Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЯ В РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА'

РАЗЛИЧИЯ В РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индекс регуляторно-адаптивного статуса / адаптация студентов к учебному процессу / студенты медики / гендерные различия при адаптации / учебный процесс / index of regulatory-adaptive status / adaptation of students to the educational process / medical students / gender differences in adaptation / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Юлия Викторовна, Жук Инесса Вадимовна, Котов Вадим Вячеславович

В современном обществе для получения высшего профессионального образования крайне необходимы наличие социальной зрелости и здоровья молодежи. Система образования сегодня требует высоких умственных, физических и психоэмоциональных затрат от обучающихся, особенно четко проявляющихся у студентов медицинских вузов. Установлено влияние половых различий на регуляторно-адаптивные возможности студентов при обучении: у девушек более высокий уровень индекса регуляторно-адаптивного статуса во все наблюдаемые периоды, превышающий показатели юношей в начале и конце учебного года, как на втором, так и пятом курсах медицинского вуза, что согласуется с мнением о наличии половой дифференциации в формировании особенностей и механизмов адаптации студентов к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES IN MEDICAL STUDENTS'REGULATORY-ADAPTIVE CAPACITY BY GENDER

In modern society, the presence of social maturity and health of young people is extremely necessary for obtaining higher professional education. The education system today requires high mental, physical and psycho-emotional costs from students, especially clearly manifested in students of medical universities. The effect of sex differences on the regulatory and adaptive capabilities of students during training has been established: girls have a higher level of the index of regulatory and adaptive status in all observed periods, exceeding the indicators of boys at the beginning and end of the school year, both in the second and fifth years of a medical university, which is consistent with the opinion that there is sexual differentiation in the formation of the characteristics and mechanisms of adaptation of students to educational activities.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЯ В РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА»

УДК: 159.9.072.423 РАЗЛИЧИЯ В РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА

КАШИНА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА

доктор биологических наук, доцент кафедры нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар, Россия

ORCID Ю 0000-0002-1483-0131 ЖУК ИНЕССА ВАДИМОВНА студент лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар,

Россия ORCЮ Ю 0009-0006-5094-9240 КОТОВ ВАДИМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ студент педиатрического факультета Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар,

Россия ORCЮ Ю 0009-0007-7894-6874 АННОТАЦИЯ

В современном обществе для получения высшего профессионального образования крайне необходимы наличие социальной зрелости и здоровья молодежи. Система образования сегодня требует высоких умственных, физических и психоэмоциональных затрат от обучающихся, особенно четко проявляющихся у студентов медицинских вузов. Установлено влияние половых различий на регуляторно-адаптивные возможности студентов при обучении: у девушек более высокий уровень индекса регуляторно-адап-тивного статуса во все наблюдаемые периоды, превышающий показатели юношей в начале и конце учебного года, как на втором, так и пятом курсах медицинского вуза, что согласуется с мнением о наличии половой дифференциации в формировании особенностей и механизмов адаптации студентов к учебной деятельности.

Ключевые слова: индекс регуляторно-адаптивного статуса, адаптация студентов к учебному процессу, студенты медики, гендерные различия при адаптации, учебный процесс

DIFFERENCES IN MEDICAL STUDENTS'REGULATORY-ADAPTIVE

CAPACITY BY GENDER

KASHINA YULIA VIKTOROVNA

Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Normal Physiology, Kuban State Medical University, Krasnodar,

Russia ORCID ID 0000-0002-1483-0131 ZHUKINESSA VADIMOVNA Medical Faculty Student, Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia ORCID ID 0009-0006-5094-9240 KOTOV VADIM VYACHESLAVOVICH Student, Faculty of Pediatrics, Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia ORCID ID 0009-0007-7894-6874 ABSTRACT

In modern society, the presence of social maturity and health of young people is extremely necessary for obtaining higher professional education. The education system today requires high mental, physical and psycho-emotional costs from students, especially clearly manifested in students of medical universities. The effect of sex differences on the regulatory and adaptive capabilities of students during training has been established: girls have a higher level of the index of regulatory and adaptive status in all observed periods, exceeding the indicators of boys at the beginning and end of the school year, both in the second and fifth years of a medical university, which is consistent with the opinion that there is sexual differentiation in the formation of the characteristics and mechanisms of adaptation of students to educational activities.

