Научная статья на тему '«Разговоры о важном»: подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности'

«Разговоры о важном»: подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка студентов / воспитательная деятельность / духовно-нравственные ценности / внеурочная деятельность / школьники / преемственность / «Разговоры о важном» / педагогическая практика / training of students / educational activities / spiritual and moral values / out-of-hours activities / school students / continuity / «Talking about important things» / pedagogical practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Васильевна Байбородова, Вера Валентиновна Белкина, Виталий Николаевич Гурьянчик

В представленной статье обосновывается актуальность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у молодого поколения, подчеркивается роль педагога в решении этой проблемы, необходимость подготовки будущих педагогов к реализации курса внеурочной деятельности школьников «Разговоры о важном». Определяются цель, принципы подготовки, выделяются и раскрываются три раздела подготовки: проведение специальных практических занятий при изучении модуля «Воспитательная деятельность»; формирование у студентов опыта проведения занятий «Разговоры о важном» в период педагогической практики по классному руководству и в детских оздоровительных лагерях; организация занятий «Разговоры о важном» в студенческих группах во внеучебное время. Анализируются данные анкетирования студентов, материалы наблюдений и бесед со студентами, педагогами и наставниками ярославского педагогического университета, учащимися и родителями. Выявляются положительные стороны, проблемы, недостатки в проведении «Разговоров о важном» в школе и вузе, называются предложения респондентов по совершенствованию занятий по данному курсу. Объясняются причины расхождения в оценках будущих педагогов качества и полезности проведения «Разговоров о важном». В заключении статьи делаются выводы по результатам исследования, подчеркивается необходимость обеспечения единства, преемственности и согласованности школьного и университетского педагогического образования в сфере воспитания, непротиворечивого методологического, ценностно-смыслового, технологического взаимодействия преподавателей вуза, педагогов общеобразовательных организаций и студентов, что позволит успешно решать современные задачи воспитания молодого поколения. Обосновываются условия, которые необходимо учитывать при организации подготовки студентов к воспитательной деятельности и, в частности, к изучению курса для школьников «Разговоры о важном».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of future teachers for implementing the «Talking about important things» course on school students extracurricular activity

The presented article justifies the relevance of forming traditional Russian spiritual and moral values among the young generation, emphasizes the role of the teacher in solving this problem, the need to prepare future teachers for implementing the «Talking about important things» course on extracurricular activities of school students. The purpose, principles of training are determined, three sections of training are identified and disclosed: conducting special practical classes when studying the «Educational activity» module; formation of students experience in conducting classes «Talking about important things» during teaching practice in class guidance and in children's health camps; organization of classes «Talking about important things» in student groups during extracurricular hours. Student survey data, observation materials and talks with students, teachers and mentors of Yaroslavl Pedagogical University, students and parents are analyzed. Positive aspects, problems, shortcomings in conducting» Talking about important things» at school and university are identified, the respondents' proposals for improving classes on this course are given. The reasons for the discrepancy in the assessments of future teachers of the quality and usefulness for conducting» Talking about important things» are explained. The conclusion of the article draws conclusions on the results of the study, emphasizes the need to ensure the unity, continuity and coherence of school and university pedagogical education in the field of education, consistent methodological, value-meaning, technological interaction of university teachers, teachers of educational organizations and students, which will allow you to successfully solve modern problems of educating the young generation. The conditions are justified, which must be taken into account when organizing the preparation of students for educational activities and, in particular, for studying the «Talking about important things»course for school students.

Текст научной работы на тему ««Разговоры о важном»: подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_5_134_48 EDN: DNGBQT

«Разговоры о важном»: подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности

Людмила Васильевна Байбородоваш, Вера Валентиновна Белкина2, Виталий Николаевич Гурьянчик3

1 Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

2Доктор педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 150000, ул. Республиканская, д. 108/1

3Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 150000, ул. Республиканская, д. 108/1

11^@таП.тн, https://orcid.org/0000-0002-4440-5013 2verabelkina@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-9931-8144. 3vit-gшjancЫk@yandex.m, https://orcid.org/ 0000-0001-9963-4510.

Аннотация. В представленной статье обосновывается актуальность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у молодого поколения, подчеркивается роль педагога в решении этой проблемы, необходимость подготовки будущих педагогов к реализации курса внеурочной деятельности школьников «Разговоры о важном». Определяются цель, принципы подготовки, выделяются и раскрываются три раздела подготовки: проведение специальных практических занятий при изучении модуля «Воспитательная деятельность»; формирование у студентов опыта проведения занятий «Разговоры о важном» в период педагогической практики по классному руководству и в детских оздоровительных лагерях; организация занятий «Разговоры о важном» в студенческих группах во внеучебное время. Анализируются данные анкетирования студентов, материалы наблюдений и бесед со студентами, педагогами и наставниками ярославского педагогического университета, учащимися и родителями. Выявляются положительные стороны, проблемы, недостатки в проведении «Разговоров о важном» в школе и вузе, называются предложения респондентов по совершенствованию занятий по данному курсу. Объясняются причины расхождения в оценках будущих педагогов качества и полезности проведения «Разговоров о важном». В заключении статьи делаются выводы по результатам исследования, подчеркивается необходимость обеспечения единства, преемственности и согласованности школьного и университетского педагогического образования в сфере воспитания, непротиворечивого методологического, ценностно-смыслового, технологического взаимодействия преподавателей вуза, педагогов общеобразовательных организаций и студентов, что позволит успешно решать современные задачи воспитания молодого поколения. Обосновываются условия, которые необходимо учитывать при организации подготовки студентов к воспитательной деятельности и, в частности, к изучению курса для школьников «Разговоры о важном».

