2017, Том 5, номер 6 ISSN 2309-4265
(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN617.pdf Статья опубликована 25.01.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Михайлова О.Б., Сафи С.М., Шептура А.В. Агрессивность личности: основные подходы и перспективы в изучении // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.9.07
Михайлова Ольга Борисовна
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва1 Доцент кафедры «Социальной и дифференциальной психологии»
Кандидат педагогических наук E-mail: olga00241@ yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=619430
Сафи Сафия Мухаммад
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва Аспирант кафедры «Социальной и дифференциальной психологии»
E-mail: safi_m@walla.com
Шептура Анна Владимировна
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва
Кандидат психологических наук E-mail: anna_sheptura@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=746249
Агрессивность личности: основные подходы и перспективы в изучении
Аннотация. Актуальность поиска предпосылок и форм проявления агрессивности продиктована современными политическими и социально-экономическими реалиями. Проблемы агрессивного поведения подростков, природы его возникновения и технологии коррекции являются одними из привлекательных в психологии личности.
В статье представлен развернутый анализ изучения агрессии и агрессивности как психологических феноменов. Авторами рассмотрены ведущие подходы в определении агрессивности в психологии личности. Основные подходы зарубежных авторов к изучению агрессивности связаны с биологическими и социальными факторы в ее происхождения (инстинктивные, фрустрационные, поведенческие, когнитивные теории). Исследования отечественных авторов, в которых дифференцированы понятия «агрессия», «агрессивное поведение» и «агрессивность», дополняют и расширяют анализ зарубежных подходов в понимание изучаемых феноменов.
Особый вклад в изучение феноменов агрессивности вносит системно-функциональный подход исследования личности сложившийся в научной школе профессора А. И. Крупнова. В содержании статьи изложены основные результаты теоретических исследований, проведенных в русле системно-функционального подхода представителями данного научного направления.
1 117198, Россия, Москва, улица Миклухо-Маклая, 10, корп. 2А
2017, Том 5, номер 6 ISSN 2309-4265
(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com
На основе проделанного теоретического анализа доказывается перспективность системно -функционального подхода в дальнейших эмпирических исследованиях агрессивности личности, в том числе и в подростковом возрасте.
Ключевые слова: теоретический анализ; агрессия; агрессивность; подростковый возраст; системно-функциональный подход
В настоящее время исследования человеческой агрессии, ее форм и детерминант, а также различных аспектов агрессивности становятся все более актуальными. Проблема агрессивности является одной из самых значительных проблем современной психологии ввиду роста конфликтов, насилия и террора в мире, что делает ее изучение актуальной и важной теоретической и практической задачей. Особенно важно в психологической науке исследовать проявления агрессивности в подростковом возрасте и разработать технологии управления агрессивными состояниями, которые бы помогли молодым людям конструктивно развиваться, направляя свои эмоции на самосозидание, а не на саморазрушение.
Новые социально-экономические и политические вызовы общества с одной стороны и тенденции развития агрессивного поведения молодёжи с другой стороны, направляют деятельность психологов на поиски новых технологий в работе с подростками. Исследование специфики проявления агрессивного поведения и его преобразование в поведение социально активное и инновационное являются актуальным направлением в современной психологии личности [5; 6].
Изучение агрессивности началось достаточно давно. Однако несмотря на наличие большого количества зарубежных и отечественных подходов, которые с разных позиций описывают агрессивность, не существует единого мнения как к определению, так и к происхождению данного феномена.
Понятия «агрессия» и «агрессивность» характеризуются различной феноменологией и различаются по способам реализации.
По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [7].
Агрессивность следует рассматривать как готовность, предрасположенность к агрессивному поведению, которая отличается деструктивными тенденциями, как правило в области субъект-субъектных отношений, а также подвержена изменениям под влиянием социума. Агрессивность выступает компонентом более сложной структуры психических свойств человека [11].
Основные подходы зарубежных авторов к изучению агрессивности связаны с определением вклада, который вносят биологические и социальные факторы в ее происхождение.
