РАЗЛИЧИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ
К. О. Владимиров
Аннотация: в статье приведен анализ различий уровня стресса, копинг-стратегий и смысловой ориентации у работающих и неработающих студентов. Теоретическая новизна статьи заключается в выявлении психологических барьеров у работающих и неработающих студентов, практическая новизна — в предложении результатов эмпирического исследования механизмов преодоления психологических барьеров у студентов в процессе трудоустройства и совмещения успешной работы и обучения.
Ключевые слова: психологические барьеры, защитно-совладающее поведение, стресс.
The summary: the analysis of differences of the stress level, coping strategies and sense orientation of employed and unemployed students is given in the article. The theoretical novelty of the article is concluded in the exposure of the psychological barriers of employed and unemployed students, the practical novelty is concluded in offering the results of the empiric investigation of the psychological defense mechanisms of the students in the process of their job placement and holding of the successful work together with education.
Key words: the psychological barriers, stress, unemployment, coping behaviour.
В настоящее время на рынке труда складывается трудная обстановка для
молодых специалистов. Современный работодатель предъявляет очень высокие требования к специалистам, в том числе к наличию опыта работы, что не позволяет выпускникам вузов и средних специальных учебных заведений устроиться на работу по выбранной специальности. Эти факторы способствуют росту безработицы среди населения в период ранней зрелости. В связи с этим современным студентам приходится устраиваться на низко квалифицированную работу еще в процессе обучения в специальном учебном заведении, что, в свою очередь, негативно влияет на качество образования. Совмещение работы и обучения является фактором развития стресса, а именно: посещение занятий после рабочего дня приводит к сильной усталости, студенты начинают пропускать занятия, у них не хватает времени на самостоятельную работу, что впоследствии приводит к конфликтам с преподавателями и проблемам с успеваемостью.
При исследовании стратегий преодоления психологических барьеров у работающих и неработающих студентов в первую очередь необходимо дать определение дефиниции «психологический барьер» и раскрыть основные аспекты данного психологического явления.
В широком смысле термин «барьер» (от франц. barriere — преграда, препятствие) в психологическом значении рассматривается как своеобразная реакция человека на препятствие, сопровожда-
ющаяся возникновением напряженного психического состояния.
В свою очередь, термин «психологический барьер» считается в какой-то степени самоочевидным понятием, поэтому ему не дают строгого определения. Во-первых, это приводит к нежелательным явлениям, так как неясно, что же именно кроется за теми или иными результатами, полученными в ходе психологического исследования; во-вторых, проблема психологических барьеров, являющаяся сама по себе сложной, по мере накопления все новых и новых результатов не становится яснее, а, наоборот, усложняется; в-третьих, многозначность понятия «психологический барьер» состоит в том, что оно обычно включается в разноплановые психологические исследования. При этом исследователи различных направлений часто подразумевают под этим понятием достаточно разные психологические образования, что отражено и в имеющихся определениях:
Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений [9].
Психологический барьер — это отрицательное влияние прошлого опыта, препятствующее пониманию и правильной оценке ситуации, фактов, закономерностей, выбору способов действия, стратегии решения проблемы, инновациям [7].
В зарубежных психологических концепциях развития личности достаточ-
но полно представлены теоретические основы сущности психологических барьеров. К исследованию этой проблемы обращались З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн. В данных работах психологический барьер рассматривается в контексте основных направлений различных школ (психоаналитической теории развития личности, когнитивной, гуманистической психологии и др.).
Отечественная психология разрабатывает эту проблему в контексте де-ятельностного подхода, обоснованного Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, Б.Д. Парыгиным, Р.Х. Шакуровым. Особое внимание уделяется различным видам психологических барьеров: смысловым (Л.И. Божович, М.С. Неймарк), барьерам в общении (В.А. Кан-Калик, Н.Н. Образов, Б.Д. Парыгин), барьерам в педагогической деятельности (Л.К. Маркова, Н.А. Подымов), инновационным барьерам (А.М. Хон, А.И. Пригожий, Л.С. Подымова). При этом психологический барьер рассматривается с разных позиций в зависимости от понимания его природы, сущности и способов анализа.
