Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические механизмы защиты учащихся лицея'

Индивидуально-психологические механизмы защиты учащихся лицея Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / УЧАЩИЕСЯ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СТЕПЕНЬ НАПРЯЖЕННОСТИ ЗАЩИТЫ / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS / STUDENTS / GENDER DIFFERENCES / THE DEGREE OF INTENSITY OF DEFENSE / SINGLE-PARENT FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подольская Ирина Владимировна, Чермянин Сергей Викторович

В статье рассматриваются взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей учащихся и типа психологической защиты. Представлен анализ зависимости преобладающего типа механизма психологической защиты от состава семьи и гендерной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подольская Ирина Владимировна, Чермянин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the relationship of individual psychological characteristics of students and their type of psychological defense, the dependence of the dominant type of psychological defense from family structure and gender is discussed.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические механизмы защиты учащихся лицея»

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

УДК 159.923 - 057.87 : 316.613.432

И. В. Подольская, С. В. Чермянин

Индивидуально-психологические механизмы защиты

учащихся лицея

В статье рассматриваются взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей учащихся и типа психологической защиты. Представлен анализ зависимости преобладающего типа механизма психологической защиты от состава семьи и гендерной принадлежности.

This article discusses the relationship of individual psychological characteristics of students and their type of psychological defense, the dependence of the dominant type of psychological defense from family structure and gender is discussed.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, учащиеся, гендерные различия, степень напряженности защиты, неполные семьи.

Key words: psychological defense mechanisms, students, gender differences, the degree of intensity of defense, single-parent families.

Одна из основных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - это смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Влияние родителей на развитие ребенка в этот период становится косвенным, и на первое место встают проблемы взаимоотношения со сверстниками в процессе обучения. В старших классах юноши и девушки сталкиваются с ситуациями, требующими самостоятельности в принятии решений (выбор профессии, сдача экзаменов и др.) и преодоления стрессовых ситуаций.

В этот период способы преодоления различных фрустрирую-щих обстоятельств (преодолевающее поведение, или копинг-поведение) еще не сложились окончательно, либо носят неустойчивый характер, поскольку сама личность учащегося активно формируется. Однако согласно психодинамической концепции уже в детском возрасте с появлением первых стрессовых ситуаций, требующих адаптации, проявляются, а впоследствии закрепляются, психологические защиты [1, 3].

Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления в процессе социализации. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, от многих факторов, в том числе от адаптационных особенностей личности, особенностей взаимодействия со сверстниками в процессе обучения и др. [5].

Основная функция механизмов психологической защиты - снижение уровня тревоги. В зависимости от степени конструктивности, стратегии поведения в ситуациях, связанных с эмоциональным напряжением, могут способствовать или препятствовать успешности преодоления стрессов, оказывать влияние на эмоциональное состояние субъекта и, как следствие, - состояние здоровья [3, с. 316317]. Изучение социальных и других факторов и их взаимосвязей с личностью подростка позволит определить, каким образом формируется тот или иной тип преодоления стрессовой ситуации, выявить, что именно оказывает наибольшее влияние на формирование конструктивных механизмов психологической защиты.

Задачами исследования было выявление взаимосвязей индивидуальных психологических особенностей учащихся с типом психологической защиты, зависимости преобладающего типа механизма психологической защиты от состава семьи; изучение гендерных различий.

Были обследованы учащиеся 10 и 11 классов ГОУ Лицей №395 Санкт-Петербурга (п=118). Использовались психологические методики, позволяющие оценить индивидуально-психологические, социально-психологические защитные психологические механизмы обследуемых:

• стандартированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) [6];

• методика «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) [4];

• анкетирование.

Полученный в ходе исследования материал был подвергнут статистической обработке с помощью метода параметрического критерия Стьюдента для независимых выборок, корреляционного анализа Пирсона, а также процедурам частотного анализа.

Полученные в результате корреляционного анализа результаты свидетельствовали о следующем. Чем ниже психическая регуляция у подростка, тем больше он склонен прибегать к реактивным образованиям (р<0,05) и регрессии (р<0,05) как к формам психологической защиты. Таким образом, подросток с низким уровнем

устойчивости процессов регуляции или заменяет решение субъек-

27

тивно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях, или предотвращает появление неприятных мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Чем выше уровень коммуникативных качеств подростка, тем чаще он прибегает к проекции (р<0,05), в результате чего неприемлемые мысли и чувства приписываются другим людям и становятся как бы вторичными, и реже использует отрицание в качестве механизма преодоления (р<-0,05). Подростки с низким уровнем моральной нормативности, напротив, чаще используют отрицание (р<-0,05) и таким образом не принимают аспекты внешней реальности (или свои собственные качества), очевидные для окружающих, и при этом реже используют проекцию.