Key words: index of regulatory-adaptive status, adaptation of students to the educational process, medical students, gender differences in adaptation, educational process

TIBBIYOT TALABALARINING JINSGA BOGLIQ O'YICHA TARTIBGA SOLISH-MOSLASHISH IMKONIYATLARIDAGI FARQLAR

KASHINA YULIYA VIKTOROVNA

biologiya fanlari doktori, Kuban davlat tibbiyot universiteti normal fiziologiya kafedrasi dotsenti, Krasnodar,

Rossiya ORCID ID 0000-0002-1483-0131 JUKINESSA VADIMOVN Kuban davlat tibbiyot universiteti davolash fakulteti talabasi, Krasnodar, Rossiya ORCID ID 0009-0006-5094-9240 KOTOV VADIM VYACHESLAVOVICH Kuban davlat tibbiyot universiteti pediatriya fakulteti talabasi, Krasnodar, Rossiya ORCID ID 0009-0007-7894-6874 ANNOTATSIYA

Zamonaviy jamiyatda oliy kasbiy ta'lim olish uchun yoshlarning ijtimoiy yetukligi va salomatligi juda zarur. Bugungi kunda ta'lim tizimi talabalardan yuqori aqliy, jismoniy va psixo-emotsional harakatlarni talab qiladi, bu ayniqsa tibbiyot oliy o'quv yurtlari talabalari orasida yaqqol namoyon bo'ladi. Jinsiy tafovutlarining o'quv jarayonida talabalarning tartibga solish-moslashuv qobiliyatiga ta'siri aniqlandi: qizlar barcha kuzatilgan davrlarda tartibga soluvchi-moslashuvchanlik statusi indeksi-ning yuqori darajasiga ega bo'lib, o'quv yilining boshida va oxirida, oliy o^quv yurtining ikkinchi va beshinchi yilida ham o'g'il bolalarning ko'rsatkichlaridan yuqoriligi aniqlandi, bu o'quvchilarning ta'lim faoliyatiga moslashish xususiyatlari va mexanizmlarini shakllantirishda jinsiy tafovut mavjudligi haqidagi fikrga mos keladi.

so'zlar: tartibga soluvchi-adaptiv holat indeksi, talabalarning o'quv jarayoniga moslashuvi, tibbiyot talabalari, moslashishdagi gender farqlari, o'quvjarayoni

Актуальность. В современном обществе для получения высшего профессионального образования крайне необходимы наличие социальной зрелости и здоровья молодежи. Процесс становления системы высшего образования и медицинских научных школ Кубани является значимым явлением культуры южного региона России - [1]. На кафедре нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета продолжительное время уделяется внимание вопросам регуляторно-адаптивного статуса - [2, 3, 4]. Система образования сегодня требует высоких умственных, физических и психоэмоциональных затрат от обучающихся - [5], особенно четко проявляющихся у студентов медицинских вузов.

Сердечно-сосудистая система наиболее чувствительно реагирует на адаптационную деятельность организма студента к учебной нагрузке - [6]. Однако, оценить адаптацию студентов к учебной нагрузке, когда задействован ряд вегетативных функций, возможно используя одновременно оценку дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В этом плане особое преимущество имеет проба сердечно-дыхательного синхронизма и определение по ее параметрам регуляторно-адаптивного статуса - [7].

Поиск зависимости регуляторно-адаптивного статуса от половых различий представляет современную и актуальную проблему.

Цель исследования - изучить динамику индекса регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС) у студентов-медиков разных полов.

Материалы и методы. Обследовалась одна и та же группа практически здоровых студентов-медиков в начале и конце годового обучения, включающая 184 студента второго и пятого курсов обоего

пола, обучающихся в Кубанском медицинском университете. Все участники подписали информированное согласие согласно Хельсинской декларации.

Для определения регуляторно-адаптивных возможностей применяли методику СДС (по В.М. Покровскому) на системном комплексе, состоящем из автоматизированного прибора «ВНС-Микро» и программы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека - [8]. Для статистической обработки полученных результатов использовали программу <^ТАТ^ТЮА 10,0».

