УДК 341.225
Талагаева Д.А., кандидат политических наук, старший преподаватель, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)
РАЗГРАНИЧЕНИЕ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ МЕЖДУ РОССИЕЙ И НОРВЕГИЕЙ - К
ВОПРОСУ ИСТОРИИ
Статья посвящена территории Баренцева Евро-Арктического региона, а именно - Договору между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном-Ледовитом океане. Данное соглашение стало важной вехой в двусторонних отношениях, особенно в условиях продолжающегося противостояния за Арктические ресурсы. С точки зрения значения соглашения выходит за рамки отношений между двумя странами, став примером мирного решения территориального спора, продолжающегося не одно десятилетие. В статье приводится краткая история вопроса, ход современных переговоров, а также перспективы сотрудничества стран.
Ключевые слова: Арктика; Норвегия; РФ; разграничение морских пространств; морское право.
Баренцево море представляет собой
Политика развития северных регионов в том виде, в каком она существует сегодня, сформировалась после окончания холодной войны, однако основывается на опыте многих десятилетий. Начиная с 2005 года, ежегодным политическим приоритетом является задача дальнейшего развития политики Норвегии в области знаний, активности и присутствия в северных регионах. Практически все министерства, а также ряд представителей государственного и частного секторов ставят перед собой цели и способствуют формированию и реализации политики развития северных регионов [10, с.71]. В этой связи отношения с Россией являются главным столпом политики Норвегии по развитию северных регионов.
В 1993 году, когда Норвегия выступила с инициативой создания Баренцева
сотрудничества, большое внимание было уделено привлечению и вовлечению в это сотрудничество других стран, находящихся за рамками данного региона для того, чтобы было легче решать задачи, стоящие перед регионом -как с политической, так и экономической точек зрения [8, с.126].
Баренцево сотрудничество стало основой организованного регионального сотрудничества на Севере. К тому же тесные связи между людьми, живущими на севере Норвегии и на Северо-Западе России, стали важным дополнением к нему, а также иногда вносили свои коррективы во внешнюю политику, проводимую из столиц. В то же время эти связи создали основу для нового экономического роста и укрепления взаимоотношений между людьми.
один из морских районов, в котором предполагают открыть крупные запасы нефти и газа. В 1986 году большие запасы были открыты на российской части Штокманского месторождения. На норвежской стороне в 1980 году было открыто первое морское месторождение Снёвит, освоение которого началось в 2001 г. Открытие месторождений на участках Скрюгард и Норварг в 2011 году способствовало появлению новых ожиданий [6, с.62].
Тем не менее исторически нерешённый вопрос о разграничении морских пространств между Норвегией и Россией исключал возможность проведения поисково-разведочных работ в некоторых частях Баренцева моря. Вступивший в силу 7 июля 2011 года договор о разграничении морских пространств дал возможность проводить поисково-разведочные работы на нефть и газ в южной части Баренцева моря. Президентом РФ 26 февраля 1997 года был подписан Федеральный закон № 30-Ф3 «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву». Мы добровольно приняли на себя международные правовые обязательства по выполнению Конвенции ООН [2, с.12].
Переговоры по разграничению континентального шельфа и экономических зон в Баренцевом море Россия и Норвегия начали еще в 1970 году. Россия настаивала на секторном принципе разграничения в
соответствии с постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 года. Норвегия полагала справедливым раздел по срединной линии, проходящей на равном расстоянии от архипелага Шпицберген на западе и от островов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа на востоке. В результате образовалась спорная зона площадью в 175 тыс кв. км или 12 процентов от площади Баренцева моря. В 1977 году переговоры по делимитации были осложнены введением Норвегией 200-мильной охранной зоны вокруг Шпицбергена, которую Россия не признавала, ссылаясь на Парижский договор 1920 года. В 1978 году сторонам удалось договориться о совместном управлении частью оспариваемой территории, так называемой «серой зоной» [3,с.15]. Было подписано временное соглашение о совместных мерах контроля за рыбным промыслом и регулирования рыболовства в смежном участке Баренцева моря, которое ежегодно продлевается. Квоты вылова рыбы в норвежской и российской экономических зонах, а также квоты вылова для обеих сторон в смежной зоне Баренцева моря определяет смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству, созданная в 1975 году [11, с.265].