Тем не менее все исследователи отмечают, что процесс преодоления психологических барьеров сопровождается глубокой внутренней работой по преодолению сложившихся стереотипов деятельности, смысловому преобразованию ситуации, требующей повышенной активности и напряженности действий.
Таким образом, в решении проблемы преодоления психологических барьеров встает вопрос, какие именно стратегии поведения используют работающие студенты и что оказывает влияние на вы-
бор механизма психологической защиты в стрессовой ситуации.
В настоящем исследовании для проведения диагностического эксперимента по изучению различий в преодолении психологических барьеров у работающих и неработающих студентов была разработана схема экспериментального исследования с дальнейшим анализом и интерпретацией полученных данных.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть исходную гипотезу: напряженное функционирование системы механизмов психологической защиты у студентов обусловлено совмещением работы и учебы. В рамках частных гипотез мы исходили из следующего предположения: отличительным критерием защитно-совладающего поведения, уровня стресса и экзистен-циональной наполненности у студентов является обучение без профессиональной занятости или совмещение обучения с трудовой деятельностью.
Испытуемыми в исследовании выступили 40 студентов Московского колледжа дневной формы обучения. Они были разделены на 2 группы по 20 человек: работающие и неработающие студенты.
Диагностика проводилась индивидуально с каждым испытуемым по
одной и той же программе. Каждому испытуемому предлагалось пройти тестирование по методикам: шкала психологического стресса PSM-25, тест-опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», тест-опросник «Диагностика копинг-стратегий», тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Данные, полученные по методикам, были усреднены и сведены в таблицы.
В ходе статистической обработки результатов тестирования выборочных средних величин нами применялся математический метод обработки данных: ^критерий Стьюдента. Гипотеза Но отвергается при p < 0,5; при 0,5 < p < 1 мы говорим о наличии тенденции.
Анализ методики PSM-25 показал, что общий уровень психологического стресса у неработающих студентов составляет ППН=90,17 баллов, что соответствует низкому уровню стресса и свидетельствует о состоянии психологической адаптивности, в свою очередь, уровень стресса у работающих студентов составляет ППН=103,85 баллов, что соответствует среднему уровню стресса. Однако при математической обработке данных наблюдается тенденция преобладания стресса у работающих студентов ^э=1,99; tкр=1,68).
Рис. 1. Данные по методике «Шкала психологического стресса PSM-25»
Таблица 1
Данные по методике теста-опросника «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций»
Критерий Работающие студенты Неработающие студенты
Ассертивные действия 17,83 18,11
Вступление в социальный контакт 22,17 21,89
Поиск социальной поддержки 24,00 22,44
Осторожные действия 20,33 20,78
Импульсивные действия 18,50 19,11
Избегание 18,50 18,72
Непрямое действие 21,33 20,56
Асоциальные действия 19,83 16,89
Агрессивные действия 22,00 18,94
Это свидетельствует о том, что уровень стресса у работающих студентов выше, чем у неработающих, и вызван он отсутствием свободного времени для отдыха и возможными конфликтами с преподавателями.
Анализ данных по методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» показал, что преобладающими стратегиями у обеих групп являются поиск социальной поддержки и вступление в социальный контакт. Причиной тому может служить некоторая доля инфантилизма, так как у них еще не сформировалась полноценная ответственность за свою жизнь, и они ждут помощи со стороны родителей, других взрослых и друзей.
Установлены достоверные различия в преобладании выбора стратегий асоциальное действие ^э=2,03;tкр=2,02) и агрессивное действие ^э=2,13; tкр=2,02) у работающих студентов над неработающими, что указывает на незрелую позицию и использование малоэффективных способов совладания со стрессами.
