СТАТЬИ АСПИРАНТОВ И НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
А.Б. Крючкова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В работе анализируются результаты исследования старшеклассников по методике А.И. Крупнова, отражающие психологические особенности агрессивности юношей и девушек 16—17 лет, ее общие тенденции и гендерные различия.
Ключевые слова: агрессивность, агрессия, черта личности, агрессивное поведение, юноши, девушки, старшеклассники.
Целостно-функциональный подход [3; 4] рассматривает каждое свойство личности [1] как комплекс признаков, обусловленных социальными факторами развития и индивидуальными природными характеристиками. Агрессивность как черта личности представляет собой сложную функциональную систему, содержащую единство инструментально-динамических и мотивационно-смысловых составляющих: установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных.
Мы провели исследование агрессивности старшеклассников московских школ с помощью бланкового теста «Агрессивность» А.И. Крупнова [2]. В выборку вошли 136 юношей и 115 девушек — учеников 10—11-х классов. В результате количественного анализа были получены результаты, позволяющие судить об общей структуре агрессивности старшеклассников, а также, о ее гендерных особенностях.
Общественно значимые ценности. И юноши, и девушки единогласно наиболее значимыми ценностями считают обретение хороших и верных друзей (94% и 97%) (1) и стремление быть уважаемым человеком (90% и 86%); успешность в учебной деятельности занимает последнее место в рейтинге ценностей, значима лишь для половины опрошенных.
Личностно значимые ценности. Приоритеты: достижение материального благополучия (94% и 91%) и удовлетворение своих жизненных планов (84% и 90%). Такие позиции, как самосовершенствование и совершенствование своих
способностей (47% и 46%) у старшеклассников оказались не столь популярны. Одинаково высоко у юношей и девушек оценивается потребность быть нужным и любимым человеком (77% и 81%). Это означает, что такие факторы, как материальное благополучие, общественное положение, личный статус, степень удовлетворения потребности в дружбе и любви, могут провоцировать агрессивное поведение с целью достижения желаемого результата и его защиты; также агрессия может стать реакцией на фрустрацию при отсутствии желаемого.
Мотивация агрессивного поведения. И юноши, и девушки демонстрируют высокую социоцентричность. Желание оградить других людей от неприятностей (74% и 70%), стремление постоять за другого (86% и 84%), намерение защитить права других людей (74% и 84%) — эти данные говорят о высокой потребности старшеклассников в справедливости.
Среди личностных мотивов агрессивного поведения у старшеклассников обоих полов одинаково сильно выражены следующие: совершение возмездия за нанесенный ущерб (79% и 79%); намерение проучить обидчика (81% и 86%); желание наказать за содеянное (79% и 74%). Свои интересы старшеклассники готовы отстаивать и защищать, подчас, идя вразрез с мнением общества: любой человек может пренебречь мнением других (93% и 92%); иногда нужно действовать агрессивно, не придерживаясь общепринятого мнения (86% и 70%).
Как значимый можно отметить факт высокой внутренней готовности к агрессии. Старшеклассники ощущают, что мир враждебен к ним, и сами ведут себя агрессивно: многие жизненные обстоятельства могут вызвать агрессию (90% и 92%); любое агрессивное поведение зависит от обстоятельств (90% и 88%); агрессия в большей мере зависит от внешних условий (74% и 80%).
При одинаково высоких показателях экстернальных признаков у юношей и девушек слабую гендерную окраску можно заметить в том, что девушки более склонны с помощью агрессии обороняться от внешнего мира: окружающая действительность способствует проявлению агрессии (68% и 78%), а юноши демонстрируют большую склонность к социальному научению и подражанию: внешняя ситуация и реклама настраивают на агрессивное поведение (61% и 49%).
Способы агрессивного и неагрессивного взаимодействия. Более половины опрошенных используют агрессивное поведение для быстрого достижения поставленных целей (65% и 55%); получения положенного по праву (69% и 62%); успешного выполнения намеченных планов (54% и 46%); для того, чтобы поставить другого человека на место (75% и 83%); ощутить себя сильнее и независимее (63% и 52%); защититься от возможных оскорблений (82% и 72%); доказать свою правоту в споре (68% и 77%); установить лидерство (56% и 50%); сохранить дистанцию в межличностных отношениях (57% и 63%). Это позволяет заключить, что старшеклассники зачастую обладают скудным репертуаром неагрессивных форм поведения, недостаточно владеют способами конструктивного межличностного взаимодействия.
Большинство опрошенных считают агрессивность врожденным свойством человека: это эмоциональное состояние, присуще людям (85% и 90%); особенность темперамента (84% и 85%). Старшеклассники уверены, что могут управлять
своей агрессивностью (83% и 82%), но также отмечают и трудности, связанные с осуществлением контроля над ней: не можете скрыть негативного отношения к другим людям (55% и 61%); с трудом сдерживаете свой гнев и ярость (48% и 58%); с трудом контролируете повышенный тон своего голоса (60% и 63%); не можете сдержаться от едкого замечания (71% и 71%); используете грубые выражения в адрес других (65% и 68%).