Вопрос о разграничении акватории между Россией и Норвегией решался поэтапно, медленно, шаг за шагом. В 2007 году в Киркенесе министры иностранных дел двух стран Сергей Лавров и Йонас Гар Стёре подписали соглашение о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда. Тогда была достигнута договоренность по делимитации крошечного приграничного участка. Варангер- фьорд - Варяжский залив Баренцева моря длиной всего лишь 120 километров, шириной у входа 50 километров, расположен у северных берегов Европы, между полуостровами Рыбачий (Россия) и Варангер (Норвегия). Предыдущее соглашение о разграничении этого залива, датированное 1957 годом, касалось только внутренней части Варангер-фьорда. Новый документ разграничивал и внешнюю часть залива, а также снимал часть других нерешенных вопросов. В соглашении был осуществлен пересчет
координат морской границы России и Норвегии в Варяжском заливе Баренцева моря в соответствии с Всемирной геодезической системой координат 1984 года. Государственная Дума России 14 марта 2008 года ратифицировала подписанное в июле 2007 года и внесенное в парламент Владимиром Путиным соглашение с Норвегией о разграничении морских пространств в районе залива Варангер-фьорд. Соглашение вступило в силу в 2008 году[4, с.66]. Это был первый успешный опыт делимитации морских границ между Россией и Норвегией.
Необходимо отметить, что заключение этого договора стало своеобразным индикатором позитивных изменений, происходивших в российско-норвежских отношений в тот период.
Следующим политическим шагом стал государственный визит президента РФ Дмитрия Медведева в Норвегию в апреле 2010 года, когда было подписано Совместное заявление по вопросам разграничения морских пространств и сотрудничества в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане [ см.7], в котором зафиксировано намерение подписать соответствующий договор. Так создавались благоприятные предпосылки для заключения российско- норвежского договора по разграничению морских пространств и сотрудничеству в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Необходимо также отметить, что решение Комиссии ООН по границам континентального шельфа (2009), принятое по заявке Норвегии (2006), не касалось определения государственной границы с описанием её прохождения и нанесением на карту в соответствии с заключенным договором (делимитация). Согласно Конвенции ООН по морскому праву, делимитация должна проводиться: а) путем договоренности, б) в соответствии с международным правом, в) с целью достижения справедливого решения. Международная судебная практика показывает, что нет такого метода пли принципа, применение которого могло бы в каждом случае привести к справедливому решению[5, с.66]. Только Россия и Норвегия
могли разрешить сложившуюся
конфликтную ситуацию путем позитивных принципиальных переговоров, применения стратегии взаимовыгодного сотрудничества с учетом скрытых нужд той и другой стороны. Это должно было быть взвешенное решение, учитывающее интересы и потребности обеих сторон. Фактически Норвегия и Россия прошли путь сложных переговоров за сорок лет, завершив в 2011 году длительный процесс делимитации границы в Баренцевом море позитивным соглашением.
Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане был подписан 15 сентября 2010 года в Мурманске министрами иностранных дел России и Норвегии в ходе переговоров президента России Д.А. Медведева и Премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга [1].
