Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

Определяется сущность организаторской деятельности, обосновывается актуальность подготовки педагогов к организаторской деятельности на основе требований профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), «Специалист, участвующий в организации деятельности детско-юношеского коллектива (вожатый)»1, «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»2. Рассматриваются цель, задачи, подходы (рефлексивно-деятельностный, субъектно-ориентированный, практико-ориентированный), бинарные принципы подготовки. Раскрывается содержание модуля «Воспитательная деятельность», состоящего из трех взаимосвязанных дисциплин и практик, содержание которых предусматривает изучение теоретических аспектов организаторской деятельности, применение современных технологий развития организаторских способностей будущих педагогов, формирование потребности в самоорганизации и саморазвитии. Показаны возможности учебных занятий, внеучебной деятельности для подготовки студентов к организаторской деятельности. Предлагается субъектно ориентированная технология, включающая самодиагностику, самоанализ, самоопределение, самореализацию, самооценку и самоутверждение, которая может быть основой развития самоорганизации студентов и формирования их субъектной позиции. Подчеркивается актуальность включения студентов в проектирование индивидуальной и коллективной деятельности, а также отмечается важность организации коллективной творческой деятельности, проектной деятельности, развития студенческого самоуправления. В заключении делаются выводы об условиях подготовки студентов к организаторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE PEDAGOGUES FOR ORGANISATIONAL ACTIVITIES

Essence of organisational activity is defined; topicality of pedagogue training for organisational activity based on the requirements of professional standards "Pedagogue (pedagogic activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education), "Specialist involded in organising activities of children and youth team (counselor)", "Pedagogue of additional education of children and adults", is justified. Scope, objectives, approaches (reflective-activity, subject-oriented, practice-oriented), and binary principles of training are considered. The content of the module "Upbringing activity" consisting of 3 interrelated disciplines and practices, with content providing the study of organisational activity theoretical aspects, application of modern technologies of future pedagogues' organisational abilities development, formation of the need for self-organisation and self-development, is disclosed. Possibilities of classes, extracurricular activities to prepare students for organisational activities are shown. Subject-oriented technology, which includes self-diagnosis, self-reflection, self-determination, self-actualisation, self-assessment and self-affirmation, is offered; it can be the basis for development of students' self-organisation and formation of their subjective position. Topicality of involving students in designing individual and collective activities is emphasised; importance of organising collective creative activities, project activities, development of student self-governance is also noted. In conclusion, conclusions about the conditions of students' preparation for organising activities are made.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ВестникКостромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 4. С. 55-62. ISSN 2073-1426

Vestnik ofKostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 55-62. (In Russ.)

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 378:371

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-55-62

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9004-9785

Аннотация. Определяется сущность организаторской деятельности, обосновывается актуальность подготовки педагогов к организаторской деятельности на основе требований профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), «Специалист, участвующий в организации деятельности детско-юношеского коллектива (вожатый)»1, «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»2. Рассматриваются цель, задачи, подходы (рефлексивно-деятельностный, субъектно-ориентированный, практико-ориентированный), бинарные принципы подготовки. Раскрывается содержание модуля «Воспитательная деятельность», состоящего из трех взаимосвязанных дисциплин и практик, содержание которых предусматривает изучение теоретических аспектов организаторской деятельности, применение современных технологий развития организаторских способностей будущих педагогов, формирование потребности в самоорганизации и саморазвитии. Показаны возможности учебных занятий, внеучебной деятельности для подготовки студентов к организаторской деятельности. Предлагается субъектно ориентированная технология, включающая самодиагностику, самоанализ, самоопределение, самореализацию, самооценку и самоутверждение, которая может быть основой развития самоорганизации студентов и формирования их субъектной позиции. Подчеркивается актуальность включения студентов в проектирование индивидуальной и коллективной деятельности, а также отмечается важность организации коллективной творческой деятельности, проектной деятельности, развития студенческого самоуправления. В заключении делаются выводы об условиях подготовки студентов к организаторской деятельности.