Инстинктивные теории (З. Фрейд, К. Лоренц, У. МакДауголл) рассматривают агрессивность как врожденное свойство, присущее человеку от природы, как инстинкт смерти или сохранения жизни и вида.
С точки зрения фрустрационных теорий (Дж. Доллард, Д. Миллер, С. Розенцвейг), агрессивность - это внешняя реакция, которая появляется как результат переживания любой фрустрирующей ситуации.
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Поведенческие теории (А. Бандура, Л. Берковиц) связывают появление агрессии с определенными социальными условиями, а агрессивные акты рассматривают как социально-заученные паттерны поведения.
По мнению сторонников когнитивных теорий, (Л. Берковиц, Д. Зильманн, К. Лазарус, М. Фестингер), при описании агрессивности необходимо учитывать вклад эмоциональных и когнитивных процессов.
С позиции теории принудительного действия (Фешбах), агрессивность - это неинстинктивная мотивационная сила, которая появляется в результате лишения организма важных для него вещей, условий и возрастает с усилением подобной депривации.
Представители этико-гуманистического подхода (К. Роджерс, Г. Олпорт) рассматривают агрессию и насилие как разновидность психологической защиты, вынужденные ответные действия индивида на угрожающий ему опыт.
Отечественными авторами проблема агрессивности разрабатывается в контексте таких смежных отраслей науки, как социальная, юридическая, педагогическая психология, психология личности и др. Исследования отечественных авторов, в которых разводятся понятия «агрессия», «агрессивное поведение» и «агрессивность», помогают преодолеть трудности зарубежных подходов и расширить понимание изучаемых феноменов.
Взгляды на определение понятия «агрессивность» также расходятся у отечественных авторов. Так, под агрессивностью понимается:
• комплексное свойство системы личности, устойчивая особенность и относительно постоянная системная характеристика, обуславливающая последовательность и постоянство определенных моделей поведения (Т. Б. Дмитриева, В. В. Знаков, Е. П. Ильин, Т. Н. Курбатова, А. А. Реан, А. Р. Ратинов, Ф. С. Сироткин, С. Л. Соловьева);
• основная характерологическая, типологическая особенность, черта, обобщенная характеристика поведения личности (Л. М. Балабанова, И. Б. Бойко, С. Колосова, В. Д. Менделевич, А. Налчаджян, Е. О. Смирнова, Л. Н. Собчик, Э. Фромм, Г. Р. Хузеева);
• склонность, избирательная направленность личности на определенный вид деятельности (Р. Бэрон, М. Е. Еникеев, Е. В. Змановская, О. Л. Кочеткова, Н. М. Платонова, Д. Ричардсон);
• особенность реагирования личности на изменения внутренней или внешней среды (Ю. М. Антонян, К. Бютнер, Х. Вильфинг, В. В. Гульдан, Т. Г. Румянцева);
• характеристика личностных состояний, которые отражают все своеобразие протекания психических процессов в тесной связи с особенностями личности (А. Басс, И. Б. Бойко, Д. Н. Левитов [2].
К индивидуально-личностным характеристикам, потенцирующим агрессивное поведение, отечественные исследователи относят как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины.
Также важно отметить, согласно Ф. С. Сафуанову, разведение понятий «агрессия» и «агрессивность» позволяет говорить о том, что не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности, а также агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях [9].
В результате рассмотрения различных зарубежных и отечественных подходов можно сделать вывод о том, что большинство подходов к исследованию агрессивности рассматривают ее не комплексно, а с точки зрения отдельных аспектов. В то время как теоретический анализ источников указывает на то, что агрессивность является многомерной, комплексной характеристикой субъекта. Она включает в себя эмоциональный компонент (негативные эмоциональные состояния и чувства: гнев, злость, ярость, страх, тревожность), поведенческий компонент (агрессивная жестикуляция, мимика, действия, дефицит навыков социального поведения), когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, установки, ожидания), мотивационный компонент (сознательные цели, бессознательные агрессивные стремления) и самооценочный компонент. Все компоненты агрессивности характеризуются взаимообусловленностью и взаимностью, что указывает на необходимость ее системного исследования.