Стортинг Норвегии 8 февраля 2011 года проголосовал за ратификацию договора о разграничении с Россией морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. «Это историческое соглашение закрыло последний большой нерешенный вопрос в отношениях наших стран», - прокомментировал это событие министр иностранных дел Ионас Гар Стере. Он напомнил, что линия, проведенная двумя странами по морю, является результатом компромисса, ради которого обеим сторонам пришлось пойти на уступки [5, с.69]. В начале марта норвежский премьер-министр Йенс Столтенберг заявил, что Норвегия официально начнет исследование оффшорных нефтегазоносных территорий вдоль только что очерченной границы в Баренцевом море вскоре после того, как Россия ратифицирует этот договор. Область, о разделении которой, наконец, через сорок лет споров удалось договориться, занимает площадь, равную примерно половине площади Германии. Исследование морского дна, проведенное бывшим Советским Союзом, вроде бы указывает на значительные залежи нефти и газа. Норвежские компании заявили, что новые месторождения в этом районе помогут оживить национальное производство, переживающее в последнее
десятилетие определенный спад [4, с.72].
Норвегия приветствовала итоги голосования в российской Государственной Думе, ратифицировавшего 25 марта 2011 года договор о четком разделении Баренцева моря на норвежскую и российскую зоны, что приблизило Норвегию к новым нефтегазоносным пластам в Арктике. «Действия Думы крайне удовлетворительны и стали большим шагом вперед к осуществлению соглашения на практике», -заявил Элзебутанген, представитель норвежского Министерства иностранных дел, через день после того, как соглашение было ратифицировано нижней палатой парламента России [5, с.72].
По словам Элзебутангена,
представителя норвежского Министерства иностранных дел граница, эта сделка «откроет дорогу новым регламентам и новым возможностям по эксплуатации ресурсов» [5, с.72].
Со всей очевидностью можно констатировать, что делимитация спорных объектов между Россией и Норвегией стала знаковым событием, которое несомненно станет позитивным примером для других арктических стран. Россия и Норвегия завершили в 2011 году процесс ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Данный документ четко выдержан в духе международного законодательства по морскому праву. Выгоды от реализации ратифицированного договора для Норвегии вполне очевидны и связаны в первую очередь с освоением нефтегазоносных территорий в Баренцевом море. Договор предусматривает, в частности, подробную регламентацию российско-норвежского сотрудничества в эксплуатации
минеральных ресурсов: основой
взаимодействия в этой сфере станет принцип, в соответствии с которым каждое месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только совместно и как единое целое. Такой подход позволяет заблаговременно и эффективно снимать возможные разногласия по вопросу.
Заключение подобного договора является показателем взвешенности, прагматизма, равноправия и
взаимозаинтересованности двух стран. Очевидно, что этот договор стал продуктом нового этапа российско-норвежских отношений, в которых Россия прежде всего стратегический партнер Норвегии.
Реализация российско-норвежского договора создаёт следующие возможности:
расширения гуманитарного,
культурного сотрудничества, контактов между людьми на Севере. Деловое сотрудничество в контексте реализации договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане должно дать дополнительный импульс
взаимодействию по развитию северных регионов, в т.ч. в таких сферах, как создание береговой инфраструктуры по обеспечению шельфовой нефтегазодобычи,
транспортировка и переработка
углеводородов, судостроение и
строительство морской техники, транспорт, информтехнологии и телекоммуникации, прикладные научные исследования, ориентированные на эти отрасли, подготовка соответствующих специалистов
[9];
- возможности для кооперации двух стран по разведке и добыче углеводородов в бывшем спорном районе, благоприятные правовые условия для освоения нефтегазовых ресурсов арктического континентального шельфа;
- для совместного режима эксплуатации углеводородных ресурсов; подробной регламентации российско-норвежского сотрудничества в разработке месторождений; [3, с.17]
- более ясные и понятные правовые условия для осуществления рыболовства, недопущения существенных изменений в соответствующих долях сторон в объёмах общего допустимого улова, а также обеспечения стабильности рыболовной деятельности сторон по каждому соответствующему виду рыбных запасов, что объективно сужает вероятность конфликтных ситуаций в этой сфере[ 5, с.74];
- после вступления договора в силу,
как минимум, ещё в течение пятнадцати лет, с возможным продлением на последующие шестилетние периоды, будут действовать основополагающие российско-норвежские соглашения 1975-1976 годов в сфере рыболовства. Продолжится работа Смешанной российско-норвежской
комиссии по рыболовству, в рамках которой согласовываются объёмы общего допустимого улова, квоты вылова рыбы. Ещё большее практическое значение приобретает разработка единых технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях, что устранит основания для возможных конфликтных ситуаций в связи с задержанием российских судов норвежской береговой охраной.