Уровень личностного адаптационного потенциала находится в прямой зависимости от степени напряженности защиты (р<0,05), что говорит о степени напряжения механизмов преодоления и направленности их на снятие фрустрации, вызванной тревожными обстоя-

П ^ V

тельствами. В целом, чем выше личностный адаптационный потенциал подростка, тем реже используются такие механизмы преодоления, как регрессия (р<-0,01), компенсация (р<-0,01), проекция (р<-0,05), замещение (р<-0,05) и реактивные образования (р<-0,05), что свидетельствует об их неконструктивности, так как адаптивные способности личности остаются недостаточно развитыми, в результате чего процесс адаптации нарушается. Это может проявляться в повышенной конфликтности подростка, неадекватности стереотипов поведения, непонимании своей социальной роли, срывах в учебной деятельности, ухудшении состояния здоровья.

Что касается индивидуально-личностных особенностей, то для подростков, склонных к астено-невротическому типу реагирования, социальной пассивности, подчиняемости, медленной адаптации к учебной деятельности, а также для подростков с депрессивными проявлениями более характерен такой механизм преодоления, как реактивные образования (р<0,05), в результате которого происходит трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.

Подросткам, для которых характерна конкретность мышления, детализация, педантизм, склонным к ригидной системе в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене настроения, постепенному накапливанию аффекта, свойственны такие механизмы преодоления, как проекция (р<0,05) и замещение (р<0,05). В данном случае негативные переживания или локализу-

28

ются во внешнем мире, мысли и чувства приписываются другим людям, или подавленные личностью эмоции (как правило, враждебность или гнев) направляются на объекты, представляющие меньшую опасность.

Для тревожных, неуверенных в себе подростков, нерешительных и боязливых, постоянно сомневающихся в правильности выбора решения, с повышенным чувством вины, ориентированных на мнение коллектива, приверженных общепринятым нормам, характерным механизмом защиты является регрессия (р<0,01) и компенсация (р<0,01). Реальные или воображаемые недостатки, дефекты личности (по мнению самих подростков) компенсируются посредством фантазирования или приписывания себе недостающих свойств, достоинств, в случае с такими подростками это, как правило - уверенность в себе и лидерские качества. Для подростков склонных к психастеническому типу личности характерен высокий уровень степени напряженности защиты (р<0,01), направленный на снижение повышенного уровня тревоги.

Чем выше уровень социальной интроверсии подростка, сложности в установлении контактов, ориентации на общение в узком кругу друзей, тем чаще используется механизмы регрессии (р<0,05) и компенсации (р<0,05).

Склонность к шизоидному типу поведения, проявляющемуся сочетанием повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях, характерна для подростков, использующих регрессию (р<0,01), компенсацию (р<0,05) и замещение (р<0,05) в качестве основных механизмов преодоления. Таким образом, тревога преодолевается или путем перехода на более раннюю ступень развития, или путем заимствования свойств и характеристик другой личности, или трансформируется и направляется на другие объекты.

Регрессия (р<0,05) и замещение (р<0,05) характерны также для подростков, склонных к гипертимному типу поведения, - приподнятое настроение, чрезмерная активность, бурная деятельность в сочетании с поверхностностью и неустойчивостью интересов, эгоцентризмом и эмоциональной незрелостью. Данный тип подростков также часто использует вытеснение (р<0,01) в качестве механизма психологической защиты и таким образом неприемлемые для личности импульсы, вызывающие тревогу, вытесняются на бессознательный уровень. Использование механизма интеллектуализации не характерно для данного типа личности (р<-0,05).

Подростки с выраженной склонностью к девиантным формам поведения чаще всего используют замещение в качестве механизма психологической защиты (р<0,05). Таким образом, фрустрирующие, вызывающие тревогу и стресс обстоятельства в школе или в семье подросток вымещает на других объектах, что выражается в отклоняющихся формах поведения.

В дальнейшем был проведен сравнительный анализ групп учащихся лицея из полных и неполных семей с помощью методики ИЖС (табл. 1.)

