Научная статья на тему 'РАЗГЛАШЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА КАК НАРУШЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ'

РАЗГЛАШЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА КАК НАРУШЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ / ДЕКЛАРАЦИЯ О ДОХОДАХ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / НАРУШЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ИНФОРМАЦИЯ / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / САЙТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таранина Таранина Екатерина

Рассмотрена формирующаяся криминологическая проблема - неприкосновенность частной жизни лиц, предоставляющих сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Авторами обращено внимание, что предоставление сведений, характеризующих имущественное положение лица, с одной стороны, является мерой противодействия коррупции, а с другой стороны, при несоблюдении процедуры обработки и передачи информации, может нарушить неприкосновенность его частной жизни. Продемонстрировано, что при помощи методик социальной инженерии имеется возможность определить персональные данные должностного лица, чьи сведения на сайтах государственных органов прямо или косвенно не указывают на него. Отмечается, что с увеличивающейся цифровизацией и информатизацией российского общества возникает необходимость защиты отдельных категорий от незаконного распространение сведений, составляющих личную тайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Таранина Таранина Екатерина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCLOSURE OF INFORMATION ABOUT INCOME, EXPENSES, PROPERTY AND PROPERTY OBLIGATIONS AS A VIOLATION OF PRIVACY

Considered the emerging criminological problem - the inviolability of the private life of persons who provide information about income, expenses, property and property obligations. The authors draw attention to the fact that the provision of information characterizing the property status of a person, on the one hand, is a measure against corruption, and on the other hand, if the procedure for processing and transmitting information is not followed, it may violate the inviolability of his private life. It is demonstrated that with the help of social engineering techniques, it is possible to determine the personal data of an official whose information on the websites of state bodies does not directly or indirectly indicate him. It is noted that with the increasing digitalization and informatization of Russian society, there is a need to protect certain categories from the illegal dissemination of information constituting a personal secret.

Текст научной работы на тему «РАЗГЛАШЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА КАК НАРУШЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-147-151 NIION: 2007-0083-2/23-272 MOSURED: 77/27-005-2023-02-472

Разглашение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как нарушение неприкосновенности частной жизни

Таранина Екатерина Игоревна

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, 97ekaterina@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена формирующаяся криминологическая проблема — неприкосновенность частной жизни лиц, предоставляющих сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Авторами обращено внимание, что предоставление сведений, характеризующих имущественное положение лица, с одной стороны, является мерой противодействия коррупции, а с другой стороны, при несоблюдении процедуры обработки и передачи информации, может нарушить неприкосновенность его частной жизни.

Продемонстрировано, что при помощи методик социальной инженерии имеется возможность определить персональные данные должностного лица, чьи сведения на сайтах государственных органов прямо или косвенно не указывают на него.

Отмечается, что с увеличивающейся цифровизацией и информатизацией российского общества возникает необходимость защиты отдельных категорий от незаконного распространение сведений, составляющих личную тайну.

Ключевые слова: неприкосновенность частной жизни, сведения о доходах, декларация о доходах, преступления, связанные с нарушением неприкосновенности частной жизни, нарушение неприкосновенности частной жизни, информация, достоверность информации, распространение информации, персональные данные, сайты государственных органов, противодействие коррупции

Для цитирования: Таранина Е. И. Разглашение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как нарушение неприкосновенности частной жизни // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 147-151. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-147-151.

Original article

Ekaterina I. Taranina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

97ekaterina@mail.ru.

Abstract. Considered the emerging criminological problem — the inviolability of the private life of persons who provide information about income, expenses, property and property obligations.

The authors draw attention to the fact that the provision of information characterizing the property status of a person, on the one hand, is a measure against corruption, and on the other hand, if the procedure for processing and transmitting information is not followed, it may violate the inviolability of his private life.

It is demonstrated that with the help of social engineering techniques, it is possible to determine the personal data of an official whose information on the websites of state bodies does not directly or indirectly indicate him.

It is noted that with the increasing digitalization and informatization of Russian society, there is a need to protect certain categories from the illegal dissemination of information constituting a personal secret.

Disclosure of information about income, expenses, property and property obligations as a violation of privacy

© Таранина Е. И., 2023

Keywords: privacy, income information, income declaration, crimes related to violation of privacy, violation of privacy, information, reliability of information, dissemination of information, personal data, websites of government agencies, anti-corruption

For citation: Taranina E. I. Disclosure of information about income, expenses, property and property obligations as a violation of privacy. Criminological journal. 2023. (2):147-151. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-147-151.

В стратегии национальной безопасности Российской ствие ей рассматривается в качестве одного из главных Федерации до 2020 г. даётся оценка коррупции как одной направлений государственной политики в сфере обеспе-из угроз национальной безопасности (ст. 38). Противодей- чения государственной и общественной безопасности.

70000000 60000000 50000000 40000000 30000000 20000000 10000000 о

Рис. 1. Динамика материального ущерба от преступлений коррупционной направленности

в 2017—2021 г. (в тыс. руб.)

