Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/57PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Михайлова О.Б., Сафи С.М., Шептура А.В. Различия в проявлениях агрессивности у арабских юношей и девушек, проживающих в Израиле // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Mikhailova O.B., Safi S.M., Sheptura A.V. (2019). Differences in aggressiveness among Arab boys and girls living in Israel. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN419.pdf (in Russian)
УДК 159.9.07 ГРНТИ 15.41.21
Михайлова Ольга Борисовна
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия Доцент кафедры «Социальной и дифференциальной психологии»
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: olga00241@ yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=619430
Сафи Сафия Мухаммад
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия Аспирант кафедры «Социальной и дифференциальной психологии»
Магистр психологии E-mail: safi_m@walla.com
Шептура Анна Владимировна
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия Сотрудник кафедры «Социальной и дифференциальной психологии»
Кандидат психологических наук E-mail: anna_sheptura@mail.ru РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=746249
Различия в проявлениях агрессивности у арабских юношей и девушек, проживающих в Израиле
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического анализа проявлений агрессивности у современных арабских подростков, проживающих в Израиле. Проблема исследований агрессивности личности рассмотрена с позиции многомерно-функциональная концепция изучения черт личности и индивидуальности, разработанной профессором А.И. Крупновым.
В содержании статьи подробно рассматриваются основные положения данной концепции. Проанализированы результаты многочисленных исследования проявлений агрессивности личности в рамках научной школы А.И. Крупнова.
Впервые в содержании статьи рассматриваются результаты исследования агрессивности с помощью методики А.И. Крупнова «Бланковый тест - Агрессивность», переведенной на арабский язык. В эмпирическом исследовании принимали участие 294 арабских подростка, проживающие в Израиле. Это учащиеся старших классов школ, расположенных в местах арабских поселений, расположенных в пригородах Иерусалима, Беэр-Шева и Нетания. Возраст
подростков 15-17 лет. По половому составу группы представлены в соотношении 50 % мужского и 50 % женского пола: 147 юношей и 147 девушек.
В результате проведенного исследования выявлено, что показатели агрессивности выше у арабских девушек в сравнении с арабскими юношами. Для девушек характерно принятие своего раздражения, гнева и агрессивности как естественного проявления человеческой природы. Девушки также более склонны быстро устанавливать глубокие и тесные эмоционально-насыщенные контакты с людьми, чем юноши. Для девушек в большей мере характерны проявления как физической, так и вербальной агрессии. Юноши также прибегают к физической агрессии, применяют силу для защиты своего достоинства, склонны к ответным агрессивным реакциям.
Авторы статьи считают, что необходимо вводить диагностические и психокоррекционные мероприятия по выявлению и коррекции агрессивного поведения подростков в современной образовательной практике Израиля.
Ключевые слова: агрессивность личности; системно-функциональный подход; арабские подростки; юноши и девушки
Введение и литературный обзор
Исследование специфики проявления агрессивного поведения и его преобразование в поведение социально активное является актуальным направлением в современной психологии личности. Особенно важно в психологической науке исследовать проявления агрессивности в подростковом возрасте и разработать технологии управления агрессивными состояниями, которые бы помогли молодым людям конструктивно развиваться, направляя свои эмоции на саморазвитие, а не на саморазрушение.
Проблемы интеграции арабского населения являются одними из самых актуальных в демократическом развитии Израиля как государства. Одним из важных направлений в работе с арабской молодежью Израиля является профилактика радикализма, национализма и развитие адаптационных механизмов в арабской среде [7].
Агрессивность следует рассматривать как готовность, предрасположенность к агрессивному поведению, которая отличается деструктивными тенденциями, как правило в области субъект-субъектных отношений, а также подвержена изменениям под влиянием социума.
Большой вклад в системное изучение различных свойств личности внесли исследования профессора А.И. Крупнова. Основываясь на идее о том, что любое качество личности можно представить в виде сложной функциональной системы, А.И. Крупновым разработана системная, целостная, многомерно-функциональная концепция изучения черт личности и индивидуальности, логически продолжающая и уточняющая идеи В.Д. Небылицына [4; 5].