Ключевые слова: подготовка студентов; воспитательная деятельность; духовно-нравственные ценности; внеурочная деятельность; школьники; преемственность; «Разговоры о важном»; педагогическая практика

Для цитирования: Байбородова Л. В., Белкина В. В., Гурьянчик В. Н. «Разговоры о важном»: подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 5 (134). С. 48-57. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_5_134_48. Ыttps://elibrary.rш/DNGBQT

© Байбородова Л. В., Белкина В. В., Гурьянчик В. Н., 2023

METHODOLOGYAND TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

Original article

Training of future teachers for implementing the «Talking about important things» course on school

students extracurricular activity

Lyudmila V. Baiborodova1H, Vera V. Belkina2, Vitaly N. Guriyanchik3

:Doctor of pedagogical sciences, professor, head of department of pedagogical technologies, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1

2Doctor of pedagogical sciences, associate professor, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1

3Candidate of historical sciences, associate professor of department of social pedagogy and organization of work with youth, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1

1lvbai@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-4440-5013

2verabelkina@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-9931-8144.

3vit-gurjanchik@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-9963-4510.

Abstract. The presented article justifies the relevance of forming traditional Russian spiritual and moral values among the young generation, emphasizes the role of the teacher in solving this problem, the need to prepare future teachers for implementing the «Talking about important things» course on extracurricular activities of school students. The purpose, principles of training are determined, three sections of training are identified and disclosed: conducting special practical classes when studying the «Educational activity» module; formation of students experience in conducting classes «Talking about important things» during teaching practice in class guidance and in children's health camps; organization of classes «Talking about important things» in student groups during extracurricular hours. Student survey data, observation materials and talks with students, teachers and mentors of Yaroslavl Pedagogical University, students and parents are analyzed. Positive aspects, problems, shortcomings in conducting» Talking about important things» at school and university are identified, the respondents' proposals for improving classes on this course are given. The reasons for the discrepancy in the assessments of future teachers of the quality and usefulness for conducting» Talking about important things» are explained. The conclusion of the article draws conclusions on the results of the study, emphasizes the need to ensure the unity, continuity and coherence of school and university pedagogical education in the field of education, consistent methodological, value-meaning, technological interaction of university teachers, teachers of educational organizations and students, which will allow you to successfully solve modern problems of educating the young generation. The conditions are justified, which must be taken into account when organizing the preparation of students for educational activities and, in particular, for studying the «Talking about important things»course for school students.

Key words: training of students; educational activities; spiritual and moral values; out-of-hours activities; school students; continuity; «Talking about important things»; pedagogical practice

For citation: Baiborodova L. V, Belkina V. V., Guriyanchik V N. Training of future teachers for implementing the «Talking about important things» course on school students extracurricular activity. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (5): 48-57. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_5_134_48. https://elibrary.ru/DNGBQT

Введение

Современные реалии мироустройства четко обозначили кризис глобальной парадигмы человеческого бытия от политики до культуры. По мнению А. Б. Афанасьевой, глобализация в социокультурном пространстве «проявляется в развитии, насаждении и доминировании массовой стереотипной культуры, проникающей во все сферы жизни, деформирующей традиционные культурные эталоны и нормы, культурно-

исторические и нравственные ценности, разрушающей целостность этнического пространства культуры» [Афанасова, 2014, с. 5]. Еще в конце XX в. В. Д. Шадриков отмечал, что кризисные тенденции глобализма «усиливаются за счет так называемого парадокса этничности, столь характерного для всего современного мира, — когда по мере углубления интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания» [Шадриков, 1993, с. 89].

В нашей многонациональной стране проблема национального самосознания обретает особый смысл и является первостепенной задачей в рамках гражданского, патриотического и этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Историческое культурное наследие и современные политико-культурологические реалии четко обозначили основные факторы, актуализирующие вопросы гражданско-патриотического и этнокультурного воспитания. Рост ксенофобских настроений среди населения многих стран и попытки отменить «все русское» (связанное именно с государственной принадлежностью, а не с этнической) вызвали обратную тенденцию усиления собственной гражданской и этнокультурной идентичности среди россиян. В этом случае крайне необходимо формировать у подрастающего поколения соответствующее понимание, личностные качества, компетенции, в корне отличающиеся от этнокультурного шовинизма и национализма и противостоящие им. Сложившая современная ситуация в обществе и образовании [Тамарская, 2019] требует новых теоретических и практических решений по воспитанию гражданской и этнокультурной идентичности, формированию российских духовно-нравственных ценностей [Гурьянчик, 2022].

