ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У БЕЗРАБОТНЫХ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
К. О. Владимиров
Аннотация: в статье приведен анализ различий уровня стресса и механизмов психологической защиты у безработных женщин с разными социально-демографическими и личностно-биографическими показателями.
Теоретическая новизна статьи заключается в выявлении специфики механизмов психологической защиты у безработных в период кризиса. Практическая новизна — в предложении результатов эмпирического исследования механизмов психологической защиты у безработных, которые могут послужить основанием для исследований стратегий преодоления психологических барьеров у безработных.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, стресс, безработица, психологическое состояние безработных.
The summary: the differences of the stress level and psychological defense mechanisms of unemployed women of different social-demographic and personal-biographical factors are given in the article.
The theoretical novelty of the article is concluded in the exposure of the specific character of the psychological defense mechanisms of unemployed women in the crisis period. The practical novelty is concluded in offering the results of the empiric investigation of the psychological defense mechanisms of the unemployed that could serve as the base for the investigation of the coping strategies for the psychological
barriers of the unemployed.
Key words: the psychological defense mechanisms, stress, unemployment, psychological state of the unemployed.
В условиях мирового экономического кризиса проблема безработицы стала более актуальной. Она негативно влияет на эмоциональную сферу личности, у человека увеличивается уровень стресса, снижается самооценка, происходят изменения в ценностной сфере, не реализуется потребность в саморазвитии и самоопределении. Однако если в условиях стабильной экономической ситуации проблема потери работы и сопутствующие ей стрессы решаются легко, то в период кризиса, который привел к массовым сокращениям людей и снижению уровня средней заработанной платы, эта проблема приобретает новые очертания. С одной стороны, у человека, попавшего в ситуацию безработицы, могут актуализироваться новые механизмы психологической защиты, с другой — массовый психоз, вызванный экономическим кризисом, еще больше усугубляет стрессовую ситуацию.
Для лучшего понимания проблемы безработицы нам следует рассмотреть вопрос психологического состояния безработных. Безработица вызывает множество тяжелых переживаний, ведущих в конечном счете к состоянию хронического стресса, вызванного постоянной фрустрацией многих витальных и социальных потребностей человека.
В результате этого у большинства безработных формируется состояние безнадежности, которое сопровождается ощущением ненужности, неспособности принести какую-либо пользу, ощущением того, что от человека ничего не зависит. В этой ситуации люди ведут себя по-разному. Кто-то замыкается в себе, потеряв интерес к окружающей жизни, а кто-то, наоборот, становится излишне говорливым.
Для понимания психоэмоционального состояния безработного важно определить, что понимается под стрессом. Под словом «стресс» в бытовом плане мы понимаем практически все ситуации, вызывающие сильное отрицательное нервно-психическое напряжение и имеющие негативные последствия для организма и психики человека.
В имеющихся словарях по психологии понятия стресса и психического напряжения чаще всего отождествляются. Дж. Эверилл вслед за С. Сэллсом [5] считает, что сущность стрессовой ситуации — утрата контроля, то есть отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования [4, с. 286]. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно: «употреблять этот термин применительно к ситуациям, повторяющимся или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации» [3, с. 145]. Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации» [1, с. 97].
Особый интерес в рамках нашего исследования представляет психоаналитическая теория З. Фрейда. Основная про-
блема личности в его теории состоит в том, как ей справиться с препятствиями, различными барьерами, тревожностью, встающими на пути развития человека. По мнению З. Фрейда, тревога порождается в результате неадекватной разрядки энергии либидо. Возбуждение, незавершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Однако позднее он отказался от этого утверждения и, пересмотрев свою теорию, пришел к выводу о том, что тревога является функцией Эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать [2].
Таким образом, в решении проблемы безработицы встает вопрос о том, что именно сознание человека оказывает влияние на выбор механизма психологической защиты в ситуации потери работы. Данная проблематика недостаточно раскрыта в рамках как зарубежной, так и отечественной социально-психологической науки.
