Научная статья на тему 'Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента'

Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
801
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / АГРЕССИВНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КОРРЕЛЯЦИИ / TEMPERAMENT / AGGRESSIVENESS / SENIOR PUPILS / YOUTH / GIRLS / SEX DIFFERENCES / CORRELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крючкова Анна Борисовна

В статье анализируются результаты исследования взаимосвязей свойств темперамента и свойств агрессивности у учеников 10-11-х классов московских общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causation of variables of aggressiveness with the features of temperament

The research paper analyses the results of intercommunication of characteristics of temperament and aggressiveness of 10-11 class pupils in Moscow general schools.

Текст научной работы на тему «Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента»

СВЯЗЬ ПЕРЕМЕННЫХ АГРЕССИВНОСТИ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

А.Б. Крючкова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируются результаты исследования взаимосвязей свойств темперамента и свойств агрессивности у учеников 10—11-х классов московских общеобразовательных школ.

Ключевые слова: темперамент, агрессивность, старшеклассники, юноши, девушки, гендерные различия, корреляции.

Исследование свойств агрессивности и темперамента проводилось с помощью бланковых тестов «Агрессивность» и «Темперамент» А.И. Крупнова [1]. В выборку вошли 136 юношей и 115 девушек — учеников 10—11-х классов московских школ. Для установления корреляционных связей между свойствами темперамента и агрессивности результаты исследования были подвергнуты факторному анализу, в результате, определился ряд общих для обоих полов тенденций и набор гендерных различий.

Сначала остановимся на результатах, отражающих общие для юношей и девушек особенности. Только два фактора определили наличие взаимосвязей между агрессивностью и темпераментом. В один из них из темпераментальных свойств вошли психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная астеничность, инт-роверсия и сензитивность, из переменных агрессивности: стеничность и астенич-ность. Эти корреляции позволяют предположить, что врожденные неуверенность, тревожность, ранимость, трудности коммуникаций, нарушения самовосприятия и восприятия окружающих, обусловленные астеничностью и сензитивностью, могут значительно повлиять на становление аутоагрессии и состояний внутреннего напряжения, раздражения. В поведении это может проявляться как аффективными вспышками (выброс накопившейся отрицательной энергии), так и внутренними деструктивными саморазрушительными реакциями (комплекс вины, фрустрация, самоуничижение, нарушения эмоциональной сферы, вплоть до депрессивных расстройств, психосоматические симптомы, крайний вариант аутоагрессии — суицид). Этот факт, безусловно, имеет значение для успешного выбора педагогических и коррекционных программ при работе со школьниками.

Следующий фактор определил взаимосвязь импульсивности (свойство темперамента) с физической и вербальной агрессией, стеничностью, интернальностью, экстернальностью, операциональными и личностными трудностями. Это означает, что врожденные категоричность и быстрота реакции во многом предопределяют такие аспекты агрессивного поведения, как аффективность, трудности самоконтроля, вспыльчивость и их проявления в вербальной и физической формах. Средством адаптации к своему агрессивно-импульсивному поведению в данном

случае у старшеклассников выступают убеждение в «виновности» среды, обстоятельств и других людей в их агрессивном поведении и мнение, что агрессивность — единственный способ достижения поставленных целей.

Поскольку импульсивность — фактор, обусловленный свойствами нервной системы, а следовательно, неизменный, говорить о мерах перевоспитания как способе снижения агрессивности в этом случае бессмысленно. Наибольший положительный эффект, по нашему мнению, здесь могут дать, например, тренинги эффективного взаимодействия и другие аналогичные программы, обучающие школьников конструктивным формам поведения в разных ситуациях. Также таким ребятам полезно обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля и релаксации.

Рассмотрим тенденции, выявленные в результате гендерного анализа. У юношей определились два блока корреляций свойств темперамента и агрессивности. В первый блок из свойств темперамента вошли психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная астеничность, импульсивность и сензитивность, из свойств агрессивности лишь астеничность. Таким образом, можно заключить, что низкая жизненная активность, несамостоятельность, неуверенность в себе, тревожность часто сопряжены с импульсивностью. Значит, агрессивные поступки таких юношей с большой долей вероятности являются не результатом целенаправленных и продуманных действий, а становятся импульсивной реакцией на происходящее. Это может быть как оборонительное, защитное поведение, так и действия, связанные с потребностью снять внутренне напряжение, ослабить тревожность. Вследствие этого, с одной стороны, усиливаются недовольство собой, неуверенность, ощущение общей неуспешности, с другой — возникает аутоагрессивное переживание вины. Следовательно, асоциальное и деструктивное поведение таких личностей часто будет носить не целенаправленный, мотивированный и предметный характер, а определяться особенностями психики, изначально слабой и неадаптивной, а в течение жизни сильно травмированной внешними факторами. Очевидно, что в этих случаях многократно возрастает роль психотерапевтического вмешательства с целью выработки адаптивных механизмом жизнедеятельности, повышения самооценки, уверенности, ломке стереотипов негативного восприятия действительности.

