Научная статья на тему 'Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов'

Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / СЕРБСКИЕ И АЛБАНСКИЕ СТУДЕНТЫ / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH / AGGRESSION / SERBIAN AND ALBANIAN STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиайдарай Алена

Анализируются результаты эмпирического исследования агрессивности сербских и албанских студентов, выполненного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System-Functional Approach to the Study of Aggression in Serbian and Albanian Students

The article analyzes the results of the study of Serbian and Albanian students, reflecting the particular peculiarities of aggressiveness of the students of these ethnic groups in the vein of the principles of A.I. Krupnov.

Текст научной работы на тему «Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов»

ЗДСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СЕРБСКИХ И АЛБАНСКИХ СТУДЕНТОВ

А. Алиайдарай

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Анализируются результаты эмпирического исследования агрессивности сербских и албанских студентов, выполненного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова.

Ключевые слова: системно-функциональный подход, агрессия, агрессивность, сербские и албанские студенты.

В современном обществе нарастает насилие и жестокость, и поэтому прикладные исследования проявлений агрессивности личности более чем актуальны. Помимо этого, наше время характеризуется постоянно ускоряющимся темпом жизни: с головокружительной скоростью меняется общество со своими нормами, ценностями, моралью. Все это требует от человека постоянной активности, чтобы приспособиться к постоянно меняющейся социальной обстановке. На агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения. Очевидное агрессивное поведение и готовность к агрессии сказываются на взаимоотношениях человека с окружающим миром.

В тех случаях, когда чрезмерная агрессивность определяет весь облик личности студента, он становится конфликтным, неспособным к социальной кооперации, что может приводить и к обострению этнических конфликтов.

В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы ее происхождения, выяснялись причины и специфика ее проявления, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Несмотря на это, до сих пор нет общепризнанной теории агрессии, и, что самое главное, все усилия, направленные на предупреждение или хотя бы уменьшение агрессивного поведения, не всегда приводят к желаемому результату.

Мы полагаем, что исследования агрессивности более чем актуальны в наше нестабильное время и в нашем обществе. Большая часть жизни человека проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.

Системно-функциональная модель изучения агрессивности разработана в русле системно-функционального подхода к анализу черт личности и индивидуальности А.И. Крупнова [1]. В рамках данного подхода каждая личностная черта понимается как целостное образование, система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик.

Алиайдарай А. Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности.

Согласно данному подходу, каждое свойство личности включает в себя личностные и индивидные характеристики, функционально связанные между собой. Личностные характеристики содержат мотивационные, когнитивные и продуктивные переменные, которые обусловлены социальными факторами развития и зависят от социального окружения. Индивидные характеристики включают в себя динамические, эмоциональные и регуляторно-волевые составляющие.

Данный подход был применен при исследовании таких личностных свойств, как активность (А.И. Крупнов, Л.В. Жемчугова, В.Н. Прядеин), общительность (А.И. Крупнов, Н.Ф. Шляхта и др.), настойчивость (О.Б. Барабаш, Н.Н. Будрейка, И.А. Пономарева), инициативность (Н.В. Тучак и др.), ответственность (И.А. Ку-ренков, Фалах Расми Абдул Рахим Мохаммад), любознательность (С.И. Кудинов, Т.А. Гусева, Е.А. Богословская, Е.В. Базаркина, Л.В. Шубина), агрессивность (Т.В. Нечепуренко, И.С. Исаева и др.). С.И. Кудинов указывает на необходимость системного, целостного подхода в исследовании личности. Им отмечено, что в философской, педагогической и психологической литературе целостный подход чаще рассматривается как способ исследования объекта, ориентированный на изучение его компонентов, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Таким образом, исследование агрессивности как системного качества личности возможно лишь при анализе всех структурных компонентов в единстве и взаимосвязи.

Согласно системно-функциональной модели [2] с содержательной стороны стремление субъекта к проявлению агрессивности в межличностном взаимодействии различается по направленности мотивации (социоцентрической или эгоцентрической), сфере приложения результата агрессивного поведения (предметная или субъектная сфера), степени осознанности понимания такой черты, как агрессивность (осмысленность или осведомленность). С инструментально-стилевой стороны это же стремление может быть охарактеризовано по направленности переживаний по поводу проявления агрессивности (аффективностъ как склонность к проявлению аффекта вовне или рефлексивность как склонность переживать вину за допущенное агрессивное поведение), по типу волевой регуляции (интер-нальность или экстернальность), по формам проявления агрессии (физическая или вербальная), а также по характеру проблемных ситуаций, в которых проявляется агрессивность (операциональные трудности, связанные с невозможностью управления собственной агрессией, или эмоционально-личностные трудности, связанные с регулярным переживанием агрессии как психического состояния).

