Научная статья на тему 'РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ'

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведение / учебные занятия / студенты / любовь к Родине / родной край

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельжанова Е.Т., Курманжан Д., Мамырхан А.

В статье представлены суждения о расширении преподавания в вузе краеведения, которые значимы в профессиональном становлении специалистов, нацелены на формирование у них установки на причастность к культуре, традициям родного края и своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ»

УДК 908 Научная статья

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Ельжанова Е.Т., Курманжан Д., Мамырхан А.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье представлены суждения о расширении преподавания в вузе краеведения, которые значимы в профессиональном становлении специалистов, нацелены на формирование у них установки на причастность к культуре, традициям родного края и своей страны.

Ключевые слова: краеведение, учебные занятия, студенты, любовь к Родине, родной край.

Для цитирования: Ельжанова, Е.Т. Различные формы краеведческой деятельности в вузе / Е.Т. Ельжанова, Д. Курманжан, А. Мамырхан // Наука и реальность. - 2023. - № 3 (15). - С. 36-39.

За последнее время в обществе появляется потребность более углубленного изучения региональной так называемой «местной истории». На наш взгляд, это привлекательно прежде всего, тем, что история «Малой Родины» дорого для каждого человека, живущего на своей земле и переживающего за ее будущее, будущее своего края, своей малой Родины. Вообще человеку всегда было присуще стремление познать прошлое края, в котором он живет, его природные богатства, историю. В последнее время подобное стремление приобретает большое значение с целью формирования чувства патриотизма и чувства гордости за героическое прошлое своего народа. В этой связи возникает стремление обосновать свою привязанность к любимому месту какими-либо сведениями о примечательных событиях из его истории.

Так, обозначая главную цель программного документа «Туган жер» Н.А. Назарбаев отмечал: «С чего начинается Родина?» ...Человек - существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина - это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям - это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее. Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туган жер»? [1].

В этой связи деятельность студентов - краеведов нашего вуза направлена, прежде всего, на накопление и распространение знаний об историческом прошлом родного края, воспитание любви к нему и формирование гражданских позиций. В ходе проведения краеведческой работы нами изучается как вся Отечественная история и ее конкретные факты, так и региональная история, деятельность отдельных личностей, внесших существенный вклад в развитие региона и оставивших заметный след в истории края.

В краеведении следует иметь в вид, в первую очередь, его учебную ценность. В связи с этим мы выделяем учебное краеведение, его содержание и характер, как правило, определяются учебной программой, и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в учебное время и в свободное от занятия время, например, во время учебной экскурсии или в походе. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, археологические раскопки, проводимые совместно с «Центром по охране и использованию историко-культурного наследия» при Управлении культуры Акмолинской области, организация экспозиций музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Организация и отношение к учебной программе этих видов краеведения различны, но, тем не менее, они очень связаны. Вот примерный перечень их:

1. Изучение материалов краеведения на занятиях основного курса Отечественной истории. Речь идет о учебных занятиях по истории Казахстана с включением элементов краеведения.

2. Специальные учебные курсы: «Вспомогательные исторические дисциплины», «Историческое краеведение».

3. Факультативные занятия. При этом тематика может быть самая разнообразная: «Родной край: страницы истории», «Наш край в XX — начале XXI в.», «Народы края: история, культура, традиции», «Наше село (город): прошлое, настоящее, будущее» и т. д.

4. Специализированные внеклассные занятия: работа краеведческих кружков, научных студенческих обществ, клубов.

5. Туристско-краеведческая (пешеходный комбинированный туризм, поисковая, экскурсионная, исследовательская (археологическая) деятельность; совместная работа с областным историко-краеведческим музеем.

Важно отметить, что в собирании материалов для краеведения могут участвовать как высококвалифицированные ученые разных специальностей, так и ученики средних школ, собирающие различные данные по заданию более опытных исследователей, например, ведущие опрос населения, устанавливающие наличие тех или иных старинных предметов, валяющихся по чердакам или хранящихся в «бабушкиных сундуках», а также просматривающие старые газеты. Участие людей всех возрастов в такого рода собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающая в своем крае более высокий уровень духовной культуры.

А последующая демонстрация обработанных материалов в виде стендов и музейных экспозиций дает им возможность, наряду со взрослыми, участвовать в

культурно-просветительской деятельности. В краеведении многие работы выполняются коллективно, возникают общие интересы, общая ответственность за результат. Таким образом, у учащихся укрепляется сознание полезности общего дела, формируется чувство ответственности, коллективизма, понимание того, что большую работу можно сделать только сообща.

В целом, как отмечал известный историк Д.С.Лихачев: «Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу» [2].

Немаловажным моментом является то, что краеведение создает условия для исследовательской деятельности, прививает навыки глубоких самостоятельных наблюдений, содействует углублению общего образования, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии молодого поколения, способствует развитию у них мышления. Таким образом, и с эти согласны многие исследователи: «Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки. Это основа для развития добровольных обществ друзей того или иного памятника, той или иной темы, для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, вообще — «добрососедства» с историей, культурой или природой... [3].

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания учащихся. Они учатся видеть красоту в природе, народном творчестве, архитектуре и скульптуре, с которыми навсегда связываются в сознании каждого человека образы родного края. В тоже время, некоторые исследователей считали, что «.необходимо отметить, что здесь все формы исторического краеведения находятся в тесной взаимосвязи: краеведы используют исторические источники (документы архивов, материалы и документы экспозиций, музеев, краеведческую литературу, воспоминания участников и очевидцев исторических событий и т.д.); занимаются объектами изучения (предприятие, город, село, район и т.д.); применяют методы познания (методы исторического исследования, непосредственного наблюдения и

др)»[4].

Таким образом, общим для всех форм краеведения является бережное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Краеведение, не заменяя преподавания географических и естественных дисциплин, актуализирует, дополняет, расширяет, углубляет знания учащихся, придает им конкретную практическую направленность и формирует методические умения организации краеведческой работы.

Библиографический список

1. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. //Егемен Казахстан. -12 апреля. - 2017.

2. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. Русская культура. -М.: Искусство, 2000. - С. 159-173.

3. Курило Л.В. Краеведение и туризм. - Минск: Просвещение, 1999. -72 с.

4. Крей А. 3. Краеведение и уроки истории. - М.: Луч,1997. -237с.

Ельжанова Е.Т., старший преподаватель кафедры «Международные отношения, история и социальная работа», Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

elzhanovae@mail.ru

Курманжан Д., преподаватель кафедры «Международные отношения, история и социальная работа», магистр исторических наук, Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова, (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

1^1' dalihall9@mail.ru

Мамырхан А., преподаватель кафедры «Международные отношения, история и социальная работа», магистр исторических наук, Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова, (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

aibota_mamyrkhan@inbox.ru.

Дата поступления: 12.06.2023

© Ельжанова Е.Т., Курманжан Д., Мамырхан А., 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.