Ключевые слова: педагогическое образование, организаторская деятельность, профессиональный стандарт, самоорганизация и саморазвитие, субъектно-ориентированная технология.

Для цитирования: Байбородова Л.В. Подготовка будущих педагогов к организаторской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 55-62. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-55-62

Research Article

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR ORGANIZATIONAL ACTIVITIES

Luydmila V. Bayborodova, doctor of pedagogy, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9004-9785

Abstract. The essence of organizational activity is determined, the relevance of training teachers for organizational activity is justified on the basis ofthe requirements ofprofessional standards "Teacher (pedagogical activity in the field ofpreschool, primary general, basic general, secondary general education)", "Specialist involved in organizing the activities of a children's and youth team (counselor)", "Teacher of additional education for children and adults". The purpose, tasks, approaches (reflexive-activity, subject-oriented, practice-oriented), binary principles of preparation are considered. The content of the module "Educational activity" is revealed, consisting of three interrelated disciplines and practices, the content of which provides for the study of theoretical aspects of organizational activity, the use of modern technologies for the development of organizational abilities of future teachers, the formation ofthe need for self-organization and self-development. The possibilities of educational classes, extracurricular activities for preparing students for organizational activities are shown. A subject-oriented technology is proposed, including self-diagnosis, self-analysis, self-determination, self-realization, self-esteem and self-affirmation, which can be the basis for the development of students' self-organization and the formation of their subjective position. The relevance of students' involvement in the design of individual and collective activities is emphasized, and the importance of organizing collective creative activities, project activities, and the development of student self-government is also noted. In conclusion, conclusions are drawn about the conditions for preparing students for organizational activities.

© Байбородова Л.В., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4 55

Keywords: pedagogical education, organizational activity, professional standard, self-organization and self-development, subject-oriented technology.

For citation: Bayborodova L.V. Preparation offuture teachers for organizational activities. Vestnik ofKostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 55-62. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-55-62

Организаторская деятельность является одним из самых главных видов деятельности, обеспечивающим успешность профессиональной деятельности любого специалиста сферы образования. Так, учителя, классные руководители ежедневно организуют коллективную и индивидуальную деятельность на уроках и во внеучебное время, чтобы создать благоприятные условия для проявления и формирования личности, индивидуальности, субъектности детей и подростков, развития отношений ме^ду обучающимися.

В педагогической литературе имеются различные определения организаторской деятельности. Предлагаем некоторые из них:

- практическая деятельность по созданию связей, взаимодействия между субъектами деятельности, а также управление ее процессом [Морозов: 316];

- деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса, она осуществляется через систему, формы организации, а также организационные структуры педагогического процесса [Сте-фановская: 41];

- практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими [Коджаспирова, Коджаспиров: 37].

Теория, концептуальные положения организаторской деятельности обстоятельно изложены в трудах ученых, которые внесли существенный вклад в создание традиций костромской научной школы, в решение проблем подготовки организаторов-лидеров: Льва Николаевича Уманского, Анатолия Николаевича Лутошкина, Льва Федоровича Спирина, Александра Львовича Уманского. На наш взгляд, очень точно определение сущности деятельности организатора дает А.Н. Лутошкин: «Выйти вперед и встать во главе других в общем-то бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведет, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди» [Лутошкин: 5].

Многие годы в педагогической науке и практике остается актуальной проблема подготовки будущих педагогов к организаторской деятельности, целью которой является развитие у них организаторских способностей, что обеспечивает успешность в целом профессиональной карьеры педагога. В Ярославском государственном педагогическом университете с 1998 года будущими учителями изучался специальный курс по организаторской деятельности [Щелку-нова: 2009].

