Научная статья на тему 'Характеристика психофизиологического состояния студентов в конце учебного года'

Характеристика психофизиологического состояния студентов в конце учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ / КОЭФФИЦИЕНТ IQ / АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ / REGULATORY AND ADAPTIVE ABILITIES OF STUDENTS / IQ LEVEL / ADOPTION TO EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашина Ю. В.

В конце учебного года у 89 здоровых студентов - юношей и девушек второго курса на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека осуществляли регистрацию дыхания и электрокардиограмму, проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма с последующим автоматическим определением индекса регуляторно-адаптивного статуса. Коэффициент IQ определяли по психологическим тестам. Все наблюдаемые студенты были разбиты на три группы: студенты с низким IQ коэффициентом (менее 100 баллов) - 27,6%, студенты со средним коэффициентом IQ (100-120 баллов) - 44,8% и с высоким коэффициентом IQ (более 120 баллов) - 20,2%. У студентов - юношей и девушек индекс регуляторно-адаптивного статуса при среднем коэффициенте IQ был меньше, чем при коэффициенте выше среднего, но выше, чем при значениях IQ ниже среднего. Таким образом, чем больше индекс регуляторно-адаптивного статуса, тем выше значения коэффициента IQ и более высокий уровень адаптации к учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF STUDENTS AT THE END OF THE ACADEMIC YEAR

In the end of the academic year in 89 healthy second grade students (boys and girls) breathing and ECG were registered by «VNS-Micro» device with the help of the system of cardiorespiratory synchronism determination in human, cardiorespiratory synchronism test was made with the following automatic determination of index of regulatory and adaptive status. Quotient IQ was determined according to psychological tests. All observed students were divided into three groups: students with below average intelligence (IQ 120 points) 20,2%. In students (boys and girls) the index of regulatory and adaptive status at average IQ level was lower than at above average level, but higher than at below average level. Thereby, the more index of regulatory and adaptive status, the more IQ and higher adoption level to the educational process.

Текст научной работы на тему «Характеристика психофизиологического состояния студентов в конце учебного года»

Зависимость уровня молекул адгезии (Б1САМ-1 и БУСАМ-1) от толщины комплекса интима-метода (КИМ) (М±т)

Показатели Сахарный диабет 2-го типа с субклиническим тиреотоксикозом Сахарный диабет 2-го типа с эутиреозом

КИМ (мм) 0,83±0,13* 0,94±0,28

sICAM-1 (нг/мл) 278,14±0,06* 187,14 ±0,09

sVCAM-1 (нг/мл) 1463,34±0,21* 1303,15±0,12

Примечание: * - р<0,05 по сравнению с больными СД 2-го типа ЭТ.

Наличие СТ у больных СД 2-го типа служит дополнительным фактором риска эндотелиальной дисфункции и указывает на необходимость включения в план обследования больных даже при отсутствии явных признаков СТ. В дальнейшем это может способствовать своевременному проведению активных профилактических мероприятий и позволит значительно замедлить прогрессирование заболевания и снизить частоту сосудистых осложнений.

Таким образом, изучение влияния субклинического тиреотоксикоза на сердечно-сосудистую систему позволит проводить профилактику развития сердечно-сосудистых осложнений и более аргументированно выбирать метод ведения таких больных.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Установлена положительная корреляционная связь между толщиной комплекса интима-медиа и уровнем молекул адгезии sICAM-1 и sVCAM-1 (Тэмп =35) в группе больных СД 2-го типа с СГ.

Уровень молекул адгезии sICAM-1 и sVCAM-1 может выступать в качестве ранней доклинической стадии эндотелиальной дисфункции у больных СД 2-го типа с субклиническим тиреотоксикозом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дедов И. И., Шестакова М. В. Сахарный диабет. - М.: «Универсум Паблишинг», 2003. - 455 с.

2. Балахонова Т. В. Ультразвуковое исследование артерий у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями: Дис. д-ра мед. наук. - М., 2002.

3. Сахарный диабет: ангиопатии окислительный стресс: Пособие для врачей / Сост. И. И. Дедов, М. И. Балаболкин, Г. Г. Мамаева и др. - М.: ГУП «Медицина для вас», 2003. - 85 с.