Старшеклассники часто испытывают состояние внутреннего напряжения и раздражения: внутренне кипите в критической ситуации (79% и 91%); часто испытываете вспышки гнева (49% и 57%); иногда чувствуете себя как пороховая бочка (63% и 69%); порой бываете мрачным от злости (69% и 78%).
Признавая агрессивное поведение одним из главных способов взаимодействия с миром и достижения поставленных целей, старшеклассники показали высокую степень аутоагрессии: делаете иногда то, о чем впоследствии сожалеете (81% и 83%); долго мучаетесь, когда поступаете неправильно (70% и 75%); всегда переживаете за свою грубость (56% и 68%); часто обвиняете себя за допущенную нетактичность (63% и 70%); ругаете себя за то, что получается иногда не так, как бы вы хотели (74% и 82%).
Из форм агрессивного поведения оба пола наиболее часто используют вербальную агрессию: прибегаете к сильным выражениям, когда злитесь (85% и 83%); готовы сказать все, что думаете тому, кто раздражает вас (88% и 81%); часто повышаете голос во время спора (80% и 85%); при неодобрении других людей даете им это почувствовать (81% и 76%); всегда ставите человека на место, если он того заслуживает (85% и 84%).
Значимые гендерные различия. Выше мы уже отмечали, что старшеклассникам свойственно воспринимать окружающий мир как враждебный. У юношей эта убежденность оказалась выше. 80% юношей и 64% девушек высказали убежденность в том, что многие жизненные ситуации требуют быть агрессивным. 60% юношей и только 43% девушек считают, что поставленной цели можно добиться только агрессивной формой поведения.
Социальные установки общества, согласно которым агрессивность — это признак мужественности, ярко проявились в том, что определенная часть юношей показала: агрессивное поведение — это способ получения эмоциональной поддержки от окружающих (47% и 30%), а также возможность добиться признания среди друзей и близких (40% и 22%).
Юношам трудно перенести нанесенные обиды и оскорбления, 82% из них отметили, что часто испытывают желание отомстить за обиду. Агрессивное поведение юношей часто сопряжено с различными формами физической агрессии: можете ударить другого человека в критической ситуации (72% и 53%); отвечаете тем же, если кто-то ударит вас (90% и 76%); применяете силу для защиты своего достоинства (86% и 47%); можете ударить кого-нибудь, если сильно разозлитесь (71% и 58%). Юноши чаще используют грубые шутки в общении (65% и 45%).
Прерогатива девушек — эмоциональность поведения. Их агрессивность продиктована импульсивностью, аффективностью, вспыльчивостью: иногда гневи-
тесь и расстраиваетесь по мелочам (65% и 84%); часто бываете вспыльчивы (57% и 71%). Девушки чаще в аффекте хлопают дверями (58% и 84%); в раздражении разбрасывают вещи (29% и 50%); в критической ситуации испытывают чувство внутреннего кипения (79% и 91%), им труднее контролировать себя: не всегда можете приглушить свои агрессивные эмоции (54% и 70%); с трудом сдерживаете гнев или ярость (48% и 58%). Посредством агрессии девушки чаще регулируют межличностные отношения и доказывают свою правоту: агрессивное поведение диктуется неприятием вами другого человека (60% и 74%); желанием доказать свою правоту в споре (68% и 77%). Свое несогласие они часто выражают криком: кричите в ответ, если кто-то кричит на вас (56% и 70%). Такая эмоциональность и несдержанность оборачивается для девушек моральными переживаниями и аутоагрессией: испытываете угрызения совести за содеянное (63% и 80%); всегда переживаете за свою грубость (56% и 68%); расстраиваетесь из-за того, что резко выражаете свое несогласие с другими людьми (39% и 51%).
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) В скобках первое процентное значение всегда обозначает данные по юношам, второе — данные по девушкам.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. — М.: Изд-во УДН, 1990. — С. 31—38.
[2] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. — М.: МГУДТ, 2007.
[3] Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. научн. трудов. — М.: Изд-во УДН, 1988. — С. 28—39.
[4] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. — М.: Изд-во УДН, 1994. — С. 9—23.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF SENIOR PUPILS’ AGGRESSIVENESS
A.B. Kruchkova
Chair of social and differential psychology Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The work analyses the results of research of senior pupils, indicative of psychological peculiarities of 16—17 years youth and girls aggressiveness, its structure, common tendencies and sex differences, concordant with the principles of A.I. Krupnov.
Key words: aggressiveness, aggression, trait of personality, aggressive behavior, youth, girls, senior pupils.