Важность достижения указанной цели подтверждается и сегодня положениями профессиональных стандартов, в которых обозначены трудовые действия, связанные с решением организаторских задач в детско-юношеских объединениях, коллективах, организациях, движениях. Так, например, в стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» трудовая функция «воспитательная деятельность» конкретизируется следующими трудовыми действиями: помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления, развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Еще более обстоятельно и конкретно раскрываются трудовые функции и соответствующие трудовые действия по решению организаторских задач в стандарте «Специалист, участвующий в организации деятельности детско-юношеского коллектива (вожатый)»1: сопровождение деятельности временного детско-юношеского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления под руководством педагогического работника (планирование деятельности временного детско-юношеского коллектива под руководством педагогического работника в соответствии с ежедневным планом работы организации отдыха детей и их оздоровления, проведение игр, сборов и иных мероприятий во временном объединении, направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния, включение участников временного детско-юношеского объединения в систему мотивацион-ных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления) и оказание организационной поддержки обучающимся образовательной организации в создании, развитии и деятельности детско-юношеского коллектива или объединения, группы (информирование обучающихся о возможности создания и участия в деятельности детско-юношеского коллектива, планирование деятельности детско-юношеского коллектива или объединения, проведение организационных сборов, мероприятий и игр, направленных на формирование и развитие детско-юношеского коллек-

тива, анализ результатов его деятельности, информирование обучающихся о возможностях участия в конкурсах и проектах, направленных на развитие личностных качеств отдельных участников и всего детско-юношеского коллектива в целом).

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»2 не является исключением и определяет функцию «Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы», которая предусматривает планирование, подготовку и реализацию досуговых мероприятий.

В Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского организуется подготовка будущих педагогов к организаторской деятельности с учетом вышеизложенных целевых ориентиров и положений. Предусматривается решение конкретных задач, отражающих структуру организаторской деятельности, обеспечивающих развитие организаторских способностей, организаторской компетентности будущих педагогов. В связи с этим подготовка включает в себя освоение знаний (принципов, способов, алгоритма, правил организации деятельности), формирование навыков организации и самоорганизации (анализа и самоанализа, рефлексии, целе-полатания, планирования, самоконтроля), развитие организаторских умений (учет индивидуальных особенностей участников деятельности, обеспечение их мотивации, поддержание благоприятного психологического климата, регулирование отношений), а также формирование качеств (активность, ответственность, инициативность, общительность, тактичность, внимательность, самостоятельность и др.), обеспечивающих успешную организацию групповой и коллективной деятельности, самоорганизацию.

Особенно важно сформировать организаторские умения. «Организаторские умения - это способность человека быстро и эффективно применять имеющиеся организаторские знания на практике, действовать с учетом имеющегося опыта и сложившейся ситуации. Так, опытный организатор, встретившись с необходимостью организовать дело, которое ему раньше не приходилось выполнять, пытается тут же использовать в этой новой для него обстановке знание действий и приемов, которые он применял ранее в других обстоятельствах Умение в постоянно изменяющейся обстановке выбрать правильное решение и оперативно провести его в жизнь требует от организатора находчивости, смелости, твердости» [Лу-тошкин: 13].

Решение задач подготовки будущих педагогов к организаторской деятельности предусматривает, учитывая общепринятые подходы к подготовке педагогических кадров и специфику организаторской деятельности, реализацию следующих подходов:

- рефлексивно-деятельностного, означающего включение студентов в сознательную активную деятельность, ориентацию студентов на критическое восприятие информации, стимулирование их аналитической и рефлексивной деятельности, предоставление возможности студентам высказывать свою точку зрения на решение той или иной профессиональной задачи;

- субъектно-ориентироеанного, обеспечивающего субъектную позицию студента в процессе образовательной деятельности, обсуждение и принятие решений, затрагивающих их интересы, организацию учебно-воспитательного процесса, развитие механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания и самообразования студента, предполагающего разную степень оказания помощи обучающемуся, зависящую от его способностей, подготовленности к организаторской деятельности, от уровня сформированности субъектности;

- практико-ориентированного, направленного на подготовку студентов к выполнению трудовых действий и преодолению тех трудностей, с которыми они могут столкнуться как организаторы; включение их в активную и разнообразную организаторскую деятельность в учебном процессе и во внеучебное время, закрепление любого знания организаторской деятельности на практике; оценку формируемой компетенции на основе выполнения конкретных практических действий.