В нашем исследовании для проведения диагностического эксперимента по изучению особенностей механизмов психологической защиты у безработных женщин была разработана схема экспериментального исследования с дальнейшим анализом и интерпретацией полученных данных.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть исходную гипотезу: отличительными критериями защитно-совладающего поведения и уровня стресса у различных категорий безработных женщин выступают социально-демографические и личностно-биографические показатели (возраст, образование, семейное положение и наличие детей).
Таблица 1
Данные по методике «Шкала психологического стресса PSM-25»
Возраст Образование Семейное положение Наличие детей
Критерий 20-30 лет 31-40 лет 41-50 лет Среднее Средне-специальное Высшее Замужем Не замужем Есть дети Нет детей Всего
Уровень стресса 69,6 82,7 95,3 97,6 73,4 82,1 81,2 85 90,4 74,2 84,2
Испытуемыми в исследовании выступили 60 безработных женщин — клиентов городской службы занятости населения города Пензы, со сроком потери работы до 2 месяцев. Они были разделены на ряд групп по следующим критериям: возраст (3 группы по 20 человек — в возрасте 20-30, 30-40 и 40-50 лет), образование (3 группы по 20 человек
— со средним, средне-специальным и высшим уровнями образования), семейное положение (2 группы по 30 человек
— состоящие и не состоящие в браке) и наличие детей (2 группы по 30 человек
— имеющие и не имеющие детей).
Диагностика проводилась индивидуально с каждым испытуемым по одной и той же программе. Каждому испытуемому предлагалось пройти тестирование по двум методикам: шкала психологического стресса РБМ-25 и тест психологических защит (Р. Плучик). Данные, полученные по методикам, были усреднены и сведены в таблицы.
В ходе статистической обработки результатов тестирования выборочных средних величин нами применялся математический метод обработки данных: ^критерий Стьюдента. Гипотеза Но отвергается при р < 0,5; при 0,5 < р < 1 мы говорим о наличии тенденции.
Анализ данных по методике РБМ-25 представлен в таблице 1.
Наблюдается заметная тенденция к росту уровня стресса с увеличением возраста испытуемых, а также статистически значимые различия при сравнении группы 20-30 лет с группой 41-50 лет №э=3,41; ^<р=2,02). Это может свидетельствовать о том, что с возрастом уменьшается уровень стрессоустойчивости, к тому же безработные в возрасте 20-30 лет часто имеют поддержку от родителей и обременены только своими проблемами.
При анализе межгрупповых различий по параметру образования были выявлены статистически значимые различия между группами со средним и средне-специальным уровнями образования ^э=2,97; ир=2,02), а также наблюдается тенденция (к чему ?) между группами со средним и высшим уровнями образования ^э=1,91; tкр=1,68). Полученные данные соотносятся с современными требованиями к безработным на рынке труда: человеку без образования очень трудно найти квалифицированную работу, что приводит к усилению уровня стресса; в свою очередь отмечается большая нехватка специалистов рабочих специальностей и специалистов
Таблица 2
Данные по методике «Тест психологических защит (Р. Плучик)»
Критерий Возраст Образование Семейное положение Наличие детей Всего
20-30 лет 31-40 лет 41-50 лет Среднее Средне-специальное Высшее Замужем Не замужем Есть дети Нет детей С.З.
Отрицание 2,9 2,7 3,5 2,9 3 3,1 2,9 3,1 3,1 2,9 3,4 33,5
Компенсация 2,4 2,9 3,1 3 2,9 2,6 3 2,5 3 2,5 3,1 31,3
Рационализация 2,9 3,3 3,5 3,3 3,2 3,2 3,9 2,4 3,4 3 4 33,4
Регрессия 3 3,8 5 4,2 3,8 3,9 4,2 3,6 4,7 3,2 4 28,9
Замещение 1 1,5 2,6 2,5 1,2 1,7 1 1,3 2,2 1,1 2,3 22,9
Проекция 1,5 3,3 4,4 3,8 3 2,6 3,4 1,8 3,4 1 4,1 33,8
Реактивное образование 1,8 2,5 3,8 3,6 2,8 2,8 2,7 1,9 2,7 1,9 3,1 30,5
Вытеснение 1,6 1,8 2,4 1,5 2 2,1 2,1 1,7 2 1,8 2,1 21,2
среднего звена, что создает благоприятную обстановку для успешного трудоустройства безработных со средним уровнем образования.