Цель нашего эмпирического исследования: изучить психологические особенности агрессивности и сравнить различные аспекты агрессивности сербских и албанских студентов.

В данном исследовании приняли участие 100 человек, в их числе 50 сербских студентов (28 девушек и 22 юноши) и 50 албанских студентов (24 девушки и 26 юношей); образование — незаконченное высшее; возраст испытуемых — от 18 до 24 лет.

Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2011, № 5

Исследование проводилось с помощью методики профессора А.И. Крупнова — Бланкового теста агрессивности. Данные исследования были подвергнуты статистической обработке с помощью программы Statistica.

Мы провели статистический анализ с применением ¿-критерия Стьюдента для независимых выборок для всех предложенных в методике А.И. Крупнова признаков агрессивности, и иерархический анализ. В результате исследования индивидуальных особенностей агрессивности сербских и албанских студентов нам удалось выявить только два статистически достоверных различия из 16 переменных агрессивности между двумя исследуемыми выборками. Эти значимые различия наблюдаются по переменным осмысленность и рефлексивность. Переменная осмысленность относится к когнитивному компоненту. Данную переменную характеризуют такие признаки: понимание агрессивности как поведения с целью нанесения ущерба другому человеку, угрозы другим людям, любой формы грубого поведения и т.п. Исходя из этого, по данным исследования албанские студенты в отличие от сербских в большей степени оценивают агрессивное поведение как ненависть и нетерпимость к окружающим и намерение сделать зло другим людям.

Переменная рефлексивность относится к эмоциональному компоненту агрессивности и характеризуется такими признаками, как переживание, угрызения совести за содеянное; долгие мучения вследствие неправильных поступков; переживания из-за своей грубости; обвинение себя в допущенной нетактичности; расстройство из-за резкого выражения своего несогласия с другими людьми и т.д. Смысл этой переменной можно обобщить: рефлексивность — это переживание человеком вины за агрессивные действия. Данные говорят в пользу того, что к подобным переживаниям в большей степени склонны албанские студенты.

Мы выяснили, что албанские студенты в значительно большей степени оценивают себя как нетерпимых к окружающим, у албанских студентов больше выражены агрессивные действия, при этом в отличие от сербских студентов они чаще и сильнее испытывают угрызения совести.

По остальным переменным не было найдено статистически значимых различий, т.е. испытуемые обеих групп оценивают и проявляют свою агрессивность в целом сходным образом.

При анализе иерархической структуры также выяснилось, что, несмотря на различия в иерархии выбранных признаков, сами выборы в большинстве случаев совпадают. Существенно отличается частотность проявления признаков — у албанских студентов она значительно ниже по всем параметрам.

На основе полученных и проанализированных данных мы имеем основания считать, что сходства в психологических отношениях к агрессивности связаны с культурной близостью и сложившейся на протяжении многих веков политической и исторической общностью изучаемых народов. При этом у этих этнических групп есть определенная специфика в структуре агрессивности и в ее проявлениях.

Полученные результаты дают возможность постановки новых проблем и задач, требующих своего решения. Одним из таких перспективных направлений могло бы стать лонгитюдное исследование влияния войны в 1991 г. в Сербии как фактора, способствующего формированию агрессивности в детском и подростковом возрасте.

Алиайдарай А. Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности...

ЛИТЕРАТУРА

[1] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—73.

[2] Новикова И.А., Нечепуренко Т.В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2007. — № 1. — С. 20—28.

SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH TO THE STUDY OF AGGRESSION IN SERBIAN AND ALBANIAN STUDENTS

A. Aliajdaraj

The Department of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198

The article analyzes the results of the study of Serbian and Albanian students, reflecting the particular peculiarities of aggressiveness of the students of these ethnic groups in the vein of the principles of A.I. Krupnov.

Key words: system-functional approach, aggression, Serbian and Albanian students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.