СВЯЗЬ ПЕРЕМЕННЫХ АГРЕССИВНОСТИ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
А.Б. Крючкова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязей свойств темперамента и свойств агрессивности у учеников 10—11-х классов московских общеобразовательных школ.
Ключевые слова: темперамент, агрессивность, старшеклассники, юноши, девушки, гендерные различия, корреляции.
Исследование свойств агрессивности и темперамента проводилось с помощью бланковых тестов «Агрессивность» и «Темперамент» А.И. Крупнова [1]. В выборку вошли 136 юношей и 115 девушек — учеников 10—11-х классов московских школ. Для установления корреляционных связей между свойствами темперамента и агрессивности результаты исследования были подвергнуты факторному анализу, в результате, определился ряд общих для обоих полов тенденций и набор гендерных различий.
Сначала остановимся на результатах, отражающих общие для юношей и девушек особенности. Только два фактора определили наличие взаимосвязей между агрессивностью и темпераментом. В один из них из темпераментальных свойств вошли психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная астеничность, инт-роверсия и сензитивность, из переменных агрессивности: стеничность и астенич-ность. Эти корреляции позволяют предположить, что врожденные неуверенность, тревожность, ранимость, трудности коммуникаций, нарушения самовосприятия и восприятия окружающих, обусловленные астеничностью и сензитивностью, могут значительно повлиять на становление аутоагрессии и состояний внутреннего напряжения, раздражения. В поведении это может проявляться как аффективными вспышками (выброс накопившейся отрицательной энергии), так и внутренними деструктивными саморазрушительными реакциями (комплекс вины, фрустрация, самоуничижение, нарушения эмоциональной сферы, вплоть до депрессивных расстройств, психосоматические симптомы, крайний вариант аутоагрессии — суицид). Этот факт, безусловно, имеет значение для успешного выбора педагогических и коррекционных программ при работе со школьниками.
Следующий фактор определил взаимосвязь импульсивности (свойство темперамента) с физической и вербальной агрессией, стеничностью, интернальностью, экстернальностью, операциональными и личностными трудностями. Это означает, что врожденные категоричность и быстрота реакции во многом предопределяют такие аспекты агрессивного поведения, как аффективность, трудности самоконтроля, вспыльчивость и их проявления в вербальной и физической формах. Средством адаптации к своему агрессивно-импульсивному поведению в данном
случае у старшеклассников выступают убеждение в «виновности» среды, обстоятельств и других людей в их агрессивном поведении и мнение, что агрессивность — единственный способ достижения поставленных целей.
Поскольку импульсивность — фактор, обусловленный свойствами нервной системы, а следовательно, неизменный, говорить о мерах перевоспитания как способе снижения агрессивности в этом случае бессмысленно. Наибольший положительный эффект, по нашему мнению, здесь могут дать, например, тренинги эффективного взаимодействия и другие аналогичные программы, обучающие школьников конструктивным формам поведения в разных ситуациях. Также таким ребятам полезно обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля и релаксации.
Рассмотрим тенденции, выявленные в результате гендерного анализа. У юношей определились два блока корреляций свойств темперамента и агрессивности. В первый блок из свойств темперамента вошли психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная астеничность, импульсивность и сензитивность, из свойств агрессивности лишь астеничность. Таким образом, можно заключить, что низкая жизненная активность, несамостоятельность, неуверенность в себе, тревожность часто сопряжены с импульсивностью. Значит, агрессивные поступки таких юношей с большой долей вероятности являются не результатом целенаправленных и продуманных действий, а становятся импульсивной реакцией на происходящее. Это может быть как оборонительное, защитное поведение, так и действия, связанные с потребностью снять внутренне напряжение, ослабить тревожность. Вследствие этого, с одной стороны, усиливаются недовольство собой, неуверенность, ощущение общей неуспешности, с другой — возникает аутоагрессивное переживание вины. Следовательно, асоциальное и деструктивное поведение таких личностей часто будет носить не целенаправленный, мотивированный и предметный характер, а определяться особенностями психики, изначально слабой и неадаптивной, а в течение жизни сильно травмированной внешними факторами. Очевидно, что в этих случаях многократно возрастает роль психотерапевтического вмешательства с целью выработки адаптивных механизмом жизнедеятельности, повышения самооценки, уверенности, ломке стереотипов негативного восприятия действительности.