С точки зрения данной концепции личность следует рассматривать как систему социально-психологических образований и свойств субъекта, формирующихся в течение жизни, деятельности и общении [11; 12]. Модель структуры личности состоит из ряда подструктур: первая подструктура, состоящая из мотивационных и потребностных образований, обеспечивает постоянство и уровень активности субъекта; вторая подструктура, включающая в себя различные мотивационно-потребностные характеристики, состоит из инструментальных черт; третья подструктура состоит из социально-нравственных отношений, качеств и свойств личности, позиционно-ролевых качеств и нравственно-эстетических свойств личности; четвертая подструктура состоит из ценностно-смысловых образований, концентрирующихся в социально-нравственных качествах и свойствах личности. Между
подструктурами существуют соответствующие функциональные связи, которые варьируются внутри системы, а также общие связи, которые играют роль в обеспечении базовой основы функционирования каждой черты, представляющей из себя целостную инструментально-смысловую систему [4; 5; 8].
С позиции системно-функционального подхода, агрессивность представляет собой систему устойчивых мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик. С содержательной стороны стремление субъекта к проявлению агрессивности рассматривается с точки зрения мотивации (социоцентричность или эгоцентричность), приложения результата агрессивного поведения (предметность или субъектность), степени представления и понимания агрессивности как черты личности (осмысленность или осведомленность). С инструментально-стилевой стороны данное стремление характеризуется с позиции эмоциональных переживаний по поводу реализации агрессивного поведения (аффективность как проявление аффекта вовне или рефлексивность как чувство вины при реализации агрессивного поведения), волевой регуляции (интернальность или экстернальность), форм проявления агрессии (физическая или вербальная), проблемных ситуаций (операциональные трудности в виде невозможности управления собственной агрессией или личностные трудности в виде регулярного переживания агрессии как психического состояния) [2; 9].
В русле данного подхода был проведен ряд исследований агрессивности как свойства личности в различных возрастных и этнических группах, а также в ее соотношении с другими личностными свойствами.
А.Б. Крючковой было проведено исследование соотношения агрессивности и темперамента у учеников 10-11 классов. Автором были выявлены и описаны гендерные различия в проявлении следующих компонентов агрессивности: эмоционального, продуктивного и регуляторного. Были получены различия в проявлениях физической агрессии у девушек и юношей, которые заключаются в том, что для девушек в большей степени характерна аутоагрессия как следствие аффективно-агрессивного поведения, а для юношей -применение физической агрессии и большая уверенность в правомерности актов агрессивного поведения. Гендерная специфика соотношения агрессивности и темперамента проявляется в том, что у юношей корреляционные связи между свойствами темперамента и переменными агрессивности оказались более тесными [6].
В исследовании Т.В. Нечепуренко определены гендерные различия в проявлениях агрессивности у студентов университета. Оказалось, что у юношей особенности проявления агрессивности характеризуются инструментальностью, большей склонностью к физической агрессии, интернальностью и эгоцентричностью. У девушек агрессивность носит эмоционально-рефлексивный характер. На основе полученных данных автор описывает типология реализации агрессивного поведения в зависимости от гендера. Так, у юношей это аффективно-инструментальный, экстернально-инструментальный, рефлексивный и интернально-неагрессивный типы, а у девушек - аффективно-агрессивный, эгоистически-агрессивный, экстернально-агрессивный, интернально-неагрессивный. Наибольшая общность наблюдается у интернально-неагрессивных типов, которые характеризуются минимальными значениями показателей практически всех переменных агрессивности [9].
Г.Л. Кнышев изучил и описал особенности соотношения и динамики изменения агрессивности и общительности с социометрическим статусом студентов. Автором было выявлено, что проявления агрессивности - и в особенности социально неодобряемые виды (поведенческий компонент) - являются более динамичными, меняют свою направленность, формы и условия проявления. Также оказалось, что величина социометрического статуса вступает в отрицательную связь с такими переменными агрессивности, как физическая и вербальная агрессия, личностные трудности и аффективность. В социометрической структуре
https:// mir-nauki. com
изученных групп наиболее отвергаемыми оказались студенты, у которых более выражены проявления эмоционально-реактивной агрессивности [3].