При обработке данных по методике теста-опросника «Диагностика копинг-стратегий» было установлено, что преобладающими копинг-стратегиями у обеих групп являются такие, как положительное истолкование, поиск активной и эмоциональной общественной поддержки, что подтверждает данные по предыдущей методике. Анализ критериев показал статистически значимые различия в наиболее частом выборе работающими студентами, по сравнению с неработающими, следующих копинг-стратегий: положительное истолкование ^э=2,86; ир=2,02), поиск активной общественной поддержки ^э=2,68; ир=2,02), юмор ^э=2,57; ^р=2,02), поиск эмоциональной общественной поддержки ^э=2,12; ^р=2,02). Это может свидетельствовать о более активной жизненной позиции у работающих студентов, они сталкиваются с проблемами и находят пути их решения. Наблюдается тенденция в преобладании стратегии поведенческое отстранение ^э=1,963; tкр=1,68) у безработных студентов, что указы-
Таблица 3
Данные по методике теста «Смысложизненные ориентации»
Таблица 2
Данные по методике теста-опросника «Диагностика копинг-стратегий»
Критерий Работающие студенты Неработающие студенты
Положительное истолкование 14,50 12,29
Ментальное отстранение 12,17 10,76
Фокус на эмоциях и их выражение 12,83 11,41
Поиск активной общественной поддержки 13,83 11,53
Активный копинг 11,83 11,47
Отрицание 9,50 9,82
Обращение к религии 8,83 8,53
Юмор 11,33 9,24
Поведенческое отстранение 8,17 9,65
Сдерживание 12,11 10,76
Поиск эмоциональной общественной поддержки 13,50 11,94
Употребление психоактивных веществ 5,83 5,88
Принятие 12,50 11,06
Подавление конкурирующей деятельности 11,00 11,12
Планирование 11,67 10,82
Критерий Работающие студенты Неработающие студенты
Цели в жизни 29,83 27,82
Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни 28,50 26,76
Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией 22,67 23,88
Локус контроля — Я 18,67 18,00
Локус контроля — жизнь или управляемость жизнью 28,00 27,29
вает на их пассивность и инфантильность.
При анализе результатов теста «Смысложизненные ориентации» статистически было выявлено, что у работающих студентов преобладает показа-
ние по шкалам цели в жизни ^э=2,17; tкр=2,02) и процесс жизни ^э=2,04; ^р=2,02). Данные показатели свидетельствуют о том, что у работающих студентов лучше сформированы цели на будущее, при этом их жизнь интересна,
эмоционально насыщенна и наполнена смыслом. Они занимают более активную позицию в жизни и, как правило, добиваются больших результатов.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что отличительным критерием защитно-совладающего поведения, уровня стресса и экзистенциональной наполненности у студентов является обучение без профессиональной занятости или совмещение обучения с трудовой деятельностью, подтвердилась.
Исследование также показало, что общий уровень стресса у работающих студентов выше, чем у неработающих, но они успешно справляются с ним и вырабатывают более эффективные модели поведения, у них формируется активная жизненная позиция и наличие четких целей в жизни; неработающие студенты занимают более пассивную и инфантильную позицию, что при отсутствии у них опыта работы может негативно повлиять на их трудовую деятельность в дальнейшем.
Литература
1. Адлер А. Стиль жизни // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова. — М.: ЧеРО, 2000.
2. БернЭ. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб., 1994.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1995.
4. Васелюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
5. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М.: Ро-спедагенство, 1995.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.
7. Мухортов В.В. Психологические барьеры в изобретательстве: дис. ... канд. психол. наук. — М., 1989.
8. Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. — М.: Знание, 1975.
9. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение; Владос, 1994.
10. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990.
11. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его природа / / Социальная психология и философия. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та имени Герцена, 1975. — Вып. 3.
12. Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности: монография. — М.: Прометей, 1998.
13. ПодымоваЛ.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности: в 2 ч. — М., 1995.
14. Пригожий А.И. Нововведения: стимул и препятствия (Социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989.
1 5. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М., 1980.
16. Хон А.М. Психологические барьеры при внедрении нововведений в школьную практику и некоторые пути их преодоления. — Алма-Ата, 1986.