной группы — «Социальное функционирование», наиболее

низкие — «Эмоциональное функционирование» и «Жизнь в школе». При сравнительной оценке гендерных особенностей выявлены различия только в возрастной группе 1318 лет, проживающей в городах (табл. 3).

Таблица 3. Сравнительная оценка качества жизни мальчиков 13-18 лет и девочек 1318 лет, проживающих в городах

Показатель Мальчики 13-18 лет (п = 141) Девочки 13-18 лет (п = 123) р

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

ФФ 88,9 9,5 82,5 11,3 < 0,05

ЭФ 75,9 15,7 67,1 15,3 < 0,05

СФ 90,9 10,8 88,9 12,0 > 0,05

ЖШ 74,2 16,4 71,5 14,8 > 0,05

ПСФ 84,4 9,4 77,7 10,7 < 0,05

СБ 82,5 9,9 77,8 9,8 < 0,05

Выявлены статистически значимо более высокие показатели качества жизни по «Физическому функционированию», «Эмоциональному функционированию», «Психосоциальному функционированию» и «Суммарному баллу» у мальчиков, чем у девочек, что можно расценить как проявление гендерных особенностей, так как мальчики чаще, чем девочки, склонны к физической активности, способствующей укреплению здоровья, а девочки в подростковом возрасте более эмоциональны. Возможно, появляются проблемы, связанные с пубертат-

ным периодом, с выбором профессии, сдачей экзаменов, что может отражаться на данных показателях качества жизни.

Выводы:

1. При анализе социально-демографических показателей выявлено:

• значительная доля из анкетируемых детей в возрасте 8-12 лет, проживающих в селах, из неполных семей — 30 % (28/94);

• уровень образования родителей детей 8-12 лет, проживающих в городах, достоверно выше, чем в селах;

• число детей 8-12 лет, проживающих в «некомфортных» условиях, в селах достоверно больше, чем в городах: 31 % (29/94);

• достоверно большее число детей 8-12 лет, проживающих в селах, не посещают секции — 36 % (34/94) и более 2 часов проводят у компьютера — 28 % (26/94);

• в группе детей 13-18 лет в селах большее количество не посещают секции — 37 % (58/156). В городах достоверно большее количество детей 13-18 лет проводят у компьютера более 2 часов — 38 % (100/264).

2. Достоверно более низкие показатели качества жизни отмечены у детей 8-18 лет, проживающих в селах Челябинской области, по шкалам «Эмоциональное функционирование», «Социальное функционирование», «Суммарная шкала».

3. В возрастной группе 8-12 лет показатели качества жизни детей, проживающих в селах, достоверно ниже в сравнении с детьми, проживающими в городах, по шкалам «Эмоциональное функционирование», «Социальное функционирование», «Психосоциальное функционирование», «Суммарная шкала».

4. При оценке гендерных о собенно стей выявлены статистически значимо более высокие показатели качества жизни по «Физическому функционированию», «Эмоциональному функционированию», «Психосоциальному функционированию» и «Суммарному баллу» у мальчиков, чем у девочек 13-18 лет, проживающих в городах.

Заключение. Полученные «нормы» показателей качества жизни здоровых детей

Контактные данные: Сабирова Александра тел. 8 908 095-39-16

8-18 лет, проживающих в Челябинской области, могут быть использованы для сравнительного анализа с другими регионами, а также с показателями качества жизни больных детей — для оценки эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Выявленные региональные особенности показателей качества жизни следует учитывать при составлении профилактических программ по улучшению здоровья детей.

Литература

1. Альбицкий В. Ю., Винярская И. В. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей//Рос. педиатр. журн. — 2007. — № 5.

— C. 54-56.

2. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Винярская И. В. и др. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии //Вопр. совр. педиатрии. — 2007.

— № 3. — С. 6-8.

3. Новик А. А., Ионова Т. И. Исследование качества жизни в педиатрии: 2-е изд., пере-раб. и доп. / под ред. акад. РАМН Ю. Л. Шевченко. — Москва: РАЕН, 2013. — 136 с.: ил.

4. Баранов А. А., Винярская И. В., Ва-лиуллина С. А. Изучение качества жизни детей — важнейшая задача современной педиатрии //Рос. педиатр. журн. — 2005. — № 5. — С. 30-34.

5. Винярская И. В. Качество жизни как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование): дис. ... д-ра мед. наук. — Москва, 2008.

диславовна; e-mail: doctor_sabirova@mail. ru;

УДК 616-036.865-053+364-786

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ФОРМИРОВАНИЕ СТАНДАРТОВ ПЕРВИЧНОЙ И ОБЩЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ, ГЛАВНЫХ НАРУШЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ КОНТИНГЕНТА ПАЦИЕНТОВ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА СУБАРКТИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Шаповалов К. А. 1-2, Шаповалова Л. А. 1, Горбицкая М. С. 2, Семянникова Н. А. 2, Лапшина Ю. В. 2

1 Коми республиканский институт развития образования, г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия

2 ГБУЗ РК СДП № 3, г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.