Подготовка к организаторской деятельности строится с опорой на общеизвестные дидактические принципы и принципы подготовки педагогических кадров: принцип научности, доступности, систематичности и последовательности обучения, наглядности, сознательности и творческой активности обучающихся и другие.

В контексте подготовки студентов к организаторской деятельности считаем целесообразным представить этот процесс как двусторонний и рассмотреть две группы специальных принципов: принципы организации деятельности преподавателей по подготовке будущих педагогов и принципы организации образовательной деятельности студентов [Рожков, Байбородова: 44].

При подготовке студентов к организаторской деятельности педагоги руководствуются такими специальными принципами, как мотивационное обеспечение деятельности, развитие субъектности обучающихся, проблемности, вариативности, вертикальной и горизонтальной интеграции.

Очевидно, что для развития организаторских способностей будущим педагогам важно овладеть опытом самоорганизации. В связи с этим считаем целесообразным выделить и учитывать при сопровождении обучающихся принципы организации индивидуаль-

Рис. 1. Модуль «Воспитательная деятельность»

ной образовательной деятельности студентов, которыми они должны руководствоваться как субъекты образовательного процесса [Байбородова 2016: 36]: принципы личной и профессиональной перспективы, самосознания и самоуправления, прогнозирования и проектирования индивидуальной образовательной деятельности, свободного и самостоятельного выбора и самоопределения, рефлексивности.

Различные аспекты организаторской деятельности осваиваются при изучении модуля «Воспитательная деятельность», который включает в себя три дисциплины: «Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности», «Технологии воспитательной деятельности» и «Вожатская деятельность в детских объединениях, коллективах, организациях, движениях», а также педагогические практики. Данный модуль структурно представлен на рисунке 1.

В курсе «Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности» изучаются теоретические положения, которые важно учитывать в организаторской деятельности. Курс включает изучение следующих тем:

1. Сущность воспитания, его закономерности и принципы.

2. Организация воспитательного процесса.

3. Содержание воспитания.

4. Педагогические средства воспитания.

5. Формирование воспитывающей среды в образовательной организации.

6. Самоуправление в детском коллективе.

7. Воспитательная система класса.

8. Функции и направления деятельности классного руководителя.

Особенно важно освоить вопросы организации деятельности коллектива: признаки и этапы развития коллектива; взаимодействие, взаимовлияние коллектива и личности; средства формирования и развития коллектива; стимулирование деятельности ребенка

в коллективе с учетом его способностей, развитие самоуправления в коллективе и др.

Технологически вопросы организаторской деятельности прорабатываются в практико-ориентиро-ванном курсе «Технологии воспитательной деятельности», в котором студенты осваивают субъектно ориентированные технологии, необходимые для организации деятельности детей на разных ее этапах: анализа, целеполагания, планирования, реализации намеченного, подведении итогов деятельности.

Курс «Вожатская деятельность в детских объединениях, коллективах, организациях, движениях» предназначен для подготовки студентов к работе в детских оздоровительных лагерях, а также к сопровождению подростков, молодых людей и их деятельности в детских объединениях и организациях. Он является практико-ориентированным и непосредственно нацелен на формирование и развитие организаторских способностей будущих педагогов. В нем рассматриваются следующие темы:

1. Основы организаторской деятельности вожатого.

2. Организаторская деятельность в группах, коллективах, объединениях.

3. Организаторская деятельность в разновозрастной группе.

4. Проектирование деятельности детского объединения.

5. Организация массовых мероприятий.

6. Технология развития самоуправления в детском коллективе.

7. Организаторская деятельность в детских организациях, движениях.

8. Организация деятельности временного детского объединения в условиях оздоровительного лагеря.