Таблица 1

Сравнительная характеристика групп учащихся из неполных и полных семей по показателям методики ИЖС (М±т)

Показатели методики ИЖС Расчетная ^статистика Тип семьи

Неполная (М±т) п = 58 Полная (М±т) п = 60

Отрицание (А) 0,697 6,68±0,48 6,10±0,66

Вытеснение (В) 0,577 4,60±0,76 4,14±0,42

Регрессия (С) 1,070 6,32±0,68 5,00±1,04

Компенсация ^)* 3,137 * 2,10±0,57 4,68±0,49

Проекция(Е) 0,728 8,45±0,50 7,70±1,08

Замещение ^) 0,045 5,00±1,00 5,05±0,51

Интеллектуализация ^) 0,479 5,86±0,59 5,40±0,58

Реактивные образования (Н) 0,779 2,80±0,57 2,23±0,42

Степень напряжения защиты (СНЗ) 1,257 41,81±2,85 40,75±2,07

Примечания 1) критическое значение t равно ^бл = 2,042;

2) * - различия признаются статистически значимыми (р < 0,05)

только при условии: ^асч ^ ^абл .

3) М - среднее значение;

4) s - стандартное отклонение.

Табл. 1 иллюстрирует статистические различия в двух группах по показателю компенсации. Использование подростками из полных семей механизма компенсации достоверно выше, чем у сверстников из неполных семей, следовательно, в полных семьях в стрессовой ситуации юноши и девушки чаще прибегают к попыткам восполнить собственную реальную или воображаемую физическую или психическую неполноценность, когда неполноценные функции организма «выравниваются».

Также был проведен частотный анализ и выявлена доля лиц из полных и неполных семьей, у которых чаще всего встречались максимальные значения по показателям методики ИЖС, а следовательно, предпочтительно использующих те или иные механизмы защиты (табл. 2.)

Таблица 2

Частота встречаемости максимальных значений по показателям методики ИЖС у учащихся из полных и неполных семей

Показатели методики ИЖС Доля лиц с максимальными значениями показателей ( %)

Неполная семья п=58 Полная семья п=60

Отрицание (А) 25 16,6

Вытеснение (В) 17,9 16,6

Регрессия (С) 25 10

Компенсация ^)* 3,5 16,6

Проекция(Е) 10,7 3,3

Замещение ^) 10,7 13,3

Интеллектуализация ^) 7,14 10

Реактивные образования (Н) 3,5 6,6

Данные частотного анализа, приведенные в табл. 2, позволяют сделать вывод о преимущественном использовании защитных механизмов в двух выборках. Так, большая часть респондентов из неполных семей в ситуации стресса прибегают к нерациональным психологическим защитам, в частности, отрицанию (25 %) и регрессии (25 %). Данные психологические защиты препятствуют адекватной оценке и преодолению фрустрирующей ситуации, хотя и являются способом временного снятия напряжения. В полных семьях сложно выделить склонность к использованию определенного механизма психологической защиты большей части испытуемых, так как максимальные показатели равномерно распределяются по шкалам отрицание (16,6 %), компенсация (16,6 %) и вытеснение (16,6 %).

При проведении анализа усредненных групповых показателей защитного комплекса у учащихся из неполных семей выявлены следующие особенности: преобладали такие защиты, как отрицание (77 %), замещение (71,5 %), регрессия (69,5 %), проекция (61,31 %). В меньшей степени представлены вытеснение (57,96 %), интеллектуализация (56,86 %), реактивные образования (40,9 %), компенсация (39,5). Среднегрупповое значение СНЗ составляет 41,81.

Таким образом, установлено, что учащиеся лицея из неполных семей характеризуются избыточным использованием психологической защиты по типу отрицания, замещения и регрессии; умеренным - по типу проекции, вытеснения и интеллектуализации, а также низким уровнем реактивных образований и компенсации.

Исследование психологического защитного комплекса у учащихся из полных семей выявило следующее распределение пЗ по степени выраженности: чаще всего юноши и девушки прибегают к компенсации (75,1 %), отрицанию (71,7 %), замещению (66,1 %), вытеснению (61,4 %); умеренно используют регрессию (58,9 %), проекцию (51,0 %), реактивные образования (52 %); редко пробегают к интеллектуализации (46,7 %). Среднегрупповое значение СНЗ составило 40,75±2,07.

Несмотря на достаточно разработанное в современной литературе понятие психологических защит и роли МПЗ в жизни различных контингентов населения, исследования общего фактора СНЗ как критерия адаптивного (неадаптивного) поведения учащихся школ и вузов в современной литературе не встречаются.