Методология и методы исследования

Инкультурация как один из аспектов социального становления личности, осуществляется посредством фундаментального института общества — образования. «Социокультурное пространство образования является тем полем, которое может воссоздавать многообразие культур, а также развивать у учащихся культуроформирующую способность к рефлексии как к предпосылке понимания ценностей культуры» — резюмирует В. Г. Ращупкин [Ращупкин, 2006, с. 3]. Следовательно, социокультурная трансмиссия во всем многообразии как мирового, так и национального историко-культурного наследия является, с одной стороны, основной функцией образования, а с другой стороны, именно культура определяет уровень развития образования [Сластенин, 2011].

Важно понимать, что образованный человек в основе своей имеет именно этнокультурный базис, а национальная культура является необходимым базисом для формирования личности, цементируя в «моральном фундаменте» идеальный облик человека. Трудно не согласиться с К. Д. Ушинским, который писал: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа

лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» [Ушинский, 1948, с. 122].

Во все времена актуальным и приоритетным было формирование у молодого поколения духовно-нравственных ценностей [Антропова, 2020; Лутовинов, 2023; Тонких, 2023]. «Без ценностей и смыслов общество обречено на распад и вырождение. Вопрос о ценностях и смыслах является в этом отношении вопросом цивилизационного выживания России» [Багдасарян, 2022, с. 9]. Как никогда, актуальны слова К. Д. Ушинского: «...влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [Ушинский, 1948, с. 154].

Одним из комплексных средств, которое активно внедрялось в 2022-2023 учебном году в практику школ и вузов с целью решения указанных выше проблем, стали «Разговоры о важном».

Цель исследования: определить и обосновать содержание и средства подготовки студентов к проведению курса внерочной деятельности школьников «Разговоры о важном».

Использованы теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация), а также эмпирические методы исследования: анкетирование, беседы, наблюдения, оценивание, изучение опыта проведения «Разговоров о важном» педагогами школ и в студенческих группах Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского. Авторами статьи проведен опрос педагогов, родителей, обучающихся и студентов ЯГПУ. Привлечение к исследованию представителей педагогического сообщества и студентов позволило изучить содержательно-организационные, ценностно-мотивационные и деятельностные компоненты отношения к проведению занятий «Разговоры о важном» у студентов и наставников ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

В качестве основной методики в исследовании использовался авторский опросник «Разговоры о важном», размещенный в Яндекс. Форме. Опросник состоит из 7 вопросов, 6 из которых с вариантами ответов, вопросы носят полузакрытый характер. Один вопрос открытый и предполагает отзыв (пожелания) о проведении подобных занятий в следующем учебном году. При этом каждый вопрос дает возможность респон-

дентам не только выбрать предлагаемый вариант ответа, но и высказать свое мнение в виде короткого ответа. В опросе приняли участие 611 студентов очной формы обучения обоих полов 1-5 курсов всех факультетов, 22 педагога-наставника.

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодня одной из ведущих тенденций образования является усиление ценностно-смысловой парадигмы педагогической деятельности, что подтверждается Указом Президента Российской Федерации «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее Указ). В этом документе определены целевые ориентиры в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, возложена ответственность на образовательные организации и каждого педагога за реализацию Указа [Указ]. В этой связи не вызывает сомнения важность и своевременность введения с 1 сентября 2022 года в общеобразовательных школах обязательного изучения курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», который направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и представляет собой уникальную возможность для формирования и развития гражданско-патриотических качеств личности у подрастающего поколения россиян. «Разговоры о важном» — это цикл школьных занятий в формате классного часа, которые проводятся в учебных учреждениях в начале каждой учебной недели. Главная цель таких занятий — развитие патриотизма, формирование нравственности, гражданское воспитание и историческое просвещение. По мнению чешского социолога первой половины XX века Арношта Благи, личность педагога и воспитателя, «его педагогическое мастерство и эффективность» должны быть пронизаны духом государства и власти, с одной стороны, и духом просвещения, с другой стороны. И в это двуединство педагог «встроен своим менталитетом и моралью» [Б1аЬа, 1948]. Первый урок по понедельникам у детей и классных руководителей - замечательная возможность обсудить самые актуальные нравственные проблемы, вопросы гражданско-патриотической тематики.

Центральными темами «Разговоров о важном» являются: место России в мире, традиционные ценности российского народа, патриотизм и гражданственность, история страны, нравственность, экология, жизнь школы, события го-

рода, поселка и др. В рамках курса школьники узнают о достижениях страны, связанных с экономическими, научными, политическими задачами, научатся строить коммуникацию, отношения в обществе, поймут, как важно быть здоровыми, гармонично развитыми личностями.