Различий по уровню стресса между группами замужних и незамужних безработных не обнаружено, но при этом выявлено значимое различие по уровню стресса в группах безработных, имеющих и не имеющих детей ^э=2,53; tкр=2). Следовательно, для современной женщины поддержка мужчины не столь значима, но забота о детях остается на первом плане.
При анализе методики «Тест психологических защит (Р. Плучик)» были выявлены следующие показатели.
Анализ критерия «возраст» по механизмам психологических защит показал статистически значимое различие в механизме регрессия между группами 20-30 лет и 41-50 лет (ъ,= 2,48; Ъф=2,02). Это может указывать на то,
что с возрастом человек перестает использовать новые стратегии поведения и выбирает старые шаблонные модели. Наблюдается значимое отличие в механизме замещение между группами 20-30 лет и 41-50 лет (^=2,68; tкр=2,02) и тенденция между группами 31-40 лет и 41-50 лет ^=1,9; ^=1,68), а также в механизме реактивное образование наблюдаются различия в группах 20-30 лет и 41-50 лет ^э=3,22; ^<р=2,02), та же тенденция наблюдается между группами 31-40 лет и 41-50 лет ^э=1,99; Ъф=1,68). Это можно объяснить тем, что безработные с возрастом не могут адекватно справиться с накопившимися стрессовыми ситуациями и начинают переносить свой негатив на близких людей, они являются конформными личностями. Безработные в группе 20-30 лет значительно реже используют такой механизм психологической защиты, как проекция, чем в группе 31-40
лет ^э=2,35; ^Р=2,02) и в группе 41-50 лет ^э=4,1; tкр=2,02), что свидетельствует о том, что лица в более зрелом возрасте начинают проецировать свои неудачи на сложную жизненную ситуацию, правительство и кризис, тем самым занимая инфантильную позицию.
При анализе межгрупповых различий по параметру образования наблюдается значимое отличие в механизме замещение между группами со средним и средне-специальным уровнями образования ^э=2,18; tкр=2,02). Выявлено, что лица со средним образованием используют данный механизм значительно чаще, чем лица со средне-специальным уровнем образования. Это обусловлено тем, что безработные с высоким уровнем образования более гибки в сложных жизненных ситуациях и могут использовать разные стратегии и опираться на разные жизненные ценности.
Параметр «семейное положение» показал, что безработные замужние женщины в отличие от незамужних чаще используют такие механизмы психологической защиты, как рационализация ^э=3,38; tкр=2) и проекция ^э=2,52; tкр=2), что может указывать на то, что замужние женщины больше склонны к анализу своих проблем и подходят к этому ответственно, но при этом они переносят причину своих неудач на внешние факторы (семья, государство, кризис).
Полученные данные по параметру наличия детей показывают тенденцию к более частому использованию механизма психологической защиты регрессия в группе женщин с детьми ^э=1,99; tкр=1,67). Это можно интерпретировать
тем, что женщины, имеющие детей, с одной стороны, много проводят времени с ними и перенимают их привычки, с другой — они входят в образ родителя и начинают мыслить шаблонно, стереотипами. Обнаружено, что женщины, имеющие детей, значительно чаще используют такие механизмы психологической защиты, как замещение (ta=2,34; tKP=2] и проекция (ta=2,05; tKP=2). Это соответствует тому, что безработные женщины, имеющие детей, проецируют свои неудачи во внешний мир и могут выражать свой гнев на членов семьи, что негативно сказывается на психологическом климате в семье и способствует повышению уровня стресса.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что отличительными критериями защитно-совладающего поведения и уровня стресса у различных категорий безработных женщин выступают социально-демографические и личностно-биографические показатели, подтвердилась.
Литература
1. Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. — М., 1974. — С. 95-112.
2. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М., 1980. — С. 143183.
3. ФрессП. Эмоции // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже; вып. V. — М., 1975. — С. 111-195.
4. Averill J.P. Personal control over aversive stimuli and its relationship to stress // Psychological bulletin. — 1973. — Vol. 80. — № 4. — P. 286-303.
5. Sells S.B. On the nature of stress // Social and psychological factors in stress. — N.Y., 1970. — P. 134-139.