В связи с направлением исследовательской работы особый интерес представлял фактор СНЗ - степени напряженности защиты. За основу взято положение о том, что высокий показатель СНЗ может являться диагностическим критерием дезадаптационных нарушений учащихся. Связь фактора СНЗ с дезадаптивным поведением личности подтверждается в исследованиях ряда авторов. В частности, проведенный Г.С. Корытовой (2007) анализ взаимосвязи феномена эмоционального выгорания педагогов и напряженности психологических защит свидетельствует о том, что наибольший весовой вклад фактора «дезадаптивное поведение» обусловлен значительной выраженностью показателей уровня эмоционального выгорания, чрезвычайно напряженной степенью психологической защиты (СНЗ) у педагогов [2].

Связь фактора СНЗ и дезадаптации личности показана и в работах И.Я. Стояновой с соавт. (2011), где автор доказывает наличие высокого уровня СНЗ в группе женщин с созависимостью, имеющих диагноз «невротическое расстройство» (Р 48.9, МКБ-10) [7].

Тем не менее в литературе чувствуется дефицит применения фактора СНЗ как диагностического критерия, в частности, для изучения психического состояния юношей и студентов из семей с различными структурами в период адаптации к учебному заведению.

По данным табл. 1. среднегрупповой показатель СНЗ у лиц из неполных семей несколько выше, чем у учащихся из полных семей. Данные различия не достигают уровня статистических значимых, но, тем не менее, уже в старших классах у лиц из неполных семей выявлена тенденция к повышенному напряжению СНЗ. Юноши и девушки из неполных семей чаще используют механизмы психологической защиты. В силу сдержанности, склонности к социальной интроверсии и боязни активно изменять ситуацию, учащиеся из неполных семей накапливают фрустрирующие переживанияв процессе адаптации. Учащиеся из полных семей, напротив, более социализированы, коммуникабельны и менее склонны прибегать к защитному реагированию в ситуации стресса и тем самым накапливать негативные переживания, приводящие к дезадаптационным расстройствам.

В обследуемой группе учащихся выявлены различия между мальчиками и девочками по показателям поведенческой регуляции, средний уровень которой у девушек достоверно ниже (р<0,05). Девушки более склонны к гипертимному типу поведения, которое ха-

рактеризуется повышенной активностью, хорошей коммуникабельностью, постоянным поиском новых ощущений и впечатлений. Юноши в исследуемой группе более эмоционально холодны, склонны к шизоидному типу реагирования(р<0,05).

Юноши чаще используют вытеснение в качестве защитного механизма (p<0,05), чем девушки, в результате действия которого, вызывающие психологическое напряжение обстоятельства вытесняются на бессознательный уровень. Напротив, девушки чаще прибегают к регрессии (p<0,05), компенсации (p<0,05) и реактивным образованиям (p<0,05) в качестве механизмов преодоления. Таким образом, тревога преодолевается заимствованием свойств и характеристик другой личности или путем перехода на боле раннюю ступень развития, или происходит трансформация внутренних импульсов в противоположные стремления.

Таким образом, в результате исследования была выявлена зависимость между индивидуальными особенностями учащихся и механизмами психологической защиты.

Также установлено, что учащиеся лицея из неполных семей характеризуются избыточным использованием психологической защиты по типу отрицания, замещения и регрессии; умеренным - по типу проекции, вытеснения и интеллектуализации, а также низким уровнем реактивных образований и компенсации. Учащиеся из полных семей в стрессовой ситуации чаще прибегают к компенсации.

Выявленые гендерные отличия у лиц учащейся молодежи в плане частоты использования ими механизмов психологической защиты должны учитываться при планировании и в ходе проведения воспитательных и психокоррекционных мероприятий.

Список литературы

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М.: Academia, 2006. - 240 с.

2. Коломенский Я. Л. Психология педагогического взаимодействия. -СПб.: Речь, 2007. - 240 с.

3. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2006. -352 с.

4. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов / под ред. проф. В.Ю. Рыбникова. -СПб.: Айсинг, 2009. - 216 с.

5. Розум С.И Психология социализации и социальной адаптации человека: теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации. - СПб.: Речь, 2007. - 365 с.

6. Собчик Л.Н. СМИЛ (MMPI) стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.

7. Стоянова И.Я., Мазурова Л.В., Бохан Н.А. Психология созависимости: поиски новых направлений психологической помощи. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. - № 5. - URL: http:// medpsy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.