4. Helfand M. Screening for subclinical thyroid dysfunction in nonpregnant adults: a summary of the evidence for the US preventive services task force // An. intern. med. - 2004. - № 140. - Р. 128-141.

5. Соореr D. S. Subclinical thyroid disease: consensus or conundrum? // Clin. endocrinol. - 2004. - № 60. - Р. 410-412.

6. Surks M. I., Ortiz E., Daniels G. et al. Subclinical thyroid disease // JAMA. - 2004. - № 291. - Р. 228-238.

7. Toft A. D. Subclinical hyperthyroidism // New. engl. j. med. -2001. - № 345. - Р. 512-516.

8. Tomiyasu H., Ishikawa K., Yamamoto M. Effect of anticholesterol therapy on soluble 1CAM-1 in chronic stroke patients with hyperlipide-mia // Tokai j. exp. clin. med. - 2005. - Vol. 30. № 1. - Р. 63-69.

Поступила 10.12.2012

Ю. В. КАШИНА

характеристика психофизиологического состояния

студентов в конце учебного года

Кафедра нормальной физиологии ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. Тел. 89180113019. E-mail: yulia-kashina@yаndex.ru

В конце учебного года у 89 здоровых студентов - юношей и девушек второго курса на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека осуществляли регистрацию дыхания и электрокардиограмму, проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма с последующим автоматическим определением индекса регуляторно-адаптивного статуса. Коэффициент Ю определяли по психологическим тестам. Все наблюдаемые студенты были разбиты на три группы: студенты с низким Ю коэффициентом (менее 100 баллов) - 27,6%, студенты со средним коэффициентом Ю (100-120 баллов) - 44,8% и с высоким коэффициентом Ю (более 120 баллов) - 20,2%. У студентов - юношей и девушек индекс регуляторно-адаптивного статуса при среднем коэффициенте Ю был меньше, чем при коэффициенте выше среднего, но выше, чем при значениях Ю ниже среднего. Таким образом, чем больше индекс регуляторно-адаптивного статуса, тем выше значения коэффициента Ю и более высокий уровень адаптации к учебному процессу.

Ключевые слова: регуляторно-адаптивные возможности студентов, коэффициент Ю, адаптация к учебному процессу.

Yu. V. KASHINA

CHARACTERISTICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF STUDENTS AT THE END

OF THE ACADEMIC YEAR

Department of normal physiology, state educational institution of the higher professional education

«Kuban state medical university» of healthcare department of the Russian Federation, Russia, 350063, Krasnodar, Sedin street, 4. Tel. 89180113019. E-mail: yulia-kashina@yandex.ru

In the end of the academic year in 89 healthy second grade students (boys and girls) breathing and ECG were registered by «VNS-Micro» device with the help of the system of cardiorespiratory synchronism determination in human, cardiorespiratory synchronism test was made with the following automatic determination of index of regulatory and adaptive status. Quotient IQ was determined according to psychological tests. All observed students were divided into three groups: students with below average intelligence (IQ < 100 points) - 27,6%, students with average intelligence level (IQ 100-120 points) - 44,8% and students with above average intelligence level (IQ >120 points) - 20,2%. In students (boys and girls) the index of regulatory and adaptive status at average IQ level was lower than at above average level, but higher than at below average level. Thereby, the more index of regulatory and adaptive status, the more IQ and higher adoption level to the educational process.

Key words: regulatory and adaptive abilities of students, IQ level, adoption to educational process.

Адаптация к комплексу факторов, специфичных для высшей школы, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организмов студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение часто приводит к срыву процесса адаптации [2]. Успешность адаптации студентов к учебной деятельности зависит от морфо-функционального и психофизиологического развития.

Изучение физиологического статуса при учебной нагрузке позволит своевременно выявить дезадапта-

цию и спланировать необходимые корригирующие мероприятия [5].

Адаптация студентов зависит от их психофизиологического состояния, в основе которого лежит генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью [1].