На разных этапах подготовки, при изучении всех дисциплин модуля «Воспитательная деятельность» на основе принципов цикличности, преемственности и практической направленности осваиваются

теория и методика организаторской деятельности: цель и задачи организаторской деятельности педагога, внешние и внутренние факторы, влияющие на их определение, проектирование содержательной и процессуальной составляющих, этапы, технологии организаторской деятельности педагога, организаторские приемы и методики, изменение позиции организатора в зависимости от этапа развития коллектива, возраста детей, их социального опыта, формирование субъектной позиции обучающихся и др.

Для усиления практической направленности теоретической подготовки к организаторской деятельности студенты при изучении каждой темы выполняют ряд заданий, например:

- составьте список вопросов для беседы с педагогом в целях оценивания эффективности его организаторской деятельности;

- составьте анкету для получения информации о готовности участников деятельности к выполнению самостоятельных организаторских действий;

- изучите опыт работы конкретного педагога, опишите перечень осуществляемых им организаторских действий, оцените их эффективность;

- разработайте рекомендации для педагога по реализации отдельных этапов организаторской деятельности в работе с группой воспитанников;

- разработайте план своих действий в качестве организатора на примере решения конкретной организаторской задачи (по выбору студента);

- предложите критерии оценки эффективности реализации педагогом организаторской функции и оцените по ним деятельность конкретного педагога;

- разработайте план изучения организаторских способностей детей. Оцените на основе подобранных методик организаторский потенциал конкретного воспитанника;

- предложите вариант действий педагога по развитию организаторских способностей детей в ситуации подготовки совместного творческого дела;

- изучите свой организаторский потенциал, составьте программу развития своих организаторских способностей;

- разработайте памятку для педагога по развитию организаторских способностей детей и др.

Эффективным способом развития организаторских способностей студентов является их участие в подготовке и проведение учебных занятий или их фрагментов.

Особое внимание уделяется развитию самоорганизации студентов, формированию у них потребности в саморазвитии. Этому способствуют субъектно ориентированные педагогические средства (фор-

Примерная схема учебного занятия

Этап занятия Деятельность преподавателя Деятельность студента

Самодиагностика Предлагает назвать задания, которые выполнялись к занятию, сказать, почему они были выбраны и какой результат самостоятельной работы, что узнали новое, чему научились Называет задания, объясняет свой выбор и представляет результат работы, отвечает на вопросы

Самоанализ Задает вопросы: Какие виды деятельности, задания вызвали сложности и почему? Что не получилось и почему? Что нужно учесть в дальнейшем? Отвечает на вопросы. Обменивается мнениями

Целеполагание, самоопределение Предлагает на основе проблем и трудностей, которые возникли при выполнении самостоятельной работы, определить цели своей деятельности на занятие, а затем желающим высказаться и обосновать свои цель и задачи Записывает индивидуальную цель и задачи на учебное занятие, обосновывает их

Определение содержания и способов изучения учебного материала Предлагает на основе программы дисциплины и поставленных на занятии учебных задач выбрать содержание материала для изучения, степень его глубины, сложности, самостоятельности, а также способ его изучения и формы представления результатов своей деятельности Выбирает вопрос(ы) для изучения, форму работы (учебник, Интернет, индивидуально или в паре (группе) и т. д., а также форму представления результатов работы)

Самостоятельная работа Наблюдает за деятельностью студентов, включается в общение с ними по их просьбе Работает самостоятельно, при необходимости обращается за помощью к другим студентам или преподавателю

Представление результатов Предлагает представить результат работы, задавать вопросы друг другу, дополнять информацию Представляет результаты работы, отвечает на вопросы

Самооценка Предлагает оценить свою работу, соотнести поставленные задачи на занятии и успешность их решения Оценивает свою деятельность, определяет достижения, проблемы и трудности

Определение задач, содержания и формы выполнения самостоятельной работы Предлагает обосновать задачи для самостоятельной работы на основе результатов и самооценки достижений, выбрать содержание и форму учебной деятельности Обоснованно выбирает вариант домашней самостоятельной работы с учетом поставленных задач

Таблица 1

мы, методы, технологии), которые используются в учебное время на занятиях и во внеучебное время. При подготовке студентов по педагогическим дисциплинам преподаватели реализуют субъектно ориентированную технологию, включающую в обобщенном виде следующие этапы: самодиагностику, самоанализ, самоопределение, самореализацию, самооценку, самоутверждение. Частный пример использования этой технологии на учебном занятии схематично представлен в таблице 1.