Второй блок корреляций у юношей — взаимосвязь осмысленности как свойства агрессивности с психомоторной аэргичностью, интеллектуальной и психомоторной ригидностью. Когнитивная оценка агрессивности и восприятие ее как явления угрожающего и причиняющего ущерб связана у юношей с теми свойствами темперамента, которые определяют низкую активность нервных процессов, общую вялость, пассивность и стереотипность мышления.

У девушек обнаружились три блока корреляций между свойствами темперамента и агрессивности. Первый блок составили взаимосвязи между психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной астеничностью, интроверсией, сен-зитивностью (свойства темперамента) и такой переменной агрессивности, как астеничность. Это во многом повторяет картину по мужской выборке, единственным отличием является наличие у юношей корреляций с импульсивностью. Следовательно, юноши такого склада более склонны к выбросу накопившегося

отрицательного заряда наружу посредством импульсивных, аффективных действий. Девушки же, похоже, в меньшей степени способны избавляться от отрицательных эмоций. В силу того, что негатив оказывается направленным вовнутрь и накапливается, можно заключить, что аутоагрессия девушек носит более патологический характер, они подвержены риску глубоких депрессий и психосоматический расстройств. С другой стороны, импульсивность у юношей связана с повышенным риском серьезных асоциальных поступков, имеющих аффективную природу. Неуравновешенная нервная система, требующее разрядки напряжение, негативный эмоциональный настрой — хорошая почва для правонарушений и преступлений немотивированного характера, а также для саморазрушительных поступков, особенно если такой «психологический коктейль» подкреплен приемом алкоголя или наркотических средств.

Во второй блок корреляций из свойств темперамента вошла рефлексивность, из агрессивности — осмысленность и стеничность с обратным знаком. Следовательно, скорость психических процессов определяет когнитивную оценку агрессивности и обратно коррелирует с состояниями внутреннего напряжения и раздражения. Рефлексивность как свойство темперамента выступает у девушек регулирующим фактором агрессивных реакций, чем она выше, тем аффективность ниже, чем рефлексивность менее выражена, тем более ярко проявляются вспыльчивость и раздражительность.

В третий блок корреляций из темперамента вошли коммуникативные пластичность и стеничность, экстраверсия, импульсивность и реактивность, а из агрессивности — экстернальность. Из этого можно сделать вывод, что общительность, активность, оптимизм, стремительность создают условия для активно-агрессивного поведения как способа жизнедеятельности, вероятно, с низкой самокритичностью. На этой почве у девушек может возникнуть как конструктивный, так и деструктивный стиль агрессивного поведения, однако этот аспект уже будет определяться социальными факторами, воспитанием, нравственно-ценностной системой и другими свойствами.

Выводы. Прямых связей темперамента с агрессивностью существует немного. В основном свойства темперамента связаны с агрессивностью опосредованно, через другие особенности личности, социальные факторы и др. Свойства темперамента могут лишь давать определенный посыл к развитию тех или иных качеств агрессивности, а остальное зависит от процесса социализации.

Наиболее важным выводом является обнаруженная связь между свойствами темперамента и аутоагрессией. И у юношей, и у девушек такие качества, как неуверенность в себе, тревожность, ранимость, низкая коммуникабельность, ощущение неуспешности, заниженная самооценка, зависимость от чужого мнения, инфантилизм могут предопределить аутоагрессию, фрустрацию, внутреннее напряжение, раздражение, недовольство. В поведении это может проявиться как неожиданными вспышками гнева, так и внутренними саморазрушительными реакциями (комплекс вины, самоуничижение, депрессии и др.).

Важным гендерным различием является наличие у юношей импульсивности. Импульсивность, с одной стороны, — это способ разрядки и снятия накопивше-

гося напряжения. С другой стороны, импульсивность повышает риск асоциальных или саморазрушительных поступков, имеющих аффективную природу.

Девушки в большей степени подавляют негативные эмоции, что ведет к депрессиям и психосоматическим расстройствам как следствию непроработанной, подавленной в себе отрицательной энергии.

Импульсивность как свойство темперамента тесно связана у старшеклассников обоих полов с формами проявления агрессии и предопределяет аффектив-ность, вспыльчивость, раздражительность. Импульсивность затрудняет у ребят процесс контроля и регулирования своего агрессивного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. — М.: МГУДТ, 2007.

CAUSATION OF VARIABLES OF AGGRESSIVENESS WITH THE FEATURES OF TEMPERAMENT

A.B. Kruchkova

Chair of social and differential psychology Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The research paper analyses the results of intercommunication of characteristics of temperament and aggressiveness of 10—11 class pupils in Moscow general schools.

Key words: temperament, aggressiveness, senior pupils, youth, girls, sex differences, correlation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.