Для оценки психофизиологического состояния человека используют коэффициент интеллектуальности. Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent,

Таблица 1

Показатели регуляторно-адаптивных возможностей у студентов-юношей в конце учебного года в сопоставлении с коэффициентом Ю (М±т)

Параметры Уровень коэффициента IQ

Ниже среднего, меньше 100 баллов, n=7 Средний, 100-120 баллов, n=9 Выше среднего, больше 120 баллов, n=6

Исходная частота сердечных сокращений в минуту 82,9±2,4 83,3±1,7 Р1>0,05 85,3±1,7 Р2>0,05 Р3>0,05

Исходная частота дыхания в минуту 19,7±0,9 20,1±0,5 Р1>0,05 20,8±0,6 Р2>0,05 Р3>0,05

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 85,9±2,3 86,0±1,6 Р1>0,05 85,2±2,2 Р2>0,05 Р3>0,05

Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 90,9±2,2 93,0±1,9 Р1>0,05 93,8±2,1 Р2>0,05 Р3>0,05

Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 5,0±0,5 7,0±0,4 Р1<0,001 8,7±0,6 Р2<0,001 Р3>0,05

Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 29,6±1,5 23,9±1,0 Р1<0,001 19,0±1,1 p2<0,001 Р2<0,001

Индекс регуляторно-адаптивного статуса 16,9±0,3 29,3±0,5 Р1<0,001 45,8±0,2 Р2<0,001 Р2<0,001

Регуляторно-адаптивные возможности организма Низкие Удовлетворительные Удовлетворительные

Примечание: Р1 - показатель достоверности между данными столбцов 1 и 2; Р2 - между 1 и 3; Р3 - между 2 и 3.

Индекс регуляторно-адаптивного статуса, регуляторно-адаптивные возможности, параметры сердечно-дыхательного синхронизма у студентов-девушек в конце учебного года в зависимости от уровня коэффициента Ю (М±т)

Параметры Уровни коэффициента Ю

Ниже среднего, меньше 100 баллов, п=17 Средний, 100-120 баллов, п=36 Выше среднего, больше 120 баллов, п=12

Исходная частота сердечных сокращений в минуту 78,7±0,6 83,0±0,3 Р1<0,001 80,3±0,7 Р2>0,05 Р3<0,001

Исходная частота дыхания в минуту 19,4±0,2 21,2±0,2 Р1<0,001 20,5±0,2 Р2<0,001 Р.,<0,001

Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 80,0±0,7 84,7±0,4 Р1<0,001 81,6±0,6 Р2>0,05 Р3<0,001

Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 87,2±0,7 94,3±0,4 Р1<0,001 92,5±0,8 Р2<0,001 Р3>0,05

Диапазон синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту 7,2±0,3 9,6±0,1 Р1<0,001 10,9±0,3 Р2<0,001 Р23<0,01

Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах 24,5±0,6 19,0±0,3 Р1<0,001 1£3,0±1,1 Р2<0,001 Р3 >0,05

Индекс регуляторно-адаптивного статуса 29,4±0,2 50,5±0,4 Р1<0,001 60,6±0,3 Р2<0,001 Р2<0,001

Регуляторно-адаптивные возможности организма Удовлетворительные Хорошие Хорошие

Примечание: Р1 - показатель достоверности между данными столбцов 1 и 2; Р2 - между 1 и 3; Р3 - между 2 и 3.

сокращённо Ю) - показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент Ю привлекает тем, что это интегративный и количественный показатель, который позволяет в цифрах выразить уровень интеллектуального развития [1].

Интегративным количественным показателем, характеризующим у студентов процесс адаптации, является оценка регуляторно-адаптивного статуса, в частности, индекс регуляторно-адаптивного статуса [3].

В литературе мы не встретили работ, в которых ре-гуляторно-адаптивный статус студентов при их адаптации к учебному процессу рассматривался в зависимости от значений Ю.

Целью работы явилась оценка регуляторно-адап-тивного статуса у студентов с разными значениями Ю в конце учебного года

Материалы и методы исследования

У 89 здоровых студентов - юношей и девушек второго курса на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека [4] осуществляли регистрацию дыхания и электрокардиограммы, проводили пробу

сердечно-дыхательного синхронизма с последующим автоматическим определением индекса регуляторно-адаптивного статуса. Коэффициент Ю определяли по методике Г. Айзенка [1].