Эффективным средством подготовки студентов к организаторской деятельности является проектная деятельность, которая используется при изучении всех дисциплин модуля «Воспитательная деятельность» с учетом запроса самих обучающихся. Проектная деятельность является ярким примером субъектно ориентированной технологии, в которой студент осваивает самые различные способы самоорганизации и организации деятельности других.

В процессе проведения учебных занятий и во вне-учебное время организуется коллективная творческая деятельность, в процессе которой студенты на личном опыте осваивают ее технологию и способы организации, важные для будущей деятельности в качестве педагога [Титова].

Особенно активно проявляются и развиваются организаторские способности студентов в период практики. На первой практике, проектно-техноло-гической, студенты овладевают профессиональными умениями и навыками в области воспитания обучающихся, организацией внеурочной деятельности, разработкой и сопровождением программ индивидуального развития ребенка, а также педагогическими технологиями для решения профессиональных задач, связанных с организацией коллективной творческой деятельности; реализацией функций, направлений, форм работы классного руководителя; целеполага-ния, планирования и анализа в классном коллективе; организацией внеурочной деятельности в школе, развитием детского коллектива и самоуправления в нем; взаимодействием педагогов и семьи; проектированием элементов образовательного процесса и программ различных типов; проектированием индивидуальной образовательной деятельности обучающихся; организацией групповой работы.

На второй практике студенты овладевают профессиональными умениями и навыками в области организации развивающей и воспитательной деятельности на основе следующих образовательных технологий: технологии модульного обучения, индивидуализации и дифференциации; поисковых и исследовательских технологий, проблемного обучения, кейс-стади, проектной деятельности, диалоговых технологий (дискуссия, диспут, дебаты), технологии позиционного обучения, технологии «Развитие критиче-

ского мышления через чтение и письмо», организации игровой деятельности обучающихся, «Педагогические мастерские», «Портфолио», «Образ и мысль», технологии интеграции в образовательном процессе.

Следующая практика проводится в городских лагерях на базе образовательных организаций и детских оздоровительных лагерей, в период которой студенты учатся решать профессиональные задачи, связанные с формированием и развитием временного коллектива детского объединения, организацией знакомства детей друг с другом, вожатыми, педагогическим коллективом лагеря, организацией диагностики, коллективного целеполагания, планирования и анализа совместной деятельности; организацией разных видов совместной деятельности и регулированием взаимодействия детей разного возраста; проектированием и реализацией воспитательных и развивающих программ.

Значительное место в подготовке студентов к организаторской деятельности занимает внеучебная воспитательная деятельность, которая способствует развитию опыта организаторской общественно значимой деятельности через включение обучающихся в следующие виды социальной практики: социально значимые акции и движения; общественные организации, волонтерское движение; благотворительная деятельность; организация активного отдыха; выставки, смотры, конкурсы, фестивали, презентации, акции, ярмарки, представления и др.; охрана окружающей среды и др. Важно, чтобы сами студенты стали организаторами педагогических олимпиад, различных конкурсов педагогической направленности; конкурсов педагогического мастерства студентов, педагогических клубов, сообществ; праздников и других профессионально важных событий; мероприятий для обучающихся школ или воспитанников дошкольных образовательных учреждений; педагогических отрядов и др.