Большой вклад в системное изучение различных свойств личности внесли исследования профессора А. И. Крупнова и приверженцев его научной школы. Основываясь на идее о том, что любое качество личности можно представить в виде сложной функциональной системы, А. И. Крупновым разработана системная, целостная, многомерно-функциональная концепция изучения черт личности и индивидуальности, логически продолжающая и уточняющая идеи В. Д. Небылицына. В настоящее время данный подход можно назвать наиболее конструктивным для изучения личности и ее свойств.
С точки зрения системно-функционального подхода, агрессивность можно определить как систему устойчивых мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик. С содержательной стороны стремление субъекта к проявлению агрессивности рассматривается с точки зрения мотивации (социоцентричность или эгоцентричность), приложения результата агрессивного поведения (предметность или субъектность), степени представления и понимания агрессивности как черты личности (осмысленность или осведомленность). С инструментально-стилевой стороны данное стремление характеризуется с позиции эмоциональных переживаний по поводу реализации агрессивного поведения (аффективность как проявление аффекта вовне или рефлексивность как чувство вины при реализации агрессивного поведения), волевой регуляции (интернальность или экстернальность), форм проявления агрессии (физическая или вербальная), проблемных ситуаций (операциональные трудности в виде невозможности управления собственной агрессией или личностные трудности в виде регулярного переживания агрессии как психического состояния) [8].
В рамках системно-функционального подхода был проведен ряд исследований агрессивности в различных возрастных группах и в соотношении с рядом личностных свойств.
А. Б. Крючкова в результате исследования агрессивности в соотношении с темпераментом на выборке учеников 10-11 классов выявила и описала гендерные различия в проявлении эмоционального, продуктивного и регуляторного компонентов агрессивности. Различия в выраженности физической агрессии у девушек и юношей заключаются в том, что у девушек ярче выражена аутоагрессия как следствие аффективно-агрессивного поведения, а для юношей характерно применение физической агрессии и большая уверенность в правомерности актов агрессивного поведения. Гендерная специфика связей между изучаемыми свойствами состоит в том, что у юношей были выявлены более тесные корреляционные связи между свойствами темперамента и переменными агрессивности [4].
Т. В. Нечепуренко установила гендерные различия в проявлениях агрессивности у студентов. У юношей они заключаются в инструментальности, в большей склонности к физической агрессии, в интернальности и эгоцентричности, а у девушек агрессивность носит эмоционально-рефлексивный характер. Автором описана типология реализации агрессивного
Мир Науки
поведения у девушек (аффективно-агрессивный, эгоистически-агрессивный, экстернально-агрессивный, интернально-неагрессивный) и у юношей (аффективно-инструментальный, экстернально-инструментальный, рефлексивный и интернально-неагрессивный), наибольшей общностью из которых обладает интернально-неагрессивный тип, характеризующийся минимальными показателями практически по всем переменным агрессивности [8].
Г. Л. Кнышев описал специфику связи агрессивность, общительность и социометрического статуса студентов, а также динамику их изменения. Оказалось, что проявления агрессивности более динамично изменяют свою направленность, формы и условия проявления, в особенности это касается социально неодобряемых проявлений - поведенческого компонента. Было выявлено, что с величиной социометрического статуса отрицательно связаны такие переменные агрессивности, как физическая агрессия, вербальная агрессия, личностные трудности и аффективность. В социометрической структуре изученных групп студенты с выраженными проявлениями эмоционально-реактивной агрессивности оказались наиболее отвергаемыми [3].