Второй блок корреляций у юношей — взаимосвязь осмысленности как свойства агрессивности с психомоторной аэргичностью, интеллектуальной и психомоторной ригидностью. Когнитивная оценка агрессивности и восприятие ее как явления угрожающего и причиняющего ущерб связана у юношей с теми свойствами темперамента, которые определяют низкую активность нервных процессов, общую вялость, пассивность и стереотипность мышления.
У девушек обнаружились три блока корреляций между свойствами темперамента и агрессивности. Первый блок составили взаимосвязи между психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной астеничностью, интроверсией, сен-зитивностью (свойства темперамента) и такой переменной агрессивности, как астеничность. Это во многом повторяет картину по мужской выборке, единственным отличием является наличие у юношей корреляций с импульсивностью. Следовательно, юноши такого склада более склонны к выбросу накопившегося
отрицательного заряда наружу посредством импульсивных, аффективных действий. Девушки же, похоже, в меньшей степени способны избавляться от отрицательных эмоций. В силу того, что негатив оказывается направленным вовнутрь и накапливается, можно заключить, что аутоагрессия девушек носит более патологический характер, они подвержены риску глубоких депрессий и психосоматический расстройств. С другой стороны, импульсивность у юношей связана с повышенным риском серьезных асоциальных поступков, имеющих аффективную природу. Неуравновешенная нервная система, требующее разрядки напряжение, негативный эмоциональный настрой — хорошая почва для правонарушений и преступлений немотивированного характера, а также для саморазрушительных поступков, особенно если такой «психологический коктейль» подкреплен приемом алкоголя или наркотических средств.
Во второй блок корреляций из свойств темперамента вошла рефлексивность, из агрессивности — осмысленность и стеничность с обратным знаком. Следовательно, скорость психических процессов определяет когнитивную оценку агрессивности и обратно коррелирует с состояниями внутреннего напряжения и раздражения. Рефлексивность как свойство темперамента выступает у девушек регулирующим фактором агрессивных реакций, чем она выше, тем аффективность ниже, чем рефлексивность менее выражена, тем более ярко проявляются вспыльчивость и раздражительность.
В третий блок корреляций из темперамента вошли коммуникативные пластичность и стеничность, экстраверсия, импульсивность и реактивность, а из агрессивности — экстернальность. Из этого можно сделать вывод, что общительность, активность, оптимизм, стремительность создают условия для активно-агрессивного поведения как способа жизнедеятельности, вероятно, с низкой самокритичностью. На этой почве у девушек может возникнуть как конструктивный, так и деструктивный стиль агрессивного поведения, однако этот аспект уже будет определяться социальными факторами, воспитанием, нравственно-ценностной системой и другими свойствами.
Выводы. Прямых связей темперамента с агрессивностью существует немного. В основном свойства темперамента связаны с агрессивностью опосредованно, через другие особенности личности, социальные факторы и др. Свойства темперамента могут лишь давать определенный посыл к развитию тех или иных качеств агрессивности, а остальное зависит от процесса социализации.
Наиболее важным выводом является обнаруженная связь между свойствами темперамента и аутоагрессией. И у юношей, и у девушек такие качества, как неуверенность в себе, тревожность, ранимость, низкая коммуникабельность, ощущение неуспешности, заниженная самооценка, зависимость от чужого мнения, инфантилизм могут предопределить аутоагрессию, фрустрацию, внутреннее напряжение, раздражение, недовольство. В поведении это может проявиться как неожиданными вспышками гнева, так и внутренними саморазрушительными реакциями (комплекс вины, самоуничижение, депрессии и др.).
Важным гендерным различием является наличие у юношей импульсивности. Импульсивность, с одной стороны, — это способ разрядки и снятия накопивше-
гося напряжения. С другой стороны, импульсивность повышает риск асоциальных или саморазрушительных поступков, имеющих аффективную природу.
Девушки в большей степени подавляют негативные эмоции, что ведет к депрессиям и психосоматическим расстройствам как следствию непроработанной, подавленной в себе отрицательной энергии.
Импульсивность как свойство темперамента тесно связана у старшеклассников обоих полов с формами проявления агрессии и предопределяет аффектив-ность, вспыльчивость, раздражительность. Импульсивность затрудняет у ребят процесс контроля и регулирования своего агрессивного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. — М.: МГУДТ, 2007.
CAUSATION OF VARIABLES OF AGGRESSIVENESS WITH THE FEATURES OF TEMPERAMENT
A.B. Kruchkova
Chair of social and differential psychology Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The research paper analyses the results of intercommunication of characteristics of temperament and aggressiveness of 10—11 class pupils in Moscow general schools.
Key words: temperament, aggressiveness, senior pupils, youth, girls, sex differences, correlation.