Угрозы в процессе реализации анализируемого договора возникают в связи с опасением будущего конфликта интересов, во многом выражающиеся впопытках норвежской стороны ограничить доступ российских хозяйствующих субъектов в рыбной отрасли в районы лова. В этом случае у России остаётся весь необходимый набор инструментов — как юридическая, международно-правовая защита наших интересов в этом районе, так и мероприятия уже практического характера, которые были бы не менее чувствительны для наших партнёров по освоению этого спорного района. Актуализируется вопрос о необходимости проведения модернизации российской рыболовной отрасли, перехода на более современные, более эффективные, экологичные методы ведения хозяйственной деятельности и государственной поддержки обновления данной отрасли[4, с.80].
Для норвежско-российского
сотрудничества существует много возможностей. В то же время возросшая активность в нефтегазовой отрасли ставит перед ними новые задачи в области экологии в морских районах с уязвимыми экосистемами. В связи с этим страны продолжают осуществлять совместные учения по спасению людей и сохранению экосистем, а также предпринимают меры по улучшению общей экологической обстановки на море. Успешным примером подобного рода сотрудничества являются проводимые
ежегодно учения "Баренц". Заключение и ратификация договора о сотрудничестве (2011) способствует продвижению России и Норвегии ещё на один шаг в направлении арктической солидарности. Отношения двух стран имеют прагматическую
направленность, основное внимание в них уделяется решению вопросов, важных для экономики, окружающей среды, транспорта и сотрудничества между странами и регионами на Севере.
Список литературы
1. Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. URL: www.kremli.ru/supplement/707
2. Ковалев С. Край ледяного безмолвия - будущий горячий регион России // Рыбное хозяйство. - 2010. - №4. - С.12-15.
3. Конышев В., Сергунин А. Арктическое направление внешней политики России // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2011. - Т.254. - №3. - С. 13-20.
4. Криворотов А. Неравный раздел пополам: к подписанию российско-норвежского договора о разграничении в Арктике // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. - 2011. - №2. -С. 62-91.
5. Лукин Ю. Договор между Россией и Норвегией - шаг к мирному переделу морского пространства Арктики // Арктика и Север. - 2011. - №2.
6. Рубцова Н. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №5. - С. 60-64.
7. Совместное заявление по вопросам разграничения морских пространств и сотрудничества в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. URL: www.kremlin.ru/suppl ement/533
8. Соседи на Крайнем Севере: Россия и Норвегия: От первых контрактов до Баренцева сотрудничества. - Мурманск: Кн. изд-во, 2001.
9. Талагаева Д.А. Норвегия и Россия: военно-политическое взаимодействие в Северных регионах//Военная наука в России и зарубежом//Сборник докладов. - 2016. -С.145-149.
10. Талагаева Д.А. Позитивные и негативные черты современной норвежской социально-экономической модели// Право и управление .XXI век. - 2013. - №3(28). - С.70-73.
11. Талагаева Д.А., Тращенко А.А. Роль нефтяных ресурсов Северного моря в экномике Норвегии// Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - №4(43. - С.263-270.
MARITIME DELIMITATION BETWEEN RUSSIA AND NORWAY -A HISTORIC PERSPECTIVE
The article elaborates on the Treaty between the Kingdom of Norway and the Russian Federation on maritime delimitation and cooperation in the Barents Sea and the Arctic Ocean signed in Murmansk in 2010. Its role extends far beyond the scale of bilateral relations, with the Treaty serving as an example of how long-standing territorial controversies can be peacefully settled through a polical process and negotiations. The Treaty correlates with both countries' interests and is beneficial for the furture cooperation, which becomes even more significant in the light of ongoing battle for resources in the Arctic region. The article covers historical development of the matter, providing detailed analysis of the current state of affairs, and giving some hnts for thought concerning the perspectives of the cooperation.