Подведем некоторые итоги по изучению школьниками курса «Разговоры о важном». Анализ мнений родителей и детей о проведении таких занятий позволил установить, что эти уроки вызывают интерес у значительной части обучающихся, особенно у младших школьников, позволяют поговорить о тех проблемах, которые волнуют детей, побуждают их задуматься о смысле и ценностях жизни, своем будущем, семье, судьбе своей страны. Многим педагогам удается успешно решать задачи, которые определены в программе этого курса. В то же время имеются и негативные оценки «Разговоров о важном». Выявленные проблемы и трудности при проведении занятий, как правило, связаны с тем, что педагогам не удалось смотивировать детей на изучение темы, обсуждение важных вопросов, что приводит к навязыванию педагогом информации, которую ему «спустили сверху». Давление взрослых на детей, естественно, приводит к отторжению, скрытому или открытому сопротивлению, особенно среди подростков, обучающихся 7-11 классов, у которых уже есть свое мнение и позиция, и любое давление со стороны взрослых у значительной части вызывает протест. В этом случае такие занятия не только не приносят пользу, а вызывают негативные эмоции, причем в тех случаях, когда речь идет действительно о самом главном и важном в жизни каждого человека, семьи, страны.

Очень важно, чтобы «Разговоры о важном» перешли в конкретные действия, смотивировали школьников на полезные, созидательные дела ради того, чтобы изменить окружающий мир к лучшему, порадовать своих близких, друзей, родителей. Педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы рассуждения о добре, любви к Родине, семье, заботе о старших и младших перешли в реальные поступки детей, при этом школьники приобрели опыт общения и совместной деятельности, испытали радость и удовлетворение от совершенных на пользу другим людям действий. Как отмечал Майкл Фуллан, «Хорошие идеи воплощаются в условиях общения и сотрудничества. Люди обнаружат, что они могут преобразовать свои собственные желания в социальные повестки дня. Помните, что личная

цель — это не просто эгоцентризм, у нее также есть социальные аспекты, такие как эффективная работа с другими, воспитание лучших граждан и тому подобное... личную цель в обучении следует продвигать до тех пор, пока это не приведет к социальному улучшению в обществе. Во всяком случае, так оно и есть на индивидуальном уровне учитель-ученик. Это имеет больший размах и значение и требует более широких действий, если мы осознаем, что улучшение общества — это действительно то, ради чего предназначено образование» [Fullan, 1993, p. 14].

Чтобы классные руководители могли успешно решать воспитательные задачи на занятиях «Разговоры о важно», необходимо будущим педагогам присвоить те ценности, которые они будут формировать у детей, овладеть содержанием этого курса, использовать субъектно-ориентированные технологии, которые обеспечат активную позицию детей, их осознанную включенность в обсуждение и решение личностно и социально значимых проблем [Байбородова, 2023]. Вот поэтому с декабря 2022 года в Ярославском государственном педагогическом университете создана группа, состоящая из педагогов школ, преподавателей вуза и студентов, которая приступила к разработке программы по подготовке будущих педагогов к проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Цель такой подготовки: сформировать у будущих педагогов педагогические компетенции, необходимые для субъект-субъектного и ценностно-смыслового взаимодействия с обучающимися при проведении «Разговоров о важном».

Данная программа включает три раздела:

— проведение специальных практических занятий при изучении модуля «Воспитательная деятельность»;

— формирование у студентов опыта проведения занятий «Разговоры о важном» в период педагогической практики по классному руководству и в детских оздоровительных лагерях;

— организация занятий «Разговоры о важном» в студенческих группах во внеучебное время.

Прежде всего, остановимся на рассмотрении возможностей изучения модуля «Воспитательная деятельность», который включает три дисциплины: «Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности», «Технологии воспитательной деятельности», «Организация вожатской деятельности», разработка и реализация которых осуществляется кафедрой педагогических технологий ЯГПУ.

Курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном» строится с учетом современных подходов и принципов к воспитанию [Степанов, 2008], сущность которых рассматривается на занятиях по дисциплине «Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности». При изучении этой дисциплины закладывается концептуальная и методическая основа воспитания, что оказывает существенное влияние на успешность организации внеурочных занятий. В связи с введением курса «Разговоры о важном» преподаватели кафедры особый акцент делают на том, как, какими средствами можно реализовать современные подходы при проведении занятий. Студентам предлагают высказать свои идеи, по желанию подготовить сообщения по изучаемой теме. Особое внимание обращается на характер взаимодействия педагога и детей, на тьюторскую позицию классного руководителя при изучении темы «Взаимодействие в воспитательном процессе», «Функции и направления деятельности классного руководителя»; на формирование субъектной позиции при рассмотрении тем «Индивидуализация воспитательного процесса», «Самореализация и саморазвитие школьников», «Самоуправление в детском коллективе». Понимание и усвоение учебного материала по этим темам определяют успешность решения воспитательных проблем, в том числе и профессионализм действий классного руководителя при проведении занятий «Разговоры о важном».

Безусловно, большое значение при подготовке студентов в контексте рассматриваемой темы имеет изучение раздела «Педагогические средства воспитания», в котором предлагаются современные формы, методы и технологии. Студентам предлагается разработать занятие по темам курса «Разговоры о важном», предусматривая организацию активной деятельности детей. Все студенты разрабатывают занятие с использованием субъектно-ориентированной технологии, которую они осваивают, не только изучая теорию, но и на практике: занятия по модулю «Воспитательная деятельность» организуются преподавателями на основе этой технологии.