Необходимым условием и средством развития организаторских способностей является студенческое самоуправление как демократичная форма организации жизнедеятельности студенческого сообщества, которая предполагает развитие самостоятельности студентов в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Освоение студентами опыта организаторской деятельности в вузе, развитие самоуправления в студенческом коллективе является важным условием их подготовки к профессиональной деятельности, к воспитанию у школьников организаторских способностей и лидерских качеств. В этой связи важно, чтобы будущие педагоги в своей практической деятельности научились:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществлять коллективную разработку прав, обязанностей, ответственности обучающихся, правил

внутренней жизни факультета, группы и отношений между участниками образовательного процесса, контроль и самоконтроль;

- организовывать добровольное распределение функций, поручений, видов деятельности между студентами, учебными группами и объединениями, предусмотреть их ответственность и форму отчетности за результат деятельности;

- наделять обучающихся и органы самоуправления реальными правами;

- повышать роль общего собрания студенческой (учебной) группы, первичных объединений в решении вопросов жизни коллектива, факультета, формируя демократическую культуру у будущих педагогов;

- обеспечивать действенность принимаемых обучающимися решений, добиваться того, чтобы принятые решения выполнялись или обоснованно отменялись коллективным решением.

Организация воспитательной деятельности студентов во внеучебное время требует специального внимания всех субъектов образовательного процесса, согласованности их действий на единых концептуальных основаниях. В связи с этим с участием преподавателей и студентов разработана концепция воспитания и программа организации воспитательной деятельности в университете и на факультетах. Такие документы являются ориентиром и помощником в работе организаторов воспитательной работы в вузе, кураторов, преподавателей, студенческого актива.

В свете решения современных воспитательных задач, способствующих развитию самоорганизации, саморазвитию детей и молодых людей, особенно важно приобщить студентов к проектированию индивидуальной образовательной деятельности как субъектов построения своего образовательного пути. В этой связи преподаватели и магистранты, будущие педагоги-тьюторы, вместе со студентами осваивают педагогическое сопровождение и технологию проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся на период обучения в вузе при изучении модулей и дисциплин, конкретных тем, при прохождении педагогических практик. Через личный опыт будущие педагоги готовятся к организации подобного проектирования индивидуальной образовательной деятельности школьников.

Таким образом, подготовка студентов к организаторской деятельности - это многоаспектный и длительный процесс, который осуществляется непрерывно и преемственно, охватывает все сферы обучения и жизнедеятельности студентов, предусматривает объединение усилий преподавателей разных дисциплин и студентов, их партнерское взаимодействие.

Системно выстраивая деятельность по развитию организаторских способностей будущих педагогов, целесообразно предусматривать следующее:

- предоставлять возможность студентам осваивать теорию и практику организаторской деятельности в процессе изучения дисциплин, выполняя роль организаторов проведения учебных занятий;

- осуществлять сопровождение педагогической практики с учетом уровня подготовленности студентов к организаторской деятельности, включая их в процесс проектирования развития организаторских способностей;

- обеспечивать проявление студентами субъектной позиции при организации воспитательной деятельности, предоставлять будущим педагогам свободу выбора видов воспитательной деятельности на основе осознания индивидуальных задач развития организаторских способностей;

- поддерживать интерес студентов к развитию своих организаторских способностей через освоение новых сфер их применения, включение в разнообразные виды деятельности, использование в работе новых способов и технологий коллективной и групповой деятельности, взаимодействие с другими объединениями и группами в решении усложняющихся задач;

- осуществлять систематическое оценивание достижений студентов в организаторской деятельности, акцентирование внимания на положительных моментах, обсуждение возможных организаторских проблем, путей их предупреждения и решения.

Идеи известных ученых, труды талантливых преподавателей историко-педагогического факультета, традиции которого достойно в Костромском государственном университете продолжают Институт педагогики и психологии и Институт гуманитарных наук и социальных технологий, и сегодня являются теоретической и методической основой для разработки и реализации программы подготовки будущих педагогов к организаторской деятельности.

Примечания

1 Профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности детско-юношеского коллектива (вожатый)». URL: http://ivo.garant. ru/#/document/72150204/paragraph/l:0 (дата обращения: 03.11.2019).

2 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». URL: http://www. consultant, ru/cons/cgi/online .cgi?req=doc &base=LAW&n=305809&fld=134&dst=100009,0&r nd=0.03507904300672737#07888448100782124(дата обращения: 03.11.2019).