В исследовании И.С. Исаевой были выявлены индивидуально-типологические особенности агрессивности и общительности у курсантов военного вуза. Автор выделила группы курсантов с различными типами общительности, а также выявила и описала специфику проявления агрессивности и степень выраженности форм агрессивного поведения курсантов каждой группы. В первую группу вошли курсанты с эгоцентрично-стеническим типом. Было показано, что им присущ ярковыраженный рефлексивно-оценочный компонент агрессивности. У них также получен высокий уровень индексов агрессивности и враждебности и практически всех форм проявления агрессивного поведения, доминирующими оказались физическая и вербальная формы агрессии. Во второй группе курсантов с эргично-продуктивным типом были получены значения слабо выраженной экстернальной регуляции, невысокое число операциональных и личностных трудностей во время проявления агрессивности, а также отсутствие ярковыраженных форм агрессивного поведения. В третью группу вошли курсанты с аэргично-затрудненным типом, который отличается низким показателем социоцентрических мотивов, предметно-деятельностной продуктивностью агрессивности, а также средним уровнем выраженности всех переменных и форм агрессивности и враждебности [1].
В диссертационной работе Толстовой Д.А. было доказано, что молодые люди, увлекающиеся социальными латиноамериканскими танцами, отличаются более гармоничным развитием коммуникативной сферы в целом. Так, для их агрессивности характерна более высокая интернальность, способность контролировать аффективные вспышки, уверенность в себе, а также преобладание такого стиля поведения в конфликтах как сотрудничество. Были выявлены и описаны психологические структуры агрессивности в группах танцоров и нетанцоров, которые обладают выраженными различиями. Так, у танцоров основным фактором является фактор эмоционально-реактивной агрессивности, а у нетанцоров - фактор инструментальной агрессивности. В свою очередь стиль поведения в конфликтной ситуации в группе танцоров оказался связан в большей степени с общительностью, а у нетанцоров - с агрессивностью [10].
С целью определения особенностей проявления агрессивности у арабских подростков, проживающих в Израиле нами было проведено соответствующее исследование с применением методики для оценки агрессивности «Бланковый тест - Агрессивность» А.И. Крупнова, которая была переведена на арабский язык и адаптирована для восприятия данной группой респондентов.
Методика «Бланковый тест - Агрессивность», разработанная А.И. Крупновым, содержит 8 отдельных бланков: 7 бланков оценивают определенный компонент системного свойства личности (мотивационный, когнитивный, продуктивный, регуляторный, формы проявления агрессии, эмоциональный и рефлексивно-оценочный) и 8-й бланк для проверки искренности. Каждый бланк представляет собой биполярную оценку каждого компонента агрессивности как свойства личности и содержит по 14 утверждений (по 7 утверждений на каждую переменную).
Для проверки искренности ответов используется дополнительный бланк «8Т», включающий переменные социальная желательность и аггравация.
В эмпирическом исследовании принимали участие 294 арабских подростка, проживающие в Израиле. Это учащиеся старших классов школ, расположенных в местах арабских поселений, расположенных в пригородах Иерусалима, Беэр-Шева и Нетания. Возраст
Страница 4 из 9
Методика исследования
57PSMN419
подростков 15-17 лет. По половому составу группы представлены в соотношении 50% мужского и 50 % женского пола: 147 юношей и 147 девушек.
Результаты
На основании полученных данных можно констатитровать, что у арабских девушек среднее значение показателей по переменным эгоцентричность, осведомленность, субъектность, интернальность, физическая агрессия, аффективность и эмоционально-личностные трудности выше, чем у юношей (рис. 1).
У арабских юношей отмечаются более высокие средние значения по переменным предметность, экстернальность и рефлексивность. Остальные показатели -социоцентричность, осмысленность, вербальная агрессия и операциональные трудности -имеют равные значения средних (в качестве меры центральной тенденции выбрана медиана) (рис. 1).
40
Рисунок 1. Средние значения (медиана) переменных агрессивности у арабских юношей и девушек
Для определения достоверности различий в проявлении агрессивности у арабских юношей и девушек был использован U-критерий Манна-Уитни. Для понимания качественных различий в проявлениях агрессивности у двух групп подростков был проведен Иерархический (частотный) анализ при помощи программы Microsoft Excel.
Таблица 1
Достоверность различий в проявлении агрессивности по ^критерию Манна-Уитни у арабских юношей и девушек
Переменные агрессивности Сумма рангов, юноши Сумма рангов, девушки Sig.
Социоцентричность 137,78 157,22 0,49
Эгоцентричность 144,49 150,51 0,543
Осмысленность 139,35 155,65 0,096
Осведомленность 106,70 188,30 0,000
Предметность 154,09 140,81 0,183
Переменные агрессивности Сумма рангов, юноши Сумма рангов, девушки Sig.