Более глубокое освоение сущности, принципов, идей, методических приемов субъектно-ориентированной технологии происходит при изучении дисциплины «Воспитательные технологии», когда сами студенты становятся организаторами занятий с использованием этой технологии. Будущие педагоги отрабатывают конкретные способы субъект-субъектного взаимодей-

ствия, которые должны составлять основу занятий «Разговоры о важном». Этот опыт студенты закрепляют в период учебной педагогической практики, разрабатывая и организуя занятия «Разговоры о важном» со школьниками.

Завершается изучение модуля «Воспитательная деятельность» освоением дисциплины, которая готовит студентов к работе в детских оздоровительных лагерях. Особенностью этой дисциплины является практико-ориентированный характер, когда студенты готовятся к решению специфичных воспитательных задач в новых для них условиях, требующих от будущих и уже практикующих педагогов большей ответственности и самостоятельности. Важно подготовить не только студентов к этой практике, но и педагогов, сопровождающих воспитательную деятельность начинающих вожатых и воспитателей. В этот период закрепляются, осознаются знания, полученный опыт, и проверяется готовность студентов к воспитанию детей, проведению мероприятий на основе субъектно-ориентированной технологии [Байбородова, 2020].

Педагогическая практика является важнейшим ресурсом подготовки студентов к решению актуальных воспитательных задач в будущей профессиональной деятельности. Формирование ценностно-смысловых установок проекта «Разговоры о важном», осмысление содержания и принципов осуществления данного проекта, освоение ролевой позиции педагога в ходе реализации курса «Разговоры о важном» со школьниками, — такие важные задачи решаются в рамках практики студентов выпускного курса ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Содержание практики студентов выпускного, четвертого или пятого, курсов традиционно имеет комплексный характер и направлено на формирование и закрепление профессиональных компетенций, связанных как с умением организовывать внеурочные занятия, так и с владением навыками проведения мероприятий воспитательной направленности. В частности, последнюю группу умений поддерживают следующие компетенции, предусмотренные учебным планом (для примера компетенции приведены из учебного плана 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Историческое образование. Образование в области иностранного языка»):

ПК-3 — способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

ПК-4 — способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-5 — способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

ПК-6 — готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;

ПК-7 — способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности;

ПК-11 — готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

Отметим, что реализация курса «Разговоры о важном» в период практики студентов напрямую направлена на формирование всех перечисленных компетенций. Однако, в связи с тем, что внедрение в воспитательный процесс школ «Разговоров о важном» произошло лишь в 20222023 учебном году, студенты педагогического вуза не имели возможности освоить содержательные установки и ценностно-смысловые ориентиры данного проекта при изучении цикла педагогических и методических дисциплин. В связи с этим практиканты столкнулись с необходимостью реализовывать знания в рамках данного проекта в школах в период практики. Поэтому одной из задач специалистов кафедры педагогических технологий стала подготовка студентов к решению новой для практикантов задачи.

Традиционно важным средством в подготовке студентов к практике в школе являются установочные конференции и консультации перед педагогической практикой. Привлечение к такой деятельности преподавателей различных кафедр способствует содержательно-методическому обогащению практико-ориентированного портфолио будущих воспитателей, представляя возможность педагогического маневра при возникновении различных ситуаций профессионального затруднения. Поэтому первым направлением, обеспечивающим подготовку студентов к реализации «Разговоров о важном» в рамках школьной практики стало участие преподавателей дисциплин воспитательной направленности в установочной конференции студентов с целью фиксации задач, основных установок и принципов «Разговоров о важном». Также важным аспектом данного этапа

работы явилась актуализация знаний обучающихся выпускного курса о субъектно-ориентированной технологии, которая рассматривается как магистральное средство, обеспечивающее эффективность занятий в рамках «Разговоров о важном» с обучающимися любой возрастной группы.

Вторым направлением стало непосредственное сопровождение студентов в период практики: в ходе онлайн консультаций им предлагались рекомендации по организации занятий «Разговоры о важном» с учетом текущей тематики проекта, давались советы по вовлечению школьников в диалог, происходил взаимообмен опытом между самими практикантами по реализации проекта.

Третье направление деятельности, обеспечивающее, в частности, формирование и развитие исследовательских компетенций будущих педагогов, - это изучение ими мнения педагогов и детей о проекте, а также фиксация результатов собственного опыта проведения «Разговоров о важном» в рамках педагогической практики.