Список литературы

Байбородова Л.В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогиче-

ский вестник. Сер.: Психолого-педагогические науки: научный журнал. Ярославль, 2016. № 2. С. 35-41.

Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании: учебное пособие. Ярославль, 2014. 344 с.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений. М., 2005. 176 с.

ЛутошкинА.Н. Как вести за собой. М., 1986. 208 с.

Морозов А.В. Деловая психология. СПб., 2000. 576 с.

Познай себя / под рук. М.И. Рожкова, А.В. Воло-хова. М., 1993. 193 с.

Программа СПО ФДО «Лидер». М., 1992. 76 с.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание свободного человека: монография. Москва; Берлин, 2020. 264 с.

Стефановская ТА. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М., 1998. 368 с.

Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: кн. для учителя. М., 1993, 192 с.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 160 с.

Щелкунова Л.А. Технология организаторской деятельности: учеб.-метод. пособие. Ярославль, 2009. 154 с.

Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. 112 с.

References

Bayborodova L.V Principy organizacii individual'noj obrazovatel'noj dejatel'nosti studentov v pedagogi-cheskom vuze [Principles of the organization of individual educational activity of students in a pedagogical university]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik Psihologo-peda-gogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal [Yaroslavl pedagogical Bulletin of Psychological and pedagogical sciences: scientificjournal, 2016, vol. 2, pp. 35-41. (InRuss.)

Bayborodova L.V., Kharisova I.G. Tehnologii peda-gogicheskoj dejatel'nosti v dopolnitel'nom obrazovanii: uchebnoe posobie [Technologies of pedagogical activi-

ty in additional education: textbook], Yaroslavl, 2014, 344 p. (In Russ.)

Kojaspirova G.M., Kojaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar'. Dlja studentov vysshih i srednihpedagogicheskih uchebnyh zavedenij [Pedagogical dictionary. For students of higher and secondary pedagogical educational institutions]. Moscow, 2005, 176 p. (InRuss.)

Lutoshkin A.N. Как vesti za soboj [How to lead]. Moscow, 1986, 208 p. (InRuss.)

Morozov A.V. Delovaja psihologija [Business psychology], St. Petersburg, 2000, 576 p. (InRuss.)

Poznaj sebja [Know yourself] / led by M.I. Rozhkov, A.V. Volokhov. Moscow, 1993, 193 p. (InRuss.)

Programma SPO FDO «Lider» [The program of the SPO FDO "Leader"]. M., 1992, 76 p. (InRuss.)

Rozhkov M.I., Bayborodova L.V Vospitanie svobod-nogo cheloveka: monografija [Education of a free man: a monograph], Moscow; Berlin, 2020, 264 p. (In Russ.)

Stefanovskaya T.A. Pedagogika: nauka i iskusst-vo: Kurs lekcij: ucheb. posobie dlja studentov, prepoda-vatelej, aspirantov [Pedagogy: science and art. A course of lectures. Textbook for students, teachers, postgraduates], Moscow, 1998, 368 p. (InRuss.)

Titova E.V. Esli znat', как dejstvovat': razgovor о me-todike vospitanija: Kniga dlja uchitelja [If you know how to act: a conversation about the methodology of education. Abookforateacher], Moscow, 1993, 192 p. (InRuss.)

Umansky L.I. Psihologija organizatorskoj dejatel'nosti shkol'nikov [Psychology of organizational activity of schoolchildren], Moscow, 1980, 160 p. (InRuss.)

Shchelkunova L.A. Tehnologija organizatorskoj dejatel'nosti: uchebno-metodicheskoe posobie [Technology of organizational activity: educational and methodical manual]. Yaroslavl, 2009, 154 p. (InRuss.)

Shchurkova N.E. et al. Novye tehnologii vospita-tel'nogo processa [New technologies of the educational process]. Moscow, 1993, 112p. (InRuss.)

Статья поступила в редакцию 29.10.2021; одобрена после рецензирования 16.11.2021; принята к публикации 19.11.2021.

The article wassubmitted 29.10.2021; approved after reviewing 16.11.2021; acceptedfor publication 19.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.