Полученные данные обрабатывали методами вариационной статистики. При обработке результатов рассчитывали среднюю арифметическую (М), среднее квадратичное отклонение ±а. Выстраивали данные наблюдений в вариационные ряды и оценивали доли вариант, попавших в диапазоны М±а, М±2а, М±3а. Процентное распределение значений по диапазонам было М±а>68,0%, М±2а>95,5%, М±3а>99,9%. Это свидетельствовало о нормальности распределения вариант и позволило полученные данные и расчетные величины обрабатывать параметрическими методами вариационной статистики на электронно-вычислительной машине. Вычисляли М - среднюю арифметическую, т -стандартную ошибку средней арифметической, Р -показатель достоверности различий. Определяли коэффициент корреляции.

полученные результаты и их обсуждение

В конце учебного года по коэффициенту Ю, определенному компьютерной программой по тесту

160 140 120 100 80 60 40 20

156,3

100

Г

57,2

124,3 123,8

100

71,4!

100

79,5

А Б В

2

А Б В

3

А Б В

Рис. 1. Индекс регуляторно адаптивного статуса (1), диапазон синхронизации (2), длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона (3) у студентов в конце учебного года с коэффициентом Ю: А - ниже среднего, Б - средним, В - выше среднего

%

140 120 100 80 60 40 20

128,9

120

58,2

100

113,5

100

75

100

94,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А Б В

2

А Б В

3

А Б В

Рис. 2. Индекс регуляторно адаптивного статуса (1), диапазон синхронизации (2), длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона (3) у девушек в конце учебного года

с коэффициентом Ю: А - ниже среднего, Б - средним, В - выше среднего

Айзенка, все наблюдаемые студенты были разбиты на три группы: студенты с низкими значениями коэффициента (IQ < 100 баллов) - 27,6%, студенты со средними значениями коэффициента (IQ 100-120 баллов) - 44,8%, высокими (IQ >120 баллов) - 20,2%.

У юношей с уровнем коэффициента IQ ниже среднего индекс регуляторно-адаптивного статуса был меньше на 12,4±0,2, чем у студентов со средним уровнем. У студентов-юношей с уровнем коэффициента IQ выше среднего, индекс регуляторно-адаптивного статуса был больше на 39,1±0,3

У девушек с уровнем коэффициента IQ ниже среднего индекс регуляторно-адаптивного статуса был меньше на 21,1±0,4, чем у девушек со средним уровнем. У девушек с уровнем коэффициента IQ выше среднего индекс регуляторно-адаптивного статуса был больше на 10,1±0,3, чем у девушек со средним уровнем.

Из полученные данных следует, что уровень коэффициента IQ у студентов в конце учебного года различен, как и индекс регуляторно-адаптивного статуса. Между значениями коэффициента IQ в баллах и значениями индекса регуляторно-адаптивного статуса у студентов существует прямая умеренная корреляционная связь. Коэффициент корреляции для юношей был 0,63, а у девушек - 0,68. Достоверных гендерных различий не было.

По данным литературы, существует тесная корреляционная связь между уровнем коэффициента IQ студентов и успешностью их адаптации к учебному процессу. Чем выше уровень коэффициента IQ, тем более высоким уровнем адаптации обладает студент (rxy = 0,82) [6]. По нашим данным, коэффициент корреляции между уровнем коэффициента IQ и рейтингом успева-

емости как одним из объективных критериев адаптации студентов к учебному процессу составил 084.

Таким образом, чем больше индекс регуляторно-адап-тивного статуса, тем выше уровень коэффициента IQ и более высокий уровень адаптации к учебному процессу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г. Как измерить личность: Пер. с англ. - М.: Когито-центр, 2000. - 318 с.

2. Гришнова Я. Б., Шутова О. И., Емельянова М. Ю. Социально-психологическое сопровождение студентов вуза в их профессиональной адаптации // Матер. 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации». Волгоград, 2-24 июня, 2010. - С. 294-297.

3. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. - Краснодар, 2010. - 243 с.

4. Покровский В. М., Пономарев В. В., Артюшков В. В., Фомина Е. В., Гриценко С. Ф., Полищук С. В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент от 20 сентября 2009 года № 86860.

5. Спицин А. П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности // Гигиена и санитария. - 2002. - № 1. - С. 47-49.

6. Тарасенко М. Л. Особенности адаптации к учебному процессу студентов с разным уровнем социального интеллекта / М. Л. Тарасенко, Т. Н. Разуваева // Вестник Университета (Государственный университет управления). (Серия «Социология и управление персоналом»). - М.: изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. - № 9 (35). - С. 124-126.

Поступила 20.01.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.