В частности, результаты опроса студентов выпускного курса исторического факультета, проходивших педагогическую практику в школах г. Ярославля, показали, что степень удовлетворенности школьников организацией «Разговоров о важном» составляет 6,2, степень удовлетворенности родителей содержанием занятий а рамках проекта — 6,7, а удовлетворенность студентами собственным опытом организации данных уроков — 6,3 (по 10-балльной шкале). Полученные данные свидетельствуют о существующих проблемах и трудностях в реализации курса. Обобщение результатов открытых вопросов анкеты позволяют зафиксировать следующие причины недостаточной удовлетворенности субъектов образовательного процесса данными занятиями по мнению будущих педагогов: единая тематика «Разговоров о важном» для детей разных классов не позволяет в полной мере учитывать возрастные особенности детей, обучающимся не интересны репродуктивные форматы проведения занятий, на которые ориентируется большинство педагогов, отмечается также недостаточность времени, которое выделяется в школах на эти занятия. Студенты отмечают также низкий уровень собственной готовности к реализации данного курса и важность тех направлений деятельности, которые осуществлялись на этапе подготовки к практике, а также в ходе сопровождающих консультаций в вузе. Обозначенные студентами проблемы были учтены при корректировке

программ практик, внесены дополнения в содержание модуля «Воспитательная деятельность».

Системность и комплексность подготовки будущих педагогов к воспитанию детей должна основываться не только на внешних требованиях, предъявляемых к внеурочным занятиям программы «Разговоры о важном», но и внутреннем принятии важности данных занятий. Этому способствует проведение «Часа наставника» со студентами, вовлечение их в процесс разработки тематических сценариев занятий, ознакомление с разнообразными педагогическими технологиями проведения просветительско-воспитательных мероприятий. В этом случае студенты педагогического университета, с одной стороны, интери-оризируют ценностно-смысловые основы своей будущей профессионально-педагогической деятельности, а с другой стороны, приобретают практические навыки проведения воспитательных мероприятий, преобразуя их в воспитательные события.

Для изучения эффективности часа наставника был проведен опрос среди студентов и наставников групп. Больше половины студентов (51 %) высказали мнение о том, что в той или иной степени содержание занятий «Разговоры о важном» способствует формированию и развитию традиционных российских ценностей. Около 60 % высоко оценивают качество этих занятий. Такое же число студентов заинтересовано в продолжении занятий, значительная часть студентов высказывает достаточно много интересных идей, которые были реализованы на занятиях. Также есть конструктивная критика в ряде суждений, нацеленная на качественное улучшение подобных занятий: повышение степени вовлеченности субъектов педагогического взаимодействия в открытый диалог и расширение проблемных тем, в том числе профессиональной направленности; учет запроса самих обучающихся; привлечение к обсуждению насущных молодежных проблем компетентных лиц из соответствующей области науки и практики.

Следует отметить, что результаты исследования продемонстрировали существенную разницу в оценках студентов. Анализ ответов показывает, что 58 - 60 % респондентов высоко оценивают все характеристики занятий, другая часть — дает низкие оценки. Сопоставление данных анкет, уточняющие беседы со студентами после анкетирования и наблюдения показывают, что отношение студентов к занятиям, оценка их влияния и значимости зависят от качества организации

этих занятий, позиции обучающихся в этом процессе. По всей видимости, низкие оценки отражают формальный подход некоторых преподавателей, наставников к организации «Разговоров о важном» в ряде студенческих групп; преобладание субъектно-объектного стиля педагогического взаимодействия, когда обучающиеся практически исключаются из принятия решений о применении тех или иных педагогических технологий, выборе методик проведения занятий; отсутствие полноправного педагогического партнерства при рассмотрении экзистенциальных проблем.

В целом, полученные результаты исследования позволяют говорить о необходимости целенаправленного процесса формирования и развития традиционных российских ценностей у молодежи в рамках проведения занятий «Разговоры о важном». Профессиональное и личное благополучие молодого поколения определяется не только внешними факторами (профессиональная деятельность, материальное благополучие и пр.), но и социально-психолого-педагогической готовностью обучающейся молодежи к творческому созиданию на основе ценностно-мотивационного компонента, положенного в основу будущей педагогической деятельности. Следует учитывать, что нынешние студенты скоро станут организаторами воспитательного процесса, целенаправленно формирующего духовно-нравственные ценности учеников.

Заключение

Результаты исследования подтверждают необходимость комплексного подхода к подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности, в том числе к проведению «Разговоров о важном». Осуществление программы подготовки студентов к реализации курса внеурочной деятельности школьников «Разговоры о важном» воспринимается обучающимися положительно, она способствует формированию когнитивного, эмоционального, оценочно-волевого, мотиваци-онного и поведенческого компонентов личности, глубокому осознанию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, становлению гражданина и патриота.

Подготовка будущих педагогов к реализации курса «Разговоры о важном» может дать положительный результат в том случае, если достигается единство, согласованность, преемственность школьного и университетского педагогического образования в сфере воспитания, в частности,

при реализации курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», что означает:

— единство, непротиворечивость ценностно-смысловых подходов, когда определены приоритеты и скоординированы воспитательные действия всех субъектов, участвующих в подготовке будущих педагогов;

— формирование совместных информационно-дидактических ресурсов, распространение современных воспитательных субъектно-ориентированных технологий, обеспечивающих субъектную позицию обучающихся на всех этапах организации изучения дисциплин;

— участие будущих педагогов в проведении занятий со школьниками в рамках курса «Разговоры о важном» при организации педагогических практик;

— приобщение к подготовке студентов опытных, лучших педагогов, владеющих современными способами и средствами воспитания, при проведении занятий в вузе, в образовательных организациях;

— включение в проведение занятий с первокурсниками студентов, обучающихся на старших курсах, что позволит проследить динамику возможных изменений в отношениях и поведении будущих педагогов;

— осуществление в период практик тьюторско-го сопровождения студентов преподавателями, методистами, классными руководителями, показывающими на личном примере образец субъект-субъектного, партнерского взаимодействия.