И. С. Исаевой были изучены индивидуально-типологические особенности агрессивности и общительности курсантов военного вуза. Были выявлена и описана специфика проявления агрессивности и степень выраженности форм агрессивного поведения у курсантов с различными типами общительности. Так, оказалось, что у курсантов с эгоцентрично-стеническим типом ярко выражен рефлексивно-оценочный компонент агрессивности, высок уровень индексов агрессивности и враждебности, высоки значения практически всех форм проявления агрессивного поведения, доминирует физическая и вербальная формы агрессии. Курсантов с эргично-продуктивным типом отличает слабо выраженная экстернальная регуляция, небольшое количество трудностей операционального и личностного характера при проявлении агрессивности, отсутствие ярко выраженных форм агрессивного поведения. В свою очередь курсанты с аэргично-затрудненным типом характеризуются слабо выраженными социоцентрическими мотивами, предметно-деятельностной продуктивностью агрессивности, средним уровнем выраженности всех форм и показателей агрессивности и враждебности [1].
Толстова Д. А. показала, что молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами, отличает более гармоничное развитие коммуникативной сферы в целом. В частности, их агрессивность характеризуется более высокой интернальностью, способностью контролировать аффективные вспышки, уверенностью в себе, а также у них преобладает такой стиль поведения в конфликтах как сотрудничество. Психологические структуры агрессивности в группах танцоров и нетанцоров обладают выраженным различием: для танцоров ключевым является фактор эмоционально-реактивной агрессивности, а для нетанцоров - инструментальной агрессивности. Также показано, что стиль поведения в конфликтной ситуации в группе танцоров тесно связаны с общительностью, а в группе нетанцоров - с агрессивностью [10].
Таким образом, многомерно-функциональный подход дает возможность многопланового рассмотрения структуры свойств личности и внутренних механизмов взаимодействия компонентов, которые входят в ее состав, а также позволяет разработать эффективные программы коррекции и саморегуляции различных свойств личности, в том числе агрессивности. Нам видится актуальным и перспективным дальнейшее изучение агрессивности в рамках данного подхода в подростковом возрасте, а также в соотношении с другими личностными параметрами как способствующими, так и препятствующими проявлению агрессивного поведения.
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаева И. С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН,
2008. - 200 с.
2. Кириенко А. А. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: дисс. ... канд. Психол. наук: - М.: РУДН, 2014. - 198 с.
3. Кнышев Г. Л. Системно-функциональный подход к исследованию соотношения общительности, агрессивности и социометрического статуса студентов // Комплексные исследования свойств личности: научная школа И. А. Крупнова: Сборник научных статей, посвященный 70-летию А. И. Крупнова. - М.: РУДН,
2009. - С. 269-277.
4. Крючкова А. Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН,
2010. - 205 с.
5. Михайлова О. Б. Психологическая диагностика и реализация инновационности личности: монография / О. Б. Михайлова. Москва: 2016. - 152 с.
6. Михайлова О. Б., Каминская Э. А. Особенности лидерских способностей и инновационности у студентов бакалавриата // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 28-34.
7. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.
8. Нечепуренко Т. В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов: дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН, 2009. - 223 с.
9. Сафуанов Ф. С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал, 1999. том 20. - № 6. - С. 24-35.
10. Толстова Д. А. Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности: дисс. ... канд. Психол. наук. -М.: РУДН, 2014. - 269 с.
Мир Науки
Mikhailova Olga Borisovna
Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow E-mail: olga00241@ yandex.ru
Safi Safia Muhammad
Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow
E-mail: safi_m@walla.com
Sheptura Anna Vladimirovna
Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow E-mail: anna_sheptura@mail.ru
Aggressiveness of the personality: the main approaches and prospects in studying
Abstract. The relevance of finding the prerequisites and forms of manifestation of aggressiveness is dictated by contemporary political and socio-economic realities. The problems of aggressive behavior of teenagers, the nature of its occurrence and correction technology are some of the most attractive in psychology of the personality. The article presents a detailed analysis of the study of aggression and aggressiveness as psychological phenomena. The authors considered the leading approaches in the definition of aggression in psychology of the personality. In the article the basic results of theoretical research carried out in line with the systemic-functional approach. On the basis of the done theoretical analysis the prospect of systemic-functional approach in the further studying of aggressiveness is proved.
Keywords: theoretical analysis; aggression; aggressiveness; adolescence; system-functional approach