Форма федерального статистического наблюдения «Сводный отчет по России. Отчет о результатах работы правоохранительных (правоприменительных) органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности» [7] демонстрирует увеличение

абсолютных показателей материального ущерба, причинённого государству преступлениями коррупционной направленности. Так, ущерб в 2017 г. составил более 39 миллиардов, а в 2021 г. — более 63 миллиардов (Рис. 1).

Не вызывает сомнений, что ущерб от преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в 2021 г., значителен, однако стоит также подчеркнуть, что защита личности от противоправных посягательств является первоочередной целью государственной политики.

Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» утвердил порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов. Исчерпывающий перечень категорий работников, федеральных государственных

гражданских служащих, сотрудников Министерств, ведомств, государственных учреждений указан в ст. 1 обозначенного выше нормативного правового акта.

Примечательным является то, что сведения подаются как в отношении должностных лиц, так и в отношении членов семей: супруга, супруги, несовершеннолетних детей. Таким образом, в действительности лиц, подающих справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — справка «о доходах...»), тем самым предоставляющих сведения, составляющие личную и семейную тайну, наблюдается большее количество.

С одной стороны, такое ограничение является мерой по противодействию коррупции (ст. 8) [1], а с другой стороны при несоблюдении процедуры обработки и передачи информации, указанной в декларации о доходах, нарушает право гражданина на неприкосновенность частной жизни и попадает под признаки преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ.

В размещаемых на официальных сайтах и предоставляемых общероссийским средствам массовой информации для опубликования сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера запрещается указывать:

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

б) персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи служащего (работника);

в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего (работника), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи;

г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества

В действительности же, персональные данные на сайтах государственных органов не указываются и не позволяют напрямую идентифицировать владельца имущества, однако имеется возможность при помощи открытых источников информации, в частности социальных сетей и мессенджеров, получить дополнительную информацию о лице.

Для достижения этих целей применяются методики социальной инженерии, в частности, OSINT — разведка по открытым источникам информации. Так, например, используя возможности открытого телеграмм канала «Глаз бога», имея только данные в виде фамилии, имени и отчества лица, чьи сведения о доходах должны публиковаться на официальных сайтах, может стать известна информация о:

1. Фамилии, имени и отчестве (данные из телефонных книг других лиц, клички, прозвища);

2. Возможном адресе регистрации с указанием номера квартиры;

3. Государственном регистрационном знаке транспортных средств.

4. Странице в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники»;

5. Адресе электронной почте;

6. Объявлениях, размещенных на интернет-площадках.

Указанная информация может зачастую используется в целях, не связанных с решением задач оперативно-розыскной деятельности: клевета, шантаж, вымогательство, подрывание деловой репутации лица и т. д.

Отметим, случаи незаконного получения данных, составляющих частную жизнь лица, возможны не только при осуществлении инициативного поиска (как правило в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), но и в случае обработки государственным органом, упреждением или организацией предоставленных сведений.

Процесс предоставления сведений о расходах, доходах и обязательствах имущественного характера состоит из нескольких этапов, на каждом из которых субъекты обработки персональных данных, законодательно наделенные правом проверки сведений, предоставляемых в том числе сотрудниками органов внутренних дел, могут осуществить незаконное собирание и распространение сведений, составляющих частную жизнь лица (ст. 137 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), пре-

вышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Важно подчеркнуть, что ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» [2] предусматривает обязанность лиц, осуществляющих обработку персональных данных не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

Г-Л

Отдел организации профилактики коррупционных и иных правонарушений

г---

Департамент государственной

службы и кадров

*______■

...

Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Рис. 2. Процесс предоставления и обработки информации, указанной в справке о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера в ОВД

Отметим, что отдельные нормативные правовые акты устанавливают категории информации, которые могут относиться к дефиниции «сведения, составляющие личную тайну». Так, например, под налоговой тайной понимают «любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел [...] сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов» (ст. 102 НК РФ) [3]. Раздел 1 («сведения о доходах»), раздел 2 («сведения о расходах») и раздел 3 («сведения об имуществе») справки «о доходах.» [5] содержат информацию, составляющую налоговую тайну (сведения о виде приобретенного имущества: земельные участки, недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги, цифровые финансовые активы и прочее; сведения о доходах: по основному месту работы, от научной и педагогической деятельности и другие), соблюдение которой гарантируется обозначенным выше Федеральным законом. Следует обратить внимание, что перечисленные сведения могут являться общедоступными с согласия налогоплательщика (п. п. 1 п. 1. ст. 102 НК РФ), в связи с этим, их дальнейшее распространение неорганично и предусматривает использование любыми лицами по их усмотрению, в том числе в противоправных целях.