Библиографический список

1. Антропова Д. В. Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / Д В. Антропова, О. А. Овсянникова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (46). С. 13-16.

2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля : монография. Санкт-Петербург : ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014. 188 с.

3. Багдасарян В. Э. Традиционные ценности: стратегия цивилизованного возрождения. Ярославль : ООО «СПК», 2022. 256 с.

4. Байбородова Л. В. Воспитательная деятельность : учебник / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Москва : КНОРУС, 2023. 402 с.

5. Байбородова Л. В. Вожатская и организаторская деятельность детско-юношеских объединений и организаций : учебник / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, К. М. Царькова. Москва; Берлин :Директ-Медиа, 2020. 216 с.

6. Бездухов В. П. Воспитание добродетелей молодого поколения как фактор сохранения традиционных

ценностей // Духовная безопасность и традиционализм : избранные материалы Международной научно-просветительской конференции / отв. ред.

A. Г. Поляков. Киров : Веси, 2023. С. 15-21.

7. Гурьянчик В. Н. Теоретическое обоснование воспитания этнокультурной личности в эпоху постглобализма // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 128-131.

8. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание современной молодежи. Москва : Русайнс, 2020. 342 с.

9. Макарова Е. А. Визуализация как одна из стратегий создания инновационной образовательной среды / Е. А. Макарова, В. И. Писаренко // Известия Южного федерального университета. Серия: Технические науки. 2011. № 12. С. 260-264.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Москва, 2020. URL: https://razgovor.edsoo.ru/ (дата обращения: 15.07.23).

11. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах : учеб.-метод. пособие. Москва : Владос, 2002. 156 с.

12. Рощупкин В. Г. Кросскультурная грамотность студента — будущего учителя: диагностика, формирование; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2006. 238 с.

13. Сластенин В. А. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /

B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под. ред.

B. А. Сластенина. 10-е изд., перераб. Москва : Академия, 2011. 608 с.

14. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степнов, Л. М. Лузина. Москва : Сфера, 2008. 220 с.

15. Тамарская Н. В. Родителям поколения Z. Как перестать беспокоиться и помочь своему ребенку в эпоху стремительных перемен / Т. В. Тамарская, О. В. Белова. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. 109 с.

16. Тонких В. А. Духовно-нравственные традиции русского народа: становление и эволюция // Духовная безопасность и традиционализм избранные материалы Международной научно-просветительской конференции / отв. ред. А. Г. Поляков. Киров : Веси, 2023.

C. 164-169.

17. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 01.04.2023).

18. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные произведения. Москва ; Ленинград : АПН РСФСР, 1946. Вып. 3. С. 154.

19. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи, 1857-1861 гг. / редкол.:

A. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и

B. Я. Струминский; сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский. Москва; Ленинград : Изд-во АПН РСФСР, 1948. 655 с.

20. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательной политики. Москва : Логос, 1993. 181 с.

21. Bláha Arnost Inocenc. Sociologie detství. 4. vyd. V Brne: Komenium, 1948. 237 s.

22. Fullan Michael. Change Forces: Probing the Depths of Educational Reform. School Development and the Management of Change Series: 10. ISBN-1-85000-826-4 94. Palmer Press, Taylor & Francis Inc., 1900 Frost Road, Suite. Bristol, PA 19007. 1993. 174 p.

Reference list

1. Antropova D. V. Nravstvennoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva = Moral education of younger students by means of fine arts / D V Antropova, O. A. Ovsjannikova // Vestnik Sha-drinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. 2020. № 2 (46). S. 13-16.

2. Afanas'eva A. B. Jetnokul'turnoe obrazovanie kak fenomen kul'turnogo polja = Ethnocultural education as a phenomenon of the cultural field: monografija. Sankt-Peterburg : FGBOUVPO «SPGUTD», 2014. 188 c.

3. Bagdasarjan V Je. Tradicionnye cennosti: strategija civilizovannogo vozrozhdenija = Traditional values: civilized revival strategy Jaroslavl' : OOO «SPK», 2022. 256 s.

4. Bajborodova L. V. Vospitatel'naja dejatel'nost' = Educational activities: uchebnik / L. V. Bajborodova, M. I. Rozhkov. Moskva : KNORUS, 2023. 402 s.

5. Bajborodova L. V. Vozhatskaja i organizatorskaja dejatel'nost' detsko-junosheskih ob#edinenij i organi-zacij = Counselor and organizational activities of children and youth associations and organizations: uchebnik / L. V Bajborodova, I. G. Harisova, K. M. Car'kova. Moskva : Berlin:Direkt-Media, 2020. 216 s.