Keywords: Arctic; Norway; Russia; delimitation; law of the sea.
References
1. Dogovor o razgranichenii morskih prostranstv i sotrudnichestve v Barentzevom more i Severnom Ledovitom Okeane. [Treaty between the Kingdom of Norway and the Russian Federation concerning Maritime Delimitation and Cooperation in the Barents Sea and the Arctic Region] URL: www.kremli.ru/supplement/707
2. Kovalev S. Krai ledyanogo bezmolviya - buduschii goryachii region Rossii//Rybnoe hozyaistvo. [The region of cold silence - the future hot spot of Russia// Fish industry]. - 2010. - #4. -P.12-15.
3. Konyshev V, Sergunin A. Arkticheskoe napravlenie vneshnei politiki Rosii//Nauchno-analiticheskii zhurnal Obozrevatel [Russia's Arctic Policy//Scientific journal Observer]. - 2011. -V254. - #3. - P. 13-20.
4. Krivorotov A. Neravnyi razdel popolam: k podpisaniyu rossisko-norvezhskogo soglasheniya o razgranichenii v Arktike//Vestnik Moskovskogo Universiteta [Unequal delimitation in halves: about the Treaty on Delimitation between Russia and Norway]. 2011. -#2.
- P.62-91.
5. Lukin Y. Dogovor mezhdu Rossiei i Norvegiei - shag k mirnomu peredelu morskogo prostranstva Arktiki// Arktika i Sever [The Treaty between Russia and Norway - a step towards peacefyl delimitation of the Arctic sea//Arctic and the North]. - 2011. -#2.
6. Rubtsova N. Barents-region v usloviyah globalizatsii i regionalizatsii//Vestnik Pomorskogo Universiteta [Barents-region in globalization and regionalization//Vestnik of Pomor University]. - 2009. -#5. - P.50-54.
7. Sovmestnoe zayavlenie po voprosam razgranicheniya morskih prostranstv i sotrudnichestva v Barentsevom regione [Joint Declaration between the Kingdom of Norway and the Russian Federation concerning Maritime Delimitation and Cooperation in the Barents Sea and the Arctic Region] URL: www.kremlin.ru/supplement/533
8. Sosedi na Krainem Severe: Rossiya i Norvegiya - ot Pervykh Kontaktov do Barentseva Sotrudnichestva [Neighbours in the North: Russia and Norway - from first contacts to Barens-cooperation]. Murmansk. - 2001.
9. Talagaeva D. Norvegiya i Rossiaya: voenno-politicheskoe vzaimodeistvie v Severnyh Regionah//Voennaya nauka v Rossii i zarubezhom//Sbornik dokladov [Norway and Russia: military and political Cooperation in the Northern Regions//Military Science in Russia and abroad//Compendium of reports]. - 2016. - P. 145-149.
10. Talagaeva D. Pozitivnye i negativnye cherty sovremennoi norvezhskoi sotsialino-ekonomicheskoi modeli//Pravo i upravlenie. XXI vek [Positive and Negative Features of the Norwegian Modern Socio-Economic System//Law and Governance. XXI centure]. - 2013. - #3.
- P.70-73.
11. Talagaeva D., Traschenko A. Rol' neftyanyh resursov Severnogo morya v ekonomike Norvegii//Vestnik MGIMO-Universiteta [The Role of the Oil Industry in Norway's Economy//Vestnik MGIMO-University]. -2015. - #4. -P. 263-270.
Об авторе
Талагаева Дарья Александровна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры английского языка №6, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия), E-mail: [email protected]
Talagaeva Daria Aleksandrovna - PhD (Political Science), senior lecturer, English language Department #6, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA RF (Russia),
E-mail: [email protected]