Результаты исследования и их обсуждение. В конце 2-го года обучения у студентов - юношей значительно изменялись показатели сердечно-дыхательного синхронизма по сравнению с началом учебного года (р<0,001): ИРАС понизился на 48,5% по причине сокращения диапазона СДС (на 31,8%) и возрастания периода формирования синхронизма (на 32,4%). Если в начале учебного года регуляторно-адаптивные возможности по показателям ИРАС оценивались, как хорошие, то к концу учебного года они носили удовлетворительный характер. Аналогичные изменения к концу учебного года были выявлены у студентов-юношей 5-го курса: ИРАС уменьшался на 51,5% в результате сокращения длительности сердечно-дыхательной синхронизации (на 35,0%) и роста периода формирования синхронизации на минимальной границе (33,7%) (р<0,001). При индивидуальном анализе регуляторно-адаптивные возможности юношей 5-го курса, так же как и 2-го снизились с хорошего до удовлетворительного уровня.

У студенток-девушек 2-го курса были зафиксированы следующие изменения в показателях СДС к концу учебного года снижение ИРАС на 55,0% на фоне уменьшения периода продолжительности сердечно-дыхательного синхронизма (на 32,1%) и роста длитель-

ности формирования синхронизации на минимальной границе (на 51,1%) (р<0,001).

У студенток-девушек 5-го курса к концу учебного года происходило снижение ИРАС на 52,1%, сокращение длительности диапазона синхронизации - на 32,6% и увеличением на 56,9% времени, необходимого для формирования синхронизма (р<0,001).

Девушки 2 курса демонстрировали более высокие регуляторно-адаптивные способности по сравнению с юношами, как в начале, так и в конце учебного года (таблица 1). В начале учебного года ИРАС студенток-девушек на 64,5% превышал аналогичные показатели студентов-юношей на фоне увеличения диапазона синхронизации и уменьшения периода развития синхронизации (на 24,5% и 24,4% соответственно) (р<0,001). В конце учебного года (таблица 2) ИРАС у девушек был выше на 43,8% по сравнению с юношами вследствие увеличения диапазона синхронизации и уменьшения длительности формирования синхронизации на минимальной границе диапазона (на 24,0% и 13,7% соответственно), р<0,001.

Таблица 1

Параметры (М±т) оценки адаптации юношей и девушек - студентов

2-го курса в начале учебного года

Параметры Юноши, п=24 Девушки, п=65

Диапазон синхронизации в 11,0±0,2 13,7±0,1*

кардиореспираторных циклах в

минуту

Длительность развития СДС 17,6±0,3 13,3±0,1*

на минимальной границе

диапазона в кардиоциклах

Индекс регуляторно- 62,5±0,2 103,0±0, *1

адаптивного статуса (ИРАС)

*р<0,001

Таблица 2

Параметры (М±т) оценки адаптации юношей и девушек - студентов

2-го курса в конце учебного года

Параметры Юноши, п=24 Девушки, п=65

Диапазон синхронизации в 7,5±0,2 9,3±0,1*

кардиореспираторных циклах в

минуту

Длительность развития СДС 23,3±0,4 20,1±0,1*

на минимальной границе

диапазона в кардиоциклах

Индекс регуляторно- 32,2±0,2 46,3±0,1*

адаптивного статуса (ИРАС)

*р<0,001

У студентов-медиков на 5-м курсе параметры СДС изменялись аналогично, как и на 2-м курсе (таблица 3). В начале обучения на 5-м курсе ИРАС девушек превышал на 73,0% соответствующий параметр юношей, в результате более широкого диапазона СДС и сокращённого периода формирования синхронизации (на 31,1% и 24,4% соответственно), р<0,001. В конце учебного года (таблица 4) по значению показателя ИРАС студентки-девушки на 70,8% опережали студентов-юношей. Соответственно, у девушек был шире (на 35,8%) диапазон синхронизации, которая формировалась быстрее на 11,3% (р<0,001) [9,10].