6. Bezduhov V P. Vospitanie dobrodetelej molodogo pokolenija kak faktor sohranenija tradicionnyh cen-nostej = Nurturing the virtues of the younger generation as a factor in preserving traditional values // Duhovnaja bezopasnost' i tradicionalizm : izbrannye materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prosvetitel'skoj konferencii / otv red. A. G. Poljakov. Kirov : Vesi, 2023. S. 15-21.

7. Gur'janchik V. N. Teoreticheskoe obosnovanie vospitanija jetnokul'turnoj lichnosti v jepohu postglobal-izma = Theoretical rationale for upbringing ethnocultural personality in the post-globalism era // Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2022. № 77 1. S. 128-131.

8. Lutovinov V I. Patrioticheskoe vospitanie sov-remennoj molodezhi = Patriotic education of modern youth Moskva : Rusajns, 2020. 342 s.

9. Makarova E. A. Vizualizacija kak odna iz strategij sozdanija innovacionnoj obrazovatel'noj sredy = Visualization as one of the strategies for creating an innovative educational environment / E. A. Makarova, V I. Pisarenko // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Serija: Tehnich-eskie nauki. 2011. № 12. S. 260-264.

10. Primernaja rabochaja programma kursa vneuro-chnoj dejatel'nosti «Razgovory o vazhnom» = Approximate work program of the extracurricular activity course «Conversations about the important». Moskva, 2020. URL: https://razgovor.edsoo.ru/ (data obrashhenija: 15.07.23).

11. Rozhkov M. I. Razvitie samoupravlenija v detskih kollektivah = Development of self-government in children's groups: ucheb.-metod. posobie. Moskva : Vla-dos, 2002. 156 s.

12. Roshhupkin V G. Krosskul'turnaja gramotnost' studenta — budushhego uchitelja: diagnostika, formiro-vanie = Cross-cultural literacy of the student - the future teacher: diagnosis, formation. Moskva : Izd-vo Mos-kovskogo psihologo-social'nogo in-ta, 2006. 238 s.

13. Slastenin V A. Pedagogika = Pedagogy: ucheb-nik dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shijanov; pod. red. V. A. Slastenina. 10 e izd., pererab. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija», 2011. 608 s.

14. Stepanov E. N. Pedagogu o sovremennyh pod-hodah i koncepcijah vospitanija = Teacher about modern approaches and concepts of upbringing / E. N. Stepnov, L. M. Luzina. Moskva : Sfera, 2008. 220 s.

15. Tamarskaja N. V. Roditeljam pokolenija Z. Kak perestat' bespokoit'sja i pomoch' svoemu rebenku v jepo-hu stremitel'nyh peremen = Parents of Generation Z. How to stop worrying and help your child in the era of rapid change / T. V. Tamarskaja, O. V. Belova. Kaliningrad : Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2019. 109 s.

16. Tonkih V. A. Duhovno-nravstvennye tradicii russkogo naroda: stanovlenie i jevoljucija = Spiritual and moral traditions of the Russian people: formation and evolution // Duhovnaja bezopasnost' i tradicionalizm iz-

brannye materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prosvetitel'skoj konferencii / otv. red. A. G. Poljakov. Kirov : Vesi, 2023. S. 164-169.

17. Ukaz Prezidenta RF ot 9 nojabrja 2022 g. Ob ut-verzhdenii osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» = Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 On the approval of the foundations of state policy for preserving and strengthening traditional Russian spiritual and moral values. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (data obrashhenija: 01.04.2023).

18. Ushinskij K. D. O nravstvennom jelemente v russkom vospitanii = On the moral element in Russian education // Izbrannye proizvedenija. Moskva ; Leningrad : APN RSFSR, 1946. Vyp. 3. S. 154.

19. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij = Collected works: v 11 t. T. 2: Pedagogicheskie stat'i, 1857 1861 gg. / redkol: A. M. Egolin (gl. red.), E. N. Medynskij i V. Ja. Struminskij; sost. i podgot. k pechati V. Ja. Stru-minskij. Moskva ; Leningrad : Izd-vo APN RSFSR, 1948. 655 s.

20. Shadrikov V. D. Filosofija obrazovanija i obra-zovatel'noj politiki = Philosophy of education and educational policy Moskva : Logos, 1993. 181 s.

21. Bláha Arnost Inocenc. Sociologie detství. 4. vyd. V Brne: Komenium, 1948. 237 s.

22. Fullan Michael. Change Forces: Probing the Depths of Educational Reform. School Development and the Management of Change Series: 10. ISBN-1-85000-826-4 94. Palmer Press, Taylor & Francis Inc., 1900 Frost Road, Suite. Bristol, PA 19007. 1993. 174 p.

Статья поступила в редакцию 29.08.2023; одобрена после рецензирования 28.09.2023; принята к публикации 31.10.2023.

The article was submitted 29.08.2023; approved after reviewing 28.09.2023; accepted for publication 31.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.