Важным изменением действующего законодательства является дополнение ст. 102 Налогового Кодекса Российской Федерации пунктом 2.3 [4]. Так, с 1 августа 2022 г. передача третьим лицам сведений о налогоплательщике или плательщике взносов с его согласия не является разглашением налоговой тайны. Согласие, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, подается в налоговый орган в электронном виде. Сведения, содержащиеся в рассматриваемом документе и добровольно подлежащие исключению из категории «налоговая тайна», отражены в Письме Федеральной налоговой службы от 29 августа 2022 г. [6]. Упрощение процедуры обработки и распространения информации, а также снижение контроля в области защиты данных об имущественном состоянии налогоплательщика, предоставившего согласие, может принести ущерб гражданину, невмешательство в частную жизнь которого гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Отдельное внимание стоит обратить на защиту сведений, составляющих банковскую тайну. Так сотрудниками, предоставляющими сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, должен быть заполнен Раздел 4 («сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»). В Постановлении Конституционного суда от 14 мая 2003 г. отражено, что «предоставление банками, иными кредитными организациями и их служащими сведений о счетах и вкладах и операциях по счету, а также сведений о клиентах государственным органам и их должностным лицам) должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституционных прав» [8]. Стоит отметить, что сведения, подаваемые сотрудниками о банковских счетах и вкладах, информация о кредитных, депозитных, расчетных, валютных и других банковских операциях, также не подлежат распространению третьи лицам.

Как было отмечено ранее, распространение сведений, указанных в справках о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ. Правоприменительная практика в настоящее время складывается таким образом, что зачастую сотрудники правоохранительных органов осуществляют передачу сведений о материальном положении лица за определенное денежное вознаграждение, в том числе размещая предложения в «темном» сегменте сети Интернет.

К сожалению, достоверно не представляется возможным определить, какое количественное значение преступлений, предусмотренных ст. 137 УК РФ,

связано с распространением сведений, указанных в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Обозначенная статистическая позиция в формах ГИАЦ МВД России в настоящее время не имеет отражения. Заметим, что правоприменительная практика по данному вопросу только начинает формироваться.

Нами предполагается, что наибольшее количество фактов распространения сведений, содержащихся в справках «о доходах.», составляющих личную и семейную тайну, будет характерно для субъектов Российской Федерации Центрального Федерального округа и городов Федерального значения.

В виду значительного увеличения количества зарегистрированных преступлений, связанных с нарушением неприкосновенности частной жизни в 2017— 2021 г. (2017 г. — 440 преступлений, 2021 г. — 918 преступлений) представленное научное мнение позволяет подтвердить актуальность и необходимость дальнейшего исследования проблемы неприкосновенности частной жизни в том числе среди лиц, предоставляющих сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера. Отметим, что применение мер превентивного характера, сдерживающих преступность коррупционной направленности на определенном социально-допустимом уровне, должно быть разумным. Процесс собирания, обработки, хранения и передачи информации, указанной в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как меры противодействия коррупции, не должен способствовать незаконному распространению сведений, составляющих личную и семейную тайну.

Список источников

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 1 мая 2022 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Письмо Федеральной налоговой службы РФ

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

от 29 августа 2022 г. № АБ-4-19/11332 «О рекомендуемом формате Согласия, порядке его направления и порядке предоставления сведений» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Сводный отчет по России. Отчет о результатах работы правоохранительных (правоприменительных) органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности. Раздел 3. Сведения о причиненном преступлениями коррупционной направленности материальном ущербе и его возмещении // Сведения предоставлены ГИАЦ МВД России. 2017-2021 г.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Federal law «About counteraction to corruption» from December 25, 2008 № 273-FZ // SPS «ConsultantPlus».

2. Federal Law «About Personal Data» dated July 27, 2006 152-FZ // SPS «ConsultantPlus».

3. Tax Code of the Russian Federation Part One from July 31, 1998 № 146-FZ // SPS «ConsultantPlus».

4. Federal Law of May 1, 2022 № 120-FZ «On Amendments to Part One of the Tax Code of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

5. Decree of the President of the Russian Federation of June 23, 2014 № 460 «On Approval of the Form of Statement of Income, Expenses, Property and Property Obligations and Amendments to Certain Acts of the President of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

6. Letter of the Federal Tax Service of the RF of August 29, 2022 № AB-4-19/11332 «About the recommended format of the Consent, the order of its sending and the order of providing the information» // SPS «ConsultantPlus».

7. Summary report on Russia. Report on the results of law-enforcement (law-enforcement) agencies' work in combating crimes of corruption. Section 3. Information on material damage caused by crimes of corruption and its compensation // Information provided by the SIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017-2021.

8. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of May 14, 2003, № 8-P «On the case of verification of constitutionality of par. 2 p. 14 of the Federal Law «About Khanty-Mansiysk bailiffs' district» in connection with the decision of the Khanty-Mansiysk municipality» // SPS «ConsultantPlus».

Информация об авторе

Е. И. Таранина — преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the author

E. I. Taranina — Lecturer of the Department of Natural Sciences of the educational and scientific complex of Information Technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 12.01.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к публикации 22.05.2023.

The article was submitted 12.01.2023; approved after reviewing 03.04.2023; accepted for publication 22.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.