Субъектность 106,75 188,25 0,000
Интернальность 111,34 183,66 0,000
Экстернальность 162,85 132,14 0,002
Физическая агрессия 101,99 193,01 0,000
Вербальная агрессия 133,95 161,05 0,006
Аффективность 101,48 193,52 0,000
Рефлексивность 174,96 120,04 0,000
Операциональные трудности 106,70 188,30 0,000
Эмоцинально-личностные трудности 98,99 196,01 0,000
Примечание: цветом выделены значимые различия на уровне p < 0,05
Значимые различия получены по таким переменным мотивационно-смысловой подсистемы агрессивности, как социоцентричность, осведомленность, субъектность, а также по следующим переменным инструментально-стилевой подсистемы: интернальность и экстернальность, физическая и вербальная агрессия, аффективность и рефлексивность, операциональные и эмоционально-личностные трудности (таблица 1).
Обсуждение
Были выявлены значимые различия в переменных мотивационного компонента агрессивности. Так, агрессивное поведение арабских девушек в большей степени побуждается социоцентрическими мотивами. Для девушек характерно намерение защитить права других людей (89 %), желание навести соответствующий порядок (89 %), желание оградить других людей от неприятностей (66 %), а также их агрессивное поведение возникает в ситуации нежелания других людей подчиниться общим требованиям (75 %).
В проявлениях агрессивности по параметрам принятие агрессии и шкале контактности были получены достоверные различия между юношами и девушками. Выявлено, что показатели значимо выше у арабских девушек в сравнении с арабскими юношами. Для девушек в большей мере характерно принятие своего раздражения, гнева и агрессивности как естественного проявления человеческой природы. Девушки также более склонны быстро устанавливать глубокие и тесные эмоционально-насыщенные контакты с людьми, чем юноши.
Оказалось, что выраженность переменных агрессивности значимо выше у арабских девушек, чем у арабских юношей. Это указывает на то, что для арабских девушек в большей мере характерны проявления как физической, так и вербальной агрессии.
Арабские юноши также прибегают к физической агрессии, применяют силу для защиты своего достоинства, склонны к ответным агрессивным реакциям.
Значимые различия в выраженности переменных регуляторного компонента агрессивности (интернальность и экстернальность) указывают на различия в волевой регуляции у юношей и девушек (рис. 2, 3).
Более высокие значения интернальности у девушек говорят о том, что регуляция их агрессивного поведения в большей мере осуществляется при помощи внутренних факторов. Так, они знают, когда и где нужно поступить жестко и агрессивно (94 %), считают, что в агрессивной ситуации нужно всегда действовать жестко и однозначно (89 %), только агрессивной формой поведения можно порой добиться поставленной цели (86 %), иногда нужно действовать агрессивно, не придерживаясь общепринятого мнения (76 %) (рис. 3).
50 40 30 20 I
ж
N = 147
Mean Rank = 132,14
—I-1-1-1—
40,0 30,0 20,0 10,0
M
N = 147
Mean Rank = 162.86
0,0
—I-1-1-1—
10,0 20,0 30,0 40,0
-50 -40 -30 -20
Примечание: ж - женский пол, м - мужской
Рисунок 2. Различия по шкале экстернальность (по U-критерию Манна-Уитни)
ж
м
4030" 20" ю-
N = 147
Mean Rank = 183,66
N = 147
Mean Rank = 111,34
м
-40 -30 -20 -10
40,0
30,0
20,0
10,0
0,0
10,0
20,0
30,0
40,0
Примечание: ж - женский пол, м - мужской
Рисунок 3. Различия по шкале интернальность (по и-критерию Манна-Уитни)
Среди проявлений вербальной агрессии юноши отмечают, что всегда ставят человека на место, если он этого заслуживает, готовы сказать все, что думают тому, кто раздражает их. Оказалось, что выраженность аффективности значимо выше у арабских девушек, чем у арабских юношей.
Различия в аффективности эмоционального компонента говорят о том, что для арабских девушек по сравнению с юношами в большей мере свойственны эмоциональные переживания по поводу реализации агрессивного поведения, как проявление аффекта вовне. Девушкам в большей мере присущи как операциональные, так и эмоционально-личностные трудности в проблемных ситуациях. Арабские юноши в меньшей мере сталкиваются с операциональными трудностями. Они часто находятся в состоянии раздражительности, иногда расстраиваются и демонстрирую проявления гнева по мелочам, часто бывают вспыльчивы.