Таблица 3

Параметры (М±т) оценки адаптации юношей и девушек - студентов

5-го курса в начале учебного года

Параметры Юноши, п=30 Девушки, п=65

Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 10,3±0,3 13,5±0,3*

Длительность развития СДС на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 17,2±0,4 13,0±0,5*

Индекс регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС) 60,0±0,7 103,8±0,9*

*р<0,001

Таблица 4

Параметры (М±т) оценки адаптации юношей и девушек - студентов

5-го курса в конце учебного года

Параметры Юноши, Девушки,

п=30 п=65

Диапазон синхронизации в 6,7±0,1 9,1±0,1*

кардиореспираторных циклах

в минуту

Длительность развития СДС 23,0±0,3 20,4±0,2*

на минимальной границе

диапазона в кардиоциклах

Индекс регуляторно- 29,1±0,3 49,7±0,7*

адаптивного статуса (ИРАС)

*р<0,001

Выводы. Таким образом, установлено влияние половых различий на регуляторно-адаптивные возможности студентов при обучении: у девушек более высокий уровень ИРАС во все наблюдаемые периоды, превышающий показатели юношей в начале и конце учебного года, как на втором, так и пятом курсах медицинского вуза, что согласуется с мнением о наличии половой дифференциации в формировании особенностей и механизмов адаптации студентов к учебной деятельности.

Список литературы:

1. Редько А.Н., Ковелина Т.А., Чередник И.Л. и др. Александр Иванович Смирнов: вклад ученого-физиолога в формирование медицинской культуры Кубани // Национальное здоровье. - 2019. -№ 3. - С. 48-57. - БЭМ МОАНК

2. Кашина Ю.В. Интегративная оценка адаптации студентов

к учебному процессу // Восточно-Европейский научный журнал. -2015. - Т. 2, № 2. - С. 87-93. - EDN VATOMN.

3. Кашина Ю.В. Оценка адаптации студентов в начале и в конце учебного года по вариабельности ритма сердца // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 10-3. - С. 514-517. -EDN STJFXZ.

4. Покровский В.М., Кашина Ю.В., Абушкевич В.Г., Таценко Е.Г. Дополнительный показатель для оценки уровня адаптации // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2019. - Т. 14, № 1-1. - С. 57-60. - DOI 10.14300/mnnc.2019.14049. - EDN OBFMGF.

5. Каде А.Х., Ахеджак-Нагузе С.К., Дуров В.В. и др. Влияние транскраниальной электростимуляции на результаты трактографии фронтальной коры студентов при психоэмоциональном стрессе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2020. - Т. 24, № 1. - С. 75-84. - DOI 10.22363/2313-02452020-24-1-75-84. - EDN AGKVLF.

6. Кашина Ю.В., Покровский В.М., Чередник И.Л., Бурлуцкая А.В Комплексная оценка адаптации студентов к процессу обучения в вузе // Человек. Спорт. Медицина. - 2023. - Т. 23, № 1. - С. 73-79. -DOI 10.14529/hsm230110. - EDN GFGUCJ.

7. Кашина Ю.В., Покровский В.М. Регуляторно-адаптивные возможности студентов: Монография Майкоп: Издательство "Магарин Олег Григорьевич", 2022. - 110 с. - ISBN 978-5-91692-9300. - EDN RAIIUI.

8. Кашина Ю.В. Прогноз адаптации студентов к учебному процессу // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2021. - Т. 16, № 4. - С. 415-416. - DOI 10.14300/mnnc.2021.16099. - EDN QFBVNM.

9. Kashina Ju.V., Gluzman Iu.V., Vaskov M.A. et al. Assessment of the level of anxiety as an indicator of regulatory-adaptive capabilities of students to educational load in higher educational institution // PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/ Egyptology. - 2020. - Vol. 17, No. 6. -P. 743-752. - EDN XWDEUQ.

10. Kashina Yu.V., Vishnevsky V.A., Vaskov M.A. et al Assessment of regulatory-adaptive possibilities of students to the study load at a higher education institution in the conditions of a policultural educational space. // Revista Genero e Direito. - 2020. - Vol. 9, No. 4. -P. 924-938. - EDN HYMXDU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.