Заключение
Результаты проведенного исследования показали, что агрессивное поведение подростков побуждается как социоцентрическими, так и эгоцентрическими мотивами. Они сталкиваются с большим количеством как операциональных, так и личностных трудностей. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития новых технологий в коррекции проявлений агрессивности в подростковый возраст. Важно разрабатывать новые психокоррекционные методики с учетом индивидуально-половых особенностей арабских подростков. Процесс конструктивного психологического развития молодых граждан Израиля
арабского происхождения современной действительности государства мы считаем одним из актуальных направлений в современной практической психологии образования Израиля.
Разработка и внедрение новых диагностических и психо-коррекционных методик позволят определить специфику проявления агрессивности и развивать саморегулирующие механизмы проявлений агрессивности на основе адекватного самосознания взрослеющей личности по средствам самоотношения и самоактуализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаева И.С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008. 200 с.
2. Кириенко А.А. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2014. 198 с.
3. Кнышев Г.Л. Системно-функциональный подход к исследованию соотношения общительности, агрессивности и социометрического статуса студентов // Комплексные исследования свойств личности: научная школа И.А. Крупнова: Сборник научных статей, посвященный 70-летию А.И. Крупнова. - М.: РУДН, 2009. - С. 269-277.
4. Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика. Учебное пособие для аспирантов, обучающихся по специальности 37.06.01 «Психологические науки» / Москва, 2017.
5. Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Этнопсихологические и кросс-культурные исследования свойств личности: системно-фукциональный подход // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 35 (3). С. 1525.
6. Крючкова А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2010. 205 с.
7. Михайлова О.Б., Сафи С.М., Шептура А.В. Агрессивность личности: основные подходы и перспективы в изучении // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN617.
8. Михайлова О.Б., Щеголев А.А. Гражданственность и патриотизм как основы инновационного развития личности в поликультурном обществе // Человек и образование. 2014. № 3(40). С. 51-55.
9. Нечепуренко Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 223 с.
10. Толстова Д.А. Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2014. 269 с.
11. Шептура А.В. Исследование уверенности в русле системно-функционального подхода // Системные исследования свойств личности: К 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография / Науч. ред. А.И. Крупнов, С И. Кудинов, И.А. Новикова. - М.: РУДН, 2014. - С. 295-301.
12. Мikhailova О.В. The Value-Motivational Structure of the Innovativeness of Young Students // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Т. 8. № 1. С. 112-124.
Mikhailova Olga Borisovna
Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia E-mail: olga00241@ yandex.ru;
Safi Safia Muhammad
Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia
E-mail: safi_m@walla.com
Sheptura Anna Vladimirovna
Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia E-mail: anna_sheptura@mail.ru
Differences in aggressiveness among Arab boys and girls living in Israel
Abstract. The article presents the results of a theoretical and empirical analysis of the manifestations of aggressiveness in modern Arab teenagers living in Israel. The problem of research on personal aggressiveness is considered from the point of view of the multi-dimensional-functional concept of the study of personality traits and individuality, developed by Professor A.I. Krupnov.
For the first time, the contents of the article consider the results of the study of aggressiveness using A.I. Krupnov's method "Blank Test - Aggressiveness" translated into Arabic. The empirical study involved 294 Arab teenagers living in Israel. These are high school students located in Arab settlements in the suburbs of Jerusalem, Beersheba and Netanya. Teenagers are 15-17 years old. The sex of the group is represented in the ratio of 50 % male and 50 % female: 147 boys and 147 girls.
The study found that the rates of aggression were higher in Arab girls than in Arab boys. Girls are characterized by acceptance of their irritation, anger and aggressiveness as a natural manifestation of human nature. Girls are also more likely to quickly establish deep and close emotionally-saturated contacts with people than young men. Girls are more likely to be characterized by physical and verbal aggression. Boys also resort to physical aggression, use force to protect their dignity, are prone to retaliatory aggressive reactions.
The authors of the article believe that diagnostic and psychocorrectional measures should be introduced to identify and correct the aggressive behavior of adolescents in the modern educational practice of Israel.
Keywords: personality aggressiveness; system-functional approach; Arab teenagers; boys and
girls